МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Понятие электронных учебных пособий 6
1.2 Классификация электронных учебных пособий 12
1.3 Внедрение электронных учебных пособий в образовательный процесс в
соответствии с требованиями ФГОС 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 23
2.1 Структура и состав электронных учебных пособий учебно-методического обеспечения образовательной области «Технология» 23
2.2 Технико-методические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе применения электронных учебных пособий 28
2.3 Методика проведения уроков технологии с использованием
электронных учебных пособий 35
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА I ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Понятие электронных учебных пособий 6
1.2 Классификация электронных учебных пособий 12
1.3 Внедрение электронных учебных пособий в образовательный процесс в
соответствии с требованиями ФГОС 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 23
2.1 Структура и состав электронных учебных пособий учебно-методического обеспечения образовательной области «Технология» 23
2.2 Технико-методические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе применения электронных учебных пособий 28
2.3 Методика проведения уроков технологии с использованием
электронных учебных пособий 35
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информатизация образования в России сегодня осуществляется на высоком уровне, широкомасштабно и при мощной государственной поддержке. Ряд государственных программ, в частности Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, вносят вклад в реализацию этой политики. Современный педагогический процесс, с точки зрения компьютеризации, направлен на установление взаимообогащающих отношений между его участниками, обеспечение адаптации обучающихся к современным социально-экономическим условиям, самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. Это, в свою очередь, требует разработки образовательных технологий, предусматривающих широкое использование современных инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для личностного и профессионального развития, таких как раскрытие творческих и интеллектуальных навыков личности на всех уровнях образования, что является основой современной образовательной политики.
Под влиянием мощного мотивирующего фактора - конкуренции мировая экономика становится все более мобильной. Это, в свою очередь, повышает потребность общества обеспечить передачу знаний участникам образовательного процесса и диктует необходимость поиска новых подходов к управлению знаниями и их производными, которыми являются образовательные ресурсы, построенные на основе использования инструментов информационных и коммуникационных технологий.
Для российского образования новые подходы к управлению образовательными ресурсами с использованием информационно- коммуникационных технологий - не самоцель, а инструмент изменения организации образовательного процесса в интересах быстро меняющейся современной экономики и общества в целом.
Различные аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе рассматриваются в работах Н.В. Апатовой, С.А. Бешенкова, А.Н. Богатырева Н.В. Матвеевой, Г.Н. Некрасовой, Л.Г. Ахметова, И.В. Роберт, И.Г. Семакина и других.
Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании различных предметов в школе давно стало реальностью. Однако в этой области все еще много проблем. Это особенно трудно для учителей технологии, потому что как их основной целью является формирование практических навыков у обучающихся по обработке конструкционных материалов и созданию материальных объектов, что не всегда при этом является целесообразным использование информационно-коммуникационных технологий.
Учитывая важность выявленной проблемы, тема исследования может быть сформулирована следующим образом: «Методика применения электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательных учреждениях».
Цель исследования: определить методику применения электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательном учреждении.
Объект исследования: использование электронных учебных пособий в технологической подготовке школьников.
Предмет исследования: средства информационно-коммуникационных технологий, используемые в образовательной области «Технология».
Задачи исследования:
1. Провести отбор и анализ источников информации по теме исследования.
2. Охарактеризовать процесс цифровизации образования на основе применения электронных учебных пособий.
3. Определить дидактические возможности современных электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательном учреждении.
4. Рассмотреть методы и приемы использования инструментов электронных учебных пособий на уроках технологии.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: фундаментальные исследования в области методологии психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, В.С. Леднев, И.Я. Лернер и др.), основополагающие положения в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Е.С. Полат и др.), теории информации и информационных процессов (Н. Винер, В.М. Глушков, А.Н. Колмогоров, А.Д. Урсул, Р. Шеннон и др.), информатизации образования (А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.), использования новых информационных технологий в обучении (А.Н. Богатырев, Л.Г. Ахметов, Т.В. Захарова, В.М. Монахов, Г.Н. Некрасова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по организации учебно-воспитательного процесса в образовательной области «Технология», в соответствии с проблемой исследования;
- эмпирические - изучение и анализ передового отечественного и зарубежного педагогического опыта по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, опрос, моделирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в определении методики проведения уроков технологии в образовательном учреждении с использованием электронных учебных пособий, которую можно применять учителям технологии в своей профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по первой и второй главам, заключения, списка использованной литературы.
Под влиянием мощного мотивирующего фактора - конкуренции мировая экономика становится все более мобильной. Это, в свою очередь, повышает потребность общества обеспечить передачу знаний участникам образовательного процесса и диктует необходимость поиска новых подходов к управлению знаниями и их производными, которыми являются образовательные ресурсы, построенные на основе использования инструментов информационных и коммуникационных технологий.
Для российского образования новые подходы к управлению образовательными ресурсами с использованием информационно- коммуникационных технологий - не самоцель, а инструмент изменения организации образовательного процесса в интересах быстро меняющейся современной экономики и общества в целом.
Различные аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе рассматриваются в работах Н.В. Апатовой, С.А. Бешенкова, А.Н. Богатырева Н.В. Матвеевой, Г.Н. Некрасовой, Л.Г. Ахметова, И.В. Роберт, И.Г. Семакина и других.
Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании различных предметов в школе давно стало реальностью. Однако в этой области все еще много проблем. Это особенно трудно для учителей технологии, потому что как их основной целью является формирование практических навыков у обучающихся по обработке конструкционных материалов и созданию материальных объектов, что не всегда при этом является целесообразным использование информационно-коммуникационных технологий.
Учитывая важность выявленной проблемы, тема исследования может быть сформулирована следующим образом: «Методика применения электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательных учреждениях».
Цель исследования: определить методику применения электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательном учреждении.
Объект исследования: использование электронных учебных пособий в технологической подготовке школьников.
Предмет исследования: средства информационно-коммуникационных технологий, используемые в образовательной области «Технология».
Задачи исследования:
1. Провести отбор и анализ источников информации по теме исследования.
2. Охарактеризовать процесс цифровизации образования на основе применения электронных учебных пособий.
3. Определить дидактические возможности современных электронных учебных пособий на уроках технологии в образовательном учреждении.
4. Рассмотреть методы и приемы использования инструментов электронных учебных пособий на уроках технологии.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: фундаментальные исследования в области методологии психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, В.С. Леднев, И.Я. Лернер и др.), основополагающие положения в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Е.С. Полат и др.), теории информации и информационных процессов (Н. Винер, В.М. Глушков, А.Н. Колмогоров, А.Д. Урсул, Р. Шеннон и др.), информатизации образования (А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.), использования новых информационных технологий в обучении (А.Н. Богатырев, Л.Г. Ахметов, Т.В. Захарова, В.М. Монахов, Г.Н. Некрасова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по организации учебно-воспитательного процесса в образовательной области «Технология», в соответствии с проблемой исследования;
- эмпирические - изучение и анализ передового отечественного и зарубежного педагогического опыта по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, опрос, моделирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в определении методики проведения уроков технологии в образовательном учреждении с использованием электронных учебных пособий, которую можно применять учителям технологии в своей профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по первой и второй главам, заключения, списка использованной литературы.
Работа над исследованием позволила сформулировать следующие выводы.
1. Электронное учебное пособие - это образовательный ресурс, который представлен в электронно-цифровой форме и включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может представлять собой данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
2. В основу критериев классификации электронных учебных пособий с точки зрения организации учебного процесса положены:
тип электронного издания (ресурса); предметная образовательная область; рекомендуемый уровень образования; рекомендуемая форма образовательного процесса.
По характеру представления информации ЭУП подразделяются на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий.
3. В настоящее время в учебном процессе широко распространены учебно- методические комплексы, сочетающие бумажные и электронные компоненты. Таким образом, современный учебно-методический комплекс - открытая система взаимосвязанных печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов, предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.
4. В состав электронного учебно-методического обеспечения дисциплины входят следующие элементы: рабочая программа дисциплины; методические рекомендации преподавателям по проведению текущего контроля с указанием видов и точек контроля; методические указания по изучению дисциплины для обучающегося; методические указания по организации взаимодействия с преподавателем в процессе изучения дисциплины; конспект теоретического материала или учебник, обеспечивающие изучение программного материала дисциплины; практикумы, тренажеры или лабораторные работы, обеспечивающие получение обучающимися практических навыков и поддержку их самостоятельной работы; средства контроля знаний, которые могут включать компьютерные тесты.
5. К настоящему времени разработано большое количество обучающих, контролирующих, моделирующих и других программных продуктов учебного назначения, экспертных и интеллектуальных обучающих систем, которые применяются при проведении практических занятий по разным дисциплинам. Эти системы могут использоваться на как средство для поиска и изучения необходимой информации, для отработки навыков и умений самостоятельного решения разного рода задач по изучаемому предмету, для проверки знаний и умения решать задачи.
6. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе остается актуальной проблемой современного школьного образования, которая требует каждодневной работы и активного участия всех учителей, в том числе и учителей технологии.
1. Электронное учебное пособие - это образовательный ресурс, который представлен в электронно-цифровой форме и включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может представлять собой данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
2. В основу критериев классификации электронных учебных пособий с точки зрения организации учебного процесса положены:
тип электронного издания (ресурса); предметная образовательная область; рекомендуемый уровень образования; рекомендуемая форма образовательного процесса.
По характеру представления информации ЭУП подразделяются на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий.
3. В настоящее время в учебном процессе широко распространены учебно- методические комплексы, сочетающие бумажные и электронные компоненты. Таким образом, современный учебно-методический комплекс - открытая система взаимосвязанных печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов, предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.
4. В состав электронного учебно-методического обеспечения дисциплины входят следующие элементы: рабочая программа дисциплины; методические рекомендации преподавателям по проведению текущего контроля с указанием видов и точек контроля; методические указания по изучению дисциплины для обучающегося; методические указания по организации взаимодействия с преподавателем в процессе изучения дисциплины; конспект теоретического материала или учебник, обеспечивающие изучение программного материала дисциплины; практикумы, тренажеры или лабораторные работы, обеспечивающие получение обучающимися практических навыков и поддержку их самостоятельной работы; средства контроля знаний, которые могут включать компьютерные тесты.
5. К настоящему времени разработано большое количество обучающих, контролирующих, моделирующих и других программных продуктов учебного назначения, экспертных и интеллектуальных обучающих систем, которые применяются при проведении практических занятий по разным дисциплинам. Эти системы могут использоваться на как средство для поиска и изучения необходимой информации, для отработки навыков и умений самостоятельного решения разного рода задач по изучаемому предмету, для проверки знаний и умения решать задачи.
6. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе остается актуальной проблемой современного школьного образования, которая требует каждодневной работы и активного участия всех учителей, в том числе и учителей технологии.



