СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... 3
Глава 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ
§ 1.1. Мировой суд по судебной реформе 1864 года ......................................... 8
§ 1.2. Судебная контрреформа 1889 года ......................................................... 18
Глава 2. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ МИРОВЫХ СУДОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
§ 2.1. Компетенция мировых судей .................................................................. 26
§ 2.2. Основные задачи мировой юстиции ....................................................... 33
§ 2.3. Судопроизводство у мирового судьи...................................................... 37
2.3.1. Полномочия мирового судьи до судебного разбирательства
2.3.2. Судопроизводство по уголовным делам ................................................ 39
2.3.3. Судопроизводство по гражданским делам ............................................ 46
2.3.4. Производство экспертизы, допрос эксперта и участие специалиста... 50
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ.
§ 3.1. Этика мирового судьи .............................................................................. 59
§ 3.2. Деятельность и проблемы мировых судей Ульяновской области……. 65
§ 3.3. Проблемы мировой юстиции .................................................................. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................... 79
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Мировой суд после введения в действие Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» стал важ¬ным элементом российской судебной системы. Следовательно, практический интерес приобретает анализ исторического опыта судебной практики мирового суда и его деятельности. Судебной реформой 1864 года в России впервые был создан мировой суд, который функционировал с некоторыми перерывами до принятия Декрета о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 года.
Дореволюционный мировой суд не относится, в отличие от адвокатуры, прокуратуры, суда присяжных, к числу широко изученных институтов в отече¬ственной науке истории государства и права. Нельзя сказать, что мировой суд вообще не изучался учеными, однако специальных диссертационных или мо¬нографических региональных исследований, в которых бы изучался практиче¬ский опыт функционирования мирового суда, насколько нам известно, в на¬стоящее время не имеется.
Мировой суд вызывал определенный интерес у исследователей уже во второй половине XIX — начале XX века. Наибольший вклад в его изучение внесли дореволюционные ученые В.П. Безобразов, В.Н. Березин, Е.С. Коц Н.М. Полянский, которые посвятили специальные работы отечественному институту мировых судей.
Проблема изучения российского мирового суда поднималась в работах Н. Буцковского, И.В. Гессена, Г.А. Джаншиева, А.Ф. Кони, В. Случевского, А.А. Титова, И.Я. Фойницкого, В. Фукса, А. Чебышева-Дмитриева, посвящен¬ных в целом судебной реформе 1864 года. Также следует отметить несколько юбилейных изданий, вышедших к 50-летию Петроградского мирового суда и 50-летию судебной реформы 1864 года .
В советский период проблема мирового суда специально не рассматрива¬лась учеными, она затрагивалась только в работах, посвященных изучению су¬дебной реформы 1864 года . Тем не менее, Б.В. Виленский, Н.П. Ерощкин, Н.Н. Ефремова, П.А. Зайончковский, М.Г. Коротких, М.В. Немытина, И.В. Оржеховский внесли существенный вклад в изучение проблемы мирового суда.
В современный период дореволюционный опыт функционирования ми¬рового суда стал объектом достаточно пристального внимания В. Власова, С.В. Донской, Т.Ю. Нечипоренко, И.Г. Шарковой. Также тематика истории российского мирового суда нашла отражение в работах Ю.Г. Галая, Н.И. Биюшкиной, О.В. Буйских, А.А. Демичева, С.Ю. Заводюк, А. Клименко, М.В. Немытиной, А.Д. Поповой .
Эффективность функционирования судебных органов и доверие к судебной власти, её авторитет во многом определяются кадрами судебных работников, их профессиональной подготовкой, морально-психологическими качествами, готовностью осуществлять правосудие. Эти требования времени можно отнести к институту мировых судей.
В своей деятельности мировой судья должен осторожно обращаться со словом, учить людей прощению, примирению, восстанавливая между ними согласие и дружбу.
Появление мировых судей - насущно необходимо - таково общее мнение судейского сообщества, ученых-юристов. Да и граждане, стонущие «у судов и палат» - клянут последними словами судебную волокиту, когда, к примеру, разбирательство несложного имущественного спора занимает месяцы и годы . Специалисты подсчитали, что мировая юстиция может принять на себя рассмотрение 20 % уголовных и 60 % гражданских дел, значительное количество дел об административных правонарушениях.
Мировой суд:
1) Разгружает суды общей юрисдикции;
2) Сокращает сроки разбирательства дела;
3) Повышает качество их рассмотрения.
Идея возвращения к мировой юстиции была высказана еще в конце 1991 года, когда Верховный Совет РСФСР принял «Концепцию судебной реформы в РСФСР», и пробивала себе дорогу 7 лет.
Введение института мировых судей - один из важнейших этапов проводимой в Российской Федерации судебной реформы.
В соответствии с Федеральным Законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» от 29 декабря 1999 года № 48-ФЗ установлена 6.451 должность мировых судей.
В целом ряде регионов штаты мировой юстиции полностью укомплектованы и мировые судьи приступили к осуществлению правосудия.
Процесс введения института мировых судей продолжается - хотя и не без сложностей, но динамично.
Уже не за горами тот день, когда мы можем сказать, что становление мировой юстиции в РФ полностью состоялось.
Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию, максимальное приближение суда к населению.
Создание мировой юстиции в РФ не проходит легко и безболезненно, как и любой радикальный реформаторский шаг.
Главная проблема - это пробелы, а иногда и противоречия в законодательстве о мировых судьях.
Так, очень много споров и недоразумений породила формулировка п.3 ст. 10 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» , в котором записано: «Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации». Эта норма нарушает принцип разделения властей, фактически не регламентирует организационное обеспечение деятельности мировых судей.
В ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», принятом на 1 год раньше ФЗ «О мировых судьях в РФ», чётко определено: под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического характера, направленные для полного и независимого осуществления правосудия» (п.2 ст. 1)
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что Судебный Департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции.
Согласно ст. 4, 21, 28 - следует, что мировые судьи входят в систему судов общей юрисдикции, следовательно, организационное обеспечение их деятельности должны осуществлять судебный департамент и его органы.
Несмотря на пробелы, судейское сообщество и органы Судебного департамента, совместно с органами государственной власти субъектов РФ, следуя положениям Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе», развернули активную деятельность по введению института мировых судей.
Мировая юстиция делает лишь первые шаги.
В целом ряде регионов еще предстоит приложить немалые усилия, чтобы институт заработал. Даже создание и принятие законодательства о деятельности мировых судей еще не завершено. Так, до сих пор нет материально-правовой и процессуальной нормативной базы.
Однако, хочется надеяться, что нормативное регулирование деятельности мировых судей изменится и дополнится, будет больше издаваться учебно-методических пособий, а информационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей будет и далее способствовать становлению и совершенствованию столь нужного стране института мировой юстиции.
Объектом исследования выступает совокупность правовых и иных об¬щественных отношений, возникавших и развивавшихся в связи с функциони¬рованием мирового суда в России в целом, взаимодействие с судами, а также функции и задачи системы мировых судов в современной России.
Предметом исследования являются нормативно-правовая база, регла-ментирующая структуру и деятельность мирового суда, общие закономерности возникновения, развития и функционирования института мировых судей в Рос¬сии.
Цель исследования - изучить деятельности мировых судей как носителей судебной власти, раскрыть их сущность, функции, значение в современной России.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- проанализировать устройство, функции и порядок деятельности миро¬вого суда по Судебным уставам 1864 года;
изучить законодательство о мировых судьях, порядок назначения мирового судьи на должность и прекращение его полномочий;
изучить порядок ведения производства по гражданским, уголовным делам;
выявить современные проблемы мировой юстиции в России и правовые вопросы, реально возникающие в практике мировых судей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая юстиция делает лишь первые шаги. В целом ряде регионов ей предстоит приложить немалые усилия, чтобы институт мировых судей заработал на должном уровне.
«Судебная реформа в нашей стране является исключительно сложной задачей в силу сложившихся стереотипов о месте и значении судебной власти. И до сих пор не преодолено непонимание того непреложного закона «государственной механики», что в правовом государстве именно судебная власть является реальной основой государственности, институтом, обеспечивающим социальный мир, правопорядок и стабильность в стране» , - утверждает С. Вицин, заместитель председателя Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
Мировой судья находится на первой ступени судебной иерархии, к нему самый большой доступ населения. Налаженное делопроизводство у мирового судьи - это начало судебного процесса в назначенное время, своевременное разрешение дел и обращение к исполнителю судебных актов мирового судьи, культурное обслуживание посетителей, хорошо поставленный учет всей документации, касающейся судебной деятельности мирового судьи.
«Мировой судья не думает, если ты сдал успешно квалификационный экзамен и получил положительное заключение квалификационной коллегии, затем был избран или назначен на судейскую должность, означенную выше, то ты добился сам всего только своим знанием, умом, разворотливостью и связями. Нет. Ты поставлен человеческими руками, человеческими приказами вершить правосудие , - считает А.Ф.Изварина. Самое главное у судьи - чистая совесть. Если ты запятнаешь ее, у тебя начнут следовать роем неприятности, болезни, тяжелые потери, неудачи.
Право проявления свободы воли оставлено за тобой, ибо идея самостоятельности судебной власти звучит еще с библейских времен. Что посеешь - то и пожнешь - это один из важнейших законов жизни - твоя честность и твое слово жизненно важны для всего твоего существа и для тех, кто встанет перед тобой на суд. Право судить имеет духовное начало, поэтому будь осторожен в обращении с судьбами людей.
Спустя более 80 лет мировой суд возрождается.
Современным законодательством частично воспринят правовой опыт дореволюционной России. Введение мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов.
Хочется надеется, что практика издания научно-методических пособий будет продолжаться, информационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей будет далее способствовать становлению и совершенствованию столь нужного стране института мировой юстиции.
Мировой судья должен оправдать оказанное народом доверие, стать защитником прав, свобод, интересов людей.
Развитие мировой юстиции не стоит на месте. Проблем в становлении мировых судей, в судопроизводстве очень много. Учеными, юристами -практиками вносятся предложения по совершенствованию законодательства и его применению. В средствах массовой информации проводятся научные дискуссии. Находят авторские варианты решения конкретных вопросов.
1) Так, например, А. Шамардин предлагает провести эксперимент и ввести институт почетных (оплачиваемых) мировых судей из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование «не связанных ни с адвокатской практикой, ни с государственной властью (находящиеся в отставке сотрудники правоохранительных органов, преподаватели вузов). Эти лица могли бы привлекаться на постоянной основе к работе, рассматривая некоторые гражданские дела при передаче спора на их разрешение по соглашению сторон. Такая идея была реализована в период судебно-правовой реформы в России 1864 года .
2) Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти субъектов РФ. Думается, что наделение органов исполнительной власти широкими полномочиями по обеспечению деятельности мировых судей не способствует независимому осуществлению правосудия.
3) Установление и изменение границ судебных участков, на территории которых действуют мировые судьи, должны производится распорядительными актами глав городов и районов по согласованию с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Советом судей области.
4) Должен быть установлен упрощенный порядок судопроизводства мирового судьи через изменения в ГПК и УПК. Иначе судьи будут лишь способом разгрузки федеральных районных судов.
5) Вопрос об избрании или назначении судей. Согласно Концепции судебной реформы, мировые судьи должны избираться населением соответствующего судебного участка. В Федеральном законе «О статусе судей» записано, что субъекты Федерации могут предусмотреть в своих законах и мировых судьях назначение их на должность законодательным органом. Последний вариант несравненно дешевле, чем избрание мирового судьи населением. Но ведь сама правовая природа института мировых судей предполагает, что они должны получить мандат доверия непосредственно от населения. Кто, как не жители судебного участка смогут лучше оценить личность и деловые качества кандидата в мировые судьи? А повторное избрание судьи по истечении срока его полномочий было бы показателем того, что он оправдал оказанное ему народом доверие, стал защитником прав, свобод, интересов людей.
6) Необходимо продолжить среди населения просветительную работу о деятельности мировых судей через средства массовой информации.
7) Рассмотреть вопрос о расширении прав мировых судей на федеральном уровне и принять действенные меры для завершения важнейшего этапа в судебной реформе.
Остается надеяться, что возрождение института мировых судей произойдет в ближайшее время на всей территории России. И позволит достичь тех целей, которые ставила перед мировой юстицией Концепция судебной реформы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003) (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ.
3. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.12.1998 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 11.11.1998).
4. Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (ред. от 17.03.2004) (принят ГД24.11.1999).
5. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.12.2003) (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.12.2003) (принят ГДФС РФ 20.12.2001).
7. О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»: Федеральный закон от 12.02.2001 № 6-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.01.2001).
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 30.06.2003, с изм. от 25.02.2004).
9. О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»: Федеральный закон от 09.07.2002 № 80-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.06.2002).
10. О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»: Федеральный закон от 27.05.2003 № 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ (25.04.2003).
11. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ от 26.06.1992 N3132-1 (ред. от 15.12.2001).
12. О мировых судьях Ульяновской области: закон Ульяновской области от 07.04.2000 г. № 006-30.
13. О мировых судьях в городе Москве: Закон от 31 мая 2000 г.
14. О мировых судьях в городе Санкт-Петербурге:Закон от 24.10. 2000.
15. Об отделе по организационному обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области при администрации области; Положение, утвержденное распоряжением Главы администрации области, одобрено экспертно-проверочной комиссией архивного отдела администрации области от 20.08.2003, пр. № 8.
16. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. Настольная книга судьи. - М.: Юрист, 2000.-С.76; 86-87.
17. Бахирева Г. Что мешает быстрому становлению института мировых судей? // Российская юстиция. - 2001. - № 8. С.41-42
18. Бержель Ж.Л. Общая теория права. / Под ред. В.И.Даниленко. - М.: NOTA BENE, 2000. - 575 с.
19. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. - Саратов: Проспект, 1999. - 216 с.
20. Вицин С. От формирования судебной системы к ее реформирова-нию. // Российская юстиция. - 2001. - № 4. - С.2
21. Григонис З.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002. -512с.
22. Демидов В. В. Комментарий к законодательству о мировых судьях. / Демидов В.В., Жуйков В.М. - М.: Юристъ, 2001. - 205 с.
23. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования по специальности 0201 «Правоведение». / Ю.А.Дмитриев, М.А.Шапкин. - М.: Мастерство, 2002. - 303 с.
24. Диордиева О.Н. Судебный приказ как форма защиты в гражданском процессе. / Мировой судья. - 2003. - № 1. - С. 21-22.
25. Ефремова Н.Н. Местное самоуправление и юстиция в России (1864-1917 г.г.). / Н.Н.Ефремова, М.В. Немытина. - М.: Мастерство, 1999. - 296 с.
26. Изварина А.Ф. Мировые судьи в России начала XXI века: Учебное пособие. Серия «Россия и власть». - Ростов - на - Дону: «Март», 2002. - 197 с.
27. Изварина А.Ф. У Фемиды нежное лицо. - Ростов - на - Дону: «Март». 1998.с. 122
28. Качалов В.И. Правоохранительные органы Российской Федерации в схемах и комментариях: Учебное пособие. / В.И.Качалов, О.В.Качалова. - М.: ЭКМОС.2001.-287с.
29. Кони А.Ф. На жизненном пути. - М.: Спб, 1999. - Т. 1 - С. 431.
30. Комментарий законодательства о судебной власти в Российской Федерации / А.А. Гравина, В.П. Кашепов, Т.О. Кошаева и др.: Отв. ред. В.П.Кашепов. -М.: Юридическая литература, 2000. - 311 с.
31. Кудрявцева Е.В. Судебное решение в английском гражданском процессе. - М.: Мастерство, 1998. - С. 43.
32. Куницын А. Р. Образцы судебных документов по гражданским, уголовным и административным делам (с комментариями законодательства и судебной практики): Практическое пособие. - М.: Куницын А.Р., 2001.- 336 с.
33. Марков О. Нравственное начало в работе судьи. // Российская юстиция. - 1999.-№7. -С. 35-36.
34. Новый закон о статусе судей: Учебное пособие. / Авт.- сост. А.Ю.Шумилов. - М.: Изд. Шумилова И.И., 2002. - 48 с.
35. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985.-С. 498.
36. Правоохранительные органы: Конспект лекций в схемах. / Авт. - сост. В.П.Водопьянов. - М.: ПРИОР, 2000. - 108 с.
37. Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М.: Проспект, 1999. - 107 с.
38. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: КОНТРАКТ-М, 2001. - 421 с.
39. Система гражданской юрисдикции в канун XXI века // Межвузовский сборник научных трудов. Статья М.А.Плюхина.- Екатеринбург, 2000. - 98 с.
40. Современные российские юристы: Кто есть кто в юридической науке и практике: Справочник. / Под ред. С.П.Щербы, В.Е.Крутских, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2001. - 389 с.
41. Степанов В.. Государственная Дума тормозит ведение мировой юстиции. // Российская юстиция. - 1999. - № 12. - С. 14-16.
42. Судоустройство в правоохранительных органах Российской Федерации: Учебник. / В.А.Давыдов, М.С.Дьяченко, Б.А.Комлев и др.: Под ред. Ю.К.Орлова, В.И.Швецова. - 2-е изд., - М.: Проспект, 2000. - 320с.
43. Ткачев В. Компетенцию мировых судей следует расширить. // Российская юстиция. - 2001. - № 4.- С.41-42.
44. Турышева Н.В. Примирительные процедуры и мировое соглашение в гражданском процессе зарубежных стран. // Вестник МГУ. Сер. 11: Право, 1999. - №3.-С.15.
45. Устюжанинов В. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений мировых судей. // Росс. юстиция.-2001. - № 2. - С. 13.
46. Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. - 500 с.
47. Четвериков B.C. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,2001.-207с.
48. Шамардин А. Недостатки областного закона - следствие несовершенства федерального. // Российская юстиция. 1999.-№ 12. - С. 12-13.
49. Юридическая энциклопедия. - М.: Юрист, 1999. - С.245.