Введение 4
1. Теоретические основы исследования имиджа политика 8
1.1 Сущность понятия имиджа 8
1.2 Основные инструменты формирования имиджа политика в Интернете 22
2. Специфика формирования имиджа политика с помощью видеохостинга
YouTube 36
2.1 Формирования имиджа политика с помощью видеохостинга YouTube 36
2.2 Практика использования YouTube российскими политиками (на
примере А.Навального, К.Собчак, П. Грудинина) 47
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение
Преднамеренное построение политического имиджа - это кропотливый и сложный процесс, требующий больших усилий. Существует множество специфических особенностей, которые необходимо учитывать при работе над имиджем политика, при этом значительное внимание уделяется каналам связи. В вопросе формирования общественного мнения средства массовой информации имеют огромные возможности. Функция средств массовой информации заключается в политическом продвижении, демонстрации готового имиджа, а также в разработке имиджа определенного политического субъекта посредством освещения его деятельности. Общение через СМИ является одним из способов обмена политической информацией, а также возможностью отправки положительной или отрицательной информации о кандидате через печатные издания, теле- и радиоканалы. Однако Интернет постепенно выходит на первый план в формировании публичного пространства.
При формировании информационного пространства Интернет становится лидирующим среди средств массовой информации. Именно поэтому, многие политические лидеры обратили внимание на достоинства такого рода политической рекламы. Связь между сетевыми технологиями и политикой - сложный и многогранный процесс, в котором можно определить две составляющие. Первая- политические сайты, социальные сети, а также онлайн-версии традиционных СМИ. Вторая составляющая - использование Интернета в качестве политической технологии в политическом взаимодействии, с целью влияния на поведение электората.
Интернет по сравнению с традиционными СМИ имеет ряд преимуществ. К таким преимуществам можно отнести следующее: непосредственность публикации информации, преодоление пространственно-временных границ, контекстный поиск информации и быстрый доступ к ней. В настоящий момент общий объем сетевого информационного компонента в политике и политических технологиях, продолжает неуклонно расти. И тот факт, что традиционные средства массовой информации работают по принципу информационного монолога, только подтверждает это утверждение и делает актуальной выбранную тему исследования.
Степень научной разработанности исследования.
Понятие «имидж» сформировалось как объект научного интереса в XXв. В изучении имиджа политического лидера следует выделить следующие направления. Первое посвящено разработке теории имиджа (Г. Г. Почепцов , В.Г. Горчакова , А.А. Деркач , А.Ю. Панасюк и др.).
Второе направление, наиболее широко представленное в литературе, представляют работы, посвященные технологиям формирования имиджа, электоральным технологиям, PR-коммуникации и рекламистике, которые используются в процессе формирования и продвижения имиджа политических субъектов. В данной литературе анализируется роль СМИ в формировании политического имиджа (Д.А. Вылегжанин , В.А. Жебит , Е.П. Костенко , О.В. Мякотина , Е.А. Рожкова , С.М. Тучков и др.), механизмы воздействия и барьеры восприятия информации избирателями (А.О. Алексеева , Ю.В. Будовская , А.А, Градюшко , А.А. Калмыков , К.А. Карякина , П.Н. Тарасенко , О. Татарников и др.).
Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на достаточно большое количество работ по различным аспектам имиджа, данная тема себя не исчерпала себя и требует дальнейшего изучения и осмысления. Кроме того, обзор публикаций по теме исследования свидетельствует, что еще не получили достаточного отражения в научной литературе особенности формирования имиджа политиков на примере видеохостинга YouTube.
Актуальность темы работы, степень ее научной разработанности обуславливают выбор объекта и предмета исследования, определения ее цели и задач.
Объект исследования - имидж политика.
Предмет исследования - формирование имиджа политика с помощью видеохостинга YouTube.
Цель работы - выявить особенности формирования имиджа политика с помощью видеохостинга YouTube.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать и раскрыть содержание понятия имидж;
- выявить структуру и функции имиджа политика;
- выделить основные инструменты формирования имиджа политика в Интернете;
- проанализировать особенности формирования имиджа политиков на примере видеохостинга YouTube.
Теоретико-методологическая база исследования.
Теоретика - методологическая база исследования определена его объектом, предметом, а также поставленными задачами. В теоретическую базу вошли труды отечественных и зарубежных исследователей по PR, рекламе, менеджменту. В исследовании применялся метод структурно - функционального анализа, благодаря которому выявлены составляющие имиджа политика и инструменты его формирования. Кроме того, для исследования каналов политиков на видеохостинге YouTube применялся метод контент-анализа.
Эмпирической базой для проведения исследования выступил видеохостинг YouTube и представленные в нем каналы политиков.
Структура работы подчинена решению цели и основных задач данного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
По результатам проведенного анализа особенностей формирования имиджа политика с помощью видеохостинга YouTube можно сделать следующие выводы:
1. Имидж - это сформированный сознательно образ объекта, который наделяет последнего дополнительной ценностью и дает возможность продуцировать такие впечатления в части объекта, его оценки и отношения к нему, которые нужны его создателям.
2. Основными инструментами формирования имиджа политика в сети Интернет являются: собственный интернет - сайт политика, политической партии, блог, страница в социальной сети (Facebook, vkontakte, twitter), прессконференции в режиме онлайн, форум.
Информационные материалы транслируются по телевидению и радио в течение нескольких секунд, на страницах газет в течение нескольких дней, а на интернет-участках и текстовых материалах хранятся месяцы и годы, что очень полезно для предвыборной рекламы кандидата и формирования его имиджа. Преимущества Интернета в этом вопросе неоспоримы.
3. YouTube становится одной из наиболее влиятельных сил в предвыборной кампании: с его помощью пользователи выставляют на всеобщее обозрение оплошности одних кандидатов и укрепляют позиции других. Использование YouTube в политических целях отражает растущее влияние Интернета в целом: кандидаты все чаще обращаются онлайн за пожертвованиями в фонд своих кампаний
4. В практической части исследования было проанализировано создание имиджа политиков (А.Навальный, К. Собчак и П. Грудинин) с помощью YouTube. Для исследования был выбран метод контент-анализа.
Был произведен статистический расчет количества роликов, подписчиков и просмотров в течение пяти месяцев - до и после президентских выборов, которые прошли 18 марта 2018 года.
Проанализировав все вышеуказанные параметры, у Ксении Собчак можно отметить положительную динамику в росте количества роликов, просмотров и подписчиков начиная с января 2018 год. Количество роликов увеличилось почти на 300 тыс., количество просмотров увеличилось более чем на 2 млн, количество подписчиков выросло почти в три раза. Можно отметить, что с помощью видеохостинга Ксения Собчак стала более известной и зарекомендовала себя как кандидат на следующие выборы президента Российской Федерации.
Ту же самую положительную динамику мы можем наблюдать и у Алексея Навального. Количество его роликов, начиная с января до мая выросло почти на 4000, просмотры увеличились почти на 23 миллиона, количество подписчиков увеличилось почти на 7 тыс. человек.
У Павла Грудинина можно увидеть несколько иную картину. С начала года можно заметить, что количество роликов и просмотров у этого кандидата было больше, по сравнению с маем. Хотя однозначно, можно отметить его меньшую активность в видеохостинге, по сравнению с другими кандидатами.
В качестве практических рекомендаций по формированию имиджа в сети Интернет можно предложить следующее:
• Основными инструментами формирования имиджа политика в сети Интернет должны быть: собственный интернет - сайт политика, политической партии, блог, страница в социальной сети (Facebook, vkontakte, twitter), пресс-конференции в режиме онлайн, форум, видеохостинги.
• Для формирования имиджа в видеохостинге YouTube необходимо публиковать регулярные фото, новости, ролики, которые должны отображать не только политические взгляды и убеждения, но и личностные аспекты (семья, отдых и т.д.)
• Видеоролики необходимо регулярно обновлять в связи с изменениями в политической и общественной жизни.
• Видеоролики должны сопровождаться тэгами, которые позволяют повысить популярность страницы.
• Ролики должны быть высокого качества, интересны и разнообразны: ролики политика на различных светских мероприятиях, во время торжеств и выступлений, не перегружено излишней «официальностью», но при этом вполне соответствует социальному статусу и занимаемой должности.
• Видеоролики должны быть сделаны с достаточно близкой дистанции, что также является привлекательным для подписчиков.
• На форуме в видеохостинге политик должен регулярно общаться со своими подписчиками и посетителями канала, делиться с ними интересными фактами и событиями, сообщать новости и вовлекать их в процесс обсуждения.
• Ролики должны носить разносюжетный характер: интервью, ответы на вопросы журналистов, дебаты, предвыборные ролики.
Итак, данный канал, несомненно, имеет потенциал для развития и смог бы стать неплохой платформой для продвижения каких-либо политических проектов и инициатив. Подводя итог проведенному исследованию, следует сказать о том, что YouTube может стать хорошей платформой для формирования необходимого политического имиджа в сети, а ведение личного блога - весьма эффективной альтернативой личному сайту политика.
1. Алексеева, А. О. Интернет-СМИ. Теория и практика / А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, Л. А. Круглова [и др.] ; под ред. М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2016. — 350 с.
2. Будовская, Ю. В. Распространение медиаконтента в социальных медиа и социальных сетях: теория игр против виральности / Ю. В. Будовская, И. И. Волкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 5 (49). - С. 69-74.
3. Вылегжанин Д. А. Введение в политическую имиджелогию : учеб. пособие / Д. А. Вылегжанин ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта : Московский психологосоциальный ин-т, 2014. - 136 с.
4. Градюшко, А. А. Становление и развитие инфраструктуры интернет-СМИ / А. А. Градюшко // Весшк Вщебскага дзяржайнага ушверсггэта. - 2015. - № 54. - С. 83-88.
5. Заславская, Т. И. Постсоциалистический трансформационный процесс в России / Т. И. Заславская // Вестник ЗГНФ. - 2016. - №3.
6. Засурский, И. И. Общественное достояние и стратегия развития информационного общества / И. И. Засурский // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2017. - № 3. - С. 7-15.
7. Зиновьев, И. В. Мультимедийность как новый образ диалогического мышления журналиста / И. В. Зиновьев // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: материалы Международной научнопрактической конференции, посвященной 75-летию журналистского образования на Урале, Екатеринбург, 14-15 апреля 2016 г. - 2011. - С. 237239.
8. Информация. Дипломатия. Психология : сб. / ред.-сост. Ю.Б.
Кашлев. - М. : Известия, 2014. - 616 с.
9. Каптюхин, Р. В. Современные методики реализации эффективных рекламных коммуникаций коммерческих компаний в сети интернет / Р. В. Каптюхин // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 9. - С. 320-322.
10. Карякина, К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента / К. А. Карякина // Медиаскоп. - 2015. - № 1. - С. 6.
11. Курцев А.И. Становление и развитие служб связей с общественностью в государственном управлении Республики Татарстан (90-е годы ХХ - начало XXI вв.) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 151, кн. 2, ч. 2. - С. 247-253.
12. Полянская О. А. Проблемы формирования и поддержания имиджа политика в условиях развития информационного общества в РФ / Полянская О. А., Пономарева Г. И., Проскурина М. В. // Сб. конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 24
13. Тучков, С. М. Становление политических паблик рилейшенз: предпосылки, проблемы и перспективы / С. М. Тучков // Вестник МГУ.—сер. 12 (политические науки).—2015.—№ 2.—С. 16—26.
Учебники, учебные пособия и материалы
14. Варакута С.А. Связи с общественностью: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 207 с.
15. Векслер А. PR для российского бизнеса / А. Векслер. — М.: Вершина, 2016.
16. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учеб. пособие / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с.
17. Вылегжанин Д. А. Теория и практика паблик рилейшнз : учеб. пособие / Д. А. Вылегжанин ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц.
ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта : Московский психолого-социальный инт, 2018. - 369 с. : ил., табл.
18. Горчакова В. Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? Уникальный курс по созданию собственного имиджа / В. Г. Горчакова. - М. : Эксмо, 2017. - 200 с. - (Сделай себя сам).
19. Губанов, Д. А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили. - Москва : Издательство физико- математической литературы, 2016. - 228 с.
20. Гуревич П. С. Политическая психология : учеб. пособие для студентов вузов/ П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 543 с. - (Актуальная психология).
21. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - Москва : Медиа-образование, 2015. - 384 с.
22. Киркпатрик, Д. Социальная сеть / Д. Киркпатрик ; пер. с англ. В. Иващенко. - Москва : Эксмо, 2014. - 288 с.
23. Коновченко С. В. Общество - средства массовой информации - власть : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2015. С. 45.
24. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз / В. Г. Королько. — Киев, 2013. - 528 с.
25. Кретов Б. И. Прикладная политология : учеб. пособие / Б. И. Кретов, А. А. Горбунов. - М. : Высшая школа, 2015. - 303 с.
26. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева. - Москва : Канонпресс- Ц : Кучково поле, 2013. - 464 с.
27. Ольшанский Д. В. Политический консалтинг : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 350400 "Связи с общественностью"/ Д. В. Ольшанский, В. Ф. Пеньков. - СПб. : Питер, 2015. - 448 с. : ил.
28. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия,
психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. - 2-е изд., стер. - М. :
ОМЕГА-Л, 2018. - 266 с.
29. Политика и личность / ред. Й. Поллак и др. ; пер. с нем. С. С. Димитрова. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2014. - 288 с.
30. Политическая имиджелогия : учеб. пособие / ред.: А. А. Деркач и др. - М. : Аспект Пресс, 2016. - 398 с. : ил.
31. Почепцов Г. Г. Имидж & выборы. Имидж политика, партии, президента / Г. Почепцов. - Киев : АДЕФ-Украина, 2017. - 136 с. : ил.
32. Психология политической власти / ред. Н. И. Шестов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. - 280 с.
33. Салливан Маргерит Х. Ответственная пресс-служба: Взгляд изнутри. - М., 2014. - 145 с.
34. Санаев А. Русский пиар в бизнесе и политике / А. Санаев. — М.: Ось-89, 2015.
35. Сухотерин Л. Информационная работа в государственном аппарате. - М.: Издательство «Европа», 2017. - 473 с.
36. Тарасенко, П. Н. Интернет-СМИ и социальные медиа: роль и место в акциях протеста в Испании в 2011 году / П. Н. Тарасенко // Медиаскоп. - 2018. - № 1. - С. 13.
37. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями. - СПб.: СПбГУ, 2014 - 320 с.
38. Тульчинский, Г. Public relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство / Г. Тульчинский // СПб.: Петрополис.—2014.—80 с.
39. Харитонов М. В. Реклама и PR в массовых коммуникациях. - СПб.: Речь, 2018. - 198 с.
40. Хенслоу Ф. Практическое руководство по Паблик Рилейшнз. - Санкт- Петербург: Нева, 2013. - 192 с.
41. Шестопал Е. Б. Политическая психология : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 020200 "Политология"/ Е. Б. Шестопал. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 427 с.
Авторефераты и диссертации
42. Жебит В. А.Социально-психологические факторы динамики имиджа политика : дис. ... канд. психолог. наук / В. А. Жебит ; Рос. гос. социальн. ун-т. - М., 2017. - 210 с.
43. Костенко Е. П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика : дис. ... д-ра. психолог. наук / Е. П. Костенко ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 2014. - 573 с.
44. Мякотина О. В. Имидж политического лидера: тенденции
становления и изменения : дис. ... канд. полит. наук / О. В. Мякотина ; Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2014. - 207 с.
45. Рожкова Е. А. Имидж и социальные роли политика : дис. ... канд. социол. наук / Е. А. Рожкова ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2016. - 173 с.
46. Федорова Т. В. Гендерные стереотипы как фактор формирования имиджа политика : дис. ... канд. полит. наук / Т. В. Федорова ; Ставропольск. гос. ун-т. - Ставрополь, 2018. - 168 с.
Электронные ресурсы
47. Гершевич О. Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России // Власть. - 2017. - № 3 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-imidzha- politicheskogo-lidera-v-sovremennoy-rossii .
48. Как зарабатывать на YouTube без копейки вложений? [Электронный ресурс]. - URL: http://youtube-master.com.
49. Татарников, О. Блогосфера: состояние и перспективы
[Электронный ресурс] / О. Татарников. - URL: http://compress.ru/
article.aspx?id=17260.
50. Теории и концепции компьютерной коммуникации в Интернете:
теория критической массы, теория социального присутствия и информационной насыщенности, теория социальных сетей, теория социального влияния [Электронный ресурс]. - URL: http://jyrnalistedu. ru/zarubsmi/161 -teorii-i-koncepcii-kompyutemoj - kommunikacii-intemet-teoriya.html.
51. Черняк, Л. Сервисы и теории социальных сетей [Электронный ресурс] / Л. Черняк. - URL: http://www.osp.ru/os/2008/08/5660961/