ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
|
Введение
Глава 1. Теоретический анализ межличностных отношений в классном коллективе 9
1.1 Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и
зарубежных авторов 9
1.2 Влияние межличностных отношений на развитие личности
обучающегося 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Изучение особенностей взаимоотношений педагогов и обучающихся в классном коллективе 26
2.1 Диагностика уровня взаимоотношений обучающихся и педагога в их
взаимодействии 26
2.2 Анализ особенностей взаимоотношений участников
образовательного процесса в 7 классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан»» г. Набережные Челны 29
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Библиография
Глава 1. Теоретический анализ межличностных отношений в классном коллективе 9
1.1 Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и
зарубежных авторов 9
1.2 Влияние межличностных отношений на развитие личности
обучающегося 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Изучение особенностей взаимоотношений педагогов и обучающихся в классном коллективе 26
2.1 Диагностика уровня взаимоотношений обучающихся и педагога в их
взаимодействии 26
2.2 Анализ особенностей взаимоотношений участников
образовательного процесса в 7 классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан»» г. Набережные Челны 29
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Библиография
На сегодняшний день вполне очевидным является тот факт, что необходимым условием существования людей является построение межличностных отношений, без которых невозможно полноценное формирование у человека психических функции или психического процесса, блока психических свойств, личности в целом. В связи с этим проблема межличностных отношений, возникшая на стыке ряда таких наук как философия, социология, социальная психология, психология личности и педагогика, становится одной из важнейших проблем современности, ключевой проблемой социальной психологии и с каждым годом привлекает к себе все большее внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей.
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Существующее многообразие видов общения условно можно свести к двум основным видам: к первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей. Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решения задач какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатии и антипатии, доверия и недоверия, уважения и презрения. В отличие от делового, такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое) [60, с. 1].
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Этот этап становления коммуникативных навыков общения выпадает, в том числе и на период среднего школьного возраста, к которому принято относить
возрастной период от 11-12 лет до 15 лет (5-9-й классы) [44, с. 28].
В настоящее время важность и значимость коллектива сверстников в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Проблема развития общения сверстников относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. 20 века привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении [51, с. 1]. Однако в те годы это
положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предположения. Многие ученые (Бронфенбреннер У. [61], Б. Спок [53], Дж. Мид [64], Л. Ли [63] и т.д.), развивая мысль Ж. Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником.
Общение со сверстником имеет положительный и развивающий эффект в становлении личности при условии популярности ребенка среди сверстников. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Это подчеркивает важность необходимости определения той роли, которую играют межличностные отношения в формировании личности школьника на различных этапах его жизни [50, с. 84].
Отношения между людьми, как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности, так или иначе осмысливалась ими всегда, начиная от обыденного, житейского сознания и продолжая более глубоким теоретическим уровнем.
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б. Г. Ананьева [3], Г. М. Андреевой [4-7], В. М. Бехтерева [9],
A. А. Бодалева [11; 12], Л. С. Выготского [18], Л. Я. Гозмана [20],
B. В. Знакова [22], И. С. Кона [30; 31], Е. А. Климова [24; 25],
А. Н. Леонтьева [33; 34], В. С. Мерлина [36], В. Н. Мясищева [40; 41],
C. Л. Рубинштейна [47; 48], В. И. Тютюнника [57], Д. Б. Эльконина [46] и других.
Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Средний школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений.
Цель выпускной квалификационной работы: оценить степень влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
Объект исследования - межличностные отношения педагогов и учащихся классного коллектива.
Предмет исследования - влияние межличностных отношений на развитие личности в классном коллективе.
Гипотеза исследования: между положением в системе межличностных отношений и развитием личности младшего школьника существует определенная зависимость:
- высокий уровень тревожности характерен для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений;
- низкая самооценка характерна для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений;
- высокая агрессивность характерна для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений.
В соответствие с целью и гипотезой квалификационной работы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявление влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
3. Диагностика уровня взаимоотношений обучающихся и педагога в их взаимодействии
4. Анализ опытно-экспериментального исследования влияния межличностных отношений на развитие личности учащихся в 7 классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан».
При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
посвященной обозначенной проблеме исследования; изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме исследования, проектирование процессов;
Эмпирические: наблюдение за деятельностью обучающихся на
занятиях и в свободное время, диагностические задания, изучение продуктов ученической деятельности;
Интерпретационно-описательные: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методы презентации полученных данных: составление диаграмм.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами и родителями учащихся, принимавших участие в исследовании, а также материалы и результаты исследования могут быть использованы в практической области при разработке коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий по улучшению межличностных отношений для создания благоприятных условий развития личности учащихся.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Кадетская школа полиции «Калкан»» (г. Набережные Челны).
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация работы: результаты исследовательской работы
обсуждались на 50-й итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Существующее многообразие видов общения условно можно свести к двум основным видам: к первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей. Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решения задач какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатии и антипатии, доверия и недоверия, уважения и презрения. В отличие от делового, такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое) [60, с. 1].
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Этот этап становления коммуникативных навыков общения выпадает, в том числе и на период среднего школьного возраста, к которому принято относить
возрастной период от 11-12 лет до 15 лет (5-9-й классы) [44, с. 28].
В настоящее время важность и значимость коллектива сверстников в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Проблема развития общения сверстников относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. 20 века привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении [51, с. 1]. Однако в те годы это
положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предположения. Многие ученые (Бронфенбреннер У. [61], Б. Спок [53], Дж. Мид [64], Л. Ли [63] и т.д.), развивая мысль Ж. Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником.
Общение со сверстником имеет положительный и развивающий эффект в становлении личности при условии популярности ребенка среди сверстников. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Это подчеркивает важность необходимости определения той роли, которую играют межличностные отношения в формировании личности школьника на различных этапах его жизни [50, с. 84].
Отношения между людьми, как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности, так или иначе осмысливалась ими всегда, начиная от обыденного, житейского сознания и продолжая более глубоким теоретическим уровнем.
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б. Г. Ананьева [3], Г. М. Андреевой [4-7], В. М. Бехтерева [9],
A. А. Бодалева [11; 12], Л. С. Выготского [18], Л. Я. Гозмана [20],
B. В. Знакова [22], И. С. Кона [30; 31], Е. А. Климова [24; 25],
А. Н. Леонтьева [33; 34], В. С. Мерлина [36], В. Н. Мясищева [40; 41],
C. Л. Рубинштейна [47; 48], В. И. Тютюнника [57], Д. Б. Эльконина [46] и других.
Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Средний школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений.
Цель выпускной квалификационной работы: оценить степень влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
Объект исследования - межличностные отношения педагогов и учащихся классного коллектива.
Предмет исследования - влияние межличностных отношений на развитие личности в классном коллективе.
Гипотеза исследования: между положением в системе межличностных отношений и развитием личности младшего школьника существует определенная зависимость:
- высокий уровень тревожности характерен для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений;
- низкая самооценка характерна для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений;
- высокая агрессивность характерна для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений.
В соответствие с целью и гипотезой квалификационной работы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявление влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
3. Диагностика уровня взаимоотношений обучающихся и педагога в их взаимодействии
4. Анализ опытно-экспериментального исследования влияния межличностных отношений на развитие личности учащихся в 7 классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан».
При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
посвященной обозначенной проблеме исследования; изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме исследования, проектирование процессов;
Эмпирические: наблюдение за деятельностью обучающихся на
занятиях и в свободное время, диагностические задания, изучение продуктов ученической деятельности;
Интерпретационно-описательные: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методы презентации полученных данных: составление диаграмм.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами и родителями учащихся, принимавших участие в исследовании, а также материалы и результаты исследования могут быть использованы в практической области при разработке коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий по улучшению межличностных отношений для создания благоприятных условий развития личности учащихся.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Кадетская школа полиции «Калкан»» (г. Набережные Челны).
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация работы: результаты исследовательской работы
обсуждались на 50-й итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. Ребенок вступает в новую для него группу, именуемую «классным коллективом». И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.
Главная проблема учителя на всех этапах обучения - учить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми. Многие учителя вынуждены большое количество времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что спокойным и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Педагогам приходится работать с большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и неуправляемыми.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь - следовать социальным нормам и правилам.
В связи с этим наша работа была направлена на изучение межличностных отношений педагогов и учащихся классного коллектива. В качестве исследуемого класса выступил ученический коллектив 7-го класса ГБОУ «КШП «Калкан»» (г. Набережные Челны), в котором проходила наша педагогическая практика.
Цель нашего исследования заключалась в оценке степени влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
В практической части нашего исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы:
1) Констатирующий этап - позволил оценить исходные взаимоотношения педагогов и учащихся в классном коллективе; оценить степень влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося; разработать комплекс рекомендаций и наметить векторы для дальнейшей работы с обучающимися;
2) Формирующий этап заключал в себе проведение занятий, направленных на улучшение взаимоотношений педагогов и обучающихся 7-го класса ГБОУ «КШП «Калкан»». С этой же целью также были организованы тренинги и мероприятия различного характера.
3) Контрольный этап - позволил выявить положительную динамику в изменении взаимоотношения учащихся и педагогов исследуемого класса.
Так, обобщив и проанализировав результаты, полученные в ходе обработки данных по методике «Дерево взаимоотношений», на контрольном этапе мы выявили, что в классе преобладающими стали взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога (зеленый цвет) между учащимися. По результатам анкетирования «Стили педагогического взаимодействия» преобладающим типом взаимодействия с учителями, как и на констатирующем этапе, по-прежнему является сотрудничество, однако показатели выросли до 60% (15 учащихся), что на 24% выше, чем на констатирующем этапе; наименее выраженными являются отношения подавления, авторитарный тип общения учителя, показатели которого снизились с 28% на констатирующем этапе до 16% (4 учащихся) на контрольном этапе.
Полученные данные позволяют судить об успешности выполнения запланированной работы: цели и задачи выполнены в полном объеме.
Главная проблема учителя на всех этапах обучения - учить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми. Многие учителя вынуждены большое количество времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что спокойным и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Педагогам приходится работать с большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и неуправляемыми.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь - следовать социальным нормам и правилам.
В связи с этим наша работа была направлена на изучение межличностных отношений педагогов и учащихся классного коллектива. В качестве исследуемого класса выступил ученический коллектив 7-го класса ГБОУ «КШП «Калкан»» (г. Набережные Челны), в котором проходила наша педагогическая практика.
Цель нашего исследования заключалась в оценке степени влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
В практической части нашего исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы:
1) Констатирующий этап - позволил оценить исходные взаимоотношения педагогов и учащихся в классном коллективе; оценить степень влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося; разработать комплекс рекомендаций и наметить векторы для дальнейшей работы с обучающимися;
2) Формирующий этап заключал в себе проведение занятий, направленных на улучшение взаимоотношений педагогов и обучающихся 7-го класса ГБОУ «КШП «Калкан»». С этой же целью также были организованы тренинги и мероприятия различного характера.
3) Контрольный этап - позволил выявить положительную динамику в изменении взаимоотношения учащихся и педагогов исследуемого класса.
Так, обобщив и проанализировав результаты, полученные в ходе обработки данных по методике «Дерево взаимоотношений», на контрольном этапе мы выявили, что в классе преобладающими стали взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога (зеленый цвет) между учащимися. По результатам анкетирования «Стили педагогического взаимодействия» преобладающим типом взаимодействия с учителями, как и на констатирующем этапе, по-прежнему является сотрудничество, однако показатели выросли до 60% (15 учащихся), что на 24% выше, чем на констатирующем этапе; наименее выраженными являются отношения подавления, авторитарный тип общения учителя, показатели которого снизились с 28% на констатирующем этапе до 16% (4 учащихся) на контрольном этапе.
Полученные данные позволяют судить об успешности выполнения запланированной работы: цели и задачи выполнены в полном объеме.
Подобные работы
- Причины возникновения и пути решения конфликтов между
учителем и учащимися
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Влияние коллектива на формирование личности школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОПЫТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования личности школьника в детском коллективе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016



