Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДОВ - МИЛЛИОННИКОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа №33836

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы121
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
534
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические вопросы управления социальной сферой городов-
миллионников современной России 7
1.1. Понятие и структура социальной сферы городов-миллионников 7
1.2. Нормативно-правовая база управления развитием социальной сферы
городов - миллионников 13
1.3. Методики оценки развития социальной сферы городов-
миллионников 18
2. Практические аспекты анализа управления развитием социальной сферы
городов-миллионников современной России (Казань, Уфа, Самара, Нижний Новгород, Пермь) 24
2.1. Анализ развития социальной сферы городов-миллионников 24
2.2. Контент-анализ СМИ с целью выявления общественного мнения о
развитии социальной сферы городов-миллионников 39
2.3. Анализ муниципальных программ развития социальной сферы городов -
миллионников 47
3. Совершенствование управления развитием социальной сферы городов-
миллионников современной России 87
3.1. Проблемы развития социальной сферы городов-миллионников
современной России 87
3.2. Пути решения выявленных проблем социальной сферы в городов-
миллионников современной России 93
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложение 107

Быстрые темпы урбанизации, как в России, так и во всем мире, обусловлены не только привлекательностью городского образа жизни, но и объективными экономическими закономерностями. Выгоды, которые дает концентрация населения в городах, значительно превышают ее издержки. Главный выигрыш заключается в так называемой агломерационной экономии, возникающей благодаря снижению затрат на производство продукции и услуг в пределах компактной городской территории, удобству совместного использования общественно произведенных благ, специализации жизни в городах. В крупном городе самый широкий выбор сферы приложения труда, направлений профессиональной подготовки, видов и форм использования свободного времени. Здесь больше шансов получить оперативно квалифицированную медицинскую помощь.
Вместе с тем, в городах возникает множество острых социальных проблем, связанных с экономическим неравенством и бедностью, ростом преступности (бороться с которой в условиях крупного города значительно сложнее), увеличивающимся ресурсопотреблением, загрязнением городской среды, изменением возрастного состава - «старением» населения. С ростом территории городов обостряются транспортные проблемы, возрастает стоимость жизни, нарушается связь человека с природой, существенно повышается темп жизни. Это подтверждается мировой практикой жизни в крупных городах, и, чем больше город, тем, как правило, указанные проблемы серьезнее. Особая опасность заключается в том, что негативные процессы, происходящие в крупных городах, зачастую носят латентный характер и проявляются с задержкой во времени.
Для смягчения, частичного или полного решения обозначенных проблем и служит социальная политика, основная задача которой - создание таких условий жизни, при которых будет обеспечен баланс экономических и духовных интересов всех групп и слоев населения, которые должны способствовать совершенствованию и развитию как всего городского сообщества, так и каждого отдельного человека. В дореформенной России выполнение основных функций по разработке и реализации социальной политики являлось прерогативой государства. На местном уровне решались в основном вопросы управления городским хозяйством и социальной защиты населения. С началом реформ решение основной части социальных проблем государство делегировало сначала на региональный, а затем и на муниципальный уровень. Нередко такая передача полномочий осуществлялась без необходимой финансовой и даже правовой поддержки. Проблемы социального управления на уровне городов усугублялись еще и тем, что органы местного самоуправления практически не имели ни опыта подобной работы, ни соответствующего научно-методического инструментария.
Недостаточная степень разработанности темы обусловлена тем, что на сегодняшний день не существует однозначного трактования понятия социальной сферы. Некоторые ученые понимают ее по -разному, что не позволяет выделить ряд конкретных отраслей, включенных в социальную сферу. Социальная сфера является объектом исследования в научных трудах Алексеева П.В., Ворониной Н.А., Кричинского П.Е., Тишкиной Л.Е., Фокина В.А., Фардеевой И.И., Чигановой С.Е. и др.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что социальная сфера является важнейшей составляющей жизни города, качественное развитие которой является залогом комфортного проживания в нем. Понятие «социальная сфера» в работе рассматривается по 6 направлениям: образование, здравоохранение, культура, обеспеченность жильем, физическая культура и спорт, а также социальная поддержка. С этими сферами связана вся наша повседневная жизнь, ведь каждый индивид стремится быть здоровым, развиваться интеллектуально, духовно, физически, иметь все необходимые блага и достойные условия существования.
Объектом исследования являются города-миллионники Приволжского федерального округа Российской Федерации (Казань, Уфа, Нижний Новгород, Самара, Пермь).
Предметом исследования является уровень развития социальной сферы в городах - миллионниках современной России.
Цель исследования - изучение уровня развития социальной сферы в городах - миллионниках современной России и выявление возможностей его повышения.
Перед началом работы были поставлены следующие задачи:
• дать определение понятию социальной сферы, а также изучить существующие подходы к ее пониманию у различных авторов;
• изучить нормативно-правовую базу управления социальной сферой в городах-миллионниках;
• рассмотреть существующие методики оценки уровня развития социальной сферы;
• проанализировать основные показатели развития социальной сферы в выбранных городах;
• провести практический анализ развития социальной сферы;
• проанализировать действующие муниципальные программы развития социальной сферы;
• выявить основные проблемы развития социальной сферы на базе проведенного исследования;
• предложить рекомендации по решению выявленных проблем.
В ходе работы применялись методы анализа статистических данных, метод сравнения и группировки данных, метод анализа документов, метод ранжирования, метод расчета интегрального (сводного) индекса и контентанализ.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили данные Федеральной службы государственной статистики, отчетно-аналитическая документация органов местного самоуправления выбранных городов, материалы справочных периодических изданий, муниципальные программы, а также публикации, размещенные в открытом доступе средствами массовой информации в сети «Интернет».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе дано определение понятия социальной сферы, рассмотрена нормативно-правовая база управления социальной сферой, а также методики ее оценки.
Во второй главе проанализированы основные показатели уровня развития социальной сферы, проведен контент-анализ для выявления общественного мнения о текущем состоянии социальной сферы выбранных городов и рассмотрены действующие муниципальные программы.
В третьей главе выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.
В заключении представлены выводы относительно проведенного анализа, сделанные в результате исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальная сфера является важнейшей составляющей жизни города, качественное развитие которой стало залогом стабильности в обществе и удовлетворенности населения. В данной выпускной квалификационной работе социальная сфера была проанализирована по 6 направлениям: образование, здравоохранение, культура, жилье, физическая культура и спорт, а также социальная поддержка.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
1. На данный момент не существует однозначного определения понятия «социальная сфера», каждый автор понимает его по-своему.
2. Управление социальной сферой в современной России опирается на развитую нормативно-правовую базу.
3. Муниципальные программы развития зачастую не содержат индикаторов результативности, мероприятий по мониторингу, имеют расплывчато сформулированную цель и заниженные ожидаемые показатели.
4. Образование и социальная поддержка являются самыми затратными статьями расходов муниципального бюджета.
5. В Нижнем Новгороде, Уфе, Казани и Перми бюджетные средства распределяются по направлениям социальной сферы очень неравноценно, а власти города Самары придерживаются политики финансирования всех отраслей с одинаковым вниманием.
6. Спортивные мероприятия мирового масштаба, такие как Чемпионат мира по футболу - 2018, дают мощный толчок для развития физической культуры и спорта в городах их проведения.
7. Контент-анализ является таким же эффективным инструментом оценки, наряду с анализом статистических данных и расчетом интегрального индекса.
8. Основными проблемами управления развитием социальной сферы можно назвать недостаточное финансирование, бюрократизм, ориентацию на количественные индикаторы вместо качественных.
9. В качестве решения данных проблем определены внедрение механизма муниципально-частного партнерства, создание Единой базы данных граждан, нуждающихся в социальной поддержке, участие в региональных программах развития.
В ходе исследования в социальной сфере городов-миллионников был выявлен ряд проблем:
• нехватка медицинского персонала;
• высокие цены на импортные лекарства, отсутствие их отечественных аналогов;
• аварийное состояние зданий больниц и поликлиник;
• бумажные проволочки и бюрократизм при процедуре оформления льгот, получения субсидий и т.д.;
• постоянный рост цен на занятия в Детских школах искусств (ДШИ), музыкальных и художественных школах, танцевальных и театральных студиях;
• дефицит кадров в учреждениях культуры вследствие низкой заработной платы и т.д.;
• медленный темп переселения из ветхого и аварийного жилья, а также связанная с этим бумажная волокита;
• длинные очереди на капитальный ремонт при регулярных взносах в соответствующий фонд.
В качестве путей совершенствования системы управления социальной сферой были предложены следующие механизмы:
• привлечение частных инвесторов в рамках муниципально-частного партнерства;
• создание Единой информационной базы в сфере социальной поддержки с целью упрощения процедуры оформления льгот;
• участие в региональных программах поддержки;
• пересмотр эффективности муниципальных программ и их частичное изменение (мониторинг, целевые индикаторы, постановка целей и задач, и др.)
Реализация данных рекомендаций, на наш взгляд, позволит повысить уровень развития социальной сферы в городах-миллионниках современной России.



1. Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 01.01.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 01.01.2019)// СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 01.01.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 01.01.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 01.01.2019)//СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662 -р (ред. от 8 августа 2009 года) «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление КМ РТ от 23.12.2013 №1023 «Об утверждении Государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014-2020 годы.
9. Постановление Исполкома муниципального образования г.Казани
от 11.06.2015 N2381 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие
образования в городе Казани на 2015-2021 годы».
10. Постановление Исполкома муниципального образования г.Казани от 22.12.2017 N5355 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие культуры в городе Казани на 2018-2022 годы».
11. Постановление Исполкома муниципального образования г.Казани от 4.12.2017 N4963 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Казани на 2018-2022 годы».
Книги, монографии
12. Государственное управление в России: учебное пособие / под ред.
B. П. Алексина. - М.: Юнити, 2016. - 361с.
13. Ахинов, Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов,
C. В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 272с.
14. ИНФРА-М, 2017. - 146 с.
15. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 209 с.
16. Колесова, Н.С. Право на охрану здоровья (социально-правовое исследование): монография / Н.С. Колесова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 144 с.
17. Кричинский, П.Е. Основы социального государства: учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 124 с.
18. Кузнецова Н.Г., Тяглов С.Т. Региональная экономика: учебное пособие для вузов/под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Т. Тяглова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 240 с.
19. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учебное пособие для вузов/Р. А. Кучуков. - М.: Гардарики, 2016. - 413 с.
20. Социальное управление: учеб. пособие / В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. - М.: Экономика, 2017. - 436 с.
21. Липский, И.А. Социально-педагогическая деятельность в
учреждениях социальной сферы: учебное пособие /под ред. И.А. Липского. -
22. Маяцкая, И. Н. Экономические основы социальной работы: учебник для бакалавров / И. Н. Маяцкая; под ред. д.э.н., проф. И. Н. Маяцкой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 264 с.
23. Мусина-Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина - Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. - М.: Дашков и К, 2017. - 320 с.
24. Никифорова, О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 124 с.
25. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 184 с.
26. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов/А. В. Пикулькин. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 268 с.
27. Петрова Т.Э. Организация работы с молодежью: учебное пособие / Т.Э. Петрова, И.Э. Петрова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с. -
28. Приступа, Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов /под ред. Е.Н. Приступы. - М.: ФОРУМ, 2017. - 231 с.
29. Приступа, Е.Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е.Н. Приступа. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с.
30. Пушкин П.М. Государственное управление социальной Сферой П.М.Пушкин. - СПб., 2016. - 612 с.
31. Романов С.С. Возможности структурирования социальной инфраструктуры региона / С.С.Романов. - М., 2017. - 230 с.
32. Организация и управление социальной защитой населения в
регионе / Социальная политика региона: теория и практика: Учеб. пособие для
вузов по специальности «Соц. работа»; под ред. И. П. Скворцова. - М.: КноРус,
33. Сигида, Е.А. Теория и методология практики медико-социальной работы: монография / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 236 с.
34. Сигида Е.А. Инвалидность и туризм: потребность и доступность: Монография / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 106 с.
35. Сигида, Е. А. Психология и социальная работа в системе социального и гуманитарного образования : монография / Е. А. Сигида, И. Е. Лукьянова ; под ред. проф. Е. А. Сигиды. - М. : ФГОУВПО «РГУТиС», 2016. - 134 с.
36. Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе : учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 284с.
37. Стратегический ответ России на вызовы нового века/под общ. ред. Л. И. Абалкина; РАН, Институт экономики. - М.: Экзамен, 2016. - 349 с.
38. Тавокин, Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 157 с.
39. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие/под ред. П. Д. Павленка. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.К. Дашков, 2016. - 390 с.
40. Тишкина Л. Е. Развитие социальной инфраструктуры экономики России в переходный период / Л.Е.Тишкина. - М., 2016. - 242 с.
41. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для студентов экономических вузов/В. Д. Фетисов. - М.: ЮНИТИ,2016. - 141 с.
42. Фокин, В.А. Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом: учебное пособие/Фокин В.А. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 272 с.
43. Фокин В.А. Социальная политика государства / В.А.Фокин. - М.,2016. - 315 с.
44. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К,2017. - 340 с.
45. Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление/ М.Ч.Чачугиев, М.М.Соколов. М., 2016. - 271 с.
46. Черняк, Е. М. Семьеведение: учебник для бакалавров / Е. М. Черняк. - М.: Дашков и К, 2017. - 288 с.
47. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2017. - 382 с.
48. Шарин, В.И. Экономические основы социальной работы: учебник /
B. И. Шарин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 с.
Статьи в сборниках и в периодических изданиях
49. Дружинин А.В. Система управления инфраструктурой региона// Проблемы теории и практики управления. - 2018. - № 2. - С. 32-40
50. Евченко А. В. Сравнительный анализ территориальной
дифференциации и типология районов по уровням экономического и социального развития //Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - №5. - С.27-36.
51. Иванов А. М. Бюджеты субъектов федерации и приоритеты социальной политики//Финансы. - 2017. - № 8. - С.11-19.
52. Лапыгин Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона//Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 6. - С.12-20.
53. Лукьянов В. На пути к минимуму//Социальная защита. - 2017. - №9.C. 41-47.
54. Механизм социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации / А. Н. Аверин // Социально - гуманитарные знания. -2018. -№2. - С.99-114.
55. Партнерство государства, общества и вузов:опыт Франции / Н. Д.
Гуськова, Е. А. Неретина, Ю. Р. Еналеева // Высшее образование в России. -2018. - № 2. - С.146 - 153.
56. Социально-экономические условия эффективного развития региона: оценки, интеграционный вектор// Проблемы теории и практики управления. -2018. - № 3. - С. 31-42
57. Сочнева Е.Н. Государственное управление социальной сферой/ Е.Н.Сочнева//Проблемы теории и практики управления. - 2018. - №10. - С.13- 20.
58. Тишкина Л.Е. Современный взгляд на роль инфраструктуры в социальном развитии общества //Финансы, 2018. - № 1. - С. 11-15.
59. Фардеева, И.И. Оценка развития социальной сферы в столичных городах России / И.И. Фардеева // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сб. статей: в 7 т. / Мин-во обр. и науки; Казанский (Приволжский) федеральный унт. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. 2015. - Т.5: Институт управления, экономики и финансов, Институт физической культуры и спорта, Институт социальнофилософских наук и массовых коммуникаций. - С. 162 - 164.
60. Чагин К.А. Как извлечь пользу из мониторинга//Социальная защита. - 2016. - № 1. - С.25-30.
61. Чиганова С.Е. Региональная социальная политика//Социальная работа. - 2018. - № 1. - С.32-38.
Электронные ресурсы
62. Официальная статистика Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Официальный сайт - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан - URL: http ://tatstat.gks.ru/
63. Стратегия социально-экономического развития Республики
Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс] - Официальный сайт - Проект
"Татарстан 2030 - URL: http:
//tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/Strategy%20RT_zakon.pd


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ