Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурная адаптация

Работа №34028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Теоретические аспекты анализа социокультурной адаптации 3
1.1. Адаптация и её исследование в социально-гуманитарных науках 3
1.2. Социокультурная адаптация как вид адаптации 13
1.3. Сущность социокультурной адаптации в мегаполисе 13
2. Сельская молодёжь в системе социокультурной адаптации 34
2.1. Подходы к определению молодёжи, сельская молодёжь как социальная группа: сущность и характеристики 34
2.2. Особенности социокультурного адаптационного процесса сельской молодежи в мегаполисе 43
2.3. Социально-коммуникативные каналы адаптации сельской молодежи в крупном городе 46
Список литературы 61



В научной литературе на сегодняшний день существует большое количество определений понятия «адаптация» как социального процесса. Но все они трактуются достаточно неоднозначно, и связано это с тем, что данное явление рассматривается с абсолютно разных точек зрения у специалистов таких областей, как психология, педагогика, социология, культурология и философия, а также многих других. Феномен адаптации является объектом междисциплинарного исследования, так как может быть применен к разным аспектам приспособления.
В широком смысле слова адаптация (от латинского adaptare – приспособлять) – это процесс приспособления к активно меняющимся внутренним и внешним условиям окружающей среды (при наличии двух важных аспектов – биологического и социального, которые взаимосвязаны друг с другом) [6, 12, 18].
В.И. Башмаков утверждает, что адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности. Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия [2].
По мнению Г.И. Козырева, адаптация занимает очень важное место в социальной жизни человека. Это явление, которое предполагает непосредственное приспособление индивида к новым для него условиям социальной действительности, формирование адекватной и ожидаемой системы отношений с новыми для него социальными объектами, пластичность поведения, смена социальных статусов и ролей по необходимости [34]. Все это приводит к тому, что личность плавно интегрируется в социальную группу, становится ее частью, выполняет функции, которые несут пользу не только самому человеку, но и всей социальной группе в целом. В то же время личность – это субъект активной деятельности, общения, взаимоотношений. Она не только приспосабливается к новой среде, но и сама изменяет ее в соответствие со своими взглядами, мировоззрением. В связи с этим тезисом, процессы социальной и культурной адаптации следует рассматривать и как активно развивающиеся, потому что они формируются параллельно изменениям внутренних установок личности. Человек не только адаптируется, но и сам оказывает прямое активное влияние на себя, свою жизнь, свои будущие перспективы [14].
Обзор многочисленных литературных источников от таких авторов, как А.А. Реан, А.И. Берг, Т.Г.Дичев, В.З. Коган, А.Н. Жмыриков, О.И. Зотова, И.С. Кон и Л.М. Ростова позволяет говорить о том, что сегодня существует большое количество взглядов на этот объект, а также теоретических подходов к проблеме адаптации в разных областях научного знания. Это связано со спецификой задач проводимых исследований, а также с различием в подходах, которые приняты в научных школах разного направления.
Например, биологический аспект адаптации является общим, как для человеческого организма, так и для животного. Он включает в себя механизмы приспособления биологического существа к устойчивым условиям окружающей среды, которая постоянно изменяется под воздействием многих внешних и внутренних факторов. Сюда входят, например, сенсорная или световая типы адаптации индивида [35].
В социологической науке термин «социокультурная адаптация» выступает как процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон [1].
Необходимым условием для осуществления успешной социокультурной адаптации является согласование притязаний индивида с имеющимися в его распоряжении возможностями и реальностью среды, к которой он приспосабливается. Процесс социокультурной адаптации также предполагает обретение человеком субъектности, которая характеризовала бы его как носителя активной силы в воспроизводстве общества и его изменении [2].
При рассмотрении проблематики социокультурной адаптации следует выделять несколько ее функциональных уровней.
Во-первых, это физиологическая адаптация, во-вторых – психологическая, а в-третьих, непосредственно социокультурная адаптация индивида к новым социальным и культурным условиям. Для того чтобы уточнить специфику критериев адаптации в разных областях, мы обратимся к определениям и суждениям, которые даются в различных научных разработках. Так, к примеру, психологическая адаптация выступает в качестве явления, которое характеризует наиболее полное и оптимальное приспособление психики человека к условиям окружающей действительности, жизнедеятельности или иным частным условиям.
Критериями психологической адаптации выступает самое психологическое и физиологическое развитие индивида, его мировоззрение, прошлый опыт, базовые конституциональные и психофизиологические особенности. Адаптация также выступает в качестве процесса и результата формирования новообразований (новые психических качеств индивида), а также их основание [5].
Отсюда адаптационные процессы признаются исследователями феноменальными, а саму адаптацию – социальным и культурным феноменом. Также многие авторы (И.А. Георгиева, А.Н. Жмырикова, В.Н. Безносиков) объединяют критерии адаптации в две основные группы: объективные критерии (внешние критерии) и субъективные критерии (внутренние критерии). В разных сферах жизни человека и его процесса адаптации критерии могут также быть самыми разнообразными. Например, к объективным критериям, которые определяют адаптированность человека к производственному процессу, относятся норма выработки, процент бракованных изделий, квалификация, разряд, стаж работы, образование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Агранат Д.Л. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. – С. 500.
2. Башмаков В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
3. Буянова А.Ю. Улан-Удэ: адаптация сельской молодежи к городскому и образовательному пространству [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://region.3ebra.com/generation/publications/publication2.
4. Волков Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
5. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.
6. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c.
7. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316 с.
8. Граждан В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 604 c.
9. Граждан В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 607 c.
10. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.
11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с.
12. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. -269с.
13. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2017. -319с.
14. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. - 272 c.
15. Коротец И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 256 c.
16. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2017.- 479с.
17. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2018 -431с.
18. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2017.-734с.
19. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2017. - 602с.
20. Лясников Н.В. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин, Ю.В. Лясникова. - М.: КноРус, 2016. - 288 c.
21. Оришев А.Б. Социология рекламной деятельности: Учебник / А.Б. Оришев. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 235 c.
22. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 480 c.
23. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2018.-234с.
24. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2017. - 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)
25. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2017.-317с.
26. Томбу Д.В. Социология рекламной деятельности: Учебное пособие / Д.В. Томбу. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 c.
27. Тощенко, Ж.Т. Социология труда: Учебник для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 423 c.
28. Hunter, Laura; Leahey, Erin (2008). «Collaborative Research in Sociology: Trends and Contributing Factors». American Sociologist 39 (4): 290–306. doi:10.1007/s12108-008-9042-1.
29. Janes, Craig Robert; Stall, Ron; Gifford, Sandra M (1986). James Trostle. Springer. ISBN 978-90-277-2248-5. Retrieved 8 September 2009.
30. Jonathan H. Turner. The Structure of Sociological Theory (PDF) (Fifth ed.). Belmont, California: Wadsworth Publishing Company. Retrieved 18 December 2014.[page needed]
31. Lynn R. Kahle; Pierre Valette-Florence (2012). Marketplace Lifestyles in an Age of Social Media. New York: M.E. Sharpe, Inc. ISBN 978-0-7656-2561-8.
32. Macionis, John J. (2012). Sociology 14th Edition. Boston: Pearson. p. 16. ISBN 978-0-205-11671-3
33. Margaret S. Archer; Jonathan Q. Tritt (2013). Jonathan Q. Tritter, ed. Rational Choice Theory: Resisting Colonisation. Routledge. ISBN 978-0415242714.[page needed]
34. Roscoe C. Hinkle (1982). «Reconstructing the History of Sociological Theory» (PDF). Mid-American Review of Sociology VII (1): 37–53. Retrieved 18 December 2014.
35. Roscoe C. Hinkle. Developments in American Sociological Theory, 1915–1950. SUNY Press. p. 335. ISBN 9781438406770. Retrieved 18 December 2014.
36. Sally T. Hillsman (February 2013). «Sociology Is a STEM Discipline». ASA Footnotes (American Sociological Association) 41 (2). Retrieved 18 December 2014.
37. Social movements: an introduction – Donatella Della Porta, Mario Diani. Books.google.com. 9 February 2009. ISBN 9781405148214. Retrieved 4 November 2011.
38. Stark, Rodney (2016). Sociology. Wadsworth Publishing. ISBN 978-0-495-09344-2.
39. Steven E. Barkan. «Theoretical Perspectives in Sociology». Sociology: Understanding and Changing the Social World, Brief Edition. Retrieved 18 December 2014.
40. Stolte, John F; Fine, Gary Alan; Cook, Karen S. (2011). «Sociological miniaturism: seeing the big through the small in social psychology». Annual Review of Sociology 27: 387–413. doi:10.1146/annurev.soc.27.1.387.
41. The American Heritage Science Dictionary the name was created by dewight D Eisenhower . Retrieved 13 July 2013, from Dictionary.com website: http://dictionary.reference.com/browse/sociology
42. Thibodeaux, Jarrett. 2016. Production as Social Change: Policy Sociology as a Public Good. Sociological Spectrum. 36 (3): 183-190


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ