Формирование коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций (на примере Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского Федерального Университета)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 7
1.1 Понятие, сущность и структура коммуникативной компетентности.^
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетентности 12
1.3 Методы диагностики и развития коммуникативной
компетентности 17
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ 23
2.1 Общая характеристика образовательной организации 23
2.2 Анализ применяемых в образовательной организации методов
обучения 28
2.3 Оценка эффективности методов обучения для формирования
коммуникативной компетентности в ЕИ КФУ 43
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА БЕЗЕ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ 52
3.1 Проблемы формирования коммуникативной компетентности в
Елабужском институте КФУ 52
3.2 Рекомендации по совершенствованию развития коммуникативной
компетентности в образовательной организации 57
3.3 Методика по формированию коммуникативной компетентности в
образовательной организации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное быстро развивающееся общество сложно представить без коммуникативных связей. Без общения невозможно формирование как общества, так и отдельной личности. Общение является механизмом организации общественной деятельности и обогащения новыми профессиональными и межличностными связями для людей.
Человеку как социальному существу жизненно необходимо взаимодействовать с другими людьми, чтобы развивать психологические функции, процессы и свойства. С первых дней появления на свет человек общается с другими людьми. Однако, в начале жизненного пути оно нам больше нужно для формирования самого себя. И чтобы стать полноправным членом общества нам необходимо изучить правила взаимодействия с людьми. Ведь эффективное общение получается только в случае взаимодействия людей, компетентных в данной ситуации.
В общем смысле под компетентностью в общении понимается умение ориентироваться в себе — своем психологическом потенциале, потенциале собеседника, в сложившихся обстоятельствах и данной задаче.
Коммуникативная компетентность - важная качественная характеристика личности. Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски.
На данный момент работодатели выделяют коммуникативную компетентность как одну из фундаментальных качеств своих сотрудников [46, 47]. Поэтому образовательные организации должны направить силы на развитие навыков в данной области. Следовательно, исследование данного вопроса и разработка методов формирования коммуникации у обучающихся в образовательных организациях является актуальным на сегодняшний день.
Изучением коммуникативной компетентности занимались отечественные психологии, чьи работы были использованы для данной работы: Ю.М. Жукова,
Последние исследования коммуникативной культуры рассматривают чаще как составную часть психологической культуры В то же время следует отметить, что в современной психологии недостаточно разработана проблема становления коммуникативной компетентности профессионала. В большей степени изучены отдельные компоненты, а не данный феномен в целом.
Проблема исследования: Какие условия способствуют формированию коммуникативной компетентности обучающихся? Недостаточная разработанность данной проблемы на теоретическом уровне, востребованность её практического решения, обусловленная объективными требованиями к выпускнику вуза.
Гипотеза работы: Формированию коммуникативной компетентности студентов способствует создание следующих условий: выстраивание деятельности участников образовательного процесса в форме делового общения, создание атмосферы доверия и открытости в коллективе для её реализации.
Целью данной работы является раскрытие сущности коммуникативной компетентности, определение методов её развития и поиск наиболее эффективных методов формирования коммуникативной компетентности в профессиональных образовательных организациях на примере Елабужского института КФУ
Задачи работы:
• рассмотреть теоретические основы формирования коммуникативной компетентно сти;
• провести анализ и дать оценку формирования коммуникативной компетентности в образовательной организации (ЕИ КФУ);
• выявить проблемы и дать рекомендации по совершенствованию методов формирования коммуникативной компетентности на базе ФГАОУ ЕИ КФУ
Объектом исследования является филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Елабуга.
Предмет исследования — используемые в ЕИ КФУ методы формирования коммуникативной компетентности.
Исследование проводилось на базе филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского федерального университета в городе Елабуга.
В работе применялись следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, экспертный опрос преподавателей, обобщение информации, анализ и т.д.
Практическая значимость работы состоит в том, что изложенный в ней материал и предложенные мероприятия могут быть использованы для усовершенствования методов формирования коммуникативной компетентности в ходе учебного процесса в образовательной организации.
Результаты исследования апробированы на X Всероссийской научно-практической конференции «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе изложены теоретические основы формирования и развития коммуникативной компетентности. Дано определение коммуникативной компетентности, раскрыта сущность и структура коммуникативной компетентности, особенности ее формирования, выделены основные факторы влияющие на формирование коммуникативной компетентности. А также описаны методы её диагностики и развития.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка методам развития коммуникативной компетентности в образовательной организации. В ходе исследования был проведен анализ учебных планов, компетенций, формируемых в процессе учебы. Далее проведен анализ практического применения методов формирования коммуникативной компетентности и сравнение с требованиями. Результаты, полученные в ходе исследования были использованы для формирования методики, представленной в следующей главе.
В третьей главе выделены основные проблемы, выявленные в Елабужском институте КФУ, которые препятствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Предложены рекомендации и методика по корректировке процесса обучения для совершенствования методов формирования коммуникативной компетентности в образовательной организации.
В целом, работа выполнена грамотно, достигнуты все поставленные в начале задачи: раскрыта сущность коммуникативной компетентности, её диагностика и развитие.
Обобщение научных разработок по проблеме коммуникативной компетентности, позволяет сделать вывод, что коммуникативной компетентность представляет собой систему психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющих строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств в любой работе и выделяется работодателями, как самый важный критерий при подборе персонала. Коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в профессиональной деятельности, поэтому их необходимо использовать на практике в процессе получения профессиональных навыков в образовательной организации.
В результате анализа применяемых методов обучения и эффективности их влияния на формирование коммуникативных навыков студентов в ЕИ КФУ, были выявлены основные причины, препятствующие достижению цели:
(1) Система образования в основном направлена на формирование профессиональных компетенций, выделяя незначительное время на общепрофессиональные;
(2) Мало времени уделяется формированию коммуникативной компетентности
(3) Не достаток внимания к пространству взаимодействия
(4) Проблема установления коммуникативных связей между участниками учебного процесса
(5) Отсутствие мотивации у обучающихся к активному участию в учебном процессе
(6) Затруднение с убеждающей коммуникацией, отстаиванием своей точки зрения у обучающихся
(7) Неумение слушать и принимать чужую точку зрения
(8) Телефоны и интернет
В практической части работы предложены мероприятия для знакомства участников друг с другом, снятия напряжения, пересмотра привычных стереотипов друг о друге, повышения уровня сплоченности участников, для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением, для развития умения презентовать себя и др.
Для корректировки выявленных проблем в практической части работы предлагаются следующие мероприятия:
• внести поправки в систему образования для увеличения внимания к формированию общепрофессиональных компетенций;
• создать свод прописных правил для формирования коллективной культуры в организации и отдельных группах;
• на занятиях больше времени уделять практической, совместной и языковой деятельности обучающихся;
• создавать необходимые условия для того, чтобы обучающиеся чувствовали себя комфортно;
• применять предложенные в методике техники для сплочения коллектива, построения доверительных отношений, познания возможностей и ограничений, возникающих при взаимодействии с другими людьми, а также изучения стилей переговоров и формирования индивидуального. Таким образом, задачи исследования решены полностью, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 11, ст. 12, ст. 16, ст. 69.
2. Устав ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" от 13.07.2015 № 714
3. Приказ Минобрнауки России от 2 февраля 2011 г. № 156 "О реорганизации КФУ, ТГГПУ, КГФЭИ и Елабужского государственного педагогического университета"
4. Приказ № 01-06/383 от 01.09.2011 "О филиале КФУ в городе Елабуга"
5. Положение о Елабужском институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от
30.09.2015 № 0.1.1.67/06/187/15
6. Свидетельство о го сударственной аккредитации №1539 от 01.12.2015 г.
7. Приказ Минобрнауки России от 27.05. 2016 г. № 635 "О внесении изменений в устав КФУ"
8. Правила внутреннего распорядка федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 24.12.2015 г. №0.1.1.67-06/253/15 протокол № 8
9. Кодекс этики обучающегося федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 21.03.2016 года № 0.1.1.67- 06/60/16, протокол № 2
10. Положение № 0.1.1.67-06/228/15 от 17 ноября 2015 г. "О порядке разработки и утверждения основных профессиональных образовательных программ высшего образования в федеральном
государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
II. Научная и учебная литература
11. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия /Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. — М: Акад. пед. наук СССР, 1968. — 332с.
12. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности /Г.М. Андреева. — Москва: Прогресс, 1987. — 304с.
13. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. — М: Аспект Пресс, 1999. — 375с.
14. Алексеева Е. А. Теоретические аспекты использования активных методов обучения : основа повышения эффективности традиционных методов обучения / Е. А. Алексеева / Наука и образование в жизни современного общества : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 30 апреля 2015 г. : в 14 т. Т 13. - Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - 17-21с.
15. Асмолов А.Г Дополнительное образование как зона ближайшего развития образованияв России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмоловв // Внешкольник. - 1997. - №9. - 68с.
16. Белякова Е.Г.; Фомичева, И.Г Психология и педагогика: учеб. Пособие /Е.Г Белякова // М.: Истина, 2016 - 318 с.
17. Бодалев А.А. Личность и общение /А.А. Бодалев. — 2-е изд., перераб. — Москва: Междунар. пед. академия, 1995. — 304с.
18. Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. / Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для СПО / А. К. Болотова /— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 327 с.
19. Бочарникова М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление внаучной среде / М.А. Бочарникова // Молодойу ч е н ы й . — 2 009. — №8. — с.130-132
20. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский - М.: Смысл; Эксмо, 2016 — 1136с.
21. Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. / М.Н. Вятютнев - М., 1986. - с. 7984.
22. Дудковская Е.Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС / Е.Е. Дудковская / Человек и образование. - 2014. - №3. - 99-100с.
23. Дьяченко М.И. Психология высшей школы /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. — Минск: БГУ, 1981. — 386с.
24. Елагина В.Н., Винокурова О.В. Формирование коммуникативной компетенции подростков в образовательном процессе школы / В.Н.Елагина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. Помат. XVIIмеждунар. студ. науч.-практ. Конф. - 2014. - №2 (17). -183 - 192с.
25. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985. - 167 с
26. Жуков Ю.М. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений /Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская,
О.В. Соловьева. — Москва: Наука, 1994. — 255с.
27. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении /Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — Москва: Смысл, 1991. — 96с.
28. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. . «Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии / Ю.М. Жуков // М.: Изд-во. МГУ, 1990. - 104 с.
29.Захаров В.Л. Социально-психологический тренинг: учебное пособие /В.Л. Захаров, Ю.Ю. Хрящева. — Л: ЛГУ, 1989. — 56с.
30. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности / Тематический выпуск «Психология и педагогика» №13 (68), Таганрог: Известия ТРГУ, 2006.- 225-227с.
31. Карпова М.А. Специфика коммуникативной компетенции учителя начальных классов / М.А Карпова // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2016. - Т 15. - № 4. - 88-92 с.
32. Кузнецова А . Н . Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей/ А.Н. Кузнецова/ - Ульяновск: УГУ, 2017. - 30 с.
33. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов /В.Н. Куницына — СПб: Питер, 2001. — 544с.
34. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) /В.А. Лабунская. — Ростов: Ростов, 1986. — 35с.
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов. — М: Наука, 1984. — 444с.
36. Мелибруда Е.Л. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения /Е.Л. Мелибруда. — Москва: Прогресс, 1986. — 256с.
37. Папшева Н. Д., Окушская О. М. Применение интерактивных методов обучения при подготовке бакалавров / Н. Д. Папшева // Вестник Самарского государственного технического университе-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2014.- № 1 (21). - 126-132 с.
38. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. /
Л.А.Петровская / М.:Смысл, 2007. - 6 8 7 с .
39. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг /Л.А. Петровская. — М: МГУ, 1989. — 216с.
40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс / М.: «Прогресс» - 1994. - 284с.
41. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — 11-е изд. стер. — М: Академия, 2012. — 608с.
III. Электронные ресурсы
42. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе / Г.Ф. Привалова/ Современные проблемы науки и образовани. - 2014. - №3. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view7idM3161 (Дата обращения: 5.10.2018 г.).
43. Диагностика психологических трудностей общения [Электронный ресурс] / В.А. Лабунская. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/909/19909/3122, свободный (Дата обращения: 21.09.2018 г.).
44. Концепция развивающего обучения Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б.
[Электронный ресурс] / Давыдов В.В. и Эльконин Д.Б. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.p-
lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika5 0 .html, свободный
(Дата обращения: 23.11.2018 г.).
45. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза [Электронный ресурс] / И.Н. Зотова. — Электрон. текстовые дан. — Ставрополь, 2006: disserCat — электронная библиотека диссертаций, 180. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskaya-podderzhka- razvitiya-kommunikativnoi-kompetentno sti-studentov-te, свободный (Дата обращения: 12.10.2018 г.).
46. Сотрудник мечты: 5 главных компетенций идеального подчиненного
[Электронный ресурс] / Тарасов В. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://premiummanagement.com/blog/sotrudnik-mechty,
свободный (Дата обращения: 14.11.2018 г.).
47. Soft skills: 7 важных навыков для любой профессии [Электронный ресурс] / Захарчук М. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved= 2ahUKEwiR-
I_3t8viAhUqxaYKHd2PCQ8QFjAAegQIBhAB&url=https%3A%2F%2Fthep oint.rabota.ua%2Fsoft-skills-7-vazhnyh-navykov-dlya-lyuboy- professyy%2F&usg=AOvVaw3K551qo8OPbvk00iPuc8fe, свободный (Дата обращения: 12.10.2018 г.).