Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №33984

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
595
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки современной государственно-конфессиональной политики в Российской Федерации
1.1. Отношения между властью и религиозными объединениями
в Новое время в странах европейской культуры 6
1.2. Отношения между властью и религиозными объединениями
в Российской империи 13
1.3. Отношения между властью и религиозными объединениями
в Советском Союзе и Российской Федерации 25
Глава 2. Религиозная составляющая общего образования в России
2.1. Религиозно-ориентированные предметы в системе
общего образования в Российской Империи 45
2.2. Реализация принципа лаицизма в образовании в советскую
и постсоветскую эпоху 53
2.3 Возвращение религиозной составляющей общего образования в Российской Федерации в постсоветскую эпоху 67
Заключение 84
Библиографический список 87
Список сокращений


Актуальность исследования. Одним из признаков коренного изменения религиозной политики в России, символический старт которому был дан на встрече генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с патриархом Пименом и другими иерархами Русской православной церкви 29 апреля 1988 года, стало возвращение в содержание общего образования религиозно-ориентированных предметов, официально начавшееся сразу после развала СССР. После более чем 70 лет полного запрета, введённого Декретом СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви от 20 января 1918 года, в стенах учебных заведений стало возможным говорить не только об историко-культурном следе религий, но и о религии как таковой, причём без неизбежного ещё совсем недавно порицания и вульгаризации.
Возвращение религиозной составляющей в российское образование представляет собой процесс, который продолжается и в настоящее время. Он представляет большой интерес для нескольких дисциплин, в том числе педагогики, истории, политологии. С точки зрения религиоведения он интересен тем, что позволяет оценить реальное, а не декларированное содержание российской государственно-конфессиональной (государственноцерковной, религиозной) политики как важнейшего фактора государственно-конфессиональных отношений на различных этапах её реализации.
Состояние научной разработанности исследования (темы): Поскольку исследование задумано как междисциплинарное, автор при проведении исследования опирался на обобщающие работы отечественных авторов в области истории России (Милов Л. В., Сахаров А. М., Павленко Н. И., Скрынников Р. Г. И др.), истории образования и педагогики (Ганелин Ш. И., Джуринский А. Н., Пискунов А. И., Рыбасова Ю. Ю. и др.). В более частной и близкой к теме исследования области исследования государственно-конфессиональных отношений большой вклад внесли Себенцов А. Е., Пчелинцев А. В., Шахов М. О., Одинцов М. И., Лещинский А. Н., однако выяснение влияния религиозной политики на образование не находилось в центре внимания их работ. На фоне традиционно многочисленных работ, затрагивавших темы религиозного компонента светского образования, но посвящённых чисто педагогическим проблемам, стали появляться публикации, рассматривающие тему с точки зрения реализации государственной политики в сфере образования (Пигарева О. В., Легасова Т. А., Поканинова Е. Б., Симонова М. А. и др.). В 2017 году наметился определённый прорыв: журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (РАНХиГС) выпустил спецвыпуск, посвящённый теме «Религия и школа в XXI веке: опыт России и Европы», в котором на высоком академическом уровне осмысляется опыт реализации религиозноориентированных предметов в современной российской школе (Ожиганова А. Ю., Шахнович М. М., Шнирельман В. А., Алмазова Л. И. и др.).
Объект исследования: государственно-конфессиональная политика в России (XVIII - нач. XXI вв.)
Предмет исследования: влияние государственно-конфессиональной политики на присутствие религиозного компонента светского общего образования в России
Цель: обосновать обусловленность появления, исчезновения и восстановления религиозного компонента светского общего образования соображениями государственно-конфессиональной политики в России (XVIII — нач. XXI вв.)
Задачи исследовательской работы:
— продемонстрировать исторические предпосылки складывания современной государственно-конфессиональной политики в Российской Федерации
— выяснить обстоятельства возникновения и эволюции религиозного компонента в российском светском образовании.
— выяснить степень взаимосвязи изменений в религиозной политике государства и судьбах религиозного компонента общего образования.
В качестве гипотезы выдвинуто положение, что отечественная религиозная политика, начиная с самого момента своего складывания (20е гг. XVIII в.), когда под влиянием западноевропейской философскополитической мысли в России начинают предприниматься осознанные попытки управления религиозной ситуацией, и до настоящего времени носит в значительной степени преемственный характер как в области целей и задач (обеспечение управляемости и лояльности религиозных течений), так и в области методов (активное государственное регулирование и контроль). Преемственность между различными этапами эволюции религиозной политики реализуется диалектически — за инновациями, прерывающими преемственность, следуют ретроинновации, её восстанавливающие (отрицание отрицания). Появление, исчезновение и возвращение религиозной компоненты в общем образовании (как на наиболее массовом и, наряду с высшим, особенно интенсивно регулируемом его уровне) совпадает со сменой фаз данного диалектического цикла.
В области методологии автор опирался на общенаучные принципы историзма, комплексности и системности, дополненные элементами функционального анализа и диалектической логики.
Научная новизна: автор впервые производит системный культурологический и политически нейтральный анализ темы присутствия религиозной компоненты в светском образовании в России с точки зрения развития государственно-конфессиональной политики.
Теоретическая и практическая значимость: результаты этой работы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях в религиоведении, истории России, политологии, социологии, а также в педагогике.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, а также списков используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нараставшая со второй половины XV века сложность тектоники Российского государства, которое к началу XVIII века уже обладало крайне обширными, плохо освоенными и малоизученными территориями с полиэтничным и мультиконфессиональным населением, вело обширную и сложную дипломатию, активно участвовало в европейской политике, вело войны на обширном фронте от Скандинавии до Подунавья, на Кавказе и в Приамурье, явилось грандиозным вызовом, ответом на который стали соразмерные по масштабам реформы Петра I. Обращаясь к устройству западноевропейских наций как к универсальному цивилизационному образцу рациональности и эффективности, Пётр обогащает русскую культуру и весомым гуманитарным багажом Раннего нового времени.
Под влиянием западноевропейской государственно-политической мысли в России начинают предприниматься осознанные попытки управления религиозной ситуацией. Пётр руководствовался этатисткими теориями, которые церкви отводили важную, но всё-таки инструментальную роль столпа нравственности и общественного порядка. В дальнейшем с проникновением идей Просвещения при Екатерине II прагматический взгляд на место религии в обществе и во внутренней политике закрепился.
С момента принятия Духовного регламента (1721), где Церковь осмыслена как одна из сфер государственного управления, и до второй половины XIX века идёт процесс складывания российского конфессионализма с его системой ранжирования религий, больше напоминавшей османскую систему миллетов, нежели какую-то из европейских моделей религиозной политики, включавшей их в систему государственно-административного управления. В рамках данной системы почётные места получили официальное русское православие, ислам, иудаизм, буддизм, лютеранство и реформатство.
Революционные события 1905 года поколебали, а 1917 — сокрушили эту систему. На её место после исторического мига либерализма Временного правительства пришла агрессивная лаицистская политика Советской власти, которая в 1944 году претерпела ретроинновацию: была воссоздана рассеянная российская поместная православная церковь, получили благосклонное отношение иные исповедания, созданы органы управления, которым исповедания должны были подчиниться. Была создана база для закрепления политики относительной веротерпимости, а свершившееся к концу 70-х гг. XX века полное классовое перерождение советского общества сделало возможным начало русского «религиозного возрождения» в 1988 г. и быстрый безболезненный демонтаж системы конфессионального управления в 1990 г.
Однако советский лаицизм был в целом сохранён, претерпев существенное смягчение в ряде позиций, включая отношение к присутствию религии и конфессий в сфере образования. Либеральное семилетие завершилось принятием федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, который вновь инициировал ретроинновацию, восстановив имперскую систему ранжирования религий, однако без создания полномочного органа государственного управления и при сохранении в силе национальных и международных актов, обеспечивающих свободу совести и религиозных культов.
Уступки в области образования, сделанные в начале 1990-х, когда стало возможным на региональном уровне вернуть в прежде совершенно безрелигиозную школу ряд предметов, изучающих православие (под видом «православной культуры», «духовно-нравственной культуры» т. п.), подготовили постепенное введение в 2010-2012 гг. во всех российских школах, включая часть специальных, предмета «Основы религиозных культур и светской этики», содержавшего аналогичным образом замаскированное вариативное религиозное содержание.
Отбор религиозных направлений, доктрина и практика которых были включены в содержание предмета, был произведён в полном соответствии с уже утвердившейся системой ранжирования религий: в рамках нового предмета изучаются «традиционные» православие, ислам, буддизм и иудаизм.
При этом значение лаицизма как важной общественно-политической «скрепы» и сохраняющаяся достаточно выраженная оппозиция общества и профессиональных кругов педагогов и управленцев возвращению религиозного содержания в общее и высшее образование требует от государства и заинтересованных религиозных и общественных организаций и движений постоянно возвращаться к аргументации мыслителей XVIII века, призывавших видеть в религии полезный для укрепления морали и общественного спокойствия институт, то есть неизбежно архаизировать философский язык и приватизировать концептуальный багаж, необходимые для осмысления феномена религии в современном обществе.
Возникновение такой ситуации связано с последействием официального марксизма («марксизма-ленинизма») — единственной дозволенной философско-идеологической школы в советской России. Марксизм лишал религиозность, религию и историю религий самозначимости и самоценности, рассматривая религиозность лишь как отражение противоречий классового общества, религию — как форму ложной идеологии, а историю религий полагая рабски зависимой от обстоятельств социально-экономической и социально-политической истории.
Мировоззренческая и методологическая пустота, возникшая после падения официального марксизма, в отечественной религиоведческой мысли стала активно заполняться разновидностями позитивизма и постмодернизма, а в области государственного управления, где требуется ответственность и эффективность, — представлениями и подходами, стихийно возникающими на основе синтеза наслаивающихся друг на друга представлений и подходов прошлых эпох.
В таких условиях вновь стали актуальными и имперский опыт ранжирования религий по степени их явной или предполагаемой лояльности, и советский опыт управления религиозной ситуацией, и архаичные философско-идеологические и морально-этические представления.
Это предопределило возвращение в систему общего и высшего образования — на наиболее значимые в общественном создании и традиционно наиболее тщательно регулируемые государством его уровни,— предметов и дисциплин с религиозным содержанием, при этом в максимально противоречивом и дисгармоничном виде.



Алексеев-Попов В. С. Значение опыта Великой Французской революции для русского рабочего движения накануне и в период революции 1905-1907 гг. // Французский ежегодник 1970. — М.: Наука. 1972.
Андреев А. Н. Западно-христианские вероисповедания и общество в России XVIII в. 07.00.02. Автореферат .... д. истор. наук. Челябинск, 2011.
Бардуева Т. Ц. Первый пандито хамбо лама Дамба-Даржа Заяев и его роль в распро-странении буддизма в Бурятии // Вестник БГУ. — 2011. — № 8.
Биюшкина Н. И. Дискриминационно-охранительные отношения в Российском государстве в период правления Александра III (с марта 1881 г. по 1894 г.) — М.: NOTA BENE, 2011.
Бычков С. Чекистский «игумен» Евгений Тучков // Библиотека Якова Кротова. — URL: http://krotov.info/spravki/1_history_bio/20_bio/1957_
tuchkov.htm
В. Л. Задворный, А. Юдин. История Католической Церкви в России // Библиотека Якова Кротова. — URL: http://krotov.info/
history/20/tsypin/zavdorn.html (свободный доступ; просмотрено 02.04.2018)
Васильева С. В. Изменение государственной политики в отношении древлеправославной церкви в условиях Великой Отечественной войны // Вестник БГУ. — 2015. — № 7.
Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении Церкви и государства в России. — Т. 1. Исследование. — Ростов-на-Дону, 1916.
Вишленкова, Е. А. Религиозная политика в России (первая четверть XIX века). 07.00.02. Диссертация... д. истор. наук. — Казань, 1998. — 466 с.
Григорьев С. Л. Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I. 07.00.02. Диссертация. канд. ист. наук. — Екатеринбург, 2004. — 248 с.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. —
2009. — № 9
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. Москва: Издательская группа «ФОРУМ» — «ИНФРА-М», 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов . — М.: ВЛАДОС, 2000.
Ислаев Ф. Г. Религиозная политика Российского государства и ее реализация в Волго-Уральском регионе: XVIII в. 07.00.02, Автореферат ... д. истор. наук. — Казань, 2005.
История Европы. Т. 3. От средневековья к новому времени (конец XV — первая половина XVII в.). — М.: Наука, 1993.
История средних веков. Том 1 / Под ред. С. П. Карпова. — Москва: Высшая школа, 2008. — 6-е изд.
Карташев А. В. Временное правительство и Русская Церковь. Цит. по: Азбука веры. —URL: https://azbyka.ra/otechnik/Anton_Kartashev/vremennoe- pravitelstvo-i-russkaja-tserkov/
Кириченко М. Государство и церковь. К истории ленинского декрета // Наука и религия. — 1987. — №4. Цит. по: Ленин: революционер, мыслитель, человек. — URL: https://leninism.su/4204-gosudarstvo-i-czerkov-k-istorii-
leninskogo-dekreta.html (свободный доступ; 13.02.2018)
Ковырзин К. В. Российская Православная церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после февральской революции (март 1917 г. - январь 1918 г.). 07.00.02. Автореферат. канд. истор. наук. — М.,
2010. — С. 20.
Колпакиди А. И., Серяков М. Л. Щит и меч: Руководители органов государственной безопасности Московской Руси, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. — СПб: Нева; М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2002.
Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации // Атеистический сайт. URL: http://www.ateism.ru/articles/concept.htm (свободный доступ;
10.02.2018)
Концепция Государственной религиозной политики Российской Федерации. // Сектозащитники и враги церкви. URL: http://www.religioved.narod.ru/religioved/016.htm (свободный доступ;
10.02.2018)
Костогрызова Л. Ю. Симфония властей в Византии: опыт
взаимодействия государства и Церкви // Богослов.т. — URL:
http://www.bogoslov.ru/text/1609881.html (свободный доступ; 11.02.2018)
Крайсман Н. В. Политика российского правительства в миссионерской деятельности в Поволжье и Приуралье: век XVIII : монография / Н. В. Крайсман; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. — Казань: Изд-во КНИТУ, 2012.
Крапивин М. Ю. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России: [Рецензия] // Седмица.т. — URL:
https://www.sedmitza.ru/lib/text/7697333/
Крестинин В. В. Краткая история о городе Архангельском. — СПб., 1792.
Кузьмин А. Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. — М.: Молодая гвардия, 1988.
Курочкин А. В. Гуманитарные технологии: проблема выбора
методологических оснований / Александр Курочкин [Текст] // Центр гуманитарных технологий. — URL: http://gtmarket.ru/
laboratory/expertize/2006/725 (свободный доступ; просмотрено 01.04.2018)
Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. пятое. Том 12. Октябрь 1905 — апрель 1906. — М.: Издательство политической литературы, 1968.
Ливцов В. А. Государственно-церковные отношения в СССР и России: Проблемы религиозной безопасности, 60-90-е гг. 07.00.02. Диссертация ... канд. истор. наук. — М., 1997. — 452 с.
Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.). — [Б.м.], Лютеранское наследие, 2003. — С. 69.
Лиценбергер О. А. Римско-католическая и Евангелическо-лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом: XVIII - начало XX вв. 07.00.02. Диссертация. д. истор. наук. —
Саратов, 2005. — 488 с.
Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939. — М.: Российская политическая
энциклопедия (РОССПЭН), Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина». —
2011.
Матушанская Ю. Г., Сахарных Д. М. Реализация предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в Удмуртской Республике (2009 - 2015) в сравнении с Республикой Татарстан // «Образ» религии в России: образовательные проекты, толерантность и вызовы экстремизма : монография / Под редакцией доцента Н. М. Марковой. — Владимир: «Аркаим», 2017.
Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX — начале XX века: на материалах Вятской губернии. 07.00.02, Диссертация... канд. истор. наук. — Ижевск, 2002. — 254 с.
Митрохин Н. Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ. Доклад / Николай Митрохин // Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии. - URL: http://religion.gif.ru/clerik/derik.html (свободный доступ; 22.02.2018)
Мордовцева Т.В. Культурологический смысл юридической категории "традиционная религия" и ее альтернативы в российском законодательстве / Мордовцева Т.В. // Отрасли права. — URL: http://отрасли-права.рф/artide/7467 (свободный доступ; 10.02.2018)
Нестерова А .Г. Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России :опыт социологического анализа. 22.00.04. Дисс. ... канд. социол .наук. Волгоград, 2004.
Новиков В. Отношения Церкви и государства в Византии по данным богослужебных текстов / Новиков Василий // Киевская Русь. — URL: http://
www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1388/ (свободный доступ; 11.02.2018)
Одинцов М. М. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917—1953 гг. — М.: Политическая энциклопедия, 2014.
Ожиганова А. А. Учебные пособия «Основы религиозной культуры» с точки зрения поликультурной концепции образования // Проблемы современного образования. — 2012. — № 5
Педагогические идеи Великой Французской революции: речи и доклады / перевод и вступительная статья Ольги Ефимовны Сыркиной, под редакцией А.П.Пинкевича. - М.: Работник просвещения, 1926. Цит. по электронной версии: Педагогические идеи Великой французской революции: речи и доклады // Исторические материалы. URL: http://istmat.info/node/28666 Понкин И. В. Комментарий к некоторым статьям Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях / Понкин И. В. // НП «Родительский комитет» — URL: http://www.r-komitet.ru/law/comm_faith.pdf (свободный доступ; 05.08.2016)
Православная энциклопедия. —Эл. версия: URL http://www.pravenc.ru Приказчикова О. Б. деятельность Постоянной центральной комиссии по вопросам культов (1929-1938 гг.) // Вест. ПСГТУ. Сер. 2 «История. История русской православной церкви». — 2009. — № 2.
Проект федерального закона N 99048645-2 "О традиционных религиозных организациях России" (внесен депутатами ГД В.У.Корниенко, В.А.Лисичкиным, В.И.Шандыбиным) (не действует) // Гарант. — URL: http:// base.garant.ru/3109854/ (свободный доступ; 10.02.2018)
Прозоров Л. Р. Кавказский рубеж: На границе Тьмутаракани. — М.: Эксмо Яуза, 2006.
Романовская Л. Р. Иноверцы в Российской империи (историкоправовое исследование) 12.00.01. Диссертация... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2006. — 259 с.
Ростовцев Е. А. История книжного дела. Ч. 3. : учеб. пособие. — СПб.: Изд-во политехнического университета, 2011.
Русская православная церковь и коммунистическое государство. 19171941. Документы и фотоматериалы. — М.: Изд-во ББИ, 1996.
Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) : Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Герд Штриккер. Книга 1. М.: Пропилеи, 1995.
С. А. Бурьянов. Свобода совести в Российской Федерации. Специализированный доклад за 2011 год. Часть 1. URL: http://www.portal- credo.ru/site/?act=lib&id=3141 (свободный доступ; 05.08.2016)
Савин А. И. «Эта работа ... произведет соответствующее впечатление и на Европу». Из документов руководства ОГПУ СССР о методах борьбы с религиозными организациями в первой половине 1920-х годов. // Гуманитарные науки в Сибири. Серия «Отечественная история». — 2005. — № 2.
Сафонов А. А. Государство и конфессии в позднеимперской России: правовые аспекты взаимоотношений. — М.: Проспект, 2017. — 376 с. Цит. по: https://play.google.com/books/reader?id=Hcg-DwAAQBAJ (ограниченный доступ; 03.05.2018)
Сахарных Д .М. Актуальные вопросы реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) / Д. М. Сахарных. — [б.м.]: «Издательские решения», [б. г.]. — ISBN 978-5457-87666-8
Сахарных Д. М. Рецензия на учебник „Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур“ // Педагогический родник. — 2010. — № 3. — С. 30-35. Он же. Рецензия на учебник „Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры“ // Там же, с. 35-39. Он же. Рецензия на учебник „Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры“ // Там же, с. 46-49.
Сахарных Д. М. Цель и задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Педагогический родник. — 2010. — № 6.
Себенцов А. Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России : справочник. —М., 1997.
Синельников С. П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917-1929 годах // Седмица.ру. URL. — https://www.sedmitza.ru/text/3612469.html
Синельников С. П. Разработка концепции религиозного образования в документах священного собора православной российской церкви 1917-1918 гг. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. —
2010. —Вып. II:3 (36).
Ситникова О. М. Государственное регулирование положения иностранных конфессий в Российской Империи 19 века // Грамота. — URL: http://www.gramota.net/materials/1/2009/1-2/53.html
Соколов А. В. Временное правительство и Русская православная церковь: 1917 год. 07.00.02. Автореферат... канд. истор наук. — СПб., 2002. — С. 21-22.
Солдаткин А. А. Сумерки светской этики. Отзыв на книгу анонимных авторов «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. М.: - «Просвещение», 2010 г.». Оценка возможности применения учебного пособия на уроках по этике. Рекомендации. // Педагогический родник. —
2011. — №5. — С. 4-33.
Стародубцев М. П. Взгляды Екатерины II на воспитание «Новой породы» дворянства как основа образовательной политики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2014. —№ 164.— С. 189
Суслов Е.В. Блеск и нищета Вестфальского мира, или почему нельзя создать систему международных отношений, пригодную на все времена //
Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». -2016. — №2 (6). — С. 90
Тарле Е. В. Наполеон. Цит. по.: Военная литература. — URL: http://militera.lib.ru/bio/tarle1/06.html (свободный доступ; 11.11.2017)
Терюкова Е. А. Департамент духовных дел иностранных исповеданий и этноконфессиональная политика Российской государства (XVIII — начало ХХ вв.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2010. — №4. — С. 205.
Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии. По рукописным документам архива Академии наук. — Санкт-Петербург, 1885. — С. 14
Федулова К. А. Роль реформ Жюля Ферри в становлении французской системы образования // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 627-630. — URL https://moluch.ru/archive/131/36638/ (дата обращения: 04.06.2018).
Фомичев И. В. Деятельность Временного правительства по реформированию органов управления народным образованием (март-октябрь 1917 года) // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2010. —№2.
Фонкич Б.Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке / Б. Л. Фонкич .— М.: Языки славянской культуры, 2009.
Цыпин В. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Православие^. — URL: http://www.pravoslavie.ru/110393.html (свободный доступ; 10.03.2017)
Цыремпилов Н. В. Когда Россия признала буддизм? в поисках указа 1741 г. Императрицы Елизаветы Петровны об официальном признании буддизма российскими властями // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. — 2014. — № 3 (39). — С. 96-109.
Черняев А. В. Г. В. Флоровский как философ и историк русской мысли : монография — М.: ИФ РАН, 2010
Шахов М. Ф. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации // Православие.т. — URL
http://www.pravoslavie.ru/put/60935.htm (свободный доступ; 05.08.2016)
Шкурин А. В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) — ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922-1929 гг. 09.00.13. Автореферат... канд. истор. наук. — М., 2005. — 224 с
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч. —Изд. 2. — Т. 20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ