ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК Г.Х. АНДЕРСЕНА 9
1.1. Процесс формирования нравственных представлений в начальной школе 9
1.2. Методы формирования духовно-нравственных представлений в
начальной школе 16
1.3. Формирование нравственных представлений младших школьников при изучении сказок Г.Х. Андерсена 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК Г.Х. АНДЕРСЕНА 37
2.1 Анализ УМК по литературному чтению в начальной школе 37
2.2. Исследование по формированию нравственных представлений детей
младшего школьного возраста через сказки Г.Х. Андерсена 50
2.3. Рекомендации по формированию нравственных представлений
младших школьников в соответствии с технологией формирования УУД «смысловое чтение 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Непрекращающееся обновление всех сторон жизни общества, наблюдаемое на современном этапе его развития, побудило интерес научно-исследовательских кругов к проблеме нравственной культуры человека.
Нравственная культура, являясь духовным феноменом, требует общественного и личностно-индивидуального осмысления. Часто предпринимаются попытки проследить основную тенденцию, существующую в развитии современных представлений о передаче нравственных представлений преемственному поколению. При этом становится возможным проследить ее постепенную трансформацию от сознательной общекультурной части в нравственную культуру личности.
Многие научные дисциплины в своей основе содержат проблему формирования и развития нравственных представлений. Многочисленными социологическими и психолого-педагогическими исследованиями идентифицируются у подрастающего поколения кризисные явления, проявляющиеся в нарастании эгоизма, скептицизма, агрессивности и эмоциональной напряженности. В данных условиях наблюдается резкое возрастание потребности в духовном становлении ребенка а, следовательно, и в развитии его нравственных представлений, что соответствует требованиям обновленных федеральных образовательных стандартов.
Опубликованный «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» государственный запрос о подготовке личности с развитыми нормами морали и нравственности, национальными ценностями и с развитой духовно-нравственной культурой, в целом обуславливает актуальность исследований по заявленной научной проблеме и настоящей выпускной квалификационной работы, в частности.
Все более растущий научно-практический интерес к духовнонравственной проблеме развития личности обеспечил изучение проблематики формирования и становления ее компонентов: с одной стороны, нравственности, как социального заказа, и с другой - духовности, как ориентированности личности.
Под первой формулировкой стоит рассматривать мораль, нравы, обычаи, то есть первичные представления о нравственности; второе же утверждение подразумевает саморазвитие, рефлексию личности и т.д.
Образование играет ключевую роль в плане духовно-нравственной консолидации современного российского общества, однако стоит помнить, что формирование ценностных установок личности происходит еще в детстве. Младший школьный возраст является временем наибольшей готовности ребенка к восприятию нравственных установок. Именно поэтому перед младшей школой стоит множество задач, направленных на разработку и практическое применение новых методов и приемов становления и развития нравственности у ребенка.
Сказка представляет собой одно из эффективных средств достижения заявленных задач. Нравственные идеалы сказок,представленные в ярких и непосредственных образах, помогают ребенку четко разграничивать позитив и негатив, добро и зло, положительные и отрицательные поведенческие установки.
Объектом исследования выступили сказки Г.Х. Андерсена как основа для формирования нравственных представлений у младших школьников.
Предмет исследования - особенности формирования нравственных представлений младших школьников при изучении сказок Г.Х. Андерсена.
Таким образом, основной целью настоящей выпускной квалификационной работы является определение специфики формирования нравственных представлений младших школьников на примере изучения сказок Г.Х. Андерсена
Заявленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования;
2. Выявление нравственного потенциала в сказках Андерсена, которые являются обязательными для изучения в УМК «Перспектива», «Школа России», «Начальная школа 21 века»;
3. Проведение анкетирования, в соответствии с задачами исследования, в классах занимающимися по разным УМК, для изучения сформированности нравственных представлений у младших школьников и знания ими сказок Андерсена;
4. Анализ и интерпретация результатов опытноэкспериментального исследования;
5. Разработать рекомендации по смысловому чтению.
В качестве гипотезы исследования выступает утверждение о том, что изучение с младшими школьниками сказок Г.Х. Андерсена является залогом успешного формирования их нравственных установок.
Документальную базу исследования составили Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [36], и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [37],.
Теоретико-методологические источники представлены такими работами, как: «О духовно-нравственном воспитании младших
школьников» Н.Г. Авериной [1], «Нравственное воспитание сказок Андерсена» Н.В. Архангельского [3], «Возрастная психология» Б.С. Волкова [11], «Проблемы нравственности» О.Г. Дробницкого [13], «Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников» А.В. Елисеевой [14], «Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях» Т.Г. Жарковской [15], «Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания» И.А. Каировой [17] и др.
В целом библиографический список состоит из монографий, научных статей, учебников и учебных пособий, авторефератов диссертаций, а также художественной литературы (сборника сказок Г.Х. Андерсена, в частности).
Л.И. Божович в своем исследовании «О нравственном развитии и воспитании детей», рассматривая проблему нравственного становления личности, доказывает, что формирование нравственности - не изолированный процесс, а связанный с психическим и социальным развитием. С точки зрения автора, существуют две концепции процесса формирования нравственных установок поведения, понимаемое, как результат интериоризации внешних форм мышления и поведения и их трансформации во внутренние психические процессы; и как закономерное превращение одних специфических форм нравственного формирования в более совершенные [6].
В.С. Ледневу в его работе «Духовно-нравственная культура в образовании человека» принадлежит разработка когнитивно-
эволюционного подхода к нравственному развитию ребенка. Исследователем выделяется шесть ступеней, которые сгруппированы в три моральных уровня:
1. доконвенционная мораль (ориентация на покорность и наказание),
2. конвенционная мораль (мораль сохранения добрых взаимоотношений, мораль поддержания авторитета),
3. постконвенциональная мораль, мораль высоких нравственных принципов (мораль ориентации на общественный договор, мораль индивидуальных принципов совести) [22].
Анализ исследовательской литературы позволил утверждать, что проблема духовно-нравственного воспитания является одной из популярных, как в отечественной, так и в зарубежной, психологии и педагогике.
Однако тема нравственного воспитания младших школьников посредством сказок Г.Х. Андерсена является предметом лишь единичных исследований и поэтому требует более глубокого и подробного рассмотрения.
Таким образом, научная новизна настоящей выпускной квалификационной работы заключается в попытке классификации и методов и приемов работы со сказками Г.Х. Андерсена в аспекте формирования нравственного поведения у младших школьников.
Основными методами исследования стали:
1. Метод теоретического анализа психолого
педагогической литературы по заявленной проблеме.
2. Методы диагностики (тестирование, беседа с младшими
школьниками, стандартизированное наблюдение).
3. Методы анализа эмпирических данных.
Исследование проходило на базе МБОУ «СОШ №2», п.г.т
Актюбинский.
Теоретическая значимость исследования определяется интеграцией разрозненного материала по заявленной проблеме в логически структурированный.
Практическая значимость выпускной работы заключена в возможности использования полученных результатов в преподавании методики в средних и высших учебных заведениях, а также в педагогической практике учителей начальных классов.
Материалы исследования послужили основой для публикации статей в научных журналах:
1) «Формирование нравственных представлений младших школьников при изучении сказок Г.Х. Андерсена», опубликована в научном журнале «НоваИнфо» №104, 2019г;
2) «Анализ УМК литературного чтения по сказкам Г.Х. Андерсена в начальной школе», опубликована в научном журнале «Студенческий вестник» №20(70), 2019г.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Список использованной литературы состоит из учебников и учебных пособий по психологии, детской психологии, методике дошкольного воспитания; научных статей и монографий и др. В целом библиография насчитывает 50 наименований.
Образование играет ключевую роль в плане духовно-нравственного воспитания современного общества, однако стоит помнить, что формирование ценностных установок личности происходит еще в детстве. Младший школьный возраст является временем наибольшей готовности ребенка к восприятию нравственных установок. Именно поэтому перед учителем начальных классов стоит множество задач, направленных на разработку и практическое применение новых методов и приемов становления и развития нравственности у ребенка.
Сказка представляет собой одно из эффективных средств достижения поставленных задач. Нравственные идеалы сказок, представленные в ярких и непосредственных образах, помогают ребенку четко разграничивать позитив и негатив, добро и зло, положительные и отрицательные поведенческие установки.
Целью проведенного исследования стало определение специфики формирования нравственных представлений младших школьников на примере изучения сказок Г.Х. Андерсена.
В соответствии с данной целью необходимо было решить ряд задач исследования, работа над которыми позволила сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ литературы показал нам что, к младшему школьному возрасту каждым ребенком достигается определенный уровень развития его нравственной культуры. Дети накапливают определенный социальный опыт, формируют черты индивидуального характера, начинают вырабатывать привычки а, следовательно, формируют и развивают нравственные представления.
Изучение творчества Г.Х. Андерсена в начальной школе несет поверхностный характер. Однако имеющийся материал достаточен для того чтобы заинтересовать школьников творчеством писателя и направить на самостоятельное чтение, так как сказки Г.Х. Андерсена являются источником формирования нравственных представлений младших школьников.
2. Проанализировав УМК литературного чтения начальной школы, можно сделать выводы, что сказки Г.Х. Андерсена актуальны для современного образования. За основу я взяла УМК: «Перспектива», «Школа России», «Начальная школа 21 века». Также анализ показал, что сказки Андерсена в основном предлагаются для внеклассного, самостоятельного изучения.
3. Мы провели анкетирование в четырёх классах. 2 «А», 3 «А», 4 «А» - занимаются по программе «Перспектива», 4 «Б» - доучивается по программе «Школа России». Сравнивая два УМК «Перспектива» и «Школа России», мы сделали вывод о том, что в обеих программах количество изучаемых произведений Г.Х. Андерсена практически не отличается.
4. Экспериментальное исследование обнаружило, что уровень смыслового чтения в начальной школе, в норме, обучение проводится в традиционном стиле, но учитывая, новые образовательные стандарты, а также особенности современных школьников, мы бы рекомендовали, обратить внимание на нестандартные формы, методы и приёмы в работе с текстом.
5. В результате проделанной работы, мы разработали рекомендации по формированию нравственных представлений младших школьников в соответствии с технологией формирования УУД «смысловое чтение»
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза экспериментального исследования подтвердилась.
1) Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Научный электронный журнал «Начальная школа». - 2015 - № 11 - С. 68-71. [Электронный ресурс]. - URL: https://n- shkola.ru/archive/view/268. (Дата обращения 07.11.18).
2) Андерсен Г.Х. Избранные сказки / Г.Х. Андерсен. - М.: Эксмо, 2018. - 469 с.
3) Архангельский Н.В. Нравственное воспитание сказок Андерсена / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2016. - 234 с.
4) Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2018. - 354 с.
5) Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Научно-теоретический журнал «Педагогика». - 2018. - № 5. - С. 6771.
6) Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 254 с.
7) Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2016 - 361с.
8) Боровкина Е.В. Нравственные представления современного младшего школьника. Научный журнал «Педагогика». - 2016. - № 6. - С. 30-33.
9) Ватагина А.А., Мамедова Л.В. Особенности развития нравственных ценностей младших школьников. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauchforum.ru/node/975 (дата обращения: 15.11.2018).
10) Вялкова Е.В. Формирование нравственных представлений и умений старших дошкольников. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3519.pdf (дата
обращения: 10.01.2019).
11) Волков Б.С. Возрастная психология: учеб. пособ. для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волков - М.: Академический проект, 2018. - 668 с.
12) Домашкина Н. В. Школьные годы чудесные. Нравственное воспитание школьников / Н.В. Домашкина. - М.: Глобус, 2017. - 296 с.
13) Дробницкий О.Г Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 2017. - 376 с.
14) Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственноэстетической культуры школьников: дис...канд. пед. наук: 13.00.01 /
А.В. Елисеева, Саратов, - 2016. - 182 c.
15) Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного образования в современных условиях // Научный журнал «Стандарты и мониторинг в образовании» - 2016 - № 3 - С. 9-16.
16) Иванова Э.И. Расскажи мне сказку / Э.И. Иванова - М.: Просвещение, 2016 - 464 с.
17) Каирова И.А. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / И.А. Каирова - М.: Педагогика, 2017. - 461с.
18) Карпова Е.В., Луговская А.В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте // Научный журнал «Ярославский педагогический вестник». - 2016. - № 1 - С. 222-228.
19) Колдунова Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Я.И. Колдунова. - М.: Просвещение, 2015. - 470 с.
20) Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Панорама, 2018. 415 с.
21) Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб.пособ / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцикй. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
22) Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Научный журнал «Стандарты и мониторинг в образовании». - 2018 - № 6 - С. 13-18.
23) Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogo-razvitiya- mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.11.2018).
24) Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2015. - 368 с.
25) Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст / Е.И. Матвеева. - М.: Альфа, 2015. - 240 с.
26) Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъектной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. - СПб.: Питер, 2018. - 265 с.
27) Мельникова Н.В. Психология нравственности : учеб.пособ. для студ. фак. пед. и псих / Н.В. Мельникова, О.В. Коновалова. - Шадринск: Исеть, 2017. - 158 с.
28) Минюрова С.А. Возрастная психология: детство, отрочество: учебное пособие / С.А. Минюрова. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2018. - 276 с.
29) Никеева М.М. Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных АНДок: дис...канд. пед. наук: 13.00.01 / М.М. Никеева, Йошкар-Ола, 2016. - 167 c.
30) Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт-Издат, 2017. - 460 с.
31) Осетрова Ю.А. Сказки Г.Х. Андерсена в школьном изучении // Научный журнал «Молодой учёный». - 2017. - № 6. - С. 142-149.
32) Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.: Роспедагенство, 2015. - 602 с.
33) Примерная основная образовательная программа начального общего образования.- М.: Просвещение, 2016. - 363 с.
34) Рублик В.Н. Особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ: дис...канд. псих.наук: 19.00.07 / В.Н. Рублик, Иркутск, 2018. - 196 с.
35) Скоморохова М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / М.И. Скоморохова, Иркутск, 2017. - 171 с.
36) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / М-во образования и науки РФ.- 4 изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 53 с.
37) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / текст с изменениями и дополнениями на 2017 г. - М.: Проспект, 2017. - 160 с.
38) Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф. Харламов. — М.: Просвещение, 2016- 367.
39) Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
40) Хьел Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2015. - 607 с.
41) Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научный журнал «Воспитание школьников». - 2007. - №8. - С. 37-38.
42) Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учеб.- метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2016. — 189 с.
43) Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников / Т.В. Черникова, К.В. Зелинский. - М.: Планета, 2017. - 288 с.
44) Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности // Научный журнал «Школа духовности». - 2016. - №1. - С. 21-26.
45) Шарапова О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения // Научный электронный журнал «Начальная школа». - 2017. - № 1. - С. 42 - 45. [Электронный ресурс]. - URL: https://n- shkola.ru/archive/view/275. (Дата обращения: 10.11. 2018)
46) Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // Научно-методический журнал « Классный руководитель». - 2015. - № 3. - С. 10-14.
47) Штольц. Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Просвещение, 2016;
48) Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2016. - 371 с.
49) Якунина И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения // Научный журнал «Дополнительное образование и воспитание». - 2016. - № 1. - С. 19 - 21.
50) Янушкявичене, О. Методические приемы духовно - нравственного воспитания подростков // Научный журнал «Народное образование». - 2015. - № 1. - С. 221 - 226.