ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 7
1.1. Историко-педагогические основы деятельности классного
руководителя 7
1.2. Обновленное содержание деятельности классного руководителя в
современной школе 13
Вводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА 7 «А» КЛАССОМ В ШКОЛЕ №10) 28
2.1. Изучение взаимодействия классного руководителя с учениками 28
2.2. Изучение взаимодействия классного руководителя с родителями 48
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 62
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Реформирование и модернизация школьных явлений предполагают ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В решении данных задач большая ответственность возлагается на классных руководителей, которые являются в современных общеобразовательных учреждениях ведущим звеном воспитательной системы. В классических трудах по педагогике проблема деятельности классного руководителя освещается достаточно полно. Этому вопросу посвящены важные части трудов В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина» [36], А.С. Белых «Формирование готовности будущего классного руководителя решать ориентационные задачи» [3],
И.Ф. Харламова «Педагогика» [38: 486-501] и другие. Вместе с тем важно учитывать, что современный классный руководитель действует в принципиально новых условиях, что требует от него инновационного подхода к воспитательной деятельности, мониторинге успеваемости класса, к работе с родителями и иным видам работ в своей профессиональной деятельности. Анализ научных работ, посвященных изучению образовательной и воспитательной деятельности современных школ [2; 6; 12; 29; 30] показал, что комплексных исследований, посвященных исследованию особенностей классного руководства в современной образовательной организации, на данный момент не существует. Тема выпускной квалификационной работы, заявленная как «Особенности деятельности классного руководителя в современной школе» актуальна на сегодняшний день, так как в современном общественном сознании и педагогической науке актуализируется «роль школы как социального института, активно влияющего на изменение нравственного состояния общества, признание классного руководителя проводником политики государства и воспитателем личности» [6: 4]. Педагогика и общество признают, что центральным лицом воспитательного процесса является классный руководитель, деятельность которого поистине многогранна. «В зависимости от ситуации и от того, с кем конкретно и по какому поводу классный руководитель взаимодействует, - отмечает М.Битянова, - он выполняет то функции менеджера, то тренера, то педагога, то коуча, то руководителя проекта, то, собственно, классного руководителя» [10: 9]. Таким образом, возникает противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми современным обществом к деятельности классного руководителя, и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических, методических основ его деятельности в условиях современной образовательной организации.
Теоретические основы исследования представлены трудами М.Битяновой [10], Г.А. Бузанаковой [6], О.А. Веденеевой и Л.А. Саввы [7], А.И. Иванова [13], М.А. Капралова [14], М.П. Нечаева [25; 26], Н.А. Раковой и И.Е. Керножицкой [30], И.Ф. Харламова [38], Е.А. Чередовой [40], Н.П. Логачевой [46] и др.
Объект исследования - воспитательная система современной школы.
Предмет исследования - деятельность классного руководителя в воспитательной системе современной школы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление и характеристика особенностей деятельности классного руководителя в воспитательной системе современной школы.
Задачи исследования:
1) раскрыть историко-педагогический контекст деятельности классного руководителя;
2) выявить обновленное содержание деятельности классного руководителя;
3) изучение деятельности классного руководителя с учащимися;
4) провести анализ работы классного руководителя с родителями.
База исследования - МБОУ «СОШ №10» г. Елабуга.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс методов:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы). Теоретические методы были использованы при изучении становления института классного руководства, описании современных реалий и условий, в которых осуществляет деятельность современный классный руководитель.
- диагностические (анкетирование, беседа). Диагностические методы были использованы при организации опытной части работы, в которой представлен как план и анализ работы современного классного руководителя на примере СОШ №10, так и результаты опроса учащихся школы относительно их отношения к институту классного руководства.
Выпускная квалификационная работа исходит из гипотезы о том, что деятельность классного руководителя в современной школе детерминируется ее характером.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены сущность и содержание классного руководства в современной школе, отражающие, с одной стороны лучшие традиции предыдущих эпох и инновационные процессы в образовании - с другой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы, предложенный план взаимодействия с учащимися и родителями могут быть учтены классными руководителями при планировании и организации своей профессиональной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В введении дано обоснование актуальности избранной для выпускной квалификационной работы темы, определены цель и задачи, объект и предмет, методологическая основа исследования, сформулированы гипотеза, доказана практическая значимость работы.
В первой главе даны теоретические основы исследования: раскрывается сущность деятельности классного руководителя в историческом контексте и в современной школе.
Во второй главе на основе диагностирующих методик, а также анализа продуктов педагогической деятельности проводится анализ взаимодействия классного руководителя с учащимися и родителями, отдельное внимание уделяется классным часам.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 50 источников, включая интернет-ресурсы. В приложениях дан диагностический материал.
Данная выпускная квалификационная работа ставит целью изучение особенностей деятельности классного руководителя в условиях современной школы. Как известно, современная школа, как и все образовательные организации, претерпевает процесс модернизации, который отразился во всех областях: цели и содержания образования, используемых технологиях, формах, методах и приемов работы, управлением школой, отношениями между участниками образовательного и воспитательного процесса. В таких условиях деятельность классного руководителя должна быть пересмотрена с тем, чтобы выявить ее особенности, изменения.
Исходя из положения о том, что новое в определенной мере всегда является продолжением старого, может даже в измененном виде, целесообразным было изучение роли классного руководителя в образовательном и воспитательном процессе в историческом контексте. Выяснилось, что профессиональная деятельность классного руководителя, центральной фигуры воспитательной системы школы (класса), связана со становлением личности ребенка и направлена на будущее, поэтому закономерно, что на протяжении всего развития педагогики к духовному наставнику молодежи предъявлялись высокие требования, независимо от того, как называлась должность: надзиратель за школярами (Петровская эпоха), классные наставники, классные дамы, воспитатели, педагоги- профессора (дореволюционная эпоха), групповоды (20-ые годы XX века), классный руководитель (с 1934 года по настоящее время), освобожденный классный воспитатель, педагог-воспитатель, куратор, тьютор (с 90-х годов XX века по настоящее время).
Изучение обновленного содержания деятельности классного руководителя представлялось для нас важным потому, что на протяжении двухвековой истории России деятельность классных руководителей (надзирателей, наставников и т.д.), направленная на оказание помощи ребенку, несмотря на провозглашаемые гуманистические идеи в педагогике, строилась на основе интересов педагога, а не ученика. Ребенок оставался объектом воспитательных воздействий классных руководителей. Педагог всегда оставался субъектом. Обновленное содержание выражается прежде всего в том, что ребенок считается равноправным участником воспитательного процесса. При этом основными функциями классного руководителя, согласно Приказу № 21 Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» являются организационно-координирующие, коммуникативные, аналитикопрогностические, контрольные.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящается анализу деятельности классного руководителя в условиях современной школы. Базой исследования явилось МБОУ «СОШ №10» ЕМР РТ (7 «А» класс, 30 учащихся). Анализ деятельности классного руководителя проводился в трех направлениях, каждому из которых посвящен отдельный параграф второй главы. В ходе работы были сделаны такие выводы.
1. Взаимодействие классного руководителя с учениками является одной из главных составляющих его работы. При этом нами была проведена диагностика восприятия учащихся классного руководителя. Анализ анкетирования позволяет говорить о том, что воспитанием современного школьника, по мнению самих учащихся, может заниматься только тот классный руководитель, который находится в состоянии самообновления, поддерживает ребенка в его развитии, имеет инновационный стиль мышления, при этом у него высокий морально-нравственный облик.
Классный руководитель является прежде всего защитником интересов учащихся, а затем уже контролером за дисциплиной, связующем звеном с администрацией.
2. Деятельность классного руководителя с учащимися в основном осуществляется в двух направлениях: организация классных коллективных дел и индивидуальная работа с учащимися. На основе проведенных нами мероприятий можно подчеркнуть, что наиболее успешными, эффективными в плане расширения кругозора и воспитания явились те, которые были основаны на инновационных технологиях и методах (квест), подразумевали совместную работу с родителями (поход в приют «Верность»).
3. Важным является взаимодействие классного руководителя с родителями. В данном случае классный руководитель выступает в роли просветителя (повышение педагогической грамотности родителей), консультанта и советчика (при работе с родителями, чьи дети требуют отдельного внимания), партнера по воспитанию подрастающего поколения.
4. Отдельно мы проанализировали классные часы. На протяжении первого полугодия классные часы были проведены по следующим направлениям: информация об успеваемости класса, этические,психологические. Актуальным для современных учащихся является обращение к интересным темам (как показала наша работа, подростков интересует тема здоровья, брошенных животных, жизнь инвалидов в современном обществе т.д.), при этом обязательно обращение к инновационным технологиям, методам (рефлексивные ситуационные классные часы, кейс-метод, игровые технологии и т.д.).
5. Работа классного руководителя во многом определяется современными реалиями, модернизацией образования. Как в работе с учащимися, так и в работе с родителями выделяются особенности деятельности классного руководителя в условиях современной школы. Таковыми является использование возможностей электронного дневника. Он - не только аналог бумажного варианта, но и дает огромные возможности проанализировать успеваемость как одного ученика, так и всего класса за весь учебный год, четверть, неделю. Показания диаграммы могут стать первым звонком о необходимости актуализации детей в достижении знаний. современный классный руководитель обязан проводить огромное количество мероприятий как в школе, так и за ее пределами, как с учащимися, так и с привлечением родителей. В данных случая организационные вопросы решаются эффективнее при обращении к социальным сетям как к средству связи. Современный классный руководитель имеет возможность выбора тем проведения мероприятий, классных часов. При этом он должен ориентироваться на требования ФГОС к достижению личностных результатов; на современные проекты, например, таковым является «Атлас современных профессий». Конечно, сложно представить современного педагога, не умеющего пользоваться достижениями цифровых технологий. Так, качественные презентации, подготовленные педагогом являются эффективным наглядным средством.
Таким образом, мы видим, что деятельность классного руководителя в современной школе претерпевает изменения в определенной мере в содержательном плане, так и в выборе форм, методов взаимодействия с учащимися и с родителями. То есть гипотеза о том, что деятельность классного руководителя в современной школе детерминируется ее характером, в данном случае находит подтверждение.
1. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах. - Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.
2. Бахмутский А.Е. Оценка деятельности современной школы. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 72 с.
3. Белых А.С. Формирование готовности будущего классного руководителя решать ориентационные задачи: автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1990.
4. Битянова М. Руководство. Компетенции классного руководителя // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход // Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бузанакова Г.В. Проектная деятельность классного руководителя по созданию сообщества детей, родителей и педагогов: дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2010. - 297 с.
7. Веденеева О.А., Савва Л.И. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
8. Гаврилин Ф.В. Первый кадетский корпус как гуманистическая система // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. - М., 1998. - С.6-17.
9. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. - 1995. - № 2. - С. 16 - 45.
10. Галицких А.А. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии. - Москва-Киров, 2001. - 176 с.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С-Пб.: Питер,
1999. - 356 с.
12. Журлова И.В., Журавлева С.И. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя». - Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
13. Иванов А.И. Развитие педагогической культуры классного руководителя в современной школе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 228 с.
14. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980. - 62 с.
15. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание.... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
16. Картамышева Л.В. Формирование субъектно-нравственной позиции учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2016. - 246 с.
17. Крестьянов В.П. Педагогика досуга: учебное пособие. - Орел: ОГУ, 2010. - 156 с.
18. Кропоткин П.А. Этика: избранные труды. - М.: Политиздат, 1991. - 496 с.
19. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
20. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебнометодическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
21. Лаппо Л.П. Игровой тренинг для обучающихся «Твой путь к успеху» // Справочник классного руководителя и заместителя по ВР. - 2015. - №2. - С. 63-70.
22. Маишева В.А. Работа с родителями. - М.: Просвещение, 1982. -102 с.
23. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М., 2000. - 235 с.
24. Наумова Е.М. Классный час «Проблема бездомных животных» // Справочник классного руководителя и заместителя по ВР. - 2015. - №2. - С. 57-62.
25. Нечаев М.П., Стрельников К.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью в системе рефлексивных ситуационных классных часов // Справочник классного руководителя и заместителя по ВР. - 2015. - №2. - С.20-25.
26. Нечаев М.П. Управленческая деятельность заместителя руководителя образовательной организации по воспитательной работе // Справочник классного руководителя и заместителя по ВР. - 2015. - №1. - С. 4-9.
27. Павлова С.В. Императорский лицей. - СПб.: ТД «Медный всадник», 2010. - 20 с.
28. Полтавцева Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. - М.: Флинта, 2016. - 361 с.
29. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по орг. системы воспитат. работы общеобразоват. шк. / Под ред. И. С. Марьенко. - М. : Просвещение, 1984. -144 с.
30. Ракова Н.А., Керножицкая И.Е. Педагогика современной школы: учебно-методическое пособие. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. - 263 с.
31. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
32. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред.
пед. учеб. заведений. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
33. Степанов П. К чему и стремился педагог...(Алгоритм организации воспитательной деятельности) // Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
34. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.
35. Суханкина Е.Н. Родительское собрание в системе жанров педагогического общения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2016. - 272 с.
36. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971.
37. Федорук К.Р. Педагогические идеи Н.И. Пирогова как средство гуманистического воспитания учащихся юношеского возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Тирасполь, 2007. - 225 с.
38. Харламов И.Ф. Педагогика.Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 2003. - 519 с.
39. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Просвещение, 1993.
- 210 с.
40. Чередова Е.А. Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка: дис. . канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 179 с.
41. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
42. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по воспитательной работе).
- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1998. - 78 с.
Интернет-ресурсы
43. Атлас новых профессий. - М.: Сколково, 2015. - URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf; дата обращения: 15.05.2019.
44. Бездомные животные - проблема каждого из нас. - URL: https: //videouroki. net/razrabotki/proiekt-na-tiemu-biezdomnyie-zhivotnyie- probliema-kazhdogho-iz-nas.html; дата обращения: 10.01.2019.
45. Закон об образовании. Статья 66. Начальное общее, основное
общее и среднее общее образование. - URL: http://zakon-ob-
obrazovanii.ru/66.html; дата обращения: 05.01.2019.
46. Логачева Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы. - URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf; дата обращения: 07.01.2019.
47. Приказ «Об утверждении методических рекомендаций об
осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=363809#06 188084678620454; дата обращения: 05.01.2019.
48. Ребенок просит собаку: контраргументы и доводы «за». - URL: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-37306- rebenok-prosit-kupit-sobaku-kontrargumenty-i-dovody-za/; дата обращения: 07.01.2019.
49. Рыбкина Т.А. Этапы становления института классных руководителей в россии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xiii/26948; дата обращения: 05.01.2019.
50. ФГОС ООО. - URL:.
http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf; дата обращения
05.01.2019.