Введение
Глава I. Теоретические аспекты организации научно-исследовательской
деятельности школьников 6
1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности школьников 6
1.2. Особенности научно-исследовательской деятельности школьников в
процессе обучения истории на базе среднего общего образования 19
Глава II. Практическая сторона организации научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования 25
2.1 Обобщение опыта учителей в организации научно-исследовательской
деятельности школьников в процессе обучения истории 25
2.2. Анализ организации научно-исследовательской деятельности школьников 31
Глава III. Анализ опыта организации научно-практических конференций
школьников по истории 35
3.1. Анализ опыта организации научно-практических конференций школьников на базе КФУ 35
3.2 Анализ опыта организации всероссийских научно-практических
конференций школьников по истории 45
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложение
Актуальность. В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но несмотря на это педагоги должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Характеристика источников и литературы. В рамках нашего исследования была использована научно-методическая литература и проанализированы нормативно-правовые документы.
Для того, чтобы обобщить педагогический опыт учителей в рамках внедрения научно-исследовательской деятельности, нами были изучены статьи изданий «Эксперимент и инновации в школе», «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», «Вестник Бурятского государственного университета», «Наука и школа» за 2014-2019 гг. Основными общими чертами их педагогической деятельности является внедрение исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность, разработка методик по организации научно-исследовательской деятельности, анализ собственного опыта.
Также нами были проанализированы информационные письма и итоги проведения научно-исследовательских конкурсов и конференций, анализ которых помог нам выявить уровень развития науки в школе.
Объектом исследования процесс обучения основам научного исследования.
Предмет исследования: применение методики научного исследования в процессе обучения истории на уровне основного общего образования.
Предмет исследования и поставленная цель определили гипотезу исследования: научно-исследовательская деятельность способствует лучшему усвоению знаний по предмету, тем самым помогает повысить интерес к процессу обучения.
Методологическая база работы. В работе над исследованием нами был использован метод анализа основных аспектов организации научно-исследовательской деятельности школьников, что позволило раскрыть смысл понятия научного исследования в школе.
В базу исследования были включены разработки современных педагогов, научные издания из базы Электронной библиотеки РГБ и Научной электронной библиотеки «Киберленника».
При написании курсовой работы были соблюдены принцип объективности, принцип конкретности и вместе с тем принцип всесторонности.
Цель исследования: определить влияние научно-исследовательской деятельности как средства повышения качества образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику научно-исследовательской деятельности
школьников как одному из важнейших элементов школьного образования;
2. Выделить характерные особенности научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования;
3. Обобщить опыт педагогов в организации научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования;
4. Разработать методику работы с обучающимися в рамках научно-исследовательской деятельности;
5. Проанализировать опыт проведения научно практических конференций школьников по истории.
Научная новизна состоит в том, что проведён анализ организации научно-исследовательской деятельности школьников в рамках научно-практических конференций, проанализирован опыт современных учителей в данном направление, разработана методическая модель организации исследовательской деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что эти материалы можно использовать для реализации эффективной деятельности учителей в рамках обучения школьников основам научного исследования, кроме того, представленные материалы можно использовать при подготовке к семинарским занятиям по методике преподавания истории, для участия в различных научных конференциях и также при написании выпускной квалификационной работы.
Структура работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трёх глав, поделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формирует социальный опыт в труде и общении;
- формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
- дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.
Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:
- научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
- требует большой затраты сил и времени участников исследования;
- как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
- как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
- не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Но, несмотря на такие трудности, мы уверены, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры, и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.
Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.
На данный момент существует множество конкурсов и научно-практических конференции, на которых школьники могли бы реализовать свой исследовательский потенциал.
1.1. Информационное письмо [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F629968585/Informacionnoe_pismo_Istoriya.vokmg.men ya_2019.pdf (Дата обращения: 5.03.2019)
1.2. Информационное письмо конкурса «Шаги в науку» [Электронный
ресурс]. URL:
https://future4you. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=5864&Itemi d=3612 (Дата обращения: 16.04.2019)
1.3. Колчина М. С. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе на уроках истории [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/orghanizatsiia_issliedovatiel_skoi_dieiatiel _nosti_uchashchikhsia_v_shkolie_na_u (Дата обращения: 11.12.2018)
1.4. Положение Всероссийской (Поволжской) научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского (2018-2019 уч.год) [Электронный ресурс]. URL: https://admissions.kpfu.ru/lob-konf (Дата обращения: 2.03.2019)
1.5. Положение о V Всероссийской (XII региональной) научной конференции
учащихся [Электронный ресурс]. URL:
https://kpfu.ru/portal/docs/F1578382309/Polozhenie.o.vserossijskoj.konf..uchashhikh sya.2018_.pdf (Дата обращения: 15.02.2019)
1.6. Положение о проведении
VIII Республиканской научно -практической конференции для школьников «Их имена составили славу России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_conferenceRegulations2019.html (Дата обращения: 3.02.2019)
1.7. Положение о проведении научно-практических конференций школьников и студентов, проводимых на Всероссийском портале образовательных проектов «ФГОС Урок» в 2017-2018 учебном году» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/ (Дата обращения: 13.04.2019)
1.8. ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 23.10.2018)
1.9. Фоменко Т. М. Обобщение опыта по теме «Проектная и
исследовательская деятельность при изучении истории и обществознания» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/obobschenie-opita-po-teme-
proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-pri-izuchenii-istorii-i-obschestvoznaniya- 1524755.html (Дата обращения: 15.12.2018)
1.10. Хангалова Е. М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории [Электронный ресурс]. URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5415 (Дата обращения: 10.12.2018)
1.11. Химич Т. П. Исследовательские проекты на уроках истории,
обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. URL:
https: //nsportal. ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2015/02/27/pedagogicheskiy-opyt-issledovatelskie (Дата обращения: 14.12.2018)
1.12. Хорькова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения истории и обществознанию [Электронный ресурс]. URL: https://xn-- i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/609504/ (Дата
обращения: 7.22.2018)
II. Литература
2.1. Балакина Н. М., Хотулева М. А. Психологический аспект формирования навыков исследовательской деятельности школьников
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskiy- aspekt-formirovaniya-navykov-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (Дата обращения: 9.02.2019)
2.2. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskie-kompetentsii-sovremennogo- shkolnika-suschnost-i-soderzhanie (Дата обращения: 27.12.2018)
2.3. Воробьева А. В. Подготовка педагогов, организующих научноисследовательскую деятельность обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/podgotovka-pedagogov-organizuyuschih-nauchno- issledovatelskuyu-deyatelnost-obuchayuschihsya (Дата обращения: 28.12.2018)
2.4. Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках
школьного исторического образования
https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-issledovatelskoy-kompetentsii-v- ramkah-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya (Дата обращения: 25.10.2018)
2.5. Гришакина О.П. Мастер-класс «Формы научно-исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательном учреждении» [Электронный ресурс]. URL: http://www.econf.rae.ru/article/4931 (Дата обращения: 3.02.2019)
2.6. Канаева С. П. Формирование самостоятельной творческой личности
школьника через исследовательскую и проектную деятельности
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-
samostoyatelnoy-tvorcheskoy-lichnosti-shkolnika-cherez-issledovatelskuyu-i- proektnuyu-deyatelnost (Дата обращения: 7.11.2018)
2.7. Кашаева В. В. Формирование у школьников умений и навыков творческой
исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-u-
shkolnikov-umeniy-i-navykov-tvorcheskoy-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-
i- vo-vneurochnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 8.11.2018)
2.8. Ляпин Д. А. Научно-исследовательская работа школьников: памятка
учителю [Электронный ресурс]. URL:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/253/67253/40296 (Дата обращения:
17.10.2018)
2.9. Мокрушина О. Г. Исследовательская деятельность в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskaya- deyatelnost-v-uchebnom-protsesse-kak-odin-iz-putey-formirovaniya-intellektualnoy- kultury-shkolnikov (Дата обращения: 3.12.2018)
2.10. Силакова Н. И. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-na- urokah-istorii-i-obschestvoznaniya (Дата обращения: 3.12.2018)
2.11. Стрельцова И. В. Проекты и исследования [Электронный ресурс]. URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200800504 (Дата обращения: 24.01.2019)
2.12. Цыбикова Т. С. Организация проектно-исследовательской деятельности
школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/organizatsiya-
proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-s-ispolzovaniem-informatsionno- kommunikatsionnyh-tehnologiy (Дата обращения: 13.12.2018)
2.13. Черепанова М. С., Федотова С. А. «Учим не предмету, а учим ЧЕЛОВЕКА» (к вопросу об оценивании метапредметных и личностных результатов исследовательской деятельности учащихся) [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/uchim-ne-predmetu-a-uchim-cheloveka-k-voprosu- ob-otsenivanii-metapredmetnyh-i-lichnostnyh-rezultatov-issledovatelskoy- deyatelnosti (Дата обращения: 14.12.2019)
2.14. Хаиртдинова А. А. Методические рекомендации. Научно
исследовательская работа в школе [Электронный ресурс]. URL: http: //www.gcpi. neftekamsk.ru/dokument/rekomendacii/issledovanie. pdf (Дата
обращения: 9.11.2018)
III. Интернет-ресурсы
3.1. В Елабужском институте КФУ состоялся Всероссийский конкурс «История вокруг меня» [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/elabuga/struktura- instituta/osnovnye-podrazdeleniya/fakultety/fakultet-istorii-i-jurisprudencii/kafedra- vseobschej-i-otechestvennoj-istorii/v-elabuzhskom-institute-kfu-sostoyalsya- 364566.html (Дата обращения: 2.04.2019)
3.2. Всероссийский образовательный портал ФГОС УРОК [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/ (Дата обращения: 15.04.2019)
3.3. Всероссийская (с международным участием) научная конференция учащихся имени Н. И. Лобачевского [Электронный ресурс]. URL: https://admissions.kpfu.ru/lob-konf (Дата обращения: 2.03.2019)
3.4. Конференция завершила работу [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. elabuga. com/schoolConference/_conferenceResults2019. html (Дата
обращения: 2.03.2019)
3.5. Конференция начала работу [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_firstDay2019.html (Дата обращения: 1.03.2019)
3.6. Марданова Г. И. Направления деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/studentu/molodezhnaya-politika/koordinacionnyj-sovet- obschestvennyh/associaciya-stipendiatov-imennyh-gosudarstvennyh/napravleniya- deyatelnosti/napravleniya-deyatelnosti65279-5355.html (Дата обращения:
26.02.2019)
3.7. II Международная научно-практическая конференция «Шаги в науку» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/konferentsii-uchashchihsya/29-i- mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-shagi-v-nauku/ (Дата обращения: 14.04.2019)
3.8. Международная научно-практическая конференция школьников «Исследования и Факты» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/konferentsii-uchashchihsya/12-mezhdunarodnaya-nauchno- prakticheskaya-konferentsiya-shkolnikov-issledovaniya-i-proekty-obobshchenie- znanii-i-vnedrenie-innovatsii/ (Дата обращения: 16.04.2019)
3.9. Победители VIII Республиканской конференции школьников [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.elabuga.com/schoolConference/_conferenceWinners2019.html (Дата обращения: 5.04.2019)
3.10. Проект «История вокруг меня» [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/elabuga/struktura-instituta/osnovnye-
podrazdeleniya/laboratorii/laboratoriya-regionalnyh-istoricheskih/proekty/proekt- 39istoriya-vokrug-menya3939_125132.html (Дата обращения: 2.03.2019)
3.11. Успехи юных исследователей [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_successesOfYoungResearchers.html (Дата обращения: 4.03.2019)