Введение 3
Глава I. Достижение «вечного мира в философии»: формулировка и постановка проблемы Кантом 7
§1. Иммануил Кант и идея необходимости «вечного мира в философии» 7
§2. «Война в философии»: её проявления и проблематизация 16
§ 3. Возможные статегии преодоления войны в философии 19
Глава II. Возможные пути достижения «мира в философии»: экстраполяция этических теорий на философскую практику 23
§ 1. Философия как цель и как средство: этика И. Канта и жанры историографии Р. Рорти 23
§ 2. Идея "мира-согласия " Бибихина как возможное основание "философского мира ". 32
§3. Вежливость как основание для «вечного мира философии». «Вежливость сердца» Анри Бергсона 46
§4. Экзистенциальная свобода и ее место в философской дискусии 57
Глава III. Возможен ли и необходим ли в философии «мир»? 67
§ 1. «Мир в философии»: каким он может быть? 67
§2. Возможен ли «мир в философии»? 71
§ 3. «Интеллектуальные добродетели» - способ достижения «мира в философии»? 77
Заключение 86
Список литературы
Тема диссертации - проблема коммуникации между философскими школами и направлениями, а точнее - достижения ими состояния взаимного понимания взаимовыгодного сотрудничества на основании общей для них цели. Эту проблему ставит перед нами Кант в своей статье «Благая весть о скором заключении договора о вечном мире в философии».
Актуальность выбранной темы обуславливается следующим:
Во-первых, наличием в рамках современной философии, таких совершенно несовместимых взглядов на философию, её цели и сущность, как сциентистский (например, современная аналитическая философия), идеологический, со- фиологический (например, Майоров и его «софийная философия»), хайдеггерианский и т.д., которые зачастую безапелляционно исключают своих оппонентов как из сферы философии, так и из сферы философского полилога, что в свою очередь ведёт к уменьшению продуктивности философии: внутри «законсервированных школ» основные идеи этих школ не развиваются под влиянием критики извне.
Во-вторых, имеющихся и разрабатываемых теорий, направленных на разработку формальной стороны философской аргументации недостаточно для достижения "мира-согласия" из-за того, что подобные теории открыто занимают позицию одного из вышеуказанных взглядов на философию.
Теоретическая разработанность. Данной проблеме посвящена статья И. Канта «Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии». Также она упоминается труде Э. Гуссерля «Картезианские медитации» в форме критики состояния философии, которую он характеризует как «раздробленность». Также проблемам взаимодействий философов между собой посвящены статьи Момджяна К. Х. «О кризисе фрагментации в современной социальной философии», Чуешова В.И. «О природе философской аргументации», Бажанова В. А. «Полемика о способах аргументации и философском доказательстве на рубеже XIX-XX вв.», Мартынова К.К. «Философия как оскорбление», а также Ладова В.А. «Аналитическая философия и феноменология».
Также в свете проблематики нашего исследования нельзя пройти мимо теории об «интеллектуальных добродетелях», а именно этического её аспекта. В рамках данного исследования она представлена статьями Каримова А.Р. «О понятии интеллектуальной добродетели в современной эпистемологии», «О соотношении моральных и интеллектуальных добродетелей», «Теория интеллектуальных добродетелей и современное образование», а также «Глубокое разногласие и аргументативные добродетели».
Научная новизна. Проблема диалога между различными философскими школами и направлениями, а также идея возможности достижения взаимопонимания между ними хотя и упоминается эпизодически и в рамках небольших статей, но не становилась ранее темой больших работ и исследований.
При этом если даже эта тема затрагивалась, то она рассматривалась с точки зрения теории аргументации (при этом зачастую с упором на формальную сторону вопроса), в то время как в нашем исследовании делается больший упор на отношении человека к собственной позиции и позиции другого, что, с нашей точки зрения предопределяет его линию поведения в ходе философской дискуссии и её, дискуссии, продуктивность.
Объект исследования: современное состояние философии, характеризующееся разобщенностью разных школ и их представителей.
Предмет исследования: проблема диалога между различными философскими школами и направлениями, достижения взаимопонимания между ними на основании общей для них цели.
Методы и методология исследования:
1) Феноменологическая редукция как средство выхода из «естественной установки» и перехода в «установку рефлексивную», которая предполагает сомнение в безусловной истинности каких-либо положений и теорий (Гуссерль);
2) Феноменологический подход к проблеме «мира - согласия» в отношениях с Другим, важности его инаковости по отношению к нам, принятия этой инаковости и понимания этой инаковости (Бибихин);
3) Экзистенциальная трактовка ответственности человека за собственный свободный выбор (в нашем случае - выбор философской позиции) перед собой и перед другими (в нашем случае - перед философией и философским сообществом) (Сартр).
Рабочая гипотеза исследования: существует, как минимум, теоретическая возможность реализации идеи Канта о «вечном мире в философии» (достижение состояния в философии, связанной с преобладанием свободных, честных дискуссий, стороны которых осознают свою общность и общую для себя цель), в основе которой будет лежать особое отношение человека к философии вообще, к своей собственной позиции и к позиции своих оппонентов.
Цель исследования: прояснение содержания и особенностей идеи Канта о «вечном мире в философии», а также анализ возможности её практической реализации.
Задачи исследования:
1) Проанализировать статью Канта «Благая весть ...», вывести из нее основные характеристики и основания гипотетического «мирного состояния» в философии, а также рассмотреть проблему раздробленности философии (обратившись к работе Гуссерля) и найти возможные стратегии достижения мира и преодоления раздробленности;
2) Рассмотреть этические концепции и теории, тесно связанные с проблемой отношения к другому (в данном случае - к философской позиции другого) и к самому себе (в данном случае - к своей философской позиции) на примере этики Канта, работ Бибихина «Мир», Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм», Бергсона «Вежливость», а также к самой философии, на основе этики Канта;
3) Попытаться экстраполировать вышеупомянутые этические теории и концепции к конкретным случаям философской практики, взятым из работы
Рорти «Историография философии: четыре жанра», статьи Бажанова «Полемика о способах аргументации и философском доказательстве на рубеже XIX-XX вв.» и труда Майорова «София. Эпистема. Технема. Опыт первый», и зафиксировать как теория одного из вышеупомянутых авторов могла бы повлиять на ту или иную философскую практику;
4) Опираясь на выполненные ранее задачи, выводы и следствия их выполнения, а также особенности философской теории и философской практики (на примере статей Мартынова «Философия как оскорбление» и Ладова «Аналитическая философия и феноменология»), попытаться ответить на вопрос «Возможен ли «договор о вечном мире в философии», о котором писал Кант и возможен ли он на вышеописанных основаниях?
Структура работы.
Первая глава. Формулировка и обоснование главной проблемы научноисследовательской работы посредством анализа статьи И. Канта «Благая весть...», обращения к фрагменту из труда Э. Гуссерля «Картезианские размышления», статьям Момджяна К. Х. «О кризисе фрагментации в современной социальной философии» и Чуешова В.И. «О природе философской аргументации».
Вторая глава. Анализ произведений и идей Канта, Бибихина, Бергсона и Сартра, относящихся к проблеме отношения человека к собственной позиции и позиции другого и экстраполяция данных идей на конкретные примеры практики философских исследований и дискуссий.
Третья глава. Формулировка возможных условий «вечного мира в философии», рассмотрение возможности реализации их на практике (на примере статьи Мартынова и Ладова) а также анализ соотношения разрабатываемой проблемы реализации «вечного мира в философии» и теории современной эпистемологии об «интеллектуальных добродетелях».
В рамках нашей магистерской диссертации мы, опираясь на статью Канта «Благая весть...», поставили перед собой вопрос: возможно ли достижение состояния философии, которое Кант обозначил в качестве «вечного мира». Для того, чтобы дать ответ на данный вопрос мы, посредством анализа данной статьи в контексте других трудов философа немецкой классики, постарались представить себе, что может представлять из себя состояние «вечного мира в философии», а также при помощи фрагмента из работы Гуссерля постарались понять, что же можно назвать «войной в философии». Далее мы попытались найти основания для рассматриваемого нами состояния в философии в самой философии, а именно среди учений проблематизирующих отношение человека к себе (к своей философской позиции), к другому (к философской позиции другого), а также к самой философии. При этом мы попытались экстраполировать рассмотренные нами теории к практике философских дискуссий и историко - философских исследований и рассмотреть их в свете данных теорий. Затем мы сформулировали то, что из себя может представлять «мир в философии» и попытались ответить на главный вопрос - возможно ли нечто подобное не только теории, но и на практике.
Ответ на данный вопрос представляется нам совсем непростым. С одной стороны, как мы показали на примере статьи Ладова, условия «вечного мира в философии», а именно честная, дискуссия, в рамках которой стороны стараются понять и прояснить позиции друг друга для достижения общей цели, вполне реализуемы и не чужды философской мысли, даже если и не на глобальном общефилософском уровне (что предполагаются в идеале), то, как минимум на уровне взаимодействия отдельных течений и отдельных философов. И в этом случае мы можем говорить если не о «вечном мире», то, как минимум, о возможности «перемирий» в философии.
Однако, с другой стороны, существует множество факторов, которые ставят перед нами весьма непростые вопросы, если мы настаиваем на возможности «мира в философии».
Во-первых, нельзя не учитывать условий, в которых находится современная философия. Зачастую борьба между философскими школами ведётся не для достижения истины, но для привлечения большего количества сторонников на свою сторону, а также для достижения прочих целей, не связанных с постижением истины. Более того, популяризация философии ведёт к размыванию её границ, что встречает заметное сопротивление со стороны академии, что обусловлено с уже упоминавшимся в связи с работой Р. Рорти почётным статусом философии. То есть, окружающая обстановка в обществе и в академии вносит существенный вклад в отношения между философскими школами, и на них начинают оказывать влияние внешние по отношению к чистой философии факторы. Можем ли мы полностью отбросить их, говоря о реализации «вечном мире в философии»?
Во-вторых, где граница между необходимым уровнем догматизма (необходимый для отстаивания и защиты своей позиции) и догматизмом чрезмерным (не позволяющим адекватно воспринимать критику, а также позицию оппонента)? Или говоря языком упоминавшейся теории об «интеллектуальных добродетелях», как всё же оставаться на «золотой середине» между «интеллектуальной робостью» и «интеллектуальным высокомерием»?
В-третьих, возможно ли полное исключение «человеческих страстей», о которых упоминает Бергсон, из философской дискуссии? Возможна ли чистая философия, в которой полилог будет происходить между идеями, осознающими своё родство? Или же всё же прав Мартынов, и в философии неизбежны конфликты и оскорбления, учитывая всю страсть и всю вовлечённость участников философских дискуссий?
В-четвёртых, может ли философ, имеющий собственную позицию, которая зачастую является результатом кропотливого труда и исследований, в принципе непредвзято воспринимать другие точки зрения, увидеть их не через призму своих представлений, но такими, какими задумал их автор? Возможно ли добиться полностью непредвзятого взгляда?
Данные вопросы и лежащие в их основе трудности не позволяют нам дать однозначный ответ на вопрос о том, реализуем ли на практике «вечный мир в философии» в полной мере. Более того, они требуют куда более глубокого и объёмного исследования, затрагивающего проблемы принципиальной возможности непредвзятого взгляда человека на мир, других и на самого себя, а также возможных стратегий достижения этого непредвзятого взгляда (например, феноменологической редукции и т.д.).
Но должны ли мы полностью отказываться от идеи о «вечном мире в философии»? Нам представляется, что обращение к этой проблеме, а также к вопросам, возникающим в связи с этой проблемой (вопросом об отношении к своей собственной позиции, к позиции своих оппонентов, об общей цели пребывания в поле философской дискуссии и т.д.) необходимо как минимум в качестве философской саморефлексии, цель которой - более осознанное пребывание человека в поле философии. И в этом ключе как идея о «вечном мире в философии», так и «интеллектуальные добродетели» не являются нормативными предписаниями, но опорными пунктами, помогающими ответить человеку на вопросы о том, какова цель его занятий философией и какова цель его участия его философской дискуссии.
Именно прояснение этих вопросов может (как минимум в теории) поспособствовать уменьшению остроты философских дискуссий, и самое главное, нахождению общего основания для совместной работы в философии для достижения общей, прояснённой и отрефлексированной цели.
1. Анри М. Неинтенциональная феноменология: задача феноменологии будущего / М. Анри // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / Сост. С.А. Шолохова, А.В. Ямпольская. — М.: Академический проект, 2014. С. 43 - 57.
2. Аристотель Никомахова этика/ Аристотель // Собрание сочинений в 4-ми тт. Т.4. Мысль, 1983. С. 53 - 296.
3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. М.: "Наука", 1973. 536 с.
4. Бажанов В. А. Полемика о способах аргументации и философском доказательстве на рубеже XIX-XX вв./ В. А. Бажанов, Н. Г. Баранец // Вече. Журнал русской философии и культуры. СПб: Издательство СПбГУ, 2007. С. 230 - 242.
5. Бергсон. А. Вежливость / А. Бергсон; [пер. с фр.] // Избранное: сознание и жизнь - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - С. 231 - 238.
6. Бибихин В. В. Мир / В.В. Бибихин- Томск: «Водолей», 1995.- 144 с.
7. Васильев. В.В. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М.: «Академический Проект», 2005. 680 с.
8. Гулыга А. В. Гегель. М: Молодая Гвардия, 2008. 263 с.
9. Гуссерль. Э. Картезианские медитации / Пер. с нем. В.И. Молчанова. М: "Академический проект", 2010. - 229 с.
10. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Пер. с нем.
В.И. Молчанова. М: «Академический проект», 2009. - 489 с.
11. Жучков В.А. Вольф / В.А. Жучков // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Под редакцией В. С. Стёпина. Т.1. М.: Мысль. 2001. 744 с.
12. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.3. М.: Чоро, 1994. 741 с.
13. Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.4. М.: Чоро, 1994. 630 с.
14. Кант И. Метафизика нравов / И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.6. М.: Чоро, 1994. 613 с.
15. Кант И. Основоположение к метафизике нравов / И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.4. М.: Чоро, 1994. С. 154 - 246.
16. Кант И.Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.8. - М.: Чоро, 1994. С. 29 - 37.
17. Кант И. Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии/ И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.8. М.: Чоро, 1994. С. 246 - 262.
18. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия / И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.8. М.: Чоро, 1994. С. 256 - 262.
19. Кант И. К вечному миру. Философский проект / И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.7. М.: Чоро, 1994. С. 5 - 56.
20. Каримов А.Р. О понятии интеллектуальной добродетели в современной эпистемологии / Мировоззренческая парадигма в философии: Основоположения онтогносеологии: [Электронный ресурс]: монография: / Рук. авторского колл. и отв. редактор - проф. М. М. Прохоров; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2018. С. 239-253.
21. Каримов А.Р. О соотношении моральных и интеллектуальных добродетелей // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Том 6. № 1А.
С. 29-36.
22. Каримов А.Р., Казакова В.А. Теория интеллектуальных добродетелей и современное образование// Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского, №5(1), 2014. С.155-162.
23. Каримов А. Р. Об интеллектуальных добродетелях у Аристотеля//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. №4, 2017. С. 29-32.
24. Каримов А. Р. Глубокое разногласие и аргументативные добродетели // Общество: философия, история, культура. 2018. №1. [Электронный ресурс]
URL: https://cvberleninka.ru/article/n/glubokoe-raznoglasie-i-argumentativnve-
dobrodeteli. Проверено 09.05.2019.
25. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 6. С. 11—26.
26. Ладов В.А. Аналитическая философия и феноменология / В.А. Ладов, М. В.
Лебедев, Н.И Петякшева // Аналитическая философия [Электронный ресурс] URL: http://vanko.lib.ru/books/philosoph/blinov-ladov-lebedev%3Danalytic_philosophy.htm, свободный. Проверено 26.04.2019.
27. Ницше Ф. Сумерки идолов / Ф. Ницше // Соч. в 2 т. Т.2. / Сост., ред., и авт. примеч. К.А. Свасьян. М: 1990. 829с
28. Майоров Г.Г. София. Эпистема. Технема. Опыт первый/ Г.Г. Майоров// Философия как искание Абсолюта: Опыты теоретические и исторические - М: Книжный дом "ЛИБЕРКОМ", 2012. С.34 - 47.
29. Мартынов К.К. Философия как оскорбление [Электронный ресурс] URL: http://www.strana-oz.rU/2014/6/filosofiya-kak-oskorblenie. Проверено 28.04.2019.
30. Мендонса С. Недогматическое преподавание философии: темы дискуссии для практики обучения // Философия образования. 2017 (4). [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30754576&?. Проверено 09.05.2019.
31. Момджян К. Х. О кризисе фрагментации в современной социальной философии // Этнос, нация, ценности. Социально-философские исследования. Ка- нон+ Москва, 2014. С. 251-261.
32. Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Роберт Нозик ; пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.
33. Рассел Б. Проблемы философии / Б. Рассел //Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ. / Общ. ред., послесл. и примеч. А. Ф. Грязнова. М.: Республика, 2000. С.154 - 278.
34. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / В переводе и под редакцией С.А. Мальцевой. СПб: "Пневма", 2002, 880 с.
35. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. IV. От романтизма до наших дней / Дж. Реале Д. Антисери. СПб: ТОО ТК "Петрополис", 1997, 880 с.
36. Ролз Дж. Теория Справедливости / Дж. Ролз. Новосибирск.: Издательство Новосибирского университета, 1995. 513 с.
37. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Э. Фромм М.: Педагогика, 1990. 37 с.
38. Чуешов В.И. О природе философской аргументации/ В.И. Чуешов// РА- ЦИО.ги. - № 6 - Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2011. С. 162-184
39. Рорти Р. Историография философии: четыре жанра [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Artide/Ror_IstF il.php, свободный. Проверено 01.05.2018.
40. Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм [Электронный ресурс] URL:http://www.knigosite.org/library/read/45784, свободный. Проверено 22.08.2018.
41. Соловьев В.С. Теоретическая философия // Собрание сочинений В.С. Соловьева. 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1913. Т. 9. 444 с.
42. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Перевод А. Г. Чернякова. СПб: Высшая религиознофилософская школа, 2001, 446 с.
43. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. Пер. с англ. / Перевод группы авторов под ред. М. Лебедева, О. Никифорова (Ч.З). М.: «Логос», 2002. 680 с.
44. Aberdein A. The vices of argument // Topoi. 2016. Vol. 35, no. 2. Р. 413-422.
45. Brutian G. A. On Philosophical Argumentation G. A. Brutian, Thomas A. Wilson// Philosophy & Rhetoric. Penn State University Press, 1979 - P. 77-90.
46. Chomsky N. Language and Politics. Ed. by C. P. Otero, 2004. 850 p.
47. D. Dennet (with J. Haugeland) Intentionality // The Oxford Companion to the Mind, in R. L. Gregory, ed., Oxford University Press 1987.
48. Lynch M. Epistemic Circularity and Epistemic Incommensurability // Social Epistemology / ed. by A. Haddock, A. Millar, D. Pritchard. Oxford, 2010. P. 262277;
49. Russell B. Unpopular Essays. Routledge, 2009. 200 p.
50. Zagzebski L. Virtues of the Mind: An Inquiry into the Nature of Virtue and the Ethical Foundations of Knowledge. Cambridge University Press. Kindle Edition, 1996. 384 p.