Проблемы, связанные с построением системы оплаты труда муниципальных служащих, изучаются с позиций различных научных дисциплин: экономики труда, трудового права, институциональной экономики, государственного и муниципального управления, управления персоналом.
Вопрос совершенствования системы муниципальной службы в целом получил широкое освещение в научной и методической литературе. Однако проблема увязки системы оплаты труда служащих с его результатами еще не нашла должного отражения в работах отечественных и зарубежных авторов и нуждается в дальнейшем исследовании.
Актуальность и недостаточная изученность проблем построения системы оплаты труда муниципальных служащих, необходимость определения путей повышения стимулирующей роли денежного содержания и совершенствования организации труда муниципальных служащих предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы, определили цель и задачи исследования.
Степень научной разработанности темы. За последние годы идеи о формировании современной муниципальной службы получили свое развитие.
Вопросы теории и практики муниципальной службы были отражены в трудах: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, К.С. Вельского, В.Г. Вишнякова, Б.Н. Габричидзе, Ю.А. Дмитриева, Н.М. Казанцева, О.Е. Кутафина, Л.А. Лукашова, Б.М. Лазарева, А.Ф. Ноздрачева, В.А. Прокошина, Ю.А. Розенбаума, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Н.Б. Топорнина, В.И. Фадеева и др.
Цель работы - выработать рекомендации по совершенствованию организации оплаты труда муниципальных служащих в МБУ «Дирекция благоустройства города».
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и роль муниципальной службы в системе местного самоуправления;
- изучить правовые основы муниципальной службы в России;
- проанализировать практику организации оплаты труда муниципальных служащих в МБУ «Дирекция благоустройства города»;
- выявить и описать проблемы организации оплаты труда муниципальных служащих;
- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда муниципальных служащих в Муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция благоустройства города».
Объектом исследования данной работы является Муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция благоустройства города».
Предмет исследования - система оплаты труда муниципальных служащих МБУ «Дирекция благоустройства города».
Теоретико-методологической базой исследования послужили общенаучные методы познания, экономическая теория, концепции общего и специального менеджмента, основы государственного и муниципального управления. Применялись различные подходы (системный, ситуационный, комплексный) и методы (классификации, обобщения, наблюдения, экспертного опроса и анкетирования, аналогии, сравнительного анализа, систематизации, анализа статистических данных).
Эмпирическая база исследования является годовая отчетность МБУ «Дирекция благоустройства города» г. Рязань за 2016 – 2018 гг.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников. Выпускная работа написана на основании изучения нормативно-правовой базы, учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий.
Одним из основных принципов самоорганизации муниципального образования является умение формировать финансовые ресурсы органов местного самоуправления и эффективно расходовать средства бюджета, в том числе на оплату труда муниципальных служащих.
Это невозможно без использования современных управленческих технологий, многие из которых применимы не только на коммерческих предприятиях, но и способны, при достаточно небольшой адаптации, существенно повысить эффективность муниципального управления и, как следствие, качество услуг (в широком их понимании), предоставляемых как самим органом местного самоуправления, так и муниципальными учреждениями (предприятиями) населению города, организациям и вышестоящим органам власти.
При использовании современных технологий менеджмента изменяется и сама система организации муниципальной службы. Внешняя среда города предопределяет выбор городской администрации в пользу новых управленческих технологий в сфере денежного содержания работников, так как политика государства в последнее время вынуждает решать муниципалитеты все более сложные задачи при сокращающемся финансировании.
Такой выбор диктует и потребитель услуг - горожанин, который за годы реформ все больше осознает, что может и хочет влиять на действия местных властей и не хочет платить посредством налогов за непонятную и непрозрачную деятельность. Горожанин готов нести расходы на содержание администрации только при условии высокоэффективной деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.
При этом денежное содержание должно соотноситься на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики, обеспечивая привлекательность муниципальной службы и конкурентоспособность муниципального образования как работодателя.
В соответствии с нормами действующего федерального законодательства неотъемлемыми составными частями денежного содержания муниципального служащего являются: должностной оклад, ежемесячные выплаты и иные дополнительные выплаты (конкретизируются законом субъекта РФ).
В ходе работы выявлено, что источником составления бюджетной сметы в МБУ «Дирекция благоустройства города» являются два бюджета – бюджет муниципального района и бюджет города Рязань. В связи с этим фонд оплаты труда финансируется из двух кодов бюджетной классификации. Согласно проведенного анализа и собранных данных видно, что в 2017 году было начислено заработной платы в сумме 2 722 361, 59 рублей за счет сметы районного бюджета или 84,56 %.
Фонд оплаты труда состоит из трех видов выплат – должностной оклад, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера.
В ходе анализа фонда оплаты труда выявлено, что фонд по окладам уменьшился в связи с сокращение штатной единицы на 21 158,33 рублей, что составляет 2,93 %, фонд компенсационных выплат 3862,90 уменьшился на 3862,90 рублей, в долях это составило 1,14 %. При этом заметна динамика в сторону увеличения фонда стимулирующих выплат на 177 280,29 рублей или 7,67 %. Это произошло вследствие выплаты годовой премии сотрудникам учреждения.
После проведенного анализа, обобщив выводы и конкретизировав материал, можно выделить несколько проблем:
– текучесть кадров, отсутствие карьерного роста;
– отсутствие обоснованности выплат стимулирующего характера;
– отсутствие критериев оценки эффективности деятельности персонала.
В соответствии с проведенным анализом системы оплаты труда и эффективности деятельности работников МБУ «Дирекция благоустройства города» был выявлен ряд проблем:
– текучесть кадров, отсутствие карьерного роста; – отсутствие обоснованности выплат стимулирующего характера; – отсутствие критериев оценки эффективности деятельности персонала. Для решения данных проблем были предложены рекомендации:
– ведение дополнительной мотивации работников;
– введение критериев эффективности деятельности работников; С целью понижения текучести кадров, адаптации персонала и увеличения возможности повышения карьерного роста предложено дополнительное нематериальное мотивирование сотрудников и организация повышения курсов квалификации. Примерные затраты на внедрение дополнительной нематериальной мотивации в виде поздравлений и поощрений составили 44 000, рубле, из них:
– поздравления с праздниками и Днем рождения – 44 000,00 рублей;
– поздравления за участие в конкурсах – 11 000,00 рублей. Данный бюджет выглядит достаточно скромно, но позволит внести вклад в мотивационную политику учреждения.
В соответствии с целями и задачами учреждения, работникам МБУ «Дирекция благоустройства города» для того чтобы выполнять свои должностные функции, необходимо пройти курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе. Обучение сотрудников проводится на договорной основе с образовательным учреждением. В связи с этим затраты на обучение увеличиваются, а финансирование на обучение выделяется в минимальных размерах. Для большей эффективности обучения сотрудников предложено обучение на рабочих местах, без выезда в другие города, что приведет к экономии расходов. Это позволит сэкономить значительные денежные средства, обеспечит максимальное количество слушателей и при этом улучшит качество обучения. Таким образом, экономия от данной формы обучения составляет 73 920,00 рублей. Благодаря этому возможно максимально обучить вновь поступающих сотрудников, чем увеличить эффективность их трудовой деятельности. В целом планирование карьеры в учреждении должно быть связано с мотивацией продвижения по служебной иерархии, и быть долгосрочной программой перемещения. Для рационального распределения фонда труда, эффективной и соответствующей оценки оплаты труда каждого работника МБУ «Дирекция благоустройства города» необходимо разработать Положение о критериях оценки деятельности работников. Согласно утвержденным критериям, установленные стимулирующие выплаты в виде персонального коэффициента будут соответствовать принципам адекватности, объективности, справедливости и содержать конкретное значение.
При внедрении критериев оценки эффективности деятельности работников, мы получим экономическую выгоду в распределении фонда оплаты труда в декабре месяце на 2 100,00 рублей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 2009. № 4.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [Текст] (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ [Текст] (ред. от 27.12.2018 N 559-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152
4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Текст] (ред. от 27.06.2019 N 152-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
Учебники, монографии, брошюры
6. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Практикум [Текст] / С.А. Авакьян. - М.: Городец, 2015. - 400 c.
7. Алексеев, С.С. Гражданское право [Текст]. Учебник / Алексеев С.С. - М.: Проспект, 2018. - 757 c.
8. Алиев И.М., Горелов Н.А. Экономика труда [Текст] / И.М. Алиев, Н.А. Горелов. – М.: Юрайт, 2014. – 670 с.
9. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления [Текст] / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2016. - 584 c.
10. Болтенкова Л.Ф. Местное самоуправление в системе федеративных отношений [Текст] . Лекция. М.: Изд-во РАГС. 2014. - 67 с.
11. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление [Текст]. Учебник / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2015. - 494 c.
12. Васильев А.А. Система муниципального управления [Текст] / Васильев А.А. Москва: Кнорус, 2016. - 734 с.
13. Васин, В. Н. Гражданский процесс [Текст] / В.Н. Васин, В.И. Казанцев. - М.: Академия, 2014. - 19 c.
14. Габричидзе, Б. Н. Российское таможенное право [Текст] : Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М.: Норма, 2016. - 448 c.
15. Дмитриев, Ю.А. Региональная экономика (для бакалавров) [Текст]. Учебник / Ю.А. Дмитриев, Л.П. Васильева. - М.: КноРус, 2017. - 416 c.
16. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие [Текст] / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: Нимб, 2016. – 622 с.
17. Исаев, И.А. История государства и права России [Текст] / И.А. Исаев. - М.: Юристъ; Издание 3-е, перераб. и доп., 2018. - 544 c.
18. Козлова, Е. И. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: ЮРИСТЪ, 2018. - 480 c.
19. Комментарии к приложениям по бухгалтерскому учету [Текст] / под ред. А.С. Бакаева. – М.: Юрайт-Издат, 2015. – 350 с.
20. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России [Текст] / В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. - Москва: Мир, 2017. - 288 c.
21. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России [Текст] / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт, 2015. - 336 c.
22. Фадеев В.И. Народное представительство. Историко-теоретические корни [Текст]: монография. М. : Проспект, 2015. – 168 с.
23. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление [Текст] : Учебник. М.: Юристъ 2013. – 321 с.
24. Шувалова Н.Н. Этика государственной и муниципальной службы [Текст] / Шувалова Н.Н. Москва: Юрайт, 2016. - 376 с.
25. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления [Текст]. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997. – 182 с.
Периодические издания
25. Аминов И.Р. История становления и развития полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и правопорядка // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 2 (76). - С. 14-18.
26. Аминов И.Р. Муниципальная собственность - особенности правового регулирования // В сборнике: Правовое развитие России XXI века: актуальные задачи юридической науки и практики сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященный 25-летнему юбилею института права Челябинского государственного университета. 2016. - С. 21-25.
27. Ковалева И.В. Этапы реализации механизма внутреннего маркетинга персонала / Ковалева И.В. // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 39. - С. 66–70.
28. Развитие системы персонала государственных служащих: особенности и пути совершенствования/ Михайлова О.В., Горлова Ю.С.// В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики, сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. - С. 182-184.
29. Шавылина, Ю. А. Электронные закупки по Закону № 44–ФЗ. Особенности. / Ю.А. Шавылина // Госзаказ в вопросах. – 2016. – № 4. – С. 19–25.
30. Шикунова, Н.М. Государственные и муниципальные заказы: расходование бюджетных средств / Н.М. Шикунова // Законность. – 2016. – № 17. – С. 20–23.
31. Шугрина Е.С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? / Шугрина Е.С. // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4. - С. 68-71.
Интернет-ресурсы
32. Официальный сайт города Рязани [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://admrzn.ru/ (дата обращения 20.08.2019)