ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ МОТИВАЦИИ К КАРЬЕРНОМУ РОСТУ 7
1.1 Нравственно-этическая психология личности 7
1.2 Мотивационная составляющая детерминантного комплекса модели
субъекта саморазвития (ЛМ Попов) 11
1.3 Процесс карьерного роста сотрудников на примере компании IKEA (Казань) 15
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ МОТИВАЦИИ К КАРЬЕРНОМУ РОСТУ
2.1 Организация исследования и методы сбора и обработки информации... 20
2.2 Интерпретация и обсуждение результатов исследования 28
Выводы по 2 главе 40
Общие выводы 41
Заключение 43
Литература 45
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день известно очень много глобальных и мировых компаний. Известно о них только одно, что они несут пользу людям, приносят большую прибыль и на слуху у каждого.
Какие люди стоят за этим, и что ими движет-большой вопрос. Каждый знает, что компанию создает не один человек, а каждый член этой компании, от курьера до основателя. Проанализировав рынок, я решила взять такую всемирно известную компанию как IKEA, и на ее примере посмотреть, чем мотивированы сотрудников этой компании. Я считаю, это будет неплохая основа для дальнейшей работы с сотрудниками, для улучшения рабочего процесса и большего личностного развития, и роста сотрудников компании.
Не только для IKEA, но и для других организаций тоже.
Проблема данного исследования. Занимая ту ли иную должность в организации, у большинства сотрудников есть желание продвигаться по карьерной лестнице. Но обладает ли сотрудник набором необходимым для успешного продвижения по карьерной лестнице качеств. Какие детерминанты оказывают на него воздействие и что является мотивом для работы.
Цель исследования. Изучить Нравственно этические качества личности в аспекте мотивации к карьерному росту.
Объект исследования. сотрудники компании «IKEA» (Казань).
Предмет исследования. Нравственно этические качества личности в аспекте мотивации к карьерному росту.
Цель исследования. Изучить нравственно этические качества личности в аспекте мотивации к карьерному росту.
Гипотеза исследования. Личностные качества сотрудников могут быть рассмотрены как детерминанты карьерному росту.
Задачи исследования.
1. Изучить проблему нравственно этических качеств личности в психологии.
2. Показать значимость мотивационной составляющей детерминантного комплекса модели субъекта саморазвития.
3. Описать карьерный рост сотрудников компании IKEA (Казань).
4. Провести эмпирическое исследование нравственно-этических качеств личности в аспекте мотивации к карьерному росту.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких известных деятелей в области психологии личности: психодинамическое направление и индивидуальная теория А. Адлера [2], когнетивное направление в теории личности Дж. Келли [33], феноменольгическое направление в теории личности К.Роджерса [60], психодинамическое направление З. Фрейда [59] и инстинкты-как движущая сила поведения, научающе-бихевоиральное направление в теории личности Б.Ф. Скиннера [60].
«Концепция биологоческого и социального в личности» Б.Г.Ананьев [4]. Концепция индивидуальности А.Г.Асмолова [7], социально психологическая концепция В.М.Бехтерева [10], теория развития личности Л.И.Божович [15], концепция об уровнях психического аппарата Б.С.Братусь [16], психология отношений по В.Н.Мясищеву [41].
Методы исследования и обработки научных данных. Был использован проективный метод исследования (тестирование). Далее был проведен корреляционный анализ по t-критерию Стьюдента для сравнения средних статистических показателей.
В состав эмпирического инструментария входят:
Тест «Дело. Дельфин. Акула» («ДДА», автор Л.М. Попов).
Представляет собой опросник, в котором говорится о способности человека к деловой активности и предрасположенности вести себя с партнёрами эгоистически («Акула») или альтруистически («Дельфин»).
Психодиагностическая методика «Добро и Зло» (Л.М. Попов, А.П. Кашин)
Целью исследования является оценка двух альтернативных черт личности по функциям качеств добра и зла с условным названием «ДЗ» («ДОБРО-ЗЛО»).
«Методика цветовых метафор Соломина».
Каждому из участников даётся персональный бланк с определенным набором слов. Участнику исследования необходимо объединить слово и с цветом, который по мнению участника наиболее подходит слову. Естественно то, что понятий больше чем цветов, и цвета можно использовать несколько раз.
На втором этапе испытуемому необходимо расставить цвета (рис 1.) в наиболее импонирующем ему порядке. От самого приятного к самому неприятному. Например, Мне больше нравится цвет №7, поэтому я поставлю рядом с ни цифру 1.
«Диагностика мотивации достижения» (А. Мехрабиан).
Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).
«Методика: Изучение мотивационного профиля личности» (Ш. Ричи и П. Мартин).
В данной методике 12 мотивов личности к работе.
А также, «Оценка выраженности шести основных мотивов к работе».
Надежность и достоверность результатов исследования. обеспечивались всесторонним теоретическим анализом проблемы, репрезентативностью выборки испытуемых, принявших участие в эмпирической части исследования,
валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, использованием методов статистической обработки данных, а также качественных методов анализа полученных результатов, сопряженных с экспертной оценкой.
Теоретическая значимость исследования. Дополнена мотивационная составляющая детерминантного комплекса модели субъекта саморазвития (Л.М. Попов).
Практическая значимость исследования. Полученные данные помогут в дальнейшем использовать мотивационные детерминанты сотрудников компании IKEA для повышения уровня мотивации или устранения демотивации.
Подводя общий итог, хотелось бы сказать, каждый день на мировом рынке появляется все больше и больше новых организаций, и новых людей готовых создавать что-то более новое, мощное. Каждый раз приходя к мысли, что у этого «великого человека» в голове и благодаря каким детерминантам он показывает такой результат, мы будем постоянно сталкиваться с основой и почвой для проведения научного исследования. На сегодняшний день, наука Российской Федерации очень благосклонна к любым исследованиям в области психологического познания. Не стоит забывать, что еще в прошлом веке, а это не так давно, примерно 60 лет назад, все психологическое сообщество стояло под большим вопросом. Российские ученные своим упорством, стремлением, желанием, защитили своё право на проведения эмпирических исследований. Что и по сей день дает нам студентам проявить себя, проявить свое желание и показать свои интересы по средствам курсовых работ, дипломных работ, диссертаций, кандидатских доказать свою значимость и актуальность, новизну и первоочередность в области психологического познания.
Отойдя от истории, хочу сказать, что каждым из нас что-то движет, у каждого из нас внутри сидит то, что помогает нам или наоборот мешает двигаться вперед к вершине. Не стоит забывать, что вершина, она у каждого своя, и что есть вершина каждый оценивает по своему персональному сантиметру. Судить кого-то, за то, что он не такой как другие, не в правилах психологии, по крайней мере не в правилах моей персональной психологии. Да, без спорно, то, что нас окружает на протяжении всей жизни, накладывает на нас отпечаток, наши личностные конструкты могут перестраиваться, а саморазвитие и вовсе сходить на ноль или останавливаться. Этим все мы и показываем свою уникальность и неповторимость.
Сегодня в представлении каждого из нас, человек, который занимает высокую должность либо попал на эту должность по блату, либо прошёлся по головам. Мало кто готов признать, что данный человек заслужил это место своей готовность работать и вкладывать себя в дело так же равнозначно, как и совпадением внутренних и внешних мотивов. Хочу заметить, что не все так плохо, общество постепенно идет к тому, что ставят успех компании и предприятия превыше. Общества учится ценить людей за их личностные качества, индивидуальность, профессионализм, находить индивидуальных подход.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для вузов/ Г.С. Абрамова, - М.: Академический Проект. 2000. - 512с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.
- М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 291с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 260с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд- во Ленингр. ун-та, 1968. - 260с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Прогресс, 1990. - 325с.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 158с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1990. - 367с.
8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 105с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.
10. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии / В.М. Бехтерев. - М. Наука, 1994. - 399с.
11. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология / В.М. Бехтерев. - М., Колос, 1921. - 432с.
12. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности / В.М. Бехтерев. - СПб.: Алатейя, 1999. - 255с.
13. Бодалев А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1988. - 187с.
14. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы
профессионализации личности / В.А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М.: Институт
психологии АН СССР, 1991. - С.3-26.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
16. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301с.
17. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С.3-19.
18. Брушлинский А.В. О формировании психического /
А.В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С.106-126.
19. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1976. - 150с.
20. Г одфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Г одфруа; пер. с франц.; предисл. Г.Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 2 т.
21. 1. ГоловинС.Ю. Словарь практического психолога. Сост.- Минск: Харвеет, 1997.
22. Джемс У. Психология / У. Джемс; ред., предисл. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 367с.
23. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. С.145-169 исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. науч. трудов. - М.: Институт психологии АН СССР., 1991. - С.117-131.
26. Завалишина Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект / Д.Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. В.А. Барабанщикова, А.В. Карпова. - Москва;Ярославль, 2002. - Вып. 2. - С.42-64.
27. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 4-е изд. - М.: Акад. проект: Мир, 2006. - 329с.
28. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304с.
29. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия / В.В. Знаков // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред.
В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - С.9- 44.
30. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В.В. Знаков // Психологический журнал. - 2003. - Т.24, №2. - С.95-106.
31. Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Э.В. Ильенков // С чего начинается личность. - М., 1979. - С.34-68.
32. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - Мастера психологии- Издательство «Питер»2006.
33. Келли Дж. Теория личности: психология личностных конструктов / Дж. Келли. - СПб.: Речь, 2000. - 248с.
34. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Е.А. Климов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 197с.
35. Климов Е.А. Пути в профессионализм: учебное пособие / Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320с.
36. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. - М.: Мысль, 1984. - 116с.
37. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335с.
38. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: Наука, 1980. - 256с.
39. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.:1966.
40. Лабунская В.А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к
внешнему Я / В.А. Лабунская // Субъект, личность и психология
человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. - М., 2005. - С.235-257.
41. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский; под ред. М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. - 2-е изд. - Л.: Госиздат, 1924. - 290с.
42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304с.
43. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1993. - 43с.
44. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее
формирования. Издательство. Новосибирский полиграфкомбинат. Год. 2002.
45. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь / Н.А. Логинова // Принцип развития в психологии. - М., 1979. - С. 180-200.
46. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 448с.
47. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологической теории, эксперимент и практика в психологии / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. - 1980. - Т.1, №1. - С. 8-20.
48. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308с.
49. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер. 2003. - 352с.
50. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу.- М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997. - 304с.
51. Мейли Р. Черты личности / Р. Мейли // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 142-149.
52. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования / В.С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ, 1998. - 79с.
53. Попов Л.М. Добро и зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. - 237с.
54. Попов Л.М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития / Л.М. Попов // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2005. - Т. 147, кн. 2. - С. 123-138. - (Гуманитарные науки).
55. Попов Л.М. Человек - субъект развития и саморазвития / Л.М. Попов // Психология в казанском университете: сб. науч. трудов. - Казань, 2004. -С.133-159.
56. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации.
Методическое руководство. Санкт-Петербург 2001.
57. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд; пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 140с.
58. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд; вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448с.
59. Фрейд З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. - Минск: Попурри, 1997. - 606с.
60. Хьел Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2002. - 608с.
61. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной
деятельности / В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1982. - 184с.
62. Deci, E., & Ryan, R. (Eds.), (2002). Handbook of self-determination
research. Rochester, NY: University of Rochester Press.
63. Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11, 227-268.