Особенности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)
|
База исследования: муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска. В исследовании принимало участие 10 детей 5-6 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков. У всех детей выявлено фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Введение……………………………………………………………………….. ....3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием………………… ....5
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей…………….. …5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием…………………………………. …9
1.3. Особенности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием…………………….. ..11
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….. ..18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………… ..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………. ..20
2.2. Анализ результатов исследования……………………………….. ..22
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. ..25
Заключение……………………………………………………………………. ..26
Список использованных источников………………………………………... ..27
Введение……………………………………………………………………….. ....3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием………………… ....5
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей…………….. …5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием…………………………………. …9
1.3. Особенности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием…………………….. ..11
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….. ..18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………… ..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………. ..20
2.2. Анализ результатов исследования……………………………….. ..22
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. ..25
Заключение……………………………………………………………………. ..26
Список использованных источников………………………………………... ..27
Актуальность. Овладение ребенком произносительной стороной речи имеет большое значение, так как только правильно звучащая речь может быть понятна собеседнику и может служить для детей средством общения со взрослыми и сверстниками. Нарушение произносительной стороны речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста, вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Особое внимание необходимо уделять развитию произносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее – ФФН). Нарушения в произносительной стороне речи у дошкольников с ФФН, связано, как правило, с недостаточным различением звуков, произношение которых нарушено; звуков, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам.
Актуальность темы исследования обусловлено тем, что нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФН не позволяет полноценно развиваться этим процессам, а следовательно, искажает формирование речевой функциональной системы в целом.
Проблемами развития произносительной стороны речи занимались такие исследователи как А.В. Бедрина, которая описала применение коррекционно-педагогических технологий в ходе формирования произносительной стороны речи, К.С. Беляева, проследившая ее развитие у детей, Е.И. Редозубова, которая выделила отличительные особенности дошкольников с ФФН, Д.А. Хмура, описавший закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе. Такие исследователи, как Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко предложили систему обучения и воспитания детей с ФФН, которая включает коррекцию данного речевого дефекта.
Цель исследования – изучение процесса формирования произносительной стороны речи у детей с ФФН.
Задачи исследования:
- описать процесс развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать особенности произносительной речи у детей дошкольного возраста с ФФН;
- выявить в экспериментальном исследовании состояние произносительной речи у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования – произносительная сторона речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования – особенности произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии); эмпирические (анализ педагогической документации, анамнестических данных, индивидуальные беседы с детьми, тестирование); количественная и качественная обработка полученных результатов; интерпретационные методы.
Практическая значимость данного исследования состоит в уточнении и углублении сведений о характерных чертах произносительной стороны речи при ФФН у старших дошкольников, которые могут применить в своей работе логопеды в работе по формированию произносительной стороны речи у старших дошкольников с ФФН.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Актуальность темы исследования обусловлено тем, что нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФН не позволяет полноценно развиваться этим процессам, а следовательно, искажает формирование речевой функциональной системы в целом.
Проблемами развития произносительной стороны речи занимались такие исследователи как А.В. Бедрина, которая описала применение коррекционно-педагогических технологий в ходе формирования произносительной стороны речи, К.С. Беляева, проследившая ее развитие у детей, Е.И. Редозубова, которая выделила отличительные особенности дошкольников с ФФН, Д.А. Хмура, описавший закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе. Такие исследователи, как Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко предложили систему обучения и воспитания детей с ФФН, которая включает коррекцию данного речевого дефекта.
Цель исследования – изучение процесса формирования произносительной стороны речи у детей с ФФН.
Задачи исследования:
- описать процесс развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать особенности произносительной речи у детей дошкольного возраста с ФФН;
- выявить в экспериментальном исследовании состояние произносительной речи у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования – произносительная сторона речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования – особенности произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии); эмпирические (анализ педагогической документации, анамнестических данных, индивидуальные беседы с детьми, тестирование); количественная и качественная обработка полученных результатов; интерпретационные методы.
Практическая значимость данного исследования состоит в уточнении и углублении сведений о характерных чертах произносительной стороны речи при ФФН у старших дошкольников, которые могут применить в своей работе логопеды в работе по формированию произносительной стороны речи у старших дошкольников с ФФН.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Речевая функция имеет огромное значение для нормального психического развития детей, в ходе которого происходит развитие познавательной деятельности, умения мыслить понятиями. Полноценная коммуникация посредством речи представляет собой необходимый критерий реализации нормальных общественных контактов людей, что способствует расширению представлений детей о находящемся вокруг мире. Усвоение речи детьми в той или иной мере способствует регуляции его поведения, оказывает помощь в планировании адекватного участия в разнообразных формах общественной деятельности.
Нормальное речевое развитие может быть представлено развитием просодической стороны речи, фонематического слуха, формированием навыков произнесения фонем родного языка, овладением словарным запасом и правилами синтаксиса. В дошкольный период происходит активное становление фонетической стороны речи, развитие слоговой структуры и звуконаполняемости. С помощью слухового восприятия дети контролируют собственное произношение. Для полноценного усвоения звуковой стороны речи необходимо соответствующее фонематическое восприятие. выводы о связи фонематического слуха, фонематического восприятия с овладением навыками чтения и письма. В коррекции речевого недоразвития отвела фонематическому восприятию и звуковому анализу слов, связь артикуляции слышимого звука и его восприятия.
Особенностях речи детей с ФФН заключаются в отсутствии в речи тех или иных звуков и замене звуков, в замене группы звуков диффузной артикуляцией, нестойким употреблением звуков в речи, искажением одного или нескольких звуков. Для них характерна несформированность интонационной выразительности речи, фонематического слуха и восприятия.
Констатирующий эксперимент проводился в одном из дошкольных учреждений города Омска. В исследовании принимали участие 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методики, выбранные для проведения эксперимента были направлены на исследование особенностей произносительной стороны речи детей, а именно на обследование произношения звуков в слогах, словах и фразах, определение уровня сложности слоговой структуры слова, который доступен для самостоятельного проговаривания, фонематического слуха.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что большая часть обследованных дошкольников допускают большое число ошибок при произнесении изолированных звуков, слогов, слов и фраз, у них нарушено звукопроизношение двух и более звуков из разных групп, они допускают большое количество ошибок при произнесении слов различной слоговой структуры, воспроизведении слоговых рядов, в процессе придумывания слов на заданный звук. Остальные дети допускают ошибки при произнесении звуков в словах и в слогах со стечением согласных, они нечетко произносят звуки из одной группы, допускают ошибки при произнесении слов различной слоговой структуры, ошибаются при воспроизведении слоговых рядов, не на все звуки могут придумать слова. Ни у одного ребенка не было выявлено высокого уровня развития сформированности произносительной стороны речи.
Знание особенностей произносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет способствовать более эффективному планированию коррекционной работы в этом направлении, а именно формированию правильного звукопроизношения, звуко-слоговой структуры и фонематического слуха.
Нормальное речевое развитие может быть представлено развитием просодической стороны речи, фонематического слуха, формированием навыков произнесения фонем родного языка, овладением словарным запасом и правилами синтаксиса. В дошкольный период происходит активное становление фонетической стороны речи, развитие слоговой структуры и звуконаполняемости. С помощью слухового восприятия дети контролируют собственное произношение. Для полноценного усвоения звуковой стороны речи необходимо соответствующее фонематическое восприятие. выводы о связи фонематического слуха, фонематического восприятия с овладением навыками чтения и письма. В коррекции речевого недоразвития отвела фонематическому восприятию и звуковому анализу слов, связь артикуляции слышимого звука и его восприятия.
Особенностях речи детей с ФФН заключаются в отсутствии в речи тех или иных звуков и замене звуков, в замене группы звуков диффузной артикуляцией, нестойким употреблением звуков в речи, искажением одного или нескольких звуков. Для них характерна несформированность интонационной выразительности речи, фонематического слуха и восприятия.
Констатирующий эксперимент проводился в одном из дошкольных учреждений города Омска. В исследовании принимали участие 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методики, выбранные для проведения эксперимента были направлены на исследование особенностей произносительной стороны речи детей, а именно на обследование произношения звуков в слогах, словах и фразах, определение уровня сложности слоговой структуры слова, который доступен для самостоятельного проговаривания, фонематического слуха.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что большая часть обследованных дошкольников допускают большое число ошибок при произнесении изолированных звуков, слогов, слов и фраз, у них нарушено звукопроизношение двух и более звуков из разных групп, они допускают большое количество ошибок при произнесении слов различной слоговой структуры, воспроизведении слоговых рядов, в процессе придумывания слов на заданный звук. Остальные дети допускают ошибки при произнесении звуков в словах и в слогах со стечением согласных, они нечетко произносят звуки из одной группы, допускают ошибки при произнесении слов различной слоговой структуры, ошибаются при воспроизведении слоговых рядов, не на все звуки могут придумать слова. Ни у одного ребенка не было выявлено высокого уровня развития сформированности произносительной стороны речи.
Знание особенностей произносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет способствовать более эффективному планированию коррекционной работы в этом направлении, а именно формированию правильного звукопроизношения, звуко-слоговой структуры и фонематического слуха.



