ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы качества предприятия 6
1.1 Понятие системы качества предприятия 6
1.2 Требования к обеспечению качества согласно ИСО 9001:2015 13
Глава 2. Анализ соответствия системы качества предприятия требованиям ИСО 9001:2015 24
2.1 Общая характеристика предприятия 24
2.2 Оценка соответствия системы качества предприятия требованиям ИСО 9001:2015 26
Глава 3. Рекомендации по обеспечению на предприятии системы качества согласно требованиям ИСО 9001:2015 37
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы качества на предприятии 37
3.2 Оценка эффективности разработанных рекомендаций 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров цена, а затем качество, то теперь качество стало главным фактором завоевания международных рынков. Повышение конкурентоспособности предприятий Российской Федерации и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9000.
СМК – это определённый способ организации дела на предприятии, гарантирующий поставку потребителю продукции необходимого качества. Для потребителя СМК предприятия является гарантией качества продукции. Для руководителей предприятия СМК – это их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены и это даёт повышение конкурентоспособности на современном рынке.
Новая версия международного стандарта ISO 9001-2015 вступила в действие в сентябре 2015 года. На территории Российской Федерации с 1 ноября 2015 на основе международного стандарта ISO 9001-2015, принят национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015.В связи с этим вопрос перехода на новый стандарт является важным для многих предприятий.
Учитывая, что с 2018 года сертификация СМК уже проводилась по новой версии стандарта, предприятия и организации, имеющие действующие сертификаты должны были провести анализ своей СМК и привести документы системы в соответствие требованиям новой версии стандарта. СМК предприятия ООО «КСЕ», разработана и функционирует в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001-2015. Однако имеется ряд проблем, которые еще предстоит решить. Данные аспекты определили актуальность выбранной темы исследования. Данная производственная задача послужила основой для определения объекта, предмета и постановки цели дипломной работы.
Вопросам методологии и методики изучения управления качеством посвящены работы отечественных авторов А. В. Гличева, Ю. П. Адлера, В. А. Лапидуса, В. В. Окрепилова, В. П. Склянникова, В.И. Дробот, А.Макаренко, Д.Масленникова, Т.Б. Цыгановой, В.Ясеновец и др. Исследование имеющегося опыта и применение его в практической деятельности нынешних предприятий представит возможности улучшить качество выпускаемой продукции и повысить эффективность функционирования предприятий в целом.
Сейчас также накоплен достаточно большой зарубежный опыт в области исследования управления качеством. Он представлен трудами видных ученых -Дж. Джурана, У. Э. Деминга, К. Исикавы, А. Фейгенбаума, Ф. Кросби., Т. Конти и многих других. В них отражены полученные знания в сфере менеджмента качества.
Объект – предприятие ООО «КСЕ».
Предмет – документация СМК ООО «КСЕ».
Целью данной дипломной работы является внесение изменений в состав и содержание документов СМК ООО «КСЕ» в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты системы качества предприятия;
2. Провести анализ соответствия системы качества предприятия требованиям ИСО 9001:2015;
3. Разработать рекомендации по обеспечению на предприятии системы качества согласно требованиям ИСО 9001:2015.
Теоретической и методической основой исследования являются работы российских и зарубежных специалистов в области управления качеством, а также организации деятельности в предприятиях лесной отрасли, законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие их деятельность в современных условиях, данные Росстата, а также материалы, полученные непосредственно ООО «КСЕ.
В процессе выполнения исследования были использованы такие общенаучные методы как системный подход, анализ и синтез, методы финансово-экономического и сравнительного анализа, методы моделирования и др.
По своей структуре работа состоит из введения, трех разделов основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы. Управление качеством на предприятии включает в себя планирование, обеспечение и непосредственно контроль качества. Система управления качеством продукции кроме органов управления имеет в составе объекты, над которыми организуется управление, а также приемы, методы и инструменты, с помощью которых производится управление и поддержание должного уровня качества. В условиях рыночной экономики современности потребителю недостаточно будет отзывов производителя о соответствии товара стандартизированным требованиям. Залогом гаранта должного качества для покупателя может выступать признание ее соответствия с позиции независимой стороны.
Система менеджмента качества - часть системы менеджмента, нацеленная на качество, созданная для разработки политики и целей, а также процессов для достижения этих целей. Стандарт ISO 9001, первая версия которого была выпущена в 1987 г., посвящен проблемам создания системы менеджмента качества (СМК) на этом базовом принципе. Документ впоследствии пересматривался и актуализировался в 1994, 2000, 2008 и 2015 гг., но векторные положения его остались неизменны.
Задача, стоящая перед СМК, — не контролировать каждую операцию или единицу продукции, а создать условия, сводящие к минимуму ошибки в работе. Этот так называемый процессный подход был окончательно внедрен лишь в версии стандарта 2008 г. и дальнейшее развитие получил в ISO 9001:2015. В новом документе роль базовой характеристики деятельности компании — результативности — существенно повышена.
В нормативе ISO 9001:2015 нет никаких прямых требований о том, что на предприятии должен быть менеджер по качеству. Однако задачи, перечисленные выше, обязательны по ISO 9001. А их реализация очень хорошо накладывается на традиционные обязанности менеджеров по качеству в организациях. Если на предприятии все же имеется отдельный специалист по качеству – это не значит, что на него ложатся вообще все задачи. Эффективная СМК нуждается в поддержке всех членов высшего руководства предприятия. Наличие менеджера по качеству не заменяет участия топ-менеджмента в решении проблем системы качества.
ООО «КСЭ» начало свою деятельность на рынке курьерских услуг в 1997 году. В настоящее время ООО «КСЭ» - надежный партнер для тысяч компаний, сделавших свой выбор в пользу надежных и современных услуг по доставке грузов и корреспонденции по России, ближнему и дальнему зарубежью.
Одна из ключевых целей ООО «КСЭ» – повышение качества предоставляемых услуг. В 2017 году компания получила сертификат качества по стандарту ISO 9001:2015. В марте 2018 года компания успешно прошла надзорный аудит Системы Менеджмента Качества и подтвердила свой сертификат.
Проведенный анализ показал, что в ООО «КСЕ», несмотря на то, что СМК на предприятии функционирует и соответствует части требований стандарта ИСО 9001-2015, требования всех разделов можно считать выполненными примерно на половину. Особенно страдает процесс планирования. Ввиду этого в рамках данной работы дадим рекомендации по совершенствованию планирования деятельности предприятия.
В результате проведенного можно сделать вывод, что на предприятии существуют следующие определённые проблемы, которые привели к ухудшению финансового положения ООО «КСЕ». Проведенное исследование системы управления денежными потоками в ООО «КСЕ» позволило установить основные направления совершенствования формирования учетно-аналитического обеспечения, необходимого для эффективной организации системы расчетов на предприятии. В работе разработаны требования к учетно-аналитическому обеспечению их достижения при условии создания системы учета денежных потоков, предполагающей их выделение в самостоятельный объект бухгалтерского учета.
Особенностью организации эффективного управления денежными потоками является необходимость обеспечения данной работы методическими документами, которые позволят обеспечить организацию эффективного бухгалтерского учета денежных потоков в целом по ООО «КСЕ», его филиалам, в целях формирования ежедневной, достоверной, достаточной информации о денежных потоках в контексте необходимом для принятия управленческих решений.
В эффективной системе управления денежными потоками должна формироваться информация не только о притоках и оттоках денежных средств, но и о доходах и расходах обособленных структурных подразделений, встречных денежных потоках внутри ООО «КСЕ», остатках денежных средств на банковских счетах филиалов, предназначенных для транзита денежных средств, соблюдении установленных кассовых лимитов обособленных структурных подразделений. Не менее важной является и проблема формирования внутренней управленческой отчетности о денежных потоках ООО «КСЕ», в целях их оперативного, достоверного и аналитичного учета и контроля. С целью организации такого учета и контроля движения денежных средств, нами был разработан и внедрен в деятельность ООО «КСЕ» комплект Интернет-сводок о движении денежных средств. Несомненным достоинством предложенных Интернет-сводок является возможность формирования их не только за месяц, но за любой выбранный период - 5 дней, неделя, 10 дней и т.п. Использование возможности web-приложений позволяет достичь высокой степени оперативности контроля за движением денежных средств.
Разработанная методика оперативного управления и контроля за движением денежных средств в рамках ООО «КСЕ» в целом, а также в разрезе его подразделений значительно повысит эффективность управления денежными потоками и упростит порядок формирования отчетов и сводок подразделений для представления в ООО «КСЕ».
Для оценки эффективности реализации предложений по развитию системы учета и формированию учетно-аналитического обеспечения управления денежными потоками ООО «КСЕ» было проведено анкетирование сотрудников финансово-экономической службы.
Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать вывод, что практически все респонденты выразили одобрение проведенным изменениям в части организации действенного учетно-аналитического обеспечения, позволяющего повысить эффективность управления денежными потоками в ООО «КСЕ». В частности, высокую оценку получили порядок организации оперативного учета и контроля денежных потоков, предусмотренный Регламентом, усовершенствованная форма бюджетов движения денежных средств и аналитическая таблица прогноза движения денежных потоков организации с обособлением транзитных денежных потоков и внутрихозяйственных денежных потоков, а также комплект внутрифирменной отчетности о денежных потоках (Интернет-сводки).
По результатам внедрения в деятельность ООО «КСЕ» разработанного комплекта Интернет-сводок движения денежных средств и контроля за остатками денежных средств в кассах и на счетах в банках можно сделать вывод о высокой эффективности данного предложения и наличии интереса со стороны руководства подразделений и ООО «КСЕ» к внедрению данного порядка. Все вышеизложенное подтверждает высокую практическую значимость результатов данного исследования. Таким образом, внедрение в практику ООО «КСЕ» разработанных рекомендаций по совершенствованию организации расчетов позволит достигнуть и повышения качества учета денежных потоков.
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. [Электронный ресурс]. Введ. 2015-28-10. - Техэксперт. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru
2. Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
3. Алексеев JI.A., Янушевская М.Н. Основы обеспечения качества: Учебное пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2012. — 172 с.
4. Арапова Л.А., Бравцев А.П. (сост.) Управление качеством. Практикум Управление качеством. Практикум / JI.A. Арапова, А.П. Бравцев, А.А. Романова, Т.А. Филатова. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. - 99с.
5. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
6. Барт Т.В. Управление качеством М.: МИЭМП, 2010. - 256 с.
7. Басовский, JI.E. Управление качеством: учебник / JI. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 211 с.
8. Белобрагин В.Я. Лучшая международная практика управления качеством: анализ The ISO Survey 2012 / В.Я. Белобрагин // Стандарты и качество. - 2014. - № 2. – с.12.
9. Белобрагин В.Я. Лучшая международная практика управления качеством: анализ The ISO Survey 2012 / В.Я. Белобрагин // Стандарты и качество. - 2014. - № 2.
10. Блэйк P.P., Мутон Д.С. Научные методы управления / P.P., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. — М.: Проспект, 2015.-320 с.
12. Волкова С.А. Государственные инструменты обеспечения роста качества жизни населения [Текст] / С.А. Волкова, Т.А. Волкова // Экономинфо. - 2015. - №23. - С.36.
13. Володина Н.Л. Система менеджмента качества как концепция управления изменениями [Текст] / Н.Л. Володина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3-1. - С. 108-110.
14. Володина Н.Л. Система менеджмента качества как концепция управления изменениями [Текст] / Н.Л. Володина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3-1. - С. 108-110.
15. Всеобщее управление качеством: учебник/ В.Н. Азаров [и др.].— Электрон. текстовые данные. — М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.
16. Галеев, В. И. Разработка национального межотраслевого стандарта с дополнительными требованиями к системам менеджмента качества / В. И. Галеев, М. В. Екатеринин // Стандарты и качество. - 2011. - № 9. - 13 с.
17. Герасимов Б. Н. Управление качеством : учеб. пособие / Б. Н. Герасимов, Ю. В. Чуриков. – М.: ИНФРА-М, 2012. – с.45.
18. Герасимов Б. Н. Управление качеством : учеб. пособие / Б. Н. Герасимов, Ю. В. Чуриков. – М.: ИНФРА-М, 2012.
19. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. - Минск: Современная школа, 2014. - 635 с.
20. Деева В.А. Управление качеством: учебное пособие/ Деева В.А., Кобиашвили Н.А., Кобулов Б.А.— М.: Юриспруденция, 2012.
21. Дыкман Е.С. Возникновение и развитие системы управления качеством// В сборнике: МОЛОЖЕЖЬ И НАУКА: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Сборник трудов III Всероссийской научной практической конференции с международным участием, 2016. С. 152-156.
22. Екатеринин, М. В. Вопросы применения требований стандартов на си-стемы менеджмента качества для разных отраслей экономики / М. В. Екатеринин // Сертификация. - 2012. - № 2. - 19 с.
23. Екатеринин, М. В. О ходе разработки новой версии международного стандарта ИСО 9001:2015 и методах совершенствования систем менеджмента качества / М. В. Екатеринин // Вестник качества. - 2014. - № 2. - 21 с.
24. Елиферов В.Г., Репин В.В. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес- процессов. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013, 544 с.
25. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством. М.: КНОРУС, 2007.
26. ИСО/ТУ 31004:2013. Менеджмент рисков. Руководство по применению ИСО 31000. - М. : Изд-во стандартов, 2010. - 14 с.
27. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. СПб.: Питер, 2008.
28. Комбс, О. Мудрый стандарт ИСО 9001:2015 / О. Комбс // Управление качеством. - 2014. - № 10. - 16 с.
29. Магомедов Ш.Ш. Управление качеством продукции: учебник/ Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. — М.: Дашков и К, 2013.
30. Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012 - 182 с.
31. Моисеев Н.А. Условия перехода от экстенсивной к интенсивной модели развития лесоуправления и лесного сектора России/ Н.А. Моисеев // Лесной вестник. — 2014. — № 3 (24). — С. 10-17.
32. Морковина С. С. Противоречия экономических интересов государства и субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих в лесном хозяйстве / С.С. Морковина, И.С. Зиновьева, Бао Шанянь // Лесотехнический журнал. — 2014. — № 3 (14). —С. 303-318.
33. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / С.Д. Ильенкова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
34. Чайка, И. И. Вглядываясь в будущее ISO 9001 / И. И. Чайка, В. И. Галеев, Е. К. Аванесов // Стандарты и качество. - 2012. - № 2. - 38 с.
35. Чайка, И. И. Стандарт ИСО 9001:2015. Что нас ожидает? / И. И. Чайка // Стандарты и качество. - 2014. - № 6. - 19 с.
36. Шаг вперед с ИСО 9001:2015. - Режим доступа: http://www.klubok.net/ article2722 .html
37. Щеголева Т.В. Логистический подход к организации сложного наукоемкого производства [Текст] / Т.В. Щеголева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.8. - №8. - С.77-78.
38. Щеголева Т.В. Логистический подход к организации сложного наукоемкого производства [Текст] / Т.В. Щеголева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.8. - №8. - С.77-80.