ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы маркетингового исследования 5
1.1 Понятие и методы маркетингового исследования 5
1.2 Основные проблемы и цели маркетингового исследования 9
ГЛАВА 2 Маркетинговое исследование рынка покупателей продуктов питания на примере одного из районов города Ярославля 14
2.1 Обзор потребительского рынка продуктов питания в регионах страны 14
2.2 Проведение маркетингового исследования предпочтений и спроса покупателей в выборе продуктовых магазинов в спальном районе города Ярославля 18
2.3 Процедура проведения маркетингового исследования среди покупателей продуктов питания 19
2.4 Выводы по проведенному маркетинговому исследованию среди покупателей 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Маркетинг (от англ. market — рынок) — обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Маркетинг включает разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара), анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментация и позиционирование рынка),ценовую стратегию и политику. [13]
Маркетинговое исследование - это систематизированный сбор, накопление и анализ данных о состоянии и тенденциях изменения рынков, сегментов и отдельных их участников и институтов (потребителей, конкурентов, государственных органов), которые могут оказать влияние на положение компании или отдельных ее продуктов на рынке. На основании этой информации принимаются маркетинговые и управленческие решения.
Замысел маркетингового исследования представляет собой общую постановку целей, задач и определение возможных путей и средств разрешения возникшей проблемы. Проблема рассматривается как некоторая противоречивая ситуация, как сложный вопрос, требующий своего решения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка.
Маркетинг имеет свои направления, методы и задачи реализации. Направления маркетинга подразумевают проведение политики в области качества, ассортимента продукции компании, формирования сбыта, коммуникации.
Актуальность выбранной темы затрагивает многие отрасли производства и продажи производимых товаров и услуг. Каждое производство нацелено на потребителя, его интересы, спрос и предложение. Проведя анализ рынка потребителя той или иной сферы производства или предоставления услуг, можно судить о спросе на данный вид продукции или услуги, его рентабельности, конкурентоспособности, исключительности среди других товаров и услуг. Именно голос и выбор потребителя тех или иных товаров и услуг движет перспективностью развития выбранного вида производства.
В данном исследовании был проведен анализ рынка потребителей в сфере продуктов питания – выявление интересов потребителей к приобретению корзины продуктов питания либо в сетевых магазинах «Дикси», «Пятерочка» или «Магнит», либо в небольшом частном продуктовом магазине «Продукты» в спальном районе города Ярославля.
Цель исследования: выявить факторы, влияющие на выбор магазина для приобретения необходимой продуктовой корзины потребителем.
Объект исследования: рынок продуктов питания г. Ярославля.
Предмет исследования: маркетинговые исследования данного рынка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методы маркетинговых исследований.
2. Изучить рынок продуктов питания в регионах страны.
3. Провести исследование и анализ интересов и предпочтений в выборе магазинов продуктов питания в спальном районе города Ярославля.
4. Определить частоту покупки продуктов питания в сетевом и частном магазине продуктов питания.
5. Выявить факторы, влияющие на выбор магазина.
6. Выявить предпочтения и интересы потребителей в выборе магазина для приобретения продуктов питания.
Гипотеза исследования состоит в том, что большая часть населения выбирают не крупные торговые точки, а отдают предпочтения частным предпринимателям.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическому изучению исследования и анализа рынка потребителей. Во второй главе проводится анализ рынка потребителей на примере рынка продуктов питания спального района г. Ярославля.
Маркетинговое исследование - это плановый сбор данных, касающихся той или другой сферы работы человека, подразумевающий обработку и анализ собранной информации.
Говоря по другому, маркетинговое исследование это:
- всеохватывающее исследование конкретных объектов потребительского рынка,
- в что количестве продуктов и предложений,
- анализ рынка сбыта;
- изучение внутренней структуры компании,
- надзор за валютным рынком и рынком денежных средств,
- аналитическое прорабатывание производственной сферы — от рабочей силы до оснащения и сырья,
- исследование работы создающих конкуренцию структур и образований.
Маркетинговые исследования ориентированы на составление совместного представления о структуре потребительского рынка в том или ином разделе и динамике его становления. Не считая того, что исследования продукции могут помочь расценить продвижение ее на рынке, взять в толк степень ее известности у покупателя, выяснить соотношение продукта требованиям качества.
Маркетинговые исследования и анализ рынка нацелены на получение информации, которая позволит выработать грамотную рекламную деятельность.
Процесс проведения анализа рынка покупателей включает в себя определение трудностей и целей изучения, разработку намерения изучений, сбор информации, ее анализ и доведение приобретенных итогов до сведения адресатов.
В ходе анализа рынка покупателей были получены итоги о том, какими мотивами покупатель пользуется при выборе места приобретения товаров:
- определена востребованность продукта;
- определена частота покупки товара;
- обнаружены предпочтения покупателей по цене товара;
- обнаружены предпочтения покупателей по ассортименту товара.
Большим спросом у городского населения в основном пользуются крупные сетевые магазины, предоставляющие частые и большие акции на товары, и находящиеся в удобном местоположении к покупателю.
1. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995, 150 с.
2. Агеева И.Ю. Финансовый анализ в аудиторской деятельности / И.Ю. Агеева, Е. Д Халевинская. - Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №1. - С.105.
3. Азоев Г.Л. Маркетинговые исследования: учеб пособие / Г.Л. Азоев, Е.А. Михайлова. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2011. - 120 с.
4. Алпатов Г.Е. "Общая методика внедрения системы маркетинга на предприятии" // Текстильная промышленность. 2011. - № 5. - С.8-13.
5. Алтыев А., Шанин А. "Маркетинг - философия современного бизнеса" // Торговля. - 2009. - № 1. - C 13-19.
6. Басовский Л.Е. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2004, 100 с.
7. Беляевский И.К. Три направления в исследовании потребительского рынка на основе статистики торговли // Вопросы статистики. - 2015. - №3. - С.27-37
8. Вигдорчик Е.А. Российские предприятия: трудный поиск конкурентных стратегий. // Эко. - 2008. - № 11. - С.24 - 46.
9. Вигдорчик Е.А. Трудный поиск конкурентных стратегий. // Эко. 2008. - № 10. - С.51 - 68.
10. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-центр. - 2009. - 356 с.
11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.2-е изд., переаб. И доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 480 с.
12. Голубков Е.П. Завоевание конкурентных преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С.27 - 43.
13. Голубков Е.П. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999, 55 с.
14. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М., 2003, 320 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва. М., - Изд. "Прогресс", 1991г, 93 с.
16. Киселева Е.Н. Рынок продовольственных товаров: учебник / Е.Н. Киселева, О.В. Власова, Е.Б. Конова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 396 с.
17. Солин А.Д. Маркетинг. - М.: НОРМА - М, - 2002, 78 с.
18. Социально-экономическая статистика: учебник / В.В. Ковалёва, Т.О. Дюкина. - СПб.: Изд-о С.-Петерб. гос. ун-та, 2014. - 328 с.
19. Статистика: учебник / И.И. Елисеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 448 с.
20. Россия в цифрах 2016: краткий статистический сборник / Росстат. - М, 2016. - 543 с.
21. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования, С.-П., изд.: Питер, 2003, 155 с.