Введение 3
1. Понятие, сущность, задачи, основные принципы и условия взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений 6
1.1 Понятие, сущность и задачи взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений 6
1.2 Необходимость взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений. Основные принципы и условия взаимодействия 9
1.3 Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания 12
2 Процессуальные, организационные и психологические основы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 18
2.1 Процессуальные формы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 18
2.2 Организационные формы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 21
2.3 Психологические основы взаимодействия следователя с субъектами дознания 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Правоохранительные органы в Российской Федерации входят в систему государственных органов исполнительной власти. Их деятельность важна для общества, поскольку они выступают инструментом пресечения противоправной деятельности, обеспечивая порядок в стране.
Существующая в России система правоохранительных органов предполагает разделение функций. Существуют следователи, обеспечивающие соблюдение процессуальных норм при оформлении результатов расследования и определяющие порядок и способы его проведения. Кроме того, есть органы дознания, наделенные правом осуществления расследования уголовных дел в установленных законом случаях, а также правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Следователи и органы дознания обязаны взаимодействовать в процессе осуществления расследования уголовных дел. Основной проблемой подобного взаимодействия является отсутствие подчинения и несовершенство правового регулирования, поскольку и органы дознания, и следователи обладают процессуальной самостоятельностью. На практике это порой приводит к тому, что при осуществлении взаимодействия нежелание и неумение выстроить нормальные рабочие взаимоотношения негативно сказывается на качестве расследования и раскрытия уголовных дел. Данный вопрос нуждается в исследовании в целях совершенствования законодательства для построения эффективного взаимодействия.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности исследования вопросов взаимодействия следователя и органов дознания.
Объект исследования – правоотношения, возникающие в процессе взаимодействия следователя и органа дознания.
Предмет настоящей работы – законодательство России, регулирующее порядок, формы и способы взаимодействия следствия и дознания при расследовании уголовных дел.
Цель настоящего исследования – изучить формы и способы взаимодействия следствия и органов дознания в процессе расследования уголовного дела, выявить возникающие в процессе взаимодействия проблемы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие, сущность и задачи взаимодействия следствия и дознания в процессе расследования уголовного дела;
определить необходимость указанного взаимодействия, а также исследовать принципы и условия его осуществления;
выявить и проанализировать проблемы, возникающие в процессе взаимодействия следствия и дознания;
охарактеризовать существующие процессуальные формы данного взаимодействия;
проанализировать организационные формы взаимодействия дознания и следствия в рамках уголовного процесса на стадии досудебного производства;
исследовать психологические основы взаимодействия следствия с субъектами дознания.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в обобщении существующих воззрений относительно проблем, возникающих в процессе взаимодействия следователя и дознания.
Практическая значимость результатов проведенного в связи с написанием настоящей работы исследования заключается в возможности их дальнейшего использования для разработки проблемы в целях совершенствования действующего законодательства.
Материалы и методы исследования. При написании настоящей курсовой работы были использованы научная и учебная литература, посвященная изучению правоохранительных органов, публикации в периодической печати, а также законодательство Российской Федерации.
При проведении исследования были использованы следующие методы научного познания: сравнительно-правовой, формально-логический, метод системного анализа и обобщение.
Структура настоящей работы включает в себя настоящее введение, две главы, заключение и список использованных источников.
По завершении изложения результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, представляется необходимым обобщить полученные результаты и сделать итоговые выводы.
Изучение специальной литературы, мнений различных исследователей, а также нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что существующая на сегодняшний день структура и система правоохранительных дел, в обязанности которых входит расследование уголовных дел, построена таким образом, что взаимодействие следователя и дознавателя становится неизбежным.
Установление обстоятельств каждого совершенного преступления требует совершения множества процессуальных действия, сбора информации и проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом достаточно часто многие из них проводятся параллельно, то есть требуется привлечение как минимум нескольких сотрудников. Кроме того, существуют процессуальные сроки, в течение которых должны быть установлены все обстоятельства дела.
В итоге взаимодействие неизбежно. Строиться оно должно на основе соблюдения принципов законности, соблюдения прав и свобод, а также законных интересов человека, а также разумной согласованности.
При этом должны быть соблюдены требования уголовно-процессуального законодательства, поскольку в противном случае собранные доказательства нельзя будет использовать для доказывания.
Личные качества сотрудников правоохранительных органов играют немаловажную роль в части возможности и необходимости привлечения каждого из них к проведению разных мероприятий. Прямо на законодательном уровне данный вопрос не урегулирован. Этот аспект до настоящего времени носит прикладной характер, хотя исследований в данной области уже достаточно много. Доводы в пользу важности учета нравственных, психологических особенностей приводятся вполне разумные.
Стоит также отметить, что при проведении исследования были выявлены некоторые проблемы взаимодействия следователей и органов дознания, а также выдвинуты предположения о возможности их решения.
Во-первых, это проблемы правового регулирования взаимодействия. На законодательном уровне закреплены только основные положения, касающиеся процессуальных моментов и общих принципов. Детально порядок практически не разработан, за исключением порядка предоставления результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий. Не нашел своего разрешения вопрос о подчинении при осуществлении деятельности следственно-оперативной группы, поскольку Президент Российской Федерации в своем указе закрепил не согласующееся с иными нормами правило о самостоятельности каждого органа в процессе исполнения совместно принятого решения. Решение данной проблемы требует детальной проработки и внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Должны быть четко определены роли каждого, порядок урегулирования конфликтов в случае их возникновения, способы формирования групп для расследования уголовных дел.
Как отдельная проблема отмечена достаточно сложная процедура выдачи поручений органу дознания и предоставления отчета об их исполнении. К сожалению, разумного решения данной проблемы не найдено, так как оно потребует масштабного реформирования всей системы правоохранительных органов.
Проблема некачественного исполнения обязанностей оперативными сотрудниками должна быть рассмотрена не только в плане личностей, явно не желающих работать, но и в плане реформирования законодательства, где подлежит изменению порядок направления поручений. Следует закрепить необходимость более тщательного описания подлежащих выполнению действий.
1.1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
1.2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ : по сост. на 27.12.2018 // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
1.3. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ : по сост. на 02.08.2019 // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
1.4. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью : указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») : по сост. на 07.12.2016 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1958.
1.5. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) // Российская газета. – 2013. – № 282.
2. Научная литература
2.1. Арсентьев Д.В. Взаимодействие следователя и органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность / Д.В. Арсентьев, Т.В. Зеленская // Уголовно-процессуальные аспекты расследования наиболее социально-опасных преступлений. Сборник материалов межвузовской конференции. – 2016. – С. 25-28.
2.2. Багмет А.М. Процессуальное взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений / А.М. Багмет // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2017. – № 3 (17). – С. 31-35.
2.3. Душкин А.С. Психологическая структура деятельности следственно-оперативной группы / А.С. Душкин, Ю.М. Бойцов, А.М. Иванова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 4. – С. 223-228.
2.4. Иванов Д.А. Актуальные вопросы взаимодействия следователя, дознавателя с органами дознания в целях повышения эффективности деятельности по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением / Д.А. Иванов // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 2. – С. 115-119.
2.5. Киреева Е.В. Поручение следователя органу дознания как одна из форм взаимодействия органов следствия с органами дознания / Е.В. Киреева // Евразийский юридический журнал. – 2016. – № 4 (95). – С. 265-267.
2.6. Ковтун Ю.А. Психологические и организационные аспекты взаимодействия следователя с органом дознания при раскрытии преступления и расследовании уголовных дел / Ю.А. Ковтун, Р.М. Шевцов, Е.А. Новикова, Э.А. Винокуров, Н.А. Жукова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 2). – С. 99-103.
2.7. Кузнецов А.В. Взаимодействие следователей и сотрудников оперативно-разыскных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений на первоначальном этапе / А.В. Кузнецов // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 5. – С. 91-94.
2.8. Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко. – 2-е изд., испр. – М.: Статут. – 2017. – 1280 с.
2.9. Лебеденко Е.Э. Взаимодействие следователя и органа дознания / Е.Э. Лебеденко // Аллея науки. – Т. 1. – № 9 (25). – С. 225-228.
2.10. Мирзорин М.Л. Актуальные вопросы организации взаимодействия органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие / М.Л. Мирзорин // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2016. – № 2 (24). – С. 64-67.
2.11. Моисеев Н.А. Правовые основы и принципы взаимодействия следователя с органом дознания в ходе расследования уголовных дел / Н.А. Моисеев // Проблемы правоохранительной деятельности и образования. Сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов. – Белгород, 2016. – С. 22-27.
2.12. Петровская А.А. Следственно-оперативная группа как форма взаимодействия: проблемы правового регулирования / А.А. Петровская // Молодой учёный. – 2015. – № 13 (93). – С. 521-524.
2.13. Плеснева Л.П. Совместное планирование как форма взаимодействия следователя с органами дознания / Л.П. Плеснева // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. – 2014. – № 2 (6). – С. 125-132.
2.14. Плеснева Л.П. Формы взаимодействия следствия с органами дознания / Л.П. Плеснева // Сибирский юридический вестник. – 2015. – № 4 (71). – С. 119-125.
2.15. Плеснева Л.П. Взаимный обмен информацией как условие эффективности взаимодействия следователя с органами дознания / Л.П. Плеснева, С.В. Унжакова // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 259-263.
2.16. Седых Т.В. Проблема организации взаимодействия следователя с органами дознания / Т.В. Седых // Современные проблемы безопасности и правопорядка в России: правовые и управленческие аспекты сборник статей Научной школы «Функции права и проблемы их реализации в правовой системе России». – Москва, 2016. – С. 160-166.
2.17. Тарасов А.С. Взаимодействие следователя с органами дознания / А.С. Тарасов // Наука XXI века – взгляд в будущее. Сборник статей I международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 60-67.
2.18. Цуканова О.В. Особенности взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта / О.В. Цуканова // Российский следователь. – 2015. – № 19. – С. 8 - 11.
2.19. Якушева Ю.В. Организационные формы взаимодействия следователя с органами дознания / Ю.В. Якушева // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 176-178.