Введение 4
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования социальной компетентности и
способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха 8
1.1. Психолого-педагогические условия развития личности дошкольников с
нарушениями слуха 8
2.1. Психолого-педагогические характеристики понятия социальной компетентности и особенностей социальной компетентности у дошкольников с нарушениями слуха 14
2.2. Психолого-педагогическое определение прогностической компетентности. Сущность и особенности у детей с нарушениями слуха 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование социальной компетентности и
способности к прогнозированию у дошкольников 25
2.1. Организация, этапы и методы эмпирического исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования сформированности социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нормативным развитием 29
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования сформированности
социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха 36
2.4. Сравнительный анализ сформированности социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха и нормативным развитием 44
Выводы по главе II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В связи с изменениями политики в России и внедрением в структуру образовательного процесса такого направления как инклюзия, одной из приоритетных задач оказывается успешная социализация детей дошкольников возраста с нарушением зрения и с нарушением слуха. Известно, что успешная социализация дошкольников с сенсорными нарушениями невозможна без сформированной прогностической компетентности и развитой социальной компетентности, поскольку успешная интеграция идет непосредственно через общение, в основе которого лежат сформированные рече -коммуникативные умения и навыки.
Актуальность проблемы социальной компетентности и способности к прогнозированию определяется необходимостью объяснения психологического содержания трудностей социализации и возникновения различных форм девиантного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения поведения изучаются как отдельный вид отклоняющегося развития, однако формирование девиантного поведения при других видах дизонтогенеза исследуется недостаточно. Не достаточно изучены условия возникновения отклонений в поведении как вторичного дефекта у детей с нарушениями зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата, не имеющих личностной патологии. Это определяет необходимость поиска интегративных образований, отражающих формирующуюся при дефицитарном виде психического дизонтогенеза несостоятельность прогностической способности в значимых для дошкольника сферах жизнедеятельности, а также риски дальнейшего нарушения социализации и возникновения девиаций. Таким образом, высокий уровень социальной значимости проблемы социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушением слуха обуславливается с одной стороны высоким уровнем социальной значимости вопроса полноценной адаптации детей с нарушениями слуха в социум и недостаточным уровнем проработанности данной проблемы в современной научной литературе.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически выявить особенности социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха.
Объектом исследования является социальная компетентность и способность к прогнозированию у дошкольников.
Предмет - особенности социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза: предполагается, что нарушения слуха замедляют формирование социальной компетентности и способности к прогнозированию, в сравнении с детьми с нормативным развитием.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследований социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха.
2. Провести эмпирическое исследование социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха.
3. Выявить особенности социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха в сравнении с дошкольникам и с нормативным развитием.
Методологическая база исследования: основу исследования составляют работы учены, посвященных проблеме прогностической компетентности (А.И. Ахметзянова, О.Л. Гончарова, В.Д. Менделевич, Е.А. Сергиенко, Т.Ю. Сироткин), исследования по проблеме социальной компетентности (О.А. Денисова, Л.В, Трубайчук и др.), а также исследования по проблеме воспитания и образования детей с нарушениями слуха (Н.И. Белова, Л.А. Головчиц, П. Янн и др.).
Методы исследования: метод анализа научных источников, методы практического психолого-педагогического исследования - метод опроса, тестирования, методы математической статистики (описательная статистика, статистический критерий Манна-Уитни).
В исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики:
- Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации (Л.Ф, Баянова, Т.Р. Мустафин).
- Методика «Диагностика коммуникативных способностей у детей».
- Методика «Уровень коммуникативного развития ребенка» (А.Г. Самохвалова).
- Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения (А.М. ^зьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина).
- Методика «Угадайка» (по Л.Ф. Чупрову).
- Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования в деле разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование прогностической и социальной компетентности у дошкольников с нарушениями слуха.
Экспериментальной базой исследования является 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет с нарушениями слуха, посещающие дошкольное подразделение на базе ГБУЗ «Центр реабилитации слуха» г. Набережные Челны и 20 дошкольников с нормативным развитием, обучающиеся в МАДОУ «Детский сад № 181 комбинированного вида» Кировского района г. Казани.
Структурно исследование включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложение.
Апробация работы. Результаты исследования доказывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Прогностическая компетентность детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты представлены в стендовом докладе.
На основании анализа научных источников было определено, что развития дошкольников с нарушениями слуха имеют свои специфические особенности, несмотря на то, что характер развития данной категории детей соответствует закономерностям, обуславливающих развитие детей без нарушений. Для психического развития детей данной категории исключительно высокий уровень значимости имеет своевременность организации процесса воспитания и обучения с учетом характера нарушения, а также особенностей индивидуального развития ребенка, так как такого рода деятельность обеспечивает компенсаторное развитие ребёнка.
Социальная компетентность в настоящее время рассматривается как система знаний ребенка о социальной действительности и самом себе. Социальная компетентность предполагает наличие знаний, умений и навыков социального взаимодействия, а также сценариев поведения в типичных социальных ситуациях.
Процесс формирования прогностический компетентности у детей с нарушениями слуха имеет специфические особенности. Построение прогноза у детей с нарушением слуха занимает большее количество времени, а также в значительной степени зависит от ситуации развития и окружающей его предметно-пространственной среды. Дети с нарушениями слуха зачастую пытаются угадать ход возможных событий, нежели выполнить анализ ситуации. Наличие сложностей в прогнозировании в значительной степени обуславливаются нарушениями эмоционально-волевой сферы, особенностями мышления, а также преобладанием у детей игровой деятельности.
Для исследования социальной компетентности и способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями слуха было спланировано и осуществлено экспериментальное исследование. Экспериментальное исследование носит характер констатирующего. Участниками исследования являются 40 детей старшего дошкольного возраста, из которых 20 - имеют нарушения слуха, 20 - относятся к категории здоровых. В исследовании приняли мальчики и девочки в возрасте 5 лет.
По результатам эмпирического исследования сделаны следующие выводы:
1. Дошкольники с нарушениями слуха имеют более низкий уровень послушности, сформированности гигиенических навыков, самоконтроля по сравнению со старшими дошкольниками без нарушений слуха.
2. Для дошкольников с нарушениями слуха характерным является в целом более низкий уровень сформированности коммуникативных способностей - дети в целом менее эффективно усваивают задачи, а также в целом менее успешно понимают состояние сверстников.
3. Дети с нарушениями слуха характеризуются в целом достоверно более низким уровнем коммуникативного развития по сравнению с детьми в норме и имеют более выраженные сложности во взаимодействии с воспитателями, сверстниками, а также родителями в различных моментах.
4. Уровень проявления показателей эмоционального неблагополучия и атипичного поведения на подпороговом уровне несколько выше у детей с нарушениями слуха по сравнению с участниками исследования, составляющих группу сравнения (дети в норме).
5. Дошкольники, которые имеют нарушения слуха характеризуются достоверно более низким уровнем сформированности способности к прогнозированию, они имеют более низкий уровень регуляции поведения, а также характеризуются в целом более низким уровнем способности актуализировать имеющуюся информацию.
6. Определено, что две группы на статистически достоверном уровне не различаются по показателям идентификации эмоций.
Полученные в ходе исследования данные указывают на то, что нарушения слуха замедляют формирование социальной компетентности и способности к прогнозированию, в сравнении с детьми с нормальным развитием. Основная гипотеза исследования подтверждается полностью. Цель исследования может считаться достигнутой, тогда как задачи исследования могут считаться выполненными. В качестве перспектив дальнейших исследований может рассматриваться коррекционно-развивающая деятельность в отношении детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, направленная на формирование у дошкольников социальной компетентности и способности к прогнозированию.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Г. С. Абрамова.- М.: Академический Проект,2010.-623с.
2. Ахметзянова А.И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст] /А.И.Ахметзянова// Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 56 (7). - С. 268-280.
3. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] :дис ... канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04: защищена 2.03.04/ Ахметзянова Анна Ивановна. - Казань, 2004.- 158 с.
4. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 45 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология[Текст]: учеб. пособие/ М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
6. Белова, Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Н. И. Белова. — М. : Просвещение, 1985. - 128 с.
7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Т. Г. Богданов. - М.: Академия, 2002. -203 с.
8. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М.Боскис — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
9. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]: кн. для учителя/ Р.М.Боскис -2-е изд. -М.: Просвещение, 1989. -128 с.
10. Боскис P.M. Речь и развитие аномальных детей [Текст] / P.M. Боскис, Р.Е. Левина // Основы обучения и воспитания аномальных детей; под ред. А.Н.Дьячкова. -М.: Просвещение, 1965. - 154-158 с.
11. Журавлева Г.Е. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] // под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлевой. - М.: «Наука»,1977- 392с.
12. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст]: монография / Л.
С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития ребенка [Текст]/ Л. С. Выготский. — М. : Смысл; Эксмо, 2003. - 512 с.
15. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст] /Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведен // Л. А Головчиц. - М. : Владос, 2001. - 304 с.
16. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04 / О.Л. Гончарова; Каз. гос. ун-т. - Казань, 2003. - 173 с.
17. Денисова, О.А. Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]. / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета - 2012. - Т. 3, № 4. - С. 97-101.
18. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева; под ред. Епифанцев Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с.
19. Зеньковский В.В. Психология детства [Текст] / В.В.Зеньковский- М.,1996. -322 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина - М., 2008. -314 с.
21. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: монография / Б. Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980.-280 с.
22. Лубовский, В. И. Специальная педагогика и специальная психология [Текст] : учеб пособие / В. И. Лумбовский. — М. : Академия, 2003. - 405 с.
23. Менделевич, В. Д. Антиципация человеком собственных переживаний в норме и при психической патологии [Текст] / В.Д. Менделевич, Ф.И. Бахтияров // Невро-логический вестник. - 2014. - №2. - С. 31- 38.
24. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 400 с.
25. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Нейман Л.В., Богомильский М.Р./ под ред. В.И. Селиверстова. -- М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
26. Никишина В.Б. Диагностика индивидуальнотипологических особенностей детей с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности: результаты исследования [Текст] / В.Б. Никишина // Социальная политика и социология. - 2013. № 4-2 (97). С. 142-154.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф.Обухова - М., 2000 -526 с.
28. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.
29. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 655 с.
30. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст] / Т.В. Розанова. - М.: Педагогика, 1978. - 232 с
31. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов [Текст] / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 с.
32. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст]/ Е.А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 464 с.
33. Синяк В.А. Особенности психического развития глухого ребенка [Текст]: учеб. пособие для студ.-заоч. пед. инст. / Синяк В.А., Нудельман В.А - М.: Просвещение, 1975. - 111 с.
34. Сироткин Т.Ю. О некоторых особенностях развития механизма эмоционального предвосхищения результата у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст] /Вестник Череповецкого государственного университета, 2014, №5 - С.102-105
35. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О.Смирнова - М.: 2013. -421 с.
36. Трубайчук Л.В. Социальная компетентность дошкольника [Текст] / Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: материалы V Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 300-307.
37. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Избранные психологические труды/ Д.И.Фельдштейн - М.:МПСИ,2012.- 427с
38. Хватцев М.Е. Особенности психологии глухого школьника [Текст] /М.Е. Хватцев, С.Н. Шабалин. - М.: Гардарики, 1991. - 40 с.
39. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребёнка: Сурдопедагогика как наука [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Янн ; Пер. с нем. Л. Н.Родченко, Н. М. Назаровой; Науч. ред. рус текста Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2003. - 248 с.
40. Dignath, D. Anticipation of delayed action-effects: learning when an effect
occurs, without knowing what this effect will be/ D. Dignath, M. Janczyk // Psychological Research. - 2017. - №81 (5). - 1072- 1083.