Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация научно исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на уровне основного общего образования

Работа №34019

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические аспекты организации научно-исследовательской
деятельности школьников 6
1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности школьников 6
1.2. Особенности научно-исследовательской деятельности школьников в
процессе обучения истории на базе среднего общего образования 19
Глава II. Практическая сторона организации научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования 25
2.1 Обобщение опыта учителей в организации научно-исследовательской
деятельности школьников в процессе обучения истории 25
2.2. Анализ организации научно-исследовательской деятельности школьников 31
Глава III. Анализ опыта организации научно-практических конференций
школьников по истории 35
3.1. Анализ опыта организации научно-практических конференций школьников на базе КФУ 35
3.2 Анализ опыта организации всероссийских научно-практических
конференций школьников по истории 45
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложение


Актуальность. В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но несмотря на это педагоги должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Характеристика источников и литературы. В рамках нашего исследования была использована научно-методическая литература и проанализированы нормативно-правовые документы.
Для того, чтобы обобщить педагогический опыт учителей в рамках внедрения научно-исследовательской деятельности, нами были изучены статьи изданий «Эксперимент и инновации в школе», «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», «Вестник Бурятского государственного университета», «Наука и школа» за 2014-2019 гг. Основными общими чертами их педагогической деятельности является внедрение исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность, разработка методик по организации научно-исследовательской деятельности, анализ собственного опыта.
Также нами были проанализированы информационные письма и итоги проведения научно-исследовательских конкурсов и конференций, анализ которых помог нам выявить уровень развития науки в школе.
Объектом исследования процесс обучения основам научного исследования.
Предмет исследования: применение методики научного исследования в процессе обучения истории на уровне основного общего образования.
Предмет исследования и поставленная цель определили гипотезу исследования: научно-исследовательская деятельность способствует лучшему усвоению знаний по предмету, тем самым помогает повысить интерес к процессу обучения.
Методологическая база работы. В работе над исследованием нами был использован метод анализа основных аспектов организации научно-исследовательской деятельности школьников, что позволило раскрыть смысл понятия научного исследования в школе.
В базу исследования были включены разработки современных педагогов, научные издания из базы Электронной библиотеки РГБ и Научной электронной библиотеки «Киберленника».
При написании курсовой работы были соблюдены принцип объективности, принцип конкретности и вместе с тем принцип всесторонности.
Цель исследования: определить влияние научно-исследовательской деятельности как средства повышения качества образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику научно-исследовательской деятельности
школьников как одному из важнейших элементов школьного образования;
2. Выделить характерные особенности научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования;
3. Обобщить опыт педагогов в организации научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования;
4. Разработать методику работы с обучающимися в рамках научно-исследовательской деятельности;
5. Проанализировать опыт проведения научно практических конференций школьников по истории.
Научная новизна состоит в том, что проведён анализ организации научно-исследовательской деятельности школьников в рамках научно-практических конференций, проанализирован опыт современных учителей в данном направление, разработана методическая модель организации исследовательской деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что эти материалы можно использовать для реализации эффективной деятельности учителей в рамках обучения школьников основам научного исследования, кроме того, представленные материалы можно использовать при подготовке к семинарским занятиям по методике преподавания истории, для участия в различных научных конференциях и также при написании выпускной квалификационной работы.
Структура работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трёх глав, поделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формирует социальный опыт в труде и общении;
- формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
- дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.
Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:
- научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
- требует большой затраты сил и времени участников исследования;
- как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
- как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
- не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Но, несмотря на такие трудности, мы уверены, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры, и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.
Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.
На данный момент существует множество конкурсов и научно-практических конференции, на которых школьники могли бы реализовать свой исследовательский потенциал.



1.1. Информационное письмо [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F629968585/Informacionnoe_pismo_Istoriya.vokmg.men ya_2019.pdf (Дата обращения: 5.03.2019)
1.2. Информационное письмо конкурса «Шаги в науку» [Электронный
ресурс]. URL:
https://future4you. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=5864&Itemi d=3612 (Дата обращения: 16.04.2019)
1.3. Колчина М. С. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе на уроках истории [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/orghanizatsiia_issliedovatiel_skoi_dieiatiel _nosti_uchashchikhsia_v_shkolie_na_u (Дата обращения: 11.12.2018)
1.4. Положение Всероссийской (Поволжской) научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского (2018-2019 уч.год) [Электронный ресурс]. URL: https://admissions.kpfu.ru/lob-konf (Дата обращения: 2.03.2019)
1.5. Положение о V Всероссийской (XII региональной) научной конференции
учащихся [Электронный ресурс]. URL:
https://kpfu.ru/portal/docs/F1578382309/Polozhenie.o.vserossijskoj.konf..uchashhikh sya.2018_.pdf (Дата обращения: 15.02.2019)
1.6. Положение о проведении
VIII Республиканской научно -практической конференции для школьников «Их имена составили славу России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_conferenceRegulations2019.html (Дата обращения: 3.02.2019)
1.7. Положение о проведении научно-практических конференций школьников и студентов, проводимых на Всероссийском портале образовательных проектов «ФГОС Урок» в 2017-2018 учебном году» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/ (Дата обращения: 13.04.2019)
1.8. ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 23.10.2018)
1.9. Фоменко Т. М. Обобщение опыта по теме «Проектная и
исследовательская деятельность при изучении истории и обществознания» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/obobschenie-opita-po-teme-
proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-pri-izuchenii-istorii-i-obschestvoznaniya- 1524755.html (Дата обращения: 15.12.2018)
1.10. Хангалова Е. М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории [Электронный ресурс]. URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5415 (Дата обращения: 10.12.2018)
1.11. Химич Т. П. Исследовательские проекты на уроках истории,
обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. URL:
https: //nsportal. ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2015/02/27/pedagogicheskiy-opyt-issledovatelskie (Дата обращения: 14.12.2018)
1.12. Хорькова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения истории и обществознанию [Электронный ресурс]. URL: https://xn-- i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/609504/ (Дата
обращения: 7.22.2018)
II. Литература
2.1. Балакина Н. М., Хотулева М. А. Психологический аспект формирования навыков исследовательской деятельности школьников
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskiy- aspekt-formirovaniya-navykov-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (Дата обращения: 9.02.2019)
2.2. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskie-kompetentsii-sovremennogo- shkolnika-suschnost-i-soderzhanie (Дата обращения: 27.12.2018)
2.3. Воробьева А. В. Подготовка педагогов, организующих научноисследовательскую деятельность обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/podgotovka-pedagogov-organizuyuschih-nauchno- issledovatelskuyu-deyatelnost-obuchayuschihsya (Дата обращения: 28.12.2018)
2.4. Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках
школьного исторического образования
https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-issledovatelskoy-kompetentsii-v- ramkah-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya (Дата обращения: 25.10.2018)
2.5. Гришакина О.П. Мастер-класс «Формы научно-исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательном учреждении» [Электронный ресурс]. URL: http://www.econf.rae.ru/article/4931 (Дата обращения: 3.02.2019)
2.6. Канаева С. П. Формирование самостоятельной творческой личности
школьника через исследовательскую и проектную деятельности
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-
samostoyatelnoy-tvorcheskoy-lichnosti-shkolnika-cherez-issledovatelskuyu-i- proektnuyu-deyatelnost (Дата обращения: 7.11.2018)
2.7. Кашаева В. В. Формирование у школьников умений и навыков творческой
исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-u-
shkolnikov-umeniy-i-navykov-tvorcheskoy-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-
i- vo-vneurochnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 8.11.2018)
2.8. Ляпин Д. А. Научно-исследовательская работа школьников: памятка
учителю [Электронный ресурс]. URL:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/253/67253/40296 (Дата обращения:
17.10.2018)
2.9. Мокрушина О. Г. Исследовательская деятельность в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskaya- deyatelnost-v-uchebnom-protsesse-kak-odin-iz-putey-formirovaniya-intellektualnoy- kultury-shkolnikov (Дата обращения: 3.12.2018)
2.10. Силакова Н. И. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-na- urokah-istorii-i-obschestvoznaniya (Дата обращения: 3.12.2018)
2.11. Стрельцова И. В. Проекты и исследования [Электронный ресурс]. URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200800504 (Дата обращения: 24.01.2019)
2.12. Цыбикова Т. С. Организация проектно-исследовательской деятельности
школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/organizatsiya-
proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-s-ispolzovaniem-informatsionno- kommunikatsionnyh-tehnologiy (Дата обращения: 13.12.2018)
2.13. Черепанова М. С., Федотова С. А. «Учим не предмету, а учим ЧЕЛОВЕКА» (к вопросу об оценивании метапредметных и личностных результатов исследовательской деятельности учащихся) [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/uchim-ne-predmetu-a-uchim-cheloveka-k-voprosu- ob-otsenivanii-metapredmetnyh-i-lichnostnyh-rezultatov-issledovatelskoy- deyatelnosti (Дата обращения: 14.12.2019)
2.14. Хаиртдинова А. А. Методические рекомендации. Научно
исследовательская работа в школе [Электронный ресурс]. URL: http: //www.gcpi. neftekamsk.ru/dokument/rekomendacii/issledovanie. pdf (Дата
обращения: 9.11.2018)
III. Интернет-ресурсы
3.1. В Елабужском институте КФУ состоялся Всероссийский конкурс «История вокруг меня» [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/elabuga/struktura- instituta/osnovnye-podrazdeleniya/fakultety/fakultet-istorii-i-jurisprudencii/kafedra- vseobschej-i-otechestvennoj-istorii/v-elabuzhskom-institute-kfu-sostoyalsya- 364566.html (Дата обращения: 2.04.2019)
3.2. Всероссийский образовательный портал ФГОС УРОК [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/ (Дата обращения: 15.04.2019)
3.3. Всероссийская (с международным участием) научная конференция учащихся имени Н. И. Лобачевского [Электронный ресурс]. URL: https://admissions.kpfu.ru/lob-konf (Дата обращения: 2.03.2019)
3.4. Конференция завершила работу [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. elabuga. com/schoolConference/_conferenceResults2019. html (Дата
обращения: 2.03.2019)
3.5. Конференция начала работу [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_firstDay2019.html (Дата обращения: 1.03.2019)
3.6. Марданова Г. И. Направления деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/studentu/molodezhnaya-politika/koordinacionnyj-sovet- obschestvennyh/associaciya-stipendiatov-imennyh-gosudarstvennyh/napravleniya- deyatelnosti/napravleniya-deyatelnosti65279-5355.html (Дата обращения:
26.02.2019)
3.7. II Международная научно-практическая конференция «Шаги в науку» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/konferentsii-uchashchihsya/29-i- mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-shagi-v-nauku/ (Дата обращения: 14.04.2019)
3.8. Международная научно-практическая конференция школьников «Исследования и Факты» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/konferentsii-uchashchihsya/12-mezhdunarodnaya-nauchno- prakticheskaya-konferentsiya-shkolnikov-issledovaniya-i-proekty-obobshchenie- znanii-i-vnedrenie-innovatsii/ (Дата обращения: 16.04.2019)
3.9. Победители VIII Республиканской конференции школьников [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.elabuga.com/schoolConference/_conferenceWinners2019.html (Дата обращения: 5.04.2019)
3.10. Проект «История вокруг меня» [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/elabuga/struktura-instituta/osnovnye-
podrazdeleniya/laboratorii/laboratoriya-regionalnyh-istoricheskih/proekty/proekt- 39istoriya-vokrug-menya3939_125132.html (Дата обращения: 2.03.2019)
3.11. Успехи юных исследователей [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_successesOfYoungResearchers.html (Дата обращения: 4.03.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ