Введение 3
Глава 1 Теоретический аспект развития памяти детей в старшем дошкольного возраста 6
1.1 Характеристика памяти в старшем дошкольном возрасте 6
1.2 Приемы работы воспитателя в процессе развития памяти
воспитанников 11
Глава 2 Практическая диагностика уровня памяти воспитанников в ДОУ 20
2.1 Экспериментальная диагностика уровня развития памяти воспитанников 20
2.2. Программа развития памяти дошкольников 26
2.3 Повторная экспериментальная диагностика уровня развития памяти
воспитанников 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Ценность памяти в жизни человека очень высока. Абсолютно все, что мы знаем, способны сделать, является следствием способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, навсегда окажется в положении новорожденного, будет существом, неспособным чему-либо научиться, чему-либо научиться, и его действия будут определяться только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, навыки, способности, без которых немыслимы ни успешное обучение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и способен, то есть чем больше у него в памяти, тем больше он сможет донести до своего народа, своей Родины.
«Мозг скорее подвержен ржавчине от неиспользования, чем от перегрузки», - остроумно сказал один психолог. Конечно, от длительной и непрерывной умственной работы можно испытывать переутомление, но это только потому, что мы просто не знаем, как использовать все наши ресурсы (согласно расчетам фон Неймана - создателя кибернетики - в принципе, человеческого мозга может вместить от 10 до 20 единиц информации, что означает, что каждый из нас может выучить все, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).
Память играет особую роль в развитии дошкольника, в процессе которого ученики должны учиться и твердо запоминать большое количество разнообразного материала. Поэтому важно развивать свою хорошую память. Память человека считается хорошей, если он быстро запоминает необходимый материал, надолго сохраняет его в своей памяти и добросовестно воспроизводит его.
В настоящее время проблема развития памяти дошкольников является особенно актуальной. В условиях изменения образовательных стандартов постоянный рост потока информации увеличивает нагрузку на интеллектуальные функции дошкольника, его мнемонические процессы.
Ребенку нужно много знать и много помнить, с каждым днем все больше и больше. Память является основой способностей человека, является предпосылкой успешного обучения, приобретения знаний, формирования навыков. К сожалению, в практике обучения дошкольников недостаточное внимание уделяется формированию адекватных и рациональных приемов запоминания у дошкольников. В дошкольном возрасте память, как и другие психические процессы, претерпевает значительные изменения.
Вопрос о развитии памяти детей породил большой спор в психологии. Некоторые психологи говорят, что память не развивается, а оказывается максимальной в самом начале развития ребенка. Другие психологи говорят, что память очень сильна в раннем возрасте, и по мере развития ребенка она становится слабее.
Зигмунд Фрейд работал над развитием индивидуальных особенностей памяти у детей. Истомин. Она выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в учебном процессе. Многие другие ученые, такие как З. Фрейд, А.Р. Лурия Л.С. Выготский, А. Бине и другие. Память считается одним из самых развитых разделов психологии. Но дальнейшее изучение законов памяти в наши дни вновь сделало это одной из ключевых проблем. В настоящее время у науки нет единой теории памяти.
Это все вышеперечисленное и обусловлено актуальностью темы этой выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: определить особенности развития кратковременной слуховой и кратковременной зрительной памяти детей в старшем дошкольном возрасте
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития кратковременной слуховой и кратковременной зрительной памяти.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть для получения исходных данных теоретический аспект развития памяти детей дошкольного возраста.
2. Провести для выявления уровня развития кратковременной слуховой и кратковременной зрительной памяти экспериментальную диагностику развития памяти воспитанников группы №5 детского сада №77 «Теремок».
3. Применить для повышения уровня развития кратковременной слуховой и кратковременной зрительной памяти приемы развивающие память в дошкольном возрасте.
4. Провести для выявления динамики уровня развития кратковременной слуховой и кратковременной зрительной памяти повторную диагностику после проведения экспериментальной деятельности воспитанников группы №5 детского сада №77 «Теремок»
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В заключение следует отметить, что память - это форма ментального отражения, заключающаяся в консолидации, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что позволяет повторно использовать его в деятельности или возвращать в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является наиболее важной когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память является основой умственной деятельности. Без этого невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Память является отражением переживания человека посредством запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильное влияние оказывает эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий отпечаток в сознании и запоминается надолго и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит от силы воли человека. Таким образом, память связана с чертами личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и контролирует их, основываясь на целях и задачах, которые он ставит в своей деятельности. Память уже вовлечена в акт восприятия, потому что без распознавания восприятие невозможно. Но память также действует как самостоятельный психический процесс, не связанный с восприятием, когда объект воспроизводится в его отсутствии.
Как показал анализ, память является одним из важнейших механизмов учебной деятельности и необходимо диагностировать уровень развития памяти в процессе учебной деятельности.
Диагностика, проведенная в данной работе, показала, что уровень развития сократительной зрительной и слуховой памяти, а также процесс запоминания находится на среднем и низком уровне как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Чтобы ускорить развитие этих типов памяти у детей дошкольного возраста, была предложена программа развития памяти, которая была применена к экспериментальной группе, в то время как эта программа не была реализована в контрольной группе.
Экспериментальная работа доказала, что системная и целенаправленная работа необходима для развития памяти, поскольку до экспериментальной работы они нашли все 9 необходимых картинок за отведенные 45 секунд только у 2 учеников, после эксперимента их число увеличилось до 4, 12 вместо 5 человек справились. При этом задача находится на высоком уровне, так как я добавил 7-8 снимков за 45-55 секунд. На среднем уровне 10 учеников справились с заданием, и только 3 человека справились с заданием на низком уровне. Таким образом, количество справившихся с заданием на среднем и низком уровне сократилось с 74% до 48% процентов.
Поскольку до эксперимента только 3 респондента точно воспроизвели ряд цифр, предложенных студентами после эксперимента, их было уже 5, число респондентов, допустивших 1-2 ошибки, увеличилось с 6 до 8 респондентов, остальные студенты с этим справились задание на среднем уровне не один студент с повторным диагнозом, который бы справился с заданием на низком уровне.
Таким образом, анализ показывает, что уровень развития процесса обучения после эксперимента находится на среднем уровне. Так как количество людей, которые справились с этой задачей на среднем и низком уровне, сократилось с 67% до 55% респондентов.
Аналогичная программа не применялась к контрольной группе, поэтому их показатели остались на прежнем уровне.
1. Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 2013. - 178 с.
2. Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя: практ. пособие / Е.В. Ашкинезер. - Мозырь. Белый Ветер, 2014. - 67с
3. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., - 2014. - 213 с.
4. Бархатова, С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у дошкольников // Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М., - 2016. - C. 112-242.
5. Белых, В.К. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2015. - 32 с.
6. Белых, В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2015. - 64 с.
7. Блонский, П.П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, - 2017. - 208 с.
8. Бозиева, С.К., Ногерова, Н.Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44 - С. 17 - 19.
9. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение. - 2015. - 136 с.
10. Брунер, Дж. О познавательном развитии: I, II // Исследование развития познавательной деятельности. - М., - 2012. - C. 25-99.
11. Булгаков, О.А. Память человека и возможность ее улучшения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №1. - С. 23 - 27.
12. Бьюзен, Т. Усовершенствуйте свою память. - М.: Попурри, - 2016. - 256 с.
13. Гаврина, С.К., Кутявина Н.Н., Топоркова, И.В., Щербинина С.С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. - М.: Олма Медиа Групп, - 2014. - 96 с.14.
14. Гольдфельд, И.Л. Развитие памяти у старших дошкольников / И.Л. Гольдфельд, О.Г. Кузьмина // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. - 2015. - № 11. - С. 118-123.
15. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. - М., - 2015. - 152 с.
16. Дубровина, И.В. Зрительное восприятие и память. - М., - 2015. - 123 с.
17. Изюмова, С.А. Свойство активированности и процессы переработки и хранения информации у человека // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. - М., - 2014. - C. 148-163.
18. Изюмова, С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - C. 110-118.
19. Калмыкова, З.И., Орлова, А.М. Особенности интеллектуальной деятельности воспитанников // Психологические проблемы дошкольников. - М., - 2013. - C. 157-206.
20. Лейтес, Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях дошкольников // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - C. 9-19.
21. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. - М. Просвещение, - 2013. - 173с.
22. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, - 2014. - 96 с.
23. Федяинова, А.О., Степанова, Н.А. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 262-263
24. Щедровицкий, Л.В. Проблемы развития способностей // Психологический журнал. - 2012. Т. 5. - № 5. - C. 13-26.
25. Шупикова, В.С. Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры // Концепт. - 2013. - Т. 3. - С. 1891-1895.