Введение 3
1. Понятие, сущность, задачи, основные принципы и условия взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений 6
1.1 Понятие, сущность и задачи взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений 6
1.2 Необходимость взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений. Основные принципы и условия взаимодействия 9
1.3 Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания 12
2 Процессуальные, организационные и психологические основы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 18
2.1 Процессуальные формы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 18
2.2 Организационные формы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 21
2.3 Психологические основы взаимодействия следователя с субъектами дознания 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании
|
Введение 3
1. Понятие, сущность, задачи, основные принципы и условия взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений 6
1.1 Понятие, сущность и задачи взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений 6
1.2 Необходимость взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений. Основные принципы и условия взаимодействия 9
1.3 Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания 12
2 Процессуальные, организационные и психологические основы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 18
2.1 Процессуальные формы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 18
2.2 Организационные формы взаимодействия следователей с органами дознания при расследовании преступлений 21
2.3 Психологические основы взаимодействия следователя с субъектами дознания 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Правоохранительные органы в Российской Федерации входят в систему государственных органов исполнительной власти. Их деятельность важна для общества, поскольку они выступают инструментом пресечения противоправной деятельности, обеспечивая порядок в стране.
Существующая в России система правоохранительных органов предполагает разделение функций. Существуют следователи, обеспечивающие соблюдение процессуальных норм при оформлении результатов расследования и определяющие порядок и способы его проведения. Кроме того, есть органы дознания, наделенные правом осуществления расследования уголовных дел в установленных законом случаях, а также правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Следователи и органы дознания обязаны взаимодействовать в процессе осуществления расследования уголовных дел. Основной проблемой подобного взаимодействия является отсутствие подчинения и несовершенство правового регулирования, поскольку и органы дознания, и следователи обладают процессуальной самостоятельностью. На практике это порой приводит к тому, что при осуществлении взаимодействия нежелание и неумение выстроить нормальные рабочие взаимоотношения негативно сказывается на качестве расследования и раскрытия уголовных дел. Данный вопрос нуждается в исследовании в целях совершенствования законодательства для построения эффективного взаимодействия.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности исследования вопросов взаимодействия следователя и органов дознания.
Объект исследования – правоотношения, возникающие в процессе взаимодействия следователя и органа дознания.
Предмет настоящей работы – законодательство России, регулирующее порядок, формы и способы взаимодействия следствия и дознания при расследовании уголовных дел.
Цель настоящего исследования – изучить формы и способы взаимодействия следствия и органов дознания в процессе расследования уголовного дела, выявить возникающие в процессе взаимодействия проблемы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие, сущность и задачи взаимодействия следствия и дознания в процессе расследования уголовного дела;
определить необходимость указанного взаимодействия, а также исследовать принципы и условия его осуществления;
выявить и проанализировать проблемы, возникающие в процессе взаимодействия следствия и дознания;
охарактеризовать существующие процессуальные формы данного взаимодействия;
проанализировать организационные формы взаимодействия дознания и следствия в рамках уголовного процесса на стадии досудебного производства;
исследовать психологические основы взаимодействия следствия с субъектами дознания.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в обобщении существующих воззрений относительно проблем, возникающих в процессе взаимодействия следователя и дознания.
Практическая значимость результатов проведенного в связи с написанием настоящей работы исследования заключается в возможности их дальнейшего использования для разработки проблемы в целях совершенствования действующего законодательства.
Материалы и методы исследования. При написании настоящей курсовой работы были использованы научная и учебная литература, посвященная изучению правоохранительных органов, публикации в периодической печати, а также законодательство Российской Федерации.
При проведении исследования были использованы следующие методы научного познания: сравнительно-правовой, формально-логический, метод системного анализа и обобщение.
Структура настоящей работы включает в себя настоящее введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Существующая в России система правоохранительных органов предполагает разделение функций. Существуют следователи, обеспечивающие соблюдение процессуальных норм при оформлении результатов расследования и определяющие порядок и способы его проведения. Кроме того, есть органы дознания, наделенные правом осуществления расследования уголовных дел в установленных законом случаях, а также правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Следователи и органы дознания обязаны взаимодействовать в процессе осуществления расследования уголовных дел. Основной проблемой подобного взаимодействия является отсутствие подчинения и несовершенство правового регулирования, поскольку и органы дознания, и следователи обладают процессуальной самостоятельностью. На практике это порой приводит к тому, что при осуществлении взаимодействия нежелание и неумение выстроить нормальные рабочие взаимоотношения негативно сказывается на качестве расследования и раскрытия уголовных дел. Данный вопрос нуждается в исследовании в целях совершенствования законодательства для построения эффективного взаимодействия.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности исследования вопросов взаимодействия следователя и органов дознания.
Объект исследования – правоотношения, возникающие в процессе взаимодействия следователя и органа дознания.
Предмет настоящей работы – законодательство России, регулирующее порядок, формы и способы взаимодействия следствия и дознания при расследовании уголовных дел.
Цель настоящего исследования – изучить формы и способы взаимодействия следствия и органов дознания в процессе расследования уголовного дела, выявить возникающие в процессе взаимодействия проблемы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие, сущность и задачи взаимодействия следствия и дознания в процессе расследования уголовного дела;
определить необходимость указанного взаимодействия, а также исследовать принципы и условия его осуществления;
выявить и проанализировать проблемы, возникающие в процессе взаимодействия следствия и дознания;
охарактеризовать существующие процессуальные формы данного взаимодействия;
проанализировать организационные формы взаимодействия дознания и следствия в рамках уголовного процесса на стадии досудебного производства;
исследовать психологические основы взаимодействия следствия с субъектами дознания.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в обобщении существующих воззрений относительно проблем, возникающих в процессе взаимодействия следователя и дознания.
Практическая значимость результатов проведенного в связи с написанием настоящей работы исследования заключается в возможности их дальнейшего использования для разработки проблемы в целях совершенствования действующего законодательства.
Материалы и методы исследования. При написании настоящей курсовой работы были использованы научная и учебная литература, посвященная изучению правоохранительных органов, публикации в периодической печати, а также законодательство Российской Федерации.
При проведении исследования были использованы следующие методы научного познания: сравнительно-правовой, формально-логический, метод системного анализа и обобщение.
Структура настоящей работы включает в себя настоящее введение, две главы, заключение и список использованных источников.
По завершении изложения результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, представляется необходимым обобщить полученные результаты и сделать итоговые выводы.
Изучение специальной литературы, мнений различных исследователей, а также нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что существующая на сегодняшний день структура и система правоохранительных дел, в обязанности которых входит расследование уголовных дел, построена таким образом, что взаимодействие следователя и дознавателя становится неизбежным.
Установление обстоятельств каждого совершенного преступления требует совершения множества процессуальных действия, сбора информации и проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом достаточно часто многие из них проводятся параллельно, то есть требуется привлечение как минимум нескольких сотрудников. Кроме того, существуют процессуальные сроки, в течение которых должны быть установлены все обстоятельства дела.
В итоге взаимодействие неизбежно. Строиться оно должно на основе соблюдения принципов законности, соблюдения прав и свобод, а также законных интересов человека, а также разумной согласованности.
При этом должны быть соблюдены требования уголовно-процессуального законодательства, поскольку в противном случае собранные доказательства нельзя будет использовать для доказывания.
Личные качества сотрудников правоохранительных органов играют немаловажную роль в части возможности и необходимости привлечения каждого из них к проведению разных мероприятий. Прямо на законодательном уровне данный вопрос не урегулирован. Этот аспект до настоящего времени носит прикладной характер, хотя исследований в данной области уже достаточно много. Доводы в пользу важности учета нравственных, психологических особенностей приводятся вполне разумные.
Стоит также отметить, что при проведении исследования были выявлены некоторые проблемы взаимодействия следователей и органов дознания, а также выдвинуты предположения о возможности их решения.
Во-первых, это проблемы правового регулирования взаимодействия. На законодательном уровне закреплены только основные положения, касающиеся процессуальных моментов и общих принципов. Детально порядок практически не разработан, за исключением порядка предоставления результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий. Не нашел своего разрешения вопрос о подчинении при осуществлении деятельности следственно-оперативной группы, поскольку Президент Российской Федерации в своем указе закрепил не согласующееся с иными нормами правило о самостоятельности каждого органа в процессе исполнения совместно принятого решения. Решение данной проблемы требует детальной проработки и внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Должны быть четко определены роли каждого, порядок урегулирования конфликтов в случае их возникновения, способы формирования групп для расследования уголовных дел.
Как отдельная проблема отмечена достаточно сложная процедура выдачи поручений органу дознания и предоставления отчета об их исполнении. К сожалению, разумного решения данной проблемы не найдено, так как оно потребует масштабного реформирования всей системы правоохранительных органов.
Проблема некачественного исполнения обязанностей оперативными сотрудниками должна быть рассмотрена не только в плане личностей, явно не желающих работать, но и в плане реформирования законодательства, где подлежит изменению порядок направления поручений. Следует закрепить необходимость более тщательного описания подлежащих выполнению действий.
Изучение специальной литературы, мнений различных исследователей, а также нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что существующая на сегодняшний день структура и система правоохранительных дел, в обязанности которых входит расследование уголовных дел, построена таким образом, что взаимодействие следователя и дознавателя становится неизбежным.
Установление обстоятельств каждого совершенного преступления требует совершения множества процессуальных действия, сбора информации и проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом достаточно часто многие из них проводятся параллельно, то есть требуется привлечение как минимум нескольких сотрудников. Кроме того, существуют процессуальные сроки, в течение которых должны быть установлены все обстоятельства дела.
В итоге взаимодействие неизбежно. Строиться оно должно на основе соблюдения принципов законности, соблюдения прав и свобод, а также законных интересов человека, а также разумной согласованности.
При этом должны быть соблюдены требования уголовно-процессуального законодательства, поскольку в противном случае собранные доказательства нельзя будет использовать для доказывания.
Личные качества сотрудников правоохранительных органов играют немаловажную роль в части возможности и необходимости привлечения каждого из них к проведению разных мероприятий. Прямо на законодательном уровне данный вопрос не урегулирован. Этот аспект до настоящего времени носит прикладной характер, хотя исследований в данной области уже достаточно много. Доводы в пользу важности учета нравственных, психологических особенностей приводятся вполне разумные.
Стоит также отметить, что при проведении исследования были выявлены некоторые проблемы взаимодействия следователей и органов дознания, а также выдвинуты предположения о возможности их решения.
Во-первых, это проблемы правового регулирования взаимодействия. На законодательном уровне закреплены только основные положения, касающиеся процессуальных моментов и общих принципов. Детально порядок практически не разработан, за исключением порядка предоставления результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий. Не нашел своего разрешения вопрос о подчинении при осуществлении деятельности следственно-оперативной группы, поскольку Президент Российской Федерации в своем указе закрепил не согласующееся с иными нормами правило о самостоятельности каждого органа в процессе исполнения совместно принятого решения. Решение данной проблемы требует детальной проработки и внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Должны быть четко определены роли каждого, порядок урегулирования конфликтов в случае их возникновения, способы формирования групп для расследования уголовных дел.
Как отдельная проблема отмечена достаточно сложная процедура выдачи поручений органу дознания и предоставления отчета об их исполнении. К сожалению, разумного решения данной проблемы не найдено, так как оно потребует масштабного реформирования всей системы правоохранительных органов.
Проблема некачественного исполнения обязанностей оперативными сотрудниками должна быть рассмотрена не только в плане личностей, явно не желающих работать, но и в плане реформирования законодательства, где подлежит изменению порядок направления поручений. Следует закрепить необходимость более тщательного описания подлежащих выполнению действий.
Подобные работы
- Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений (Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2023 - Процессуальные, управленческие и тактико-психологические проблемы взаимодействия следователей (дознавателей) и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Расследование преступлений, совершенных сотрудниками
правоохранительных органов
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Розыскная деятельность следователя: уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности взаимодействия следователя с органом дознания
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Оперативно-розыскная деятельность в таможенном деле
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Проблемные аспекты взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при использовании в доказывании результатов ОРД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021



