Введение
Глава 1. Теоретический анализ межличностных отношений в классном коллективе 9
1.1 Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и
зарубежных авторов 9
1.2 Влияние межличностных отношений на развитие личности
обучающегося 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Изучение особенностей взаимоотношений педагогов и обучающихся в классном коллективе 26
2.1 Диагностика уровня взаимоотношений обучающихся и педагога в их
взаимодействии 26
2.2 Анализ особенностей взаимоотношений участников
образовательного процесса в 7 классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан»» г. Набережные Челны 29
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Библиография
На сегодняшний день вполне очевидным является тот факт, что необходимым условием существования людей является построение межличностных отношений, без которых невозможно полноценное формирование у человека психических функции или психического процесса, блока психических свойств, личности в целом. В связи с этим проблема межличностных отношений, возникшая на стыке ряда таких наук как философия, социология, социальная психология, психология личности и педагогика, становится одной из важнейших проблем современности, ключевой проблемой социальной психологии и с каждым годом привлекает к себе все большее внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей.
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Существующее многообразие видов общения условно можно свести к двум основным видам: к первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей. Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решения задач какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатии и антипатии, доверия и недоверия, уважения и презрения. В отличие от делового, такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое) [60, с. 1].
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Этот этап становления коммуникативных навыков общения выпадает, в том числе и на период среднего школьного возраста, к которому принято относить
возрастной период от 11-12 лет до 15 лет (5-9-й классы) [44, с. 28].
В настоящее время важность и значимость коллектива сверстников в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Проблема развития общения сверстников относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. 20 века привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении [51, с. 1]. Однако в те годы это
положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предположения. Многие ученые (Бронфенбреннер У. [61], Б. Спок [53], Дж. Мид [64], Л. Ли [63] и т.д.), развивая мысль Ж. Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником.
Общение со сверстником имеет положительный и развивающий эффект в становлении личности при условии популярности ребенка среди сверстников. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Это подчеркивает важность необходимости определения той роли, которую играют межличностные отношения в формировании личности школьника на различных этапах его жизни [50, с. 84].
Отношения между людьми, как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности, так или иначе осмысливалась ими всегда, начиная от обыденного, житейского сознания и продолжая более глубоким теоретическим уровнем.
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б. Г. Ананьева [3], Г. М. Андреевой [4-7], В. М. Бехтерева [9],
A. А. Бодалева [11; 12], Л. С. Выготского [18], Л. Я. Гозмана [20],
B. В. Знакова [22], И. С. Кона [30; 31], Е. А. Климова [24; 25],
А. Н. Леонтьева [33; 34], В. С. Мерлина [36], В. Н. Мясищева [40; 41],
C. Л. Рубинштейна [47; 48], В. И. Тютюнника [57], Д. Б. Эльконина [46] и других.
Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Средний школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений.
Цель выпускной квалификационной работы: оценить степень влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
Объект исследования - межличностные отношения педагогов и учащихся классного коллектива.
Предмет исследования - влияние межличностных отношений на развитие личности в классном коллективе.
Гипотеза исследования: между положением в системе межличностных отношений и развитием личности младшего школьника существует определенная зависимость:
- высокий уровень тревожности характерен для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений;
- низкая самооценка характерна для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений;
- высокая агрессивность характерна для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений.
В соответствие с целью и гипотезой квалификационной работы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявление влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
3. Диагностика уровня взаимоотношений обучающихся и педагога в их взаимодействии
4. Анализ опытно-экспериментального исследования влияния межличностных отношений на развитие личности учащихся в 7 классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан».
При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
посвященной обозначенной проблеме исследования; изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме исследования, проектирование процессов;
Эмпирические: наблюдение за деятельностью обучающихся на
занятиях и в свободное время, диагностические задания, изучение продуктов ученической деятельности;
Интерпретационно-описательные: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методы презентации полученных данных: составление диаграмм.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами и родителями учащихся, принимавших участие в исследовании, а также материалы и результаты исследования могут быть использованы в практической области при разработке коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий по улучшению межличностных отношений для создания благоприятных условий развития личности учащихся.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Кадетская школа полиции «Калкан»» (г. Набережные Челны).
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация работы: результаты исследовательской работы
обсуждались на 50-й итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. Ребенок вступает в новую для него группу, именуемую «классным коллективом». И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.
Главная проблема учителя на всех этапах обучения - учить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми. Многие учителя вынуждены большое количество времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что спокойным и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Педагогам приходится работать с большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и неуправляемыми.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь - следовать социальным нормам и правилам.
В связи с этим наша работа была направлена на изучение межличностных отношений педагогов и учащихся классного коллектива. В качестве исследуемого класса выступил ученический коллектив 7-го класса ГБОУ «КШП «Калкан»» (г. Набережные Челны), в котором проходила наша педагогическая практика.
Цель нашего исследования заключалась в оценке степени влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
В практической части нашего исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы:
1) Констатирующий этап - позволил оценить исходные взаимоотношения педагогов и учащихся в классном коллективе; оценить степень влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося; разработать комплекс рекомендаций и наметить векторы для дальнейшей работы с обучающимися;
2) Формирующий этап заключал в себе проведение занятий, направленных на улучшение взаимоотношений педагогов и обучающихся 7-го класса ГБОУ «КШП «Калкан»». С этой же целью также были организованы тренинги и мероприятия различного характера.
3) Контрольный этап - позволил выявить положительную динамику в изменении взаимоотношения учащихся и педагогов исследуемого класса.
Так, обобщив и проанализировав результаты, полученные в ходе обработки данных по методике «Дерево взаимоотношений», на контрольном этапе мы выявили, что в классе преобладающими стали взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога (зеленый цвет) между учащимися. По результатам анкетирования «Стили педагогического взаимодействия» преобладающим типом взаимодействия с учителями, как и на констатирующем этапе, по-прежнему является сотрудничество, однако показатели выросли до 60% (15 учащихся), что на 24% выше, чем на констатирующем этапе; наименее выраженными являются отношения подавления, авторитарный тип общения учителя, показатели которого снизились с 28% на констатирующем этапе до 16% (4 учащихся) на контрольном этапе.
Полученные данные позволяют судить об успешности выполнения запланированной работы: цели и задачи выполнены в полном объеме.
1. Абраменкова В.В Развитие коллективной идентификации и персонализации в детском возрасте // Психология развивающейся личности. - М.: «Мысль», 2007. - 260 с.
2. Акинин М.Д., Веригина Л.В. Конфликт «Учитель - ученик» // Юный ученый. - 2016. - № 4. - С. 85-91. [Электронный ресурс]. - URL: http://yun.moluch.ru/archive/7/502/ (дата обращения: 30.05.2019)
3. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - Вып. 2. - 387 с.
4. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе
перцептивных процессов и особенности его содержания / // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 146-152.
5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспектпресс, 2012. - 375 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 290 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.bsu.az/books_163/N_5.pdf (дата обращения 12.05.2019)
7. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе
перцептивных процессов и особенности его содержания / Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 146-152.
9. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой - М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии», 2006. - 416 с.
10. Бирон Д., Джонсон Б. Социальная психология. - СПб, 2003. - 512 с.
11. Бодалев А.А. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-центр, 2011. - 2280 с.
12. Бодалев A.A. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. - 2014 - № 1. - С. 122-127.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2008. - 296 с.
14. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 415 с.
15. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
16. Бусовикова Т. Игры для сотрудничества // «Школьный психолог». - 2009.
- №8. [Электронный ресурс]. - URL:
http://psy.1sep.m/view_article.php?id=200900810 (дата обращения 28.05.2019)
17. Включенность личности в коллектив // Practical Education [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edakam.ru/praekuds-276-7.html (дата обращения
22.05.2019)
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М.: Просвещение, 2004.
- 325 с.
19. Глава 13. Личность // Введение в психологию. / Под ред. А.В.
Петровского. - 1996. - 386 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://knigi.news/uchebniki-psiholog/lichnost-42544.html (дата обращения
08.04.2019)
20. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2011. - 175 с.
21. Зарипова Р.С. Диагностика «Дерево взаимоотношений» [Электронный ресурс]. - URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/k-attestacii/diagnostika- laquo-derevo-vzaimootnosheniy-raquo-296605 (дата обращения 02.04.2019)
22. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.ipras .ru/engine/documents/document 13015.pdf (дата обращения
06.03.2019)
23. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
24. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Казань, 2008. - 216 с.
25. Климов Е.А. Путь в профессию: экспериментальное учеб. пособие для старших классов общеобразовательной школы - СПб.: Питер, 2004. - 98 с.
26. Козодой В.Г. Психологическая игра «Ученик - учитель» // Открытый
урок 1 сентября. [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--
i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/585237/ (дата
обращения 18.12.2018)
27. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2006. - 283 с.
28. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений. - Минск: Изд-во Европейского гуманитарного университета, 2000. - 251 с.
29. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. - Минск: Народная асвета, 2002. - 237 с. 30. Кон И.С. Дружба. - 4-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 330 с. 31. Кон И.С. Ребёнок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.
32. Лебедева Л.В. Осознанность сверстниками межличностных отношений в
группе / Отечественная педагогическая культура в национальнорегиональном компоненте образования: Труды Вторых Покровских
образовательных чтений, 14-15 октября 2003 г. // Под ред. А.А. Романова, В.А. Беляевой. - Рязань: РГПУ, 2004. - С. 260-262.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost- soznyanie-lichnost.pdf (дата обращения 22.05.2019)
34. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: монография / 4-е издание. - Москва: Изд-во Московского университета, 1981. - 584 с.
35. Лисина М.И. Потребность в общении / М.И. Лисина Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2006. - 231 с.
36. Мерлин B.C. Психология индивидуальности [Текст]: Избранные
психологические труды / под ред. Е.А. Климова. - М.: Институт практической психологии, 2006. - 445 с.
37. Мощенко А.В. Учебник Юнита 4. Социальная психология личности.
[Электронный ресурс]. - URL:
http://perviydoc.ru/v25344/%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D 0%BA%D0%BE %D0%B0.%D0%B2. %D 1 %83%D 1 %87%D0%B5%D0%B 1 %
D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D 1 %8E%D0%BD%D0%B8%D 1 %82%D0%B0_
4. _%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%B D%D0%B0%D 1 %8F_%D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0%B B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1 %8F_%D0%BB%D0%B8%D 1 %87%D0%B D%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8 (дата обращения 27.03.2019)
38. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! / Народное образование. - 2001. - №4. - С. 12-125.
39. Мухина М.В. Человек и его потребности: учеб.-метод. пособие. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. - 80 с.
40. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалёва. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2009. - 368 с.
41. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология отношений. - М.: Воронеж, 2005. - 48 с.
42. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Общие основы психологии - 688 с.
43. Петровский А., Петровский В. «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне», в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В.В. Мироненко. - М.: «Просвещение», 1990. - С.124-128. [Электронный ресурс]. - URL: https://vikent.ru/enc/6302/ (дата обращения 20.04.2019)
44. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
45. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. - 2009. - 418 с.
46. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005. - 396 с.