Введение
1. Теоретические основы анализа оборотного капитала производственных компаний в системе управления эффективностью бизнеса
1.1 Исторические аспекты развития теории управления оборотным капиталом
1.2 Теоретические основы анализа ликвидности при управлении оборотным капиталом компании
1.3 Теоретические основы анализа рентабельности при управлении оборотным капиталом
2. Текущее состояние анализа оборотного капитала в системе управления эффективностью бизнеса производственных компаний
2.1 Современное состояние управления оборотным капиталом в производственных компаниях
2.2 Анализ текущего состояния цикла оборотного капитала Dangote Cement PLC
2.3 Анализ зависимости оборотного капитала, ликвидности и прибыли в системе управления эффективностью бизнеса
3. Совершенствование методики анализа оборотного капитала в системе управления эффективностью бизнеса
3.1 Разработка методов анализа и повышения эффективности использования оборотного капитала
3.2 Концептуальные основы управления оборотным капиталом в системе управления эффективностью бизнеса производственных компаний
Заключение
Список использованных источников Приложения
Способность компаний поддерживать или улучшать свою финансовую мощь является довольно сложной задачей в современном конкурентном мире, так как каждая компания стремится быть финансово стабильной. Компании могут достичь этой цели путем эффективного внедрения управления оборотным капиталом (УОК). Ежедневная деятельность компаний зависит от эффективности оборотного капитала, поскольку он показывает деятельность компаний, т.е. в ее наличности, дебиторской задолженности, товарноматериальных запасов и кредиторской задолженности. Эффективное управление оборотным капиталом может гарантировать, что компания имеет возможность оплачивать свои счета и другие краткосрочные долги/обязательства по мере необходимости и в то же время зарабатывать достаточно прибыли, чтобы обеспечить выживание.
Управление оборотным капиталом (УОК) охватывает все виды деятельности, направленные на получение средств и их использование для необходимой предпринимательской деятельности. В разделе текущих активов отчета о финансовом положении компании отражаются запасы по состоянию на конец года, что препятствует риску дефицита запасов. Они также показывают остатки дебиторской задолженности - суммы, которую клиенты должны платить компании. Эта дебиторская задолженность стимулирует продажи, поскольку клиентам разрешается произвести платеж позже за товары, которые они получили от компании в кредит. Однако больший объем запасов и дебиторской задолженности показывает, что деньги связаны с оборотным капиталом. Одновременно с этим в разделе обязательств отчета о финансовом положении компании отражают кредиторскую задолженность, которая позволяет получать товары и услуги от поставщиков и произвести оплату позже. Это считается дешевым источником финансирования для компании.
В современном финансовом менеджменте управление оборотным капиталом (УОК) в компаниях является важной и сложной задачей из-за мотивации движимой ликвидностью и прибыли компаний. Размер оборотного капитала оказывает прямое влияние на производительность и состояние ликвидности компании. Управление оборотным капиталом охватывает управление текущими активами, текущими обязательствами и существующими между ними отношениями. «Чрезмерный уровень текущих активов может отрицательно сказаться на рентабельности компании, в то время как низкий уровень текущих активов может привести к снижению уровня ликвидности и дефициту запасов, что затрудняет поддержание эффективной операций» [66, с. 525] . Общая концепция оборотного капитала-это превышение текущих активов над текущими обязательствами. ОК - это попытка управления и контроля объема текущих активов и обязательств с целью максимизации рентабельности компании и получения надлежащего уровня ликвидности компании.
Для поддержания прочной и эффективной ликвидности компания должна иметь больше текущих активов (т.е. денежных средств, дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов), чем ее обязательства (кредиторская задолженность). Кроме того, компании должны гарантировать, что их текущие активы являются более ликвидными, чем их текущие обязательства. Управление ликвидностью подразумевает принятие решения по составу текущих активов и источников финансирования (т.е. текущих обязательств). Неэффективное управление ликвидностью может привести к финансовому кризису для компании. В дефиците ликвидности, компания не в состоянии выполнить свои обязательства перед поставщиками, и побуждает прекратить доставку сырья, приводит к дефициту запасов и препятствует производственному процессу. Это может привести компанию к потере доли на рынке, из-за дефицита запасов, взиманию банками более высоких процентных ставок и отказу одолжить деньги в связи с сокращением доходов компании и ликвидности. «Ликвидность показывает способность компаний конвертировать активы в наличные деньги легко и без потери стоимости» [57, с. 323]. Деньги является самым ликвидным активом для компаний, так как они могут быть использованы мгновенно, как бартер, в то время как другие активы занимают больше времени, чтобы быть преобразованы в наличные деньги. Компания с высокой стоимостью активов в финансовом положении, являясь прибыльной и имеющей положительный приток денежных средств, может иметь серьезные проблемы с ликвидностью. Кризис ликвидности в одной компании может распространиться по всей отрасли. Для того чтобы компании могли преодолеть неожиданные трудности (условия), такие как сезонные потребности , когда средства трудно получить из внешних источников, они должны поддерживать достаточный уровень оборотного капитала.
Компании работают, чтобы получать прибыль и продолжать работу в обозримом будущем. Увеличение прибыли за счет ликвидности может стать серьезной проблемой для компаний. Менеджеры компании должны всегда находить взаимовыгодные отношения между прибыльностью и ликвидностью. Не один не должен быть приоритетным по сравнению с другими, поскольку оба имеют одинаковое значение для компании. Компании не могут выжить в течение более длительного периода, если они игнорируют прибыль, и сталкиваются с несостоятельностью и банкротством, при пренебрежении ликвидностию. Однако руководители компаний, в большинстве случаев, в противоречивой ситуации пытаются достичь разумного баланса между уровнем прибыли (доход для акционеров) и ликвидностью, что обеспечивает выживание и дальнейшее существование компании. Это противоречие, потому что доходность и уровни ликвидности имеют обратную связь.
Для того, чтобы руководители могли успешно смягчить эту дилемму (достижение максимальной рентабельности и поддержание адекватного уровня ликвидности), им необходимо разработать надлежащую политику в области управления оборотным капиталом (УОК). «Оборотный капитал - это капитал, доступный для проведения повседневной деятельности Организации, обычно превышение текущих активов над текущими обязательствами» [32, с. 197]. «Управление оборотным капиталом - это инвестиции в текущие активы и текущие обязательства, которые обращаются за год или меньше и очень важны для повседневной деятельности компании» [42, с.52]. Эффективная УОК
менеджерами помогает достичь взаимовыгодной ликвидности и рентабельности компаний. Это может повлиять на принятие решений компаний о финансировании и инвестировании. Чрезмерное финансирование оборотного капитала компаний приводит к дополнительным затратам, таким как хранение и обслуживание. Избыточные денежные средства, дебиторская задолженность и запасы составляют стоимость утраченных возможностей для компании. Недостаточное финансирование оборотного капитала компаний снижает уровень ликвидности и поэтому подвергается риску.
Актуальность темы: управления оборотным капиталом компаниями является ежедневным требованием, поскольку компаниям необходима значительная сумма наличных средств для осуществления различных платежей, покрытия чрезвычайных расходов и закупки сырья для производства. Компании работают, чтобы получать прибыль для своих акционеров и выжить в долгосрочной перспективе. При внесении прибыли, они также обеспокоены своей позицей ликвидности. Компания должна получать прибыль для своих акционеров и в то же время удовлетворять своих кредиторов, своевременно оплачивая поставки. Компании пытаются достичь этих двух противоречивых целей ликвидности и рентабельности, сохраняя баланс в своем оборотном капитале, что позволяет достичь максимального уровня прибыли и адекватного уровня ликвидности. Поскольку акционеры заинтересованы в уровне рентабельности компании, кредиторы занимаются положением ликвидности, которое определяет способность компании урегулировать свои обязательства с ними. Оборотный капитал имеет важнейшее значение для эффективности, ликвидности и общего состояния компании. В нём отражены результаты деятельности, такие как: управление задолженностью и товарно материальными запасами, сбор доходов от должников и платежи поставщикам. Ликвидность важна для всех пользователей финансовой отчетности. «Даже очень прибыльная компания может обанкротиться, если она не в состоянии удовлетворить свои краткосрочные обязательства» [37, с. 201]. Финансовая
несостоятельность может возникнуть, когда компания не управляет своим оборотным капиталом для покрытия своих текущих обязательств. Это может привести к судебным искам против компании, ликвидации активов компании и потенциальному банкротству. Поэтому очень важно, чтобы компания успешно управляла своим оборотным капиталом. Оборотный капитал - это стратегия управленческого учета, которая обеспечивает достаточный объем текущих активов компании для покрытия своих обязательств. Эффективный оборотный капитал также помогает компаниям увеличивать доходы.
Постановка проблемы: ликвидности и рентабельности является ключевым фактором в определении развития, выживания, устойчивости, роста и производительности компаний. Проблема в том, чтобы определить уровень ликвидности и рентабельности, которые компания должна держать в своём финансовом отчете, чтобы обеспечить выживание компании. Менеджеры компаний должны принять решение о том, как выбрать или определить оптимальный уровень своего оборотного капитала с целью оптимизации двух целей максимизации прибыли для своих акционеров и поддержания адекватного уровня ликвидности, поскольку уровень ликвидности компании имеет обратное влияние на уровень прибыли. «Менеджеры бизнесподразделения находится в дилемме достижения желаемого компромисса между ликвидностью и производительность организации, с тем чтобы максимизировать ценность организации путем эффективного управления оборотным капиталом» [7, с.27]. Эта проблема очень важна, потому что большинство менеджеров поглощены максимизацией прибыли благодаря обещанным бонусам и другим преимуществам и склонны пренебрегать важностью управления ликвидностью. Однако максимизация прибыли становится проблемой, поскольку уровень ликвидности компании не достаточен для покрытия её краткосрочных обязательств по мере их поступления. Это может привести к несостоятельности с последствием судебных мер, принятых кредиторами против компании, ликвидация активов компании и потенциального банкротства.
Целью исследования является разработка методического инструментария анализа оборотного капитала в системе управления эффективностью бизнеса.
Вопросы исследования. Исследование призвано ответить на следующие вопросы:
а) может ли производственная компания быть прибыльной и иметь достаточную ликвидность в одно и то же время?
б) Какой эффект оборотного капитала цикл / наличными цикла преобразования на прибыльность и ликвидность Dangote цемент PLC.
Задачи: исследование призвано ответить на следующие вопросы:
а) рассмотреть исторические аспекты развития теории оценки управления оборотным капиталом;
б) уточнить понятия ликвидности и оборотного капитала компании;
в) сформировать концепцию управления оборотным капиталом;
г) разработать методику анализа рентабельности, ликвидности и оборотного капитала компании в системе управления эффективностью бизнеса;
д) предложить методику управления оборотного капитала компании
Объект исследования: Промышленное предприятия Dangote Cement PLC
Предмет исследования: Анализ оборотного капитала в системе управления эффективностью бизнеса.
Предмет исследования: Анализ оборотного капитала в системе управления эффективностью бизнеса.
Методология исследования в исследовании в описательной и количественной форме, с использованием таблиц, представлены финансовые и нефинансовые данные о компании. Они проанализированы путем расчета коэффициентов по данным финансовой отчетности. Данные компании из отчета о прибылях и финансовом положении проанализированы во второй главе.
Научная новизна проведенного исследования заключается в обосновании и разработке решений для методических и организационно-теоретических проблем анализа оборотного капитала в компаниях цементной отрасли. Получены следующие достижения, выносимые на защиту:
а) предложены этапы развития теории управления оборотным капиталом;
б) с целью уточнения понятия оборотный капитал в системе управления эффективностью бизнеса сделан акцент на взаимосвязь между ликвидностью и рентабельностью деятельности; представлено авторское видение компонентов, включаемых в расчет оборотного капитала;
в) модифицирована методика расчета показателей ликвидности, цикла оборотного капитала с учетом специфики деятельности Dangote Cement PLC, позволяющая точнее анализировать оборотный капитал компании в системе управления эффективностью бизнеса;
г) предложена матрица оценки баланса прибыльности и ликвидности цементных компаний с целью оценки приобретаемых Dangote Cement PLC компаний в процессе расширения своей деятельности;
д) разработана экономико-математическая модель управления оборотным капиталом производственных компаний, позволяющая прогнозировать минимальный размер оборотного капитала, требуемый для обеспечения нормальной жизнедеятельности компании;
е) сформированы концептуальные основы управления оборотным капиталом в системе управления эффективностью бизнеса производственных компаний.
Структура диссертации: Во введении и первой главе диссертации:
обоснована актуальность темы, степень научной разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и область исследования, теоретическая, методологическая и информационная базы, раскрыты научная новизна и практическая значимость, представлены: противоречивые вопросы, с которыми менеджеры сталкиваются в отношении управления оборотным капиталом, обзор литературы по рентабельности и управлению оборотным капиталом.
Во второй главе основное внимание уделяется оценке текущего состояния оборотного капитала компаний, описанию данных и их анализу.
В третьей главе представлены результаты исследования, рекомендации компаниям по критическим вопросам в отношении управления оборотным капиталом, приведены результаты апробации работы. В заключении сделаны выводы.
Степень изученности проблемы: Оптимальное и эффективное управление ликвидностью имеет решающее значение для обеспечения выживания и процветания малых фирм. Ликвидность относится к уровню наличности и наличных средств, а также к притоку денежных средств и оттоку этих активов. [47, с. 12]. подчеркивают важность ликвидности в компании как «вопрос жизни или смерти для малого бизнеса» так как малый бизнес может «выжить в течение длительного времени без прибыли, но не сможет прожить день, если не оплатит обязательства». Однако, по - мнению, Drever, этот важный вопрос в течение некоторого времени недостаточно рассматривался в некоторых странах, с ограниченными исследованиями в других. Он утверждает, что эффективное управление оборотным капиталом (Запасы, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности) имеет решающее значение для процветания и выживания малого бизнеса.
Drever считает, что «рациональность управления ликвидностью является наиболее важным фактором, влияющим на выживание и финансовое благосостояние малых предприятий». Управление ликвидностью принимает форму управления денежными средствами и кредитами. «Хотя наиболее важным аспектом управления денежными потоками является избежание расширенного дефицита наличных средств, управление кредитами подразумевает не только предоставление и получение кредитов клиентам и поставщикам, но также включает оценку индивидуальных клиентов, кредитные сроки и меры, принятые для обеспечения того, чтобы платежи были сделаны в срок» [35, с.314]. По мнению Deloof «Управление ликвидностью имеет важное значение с точки зрения, как оборотного капитала, так и рентабельности.
Плохое управление уровнем ликвидности означает, что средства излишне привязаны к простому имуществу, что сокращает ликвидность, а также возможности инвестирования в производственные активы». Deloof утверждает, что в то время как предоставление кредитов клиентам является недорогим источником финансирования, обратная сторона заключается в том, что деньги «заперты» в оборотном капитале. Он далее отмечает, что, хотя отсрочка платежа поставщикам может быть недорогостоящим и гибким источником финансирования для компании, несвоевременная выплата счетов-фактур может быть весьма дорогостоящей. Поэтому эффективное управление этими компонентами имеет важное значение. Для определения уровня оборотного капитала был разработан ряд аналитических коэффициентов, позволяющий составить баланс рентабельности и ликвидности.
В исследовании проанализированы отношения между эффективностью оборотного капитала и рентабельностью компании. Цикл оборотного капитала как теоретическая структура этого исследования показывает, что рентабельность и ликвидность влияет на УОК. Цикл оборотного капитала единица оборотного капитала, которая устанавливает период времени, за который компания конвертирует доллар оттока в доллар притока. Центральное понятие в Цикл оборотного капитала заключается в том, что компании могут улучшить рентабельность через эффективное управление ее компонентами (дебиторская задолжность, запасы и кредиторская задолжность). Применение цикл оборотного капитала в исследованию привело к более глубокому пониманию взаимосвязей между дебиторская задолжность, запасы и кредиторская задолжность, ликвидностью и рентабельностью. Применение цикл оборотного капитала на практике деловых отношений облегчило идентификацию и внедрение более прочного и комплексного подхода к оптимизации оборотного капитала и максимизации прибыли.
Управление ЦОК имеет решающее значение для производственных компаний, поскольку его длина определяет прибыльность и ликвидность компании. Вывод о том, что ЦОК имеет статистически значимую и положительную связь с прибыльностью компании, свидетельствует о сокращении периода кредитования клиентов, сохранении высокого уровня запасов и отсрочке платежей поставщику, что повысит прибыльность компании, но, следовательно, компания будет страдать от проблемы ликвидности. Как отмечается, компания проводила агрессивную политику оборотных средств, ориентируясь на прибыль. Это очень очевидно, когда текущие активы Dangote cement plc едва покрывают его текущие обязательства. Это означает, что Dangote Cement Plc не имеет достаточного количества оборотных активов, которые можно легко конвертировать в наличные деньги для погашения текущих обязательств, поэтому можно сказать, что компания не была ликвидной с 2012 по 2016 год, но позже стала прибыльной и ликвидной в 2017 и 2018 годах.
Также в исследовании предложено измерение оборотного капитала с использованием метода денежных потоков и с учетом наиболее ликвидных элементов составляющих оборотного капитала. Наличные деньги необходимы для выживания любой бизнес-организации. Рассчитанные коэффициенты подчеркивают проблему ликвидности и фокус прибыльности Dangote Cement Plc. Текущие обязательства компании превышают текущие активы и могут быть более ликвидными, чем текущие активы за предыдущие периоды, но улучшились за последние два года. Предложенные методы измерения оборотного капитала показали, что компания находится в более безопасном положении с уровнем ликвидности и рентабельности. Позднее в ходе исследования была разработана система управления оборотным капиталом, позволяющая компании поддерживать текущий уровень ликвидности и рентабельности.
Также в исследовании были внесены изменения в традиционные формулы для измерения ликвидности и цикла оборотного капитала. Они были изменены, чтобы включить другие переменные, которые также являются компонентом оборотного капитала. Затем была сформирована модель регрессии, чтобы помочь в прогнозировании оборотного капитала. Прогнозирование оборотных капиталов поможет компании спланировать источник финансирования оборотных средств и составление бюджета.