ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1 Общее представление о гидронамывах.
Крупномасштабные гидронамывы как угроза техногенных катастроф 5
1.2 Последствия воздействия гидронамывов на окружающую среду 9
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ И НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГИДРОНАМЫВОВ 14
3.1. Требования законодательства в области гидронамывов и ИЗУ.... 14
3.2. Нормативные требования по созданию ИЗУ 17
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ПЛОЩАДИ АКВАТОРИИ
Р. КАЗАНКИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ГИДРОНАМЫВОВ 32
4.1. Река Казанка как природный объект 32
4.2. Анализ состояния площади акватории р. Казанки на основе
космоснимков и фотофиксации разных лет, динамика изменения площадей 36
4.3. Расчет нанесенного экологического ущерба по действующим
методикам 42
4.4. Динамика гидрохимических показателей под влиянием
гидронамывов 65
ГЛАВА 5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ 74
5.1. О необходимости корректировки Закона по созданию ИЗУ 74
5.2. Предложения по мероприятиям по экореабилитации реки
Казанки 75
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
В России в последние годы остро встает проблема последствий создания искусственных земельных участков (ИЗУ) для строительства за счет гидронамывов на окружающую среду.
Проблема создания искусственных островов с годами становится все более актуальной ввиду реализации ИЗУ из-за нехватки существующей территории в приморских городах, в которых преобладает плотная застройка. В Санкт- Петербурге часть города, выходящая к дельте Невы и к Невской губе, расположена на насыпной территории. Более половины части суши Г олландии является польдером, то есть участком, образованным искусственно посредством осушки озер и болот. Острова Пальм в Объединенных Арабских Эмиратах - это архипелаг, состоящий из искусственных островов, площадь которых составляет
60,35 кв. км. В Японии новые территории создаются даже из прессованного мусора. Также планируется получить участок из коралловых ростков и признать его территорией, принадлежащей Японии (businessman.ru/iskusstvennyie- zemelnyie-uchastki-federalnyiy-zakon.html).
На сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок создания и освоения уже образованных искусственных земельных участков (ИЗУ), является Федеральный закон от 19.07.2011г. № 246 - ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 Закона №ФЗ-246 ИЗУ создается путем намыва или отсыпки грунта. Исходя из строительных норм и правил, ИЗУ является природно-техногенным массивом, образованным намывом грунтов на естественное основание и ограниченным площадью намыва, а по глубине - активной зоной взаимодействия с геологической средой.
Между тем создание ИЗУ (гидронамывы) являются чрезвычайно опасными для водных объектов, приводя к заилению и загрязнению водоемов, антропогенному эвтрофированию, вызывая изменения конфигурации дна и берегов.
Целью настоящей работы является оценка воздействия гидронамывов на реке Казанка в г. Казани на окружающую среду.
В задачи исследования входят:
1) проанализировать правовые основы и нормативные требования в области гидронамывов;
2) оценить изменения площади акватории р. Казанки в результате гидронамывов;
3) проанализировать динамику изменения гидрохимических показателей на р. Казанка под влиянием гидронамывов;
4) произвести расчеты нанесенного экологического ущерба по действующим методикам;
5) разработать предложения по улучшению ситуации (по корректировке правовых основ и непосредственно для р. Казанки).
1. По литературным сведениям выявлено, что гидронамывы и создание искусственных земельных участков на водных объектах, являются чрезвычайно опасными, вызывая заиление, ухудшение качества воды, антропогенное эвтрофирование, уничтожение мест самоочищения и нереста, гибель рыб и водоплавающих птиц.
2. Анализом нормативной документации выявлено, что понятия «ИЗУ», «гидронамывы» недостаточным образом регламентированы с точки зрения требований охраны окружающей среды. В ФЗ №246 «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не четко определены понятия «ИЗУ» и «гидронамывы», в результате многие гидронамывы осуществляются под видом берегоукрепительных работ, благоустройства территорий, хранения строительных материалов, без заключений государственной экологической экспертизы.
3. Для объективной оценки динамики, масштабов и последствий антропогенного воздействия был произведен анализ исторических космоснимков с помощью программы GoogleEarth Pro. На основе полученных данных был составлен наглядный фоторяд, отображающий изменения территории последних лет.
4. Расчет площади акватории с наложением батиметрических карт, отображающих исходные границы акватории и естественные глубины, показал, что акватория реки Казанки потеряла в результате гидронамывов 87,32 га акватории и 88 га пойменных заливных участков.
4. По «Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства исчисление размера вреда, причиненного водным объектам» загрязнением взвешенными веществами при проведении дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов общая сумма нанесенного ущерба от гидронамывов (ИЗУ) по 10 участкам вдоль реки Казанка составило 65 млн. 839 тыс. рублей.
5. На основании проведенного исследования разработаны следующие рекомендации:
1) В ФЗ-246 необходимо жестче регламентировать цели создания ИЗУ. В виду высокого риска загрязнения водных объектов, и высочайшей ценности воды, как особого ресурса планеты и среды обитания, ИЗУ следует создавать в случаях чрезвычайной необходимости, как исключение, а не как регулярную практику применения. Таковыми случаями могут являться: создание морских портов, мостовых переходов и эрозия берегов, приводящая к разрушению территорий и угрозам населенным пунктам и ООПТ.
2) В ФЗ № 246 и Водном Кодексе предусмотреть и оговорить, что используемые технологии для создания ИЗУ, в случае действительной необходимости его создания, должны быть жестко регламентированы в отношении охраны водных объектов. В частности, не должно игнорироваться обязательное заключение государственной экологической экспертизы, при вынужденном гидронамыве должны использоваться специальные защитные дамбы, для предотвращения заиления водного объекта от размываемого песка.
3) В случаях, когда при гидронамывах повреждается ценная природная территория, необходимо принимать меры по реабилитации территории и акваторий.
1. Ассанова Н.Ю., Мингазова Н.М., Рогова Т.В., Прохоров В.Е., Зарипова Н.Р., Палагушкина О.В., Деревенская О.Ю., Иванова В.М. Биоразнообразие мелководий и островов Куйбышевского водохранилища в районе пос. Октябрьский Зеленодольского района РТ // Сб. тр. VI Междунар. конгресса «Чистая вода» 27-25.03.2015 г. - Казань: Типогр. ООО «Куранты», 2015, с. 31 - 35.
2. Ассанова Н.Ю., Файзрахманова Ю.И. Г од водоохранных зон: от истоков к большой воде / Год водоохранных зон в Республике Татарстан // Журнал «Казань», № 1.. - Казань, 2016, с. 12-23.
3. Водные объекты города Казани. Реестр водных объектов Ново - Савиновского района / Мингазова Н.М., Палагушкина О.В., Деревенская О.Ю., Набеева Э.Г., Павлова Л.Р., Замалетдинов Р.И., Зарипова Н.Р., Шарифуллин А.Н., Шигапов И.С., Мингалиев Р.Р. - Казань: Фолиант, 2015. - 116 с.
4. Водные памятники природы России. Приволжский и Уральский федеральные округа Природные ведомости. // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации №8(58) — 2014 — С 1-16.
5. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
6. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в республике Татарстан, издание второе — Казань: Изд-во «Идел-пресс», 2007 — 408 с
7. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
8. Гроо А.В. Процедура создания искусственных земельных участков на водных объектах от планирования до строительства. Опубликовано 01.01.2012 г. https://openrepository.ru/article?id=760513.
9. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019).
10. Ильин Н. И. Земснаряды. - М.: Транспорт, 1982. - 200 с.
11. Конституция Российской Федерации
12. Крассов О.И. Земельное право: Учебник/ 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - С. 260.
13. Мельников Н.Н. Земельные споры. Комментарий судебной практики. - Консультант плюс, 2010.
14. Методика исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждённая приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.
15. Методика исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждённая приказом МПР России от 30.03.2007 № 71 (утратила силу).
16. Мингазова Н.М., Ассанова Н.Ю. Проблемы создания намывных территорий на водных объектах Татарстана и соблюдения Федерального законодательства в области создания искусственных земельных участков // Сборник трудов VIII Международного конгресса "Чистая вода. Казань". Казань: ООО "Новое знание", 2017, с. 158 - 162.
17. Мингазова Н.М., Мухачев С.Г., Ассанова Н.Ю. Заключение о природной ценности территорий в северной части Авиастроительного района г. Казани («Долина древних рек») / Казань: КФУ, 2017. — 4 с.
18. Мингазова Н.М., Мухачев С.Г., Меньшикова Д.В., Ассанова Н.Ю. Долина древних рек: о природной ценности прибрежных территорий реки Казанки в нижнем течении // Сборник трудов VШ Международного Конгресса «Чистая вода. Казань» — Казань: ООО «Новое знание», 2017 — С 162-166
19. Мингазова Н.М., Павлова Л.Р. Общая гидрологическая и гидрохимическая характеристика р. Казанки и ее притоков// Экология города Казани — Казань, 2005 — С 104-112
20. Никаноров A.M., Захаров С.Д., Брызгало В.А., Жданова Г.Н. Реки России. Часть III. Реки Республики Татарстан (гидрохимия и гидроэкология). — Казань: Изд-во ИПК «Бриг», 2010 — 224 с
21. О признании природных объектов государственными охраняемыми природными территориями республиканского значения года [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Постановление Совета министров Татарской АССР от 10.01.1978 №25 ред. №641 от 08.08.2011 — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917019831. (16.06.2018)
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».
23. Река Казанка [Электронный ресурс]: Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» — Режим доступа: http://oopt.aari.ru/oopt/Река-Казанка. (16.06.2018).
24. Сеть гидрологических наблюдений [Электронный ресурс]: Официальный сайт ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» — Режим доступа: http://www.tatarmeteo.ru/ru/gidrologiya/gidrologicheskaya-set.html. (18.06.2016)
25. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды».
26. Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности».
27. Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
28. Экологическая оценка воздейсвтия гидротехнического строительства на водные объекты / Романенко В.Д., Оксиюк О.П., Жукинский В.Н., Стольберг Ф.В.; отв. Ред. Зайцев Ю.П.; АН УССР. Ин -т гидробиологии АН УССР. - Киев: Наук.думка, 1990. - 256 с. — ISBN 5-12-001363-5.