ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Понятие электронных учебных пособий 6
1.2 Классификация электронных учебных пособий 12
1.3 Внедрение электронных учебных пособий в образовательный процесс в
соответствии с требованиями ФГОС 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 23
2.1 Структура и состав электронных учебных пособий учебно-методического обеспечения образовательной области «Технология» 23
2.2 Технико-методические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе применения электронных учебных пособий 28
2.3 Методика проведения уроков технологии с использованием
электронных учебных пособий 35
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информатизация образования в России сегодня осуществляется на высоком уровне, широкомасштабно и при мощной государственной поддержке. Ряд государственных программ, в частности Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, вносят вклад в реализацию этой политики. Современный педагогический процесс, с точки зрения компьютеризации, направлен на установление взаимообогащающих отношений между его участниками, обеспечение адаптации обучающихся к современным социально-экономическим условиям, самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. Это, в свою очередь, требует разработки образовательных технологий, предусматривающих широкое использование современных инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для личностного и профессионального развития, таких как раскрытие творческих и интеллектуальных навыков личности на всех уровнях образования, что является основой современной образовательной политики.
Под влиянием мощного мотивирующего фактора - конкуренции мировая экономика становится все более мобильной. Это, в свою очередь, повышает потребность общества обеспечить передачу знаний участникам образовательного процесса и диктует необходимость поиска новых подходов к управлению знаниями и их производными, которыми являются образовательные ресурсы, построенные на основе использования инструментов информационных и коммуникационных технологий.
Для российского образования новые подходы к управлению образовательными ресурсами с использованием информационно- коммуникационных технологий - не самоцель, а инструмент изменения организации образовательного процесса в интересах быстро меняющейся современной экономики и общества в целом.
Различные аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе рассматриваются в работах Н.В. Апатовой, С.А. Бешенкова, А.Н. Богатырева Н.В. Матвеевой, Г.Н. Некрасовой, Л.Г. Ахметова, И.В. Роберт, И.Г. Семакина и других.
Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании различных предметов в школе давно стало реальностью. Однако в этой области все еще много проблем. Это особенно трудно для учителей технологии, потому что как их основной целью является формирование практических навыков у обучающихся по обработке конструкционных материалов и созданию материальных объектов, что не всегда при этом является целесообразным использование информационно-коммуникационных технологий.
Учитывая важность выявленной проблемы, тема исследования может быть сформулирована следующим образом: «Методика применения электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательных учреждениях».
Цель исследования: определить методику применения электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательном учреждении.
Объект исследования: использование электронных учебных пособий в технологической подготовке школьников.
Предмет исследования: средства информационно-коммуникационных технологий, используемые в образовательной области «Технология».
Задачи исследования:
1. Провести отбор и анализ источников информации по теме исследования.
2. Охарактеризовать процесс цифровизации образования на основе применения электронных учебных пособий.
3. Определить дидактические возможности современных электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательном учреждении.
4. Рассмотреть методы и приемы использования инструментов электронных учебных пособий на уроках технологии.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: фундаментальные исследования в области методологии психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, В.С. Леднев, И.Я. Лернер и др.), основополагающие положения в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Е.С. Полат и др.), теории информации и информационных процессов (Н. Винер, В.М. Глушков, А.Н. Колмогоров, А.Д. Урсул, Р. Шеннон и др.), информатизации образования (А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.), использования новых информационных технологий в обучении (А.Н. Богатырев, Л.Г. Ахметов, Т.В. Захарова, В.М. Монахов, Г.Н. Некрасова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по организации учебно-воспитательного процесса в образовательной области «Технология», в соответствии с проблемой исследования;
- эмпирические - изучение и анализ передового отечественного и зарубежного педагогического опыта по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, опрос, моделирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в определении методики проведения уроков технологии в образовательном учреждении с использованием электронных учебных пособий, которую можно применять учителям технологии в своей профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по первой и второй главам, заключения, списка использованной литературы.
Работа над исследованием позволила сформулировать следующие выводы.
1. Электронное учебное пособие - это образовательный ресурс, который представлен в электронно-цифровой форме и включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может представлять собой данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
2. В основу критериев классификации электронных учебных пособий с точки зрения организации учебного процесса положены:
тип электронного издания (ресурса); предметная образовательная область; рекомендуемый уровень образования; рекомендуемая форма образовательного процесса.
По характеру представления информации ЭУП подразделяются на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий.
3. В настоящее время в учебном процессе широко распространены учебно- методические комплексы, сочетающие бумажные и электронные компоненты. Таким образом, современный учебно-методический комплекс - открытая система взаимосвязанных печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов, предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.
4. В состав электронного учебно-методического обеспечения дисциплины входят следующие элементы: рабочая программа дисциплины; методические рекомендации преподавателям по проведению текущего контроля с указанием видов и точек контроля; методические указания по изучению дисциплины для обучающегося; методические указания по организации взаимодействия с преподавателем в процессе изучения дисциплины; конспект теоретического материала или учебник, обеспечивающие изучение программного материала дисциплины; практикумы, тренажеры или лабораторные работы, обеспечивающие получение обучающимися практических навыков и поддержку их самостоятельной работы; средства контроля знаний, которые могут включать компьютерные тесты.
5. К настоящему времени разработано большое количество обучающих, контролирующих, моделирующих и других программных продуктов учебного назначения, экспертных и интеллектуальных обучающих систем, которые применяются при проведении практических занятий по разным дисциплинам. Эти системы могут использоваться на как средство для поиска и изучения необходимой информации, для отработки навыков и умений самостоятельного решения разного рода задач по изучаемому предмету, для проверки знаний и умения решать задачи.
6. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе остается актуальной проблемой современного школьного образования, которая требует каждодневной работы и активного участия всех учителей, в том числе и учителей технологии.
1. Арзуманова, Н.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / Н.В. Арзуманова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . - 2009. - №113. - С. 86-90.
2. Башмачников, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмачников, И.А. Башмачников. - М.: Филинъ, 2003. -616 с.
3. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М.Галямова, В.В.Выгонов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 176 с.
4. Глозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс: учеб, для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Елозман, А.Е. Елозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Елозмана. - 6-е изд. стереотипное. -М.: Мнемозина, 2013.
5. Елозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс: учеб, для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Елозман, А.Е. Елозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Елозмана. - 6-е изд. стереотипное. -М.: Мнемозина, 2013.
6. Елозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс: учеб, для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Елозман, А.Е. Елозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Елозмана. - 6-е изд. стереотипное. -М.: Мнемозина, 2013.
7. Еомола, А.И. Учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности процесса обучения / А.И. Еомола// СПО. -2011,- №2,- С. 11-13.
8. Еосударственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295.
9. Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.
10. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
11. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М. Ибрагимов. - М. : Академия, 2007. - 336 с.
12. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт [и др.]; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008.-312 с.
13. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие /
Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
14. Компьютерный дизайн. Векторная графика: Учебно-методическое
пособие / Зиновьева Е.А., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017. - 115 с.
15. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Под ред. Попова В.В., - 5-е изд., (эл.) - М.: Лаборатория знаний, 2017. - 322 с.
16. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.-2-е изд., стер,- М.: Издательский центр «Академия», 2004,- 480с.
17. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 288с.
18. Осипова, Л.Г. Использование и разработка ЭОР в условиях реализации ФГОС / Л. Г. Осипова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 44-46.
19. Основы конструирования изделий из древесины: Учебное пособие / Ефимова Т.В., Пономаренко Л.В. - Воронеж: ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016. - 233 с.
20. Педагогика: учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.]; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 427 с.
21. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник / А.Н. Ходусов. — 2-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 405 с.
22. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
23. Педагогический словарь - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
24. Психология: учеб, пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР: ИНФРА-М, 2017. —275 с.
25. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА- М, 2013.-381 с.
26. Сайков, П.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.
27. Сарафанов, А.В. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: учеб.-метод, пособие / А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И. Е. Суковатая. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 186 с.
28. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.
29. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебно-методическое пособие / авт. и научи, ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. - Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. - 108 с.
30. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / С.Г. Григорьев [и др.] - Томск: Изд-во Томского университета, 2002. - 86 с.
31. Технологии педагогического мастерства / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 211 с.
32. Технология конструкционных материалов. Обработка резанием: Учебное пособие / Борисенко Г. А., Иванов Г. И, Сейфулин Р. Р. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 142 с.
33. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: (обобщения и рекомендации) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 279 с.
34. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
35. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
36. Хортон, У. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон. - М.: ИД КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. - 640 с.
37. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
38. Шевчук, В.П. Методика дистанционного обучения / В.П. Шевчук // Информатика и образование. - 2007. - № 12. - С. 118-119.
39. Шихмурзаева, А.Б. Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования / А.Б. Шихмурзаева, Т.Г. Везиров // МНКО. - 2013. - №6. - С. 122-123.
40. Эрганова, Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: РЕППУ, 2009. - 152 с.