Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование лексем с семантикой жизни и смерти в поэтическом языке М.И Цветаевой

Работа №33889

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
504
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения поэтического языка 11
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Функционирование лексем с семантикой жизни в поэтическом языке М.И. Цветаевой 27
Выводы по главе 2 43
Глава 3. Функционирование лексем с семантикой смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой 45
Выводы по главе 3 67
Заключение 69
Список литературы 72


Стихотворение – это особая форма творческой деятельности автора, передающая речевую картину мира поэта. Данная форма деятельности человека привлекала внимание множества ученых с давних времен: первыми исследовали стихотворные произведения Аристотель и Гораций. И в настоящее время интерес к стихосложению не только сохраняется, но и растёт.
Творчество М.И. Цветаевой в течение долгих лет изучалось мало, потому что не относилось к направлению соцреализма, основного в искусстве СССР. Творчество поэтов «серебряного века» в советской печати и литературной критике было представлено выборочно. Многие имена вообще не упоминались. Противоречивая биография М.И. Цветаевой, до сих пор не изученная полностью, также не способствовала широкому представлению её творчества в печати. Только в конце 1980-х годов произведения поэтессы появились в широкой печати. К её творчеству обратились исследователи. Но, в первую очередь, её творчество изучалось в биографическом аспекте: раннее творчество в России – эмиграция – возвращение – самоубийство.
В 1971 году вышла с сокращениями книга сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, «Воспоминания» [Цветаева, 1971], в которой многое посвящалось и Марии Ивановне. Только в 1995 году «Воспоминания» были изданы полностью [Цветаева, 1995]. В 1989 году была издана книга А.С. Эфрон «О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери» [Эфрон, 1989].
Интерес литературоведов к творчеству М.И. Цветаевой с этого времени возрос. Но, в первую очередь, оно рассматривалось со стороны биографического подхода. Творчество М.И. Цветаевой с точки зрения лексики, структуры стихотворений и циклов достаточно не изучено.
Поскольку оно представляет несомненный интерес как образец русской поэзии ХХ века, то изучение его в этом плане необходимо.
Трагическая загадочная смерть поэтессы заставляет задуматься о её отношении к жизни.
Лексемы «жизнь» и «смерть» всегда пользовались интересом у исследователей, стоит отметить, что их изучали и с точки зрения концепций лексического значения в осознании носителей языков, и с позиций изучения лексемы как ядра концепта при сравнении нескольких языков. Также нередким является изучение противопоставления лексем «жизнь» и «смерть» в культурологическом аспекте, с точки зрения их вербальной представленности в стилях определенных авторов, а также с позиций переводоведения и в других аспектах [Кузнецова, 2010, с. 13].
Все это в совокупности подтверждает актуальность выбранной темы.
В процессе анализа стихотворных произведений необходимо делать акцент на их эмоциональной окраске, экспрессивности, эстетике. Также необходимо учитывать и то, что авторский стиль уникален, поскольку у каждого автора есть свои любимые темы, слова, образы. Исходя из тематики стихотворений, некоторые авторы, среди которых М.И. Цветаева, складывают их в циклы.
Жизнь и смерть являются базовыми понятиями всех современных народов. Поэтому лексемы «жизнь» и «смерть» занимают центральное место в языковых картинах мира каждого народа. «Жизнь» и «смерть» − ключевые понятия каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, религии, пола, расы, возраста и прочих данных. Эти лексемы, определяющие противоположные понятия, неразрывны между собой.
«Жизнь» и «смерть» являются и философскими понятиями, которые каждый автор выражает по-своему. В литературных произведениях, в том числе, через эти лексемы, отображается авторское мировосприятие в целом.
Объект исследования – поэтические произведения М.И. Цветаевой, предмет исследования – лексические единицы с семантикой жизни и смерти в текстах поэта.
Немало написано на тему судьбы и творчества М.И. Цветаевой. Исследовательские подходы к наследию поэтессы отличаются широкой тематикой и большим разнообразием. Стоит выделить наиболее распространенный из них – биографический. В данном направлении изучения поэзии М. Цветаевой следует отметить такие работы, как монография В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» [Швейцер, 1992], И. Кудровой «Версты, дали…» [Кудрова, 1991], М. Белкиной «Скрещение судеб» [Белкина, 1992], Л. Фейлер «Марина Цветаева» [Фейлер, 1998] и др.
Касательно жизни и творчества поэтессы можно выделить такие работы, как А. Саакянц «Жизнь Цветаевой» [Саакянц, 1997], А. Павловский «Куст рябины» [Павловский, 1989] и др. Большое количество работ посвящено хронологическому описанию и характеристике творчества автора, среди них работы М.Л. Гаспарова «Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова» [Гаспаров, 2012], Е. Коркиной «Поэтический мир Марины Цветаевой» [Коркина, 1990], В. Орлова «Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия» [Орлов, 1976]. В данном исследовании будем ссылаться на эти работы для анализа определенных этапов творчества Марины Цветаевой.
Мифопоэтика М. Цветаевой была широко исследована (особенно в начале ХХI века) многими авторами, среди которых следует выделить докторскую диссертацию Н.О. Осиповой «Художественный мифологизм творчества Цветаевой в историко-культурном контексте первой трети ХХ в.» [Осипова, 1998] и работу С.И. Ельницкой «Возвышающий обман: Миротворчество и мифотворчество Цветаевой» [Ельницкая, 2004]. В последние десятилетия появилось много зарубежных исследований поэтического достояния М. Цветаевой, в которых речь шла о фольклорных, литературных и мифологических источниках, послуживших опорой для трансформаций в стихотворениях автора. Среди них статьи польского литературоведа Е. Фарыно «Мифологизм и теологизм Цветаевой: («Магдалина», «Царь-Девица», «Переулочки»)» [Фарыно, 1985] и «Стихотворение Цветаевой «Прокрасться.» [Фарыно, 1987], Е. Сивелла «The Orphic Voice: Poetry and Natural History» [Sewell, 1960], А. Смит «Writing as Performance: The Case of Marina Tsvetaeva» [Smith, 2003].
Невозможно не отметить активную разработку проблемы лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой. Среди работ на эту тему стоит остановиться на статье Г.Т. Петковой «Лирический цикл в творчестве Марины Цветаевой (проблемы поэтики)» [Петкова, 1994], в которой идет речь о теории лирического цикла, в том числе, о признаках его единства. В ряде работ других авторов, например, М.В. Серовой «Драма предела М. Цветаевой» [Серова, 2012], Н. Уфимцевой «Античный мир как средство поэтического самоутверждения М. Цветаевой» [Уфимцева, 1997] прослеживается эволюция автора и эволюция поэтического мастерства, их взаимосвязь и взаимная обусловленность, а также художественная целостность произведений М. Цветаевой.
Часто предметом исследования ученые выбирают темы, связанные с частными аспектами поэтики М. Цветаевой. Например, особенности структуры стихотворений [Лосев 1991, 1992], а также выявление определенных тенденций в построении стихов некоторых стилей [Александров, 1990]. Также нередко исследуется и звуковая организация стихотворений М. Цветаевой, примером тому служат работы Е. Фарыно о стихотворении «Прокрасться» [Фарыно, 1997], П. Цветеремич «Об отношении между фонемой и графемой в поэзии М. Цветаевой» [Цветеремич, 1991], Г. Седых «Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте: (На примере анализа стихотворения М. Цветаевой "Психея"» [Седых, 1997] и других авторов.
Цель данной работы – изучение функционирования лексем со значением жизни и смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой, выявление их семантических особенностей.
Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1) изучение научной литературы по теории поэтического текста;
2) выявление корпуса стихотворений М.И. Цветаевой, в которых функционируют лексемы с семантикой жизни и смерти;
3) выделение и описание основных средств вербальной экспликации понятий «жизнь» и «смерть» в лексической структуре поэтических текстов М.И. Цветаевой;
4) описание функционально-семантических особенностей лексем с семантикой жизни и смерти.
Методология данного исследования основана на комплексном подходе, в котором в качестве основных выступают методы семантико- стилистического, концептуального и интертекстуального анализов текста. В исследовании были применены и общенаучные методы анализа и синтеза, методы поиска и сплошной выборки, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение).
Теоретическую основу исследования составили работы исследователей, посвященные изучению поэтического языка (В. Виноградова, Р. Якобсона, О. Селиверстовой и др.); исследованию творчества М. Цветаевой (В. Григорьева, Л. Зубовой, Н. Осиповой, Ю. Лотмана, В. Орлова и др.).
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые описаны функционально-семантические особенности лексем с семантикой жизни и смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в изучение особенностей функционирования языковых единиц в поэтическом тексте.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по филологическому анализу художественного текста, при проведении спецкурсов по стилистике художественной речи,по творчеству М.И. Цветаевой, а также в процессе преподавания русского языка и русской литературы в школе.
Положения, выносимые на защиту:
1) Понятия «жизнь» и «смерть» – это ключевые понятия человеческого бытия, занимающие важнейшее место в языковой картине мира в целом и индивидуальной поэтической картине мира М. Цветаевой.
2) Основными языковыми средствами, вербализующими понятия «жизнь» и «смерть», являются одноименные лексемы, однокоренные с ними слова, семантически близкие лексемы, слова определенной тематической группы.
3) В поэтическом языке М. Цветаевой актуализируются как узуальные, традиционные значения лексем «жизнь», «смерть», зафиксированные лексикографическими источниками русского языка, так и индивидуально-авторские смыслы, отражающие мировосприятие и жизненную философию самого поэта.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (2018 г.), Международной студенческой научно- практической конференции «Русский язык и литература в тюркязычном мире: современные концепции и технологии» (2018 г.). Промежуточные результаты исследования отражены в двух публикациях:
1) Лань Хан. Функционирование лексемы «жизнь» в поэтическом языке М. Цветаевой // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2018 года: сборник статей [в 5 т.]. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Т.1: Институт филологии и межкультурной коммуникации. – С.125-127.
2) Штырлина Е.Г., Лань Хан. Функционально-семантические особенности лексемы «жизнь» в поэтическом языке М. Цветаевой // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии: материалы Междунар. конф. (Казан. федер. ун-т, 29 ноября – 1 декабря 2018 г.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Т. 2. – С. 185-187.
Структура диссертации. Цель и задачи исследования обусловили композицию работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во Введении обосновывается актуальность темы, указывается ее теоретическая основа, дается характеристика объекта и предмета, методов исследования, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна, указывается структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения поэтического языка» определяются понятийный аппарат исследования, основные теоретические положения, используемые в работе: раскрывается содержание основных теоретических проблем исследования поэтического языка, рассматриваются ключевые вопросы его изучения; выявляется статус поэтического языка в системе общенационального языка. Отдельное внимание уделяется освещению проблемы значения и смысла слова в поэтическом языке, проблеме идиостиля в изучении поэтического текста.
Во второй главе («Функционирование лексем с семантикой жизни в поэтическом языке М. Цветаевой») и третьей главе («Функционирование лексем с семантикой смерти в поэтическом языке М. Цветаевой») – главное внимание уделяется практическому исследованию лирики поэта: приводится лексикографический анализ лексем «жизнь», «смерть» в русском языке, анализируются функционально-семантические особенности данных слов в текстах М. Цветаевой, выявляются и описываются лексические единицы, обладающие семантикой жизни и смерти в произведениях поэта.
В Заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем диссертационном исследовании произведен анализ семантических и функциональных свойств лексем со значением жизни и смерти в поэтическом языке М.И. Цветаевой.
Изучение научной литературы показало, что основными особенностями поэтической речи являются антропоцентричность, антропометричность, эгоцентризм, поэтому в ней, через особенности лексики, выражается внутреннее человеческое «Я» автора, его видение мира.
Поэтический текст многоуровневый. Определяющими и максимально реализованными в стихосложении являются смысловой и структурный уровни. Формальные требования к стихосложению закреплены на фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Образно-понятийный, смысловой и композиционный уровни определены иерархичностью создаваемых образов.
Особенностями поэтической лексики являются метафоричность, использование мифопоэтических образов, словотворчество.
Анализ сочинений М.И. Цветаевой показал, что проблема жизни и смерти волновала её с детства, что отражено в ранних циклах, и требовала решения на протяжении всей жизни поэтессы, отражаясь в её творчестве.
Произведения М.И. Цветаевой объединены общей концепцией бытия- небытия, жизни-смерти. Лексемы жизни и смерти часто встречаются в стихах М.И. Цветаевой рядом, иногда в одной и той же строчке.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании описаны функционально-семантические особенности лексем с семантикой жизни и смерти.
Жизнь в поэзии М.И. Цветаевой представлена как рождение и развитие живого организма, как его свойство, как сохранение его цельности, как дыхание, как движение, как кровообеспечение, как способность к восприятию окружающей среды и реакции на нее, как сохранение тепла, как способность к говорению, как способность испытывать и выражать эмоции, как сердцебиение, как способность к творчеству, как полет и свобода, как книга, повесть, летопись, как способ познания.
В поэтическом языке М.И. Цветаевой встречаются следующие способы выражения лексемы жизни: глагол + имя существительное в творительном падеже, сравнительный оборот, актуализация обстоятельственного значения. Лексемы с семантикой жизни включают смыслы, связанные с этическими и аксиологическими представлениями поэта.
Смерть представлена как противоположность витальному, бытийному процессу. В обобщенном значении: «смерть − прекращение существования человека». В поэзии М.И. Цветаевой обобщенное значение конкретизируется как противоположность бытия, исчезновении человека из земного пространства, его отсутствии в наличном бытии.
Смерть представлена как прекращение дыхания, невозможность говорения, невозможность зрительного восприятия, отдача тепла, остывание, остановка сердцебиения, истечение крови, отсутствие движения, нарушение цельности живого организма и его распад, т. е. всё, что противоположно значениям лексемы жизни. Цветаевой близко и понимание смерти как успокоения.
Кроме обобщенного значения лексемы смерть в поэзии М.И. Цветаевой встречаются её обстоятельственные значения.
Для М.И. Цветаевой важны и финальные характеристики умирания, что тесным образом связано с аксиологическими параметрами лексем с семантикой «смерть».
Лексема смерть применяется в поэзии Цветаевой и в переносном значении как средство повышенной выразительности.
Эти выводы показывают, что поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
Можно сделать вывод, что в поэзии М.И. Цветаевой отразилось её трагическое мироощущение, осознание ею бренности жизни еще в раннем возрасте, что отражено в функционировании лексем со значением жизни и смерти в её индивидуальном стиле.



1. Александров В.Ю. О некоторых тенденциях построения «фольклорного стиха» Марины Цветаевой / В.Ю. Александров // Литература и фольклор: Вопросы поэтики: Межвуз. сб. науч. трудов. − Волгоград, 1990. − С. 123- 130.
2. Бахтин М.М. Слово в поэзии и слово в прозе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы. – 1972. – № 6. – С. 54-87.
3. Белкина М.И. Скрещение судеб / М.И. Белкина. − М.: Благовест, 1992. –544 с.
4. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. − М.: Высшая школа, 1971. − 240 с.
5. Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова / М.Л. Гаспаров // Избранные труды. − М.: Языки славянской культуры, 2012. − С. 628-638.
6. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля / В.П. Григорьев. − М.: Наука, 1983. − 343с.
7. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. Вступ. слово М.А. Шолохова. − М.: Худож. литература, 2016. – 431 с.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. − М.: Русский язык, 2016. – 2720 с.
9. Дзюба Е.В. Концепты жизнь и смерть в поэзии М. И. Цветаевой: дисс. … канд. филолог. наук. − Екатеринбург, 2001. – 255 с.
10. Дзюба Е.В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре / Е.В. Дзюба. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011. − 224 с.
11. Ельницкая С. Статьи о Марине Цветаевой / С. Ельницкая. − М.: Дом- музей Марины Цветаевой, 2004. − 304 с.

12. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи / А.И. Ефимов. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957. − 448 с.
13. Ивасюк О.Я. Воссоздание ритмичных и мелодичных доминант как средство достижения адекватности перевода стихотворного текста / О.Я. Ивасюк // Иностранная филология. – Львов: Мир, 1990. – Вып. 98. – С. 93-97.
14. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система / Ю.В. Казарин. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 1997. – 260 с.
15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Наука,1987. – 710 с.
16. Ковтунова И.И. Синтаксис поэтического текста / И.И. Ковтунова //
Linguistische Poetik. – Hamburg, 2012. – С. 165–227.
17. Коркина Е.Б. Поэтический мир М. Цветаевой / Е.Б. Коркина // Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Вст. статья. − Л.: Советский писатель, 1990. − С. 5-33.
18. Кудрова И.В. Версты, дали... Марина Цветаева 1922-1939 / И.В. Кудрова.
− М.: Советская Россия, 1991. − 368с.
19. Кузнецова Н.В. Словообразовательные структуры ядерных лексем концепта "жизнь": на материале английских и русских народных сказок: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Кузнецова Н.В. – Москва, 2010. − 181 с.
20. Лавошникова Ю.А. Поэтическая метафора Ф. И. Тютчева в сопоставительном аспекте: автореф. дисс. … канд. филолог. наук / Ю.А. Лавошникова – Смоленск, 2017. − 214 с.
21. Лебедев А.А. Поэтический синтаксис П.А. Вяземского: дисс. … канд. филолог. наук / А.А. Лебедев. – СПб, 2016. − 255 с.
22. Лосев Л. Значение переноса у Цветаевой / Л. Лосев // Marima Tsvetaeva. Actes du 1-er colloque International (Lousanne, 30.VI. - 3.VII 1982). Bern: Peter Lang, 1991. − C. 273-283.
23. Лосев Л. Перпендикуляр: (Еще к вопросу о поэтике переноса у Цветаевой) / Л. Лосев // Норвичский сборник, 1992 – Марина Цветаева 1882-1992. − Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре.
– Т.2. / Под ред. C. Ельницкой и Е. Эткинда. Норфилд, Вермонт. Русская школа Норвичского университета, 1992. − С. 124-126.
24. Лотман Ю.М. М.И. Цветаева «Напрасно глазом - как гвоздем...» / Ю.М. Лотман // О поэтах и поэзии: сб. статей. – СПб.: Искусство, 1996. – С. 221-233.
25. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман, М.Л. Каспаров. – СПб.: «Искусство – СПб», 2016. – 846 с.
26. Лотман Ю.М. О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры / Ю.М. Лотман // Вопросы языкознания. – 1963. – № 3. − С. 44-52.
27. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста / Ю.М. Лотман // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. – М.: Academia, 1997. – С. 202-213.
28. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве: сборник статей. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. – С. 14- 285.
29. Марина Цветаева: 1892-1992: Материалы междунар. симпозиума, посв. 100-летию со дня рождения. / Ред. и вступ. сл. С. Ельницкая, Е. Эткинд. Оформл. Д. Плаксин; Вступ. слово от ред-ров. – Нортфилд, Вермонт: Русская школа Норвичского университета, 1992. – 278 с.
30. Мукаржовский Я. Структуральная поэтика / Ян Мукаржовский. – М.: Языки русской культуры, 2016. – 480 с.
31. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. / А.Н. Афанасьев. Подг. текст., пред. и прим. В.Я. Проппа. − М.: Художественная литература (Гослитиздат), 1957-1958. – 748 с.
32. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация / А.И. Новиков – М.: Наука, 1997. – 408 с.
33. Огдонова Ц.Ц. Зооморфная лексика как фрагмент русской языковой картины мира: диссертация ... канд. филолог. Наук / Ц.Ц. Огдонова. − Иркутск, 2000. − 162 с.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык,1985. – 928 с.
35. Орлов В.Н. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия / В.Н. Орлов // Орлов В.Н. Перепутья. Из истории русской поэзии начала ХХ века: сб. статей. – М.: Худож. лит., 1976. − С. 257-312.
36. Осипова Н.О. Литературный портрет-эссе в творчестве М. Цветаевой и культурный контекст / Н.О. Осипова // Художественный текст и историко-культурный контекст: сборник научных работ. – М., 1996. – С. 61-71.
37. Осипова Н.О. Мифологемы пространства в лирике М. Цветаевой 1920-х годов / Н.О. Осипова // Духовная культура. Проблемы и тенденции развития.Всероссийская научная конференция: тезисы докладов. – Сыктывкар, 1994. – С. 71-73.
38. Осипова Н.О. Художественный мифологизм творчества М.И. Цветаевой в историко-культурном контексте первой трети XX века: дисс докт.
филол. наук / Н.О. Осипова. – М., 1998. – 254 с.
39. Остин Дж. Л. Слово как действие / Дж. Л. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 2016. – Вып. 17: Теория речевых актов. – С. 22–129.
40. Павловский А.И. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой / А.И. Павловский. − Л.: Советский писатель, 1989. − 352 с.
41. Петкова Г.Т. Лирический цикл в творчестве марины цветаевой (проблемы поэтики) / Г.Т. Петкова // Филологические науки. − 1994. − № 3. − С.43- 47.
42. Потебня А.А. Теоретическая поэтика / А.А. Потебня. – М. Наука, 1980. –525 с.
43. Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике и проблемы описания поэтического идиолекта: дисс. [в форме науч. докл.] ... д-ра филол. наук / О.Г. Ревзина. – М., 2013. – 86 с.
44. Русский язык: Энциклопедия. / Рук. научно-редакционной подготовке. П. Зяблюк. − Киев: Украинская энциклопедия им. М.П. Бажана, 2004. − 823 с.
45. Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / А.А. Саакянц. – М.: Эллис Лак, 1997. – 816 с.
46. Саакянц А.А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества (1910– 1922) / А.А. Саакянц. − М.: Сов. писатель, 1986. – 352 с.
47. Седых Г.И. Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте: (На примере анализа стихотворения М. Цветаевой "Психея") // Филологические науки. − 1973. − № 1. − С.47-49.
48. Серова М.В. Драма предела М. Цветаевой / М.В. Серова //
Филологический класс. − 2012. − №2 (28). − С. 39-45.
49. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта − Наука, 2006. – 696 с.
50. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структур и семантика) / З.Я. Тураева. − M.: Просвещение, 1986. − 127 с.
51. Селиверстова О.Н. Семантические типы предикатов / О.Н. Селиверстова.
– М.: Наука, 1982. – 365 с.
52. Словарь русского языка: В 4 т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. − М.: Русский язык, 2016. – 2985 с.
53. Сорокин Б.Ф. Философия филологии / Б.Ф. Сорокин. – Орлов, 2000. – 180с.
54. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. –
М.: Академический Проект, 2011. – 990 с.
55. Стрелков В.И. Смерть и судьба / В.И. Стрелков // Понятие судьбы в контексте разных культур. – М.: Наука, 1994. – С. 34-37.
56. Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике / К.Ф. Тарановский. – М.: Языки русской культуры, 2014. – 432 с.
57. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Астрель, 2000. – 848 с.
58. Уфимцева Н.П. Античный мир как средство поэтического самоутверждения М.И. Цветаевой (Лирический цикл «Сивилла») / Н.П. Уфимцева // «...Всё в груди слилось и спелось». Пятая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-11 октября 1997 г.): cборник докладов. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1998. − С. 227- 232.
59. Фарыно Е. Мифологизм и теологизм Цветаевой: («Магдалина», «Царь- Девица», «Переулочки») // Wiener Slawistischer Almanach. − Wien, 1985. − Bd.18.
60. Фарыно Е. Стихотворение Цветаевой «Прокрасться…» / Е. Фарыно //
Wiener Slawistischer Almanach. Sdb. 20. − Wien, 1987. − С. 89-113.
61. Фейлер Л. Марина Цветаева / Л. Фейлер. − Ростов на Дону: Феникс, 1998.– 416 с.
62. Цветаева А.И. Воспоминания / А.И. Цветаева. − М.: Советский писатель, 1971. − 768 с.
63. Цветаева А.И. Воспоминания / А.И. Цветаева. − М.: Изограф, 1995. – 862с.
64. Цветаева М.И. Собрание соч.: в 7 т. − М.: Эллис Лак, 2014. – Т. 1: Стихотворения (1906 - 1920 гг.) – 640 c.
65. Цветаева М.И. Собрание соч.: в 7 т. − М.: Эллис Лак, 1994. – Т. 2: Стихотворения. Переводы. − 597 с.
66. Цветаева М.И. Собрание соч.: в 7 т. − М.: Эллис Лак, 2017. – Т. 3: Книга 1. Поэмы. Поэмы-сказки. − 352 с.
67. Цветеремич П. Об отношении между фонемой и графемой в поэзии М. Цветаевой / П. Цветеремич // Марина Цветаева. Труды 1-го международного симпозиума (Лозанна). − Bern, 1991. − С.231-233.
68. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. − 3-е изд., стереотип. / П.Я. Черных. – М.: Русский язык, 1999. − 1184с.
69. Шведова Н.Ю. Русский язык: избранные работы / Н.Ю. Шведова. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 639 с.
70. Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой / В.А. Швейцер. − М.: Интерпринт, 1992. – 544 с.
71. Щапова Е. В. Концепт "жизнь" в поэзии Б. Пастернака / Е.В. Щапова // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического сообщества. – Т. 11. − Екатеринбург, 2003. − С. 284-290.
72. Эфрон А.С. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. – М.: Советский писатель, 1989. – 480 с.
73. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика / Р.О. Якобсон. Сокр. пер. И.А. Мельчук // Структурализм: «за» и «против»: сб. ст. – М.: Прогресс, 2015. – С. 202–203.
74. Elizabeth Sewell. The Orphic Voice: Poetry and Natural History. Harper & Row (1971). – 463 р.

75. Smith A. Writing as Performance: The Case of Marina Tsvetaeva / A. Smith//
New Zealand Slavonic Journal, 2003. − No. 1− Vol. 49/50. – Рp. 143-153.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ