КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА МУСУЛЬМАНИНА В СМИ (КОНТЕНТ - И ДИСКУРС-АНАЛИЗ)
|
Введение 3
Глава 1. Религиозная тематика в медиа-пространстве 7
§1.1 Роль СМИ в конструировании общественного мнения 7
§1.2 Религия в медиа-пространстве 10
§1.3 Проблема освещения ислама в масс-медиа 14
Глава 2. Мониторинг интернет-изданий республиканских и федеральных газет 20
§2.1 Анализ публикаций интернет-изданий (количественный и качественный контент-анализ) 20
§2.2 Дискурс-анализ статей 28
Заключение 52
Библиография 54
Глава 1. Религиозная тематика в медиа-пространстве 7
§1.1 Роль СМИ в конструировании общественного мнения 7
§1.2 Религия в медиа-пространстве 10
§1.3 Проблема освещения ислама в масс-медиа 14
Глава 2. Мониторинг интернет-изданий республиканских и федеральных газет 20
§2.1 Анализ публикаций интернет-изданий (количественный и качественный контент-анализ) 20
§2.2 Дискурс-анализ статей 28
Заключение 52
Библиография 54
Как известно, человек формирует представления о том или ином предмете в форме образов, которые, нередко, могут неверно отражать окружающую его реальность. При этом эти представления зачастую определяют отношение к данному предмету и формируют его поведение.
В современном российском пространстве инструментом в формировании общественного мнения являются средства массовой информации. Создавая в социуме идейные ориентиры, СМИ конструируют представления о том или ином явлении. И от того как в средствах массовой информации будет освещена та или иная проблема, так она будет спроецирована и обществом.
Очевидно, что в последние годы возрос интерес граждан России к политике. Данный факт, прежде всего, прослеживается в контексте политических событий в мире: войны в Сирии, конфликта на Украине, борьбы с международным терроризмом. Тем самым повышается роль масс-медиа в освещении международных и российских новостей и формировании общественного мнения.
По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2015 году, большинство россиян, а именно 62% узнают информацию по телевидению. Определяющим здесь является наличие на телевидении аналитических, дискуссионных ток-шоу. В которых выступают эксперты и аналитики, имеющие зачастую диаметрально противоположные мнения и аудитория сама может делать выводы из услышанного.
Однако, по результатам того же опроса новостные, аналитические и официальные сайты в Интернете достоверными источниками информации считают 43% россиян . При этом 70% россиян пользуются интернетом .
По мнению доктор исторических наук, профессора А. Малашенко «Огромное влияние на создание образа мусульманина оказали также средства массовой информации и массовая культура. В конце прошлого - начале нынешнего столетия российские СМИ способствовали религиозному возрождению, пробуждали интерес к религии. Они формировали «новых верующих», поддерживали соблюдение ими обрядов и укрепляли складывавшуюся религиозную идентичность» .
Из-за конструирования негативного образа ислама в средствах массовой информации есть объективная возможность обострения межрелигиозных конфликтов и укрепление в сознании граждан отрицательных нарративов.
Актуальность работы предопределяется возможностью роста исламофобии в контексте событий последних десятилетий, а также увеличение исследований ислама в определении «свой» и «чужой».
Теоретические аспекты конструирования образа ислама в целом, и мусульман в частности рассматривались многими авторами. Так, например, С.А. Рагозина в своей работе «Анализ лексической сочетаемости лексемы "ислам" в российских печатных СМИ (2010-2013)» анализирует «один из аспектов газетного дискурса об исламе с использованием методологии корпусной лингвистики». В заключении С.А Рагозина делает вывод о том, что в российских газетах присутствуют «элементы исламофобии».
Необходимо также упомянуть работу доктора политических наук Ш.С Сулеймановой: «Образ мусульман в федеральных СМИ: мифы о «чужаках» и «врагах России» как угроза единству нации». Автор, обозначая проблему роста исламофобии среди немусульманского населения России, видит её в отрицательных публикациях в масс-медиа, в которых чаще звучат оскорбительные обвинения в адрес мусульман. Одним из путей решения, возникшей проблемы Ш.С. Сулейманова считает, необходимым проведение следующих мероприятий: «информирование населения об основах мусульманской религии через СМИ; распространение информации о позитивной деятельности мусульман во всех регионах России».
Хронологические рамки работы охватывают период публикаций интернет-изданий газет «Известия» и «Казанские ведомости», а именно - 01.01.2011-31.12.2013.
Географические рамки исследования определены всей территорией Российской Федерации и конкретизированы Республикой Татарстан.
Методологическую базу исследования составляют такие общенаучные методы как количественный и качественный контент-анализ и дискурсивный анализ. Объектами контент-анализа и дискурс-анализа могут служить содержание публикаций в средствах массовых информаций, рекламных роликов, теле-радио передач и другие.
Метод контент-анализа может быть применен для ответа на поставленные вопросы в тех случаях, когда у исследователя имеется материальный источник информации, непосредственно относящийся к объекту исследования. И при условии, если у исследователя имеется доступ к данному носителю информации.
Дискурсивный анализ применим, прежде всего, для изучения текста «между строк», а также мнений и идеологий. При этом, необходимо установить социальный, политический контекст медиа-текста.
Сфера применения, в котором используется описанных нами методов, достаточно обширна. Их можно использовать в социологических исследованиях при проведении опросов и анкетировании, политических при изучении программ и документов, антропологических, а также в теологических исследованиях.
Целью дипломной работы является изучение и анализ публикаций, освещающих тему ислама и мусульман, через призму международных и внутрироссийских событий.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1) Изучить роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Рассмотреть какое место в информационном пространстве занимает религия, а также обозначить проблему освещения ислама в меди пространстве.
2) Осуществить анализ публикаций посредством качественного и количественного контент-анализа, а также дискурс анализа республиканских и региональных СМИ.
Объектом исследования являются газетные публикации (новости, мнения, интервью) в интернет-версиях газет «Известия» и «Казанские ведомости».
Предметом - терминологические, речевые, визуальные особенности освещения исламской тематики.
Научная новизна работы связана с введением в оборот нового эмпирического материала, а также с выявлением оснований формирования отношения к мусульманам посредством анализа и сравнения дискурса публикаций в интернет-версиях газет «Известия» и «Казанские ведомости».
Эмпирическим материалом к дипломной работе послужили интернетверсии газет «Известия» и «Казанские ведомости» в период с 01.01.2011 года по 31.12.2013 года. Были отобраны материалы, связанные с тематикой ислама и мусульман, как приверженцев данной религии.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
В современном российском пространстве инструментом в формировании общественного мнения являются средства массовой информации. Создавая в социуме идейные ориентиры, СМИ конструируют представления о том или ином явлении. И от того как в средствах массовой информации будет освещена та или иная проблема, так она будет спроецирована и обществом.
Очевидно, что в последние годы возрос интерес граждан России к политике. Данный факт, прежде всего, прослеживается в контексте политических событий в мире: войны в Сирии, конфликта на Украине, борьбы с международным терроризмом. Тем самым повышается роль масс-медиа в освещении международных и российских новостей и формировании общественного мнения.
По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2015 году, большинство россиян, а именно 62% узнают информацию по телевидению. Определяющим здесь является наличие на телевидении аналитических, дискуссионных ток-шоу. В которых выступают эксперты и аналитики, имеющие зачастую диаметрально противоположные мнения и аудитория сама может делать выводы из услышанного.
Однако, по результатам того же опроса новостные, аналитические и официальные сайты в Интернете достоверными источниками информации считают 43% россиян . При этом 70% россиян пользуются интернетом .
По мнению доктор исторических наук, профессора А. Малашенко «Огромное влияние на создание образа мусульманина оказали также средства массовой информации и массовая культура. В конце прошлого - начале нынешнего столетия российские СМИ способствовали религиозному возрождению, пробуждали интерес к религии. Они формировали «новых верующих», поддерживали соблюдение ими обрядов и укрепляли складывавшуюся религиозную идентичность» .
Из-за конструирования негативного образа ислама в средствах массовой информации есть объективная возможность обострения межрелигиозных конфликтов и укрепление в сознании граждан отрицательных нарративов.
Актуальность работы предопределяется возможностью роста исламофобии в контексте событий последних десятилетий, а также увеличение исследований ислама в определении «свой» и «чужой».
Теоретические аспекты конструирования образа ислама в целом, и мусульман в частности рассматривались многими авторами. Так, например, С.А. Рагозина в своей работе «Анализ лексической сочетаемости лексемы "ислам" в российских печатных СМИ (2010-2013)» анализирует «один из аспектов газетного дискурса об исламе с использованием методологии корпусной лингвистики». В заключении С.А Рагозина делает вывод о том, что в российских газетах присутствуют «элементы исламофобии».
Необходимо также упомянуть работу доктора политических наук Ш.С Сулеймановой: «Образ мусульман в федеральных СМИ: мифы о «чужаках» и «врагах России» как угроза единству нации». Автор, обозначая проблему роста исламофобии среди немусульманского населения России, видит её в отрицательных публикациях в масс-медиа, в которых чаще звучат оскорбительные обвинения в адрес мусульман. Одним из путей решения, возникшей проблемы Ш.С. Сулейманова считает, необходимым проведение следующих мероприятий: «информирование населения об основах мусульманской религии через СМИ; распространение информации о позитивной деятельности мусульман во всех регионах России».
Хронологические рамки работы охватывают период публикаций интернет-изданий газет «Известия» и «Казанские ведомости», а именно - 01.01.2011-31.12.2013.
Географические рамки исследования определены всей территорией Российской Федерации и конкретизированы Республикой Татарстан.
Методологическую базу исследования составляют такие общенаучные методы как количественный и качественный контент-анализ и дискурсивный анализ. Объектами контент-анализа и дискурс-анализа могут служить содержание публикаций в средствах массовых информаций, рекламных роликов, теле-радио передач и другие.
Метод контент-анализа может быть применен для ответа на поставленные вопросы в тех случаях, когда у исследователя имеется материальный источник информации, непосредственно относящийся к объекту исследования. И при условии, если у исследователя имеется доступ к данному носителю информации.
Дискурсивный анализ применим, прежде всего, для изучения текста «между строк», а также мнений и идеологий. При этом, необходимо установить социальный, политический контекст медиа-текста.
Сфера применения, в котором используется описанных нами методов, достаточно обширна. Их можно использовать в социологических исследованиях при проведении опросов и анкетировании, политических при изучении программ и документов, антропологических, а также в теологических исследованиях.
Целью дипломной работы является изучение и анализ публикаций, освещающих тему ислама и мусульман, через призму международных и внутрироссийских событий.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1) Изучить роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Рассмотреть какое место в информационном пространстве занимает религия, а также обозначить проблему освещения ислама в меди пространстве.
2) Осуществить анализ публикаций посредством качественного и количественного контент-анализа, а также дискурс анализа республиканских и региональных СМИ.
Объектом исследования являются газетные публикации (новости, мнения, интервью) в интернет-версиях газет «Известия» и «Казанские ведомости».
Предметом - терминологические, речевые, визуальные особенности освещения исламской тематики.
Научная новизна работы связана с введением в оборот нового эмпирического материала, а также с выявлением оснований формирования отношения к мусульманам посредством анализа и сравнения дискурса публикаций в интернет-версиях газет «Известия» и «Казанские ведомости».
Эмпирическим материалом к дипломной работе послужили интернетверсии газет «Известия» и «Казанские ведомости» в период с 01.01.2011 года по 31.12.2013 года. Были отобраны материалы, связанные с тематикой ислама и мусульман, как приверженцев данной религии.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Международный терроризм, продолжающиеся на протяжении многих лет конфликты в странах Ближнего Востока, миграционные вопросы в Европе. Все эти проблемы, освещаемые на страницах средств массовой информации, так или иначе, затрагивают мусульман. Террористическая группировка ДАИШ (запрещенная в РФ) провозгласила своей «официальной» религией «чистый ислам». Однако в действительности - это пропаганда воинственного, радикального ислама, который не имеет ничего общего с основами исламского вероучения.
Таким образом, информацию о мусульманах, в большинстве своем, аудитория конструирует из СМИ в контексте военных конфликтов, терактов, убийств. Вместе с тем следует подчеркнуть, что, играя значительную роль в формировании общественного мнения об исламе, средства массовой информации должны быть ответственными за публикуемый материал. Любая допущенная терминологическая ошибка или искажение фактов будут только усиливать у аудитории негативное представление о данной конфессии.
Основной задачей СМИ является оперативное распространение информации. Однако, при подготовке сюжетов, на религиозную тематику от журналиста требуется глубокое понимание вопроса и тщательное изучение материала, при этом недопустима подмена понятий. Манипулирование аудиторией для достижения определенных целей, а также ошибки допускаемые, авторами статей, могут привести к разжиганию межрелигиозных конфликтов, возникновению исломофобии.
В работе был проведен контент-анализ и дискурс-анализ публикаций в газетах общефедерального и регионального значения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013 годы. Результаты контент-анализа публикаций, а также заголовков статей позволяют нам сделать вывод, что информационное освещение вопросов ислама в газетах «Известия» и «Казанские ведомости» значительно отличаются. В республиканской газете нет ни одной статьи, содержащей негативное отношение к мусульманам. При возникновении проблемных вопросов по межрелигиозной тематике, публикации в газете не ограничены новостными сюжетами. Такое положение обусловлено, прежде всего, политикой республиканских властей по недопущению исламофобии и достижению принципов мультикультурализма в обществе.
В исследованных публикациях в газете «Известия» об исламе и мусульманах преобладает негативная коннотация. Сюжеты о ситуации в Египте, Ливии, Сирии всегда сопровождаются понятиями «исламист», «террорист». Новостные статьи о противостоянии между шиитами и суннитами - это всегда убийства, погромы. Таким образом, у читателя формируется негативный образ об исламе, как о религии радикалов и террористов.
При анализе дискурса рассматриваемых публикаций на религиозную тематику просматривается идеологическая составляющая. Манипулирование религиозными чувствами верующих для достижения определенных политических целей, зачастую приводят к межэтнической и межрелигиозной вражде. В данной ситуации задачи СМИ, прежде всего, это - недопущение поспешных выводов и максимально полное и объективное информирование читателя.
Играя основную роль в формировании общественного мнения и конструирования образа мусульманина, средства массовой информации должны понимать социальную ответственность перед своей аудиторией. Недопустимо однобокое освещение религиозных вопросов, в контексте террористических актов, погромов, нападений. Для полного и объективного освещения исламского вероучения необходимы публикации об истории ислама, основных канонах и понятиях. Формирование в обществе толерантности и веротерпимости через призму публикаций в средствах массовой информации.
Таким образом, информацию о мусульманах, в большинстве своем, аудитория конструирует из СМИ в контексте военных конфликтов, терактов, убийств. Вместе с тем следует подчеркнуть, что, играя значительную роль в формировании общественного мнения об исламе, средства массовой информации должны быть ответственными за публикуемый материал. Любая допущенная терминологическая ошибка или искажение фактов будут только усиливать у аудитории негативное представление о данной конфессии.
Основной задачей СМИ является оперативное распространение информации. Однако, при подготовке сюжетов, на религиозную тематику от журналиста требуется глубокое понимание вопроса и тщательное изучение материала, при этом недопустима подмена понятий. Манипулирование аудиторией для достижения определенных целей, а также ошибки допускаемые, авторами статей, могут привести к разжиганию межрелигиозных конфликтов, возникновению исломофобии.
В работе был проведен контент-анализ и дискурс-анализ публикаций в газетах общефедерального и регионального значения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013 годы. Результаты контент-анализа публикаций, а также заголовков статей позволяют нам сделать вывод, что информационное освещение вопросов ислама в газетах «Известия» и «Казанские ведомости» значительно отличаются. В республиканской газете нет ни одной статьи, содержащей негативное отношение к мусульманам. При возникновении проблемных вопросов по межрелигиозной тематике, публикации в газете не ограничены новостными сюжетами. Такое положение обусловлено, прежде всего, политикой республиканских властей по недопущению исламофобии и достижению принципов мультикультурализма в обществе.
В исследованных публикациях в газете «Известия» об исламе и мусульманах преобладает негативная коннотация. Сюжеты о ситуации в Египте, Ливии, Сирии всегда сопровождаются понятиями «исламист», «террорист». Новостные статьи о противостоянии между шиитами и суннитами - это всегда убийства, погромы. Таким образом, у читателя формируется негативный образ об исламе, как о религии радикалов и террористов.
При анализе дискурса рассматриваемых публикаций на религиозную тематику просматривается идеологическая составляющая. Манипулирование религиозными чувствами верующих для достижения определенных политических целей, зачастую приводят к межэтнической и межрелигиозной вражде. В данной ситуации задачи СМИ, прежде всего, это - недопущение поспешных выводов и максимально полное и объективное информирование читателя.
Играя основную роль в формировании общественного мнения и конструирования образа мусульманина, средства массовой информации должны понимать социальную ответственность перед своей аудиторией. Недопустимо однобокое освещение религиозных вопросов, в контексте террористических актов, погромов, нападений. Для полного и объективного освещения исламского вероучения необходимы публикации об истории ислама, основных канонах и понятиях. Формирование в обществе толерантности и веротерпимости через призму публикаций в средствах массовой информации.
Подобные работы
- Роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике (Югорский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



