Функционирование лексем с семантикой жизни и смерти в поэтическом языке М.И Цветаевой
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения поэтического языка 11
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Функционирование лексем с семантикой жизни в поэтическом языке М.И. Цветаевой 27
Выводы по главе 2 43
Глава 3. Функционирование лексем с семантикой смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой 45
Выводы по главе 3 67
Заключение 69
Список литературы 72
Глава 1. Теоретические аспекты изучения поэтического языка 11
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Функционирование лексем с семантикой жизни в поэтическом языке М.И. Цветаевой 27
Выводы по главе 2 43
Глава 3. Функционирование лексем с семантикой смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой 45
Выводы по главе 3 67
Заключение 69
Список литературы 72
Стихотворение – это особая форма творческой деятельности автора, передающая речевую картину мира поэта. Данная форма деятельности человека привлекала внимание множества ученых с давних времен: первыми исследовали стихотворные произведения Аристотель и Гораций. И в настоящее время интерес к стихосложению не только сохраняется, но и растёт.
Творчество М.И. Цветаевой в течение долгих лет изучалось мало, потому что не относилось к направлению соцреализма, основного в искусстве СССР. Творчество поэтов «серебряного века» в советской печати и литературной критике было представлено выборочно. Многие имена вообще не упоминались. Противоречивая биография М.И. Цветаевой, до сих пор не изученная полностью, также не способствовала широкому представлению её творчества в печати. Только в конце 1980-х годов произведения поэтессы появились в широкой печати. К её творчеству обратились исследователи. Но, в первую очередь, её творчество изучалось в биографическом аспекте: раннее творчество в России – эмиграция – возвращение – самоубийство.
В 1971 году вышла с сокращениями книга сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, «Воспоминания» [Цветаева, 1971], в которой многое посвящалось и Марии Ивановне. Только в 1995 году «Воспоминания» были изданы полностью [Цветаева, 1995]. В 1989 году была издана книга А.С. Эфрон «О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери» [Эфрон, 1989].
Интерес литературоведов к творчеству М.И. Цветаевой с этого времени возрос. Но, в первую очередь, оно рассматривалось со стороны биографического подхода. Творчество М.И. Цветаевой с точки зрения лексики, структуры стихотворений и циклов достаточно не изучено.
Поскольку оно представляет несомненный интерес как образец русской поэзии ХХ века, то изучение его в этом плане необходимо.
Трагическая загадочная смерть поэтессы заставляет задуматься о её отношении к жизни.
Лексемы «жизнь» и «смерть» всегда пользовались интересом у исследователей, стоит отметить, что их изучали и с точки зрения концепций лексического значения в осознании носителей языков, и с позиций изучения лексемы как ядра концепта при сравнении нескольких языков. Также нередким является изучение противопоставления лексем «жизнь» и «смерть» в культурологическом аспекте, с точки зрения их вербальной представленности в стилях определенных авторов, а также с позиций переводоведения и в других аспектах [Кузнецова, 2010, с. 13].
Все это в совокупности подтверждает актуальность выбранной темы.
В процессе анализа стихотворных произведений необходимо делать акцент на их эмоциональной окраске, экспрессивности, эстетике. Также необходимо учитывать и то, что авторский стиль уникален, поскольку у каждого автора есть свои любимые темы, слова, образы. Исходя из тематики стихотворений, некоторые авторы, среди которых М.И. Цветаева, складывают их в циклы.
Жизнь и смерть являются базовыми понятиями всех современных народов. Поэтому лексемы «жизнь» и «смерть» занимают центральное место в языковых картинах мира каждого народа. «Жизнь» и «смерть» − ключевые понятия каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, религии, пола, расы, возраста и прочих данных. Эти лексемы, определяющие противоположные понятия, неразрывны между собой.
«Жизнь» и «смерть» являются и философскими понятиями, которые каждый автор выражает по-своему. В литературных произведениях, в том числе, через эти лексемы, отображается авторское мировосприятие в целом.
Объект исследования – поэтические произведения М.И. Цветаевой, предмет исследования – лексические единицы с семантикой жизни и смерти в текстах поэта.
Немало написано на тему судьбы и творчества М.И. Цветаевой. Исследовательские подходы к наследию поэтессы отличаются широкой тематикой и большим разнообразием. Стоит выделить наиболее распространенный из них – биографический. В данном направлении изучения поэзии М. Цветаевой следует отметить такие работы, как монография В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» [Швейцер, 1992], И. Кудровой «Версты, дали…» [Кудрова, 1991], М. Белкиной «Скрещение судеб» [Белкина, 1992], Л. Фейлер «Марина Цветаева» [Фейлер, 1998] и др.
Касательно жизни и творчества поэтессы можно выделить такие работы, как А. Саакянц «Жизнь Цветаевой» [Саакянц, 1997], А. Павловский «Куст рябины» [Павловский, 1989] и др. Большое количество работ посвящено хронологическому описанию и характеристике творчества автора, среди них работы М.Л. Гаспарова «Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова» [Гаспаров, 2012], Е. Коркиной «Поэтический мир Марины Цветаевой» [Коркина, 1990], В. Орлова «Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия» [Орлов, 1976]. В данном исследовании будем ссылаться на эти работы для анализа определенных этапов творчества Марины Цветаевой.
Мифопоэтика М. Цветаевой была широко исследована (особенно в начале ХХI века) многими авторами, среди которых следует выделить докторскую диссертацию Н.О. Осиповой «Художественный мифологизм творчества Цветаевой в историко-культурном контексте первой трети ХХ в.» [Осипова, 1998] и работу С.И. Ельницкой «Возвышающий обман: Миротворчество и мифотворчество Цветаевой» [Ельницкая, 2004]. В последние десятилетия появилось много зарубежных исследований поэтического достояния М. Цветаевой, в которых речь шла о фольклорных, литературных и мифологических источниках, послуживших опорой для трансформаций в стихотворениях автора. Среди них статьи польского литературоведа Е. Фарыно «Мифологизм и теологизм Цветаевой: («Магдалина», «Царь-Девица», «Переулочки»)» [Фарыно, 1985] и «Стихотворение Цветаевой «Прокрасться.» [Фарыно, 1987], Е. Сивелла «The Orphic Voice: Poetry and Natural History» [Sewell, 1960], А. Смит «Writing as Performance: The Case of Marina Tsvetaeva» [Smith, 2003].
Невозможно не отметить активную разработку проблемы лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой. Среди работ на эту тему стоит остановиться на статье Г.Т. Петковой «Лирический цикл в творчестве Марины Цветаевой (проблемы поэтики)» [Петкова, 1994], в которой идет речь о теории лирического цикла, в том числе, о признаках его единства. В ряде работ других авторов, например, М.В. Серовой «Драма предела М. Цветаевой» [Серова, 2012], Н. Уфимцевой «Античный мир как средство поэтического самоутверждения М. Цветаевой» [Уфимцева, 1997] прослеживается эволюция автора и эволюция поэтического мастерства, их взаимосвязь и взаимная обусловленность, а также художественная целостность произведений М. Цветаевой.
Часто предметом исследования ученые выбирают темы, связанные с частными аспектами поэтики М. Цветаевой. Например, особенности структуры стихотворений [Лосев 1991, 1992], а также выявление определенных тенденций в построении стихов некоторых стилей [Александров, 1990]. Также нередко исследуется и звуковая организация стихотворений М. Цветаевой, примером тому служат работы Е. Фарыно о стихотворении «Прокрасться» [Фарыно, 1997], П. Цветеремич «Об отношении между фонемой и графемой в поэзии М. Цветаевой» [Цветеремич, 1991], Г. Седых «Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте: (На примере анализа стихотворения М. Цветаевой "Психея"» [Седых, 1997] и других авторов.
Цель данной работы – изучение функционирования лексем со значением жизни и смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой, выявление их семантических особенностей.
Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1) изучение научной литературы по теории поэтического текста;
2) выявление корпуса стихотворений М.И. Цветаевой, в которых функционируют лексемы с семантикой жизни и смерти;
3) выделение и описание основных средств вербальной экспликации понятий «жизнь» и «смерть» в лексической структуре поэтических текстов М.И. Цветаевой;
4) описание функционально-семантических особенностей лексем с семантикой жизни и смерти.
Методология данного исследования основана на комплексном подходе, в котором в качестве основных выступают методы семантико- стилистического, концептуального и интертекстуального анализов текста. В исследовании были применены и общенаучные методы анализа и синтеза, методы поиска и сплошной выборки, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение).
Теоретическую основу исследования составили работы исследователей, посвященные изучению поэтического языка (В. Виноградова, Р. Якобсона, О. Селиверстовой и др.); исследованию творчества М. Цветаевой (В. Григорьева, Л. Зубовой, Н. Осиповой, Ю. Лотмана, В. Орлова и др.).
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые описаны функционально-семантические особенности лексем с семантикой жизни и смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в изучение особенностей функционирования языковых единиц в поэтическом тексте.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по филологическому анализу художественного текста, при проведении спецкурсов по стилистике художественной речи,по творчеству М.И. Цветаевой, а также в процессе преподавания русского языка и русской литературы в школе.
Положения, выносимые на защиту:
1) Понятия «жизнь» и «смерть» – это ключевые понятия человеческого бытия, занимающие важнейшее место в языковой картине мира в целом и индивидуальной поэтической картине мира М. Цветаевой.
2) Основными языковыми средствами, вербализующими понятия «жизнь» и «смерть», являются одноименные лексемы, однокоренные с ними слова, семантически близкие лексемы, слова определенной тематической группы.
3) В поэтическом языке М. Цветаевой актуализируются как узуальные, традиционные значения лексем «жизнь», «смерть», зафиксированные лексикографическими источниками русского языка, так и индивидуально-авторские смыслы, отражающие мировосприятие и жизненную философию самого поэта.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (2018 г.), Международной студенческой научно- практической конференции «Русский язык и литература в тюркязычном мире: современные концепции и технологии» (2018 г.). Промежуточные результаты исследования отражены в двух публикациях:
1) Лань Хан. Функционирование лексемы «жизнь» в поэтическом языке М. Цветаевой // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2018 года: сборник статей [в 5 т.]. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Т.1: Институт филологии и межкультурной коммуникации. – С.125-127.
2) Штырлина Е.Г., Лань Хан. Функционально-семантические особенности лексемы «жизнь» в поэтическом языке М. Цветаевой // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии: материалы Междунар. конф. (Казан. федер. ун-т, 29 ноября – 1 декабря 2018 г.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Т. 2. – С. 185-187.
Структура диссертации. Цель и задачи исследования обусловили композицию работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во Введении обосновывается актуальность темы, указывается ее теоретическая основа, дается характеристика объекта и предмета, методов исследования, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна, указывается структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения поэтического языка» определяются понятийный аппарат исследования, основные теоретические положения, используемые в работе: раскрывается содержание основных теоретических проблем исследования поэтического языка, рассматриваются ключевые вопросы его изучения; выявляется статус поэтического языка в системе общенационального языка. Отдельное внимание уделяется освещению проблемы значения и смысла слова в поэтическом языке, проблеме идиостиля в изучении поэтического текста.
Во второй главе («Функционирование лексем с семантикой жизни в поэтическом языке М. Цветаевой») и третьей главе («Функционирование лексем с семантикой смерти в поэтическом языке М. Цветаевой») – главное внимание уделяется практическому исследованию лирики поэта: приводится лексикографический анализ лексем «жизнь», «смерть» в русском языке, анализируются функционально-семантические особенности данных слов в текстах М. Цветаевой, выявляются и описываются лексические единицы, обладающие семантикой жизни и смерти в произведениях поэта.
В Заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.
Творчество М.И. Цветаевой в течение долгих лет изучалось мало, потому что не относилось к направлению соцреализма, основного в искусстве СССР. Творчество поэтов «серебряного века» в советской печати и литературной критике было представлено выборочно. Многие имена вообще не упоминались. Противоречивая биография М.И. Цветаевой, до сих пор не изученная полностью, также не способствовала широкому представлению её творчества в печати. Только в конце 1980-х годов произведения поэтессы появились в широкой печати. К её творчеству обратились исследователи. Но, в первую очередь, её творчество изучалось в биографическом аспекте: раннее творчество в России – эмиграция – возвращение – самоубийство.
В 1971 году вышла с сокращениями книга сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, «Воспоминания» [Цветаева, 1971], в которой многое посвящалось и Марии Ивановне. Только в 1995 году «Воспоминания» были изданы полностью [Цветаева, 1995]. В 1989 году была издана книга А.С. Эфрон «О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери» [Эфрон, 1989].
Интерес литературоведов к творчеству М.И. Цветаевой с этого времени возрос. Но, в первую очередь, оно рассматривалось со стороны биографического подхода. Творчество М.И. Цветаевой с точки зрения лексики, структуры стихотворений и циклов достаточно не изучено.
Поскольку оно представляет несомненный интерес как образец русской поэзии ХХ века, то изучение его в этом плане необходимо.
Трагическая загадочная смерть поэтессы заставляет задуматься о её отношении к жизни.
Лексемы «жизнь» и «смерть» всегда пользовались интересом у исследователей, стоит отметить, что их изучали и с точки зрения концепций лексического значения в осознании носителей языков, и с позиций изучения лексемы как ядра концепта при сравнении нескольких языков. Также нередким является изучение противопоставления лексем «жизнь» и «смерть» в культурологическом аспекте, с точки зрения их вербальной представленности в стилях определенных авторов, а также с позиций переводоведения и в других аспектах [Кузнецова, 2010, с. 13].
Все это в совокупности подтверждает актуальность выбранной темы.
В процессе анализа стихотворных произведений необходимо делать акцент на их эмоциональной окраске, экспрессивности, эстетике. Также необходимо учитывать и то, что авторский стиль уникален, поскольку у каждого автора есть свои любимые темы, слова, образы. Исходя из тематики стихотворений, некоторые авторы, среди которых М.И. Цветаева, складывают их в циклы.
Жизнь и смерть являются базовыми понятиями всех современных народов. Поэтому лексемы «жизнь» и «смерть» занимают центральное место в языковых картинах мира каждого народа. «Жизнь» и «смерть» − ключевые понятия каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, религии, пола, расы, возраста и прочих данных. Эти лексемы, определяющие противоположные понятия, неразрывны между собой.
«Жизнь» и «смерть» являются и философскими понятиями, которые каждый автор выражает по-своему. В литературных произведениях, в том числе, через эти лексемы, отображается авторское мировосприятие в целом.
Объект исследования – поэтические произведения М.И. Цветаевой, предмет исследования – лексические единицы с семантикой жизни и смерти в текстах поэта.
Немало написано на тему судьбы и творчества М.И. Цветаевой. Исследовательские подходы к наследию поэтессы отличаются широкой тематикой и большим разнообразием. Стоит выделить наиболее распространенный из них – биографический. В данном направлении изучения поэзии М. Цветаевой следует отметить такие работы, как монография В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» [Швейцер, 1992], И. Кудровой «Версты, дали…» [Кудрова, 1991], М. Белкиной «Скрещение судеб» [Белкина, 1992], Л. Фейлер «Марина Цветаева» [Фейлер, 1998] и др.
Касательно жизни и творчества поэтессы можно выделить такие работы, как А. Саакянц «Жизнь Цветаевой» [Саакянц, 1997], А. Павловский «Куст рябины» [Павловский, 1989] и др. Большое количество работ посвящено хронологическому описанию и характеристике творчества автора, среди них работы М.Л. Гаспарова «Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова» [Гаспаров, 2012], Е. Коркиной «Поэтический мир Марины Цветаевой» [Коркина, 1990], В. Орлова «Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия» [Орлов, 1976]. В данном исследовании будем ссылаться на эти работы для анализа определенных этапов творчества Марины Цветаевой.
Мифопоэтика М. Цветаевой была широко исследована (особенно в начале ХХI века) многими авторами, среди которых следует выделить докторскую диссертацию Н.О. Осиповой «Художественный мифологизм творчества Цветаевой в историко-культурном контексте первой трети ХХ в.» [Осипова, 1998] и работу С.И. Ельницкой «Возвышающий обман: Миротворчество и мифотворчество Цветаевой» [Ельницкая, 2004]. В последние десятилетия появилось много зарубежных исследований поэтического достояния М. Цветаевой, в которых речь шла о фольклорных, литературных и мифологических источниках, послуживших опорой для трансформаций в стихотворениях автора. Среди них статьи польского литературоведа Е. Фарыно «Мифологизм и теологизм Цветаевой: («Магдалина», «Царь-Девица», «Переулочки»)» [Фарыно, 1985] и «Стихотворение Цветаевой «Прокрасться.» [Фарыно, 1987], Е. Сивелла «The Orphic Voice: Poetry and Natural History» [Sewell, 1960], А. Смит «Writing as Performance: The Case of Marina Tsvetaeva» [Smith, 2003].
Невозможно не отметить активную разработку проблемы лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой. Среди работ на эту тему стоит остановиться на статье Г.Т. Петковой «Лирический цикл в творчестве Марины Цветаевой (проблемы поэтики)» [Петкова, 1994], в которой идет речь о теории лирического цикла, в том числе, о признаках его единства. В ряде работ других авторов, например, М.В. Серовой «Драма предела М. Цветаевой» [Серова, 2012], Н. Уфимцевой «Античный мир как средство поэтического самоутверждения М. Цветаевой» [Уфимцева, 1997] прослеживается эволюция автора и эволюция поэтического мастерства, их взаимосвязь и взаимная обусловленность, а также художественная целостность произведений М. Цветаевой.
Часто предметом исследования ученые выбирают темы, связанные с частными аспектами поэтики М. Цветаевой. Например, особенности структуры стихотворений [Лосев 1991, 1992], а также выявление определенных тенденций в построении стихов некоторых стилей [Александров, 1990]. Также нередко исследуется и звуковая организация стихотворений М. Цветаевой, примером тому служат работы Е. Фарыно о стихотворении «Прокрасться» [Фарыно, 1997], П. Цветеремич «Об отношении между фонемой и графемой в поэзии М. Цветаевой» [Цветеремич, 1991], Г. Седых «Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте: (На примере анализа стихотворения М. Цветаевой "Психея"» [Седых, 1997] и других авторов.
Цель данной работы – изучение функционирования лексем со значением жизни и смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой, выявление их семантических особенностей.
Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1) изучение научной литературы по теории поэтического текста;
2) выявление корпуса стихотворений М.И. Цветаевой, в которых функционируют лексемы с семантикой жизни и смерти;
3) выделение и описание основных средств вербальной экспликации понятий «жизнь» и «смерть» в лексической структуре поэтических текстов М.И. Цветаевой;
4) описание функционально-семантических особенностей лексем с семантикой жизни и смерти.
Методология данного исследования основана на комплексном подходе, в котором в качестве основных выступают методы семантико- стилистического, концептуального и интертекстуального анализов текста. В исследовании были применены и общенаучные методы анализа и синтеза, методы поиска и сплошной выборки, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение).
Теоретическую основу исследования составили работы исследователей, посвященные изучению поэтического языка (В. Виноградова, Р. Якобсона, О. Селиверстовой и др.); исследованию творчества М. Цветаевой (В. Григорьева, Л. Зубовой, Н. Осиповой, Ю. Лотмана, В. Орлова и др.).
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые описаны функционально-семантические особенности лексем с семантикой жизни и смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в изучение особенностей функционирования языковых единиц в поэтическом тексте.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по филологическому анализу художественного текста, при проведении спецкурсов по стилистике художественной речи,по творчеству М.И. Цветаевой, а также в процессе преподавания русского языка и русской литературы в школе.
Положения, выносимые на защиту:
1) Понятия «жизнь» и «смерть» – это ключевые понятия человеческого бытия, занимающие важнейшее место в языковой картине мира в целом и индивидуальной поэтической картине мира М. Цветаевой.
2) Основными языковыми средствами, вербализующими понятия «жизнь» и «смерть», являются одноименные лексемы, однокоренные с ними слова, семантически близкие лексемы, слова определенной тематической группы.
3) В поэтическом языке М. Цветаевой актуализируются как узуальные, традиционные значения лексем «жизнь», «смерть», зафиксированные лексикографическими источниками русского языка, так и индивидуально-авторские смыслы, отражающие мировосприятие и жизненную философию самого поэта.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (2018 г.), Международной студенческой научно- практической конференции «Русский язык и литература в тюркязычном мире: современные концепции и технологии» (2018 г.). Промежуточные результаты исследования отражены в двух публикациях:
1) Лань Хан. Функционирование лексемы «жизнь» в поэтическом языке М. Цветаевой // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2018 года: сборник статей [в 5 т.]. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Т.1: Институт филологии и межкультурной коммуникации. – С.125-127.
2) Штырлина Е.Г., Лань Хан. Функционально-семантические особенности лексемы «жизнь» в поэтическом языке М. Цветаевой // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии: материалы Междунар. конф. (Казан. федер. ун-т, 29 ноября – 1 декабря 2018 г.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Т. 2. – С. 185-187.
Структура диссертации. Цель и задачи исследования обусловили композицию работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во Введении обосновывается актуальность темы, указывается ее теоретическая основа, дается характеристика объекта и предмета, методов исследования, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна, указывается структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения поэтического языка» определяются понятийный аппарат исследования, основные теоретические положения, используемые в работе: раскрывается содержание основных теоретических проблем исследования поэтического языка, рассматриваются ключевые вопросы его изучения; выявляется статус поэтического языка в системе общенационального языка. Отдельное внимание уделяется освещению проблемы значения и смысла слова в поэтическом языке, проблеме идиостиля в изучении поэтического текста.
Во второй главе («Функционирование лексем с семантикой жизни в поэтическом языке М. Цветаевой») и третьей главе («Функционирование лексем с семантикой смерти в поэтическом языке М. Цветаевой») – главное внимание уделяется практическому исследованию лирики поэта: приводится лексикографический анализ лексем «жизнь», «смерть» в русском языке, анализируются функционально-семантические особенности данных слов в текстах М. Цветаевой, выявляются и описываются лексические единицы, обладающие семантикой жизни и смерти в произведениях поэта.
В Заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.
В настоящем диссертационном исследовании произведен анализ семантических и функциональных свойств лексем со значением жизни и смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой.
Изучение научной литературы показало, что основными особенностями поэтической речи являются антропоцентричность, антропометричность, эгоцентризм, поэтому в ней, через особенности лексики, выражается внутреннее человеческое «Я» автора, его видение мира.
Поэтический текст многоуровневый. Определяющими и максимально реализованными в стихосложении являются смысловой и структурный уровни. Формальные требования к стихосложению закреплены на фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Образно-понятийный, смысловой и композиционный уровни определены иерархичностью создаваемых образов.
Особенностями поэтической лексики являются метафоричность, использование мифопоэтических образов, словотворчество.
Анализ сочинений М.И. Цветаевой показал, что проблема жизни и смерти волновала её с детства, что отражено в ранних циклах, и требовала решения на протяжении всей жизни поэтессы, отражаясь в её творчестве.
Произведения М.И. Цветаевой объединены общей концепцией бытия- небытия, жизни-смерти. Лексемы жизни и смерти часто встречаются в стихах М.И. Цветаевой рядом, иногда в одной и той же строчке.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании описаны функционально-семантические особенности лексем с семантикой жизни и смерти.
Жизнь в поэзии М.И. Цветаевой представлена как рождение и развитие живого организма, как его свойство, как сохранение его цельности, как дыхание, как движение, как кровообеспечение, как способность к восприятию окружающей среды и реакции на нее, как сохранение тепла, как способность к говорению, как способность испытывать и выражать эмоции, как сердцебиение, как способность к творчеству, как полет и свобода, как книга, повесть, летопись, как способ познания.
В поэтическом языке М.И. Цветаевой встречаются следующие способы выражения лексемы жизни: глагол + имя существительное в творительном падеже, сравнительный оборот, актуализация обстоятельственного значения. Лексемы с семантикой жизни включают смыслы, связанные с этическими и аксиологическими представлениями поэта.
Смерть представлена как противоположность витальному, бытийному процессу. В обобщенном значении: «смерть − прекращение существования человека». В поэзии М.И. Цветаевой обобщенное значение конкретизируется как противоположность бытия, исчезновении человека из земного пространства, его отсутствии в наличном бытии.
Смерть представлена как прекращение дыхания, невозможность говорения, невозможность зрительного восприятия, отдача тепла, остывание, остановка сердцебиения, истечение крови, отсутствие движения, нарушение цельности живого организма и его распад, т. е. всё, что противоположно значениям лексемы жизни. Цветаевой близко и понимание смерти как успокоения.
Кроме обобщенного значения лексемы смерть в поэзии М.И. Цветаевой встречаются её обстоятельственные значения.
Для М.И. Цветаевой важны и финальные характеристики умирания, что тесным образом связано с аксиологическими параметрами лексем с семантикой «смерть».
Лексема смерть применяется в поэзии Цветаевой и в переносном значении как средство повышенной выразительности.
Эти выводы показывают, что поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
Можно сделать вывод, что в поэзии М.И. Цветаевой отразилось её трагическое мироощущение, осознание ею бренности жизни еще в раннем возрасте, что отражено в функционировании лексем со значением жизни и смерти в её индивидуальном стиле.
Изучение научной литературы показало, что основными особенностями поэтической речи являются антропоцентричность, антропометричность, эгоцентризм, поэтому в ней, через особенности лексики, выражается внутреннее человеческое «Я» автора, его видение мира.
Поэтический текст многоуровневый. Определяющими и максимально реализованными в стихосложении являются смысловой и структурный уровни. Формальные требования к стихосложению закреплены на фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Образно-понятийный, смысловой и композиционный уровни определены иерархичностью создаваемых образов.
Особенностями поэтической лексики являются метафоричность, использование мифопоэтических образов, словотворчество.
Анализ сочинений М.И. Цветаевой показал, что проблема жизни и смерти волновала её с детства, что отражено в ранних циклах, и требовала решения на протяжении всей жизни поэтессы, отражаясь в её творчестве.
Произведения М.И. Цветаевой объединены общей концепцией бытия- небытия, жизни-смерти. Лексемы жизни и смерти часто встречаются в стихах М.И. Цветаевой рядом, иногда в одной и той же строчке.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании описаны функционально-семантические особенности лексем с семантикой жизни и смерти.
Жизнь в поэзии М.И. Цветаевой представлена как рождение и развитие живого организма, как его свойство, как сохранение его цельности, как дыхание, как движение, как кровообеспечение, как способность к восприятию окружающей среды и реакции на нее, как сохранение тепла, как способность к говорению, как способность испытывать и выражать эмоции, как сердцебиение, как способность к творчеству, как полет и свобода, как книга, повесть, летопись, как способ познания.
В поэтическом языке М.И. Цветаевой встречаются следующие способы выражения лексемы жизни: глагол + имя существительное в творительном падеже, сравнительный оборот, актуализация обстоятельственного значения. Лексемы с семантикой жизни включают смыслы, связанные с этическими и аксиологическими представлениями поэта.
Смерть представлена как противоположность витальному, бытийному процессу. В обобщенном значении: «смерть − прекращение существования человека». В поэзии М.И. Цветаевой обобщенное значение конкретизируется как противоположность бытия, исчезновении человека из земного пространства, его отсутствии в наличном бытии.
Смерть представлена как прекращение дыхания, невозможность говорения, невозможность зрительного восприятия, отдача тепла, остывание, остановка сердцебиения, истечение крови, отсутствие движения, нарушение цельности живого организма и его распад, т. е. всё, что противоположно значениям лексемы жизни. Цветаевой близко и понимание смерти как успокоения.
Кроме обобщенного значения лексемы смерть в поэзии М.И. Цветаевой встречаются её обстоятельственные значения.
Для М.И. Цветаевой важны и финальные характеристики умирания, что тесным образом связано с аксиологическими параметрами лексем с семантикой «смерть».
Лексема смерть применяется в поэзии Цветаевой и в переносном значении как средство повышенной выразительности.
Эти выводы показывают, что поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
Можно сделать вывод, что в поэзии М.И. Цветаевой отразилось её трагическое мироощущение, осознание ею бренности жизни еще в раннем возрасте, что отражено в функционировании лексем со значением жизни и смерти в её индивидуальном стиле.
Подобные работы
- Темпоральная концептуальная метафора в американской поэзии
первой половины XX века
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ АНТИНОМИИ СВОИ-ЧУЖИЕ В «ДЕРЕВЕНСКОЙ» ПРОЗЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2013 - ЦВЕТОПОЭТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ НИЛА ГЕЙМАНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018



