Формирование коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций (на примере Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского Федерального Университета)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 7
1.1 Понятие, сущность и структура коммуникативной компетентности.^
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетентности 12
1.3 Методы диагностики и развития коммуникативной
компетентности 17
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ 23
2.1 Общая характеристика образовательной организации 23
2.2 Анализ применяемых в образовательной организации методов
обучения 28
2.3 Оценка эффективности методов обучения для формирования
коммуникативной компетентности в ЕИ КФУ 43
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА БЕЗЕ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ 52
3.1 Проблемы формирования коммуникативной компетентности в
Елабужском институте КФУ 52
3.2 Рекомендации по совершенствованию развития коммуникативной
компетентности в образовательной организации 57
3.3 Методика по формированию коммуникативной компетентности в
образовательной организации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 7
1.1 Понятие, сущность и структура коммуникативной компетентности.^
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетентности 12
1.3 Методы диагностики и развития коммуникативной
компетентности 17
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ 23
2.1 Общая характеристика образовательной организации 23
2.2 Анализ применяемых в образовательной организации методов
обучения 28
2.3 Оценка эффективности методов обучения для формирования
коммуникативной компетентности в ЕИ КФУ 43
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА БЕЗЕ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ 52
3.1 Проблемы формирования коммуникативной компетентности в
Елабужском институте КФУ 52
3.2 Рекомендации по совершенствованию развития коммуникативной
компетентности в образовательной организации 57
3.3 Методика по формированию коммуникативной компетентности в
образовательной организации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное быстро развивающееся общество сложно представить без коммуникативных связей. Без общения невозможно формирование как общества, так и отдельной личности. Общение является механизмом организации общественной деятельности и обогащения новыми профессиональными и межличностными связями для людей.
Человеку как социальному существу жизненно необходимо взаимодействовать с другими людьми, чтобы развивать психологические функции, процессы и свойства. С первых дней появления на свет человек общается с другими людьми. Однако, в начале жизненного пути оно нам больше нужно для формирования самого себя. И чтобы стать полноправным членом общества нам необходимо изучить правила взаимодействия с людьми. Ведь эффективное общение получается только в случае взаимодействия людей, компетентных в данной ситуации.
В общем смысле под компетентностью в общении понимается умение ориентироваться в себе — своем психологическом потенциале, потенциале собеседника, в сложившихся обстоятельствах и данной задаче.
Коммуникативная компетентность - важная качественная характеристика личности. Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски.
На данный момент работодатели выделяют коммуникативную компетентность как одну из фундаментальных качеств своих сотрудников [46, 47]. Поэтому образовательные организации должны направить силы на развитие навыков в данной области. Следовательно, исследование данного вопроса и разработка методов формирования коммуникации у обучающихся в образовательных организациях является актуальным на сегодняшний день.
Изучением коммуникативной компетентности занимались отечественные психологии, чьи работы были использованы для данной работы: Ю.М. Жукова,
Последние исследования коммуникативной культуры рассматривают чаще как составную часть психологической культуры В то же время следует отметить, что в современной психологии недостаточно разработана проблема становления коммуникативной компетентности профессионала. В большей степени изучены отдельные компоненты, а не данный феномен в целом.
Проблема исследования: Какие условия способствуют формированию коммуникативной компетентности обучающихся? Недостаточная разработанность данной проблемы на теоретическом уровне, востребованность её практического решения, обусловленная объективными требованиями к выпускнику вуза.
Гипотеза работы: Формированию коммуникативной компетентности студентов способствует создание следующих условий: выстраивание деятельности участников образовательного процесса в форме делового общения, создание атмосферы доверия и открытости в коллективе для её реализации.
Целью данной работы является раскрытие сущности коммуникативной компетентности, определение методов её развития и поиск наиболее эффективных методов формирования коммуникативной компетентности в профессиональных образовательных организациях на примере Елабужского института КФУ
Задачи работы:
• рассмотреть теоретические основы формирования коммуникативной компетентно сти;
• провести анализ и дать оценку формирования коммуникативной компетентности в образовательной организации (ЕИ КФУ);
• выявить проблемы и дать рекомендации по совершенствованию методов формирования коммуникативной компетентности на базе ФГАОУ ЕИ КФУ
Объектом исследования является филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Елабуга.
Предмет исследования — используемые в ЕИ КФУ методы формирования коммуникативной компетентности.
Исследование проводилось на базе филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского федерального университета в городе Елабуга.
В работе применялись следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, экспертный опрос преподавателей, обобщение информации, анализ и т.д.
Практическая значимость работы состоит в том, что изложенный в ней материал и предложенные мероприятия могут быть использованы для усовершенствования методов формирования коммуникативной компетентности в ходе учебного процесса в образовательной организации.
Результаты исследования апробированы на X Всероссийской научно-практической конференции «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе изложены теоретические основы формирования и развития коммуникативной компетентности. Дано определение коммуникативной компетентности, раскрыта сущность и структура коммуникативной компетентности, особенности ее формирования, выделены основные факторы влияющие на формирование коммуникативной компетентности. А также описаны методы её диагностики и развития.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка методам развития коммуникативной компетентности в образовательной организации. В ходе исследования был проведен анализ учебных планов, компетенций, формируемых в процессе учебы. Далее проведен анализ практического применения методов формирования коммуникативной компетентности и сравнение с требованиями. Результаты, полученные в ходе исследования были использованы для формирования методики, представленной в следующей главе.
В третьей главе выделены основные проблемы, выявленные в Елабужском институте КФУ, которые препятствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Предложены рекомендации и методика по корректировке процесса обучения для совершенствования методов формирования коммуникативной компетентности в образовательной организации.
Человеку как социальному существу жизненно необходимо взаимодействовать с другими людьми, чтобы развивать психологические функции, процессы и свойства. С первых дней появления на свет человек общается с другими людьми. Однако, в начале жизненного пути оно нам больше нужно для формирования самого себя. И чтобы стать полноправным членом общества нам необходимо изучить правила взаимодействия с людьми. Ведь эффективное общение получается только в случае взаимодействия людей, компетентных в данной ситуации.
В общем смысле под компетентностью в общении понимается умение ориентироваться в себе — своем психологическом потенциале, потенциале собеседника, в сложившихся обстоятельствах и данной задаче.
Коммуникативная компетентность - важная качественная характеристика личности. Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски.
На данный момент работодатели выделяют коммуникативную компетентность как одну из фундаментальных качеств своих сотрудников [46, 47]. Поэтому образовательные организации должны направить силы на развитие навыков в данной области. Следовательно, исследование данного вопроса и разработка методов формирования коммуникации у обучающихся в образовательных организациях является актуальным на сегодняшний день.
Изучением коммуникативной компетентности занимались отечественные психологии, чьи работы были использованы для данной работы: Ю.М. Жукова,
Последние исследования коммуникативной культуры рассматривают чаще как составную часть психологической культуры В то же время следует отметить, что в современной психологии недостаточно разработана проблема становления коммуникативной компетентности профессионала. В большей степени изучены отдельные компоненты, а не данный феномен в целом.
Проблема исследования: Какие условия способствуют формированию коммуникативной компетентности обучающихся? Недостаточная разработанность данной проблемы на теоретическом уровне, востребованность её практического решения, обусловленная объективными требованиями к выпускнику вуза.
Гипотеза работы: Формированию коммуникативной компетентности студентов способствует создание следующих условий: выстраивание деятельности участников образовательного процесса в форме делового общения, создание атмосферы доверия и открытости в коллективе для её реализации.
Целью данной работы является раскрытие сущности коммуникативной компетентности, определение методов её развития и поиск наиболее эффективных методов формирования коммуникативной компетентности в профессиональных образовательных организациях на примере Елабужского института КФУ
Задачи работы:
• рассмотреть теоретические основы формирования коммуникативной компетентно сти;
• провести анализ и дать оценку формирования коммуникативной компетентности в образовательной организации (ЕИ КФУ);
• выявить проблемы и дать рекомендации по совершенствованию методов формирования коммуникативной компетентности на базе ФГАОУ ЕИ КФУ
Объектом исследования является филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Елабуга.
Предмет исследования — используемые в ЕИ КФУ методы формирования коммуникативной компетентности.
Исследование проводилось на базе филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского федерального университета в городе Елабуга.
В работе применялись следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, экспертный опрос преподавателей, обобщение информации, анализ и т.д.
Практическая значимость работы состоит в том, что изложенный в ней материал и предложенные мероприятия могут быть использованы для усовершенствования методов формирования коммуникативной компетентности в ходе учебного процесса в образовательной организации.
Результаты исследования апробированы на X Всероссийской научно-практической конференции «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе изложены теоретические основы формирования и развития коммуникативной компетентности. Дано определение коммуникативной компетентности, раскрыта сущность и структура коммуникативной компетентности, особенности ее формирования, выделены основные факторы влияющие на формирование коммуникативной компетентности. А также описаны методы её диагностики и развития.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка методам развития коммуникативной компетентности в образовательной организации. В ходе исследования был проведен анализ учебных планов, компетенций, формируемых в процессе учебы. Далее проведен анализ практического применения методов формирования коммуникативной компетентности и сравнение с требованиями. Результаты, полученные в ходе исследования были использованы для формирования методики, представленной в следующей главе.
В третьей главе выделены основные проблемы, выявленные в Елабужском институте КФУ, которые препятствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Предложены рекомендации и методика по корректировке процесса обучения для совершенствования методов формирования коммуникативной компетентности в образовательной организации.
В целом, работа выполнена грамотно, достигнуты все поставленные в начале задачи: раскрыта сущность коммуникативной компетентности, её диагностика и развитие.
Обобщение научных разработок по проблеме коммуникативной компетентности, позволяет сделать вывод, что коммуникативной компетентность представляет собой систему психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющих строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств в любой работе и выделяется работодателями, как самый важный критерий при подборе персонала. Коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в профессиональной деятельности, поэтому их необходимо использовать на практике в процессе получения профессиональных навыков в образовательной организации.
В результате анализа применяемых методов обучения и эффективности их влияния на формирование коммуникативных навыков студентов в ЕИ КФУ, были выявлены основные причины, препятствующие достижению цели:
(1) Система образования в основном направлена на формирование профессиональных компетенций, выделяя незначительное время на общепрофессиональные;
(2) Мало времени уделяется формированию коммуникативной компетентности
(3) Не достаток внимания к пространству взаимодействия
(4) Проблема установления коммуникативных связей между участниками учебного процесса
(5) Отсутствие мотивации у обучающихся к активному участию в учебном процессе
(6) Затруднение с убеждающей коммуникацией, отстаиванием своей точки зрения у обучающихся
(7) Неумение слушать и принимать чужую точку зрения
(8) Телефоны и интернет
В практической части работы предложены мероприятия для знакомства участников друг с другом, снятия напряжения, пересмотра привычных стереотипов друг о друге, повышения уровня сплоченности участников, для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением, для развития умения презентовать себя и др.
Для корректировки выявленных проблем в практической части работы предлагаются следующие мероприятия:
• внести поправки в систему образования для увеличения внимания к формированию общепрофессиональных компетенций;
• создать свод прописных правил для формирования коллективной культуры в организации и отдельных группах;
• на занятиях больше времени уделять практической, совместной и языковой деятельности обучающихся;
• создавать необходимые условия для того, чтобы обучающиеся чувствовали себя комфортно;
• применять предложенные в методике техники для сплочения коллектива, построения доверительных отношений, познания возможностей и ограничений, возникающих при взаимодействии с другими людьми, а также изучения стилей переговоров и формирования индивидуального. Таким образом, задачи исследования решены полностью, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
Обобщение научных разработок по проблеме коммуникативной компетентности, позволяет сделать вывод, что коммуникативной компетентность представляет собой систему психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющих строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств в любой работе и выделяется работодателями, как самый важный критерий при подборе персонала. Коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в профессиональной деятельности, поэтому их необходимо использовать на практике в процессе получения профессиональных навыков в образовательной организации.
В результате анализа применяемых методов обучения и эффективности их влияния на формирование коммуникативных навыков студентов в ЕИ КФУ, были выявлены основные причины, препятствующие достижению цели:
(1) Система образования в основном направлена на формирование профессиональных компетенций, выделяя незначительное время на общепрофессиональные;
(2) Мало времени уделяется формированию коммуникативной компетентности
(3) Не достаток внимания к пространству взаимодействия
(4) Проблема установления коммуникативных связей между участниками учебного процесса
(5) Отсутствие мотивации у обучающихся к активному участию в учебном процессе
(6) Затруднение с убеждающей коммуникацией, отстаиванием своей точки зрения у обучающихся
(7) Неумение слушать и принимать чужую точку зрения
(8) Телефоны и интернет
В практической части работы предложены мероприятия для знакомства участников друг с другом, снятия напряжения, пересмотра привычных стереотипов друг о друге, повышения уровня сплоченности участников, для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением, для развития умения презентовать себя и др.
Для корректировки выявленных проблем в практической части работы предлагаются следующие мероприятия:
• внести поправки в систему образования для увеличения внимания к формированию общепрофессиональных компетенций;
• создать свод прописных правил для формирования коллективной культуры в организации и отдельных группах;
• на занятиях больше времени уделять практической, совместной и языковой деятельности обучающихся;
• создавать необходимые условия для того, чтобы обучающиеся чувствовали себя комфортно;
• применять предложенные в методике техники для сплочения коллектива, построения доверительных отношений, познания возможностей и ограничений, возникающих при взаимодействии с другими людьми, а также изучения стилей переговоров и формирования индивидуального. Таким образом, задачи исследования решены полностью, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
(НА ПРИМЕРЕ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА К(П)ФУ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



