СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Анализ Федерального Государственного образовательного стандарта
среднего общего образования 8
1.2. Реализация современного ФГОС основного общего образования в
области преподавания иностранных языков 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ 25
2.1. Инновационные методики преподавания французского языка в СОШ в
условиях реализации ФГОС второго поколения 25
2.2. Использование проектной методики в обучении французскому языку на
старшей ступени среднего общего образования 29
2.3. Опытное обучение на основе проектного метода 37
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 55
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Анализ Федерального Государственного образовательного стандарта
среднего общего образования 8
1.2. Реализация современного ФГОС основного общего образования в
области преподавания иностранных языков 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ 25
2.1. Инновационные методики преподавания французского языка в СОШ в
условиях реализации ФГОС второго поколения 25
2.2. Использование проектной методики в обучении французскому языку на
старшей ступени среднего общего образования 29
2.3. Опытное обучение на основе проектного метода 37
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 55
Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к личностным результатам. Реализовывать эти требования предстоит в рамках урочной деятельности. Стало понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
Переход на стандарты второго поколения по предмету французский язык не показался сложным, так как и раньше выполнялись проектные, творческие работы, кроме этого обучающиеся на уроках французского языка всегда работали и в парах, и в группах. На уроках французского языка преимущественно применяется системно-деятельностный и коммуникативный подходы. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования, а коммуникативный подход заключается в том, чтобы научить ученика свободно общаться на языке и адекватно вести себя в различных ситуациях общения.
Однако переход на стандарт основного общего образования нового поколения показал, что не все обучающиеся обладают умением работы с учебником, иногда возникают сложности в умении спланировать свою работу. Сложности возникают в умении дать оценку своей деятельности, т.е. сформулировать адекватную самооценку. К сожалению, нельзя забывать о том факте, что у многих обучающихся нет мотивации к учебе. Кроме того, наибольшей сложностью оказалась неготовность обучающихся к новым стандартам. В силу того, что по стандартам предыдущего поколения, образовательный процесс проходил в традиционном формате, где учитель является основным источником информации, переход на новый стандарт является абсолютно непривычным для учащихся школы.
Основное назначение дисциплины «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетентности, являющейся одной из ключевых компетентностей отечественного образования, она заключается в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Цели и задачи ФГОС в области обучения иностранным языкам заключаются в развитии иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью данной проблемы в существующей научной литературе, а также необходимостью разработки конкретных методических указаний для учителей, обучающих иностранному языку в рамках реализации современного Федерального государственного образовательного стандарта.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются особенности обучения иностранному (французскому) языку в соответствии с требованиями современного Федерального государственного образовательного стандарта в старших классах средней общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в выявлении и описании специфики реализации ФГОС в обучении французскому языку в аспекте интеграции в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1) анализ современного Федерального государственного стандарта в области обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе;
2) выявление и научное описание инновационных подходов к обучению иностранному (французскому) языку в условиях реализации ФГОС второго поколения;
3) обоснование эффективности внедрения проектной методики на старшей ступени обучения французскому языку.
Методологической основой исследования являются труды таких ученых, как Каверина А.А. (подходы к построению учебной программы с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования), Пахомова, Н. Ю. (метод учебного проекта в образовательном учреждении), Рець М. С. (современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС).
Методы исследования: сравнительный анализ законодательной документации в области образования, комплексный анализ научной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, опытное обучение.
Теоретическая значимость данной работы заключается в попытке обобщения научного знания по теме исследования, классификации методов обучения французскому языку, появившихся в появившихся в последние годы, разработка проблем внедрения ФГОС нового поколения в учебном процессе.
Новизна работы заключается в попытке теоретического обоснования эффективности использования проектной методики на уроках французского языка на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в преподавании иностранного языка в средней школе, разработке методических указаний для учителей, подготовке учебных пособий для учащихся, изучающих французский язык.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
В 1 главе «Общие характеристики современного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» рассматриваются требования, основные цели и принципы ФГОС второго поколения, проводится сравнительный анализ Государственных образовательных стандартов нового и старого образца, а так же рассматриваются требования, предъявляемые к учебно-методической литературе согласно ФГОС.
Вторая глава «Реализация ФГОС нового поколения в обучении французскому языку» посвящена подробному описанию инновационных методов и подходов в обучении французскому языку. В данной главе также приведено практическое обоснование использования системно - деятельностного подхода как основы реализации ФГОС второго поколения в средней общеобразовательной школе.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к личностным результатам. Реализовывать эти требования предстоит в рамках урочной деятельности. Стало понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
Переход на стандарты второго поколения по предмету французский язык не показался сложным, так как и раньше выполнялись проектные, творческие работы, кроме этого обучающиеся на уроках французского языка всегда работали и в парах, и в группах. На уроках французского языка преимущественно применяется системно-деятельностный и коммуникативный подходы. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования, а коммуникативный подход заключается в том, чтобы научить ученика свободно общаться на языке и адекватно вести себя в различных ситуациях общения.
Однако переход на стандарт основного общего образования нового поколения показал, что не все обучающиеся обладают умением работы с учебником, иногда возникают сложности в умении спланировать свою работу. Сложности возникают в умении дать оценку своей деятельности, т.е. сформулировать адекватную самооценку. К сожалению, нельзя забывать о том факте, что у многих обучающихся нет мотивации к учебе. Кроме того, наибольшей сложностью оказалась неготовность обучающихся к новым стандартам. В силу того, что по стандартам предыдущего поколения, образовательный процесс проходил в традиционном формате, где учитель является основным источником информации, переход на новый стандарт является абсолютно непривычным для учащихся школы.
Основное назначение дисциплины «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетентности, являющейся одной из ключевых компетентностей отечественного образования, она заключается в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Цели и задачи ФГОС в области обучения иностранным языкам заключаются в развитии иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью данной проблемы в существующей научной литературе, а также необходимостью разработки конкретных методических указаний для учителей, обучающих иностранному языку в рамках реализации современного Федерального государственного образовательного стандарта.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются особенности обучения иностранному (французскому) языку в соответствии с требованиями современного Федерального государственного образовательного стандарта в старших классах средней общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в выявлении и описании специфики реализации ФГОС в обучении французскому языку в аспекте интеграции в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1) анализ современного Федерального государственного стандарта в области обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе;
2) выявление и научное описание инновационных подходов к обучению иностранному (французскому) языку в условиях реализации ФГОС второго поколения;
3) обоснование эффективности внедрения проектной методики на старшей ступени обучения французскому языку.
Методологической основой исследования являются труды таких ученых, как Каверина А.А. (подходы к построению учебной программы с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования), Пахомова, Н. Ю. (метод учебного проекта в образовательном учреждении), Рець М. С. (современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС).
Методы исследования: сравнительный анализ законодательной документации в области образования, комплексный анализ научной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, опытное обучение.
Теоретическая значимость данной работы заключается в попытке обобщения научного знания по теме исследования, классификации методов обучения французскому языку, появившихся в появившихся в последние годы, разработка проблем внедрения ФГОС нового поколения в учебном процессе.
Новизна работы заключается в попытке теоретического обоснования эффективности использования проектной методики на уроках французского языка на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в преподавании иностранного языка в средней школе, разработке методических указаний для учителей, подготовке учебных пособий для учащихся, изучающих французский язык.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
В 1 главе «Общие характеристики современного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» рассматриваются требования, основные цели и принципы ФГОС второго поколения, проводится сравнительный анализ Государственных образовательных стандартов нового и старого образца, а так же рассматриваются требования, предъявляемые к учебно-методической литературе согласно ФГОС.
Вторая глава «Реализация ФГОС нового поколения в обучении французскому языку» посвящена подробному описанию инновационных методов и подходов в обучении французскому языку. В данной главе также приведено практическое обоснование использования системно - деятельностного подхода как основы реализации ФГОС второго поколения в средней общеобразовательной школе.
В результате серьезных изменений в сфере образования, а именно с внедрением ФГОС нового поколения в области иностранных языков в среднем общем образовании произошли перемены. Сегодня система образования направлена на то, чтобы не просто передать готовые знания ученика, а научить его пользоваться ими на практике, ведь умение ориентироваться в различных ситуациях - это один из важных критериев отбора специалистов на рынке труда.
Усовершенствование Российского образования привело к прогрессу в создании «гуманистического образования», которое направленно на развитие и поддержание одаренных детей. В результате внедрения ФГОС начали использоваться инновационные подходы и технологии, которые значительно повысили качество уровня образования и сформировали желание учащихся продолжать самосовершенствоваться.
Федеральный государственный образовательный стандарт полностью изменил роль учителя и ученика. Стоит отметить, что изменились и методики и принципы преподавания иностранного языка.
Применение инновационных подходов, а именно личностноориентированного и системно-деятельностного, значительно повышает мотивацию в изучении иностранного языка. Через системно-деятельностный подход идет формирование коммуникативных компетенций, что позволяет выработать у учащихся умение взаимодействовать с окружающим миром. Учащиеся, выполняя различные упражнения и задания, участвуя в исследовательской деятельности, учатся самостоятельно добывать информацию. Личностно-ориентированный подход нацелен на учет личностных интересов, возможностей, склонностей и потребностей учащихся. На первый план выдвигаются интересы учащихся для того, чтобы вызвать мотивацию и желание учиться. Метод проекта, информационные технологии, Интернет - ресурсы и др. значительно повышают интерес учащихся. Они ориентированы на самостоятельную работу учащихся под руководством учителя.
Среднее общее образование ставит себе цель формирования коммуникативной компетенции, что позволит учащимся освоить иноязычную речь как средство общения. Поэтому учителю важно хорошо организовать урок с применением данных методов и технологий для того, чтобы обеспечить хорошую подготовку в его дальнейшем усвоении иностранного языка.
Проектная технология позволяет решать важные практические и образовательные задачи, повышать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческие способности учащегося и умение добывать знания не только из учебника, но и из окружающей среды, развивать критическое мышление, работать с аутентичными материалами, воспитывать социальную ответственность, как каждого за себя, так и за работу всей группы.
Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для свободного и ответственного принятия учащимися решений, их автономной и креативной деятельности. Учитель может подсказать новые источники информации и направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска, научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, научить прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, научить устанавливать причинно-следственные связи.
Рассмотренный нами один из инновационных методов обучения иностранному языку является отличным способом решения многих задач, таких как реализация не только образовательных задач, но и социокультурных, воспитательных, задач гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Проектный метод позволяет учителю иностранного языка перейти от роли источника информации к соучастнику учебного процесса, что имеет положительное влияние на процесс обучения.
Одним из самых главных преимуществ проектного метода является создание благоприятной атмосферы, где ученик не испытывает дискомфорт на уроках иностранного, а наоборот, ему становится интересно и он вовлечен в учебный процесс. Также важно отметить, что особенностью данного метода является дополнительная мотивация учащихся в обучении иностранного языка, расширение кругозора, развитие творческого потенциала.
Подводя итог, можно сказать, что инновационные технологии, которые были описаны в данной работе, значительно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. Одним из самых важных является то, что благодаря творческой работе, формируется новая личность, активная и целеустремленная, которая ориентирована на постоянное развитие и самообразование.
Усовершенствование Российского образования привело к прогрессу в создании «гуманистического образования», которое направленно на развитие и поддержание одаренных детей. В результате внедрения ФГОС начали использоваться инновационные подходы и технологии, которые значительно повысили качество уровня образования и сформировали желание учащихся продолжать самосовершенствоваться.
Федеральный государственный образовательный стандарт полностью изменил роль учителя и ученика. Стоит отметить, что изменились и методики и принципы преподавания иностранного языка.
Применение инновационных подходов, а именно личностноориентированного и системно-деятельностного, значительно повышает мотивацию в изучении иностранного языка. Через системно-деятельностный подход идет формирование коммуникативных компетенций, что позволяет выработать у учащихся умение взаимодействовать с окружающим миром. Учащиеся, выполняя различные упражнения и задания, участвуя в исследовательской деятельности, учатся самостоятельно добывать информацию. Личностно-ориентированный подход нацелен на учет личностных интересов, возможностей, склонностей и потребностей учащихся. На первый план выдвигаются интересы учащихся для того, чтобы вызвать мотивацию и желание учиться. Метод проекта, информационные технологии, Интернет - ресурсы и др. значительно повышают интерес учащихся. Они ориентированы на самостоятельную работу учащихся под руководством учителя.
Среднее общее образование ставит себе цель формирования коммуникативной компетенции, что позволит учащимся освоить иноязычную речь как средство общения. Поэтому учителю важно хорошо организовать урок с применением данных методов и технологий для того, чтобы обеспечить хорошую подготовку в его дальнейшем усвоении иностранного языка.
Проектная технология позволяет решать важные практические и образовательные задачи, повышать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческие способности учащегося и умение добывать знания не только из учебника, но и из окружающей среды, развивать критическое мышление, работать с аутентичными материалами, воспитывать социальную ответственность, как каждого за себя, так и за работу всей группы.
Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для свободного и ответственного принятия учащимися решений, их автономной и креативной деятельности. Учитель может подсказать новые источники информации и направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска, научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, научить прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, научить устанавливать причинно-следственные связи.
Рассмотренный нами один из инновационных методов обучения иностранному языку является отличным способом решения многих задач, таких как реализация не только образовательных задач, но и социокультурных, воспитательных, задач гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Проектный метод позволяет учителю иностранного языка перейти от роли источника информации к соучастнику учебного процесса, что имеет положительное влияние на процесс обучения.
Одним из самых главных преимуществ проектного метода является создание благоприятной атмосферы, где ученик не испытывает дискомфорт на уроках иностранного, а наоборот, ему становится интересно и он вовлечен в учебный процесс. Также важно отметить, что особенностью данного метода является дополнительная мотивация учащихся в обучении иностранного языка, расширение кругозора, развитие творческого потенциала.
Подводя итог, можно сказать, что инновационные технологии, которые были описаны в данной работе, значительно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. Одним из самых важных является то, что благодаря творческой работе, формируется новая личность, активная и целеустремленная, которая ориентирована на постоянное развитие и самообразование.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕКСТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК
СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ГИМНАЗИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В РЕАЛИЗАЦИИ
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ГИМНАЗИИ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2019 - Лингвострановедческий подход при обучении иностранным языкам в средней
. общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Изучение политического дискурса в рамках элективного курса по
французскому языку для учащихся старших классов в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Англоязычный литературно-художественный дискурс как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся основной общеобразовательной школы (Московский Государственный Университет Технологий и Управления)
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



