Особенности тактики допроса несовершеннолетнего подозреваемого
|
Введение 5
Глава I. Общие положения ведения допроса несовершеннолетних подозреваемых 10
1.1. Участники допроса несовершеннолетних подозреваемых 10
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в ходе допроса
несовершеннолетнего подозреваемого 19
Глава II. Психология формирования показаний несовершеннолетних 30
2.1. Причины и условия, способствующие совершению преступления
несовершеннолетним 30
2.2. Психовозрастные особенности несовершеннолетних и их учет в
ходе допроса 45
Глава III. Тактические приемы, используемые в процессе подготовки и производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого 55
3.1. Содержание этапов подготовки и проведения допроса
несовершеннолетнего подозреваемого 55
3.2. Тактические приемы, применяемые при допросе
несовершеннолетнего подозреваемого 63
3.3. Нарушения прав несовершеннолетних подозреваемых при
допросе 69
Заключение 75
Список литературы
Глава I. Общие положения ведения допроса несовершеннолетних подозреваемых 10
1.1. Участники допроса несовершеннолетних подозреваемых 10
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению в ходе допроса
несовершеннолетнего подозреваемого 19
Глава II. Психология формирования показаний несовершеннолетних 30
2.1. Причины и условия, способствующие совершению преступления
несовершеннолетним 30
2.2. Психовозрастные особенности несовершеннолетних и их учет в
ходе допроса 45
Глава III. Тактические приемы, используемые в процессе подготовки и производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого 55
3.1. Содержание этапов подготовки и проведения допроса
несовершеннолетнего подозреваемого 55
3.2. Тактические приемы, применяемые при допросе
несовершеннолетнего подозреваемого 63
3.3. Нарушения прав несовершеннолетних подозреваемых при
допросе 69
Заключение 75
Список литературы
Актуальность темы. Проблема преступности среди несовершеннолетних на нынешнем этапе совершенствования Российского государства получила остроту и актуальность по причине усиления нескольких отрицательных тенденций в экономической, общественно-политической, правовой, культурной, семейно-бытовой и иных областях жизни нашего социума. Отрицательные последствия общественно-экономических и политических реформ и обусловленные ими преобразования моральных и нравственных ценностей огромной части населения больнее всего сказались исключительно на растущем поколении. Увеличиваются негативные тенденции и в прогрессии подростковой преступности: омоложение и феминизация, укрепление группового характера, криминализация благополучных категорий подростков.
В имеющейся ситуации появляется острая необходимость улучшения тактики следственных мероприятий, осуществляемых с участием представителей данной категории лиц, например, допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. В отдельных ситуациях в начале расследования допрос считается единственным способом приобретения сведений по делу или установления ранее не известных источников доказательств. Умелое, тактически корректное осуществление допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в огромной степени определяет качество всего предварительного расследования.
Допрос несовершеннолетних содержит в себе особую трудность, поскольку психическая деятельность детей и подростков еще полностью не оформилась и подвержена значительным изменениям при минимальном влиянии извне. Роль допроса несовершеннолетних заключается не исключительно в приобретении показаний от лиц, имеющих данные, играющие роль для расследуемого дела, но и в том, что он применяется для воспитательного влияния.
Актуальность работы определяется еще и тем, что мною в ходе учебы на Юридическом факультете Казанского федерального университета представляла особый интерес, поскольку я писал курсовые работы, связанные с несовершеннолетними, участвовал в студенческом кружке «Криминалистика», выступал на семинарах, делал доклады и сообщения.
Степень научной разработанности темы. Среди основных авторов, исследующих допрос, можно назвать таких как: Г.А. Зорин, В.Е. Коновалова, Г.И. Г ататулина и других.
Что касается тактики допроса несовершеннолетних, то данный сегмент не недавнего времени был достаточно плохо исследован. Авторы уделяли внимание в основном участию педагога при допросе несовершеннолетнего. Это важная, но далеко не единственная особенность допроса лица, не достигшего возраста восемнадцати лет.
Однако, с 2013 года интерес к исследуемой проблеме возрос. Среди авторов, проводящих исследования в 2013-2015 гг, можно отметить таких 5 как: М.А. Данилянц, К.К. Дюсембаева, Ф.А. Ложников, И.А. Мамошин, А.А. Мамошин, Е.И. Пырьева и других. Таким образом, можно отметить существенный пробел в исследовании тактики допроса несовершеннолетнего.
Целью исследования выступает всестороннее изучение особенностей допроса несовершеннолетних подозреваемых участников уголовного процесса.
Для реализации указанного направления мною были сформулированы следующие задачи:
- характеристика участников допроса несовершеннолетних подозреваемых.
- исследование обстоятельств, подлежащих установлению при допросе несовершеннолетнего подозреваемого;
- изучение причин и условий, способствующих совершению преступления несовершеннолетним;
- анализ психо-возрастных особенностей несовершеннолетних и их учет в ходе допроса;
- изучение содержания этапов подготовки и проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого;
- исследовать тактические приемы, применяемые в ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе производства допроса несовершеннолетних в уголовном процессе.
Предметом исследования выступают отечественное законодательство, научные разработки в области производства допроса несовершеннолетних, а также следственно-судебная практика производства допросов несовершеннолетних в уголовном процессе.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания: формально-юридические, логический, анализ и синтез.
Теоретические и практические проблемы были предметом в научной литературе, трудах таких ученых, как Корнеева Л.М., Левеев Ю.Е., Макаренко И.А., Брусницын Л., Муратова Н.Г., Клюкова М.Е., Рахматуллин Р.Р., Агафонов В.В, Мельникова Э.Б., Мишенина А.А., Полстовалов О.В. и другие.
Нормативную базу исследования образуют Конституция РФ, ряд международных нормативных актов, регулирующих рассматриваемый правовой институт, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, Указы Президента Российской Федерации, Постановления правительства Российской Федерации и другие нормативные акты.
Эмпирическую основу исследования образуют материалы следственносудебной практики в отношении рассматриваемого правового института.
В ходе защиты, мне бы хотелось остановиться на следующих положениях:
1. Для участия в уголовном судопроизводстве подозреваемому или обвиняемому необходимо предоставить законного представителя, основной задачей которого является защита и отстаивание им прав и интересов несовершеннолетнего. Право законного представителя, согласно семейному законодательству, не могут осуществляться в противоречие с интересами несовершеннолетних.
2. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого приоритетно участие именно психолога, а не педагога. Если несовершеннолетний совершил преступление, то можно полагать о психическом отклонении в развитии, и поэтому участие педагога здесь неуместно. Участие же педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого можно применять только как исключение в случае невозможности обеспечения участия психолога.
3. Предоставить право защитнику несовершеннолетнего обвиняемого присутствовать при допросе свидетелей, дающих показания против его подзащитного. Участие защитника в допросе свидетеля обвинения укрепит доказательственное значение протокола допроса.
4. Применение тактических приемов допроса обвиняемого несовершеннолетнего и установление психологического контакта следователя с допрашиваемым, во многом зависит от взаимоотношений следователя и защитника обвиняемого, и конфликтных ситуаций, возникающих между ними. Участие в допросе защитника следует рассматривать как фактор, требующий значительного совершенствования тактического арсенала следователя
5. Повышение эффективности допроса несовершеннолетнего обвиняемого зависит от систематизации подготовительных мероприятий, проводимых следователем в период подготовки к допросу.
6. Выбор тактических приемов, применяемых при производстве допроса несовершеннолетнего обвиняемого, существенно зависит от особенностей складывающейся ситуации. Следственная ситуация допроса оказывает влияние как на построение тактики допроса, так и на позицию обвиняемого.
Апробация результатов исследования. Выступления с докладами на семинарах «Научно-исследовательская работа», а также на научном кружке «Криминалистика».
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения и списка литературы.
В имеющейся ситуации появляется острая необходимость улучшения тактики следственных мероприятий, осуществляемых с участием представителей данной категории лиц, например, допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. В отдельных ситуациях в начале расследования допрос считается единственным способом приобретения сведений по делу или установления ранее не известных источников доказательств. Умелое, тактически корректное осуществление допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в огромной степени определяет качество всего предварительного расследования.
Допрос несовершеннолетних содержит в себе особую трудность, поскольку психическая деятельность детей и подростков еще полностью не оформилась и подвержена значительным изменениям при минимальном влиянии извне. Роль допроса несовершеннолетних заключается не исключительно в приобретении показаний от лиц, имеющих данные, играющие роль для расследуемого дела, но и в том, что он применяется для воспитательного влияния.
Актуальность работы определяется еще и тем, что мною в ходе учебы на Юридическом факультете Казанского федерального университета представляла особый интерес, поскольку я писал курсовые работы, связанные с несовершеннолетними, участвовал в студенческом кружке «Криминалистика», выступал на семинарах, делал доклады и сообщения.
Степень научной разработанности темы. Среди основных авторов, исследующих допрос, можно назвать таких как: Г.А. Зорин, В.Е. Коновалова, Г.И. Г ататулина и других.
Что касается тактики допроса несовершеннолетних, то данный сегмент не недавнего времени был достаточно плохо исследован. Авторы уделяли внимание в основном участию педагога при допросе несовершеннолетнего. Это важная, но далеко не единственная особенность допроса лица, не достигшего возраста восемнадцати лет.
Однако, с 2013 года интерес к исследуемой проблеме возрос. Среди авторов, проводящих исследования в 2013-2015 гг, можно отметить таких 5 как: М.А. Данилянц, К.К. Дюсембаева, Ф.А. Ложников, И.А. Мамошин, А.А. Мамошин, Е.И. Пырьева и других. Таким образом, можно отметить существенный пробел в исследовании тактики допроса несовершеннолетнего.
Целью исследования выступает всестороннее изучение особенностей допроса несовершеннолетних подозреваемых участников уголовного процесса.
Для реализации указанного направления мною были сформулированы следующие задачи:
- характеристика участников допроса несовершеннолетних подозреваемых.
- исследование обстоятельств, подлежащих установлению при допросе несовершеннолетнего подозреваемого;
- изучение причин и условий, способствующих совершению преступления несовершеннолетним;
- анализ психо-возрастных особенностей несовершеннолетних и их учет в ходе допроса;
- изучение содержания этапов подготовки и проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого;
- исследовать тактические приемы, применяемые в ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе производства допроса несовершеннолетних в уголовном процессе.
Предметом исследования выступают отечественное законодательство, научные разработки в области производства допроса несовершеннолетних, а также следственно-судебная практика производства допросов несовершеннолетних в уголовном процессе.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания: формально-юридические, логический, анализ и синтез.
Теоретические и практические проблемы были предметом в научной литературе, трудах таких ученых, как Корнеева Л.М., Левеев Ю.Е., Макаренко И.А., Брусницын Л., Муратова Н.Г., Клюкова М.Е., Рахматуллин Р.Р., Агафонов В.В, Мельникова Э.Б., Мишенина А.А., Полстовалов О.В. и другие.
Нормативную базу исследования образуют Конституция РФ, ряд международных нормативных актов, регулирующих рассматриваемый правовой институт, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, Указы Президента Российской Федерации, Постановления правительства Российской Федерации и другие нормативные акты.
Эмпирическую основу исследования образуют материалы следственносудебной практики в отношении рассматриваемого правового института.
В ходе защиты, мне бы хотелось остановиться на следующих положениях:
1. Для участия в уголовном судопроизводстве подозреваемому или обвиняемому необходимо предоставить законного представителя, основной задачей которого является защита и отстаивание им прав и интересов несовершеннолетнего. Право законного представителя, согласно семейному законодательству, не могут осуществляться в противоречие с интересами несовершеннолетних.
2. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого приоритетно участие именно психолога, а не педагога. Если несовершеннолетний совершил преступление, то можно полагать о психическом отклонении в развитии, и поэтому участие педагога здесь неуместно. Участие же педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого можно применять только как исключение в случае невозможности обеспечения участия психолога.
3. Предоставить право защитнику несовершеннолетнего обвиняемого присутствовать при допросе свидетелей, дающих показания против его подзащитного. Участие защитника в допросе свидетеля обвинения укрепит доказательственное значение протокола допроса.
4. Применение тактических приемов допроса обвиняемого несовершеннолетнего и установление психологического контакта следователя с допрашиваемым, во многом зависит от взаимоотношений следователя и защитника обвиняемого, и конфликтных ситуаций, возникающих между ними. Участие в допросе защитника следует рассматривать как фактор, требующий значительного совершенствования тактического арсенала следователя
5. Повышение эффективности допроса несовершеннолетнего обвиняемого зависит от систематизации подготовительных мероприятий, проводимых следователем в период подготовки к допросу.
6. Выбор тактических приемов, применяемых при производстве допроса несовершеннолетнего обвиняемого, существенно зависит от особенностей складывающейся ситуации. Следственная ситуация допроса оказывает влияние как на построение тактики допроса, так и на позицию обвиняемого.
Апробация результатов исследования. Выступления с докладами на семинарах «Научно-исследовательская работа», а также на научном кружке «Криминалистика».
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения и списка литературы.
Допрос — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Значение допроса как следственного действия: для следователя показания — источник доказательств, а содержащиеся в них фактические данные — доказательства; для подозреваемого и обвиняемого показания — средство защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения.
Представляется, что международные нормы и принципы давно уже перестали быть единственными регуляторами уголовно-процессуальных отношений. Программные положения некоторых МПА выступают стандартами правового регулирования и правоприменения в данной отрасли, поэтому оправданно включение этих стандартов в УПК РФ посредством изложения его ч. 3 ст. 1 в следующей редакции: "3. Общепризнанные принципы, нормы и стандарты международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора".
Допрос несовершеннолетних подозреваемых обладает отдельными особенностями, связанными с возрастом, общественно-демографической, нравственно-психологической спецификой допрашиваемых.
Процессуальный механизм допроса несовершеннолетних как правило не отличается от процедуры допроса взрослых, помимо того, что очевидцы и пострадавшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от предоставления показаний и за предоставление изначально недостоверных показаний. При пояснении процессуальных прав несовершеннолетнему очевидцу и пострадавшему следователь отмечает им необходимость говорить правду
К особенностям, устанавливающих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем информации и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению действительно воспринятого и воображаемого; эмоциональность мнений и действий.
Кажется рациональным дополнить диспозицию ст. 280 УПК РФ нормой, в соответствии с которой аудио- и видеозаписи показаний несовершеннолетнего, приобретённые в процессе предварительного следствия, обязаны изучаться в качестве независимого процессуального доказательства в суде. Необходимую поправку в уголовно-процессуальный закон стоит изложить в такой редакции:
"В целях защиты законных интересов потерпевшего и свидетеля, не достигших восемнадцати лет, по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос может быть проведен в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, о чем суд выносит соответствующее постановление или определение. В данном случае в качестве доказательств могут служить аудио- и видеозаписи показаний этого потерпевшего или свидетеля, полученные на предварительном следствии".
Обобщенные итоги существующих за рубежом работ состоят в следующем: опровергнуты ранее верховенствующие представления о том, что дети легко поддаются внушению, фантазируют при предоставлении показаний; определено, что способность очевидца воспринимать, запоминать и воспроизводить сведения и его добросовестность устанавливаются не возрастом, а персональной спецификой определённой личности; сделан вывод, что корректность показаний детей, как и взрослых, устанавливается прежде всего личностными параметрами свидетеля, его индивидуальными особенностями, заинтересованностью в результате дела, а не возрастом.
Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания. На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего: Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
Воспользоваться помощью защитника. Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием. Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора. Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.
При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.
Осуществлению допроса несовершеннолетнего, особенно, пострадавшего, обязана предшествовать детальная подготовка. При этом изучение следственного опыта, в том числе осуществлённый опрос работников следственных структур Следственного комитета Российской Федерации свидетельствует, что, чаще всего, следователь ущемлён во времени его подготовки.
Осуществляя подготовку к допросу несовершеннолетнего, следователю требуется принимать во внимание следующие факторы, оказывающие воздействие на его эффективность: во-первых, безотлагательность настоящего следственного мероприятия; во-вторых, физическое и психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего.
Разделение подследственности преступлений несовершеннолетних на три вида структур расследования, по нашему мнению, не полностью оправданно. Предлагается по данным преступлениям предварительное расследование проводить в форме предварительного следствия.
Предлагается расширить список лиц, которые могут быть объявлены официальными представителями несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, пострадавшего, и внести в него иных родственников несовершеннолетнего.
Следует внести в понятие "законные представители" других лиц, практически осуществляющих воспитание несовершеннолетнего. Это позволит следователю, дознавателю и суду решать проблемы допуска официального представителя к участию в уголовном деле о преступлении, осуществлённом несовершеннолетним, принимая во внимание суть и назначение исследуемого института, а не преследуя цель формального придерживания "процессуальной чистоты" уголовного дела или вынесения решения.
Представляется, что международные нормы и принципы давно уже перестали быть единственными регуляторами уголовно-процессуальных отношений. Программные положения некоторых МПА выступают стандартами правового регулирования и правоприменения в данной отрасли, поэтому оправданно включение этих стандартов в УПК РФ посредством изложения его ч. 3 ст. 1 в следующей редакции: "3. Общепризнанные принципы, нормы и стандарты международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора".
Допрос несовершеннолетних подозреваемых обладает отдельными особенностями, связанными с возрастом, общественно-демографической, нравственно-психологической спецификой допрашиваемых.
Процессуальный механизм допроса несовершеннолетних как правило не отличается от процедуры допроса взрослых, помимо того, что очевидцы и пострадавшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от предоставления показаний и за предоставление изначально недостоверных показаний. При пояснении процессуальных прав несовершеннолетнему очевидцу и пострадавшему следователь отмечает им необходимость говорить правду
К особенностям, устанавливающих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем информации и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению действительно воспринятого и воображаемого; эмоциональность мнений и действий.
Кажется рациональным дополнить диспозицию ст. 280 УПК РФ нормой, в соответствии с которой аудио- и видеозаписи показаний несовершеннолетнего, приобретённые в процессе предварительного следствия, обязаны изучаться в качестве независимого процессуального доказательства в суде. Необходимую поправку в уголовно-процессуальный закон стоит изложить в такой редакции:
"В целях защиты законных интересов потерпевшего и свидетеля, не достигших восемнадцати лет, по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос может быть проведен в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, о чем суд выносит соответствующее постановление или определение. В данном случае в качестве доказательств могут служить аудио- и видеозаписи показаний этого потерпевшего или свидетеля, полученные на предварительном следствии".
Обобщенные итоги существующих за рубежом работ состоят в следующем: опровергнуты ранее верховенствующие представления о том, что дети легко поддаются внушению, фантазируют при предоставлении показаний; определено, что способность очевидца воспринимать, запоминать и воспроизводить сведения и его добросовестность устанавливаются не возрастом, а персональной спецификой определённой личности; сделан вывод, что корректность показаний детей, как и взрослых, устанавливается прежде всего личностными параметрами свидетеля, его индивидуальными особенностями, заинтересованностью в результате дела, а не возрастом.
Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания. На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего: Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
Воспользоваться помощью защитника. Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием. Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора. Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.
При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.
Осуществлению допроса несовершеннолетнего, особенно, пострадавшего, обязана предшествовать детальная подготовка. При этом изучение следственного опыта, в том числе осуществлённый опрос работников следственных структур Следственного комитета Российской Федерации свидетельствует, что, чаще всего, следователь ущемлён во времени его подготовки.
Осуществляя подготовку к допросу несовершеннолетнего, следователю требуется принимать во внимание следующие факторы, оказывающие воздействие на его эффективность: во-первых, безотлагательность настоящего следственного мероприятия; во-вторых, физическое и психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего.
Разделение подследственности преступлений несовершеннолетних на три вида структур расследования, по нашему мнению, не полностью оправданно. Предлагается по данным преступлениям предварительное расследование проводить в форме предварительного следствия.
Предлагается расширить список лиц, которые могут быть объявлены официальными представителями несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, пострадавшего, и внести в него иных родственников несовершеннолетнего.
Следует внести в понятие "законные представители" других лиц, практически осуществляющих воспитание несовершеннолетнего. Это позволит следователю, дознавателю и суду решать проблемы допуска официального представителя к участию в уголовном деле о преступлении, осуществлённом несовершеннолетним, принимая во внимание суть и назначение исследуемого института, а не преследуя цель формального придерживания "процессуальной чистоты" уголовного дела или вынесения решения.
Подобные работы
- Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Тактика проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Тактико-криминалистические особенности проведения допроса несовершеннолетнего
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Психологические и тактические основы допроса несовершеннолетнего обвиняемого
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



