ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ FMS SCANIA В ГРУППУ КОМПАНИЙ «AKRON HOLDING»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы внедрения инновационной системы мониторинга автопарков 7
1.1. Обзор современного развития систем мониторинга автотранспорта 7
1.2. Характеристика системы мониторинга FMS 12
1.3. Зарубежный опыт внедрения систем мониторинга автопарком 21
Глава 2. Оценка инновационного проекта «Внедрение инновационной системы FMS Scania в компанию АО «Akron Holding» 33
2.1. Характеристика компании АО «Akron Holding» 33
2.2. Описание системы FMS Scania и ее эффективное использование 39
2.3. Патентное исследование по теме: «Внедрение инновационной системы FMS
Scania в компанию АО “Akron Holding”» 55
Глава 3. Этапы внедрения инновационного проекта «Система мониторинга автопарком FMS Scania» 60
3.1. Этап подготовки проектной документации для внедрения технологии FMS в
компанию «Akron Holding» 61
3.2. Этап организации и проведения обучения водительского состава
пользованием системы мониторинга FMS Scania 63
3.3. Этап сбора и анализа статистических данных за период внедрения системы
FMS Scania 66
Заключение 75
Список источников и литературы
Глава 1. Теоретико-методологические основы внедрения инновационной системы мониторинга автопарков 7
1.1. Обзор современного развития систем мониторинга автотранспорта 7
1.2. Характеристика системы мониторинга FMS 12
1.3. Зарубежный опыт внедрения систем мониторинга автопарком 21
Глава 2. Оценка инновационного проекта «Внедрение инновационной системы FMS Scania в компанию АО «Akron Holding» 33
2.1. Характеристика компании АО «Akron Holding» 33
2.2. Описание системы FMS Scania и ее эффективное использование 39
2.3. Патентное исследование по теме: «Внедрение инновационной системы FMS
Scania в компанию АО “Akron Holding”» 55
Глава 3. Этапы внедрения инновационного проекта «Система мониторинга автопарком FMS Scania» 60
3.1. Этап подготовки проектной документации для внедрения технологии FMS в
компанию «Akron Holding» 61
3.2. Этап организации и проведения обучения водительского состава
пользованием системы мониторинга FMS Scania 63
3.3. Этап сбора и анализа статистических данных за период внедрения системы
FMS Scania 66
Заключение 75
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. Современные тенденции функционирования мировой и российской экономики ставят перед субъектами рыночного пространства задачи обеспечения устойчивого развития компаний, повышения конкурентоспособности и увеличения стоимости бизнеса посредством рационализации и оптимизации всех бизнес-процессов. В этой связи одним из ключевых приоритетов долгосрочного развития служит эффективный мониторинг управления потоками грузов и процессами перемещения (перевозки) товарно - материальных ценностей во времени и в пространстве с применением различных видов транспорта.
Эффективное управление автопарком невозможно без налаженного контроля за его работой. Компании, в чьем распоряжении есть крупный автопарк, нуждаются в эффективной системе мониторинга, которая будет отвечать за бесперебойную работу автомобилей, оптимизацию затрат на их содержание и решение всех вопросов, связанных с отчётностью. Руководители компаний, занимающихся перевозкой дорогостоящих грузов, хотят быть уверены в том, что их товар будет доставлен в полной сохранности в нужное время, с минимальным количеством издержек, как транспортных, так и материальных.
Система управление автопарком — дополнительная функция в большинстве компаний, а значит, бюджет на развитие транспортного отдела, в данной области, строго ограничен. На обучение и повышение квалификации персонала, мотивацию и улучшение инфраструктуры выделяется минимум денежных средств. Но без системы мониторинга автопарка невозможно эффективно и быстро провести анализ расхода топлива, систем автомобиля и бережной эксплуатации, а также проследить перемещение груза, при пересечении водителем установленных геозон. Контроль местоположения и маршрута позволяет видеть положение автотранспорта на карте в режиме реального времени.
Степень разработанности проблемы. Проблемам современного мониторинга транспорта, его концептуальным положениям и истории развития посвящены научные труды российских и зарубежных ученых, в числе которых работы Харисовой В. Н., Латышенко Г.И., Г оряева Н.К., Funk P., Xiong N.
Вопросы использования систем мониторинга автотранспорта и определения его экономической эффективности раскрывают научные работы Шушковича А. Г., Долговой Т. Г и прочих теоретиков и практиков в данной области.
Экономическое обоснование целевой ориентации и задач контролирования процесса транспортировки грузов и применения систем управления парком транспортных средств нашло отражение в работах Васильева В.П., Балабаевой И. К., Гусева С.А., Гульпенко К.В.
Опираясь на ценность и значимость фундаментальных научных исследований, необходимо акцентировать внимание на отсутствии комплексного изучения проблем анализа и оценки процесса эксплуатации ТС с использованием автоматизированных систем мониторинга автопарка.
Отмеченные положения обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили его цель, обозначили диапазон задач, предопределили объект и предмет данной работы.
Цель диссертационной работы - теоретически обосновать и внедрить на практике инновационную технологию Scania FMS в автопарк компании «Акгоп Holding» в соответствие с потребностями организации.
Объектом диссертационного исследования является компания «Акт Holding», специализирующаяся на заготовке и переработке лома цветных и черных металлов, утилизации автомобилей, жд-вагонов, водного транспорта, продаже металлопроката.
Предмет исследования - инновационная система мониторинга автопарком FMS Scania.
Задачи исследования:
1) Обзор современных систем и методик мониторинга транспорта;
2) Разработка программы внедрения системы отслеживания автопарка для компании «Akron Holding» на базе пакета «Мониторинга» FMS Scania;
3) Оценка экономического эффекта от внедрения технологии FMS Scania.
Научная новизна результатов исследования заключается в комплексном анализе и сравнении различных автоматизированных систем мониторинга автотранспорта и разработке поэтапного плана внедрения системы Scania FMS, позволяющей проводить комплексную оценку режимов эксплуатации транспортных средств, в автопарк компании «Akron Holding»
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили научные представления, концепции, фундаментальные и прикладные труды российских и зарубежных специалистов в области транспортной логистики, транспортировки грузов, спутникового мониторинга транспорта, систем управления парком транспортных средств, научные публикации по теме изменений, происходящих на рынке транспортных услуг, а так же статьи по теме эффективного использования мониторинга автопарка в ведущих зарубежных и отечественных научных журналах. Также в качестве методов исследования использовался системный подход, планирования, метод наблюдения, эксперимент и различные методы сравнения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный план внедрения системы FMS Scania, позволяющий оценить эффективность использования данной технологии в компании Акгоп Holding, а также анализ конкурентных систем мониторинга, могут быть использованы рыночными субъектами, осуществляющими эксплуатацию ТС, как инструмент, повышающий качество автомобильных перевозок и их результативность.
Полученные выводы и рекомендации автора могут быть применены в деятельности автотранспортных предприятий и потребителей транспортных услуг в процессе проведения оценки эффективности эксплуатации ТС и управления автопарком с применением технологии FMS Scania.
Эффективное управление автопарком невозможно без налаженного контроля за его работой. Компании, в чьем распоряжении есть крупный автопарк, нуждаются в эффективной системе мониторинга, которая будет отвечать за бесперебойную работу автомобилей, оптимизацию затрат на их содержание и решение всех вопросов, связанных с отчётностью. Руководители компаний, занимающихся перевозкой дорогостоящих грузов, хотят быть уверены в том, что их товар будет доставлен в полной сохранности в нужное время, с минимальным количеством издержек, как транспортных, так и материальных.
Система управление автопарком — дополнительная функция в большинстве компаний, а значит, бюджет на развитие транспортного отдела, в данной области, строго ограничен. На обучение и повышение квалификации персонала, мотивацию и улучшение инфраструктуры выделяется минимум денежных средств. Но без системы мониторинга автопарка невозможно эффективно и быстро провести анализ расхода топлива, систем автомобиля и бережной эксплуатации, а также проследить перемещение груза, при пересечении водителем установленных геозон. Контроль местоположения и маршрута позволяет видеть положение автотранспорта на карте в режиме реального времени.
Степень разработанности проблемы. Проблемам современного мониторинга транспорта, его концептуальным положениям и истории развития посвящены научные труды российских и зарубежных ученых, в числе которых работы Харисовой В. Н., Латышенко Г.И., Г оряева Н.К., Funk P., Xiong N.
Вопросы использования систем мониторинга автотранспорта и определения его экономической эффективности раскрывают научные работы Шушковича А. Г., Долговой Т. Г и прочих теоретиков и практиков в данной области.
Экономическое обоснование целевой ориентации и задач контролирования процесса транспортировки грузов и применения систем управления парком транспортных средств нашло отражение в работах Васильева В.П., Балабаевой И. К., Гусева С.А., Гульпенко К.В.
Опираясь на ценность и значимость фундаментальных научных исследований, необходимо акцентировать внимание на отсутствии комплексного изучения проблем анализа и оценки процесса эксплуатации ТС с использованием автоматизированных систем мониторинга автопарка.
Отмеченные положения обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили его цель, обозначили диапазон задач, предопределили объект и предмет данной работы.
Цель диссертационной работы - теоретически обосновать и внедрить на практике инновационную технологию Scania FMS в автопарк компании «Акгоп Holding» в соответствие с потребностями организации.
Объектом диссертационного исследования является компания «Акт Holding», специализирующаяся на заготовке и переработке лома цветных и черных металлов, утилизации автомобилей, жд-вагонов, водного транспорта, продаже металлопроката.
Предмет исследования - инновационная система мониторинга автопарком FMS Scania.
Задачи исследования:
1) Обзор современных систем и методик мониторинга транспорта;
2) Разработка программы внедрения системы отслеживания автопарка для компании «Akron Holding» на базе пакета «Мониторинга» FMS Scania;
3) Оценка экономического эффекта от внедрения технологии FMS Scania.
Научная новизна результатов исследования заключается в комплексном анализе и сравнении различных автоматизированных систем мониторинга автотранспорта и разработке поэтапного плана внедрения системы Scania FMS, позволяющей проводить комплексную оценку режимов эксплуатации транспортных средств, в автопарк компании «Akron Holding»
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили научные представления, концепции, фундаментальные и прикладные труды российских и зарубежных специалистов в области транспортной логистики, транспортировки грузов, спутникового мониторинга транспорта, систем управления парком транспортных средств, научные публикации по теме изменений, происходящих на рынке транспортных услуг, а так же статьи по теме эффективного использования мониторинга автопарка в ведущих зарубежных и отечественных научных журналах. Также в качестве методов исследования использовался системный подход, планирования, метод наблюдения, эксперимент и различные методы сравнения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный план внедрения системы FMS Scania, позволяющий оценить эффективность использования данной технологии в компании Акгоп Holding, а также анализ конкурентных систем мониторинга, могут быть использованы рыночными субъектами, осуществляющими эксплуатацию ТС, как инструмент, повышающий качество автомобильных перевозок и их результативность.
Полученные выводы и рекомендации автора могут быть применены в деятельности автотранспортных предприятий и потребителей транспортных услуг в процессе проведения оценки эффективности эксплуатации ТС и управления автопарком с применением технологии FMS Scania.
В условиях современной экономики огромное влияние на развитие социально-экономической сферы оказывает автомобильный транспорт. В настоящий момент ему практически нет конкурентов с точки зрения гибкости, при перевозке пассажиров или грузов в пределах города или на средние и дальние расстояния. В современном мире количество транспортных средств в автопарках увеличивается с каждым днем. В связи с этим возникает проблема, связанная с эффективностью управления транспортными средствами. Помимо этого, нужно учитывать расходы на содержание автопарка, рационально использовать транспортные средства, планировать и контролировать деятельность автопарка.
В настоящий момент для решения вышеперечисленных задач рационально использовать системы спутникового мониторинга, которые доступны широкому кругу пользователей. Управление транспортом в режиме онлайн, дает уникальную возможность всегда иметь точную и достоверную информацию о реальном состоянии ТС, местоположении и маршрутах движения транспорта. Появляется возможность сверить маршрутные листы с реальным маршрутом, отображаемым на географической карте, с отчетом на котором перечислены точки маршрута, либо с полным списком пройденных адресов.
Отсутствие подобной системы ведет к бесконтрольной эксплуатации транспортных средств. Эксплуатирующая организация не имеет возможности оценить водительское мастерство, исключить случаи нецелевого использования транспортных средств, контролировать и влиять на эксплуатационные расходы, а также оценить уровень загрязнения окружающей среды.
Одной из систем, позволяющих контролировать и получать исчерпывающую информацию о режимах эксплуатации, эффективности и экономичности вождения является FMS Scania. Благодаря высокому уровню отслеживания и диагностики можно получить существенные преимущества в виде повышения времени безотказной работы и уровня безопасности, а также снижения эксплуатационных расходов и рисков.
Ключевой проблемой, замедляющей прогресс внедрения системы мониторинга на предприятии, явилось отсутствие четко структурированной методики и плана внедрения системы до начала реализации проекта.
Предложенный в диссертационной работе поэтапный план внедрения системы FMS Scania в автопарк компании «Akron Holding» из 20 машин показал свою эффективность и значимость, что подтверждено результатами проекта. Данная программа состояла из следующих этапов: подготовка проектной документации для внедрения технологии FMS в компанию «Akron Holding», организация обучения водительского состава пользованием данной системы мониторинга ТС, сбор и анализ статистических данных за период внедрения технологии.
В рамках исследования был проведен качественный и обстоятельный анализ зарубежных аналогичных систем мониторинга. В частности, были выявлены основные сходства и различия между системами, а также преимущества FMS Scania по сравнению с другими технологиями. Основным преимуществом разработки компании Scania, является встроенное в системы транспортного средства и включенное уже в базовую комплектацию оборудование для мониторинга, что исключает дополнительные расходы компании. Также стоит отметить, что сокращается и время, потраченное на внедрение данной системы мониторинга в автопарк компании.
Значимым результатом диссертации является положительная оценка выполнения поставленных в начале исследования задач.
Благодаря еженедельным отчетам по оценке системы вождения водителей, автоматически присылаемых комплексом FMS, средний показатель качества управления ТС водителями улучшился на 3.58% по сравнению с предыдущими периодами. Данный показатель говорит об улучшении соблюдения предписанных требований по эксплуатации ТС, в частности соблюдение скоростного режима, большем использовании движения накатом, выборе правильной передачи при трогании с места и при движении по холмистой местности, не задействование жесткого торможения и уменьшении доли работы ТС на холостом ходу. Стоит отметить, что данный показатель свидетельствует также об уменьшении аварийных ситуаций. Для сравнения были взяты аналогичные периоды (январь - апрель) 2018 и 2019 годов. По данным компании за 2019г. по всему холдингу произошло всего 9 случаев дорожно-транспортных происшествий, в то время как в 2018г. их количество было равно 19.
Результатом экономичного вождения стало уменьшение показателя расхода топлива в среднем на 1.5л/100км., что привело к экономии топлива в размере 314 000 руб. с 20 ТС по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Данный показатель говорит о том, что благодаря сохранению водителем скоростного режима происходит значительная экономия бензина. В свою очередь, благодаря экономичному вождению и уменьшению количества потребляемого топлива произошло изменение в показателях компании по выделению углекислого газа в сравнении с предыдущим периодом.
Как следствие повышения квалификации и дисциплины персонала, отмечается значительный экономический эффект в снижении затрат на содержание и эксплуатацию автопарка. По результатам анализа затрат и расхода топлива ТС Scania без и при наличии системы FMS за аналогичные периоды 20182019 гг. была получена экономия средств в размере 697 593 руб.
Что в свою очередь обусловлено меньшим количеством замен тормозных колодок, комплектов сцепления и ремонтом двигателя. Также стоит отметить тот факт, что эксплуатируемые ТС стали на год старше, а затраты на их содержание уменьшились.
Таким образом, предложенная в диссертации разработка программы внедрения системы отслеживания автопарка для компании Akron Holding на базе пакета «Мониторинга» FMS Scania доказала свою эффективность на практике. Анализ полученных данных помог понять, на какие показатели необходимо уделять большее внимание при оценке вождения, а комплексный обзор и оценка различных систем мониторинга автопарка позволила выявить не только преимущества технологии Scania перед конкурентными предложениями других компаний, но и потенциал для ее улучшения. Благодаря внедрению системы FMS значительно повысились навыки вождения и дисциплина водителей.
В настоящий момент для решения вышеперечисленных задач рационально использовать системы спутникового мониторинга, которые доступны широкому кругу пользователей. Управление транспортом в режиме онлайн, дает уникальную возможность всегда иметь точную и достоверную информацию о реальном состоянии ТС, местоположении и маршрутах движения транспорта. Появляется возможность сверить маршрутные листы с реальным маршрутом, отображаемым на географической карте, с отчетом на котором перечислены точки маршрута, либо с полным списком пройденных адресов.
Отсутствие подобной системы ведет к бесконтрольной эксплуатации транспортных средств. Эксплуатирующая организация не имеет возможности оценить водительское мастерство, исключить случаи нецелевого использования транспортных средств, контролировать и влиять на эксплуатационные расходы, а также оценить уровень загрязнения окружающей среды.
Одной из систем, позволяющих контролировать и получать исчерпывающую информацию о режимах эксплуатации, эффективности и экономичности вождения является FMS Scania. Благодаря высокому уровню отслеживания и диагностики можно получить существенные преимущества в виде повышения времени безотказной работы и уровня безопасности, а также снижения эксплуатационных расходов и рисков.
Ключевой проблемой, замедляющей прогресс внедрения системы мониторинга на предприятии, явилось отсутствие четко структурированной методики и плана внедрения системы до начала реализации проекта.
Предложенный в диссертационной работе поэтапный план внедрения системы FMS Scania в автопарк компании «Akron Holding» из 20 машин показал свою эффективность и значимость, что подтверждено результатами проекта. Данная программа состояла из следующих этапов: подготовка проектной документации для внедрения технологии FMS в компанию «Akron Holding», организация обучения водительского состава пользованием данной системы мониторинга ТС, сбор и анализ статистических данных за период внедрения технологии.
В рамках исследования был проведен качественный и обстоятельный анализ зарубежных аналогичных систем мониторинга. В частности, были выявлены основные сходства и различия между системами, а также преимущества FMS Scania по сравнению с другими технологиями. Основным преимуществом разработки компании Scania, является встроенное в системы транспортного средства и включенное уже в базовую комплектацию оборудование для мониторинга, что исключает дополнительные расходы компании. Также стоит отметить, что сокращается и время, потраченное на внедрение данной системы мониторинга в автопарк компании.
Значимым результатом диссертации является положительная оценка выполнения поставленных в начале исследования задач.
Благодаря еженедельным отчетам по оценке системы вождения водителей, автоматически присылаемых комплексом FMS, средний показатель качества управления ТС водителями улучшился на 3.58% по сравнению с предыдущими периодами. Данный показатель говорит об улучшении соблюдения предписанных требований по эксплуатации ТС, в частности соблюдение скоростного режима, большем использовании движения накатом, выборе правильной передачи при трогании с места и при движении по холмистой местности, не задействование жесткого торможения и уменьшении доли работы ТС на холостом ходу. Стоит отметить, что данный показатель свидетельствует также об уменьшении аварийных ситуаций. Для сравнения были взяты аналогичные периоды (январь - апрель) 2018 и 2019 годов. По данным компании за 2019г. по всему холдингу произошло всего 9 случаев дорожно-транспортных происшествий, в то время как в 2018г. их количество было равно 19.
Результатом экономичного вождения стало уменьшение показателя расхода топлива в среднем на 1.5л/100км., что привело к экономии топлива в размере 314 000 руб. с 20 ТС по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Данный показатель говорит о том, что благодаря сохранению водителем скоростного режима происходит значительная экономия бензина. В свою очередь, благодаря экономичному вождению и уменьшению количества потребляемого топлива произошло изменение в показателях компании по выделению углекислого газа в сравнении с предыдущим периодом.
Как следствие повышения квалификации и дисциплины персонала, отмечается значительный экономический эффект в снижении затрат на содержание и эксплуатацию автопарка. По результатам анализа затрат и расхода топлива ТС Scania без и при наличии системы FMS за аналогичные периоды 20182019 гг. была получена экономия средств в размере 697 593 руб.
Что в свою очередь обусловлено меньшим количеством замен тормозных колодок, комплектов сцепления и ремонтом двигателя. Также стоит отметить тот факт, что эксплуатируемые ТС стали на год старше, а затраты на их содержание уменьшились.
Таким образом, предложенная в диссертации разработка программы внедрения системы отслеживания автопарка для компании Akron Holding на базе пакета «Мониторинга» FMS Scania доказала свою эффективность на практике. Анализ полученных данных помог понять, на какие показатели необходимо уделять большее внимание при оценке вождения, а комплексный обзор и оценка различных систем мониторинга автопарка позволила выявить не только преимущества технологии Scania перед конкурентными предложениями других компаний, но и потенциал для ее улучшения. Благодаря внедрению системы FMS значительно повысились навыки вождения и дисциплина водителей.



