Введение
Глава 1. Общие положения о системе прав и законных интересов предпринимателей при осуществлении государственного налогового контроля (надзора) 11
§1. Правовой статус предпринимателя как субъекта государственного
налогового контроля (надзора) 11
§2. Особенности прав и законных интересов предпринимателя в отношениях, связанных с государственным контролем (надзором), как объекта правовой защиты 24
Глава 2. Способы и формы защиты гражданских прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность,
как субъекта государственного налогового контроля (надзора) 32
§ 1. Механизм и критерии выбора способа и формы защиты гражданских прав и законных интересов предпринимателей в отношениях, связанных с государственным налоговым контролем 32
§2. Классификация способов защиты прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как субъектов государственного налогового контроля 41
Глава 3. Формы защиты прав лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность 52
§1. Судебные формы защиты прав лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность 52
§2. Внесудебные формы защиты прав лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность 67
§3. Роль уполномоченного по защите прав предпринимателей в осуществлении защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность 70
Заключение 77
Список использованных нормативных правовых актов, материалов, судебной практики и специальной литературы
Предпринимательство - институт, который существует и активно развивается в современном российском государстве. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются непосредственными участниками многих правоотношений, в которых они реализуют свои права, законные интересы, а также исполняют обязанности. Ввиду многообразия правоотношений, в которых участвуют предприниматели, случается так, что права и законные интересы таких лиц могут быть нарушены, поэтому важно обеспечивать защиту прав и законных интересов предпринимателей.
Особенности правового положения предпринимателей при осуществлении налогового контроля (надзора), обуславливают применение определенных способов и форм защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Налоговый контроль - это специализированный, финансовый контроль государства в отношении налогов и сборов, значение которого состоит не только в отслеживании соблюдения требований налогового права, но и в отслеживании корректности, полноты и своевременности оплаты налогов и сборов, а также в исключении обнаруженных нарушений. От эффективности организации налогового контроля зависят прочность государственной финансовой системы, своевременность и полнота формирование бюджета и, как следствие, благосостояние страны.
Проблема правовой защиты лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в полном объеме в нашем государстве возникла еще в начале 90-ых годов. Сегодня предпринимательство остается актуальным, появляются новые сферы для занятия предпринимательской деятельностью. Следовательно, должен совершенствоваться и институт защиты прав и законных интересов предпринимателей.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации состоит в том, что в настоящее время проблема защиты лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, при осуществлении государственного налогового контроля (надзора) одна из самых актуальных проблем, решение которой напрямую связано с процессами, происходящим в нашей экономике и социальной жизни.
Это обстоятельство обусловило актуальность и выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности исследования. Несмотря на наличие достаточного количества научной, исследовательской, а также иной монографической литературы, нормативно-правового материала, исследований отечественных и зарубежных ученых по вопросам правового статуса предпринимателя, прав и законных интересов предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), особенности и способы защиты ущемленных прав остаются наиболее важными для государства.
Проблемы и общие вопросы защиты прав предпринимателей анализировались в работах Л.А. Баталова, А.П. Вершинина, Е.Ю. Грачева, К.К. Лебедева, Г.В. Петрова, В.А. Сапун, И.В. Цветкова и других. В последнее время значительный вклад в разработку этой темы внесли российские ученые Е.Ш. Агеева, В.Н. Гудым, А.З. Дадашева, Д.Н. Кархалев, М.А. Рожков, А.А. Соловьев, А.В. Филимонов, В.В. Чуксин и другие.
Объектом магистерского исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении государственного налогового контроля в Российской Федерации.
Предметом магистерского исследования выступают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере налогового контроля и защиты прав предпринимателей, судебная практика по спорам в рассматриваемой сфере, а также исследования ученых в сфере налогового контроля и защиты прав предпринимателей.
Цель и задачи магистерского исследования. Целью настоящего магистерского исследования является выработка целостного научного представления о правовых основах защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного налогового контроля (надзора).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать права и законные интересы предпринимателя при осуществлении государственного налогового контроля;
2. проанализировать механизм и критерии выбора способа и формы защиты гражданских прав и законных интересов предпринимателей в отношениях, связанных с государственным налоговым контролем;
3. исследовать классификацию способов защиты прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как субъектов государственного налогового контроля;
4. исследовать основные формы защиты прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
5. рассмотреть роль уполномоченного по защите прав предпринимателей в осуществлении защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Методологическая основа магистерского исследования. Комплексный характер проведенного исследования обусловили использование различных методов исследования: диалектический метод научного исследования, правовой анализ, сравнительно-правовой, системно-структурный формальноюридический, документального анализа и другие методы научного познания.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, текущее законодательство РФ и субъектов РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и другая судебная практика, исследования ученых в сфере исследования. В основу настоящего исследования положены научные работы указанных выше специалистов в области предпринимательского, гражданского, налогового и других областей права.
Теоретической основой исследования являются отечественная и зарубежная учебно-методическая литература, материалы конференций и семинаров, посвященных налоговому контролю (надзору), законодательные и нормативно-правовые акты РФ, методические и проектные материалы.
Эмпирическую основу исследования составляют: постановления Конституционного суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного суда РФ, постановления Президиума ВАС РФ, решения арбитражных судов Республики Татарстан, Ставропольского края, решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан, и иные решения судов РФ. Также в данном исследовании приведена динамика исков с налоговыми органами за период с 1 января 2014 года по 30 июня 2017 года.
В данном магистерском исследовании сделаны следующие основные выводы:
1. Справедливо будет говорить о двойственном правовом положении индивидуального предпринимателя и распространении на него как законодательства, применяемого к физическим лицам, так и специальных норм законодательства о предпринимательской деятельности.
2. Особенности правовой природы предпринимателей при осуществлении государственного налогового контроля (надзора), обуславливают применение определенных способов и форм защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
3. Реализовать свой правовой статус индивидуальные предприниматели могут, вступая в конкретные правоотношения . Так, например, индивидуальный предприниматель становится субъектом правовых отношений при необходимости совершения каких-либо действий, выполнения установленных для них обязанностей: регистрация юридического лица и постановка на учет в налоговом органе, получение разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалование в суде действий (бездействий) должностных лиц органов исполнительной власти, нарушающих законные права, свободы и интересы организации и т.д.
4. Основой правового статуса предпринимателя, как налогоплательщика является налоговая правосубъектность. Она представляет собой возможность, предусмотренную нормами права или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.
5. Определенную роль в регулировании отношений, возникающих при проверке предпринимательской деятельности, играет Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).14 июля 2015 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Законодатель в вышеназванном законе определил основные принципы защиты прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Защита прав и законных интересов налогоплательщиков - это, прежде всего, активная деятельность субъекта, а также деятельность юрисдикционных и иных органов. Защита состоит в возможности обращения субъекта, чьи права нарушены, к соответствующим органам с требованием понуждения обязанного лица к определенному поведению, а юридические ситуации, в основе которых лежат разногласия между налогоплательщиком и налоговым органом, принято именовать в юридической литературе налоговыми спорами.
7. В юридической литературе существуют различные классификации способов защиты прав предпринимателей, которые используются в сфере налоговых правоотношений, при осуществлении государственного налогового контроля (надзора), к ним относят судебные и внесудебные формы защиты, о которых в дальнейшем пойдет речь в настоящей магистерской диссертации.
8. Предприниматель в силу требований действующего законодательства постоянно вступает в различные отношения с органами власти и управления. В ряде случаев предприниматель сталкивается с нарушениями отдельными должностными лицами требований действующего законодательства, вольной трактовкой правовых норм. В таком случае предпринимателю законодательно разрешается использовать внесудебные формы защиты своих прав.
9. Важная роль Уполномоченного по защите прав предпринимателей заключается в том, что он является неким связующим элементом, находящимся между предпринимательским сообществом и государственной властью. В настоящее время Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации приобретает статус такого органа, который эффективно разрешает вопросы, находящиеся на границе интересов публичных органов государственной власти и предпринимательского сообщества.
Степень достоверности и апробации результатов исследования: Апробация результатов проведенного исследования выполнена на кафедре предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) Федерального университета, а также по месту работы магистранта. Выводы, полученные в ходе исследования, прошли апробацию во время практических занятий по научно-исследовательской работе в магистратуре «Правовое сопровождения бизнеса», а также по месту прохождения производственной и преддипломной практики в организации.
Структура магистерской диссертации полностью соответствует ее названию, целям и содержанию. Для достижения поставленных целей исследования, структура представлена в виде введения, трёх глав, в совокупности включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Защита прав и законных интересов предпринимателей - важная задача государства и общества. Президентом РФ В.В. Путиным было отмечено, что «эффективная защита прав предпринимателей, предпринимательских свобод - это важнейшее условие успешного развития национальной экономики, всей страны».
Особенности правовой природы предпринимателей при осуществлении государственного налогового контроля (надзора), обуславливают применение определенных способов и форм защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Государственный налоговый контроль представляет собой специализированный, финансовый контроль страны в отношении налогов и сборов, значение которого состоит не только в отслеживании соблюдения налогового права, но и в отслеживании корректности, полноты и своевременности оплаты налогов и сборов, а также в исключении обнаруженных нарушений. От эффективности организации налогового контроля зависят прочность государственной финансовой системы, своевременность и полнота формирование бюджета и, как следствие, благосостояние страны.
Существуют два самостоятельных объекта правовой защиты - субъективные права и законные интересы. Основное отличие субъективного права от законного интереса в том, что праву всегда корреспондирует обязанность, право обеспеченно юридической обязанностью государства.
Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных, или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.
Выбор определенного способа защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, зависит от многих факторов. Критериями выбора могут являться:
1) существо нарушенного права или законного интереса;
2) юридическая природа материального правоотношения, которое существует между его участниками;
3) правового статуса лица, допустившего нарушение;
4) характера самого допущенного правонарушения, его вида, механизма реализации;
5) последствий правонарушения.
Лицо, чье право и законный интерес нарушено, имеет право избрать способ защиты нарушенного права. Однако избрание в определенных случаях ограничивается нормами права, устанавливающими для тех либо других субъективных прав конкретные средства юридической защиты, а также характером нарушения права. Институт защиты прав предпринимателей заложен Конституцией Российской Федерации. Защитить свои права и свободы гражданам Российской Федерации можно всеми способами, прямо не запрещенными законом.
Развитие предпринимательства представляет собой приоритетное направление российской государственной экономической политики. Поэтому основная задача государства заключается во всемерном поощрении и обеспечении надлежащих гарантий развития предпринимательства, охране и защите прав и законных интересов предпринимателей . Выбор метода защиты нарушенного права остается за самим предпринимателем.
Способ защиты также можно рассмотреть в материально-правовом смысле и в процессуальном. В материально-правовом смысле способ защиты
- это требование налогоплательщика, основанное на норме права. В процессуальном смысле - это активное действие налогоплательщика, которое осуществляется посредством обращения в административные или судебные органы. Таким образом, под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
В настоящее время можно сделать вывод о предпочтительности в современных условиях судебной формы обжалования, т.к. административная форма имеет ряд недостатков. К их числу можно отнести следующие. Хотя по закону вышестоящий орган, которому направлена жалоба, и обязан в установленные сроки принять меры к устранению нарушения законности и его имущественных последствий. Однако, поскольку в жалобах речь идет, во-первых, о деятельности органов, наделенных властными полномочиями, а, во-вторых, об их незаконной деятельности, то необходим грамотный юридический анализ таких жалоб, что не всегда возможно из-за проблем с квалифицированными кадрами. Кроме того, в силу корпоративных интересов вышестоящий орган не всегда заинтересован в принятии решения, благоприятного для потерпевшего. Поэтому ведомственный контроль за состоянием законности при рассмотрении и разрешении жалоб на деятельность налоговых органов и их должностных лиц не может заменить судебный контроль, не зависимый от системы исполнительной власти. Кроме того, предусмотренный законом порядок возмещения вреда федеральными органами казначейства предусматривает только судебную процедуру рассмотрения спора.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что, хотя судебный способ защиты прав предпринимателей сопряжен с определенными сложностями и объективными проблемами, этот способ остается основным, широко и успешно применяется предпринимателями для защиты своих прав и законных интересов. В то же время, существует объективная необходимость внесения изменений в процессуальное законодательство, а также увеличение штата судей для повышения эффективности и соблюдения разумного срока судопроизводства при рассмотрении предпринимательских споров Конституционным Судом России права на предпринимательскую деятельность.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федеральный закон: от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ. -1994. - №32. - Ст.3301.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федеральный закон: от 26 января 1996г. № 14-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ, 1996.-№5. - Ст. 410.
4. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон: от 31июля 1998 г. №146-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. -2000. -№32. -Ст.3340.
5. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 24.07. 2002 г. № 95-ФЗ c изм. и доп.// Собрание законодательства РФ. -2002. -№30. -Ст.3012.
6. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
7. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учёте [Текст]: [Федеральный закон РФ: от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. -2011. -№50. - Ст.7344.
8. Российская Федерация. Законы. О судебной системе Российской Федерации [Текст]: [федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. -1997. -№ 1. -Ст. 1.
9. Российская Федерация. Законы. Правительство РФ. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности [Текст] : [Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283]// Собрание законодательства РФ. -1998. -№11. -Ст.1290.
10.
10. Российская Федерация. Законы. Правительство РФ. О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов РФ [Текст] : [Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 года №1026] // Собрание законодательства РФ. -2015. -№40. - Ст.5564.
11. Российская Федерация. Законы. Министерство финансов Российской Федерации. Порядок проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории РФ [Текст]: [Приказ Минфина России от 5 августа 2015 года №122н]. - Документ опубликован не был/ СПС Консультант Плюс.
12. Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Текст]: [федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание Законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). -Ст. 6249.
13. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ] // Собрание Законодательства РФ. -2001. -№33 (1 ч). -Ст. 3431.
14. Российская Федерация. Законы. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ [Текст]: [федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «и»] // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 19. — Ст. 2305.
15. Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей РФ [Текст]: [указ от 22 июня 2012 г. № 879] // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 26. — Ст. 3509.
16. Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст]: [указ от 25.07.1996 г. № 1095 // Российская газета - 1996.
- №144.
17. РСФСР. Законы. О предприятиях и предпринимательской деятельности [Текст]: [Закон РСФСР от 25 декабря 1990г. №445-1]// Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1990. -№30. -Ст.418. Утратил силу.
18. СССР. Законы. О кооперации в СССР [Текст]: [Закон СССР от 26 мая 1988 г. №8998-Х1]//Документ опубликован не был/ СПС Консультант Плюс. Утратил силу.
Материалы судебной и иной юридической практики:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6 -П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть" [Текст] // "Собрание законодательства РФ" - 2015.
- № 15. - ст. 2301.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева" [Текст] // "Собрание законодательства РФ" - 2004. -№30. -ст. 3214
3. Определение Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 г. №
21-О «По жалобам малого предприятия "Кинескоп" и Сочинского пассажирского автотранспортного предприятия № 2 на нарушение конституционных прав и свобод статьёй 276 Таможенного кодекса Российской Федерации» [Текст] // "Собрание законодательства РФ". -2000. - №13. -ст. 1427.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" [Текст] // "Российская газета", -1999. -№128.
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.arbitr.ru/?id_sec=3 53&id_doc=10478&id_src=AE 13B95CCF BF0DA 5082C5B324B24C701 &p=-1 свободный.
6. Решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан
№ 2А-138/2018 2А-138/2018~М-1/2018 М-1/2018 от 5 февраля 2018 г. по делу № 2А-138/2018 [Текст] // Режим доступа-
http://tatarstan.arbitr.ru/PdfDocument/4e7916ce-edc3-4988-956d579a 9f7f4b02 /%D0%9060-18940-2018.pdf свободный.
7. Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан№ 2А-9993/2017 2А-9993/2017 ~ М-8271/2017 М-8271/2017 от 8 декабря 2017 г. по делу № 2А-9993/2017 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/pUyOyPWbrGWj/ свободный.
8. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 марта 2016 г. по делу № А63-9534/2015 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/ 7nM5mIb56S67/ свободный.
9. Решение Советского районного суда г. Казани № 2А- 9848/2016~М-8132/2016 от 22 августа 2016 г. [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/Z5khYx5n1s1c/ свободный.
10. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 июля
2016 г. по делу № А65-4664/2016 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/ PdfDocument/471f9fad-0194-486e-aef6- 9762be292b27/e82b44fa-9c51-44fb-b7db-ce69109cb497/A65-14362- 2018_20181005.pdf свободный.
11. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 июня
2017 года по делу № А65-4649/2017 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument /450ce037-113d-44a1-8d1a-
51f2336b81 d8/5fe4a262-99ed-4681 -8c60-e13b6c4101 e4/A65-4649- 2017_20180420.pdf свободный.
12. Решение Кировского районного суда г. Казани № 2А-2309/2017
от 25 сентября 2017 г. по делу № 2А-2309/2017 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/FW5nO1gqLXrR/
свободный.
13. Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан № 2А-2335/2016 2А-2335/2016~М-1459/2016 А-2335/2016 М-1459/2016 от 4 мая 2016 г. по делу № 2А-2335/2016 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/GBCvn4vVVFQ5/ свободный.
14. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу
№А65-16201/2018 от 17 октября 2018 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/ PdfDocument/bdeb4d26-dea4-4976-a73d-
b2fa23b0db2a/412f4071 -9565-49c2-9902-c7f981441358/%D0%9065-16201-
2018 20181024.pdf свободный.
15. Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан
№ 2А-497/2017 2А-497/2017~М-259/2017 М-259/2017 от 4 мая 2017 г. по делу № 2А-497/2017 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://sudact.ru/arbitral/doc/7l1YzLY8HHln/ свободный.
16. Решение Арбитражного суд Республики Татарстан по делу № А65-31641/2012 от 20 марта 2013 г. [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/gXP4niGx67x1/ свободный.
17. Решение Приволжского районного суда г. Казани № 2А- 5233/2017~М-4975/2017 от 7 сентября 2017 г. [Текст] // [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/D7qKFNTrVq5H/
свободный.
18. Решение Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49- 12186/2017 от 28 февраля 2018 г. [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/hApso7CNbRWz/ свободный.
19. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-36537/2017 от 26 января 2018 г. [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/opKagN2fDNUx/ свободный.
20. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-32090/2017 от 23 января 2018 г. [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/yvvUgkSbZaUx/ свободный.
21. Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Решение № 2А-15627/2016~М-16186/2016 М-16186/2016 от 20 октября 2016 г. [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //sudact.ru/regular/doc/6ukhrCbv9sg 1 / свободный.
22. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №
А65-23282/2018 от 01 ноября 2018 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/ PdfDocument/cb0de7a3-d01b-4eca-a95a-
57057f0165f7/dba085c3-0bef-48cc-bf6d-2c9342da2934/%D0%9065-23282- 2018 20181101.pdf свободный.
Специальная литература:
1. Агеева Е.Ш. Институт охраны и защиты прав предпринимателей: Сравнительно-правовое исследование законодательств России и Англии. [Текст] // М., - 2015. - С. 23.
2. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. [Текст] // М., 2012. С. 14.
3. Баталова Л.А., Вершинин А.П. Способы защиты прав налогоплательщика в арбитражном суде. [Текст] // СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, - 1997. -С. 24 - 25.
4. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебник. [Текст] // М.: Инфра-М, -2015. -с. 19.
5. Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав [Текст] // Саратов, -2012. - с. 364.
6. Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде: Дис. ... докт. юрид. наук в форме научного доклада. [Текст] // СПб., -1998. -С. 11.
7. Вершинин А.П. Способы защиты прав предпринимателей в арбитражном суде. [Текст] // СПб.: Северо-Запад, -1996. -С. 7.
8. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Налоговое право. [Текст] // М.: Юриспруденция. -2001. с.-98.
9. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. [Текст] // М.: Статут, -2000. С. -113.
10. Грисимова Е. Н., Макарова О. Л. Налоговый кодекс Российской Федерации. Схемы. Пояснения. Комментарии [Текст] // СПб.: Юридический центр «Пресс». -1999. -с. 201.
11. Гудым В.Н. Способы защиты прав налогоплательщиков: современное состояние и перспективы развития: Дис. ... канд. юрид. наук. [Текст] - С. 47.
12. Дадашев А. З., Пайзулаев И. Р. Налоговый контроль в РФ. [Текст] // М.: Кнорус. - 2012. - с.35.
13. Евстигнеев Е. Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство [Текст] // Спб.: Питер. - 2011.- с.120.
14. Ершова И.В. Предпринимательское законодательство и наука
предпринимательского права: история и современность [Текст] //
Предпринимательское право. Бизнес и право в России и за рубежом. - 2010. - №3. - С. 15.
15. Кархалев Д.Н. Охранительное гражданское правоотношение. [Текст] // М., - 2012. - С. 30 - 31.
16. Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие. [Текст] // М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", - 2013. - с.44.
17. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. [Текст] // М.: Норма; ИНФРА-М, - 2013. - С. 211.
18. Курбатов А.Я. Защита прав и законных интересов в условиях "модернизации" правовой системы России. [Текст] // М.: Юстицинформ, - 2013. - с.108.
19. Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. Изд. 2-е, перераб. и дополн. [Текст] // М.: Центр "ЮрИнфоР", - 2006. - С. 388.
20. Лебедев К. К. Предпринимательское и коммерческое право [Текст] // Изд-во «Юридический центр Пресс», - 2002. - с.94.
21. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. [Текст] // М.: Норма: НИЦ Инфра-М, - 2012. - с. 640.
22. Нагорная Э.Н. Бремя доказывания в налоговых спорах: Монография. [Текст] // М.: Юстицинформ, - 2006. - с.109.
23. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник [Текст] // М., - 2004. - С.
561.
24. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. [Текст] // М.: ФБК- ПРЕСС, - 2004. - с.261.
25. Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. [Текст] // М.: Экспертное бюро. - 1996. - с.63.
26. Рожкова М.А. Средства и способы правовой защиты сторон коммерческого спора. [Текст] // М., - 2012. - С. 20.
27. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. [Текст] // М.: Академия, - 2010г. - с.44.
28. Сапун В.А. Инструментальная теория права в юридической науке [Текст] // Современное государство и право: вопросы теории и истории. Владивосток, - 1992. - С. 18.
29. Сафарова Е.Ю. Защита прав налогоплательщиков [Текст] // Юридический справочник руководителя. - 2009. - N 1. - с.77-78.
30. Сергеев А.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учебно-практический комментарий (постатейный) [Текст] // М., - 2013. - С. 123.
31. Соловьев А.А., Филиппов Ю.М. Осуществление правосудия арбитражными судами в Российской Федерации [Текст] // Право и современные государства. - 2013. - №3. - С.57-63
32. Сомоев Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения. [Текст] // М.: Экспертное бюро. - 2009. - с.8-9.
33. Суханов, Е.А. Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. [Текст] // Изд.: Статут. - 2011. - с. 201.
34. Филимонов А. Бизнес-омбудсмен: на страже прав
предпринимателей (22.11.2013) [Текст] / Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.garant.ru/article/506725/
35. Хохлова Е.М. Государственные формы защиты субъективных прав [Текст] // Социально-политические науки. - 2011. - №1. - с. 25.
36. Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. [Текст] // Л., - 1968. - С. 72.
37. Чуксина В.В. Специализированные институты по содействию и защите прав человека и «классический» омбудсмен: сравнительно-правовой анализ [Текст] // Академический юридический журнал. — 2011. — №1(43). — С. 52-53.
38. Цветков И.В. Налогоплательщик в судебном процессе. [Текст] // М.: Изд-во БЕК, - 2000. - С. 23.