ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 6
1.1. Таможенные платежи: понятие и классификация 6
1.2. Правое регулирование таможенных платежей 15
1.3. Принципы правого регулирования таможенных платежей 29
ГЛАВА 2. ПОШЛИНЫ 46
2.1. Таможенная пошлина: понятие и правовая природа 46
2.2. Импортные пошлины 57
2.3. Экспортные пошлины 65
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ 81
3.1. Налог на добавленную стоимость по товарам ввезенным в Российскую Федерацию
81
3.2. Акцизы 90
3.3. Сборы за таможенное оформление товаров 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108
ТитЛист.doc
Рец.doc
ОтзывДипАзат.doc
В условиях экономического кризиса 90-х гг. прошлого столетия при формировании бюджетных доходов государство было вынуждено обратить особое внимание на сферы деятельности, в наименьшей степени затронутые кризисом и контроль за уплатой налогов и сборов в которых можно было организовать и проводить в экономических и правовых условиях, адекватных сложившейся ситуации. Одной из таких сфер стала внешняя торговля товарами.
Несмотря на то что налоги и сборы, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу (таможенные платежи), обеспечивают до трети доходов федерального бюджета России, проблемы исполнения обязанностей по их уплате часто оказываются вне рамок совершенствования налоговой системы нашей страны.
Результатом этого стало формирование особой системы регулирования таможенных платежей, существенно отличающейся от законодательства о налогах и сборах.
Актуальность темы – изучение вопросов взимания таможенных платежей с учетом произошедших изменений в таможенном законодательстве.
Основной целью данной работы является изучение классификации и порядка взимания таможенных платежей.
Согласно ст. 318 Таможенного кодекса РФ под таможенными платежами понимаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами и непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уплата которых является обязательным условием применения таможенных режимов или специальных таможенных процедур.
К таможенным платежам относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- таможенные сборы.
Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:
1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы Российской Федерации;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ
При этом необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть отдельные виды таможенных платежей с учетом норм действующего законодательства;
2) рассмотреть основные проблемы возникающие при расчетах таможенных платежей;
3) изучить нормативный материал и разъяснения различных авторов по вопросам взимания таможенных платежей.
На базе проведенного исследования вносятся предложения по совершенствованию таможенного законодательства.
Новизна настоящей работы определяется прежде всего тем, что это в этой работе комплексно с различных подходов рассмотрены проблемы возникающие при расчетах и взимании таможенных платежей.
Методологическую базу исследования составляют общие и частные методы исследования, в том числе: сравнительно-правовой, системный, статистический, социологический. Исследование основывается на действующем федеральном законодательстве, и иных нормативно-правовых актах, правоприменительной практики.
При подготовке работы были сделаны исследования работ правоведов прошлых лет, таких как Лебедев В.А., Вацуро Г.А., Лодыженский К.И. и др.
Основой для выполнения настоящего исследования послужили работы таких авторов, как Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А., Козырин А.Н., Сухарчук И.Л. и др.
Работа состоит из трех глав. В первой главе дана общая характеристика таможенных платежей, рассмотрена их классификация, а также принципы правового регулирования таможенных платежей. Во второй главе работы с учетом анализа работ различных авторов, в том числе прошлых лет, дано понятие пошлины, а также рассмотрены порядок исчисления импортной и экспортной пошлины, приведены статистика и прогноз взимания пошлины на 2008 – 2009 годы. В третьей главе работы были рассмотрены порядок расчета и взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление товаров. Также были приведены примеры расчетов указанных таможенных платежей.
Необходимо отметить, что, к сожалению действующее законодательство не решает большинства проблем в сфере таможенных платежей. Среди этих проблем особого внимания заслуживают следующие.
Разграничение налогового и таможенного законодательства при регулировании вопросов уплаты таможенных платежей. Хотя значительная часть таможенных платежей обладает признаками налогов или сборов, тем не менее в соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ к отношениям, связанным с таможенными платежами, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. В то же время согласно ст. 3 Таможенного кодекса РФ при регулировании отношений по уплате таможенных платежей таможенное законодательство должно применяться в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах. Однако после вступления в силу Таможенного кодекса РФ из Налогового кодекса было исключено большинство норм, распространяющих его действие на таможенные платежи.
Подобные решения означают, что налогоплательщики, перемещающие через границу товары, при уплате таможенных платежей вынуждены руководствоваться положениями ТК РФ, многие из которых носят рамочный характер и часто применяются в зависимости от их понимания таможенными органами.
Из недостаточно четкого разделения сфер налогового и таможенного законодательства вытекает и такая важная для налогоплательщиков - участников ВЭД проблема, как полномочия органов исполнительной власти по изданию подзаконных актов, разъяснению вопросов уплаты таможенных платежей, обжалования действий таможенных органов.
В отличие от положений НК РФ, не допускающих издание администрирующими ведомствами нормативно-правовых актов по налогообложению, в ст. 5 и 6 Таможенного кодекса РФ за таможенной службой сохранена возможность издания правовых актов (в том числе и по таможенным платежам). Иными словами, служба выпускала и продолжает выпускать не только индивидуальные документы, но и акты, распространяющие свое действие на неопределенный круг лиц. В июле 2006 г. эти фактически всегда существовавшие полномочия были закреплены в новом Положении о Федеральной таможенной службе .
Проблема реализации положений документов, официально не являющихся нормативными актами для таможенной службы, как правило, решается через действия соответствующих служащих, которые участвуют в процедурах по таможенному оформлению и контролю. Анализ "ненормативных" актов таможенной службы позволяет сделать вывод, что в сфере таможенных платежей служба выходит за рамки своих полномочий, часто пытаясь выполнять функции не только уполномоченных министерств, но и законодателя.
Ни в НК РФ, ни в ТК РФ четко не определены полномочия Минфина России по разъяснению вопросов уплаты таможенных платежей, а также необходимость для таможенной службы руководствоваться этими разъяснениями. Это зачастую лишает налогоплательщиков - участников ВЭД возможности получать разъяснения, которыми они могли бы пользоваться при проведении таможенного оформления и контроля и которые были бы обязательны для таможенных органов.
Изменение правового статуса таможенных пошлин и сборов. С 1 января 2005 г. вступили в силу положения Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, а также изменения бюджетного законодательства, согласно которым таможенная пошлина и таможенные сборы потеряли статус налогов и сборов и стали квалифицироваться в качестве неналоговых доходов бюджета. Однако при этом указанные платежи не были лишены признаков налогов и сборов: они уплачиваются в рамках государственно-властных отношений, уплата носит обязательный характер, платежи обладают большинством элементов налогообложения. Это ведет к нарушению принципа единства налоговой системы страны - фактически государство признало, что установленные в ст. 13-15 НК РФ перечни налогов и сборов не являются исчерпывающими. Формально сохраненный принцип, в соответствии с которым ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать платежи, обладающие признаками налогов или сборов, но не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом, носит теперь преимущественно декларативный характер. Кроме того, непонятно, каким образом введение не обладающих статусом, но имеющих признаки налогов и сборов таможенных пошлин и сборов соотносится со ст. 57 Конституции РФ, которая не предусматривает возможность введения государством каких-либо обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами. Для налогоплательщиков установление неопределенного правового статуса таможенных пошлин и сборов означает принципиальную невозможность применять при их уплате нормы части первой НК РФ.
Неопределенный состав плательщиков. Принципы определения цен товаров для целей обложения таможенными платежами. Поскольку в ст. 20, 40 НК РФ нет ссылки на то, что нормы указанных статей распространяются на таможенные платежи, участники ВЭД при определении таможенной стоимости товаров вынуждены руководствоваться положениями таможенного законодательства, которым установлены особые подходы к взаимозависимости и ценообразованию. Так, после внесения Федеральным законом от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ значительных изменений в Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I "О таможенном тарифе" было установлено, что в целях определения таможенной стоимости взаимосвязанными (фактически синоним взаимозависимых) лицами могут быть, например, признаны многие деловые партнеры. Это ведет к тому, что российские участники ВЭД, признанные взаимосвязанными с зарубежными поставщиками, сталкиваются с серьезными проблемами при попытке определить таможенную стоимость по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Таможенные же органы в этом случае нередко настаивают на использовании так называемого резервного метода определения таможенной стоимости, который часто основан на справочной информации, имеющей мало общего с реальными ценами конкретных сделок.
Льготы по уплате таможенных платежей. Хорошо известно, что налоговые льготы предоставляются законодательством, а не налоговыми органами, функцией которых, в частности, является контроль за правильностью применения льгот. Формально этот подход распространяется и на налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Однако из-за неоднозначных норм Таможенного кодекса РФ участники ВЭД сталкиваются с ситуацией, при которой в законодательстве установлена лишь возможность получения льготы, а фактически они предоставляются таможенными органами. Так, пользуясь институтом так называемого условного выпуска (ст. 151 ТК РФ), таможенные органы считают, что товары, ввезенные с Россию с предоставлением льгот, являются условно выпущенными, и продолжают их администрирование, в том числе в части целевого использования. В правоприменении это ведет, например, к такой ситуации.
В пункте 7 ст. 150 НК РФ установлено освобождение от НДС технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, ввозимых в Россию в качестве вклада в уставные капиталы организаций. Определение технологического оборудования законодательство не содержит. Отсутствует в НК РФ и указание на то, что Правительство РФ должно установить перечень видов такого оборудования. Иными словами, учитывая, что все неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика, декларант имеет право по любому оборудованию, которое ввозится в качестве вклада в уставный капитал и будет отражено в составе основных средств получающей организации, воспользоваться освобождением.
Однако у таможенных органов существует свое представление о данной льготе. В Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (утверждена приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131), ведомство самовольно установило не предусмотренный законодательством перечень видов технологического оборудования, при ввозе которого может быть предоставлена льгота. В этой же Инструкции сказано, что товары, которые не вошли в перечень, но могут быть использованы как технологическое оборудование, тоже освобождаются от уплаты НДС, но только если служба примет соответствующее решение и доведет его до сведения региональных таможен. Знакомство же с перечнем, предложенным ГТК России, свидетельствует о том, что в него включены далеко не все товары, которые могли бы рассматриваться в качестве технологического оборудования.
Кроме того, таможенной службой выпущен ряд разъяснений, фактически сводящих на нет законодательно установленную льготу и возлагающих на участников ВЭД требования, не предусмотренные законодательством.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы. По мнению автора, необходимо, не нарушая принципа единства системы налогов и сборов, отказаться от идеи регулирования различных видов фискальных платежей в разных отраслях законодательства.
Большинство вопросов, связанных с налогообложением, должно регулироваться законодательством о налогах и сборах и с соблюдением его принципов независимо от того, какое ведомство обеспечивает контроль за их уплатой.
Следует признать, что сегодня предмет правового регулирования таможенного законодательства в сфере уплаты таможенных платежей неоправданно расширен. Хотя при формировании налоговой системы необходимо учитывать особенности таможенного налогообложения, в то же время принимаемые решения не должны противоречить как теоретическим основам налогообложения, так и принципам, заложенным в Конституции РФ в области налогов и сборов, и основным началам налогового законодательства.
Первым шагом в совершенствовании государственной политики в области таможенных платежей могло бы стать более четкое разграничение предметов ведения и уточнение терминов налогового и таможенного законодательства. Например, в Таможенном кодексе РФ отсутствует понятие "таможенные платежи", указаны только их виды. А отсутствие законодательного определения этих платежей в значительной степени создает основу для подтверждения их особого статуса.
В законодательные акты необходимо внести ряд уточнений, направленных на то, чтобы именно из законодательства, а не из мнений таможенных органов участникам ВЭД стало понятно, какие налоги и сборы они должны уплачивать, каковы правила получения обязательных для таможенной службы разъяснений Минфина России, кто является налогоплательщиком, являются ли поставщик и покупатель взаимозависимыми (взаимосвязанными) лицами, какие требования установлены законодательством для применения льгот и т.д.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Конвенция о создании Совета Таможенного Сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 18 сентября 1991 г. - № 38. - ст. 1096
3. Таможенная Конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 6 декабря 1961 г. // Закон. - 2000. - № 6
4. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.) // Закон. - 2000. - № 6
5. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978 г. - вып. XXXII. - С. 549-562
6. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.)// Всемирная торговая организация: документы и комментарии (многосторонние торговые соглашения)/Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2001
7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. на 06.12.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. - № 25. - ст. 2954
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. на 06.12.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. - № 1 (часть I). - ст. 1
9. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. - № 31. - ст. 3824
10. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. - № 32 - ст. 3340
11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. на 06.12.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. - № 22. - ст. 2066
12. Закон РФ 21 мая 1993 г. № 5003-I "О таможенном тарифе" (с изм. на 03.12.2007 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 г. - № 23. - ст. 821
13. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изм. на 02.11.2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 29 июля 1993 г. - № 20. - ст. 718
14. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (с изм. на 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г. - № 51. - ст. 5681
15. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. на 24.07.2007 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. - № 2. - ст. 219
16. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с изм. от 18.12.2006г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г. - № 26. - ст. 3006
17. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г. - № 16. - ст. 1798
18. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изм. на 02.02.2006г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. - № 50. - ст. 4850
19. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (с изм. на 30.12.2006г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. - № 50. - ст. 4851
20. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. на 30.12.2006 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. - № 50. - ст. 4859
21. Федеральный закон от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. - № 46 (часть I). - ст. 4494
22. Постановление Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 "Вопросы таможенно-тарифной политики" (с изм.на 08.08.2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 октября 1997 г. - № 43. - ст. 4998
23. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (с изм. на 23.12.2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2001 г. - № 50. - ст. 4735
24. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (с изм. на 28.07.2007г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 января 2005 г. - № 3. - ст. 196
25. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (с изм. на 25.12.2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. - № 1 (часть II). - ст. 108
26. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 "О Федеральной таможенной службе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2006 г. - № 32. - ст. 3569
27. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" (с изм.на 20.10.2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. - № 34. - ст. 3688
28. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (с изм. на 05.02.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. - № 50. - ст. 5341
29. Приказ Минздрава РФ от 10 ноября 2002 г. № 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" // Российская газета. - 31 декабря 2002 г. - № 245
30. Приказ ГТК РФ от 25 декабря 2003 г. № 1539 "О предоставлении тарифных преференций" (с изм. от 05.09.2007 г.) // Таможенный вестник. - 2004 г.. - № 4
31. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 октября 2006 г. № 735 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 18 декабря 2006 г. - № 51
32. Распоряжение ГТК РФ от 27 ноября 200З г. № 647-р "Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам" (с из. От 28.07.2004 г.) // ИС Консультант
33. Письмо ГТК РФ от 4 июня 2003 г. № 01-06/22880 "О взимании НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации" // Таможенные ведомости. - 2003 г.. - № 8
34. Акцизы / под общ. Ред. В.И. Мещерякова – М.: Бератор Пресс, 2008. - С. 47
35. Вацуро Г.А. Лекции по науке публичных финансов. - Казань, 2007. - С. 285.
36. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М., 2006. - С. 31.
37. Котляровский С.А. Финансовое право СССР. - Л., 1926.- С. 84.
38. Козырин А.Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. - М., 1994. С. 69-70
39. Козырин А.Н. . Таможенная пошлина. М., 2002. - С. 4-6.
40. Лебедев В.А. Финансовое право. / по изд. Т. II. Спб., 1883-1885.- СПб.: Алетейя, 2008 - С. 504-745.
41. Лодыженский К.И. История русского таможенного тарифа. / по изд. Спб., 1886. – СПб.: Алетейя, 2007. - С. 1.
42. Лермонтов Ю. Об основных характеристиках доходных источников федерального бюджета на 2008-2010 гг. // Бюджет. - № 10. - 2007. – С. 3
43. Политическая экономия: Экономическая энциклопедия. Т. 3. - М., 1979. - С. 310.
44. Рассолова О.Е. Проблемы исчисления НДС при таможенном оформлении товаров // Налоговая политика и практика. - № 12. - 2007. – С. 12
45. Сухарчук И.Л. Правовое регулирование налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации: Автореф/дис.... канд. юрид. наук. - Саратов, 2003. - С. 11-12.
46. Самойлов А. Определяем таможенную стоимость // Практическая бухгалтерия. - № 1. - 2007. – С. 8
47. Свинухов В.Г. Правовые основы уплаты таможенных платежей// Законодательство и экономика. - 2006. - № 3. - С. 21
48. Таможенное право: учебник для вузов /под общ. ред. Андриашина Х.А. – М.: Юстицинформ, 2006. - С.121
49. Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А. . Правовое регулирование таможенных платежей. – М.: Новая Правовая культура, 2003 г. - С. 98
50. Таможенные пошлины /под общ.ред. В.И. Мещерякова – М.: Бератор-Пресс, 2007. - С. 286
51. Финансово-кредитный словарь. Т. III. М., 1988. - С. 227.
52. Финансы: Учебник/Под ред. проф. В.М.Родионовой. - М., 2005. - С. 242-243.
53. Финансовое право: Учебник/Под ред. Н.И.Химичевой. Изд. 2-е. М., 1999. - С. 389-394