Содержание
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Практическое занятие как важнейший элемент профессиональной подготовки слушателей в УЦ ФПС………………
Глава 2. Особенности проведения практических занятий в учебном центре ФПС……………………………………………………………..
7
15
2.1 Особенности проведения занятий на огневой полосе
психологической подготовки пожарных………………………….
15
2.2 Особенности проведения занятий на учебно-тренировочном комплексе ПТС «Грот»»………………………...…………………….
19
2.3 Особенности проведения занятий на учебно-тренировочном комплексе «Огневой полигон ПТС «Лава»……………………………
27
Глава 3. Экспериментальное исследование эфективности практических занятий в учебно тренировочном комплексе ПТС «Грот»…………………………………………………………………….
33
3.1 Методики исследования ………………………............................. 33
3.2 Анализ результатов исследования ………………………………. 38
Заключение………………………………………………………………. 44
Библиография……………………………………………………………. 46
Приложение………………………………………………………………. 49
Введение
Актуальность. Работа пожарных подразделений осуществляется в различной обстановке: в задымленной и токсичной среде, в условиях высоких температур, угрозы взрывов и обрушений, на высотах и в подвалах, при ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Это обусловливает определенную специфику в деятельности пожар¬ного, связанную с систематической работой в необычной среде. А также большой эмоциональностью, обусловленной следующими особенностями их деятельности:
• непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, шуме, высокой плотности дыма, повышенной влажности, ограниченной видимости ит. д.);
• постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в резуль¬тате горения);
• эмоциональными и стрессовыми расстройствами (вынос раненых и обожженных людей, смерть или увечье това¬рища по боевой работе, смерть или увечье ребенка, смерть или увечье лиц, спасти которых не представлялось возможным; выброс людей с этажей высотных зданий в результате паники и т. п.);
• значительными физическими нагрузками, вызванными высоким темпом работ по спасению людей и тушению пожара, разборкой конструкций зданий и сооружений, выносом материальных ценностей, прокладкой линий на значительное расстояние, подъемом рукавных линий, пожар¬ного оборудования на высоты.
• высокой температурой окружающей среды и повышенной влажностью воздуха, в результате чего не только повышается нервно-психическое напряжение, но и нарушается водно-солевой баланс организма, его терморегуляция. Исследования показывают, что в течение 15 минут работы при температуре 50°С пожарный теряет от 1 до 2 литров влаги, а при повышении температуры тела до 40°С и более может наступить тепловой удар, сопровожда¬ющийся появлением судорог, галлюцинаций, потерей созна¬ния;
• недостатком кислорода в атмосфере в зоне тушения пожара в результате его интенсивного расходования во вре¬мя горения веществ и материалов;
• трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях), что затрудняет действия, нарушает привычные спо¬собы продвижения, рабочие позы: продвижение ползком, работа лежа и т. д.;
• высокой ответственностью каждого пожарного при относительной самостоятельности действий и решений по спасению жизни людей, дорогостоящего оборудования и других материальных ценностей;
• наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи на пожаре;
• дискомфортным состоянием из-за нахождения в боевой одежде и снаряжении. Экспериментально доказано, что резкое ухудшение показателей, характеризующих состояние организма пожарных, наступает при массе индивидуального снаряжения 18—22 кг. Через 30 минут нахождения пожарного в защитном снаряжении массой 25 кг при температуре 45°С частота сердечных сокращений составляет 170 ударов/мин, т. е. без других физических нагрузок достигает критического значения[29; с.65].
Поэтому формиро¬вание у пожарных высоких волевых и профессионально-боевых психологических качеств является одной из важнейших задач их обучения и воспи¬тания в стенах учебных центров ФПС.
Развитие волевых и морально-психологических качеств, спо¬собности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контроли¬ровать свои действия и управлять ими осуществляется на практических заняти¬ях по газодымозащитной службе, пожарно-строевой и физической подготовке, на пожарно-тактических занятиях и учениях, при тренировках в теплодымокамерах и на огневых полосах психологической подготовки.
Наряду с этим для выработки и упрочения у личного соста¬ва особых качеств "психологической надежности", развития спо¬собности к максимальной мобилизации собственных возможностей в учебные центры ФПС приобретаются современные учебно-тренировочные комплексы.
Современные учебно-тренажёрные комплексы позволяют на практических занятиях эмитировать все перечисленные особенности труда пожарных.
Без труда можно найти литературу где разъясняются правила работы на этих комплексах их назначение и технические характеристики, однако подготовке преподавателей с учётом особенностям проведения занятий на них, должного внимания не уделено.
В связи с этим возникла необходимость обоснования методики проведения занятий на них.
Цель данной работы - разработать комплекс теоретических и практических положений, направленных на совершенствование в учебном процессе проведение практических занятий с использованием современных учебно-тренировочных комплексов ПТС «Грот» и «Лава».
Объект исследования: Психологическая устойчивость пожарных при работе в учебно-тренировочных комплексах ПТС «Грот» и «Лава».
Предмет исследования: Организация практического занятия с применением учебно-тренировочных комплексов ПТС «Грот» и «Лава» и психолого-педагогические факторы ее совершенствования.
Гипотеза исследования: Применение современных учебно-тренировочных комплексов позволяет более эффективно формировать у пожарных качества психологической надёжности и профессионального мастерства.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- анкетирование;
- психологическое тестирование;
- экспертная оценка;
- обратная связь;
- наблюдение.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности организации практических занятий на учебно-тренировочных комплексах (УТК) в учебных заведениях МЧС;
2) опреде¬лить степень воздействия специальных эффектов на психическое состояние пожарных во время занятий на УТК, значимости отдельных снарядов для личного состава пожарной охраны различного срока службы, последовательность и порядок их использования, выявить значимость каждо¬го из снарядов для психофизиологической подготовки пожарных и безопасность выполнения упражнения на них;
3) проанализировать выявленные в ходе работы данные, рассмотреть возможность по использованию результатов данной работы.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- в исследовании влияния различных специальных эффектов на психику пожарного при занятии в учебно-тренировочных комплексов «ПТС «Грот» и «Лава».
- в проведёнии анализа эффективности применения учебно-тренировочных комплексов «ПТС «Грот» и «Лава» в учебном процессе учебного центра ФПС.
Заключение
Практические занятия в учебно-тренировочных комплексах способствуют формированию профессионально-важных качеств пожарного, таких как: смелость, уверенность в себе, способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации и при отсутствии времени на ее осмысление, способность к длительному сохранению высокой активности; способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошая память, уравновешенность, самообладание в экстремальной ситуации, склонность к риску.
Важность практических занятий и ответственность за качество их проведения требуют от преподавателей глубоких теоретических знаний преподаваемого материала, методики проведения, вдумчивой и последовательной подготовки к каждому из занятий.
При проведении занятий было выявлено, что в группу риска (лица нарушающие правила охраны труда, не выполняющие задание) входят слушатели получившие наименьшее количество баллов при психологическом тестировании по методу Вандерлика.
Согласно приказа МЧС России № 576 от 07.10.2011г. «Об утверждении уставов федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении МЧС России» утверждён устав Нижегородского учебного центра ФПС (приложение 11, к приказу МЧС России № 576 от 07.10.2011г), в котором прописаны обязанности преподавателя учебного центра (приложение 1). Считаю необходимым дополнить обязанности следующим пунктом:
- преподаватель обязан знать основы психологии, результаты психологического тестирования слушателей, учитывать и умело применять их при организации занятий.
Проведённое исследование (наблюдение, обработка анкет, теста, учёт экспертной оценки) позволили сделать вывод об эффективности проведения практических занятий в учебно-тренировочных комплексах ПТС «Грот» и «Лава» и применения их в учебном процессе учебных центров ФПС.
Таким образом, гипотеза данного исследования получила свое подтверждение – применение современных учебно-тренировочных комплексов позволяет эффективно формировать у пожарных качества «психологической надёжности» и профессионального мастерства.
При опросе шести учебных групп, различных категорий (150 человек), большинство опрошенных указало на недостаточное количество учебных часов, выделяемых на проведение подобных практических занятий, что требует глубокого анализа и внесения поправок в рабочую учебную программу по дисциплине «Газодымозащитная служба».
Полученные в работе данные могут быть использованы преподавателями учебных заведений МЧС для проведении практических занятий на учебно-тренировочных комплексах ПТС «Грот» и ПТС «Лава» и им подобных, а также руководителями подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России для организации практических занятий в подразделениях.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Бабанский Ю.К.: Учебник. – М.: «АСВ», 2008. – 227 с.
2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация Профессиональное образование, 2010. – 456 с.
3. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / Беляева А.П. - СПб.: Лань, 2008. – 208 с.
4. Безбородько М.Д., Алешков М.В. «Методическое пособие для выполнения выпускной квалификационной работы по программе подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. – 47 с.
5. Безбородько М.Д. Основы технологии разработки методических пособий. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. – 33 с.
6. Безбородько М.Д. Методика подготовки и проведения практических занятий. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. – 35 с.
7. Википедия [электронный ресурс] // Система: [сайт], [2012]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Корреляция//www.planetcalc.ru/527.php (дата обращения: 18.08.2012).
8. Грачев В.А., Поповский Д.В. Газодымозащитная служба / под редакцией д.т.н., профессора Е.А.Мешалкина.: Учебник. – М.: Пожкнига, 2009. – 378 с.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. – 176 с.
10. Кларин М.В. Педагогическая технология / Кларин М.В. Учебник. – М.: Академический проект, 2007. – 731 с.
11. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М.: Знание, 1997. – 64 с.
12. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении / Крикунова Т.К.: Учебник. - М.: Гардарика, 2009. – 225 с.
13. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования / Левина М.М.: Учебник. – М: Велби, 2007. – 480 с.
14. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / Лейбович А.Н. – М.: Инфра - М, 2008. – 406 с.
15. Методические рекомендации по подготовке личного состава ГДЗС ГПС МЧС России / Утв. гл. военным экспертом МЧС России 30.06.2008 г. – М.: 2008. – 70 с.
16. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Морева Н.А.: Учебник. - М.: «АСВ», 2008. – 227 с.
17. Наставление по ГДЗС ГПС МВД РФ / Утв. приказом МВД РФ № 234 от 30.04.1996 г. - М.: 1996. – 57 с.
18. Немов Р.С. Психология / Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. Кн-1: «Основы общей психологии» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. – 688 с.
19. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пс. наук: 12.08.09 / Осипов Александр Владимирович; Аккад. Гос. Упр. - Ростов-на-Дону. 2009. – 26 с.
20. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика – Пресс, 2009. – 440 с.
21. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России»: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2003. – 148с.
22. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. – М.: ВНИИПО, 2003. – 148с.
23. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России / Утв. приказом МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г. - М.: 2002. – 62 с.
24. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: пособие / ред. М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др.. – M.: ВНИИПО, 1998. – 132 с.
25. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России / Утв. зам. Министра МЧС России 29.12.2003 г. – М.: 2004. – 126 с.
26. Ровер М.А, Тилъман Ф.А, Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 2005г. – 347 с.
27. РЭ 64.00.00.000. ОКП 485480. Руководство по эксплуатации. Комплекс учебно-тренажёрный стационарный. Теплодымокамера ПТС «Грот-К». Утверждён ПТС 64.00.000РЭ – ЛУ 2012 г. – М.: Изд-во ПТС, 2012. – 84 с.
28. РЭ 77.00.00.000. ОКП 48 5480.80 7200 Руководство по эксплуатации. Комплекс учебно-тренажёрный стационарный ПТС «Лава-К». Утверждён ПТС 77.00.000РЭ – ЛУ 2011 г. – М.: Изд-во ПТС, 2011. – 91 с.
29. Самонов А.П. Психология для пожарных. Пермь, 1999. – 94с.
30. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Самоукина Н.В.: Учебник. – М.: Геотар Медиа, 2007. – 640 с.
31. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н.. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник / – М.: Эксмо – Пресс, 2006. – 560 с.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г.К. - М.: Просвещение, 2009. – 215 с.
33. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.