Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №33636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ межличностных отношений в классном коллективе 9
1.1 Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и
зарубежных авторов 9
1.2 Влияние межличностных отношений на развитие личности
обучающегося 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Изучение особенностей взаимоотношений педагогов и обучающихся в классном коллективе 26
2.1 Диагностика уровня взаимоотношений обучающихся и педагога в их
взаимодействии 26
2.2 Анализ особенностей взаимоотношений участников
образовательного процесса в 7 классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан»» г. Набережные Челны 29
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Библиография


На сегодняшний день вполне очевидным является тот факт, что необходимым условием существования людей является построение межличностных отношений, без которых невозможно полноценное формирование у человека психических функции или психического процесса, блока психических свойств, личности в целом. В связи с этим проблема межличностных отношений, возникшая на стыке ряда таких наук как философия, социология, социальная психология, психология личности и педагогика, становится одной из важнейших проблем современности, ключевой проблемой социальной психологии и с каждым годом привлекает к себе все большее внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей.
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Существующее многообразие видов общения условно можно свести к двум основным видам: к первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей. Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решения задач какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатии и антипатии, доверия и недоверия, уважения и презрения. В отличие от делового, такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое) [60, с. 1].
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Этот этап становления коммуникативных навыков общения выпадает, в том числе и на период среднего школьного возраста, к которому принято относить
возрастной период от 11-12 лет до 15 лет (5-9-й классы) [44, с. 28].
В настоящее время важность и значимость коллектива сверстников в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Проблема развития общения сверстников относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. 20 века привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении [51, с. 1]. Однако в те годы это
положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предположения. Многие ученые (Бронфенбреннер У. [61], Б. Спок [53], Дж. Мид [64], Л. Ли [63] и т.д.), развивая мысль Ж. Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником.
Общение со сверстником имеет положительный и развивающий эффект в становлении личности при условии популярности ребенка среди сверстников. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Это подчеркивает важность необходимости определения той роли, которую играют межличностные отношения в формировании личности школьника на различных этапах его жизни [50, с. 84].
Отношения между людьми, как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности, так или иначе осмысливалась ими всегда, начиная от обыденного, житейского сознания и продолжая более глубоким теоретическим уровнем.
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б. Г. Ананьева [3], Г. М. Андреевой [4-7], В. М. Бехтерева [9],
A. А. Бодалева [11; 12], Л. С. Выготского [18], Л. Я. Гозмана [20],
B. В. Знакова [22], И. С. Кона [30; 31], Е. А. Климова [24; 25],
А. Н. Леонтьева [33; 34], В. С. Мерлина [36], В. Н. Мясищева [40; 41],
C. Л. Рубинштейна [47; 48], В. И. Тютюнника [57], Д. Б. Эльконина [46] и других.
Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Средний школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений.
Цель выпускной квалификационной работы: оценить степень влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
Объект исследования - межличностные отношения педагогов и учащихся классного коллектива.
Предмет исследования - влияние межличностных отношений на развитие личности в классном коллективе.
Гипотеза исследования: между положением в системе межличностных отношений и развитием личности младшего школьника существует определенная зависимость:
- высокий уровень тревожности характерен для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений;
- низкая самооценка характерна для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений;
- высокая агрессивность характерна для детей, имеющих неблагоприятное положение в системе межличностных отношений.
В соответствие с целью и гипотезой квалификационной работы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявление влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
3. Диагностика уровня взаимоотношений обучающихся и педагога в их взаимодействии
4. Анализ опытно-экспериментального исследования влияния межличностных отношений на развитие личности учащихся в 7 классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан».
При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
посвященной обозначенной проблеме исследования; изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме исследования, проектирование процессов;
Эмпирические: наблюдение за деятельностью обучающихся на
занятиях и в свободное время, диагностические задания, изучение продуктов ученической деятельности;
Интерпретационно-описательные: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методы презентации полученных данных: составление диаграмм.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами и родителями учащихся, принимавших участие в исследовании, а также материалы и результаты исследования могут быть использованы в практической области при разработке коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий по улучшению межличностных отношений для создания благоприятных условий развития личности учащихся.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Кадетская школа полиции «Калкан»» (г. Набережные Челны).
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация работы: результаты исследовательской работы
обсуждались на 50-й итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. Ребенок вступает в новую для него группу, именуемую «классным коллективом». И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.
Главная проблема учителя на всех этапах обучения - учить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми. Многие учителя вынуждены большое количество времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что спокойным и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Педагогам приходится работать с большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и неуправляемыми.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь - следовать социальным нормам и правилам.
В связи с этим наша работа была направлена на изучение межличностных отношений педагогов и учащихся классного коллектива. В качестве исследуемого класса выступил ученический коллектив 7-го класса ГБОУ «КШП «Калкан»» (г. Набережные Челны), в котором проходила наша педагогическая практика.
Цель нашего исследования заключалась в оценке степени влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося.
В практической части нашего исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы:
1) Констатирующий этап - позволил оценить исходные взаимоотношения педагогов и учащихся в классном коллективе; оценить степень влияния межличностных отношений в классном коллективе на развитие личности учащегося; разработать комплекс рекомендаций и наметить векторы для дальнейшей работы с обучающимися;
2) Формирующий этап заключал в себе проведение занятий, направленных на улучшение взаимоотношений педагогов и обучающихся 7-го класса ГБОУ «КШП «Калкан»». С этой же целью также были организованы тренинги и мероприятия различного характера.
3) Контрольный этап - позволил выявить положительную динамику в изменении взаимоотношения учащихся и педагогов исследуемого класса.
Так, обобщив и проанализировав результаты, полученные в ходе обработки данных по методике «Дерево взаимоотношений», на контрольном этапе мы выявили, что в классе преобладающими стали взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога (зеленый цвет) между учащимися. По результатам анкетирования «Стили педагогического взаимодействия» преобладающим типом взаимодействия с учителями, как и на констатирующем этапе, по-прежнему является сотрудничество, однако показатели выросли до 60% (15 учащихся), что на 24% выше, чем на констатирующем этапе; наименее выраженными являются отношения подавления, авторитарный тип общения учителя, показатели которого снизились с 28% на констатирующем этапе до 16% (4 учащихся) на контрольном этапе.
Полученные данные позволяют судить об успешности выполнения запланированной работы: цели и задачи выполнены в полном объеме.



1. Абраменкова В.В Развитие коллективной идентификации и персонализации в детском возрасте // Психология развивающейся личности. - М.: «Мысль», 2007. - 260 с.
2. Акинин М.Д., Веригина Л.В. Конфликт «Учитель - ученик» // Юный ученый. - 2016. - № 4. - С. 85-91. [Электронный ресурс]. - URL: http://yun.moluch.ru/archive/7/502/ (дата обращения: 30.05.2019)
3. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - Вып. 2. - 387 с.
4. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе
перцептивных процессов и особенности его содержания / // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 146-152.
5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспектпресс, 2012. - 375 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 290 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.bsu.az/books_163/N_5.pdf (дата обращения 12.05.2019)
7. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе
перцептивных процессов и особенности его содержания / Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 146-152.
9. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой - М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии», 2006. - 416 с.
10. Бирон Д., Джонсон Б. Социальная психология. - СПб, 2003. - 512 с.
11. Бодалев А.А. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-центр, 2011. - 2280 с.
12. Бодалев A.A. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. - 2014 - № 1. - С. 122-127.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2008. - 296 с.
14. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 415 с.
15. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
16. Бусовикова Т. Игры для сотрудничества // «Школьный психолог». - 2009.
- №8. [Электронный ресурс]. - URL:
http://psy.1sep.m/view_article.php?id=200900810 (дата обращения 28.05.2019)
17. Включенность личности в коллектив // Practical Education [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edakam.ru/praekuds-276-7.html (дата обращения
22.05.2019)
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М.: Просвещение, 2004.
- 325 с.
19. Глава 13. Личность // Введение в психологию. / Под ред. А.В.
Петровского. - 1996. - 386 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://knigi.news/uchebniki-psiholog/lichnost-42544.html (дата обращения
08.04.2019)
20. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2011. - 175 с.
21. Зарипова Р.С. Диагностика «Дерево взаимоотношений» [Электронный ресурс]. - URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/k-attestacii/diagnostika- laquo-derevo-vzaimootnosheniy-raquo-296605 (дата обращения 02.04.2019)
22. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.ipras .ru/engine/documents/document 13015.pdf (дата обращения
06.03.2019)
23. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
24. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Казань, 2008. - 216 с.
25. Климов Е.А. Путь в профессию: экспериментальное учеб. пособие для старших классов общеобразовательной школы - СПб.: Питер, 2004. - 98 с.
26. Козодой В.Г. Психологическая игра «Ученик - учитель» // Открытый
урок 1 сентября. [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--
i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/585237/ (дата
обращения 18.12.2018)
27. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2006. - 283 с.
28. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений. - Минск: Изд-во Европейского гуманитарного университета, 2000. - 251 с.
29. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. - Минск: Народная асвета, 2002. - 237 с. 30. Кон И.С. Дружба. - 4-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 330 с. 31. Кон И.С. Ребёнок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.
32. Лебедева Л.В. Осознанность сверстниками межличностных отношений в
группе / Отечественная педагогическая культура в национальнорегиональном компоненте образования: Труды Вторых Покровских
образовательных чтений, 14-15 октября 2003 г. // Под ред. А.А. Романова, В.А. Беляевой. - Рязань: РГПУ, 2004. - С. 260-262.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost- soznyanie-lichnost.pdf (дата обращения 22.05.2019)
34. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: монография / 4-е издание. - Москва: Изд-во Московского университета, 1981. - 584 с.
35. Лисина М.И. Потребность в общении / М.И. Лисина Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2006. - 231 с.
36. Мерлин B.C. Психология индивидуальности [Текст]: Избранные
психологические труды / под ред. Е.А. Климова. - М.: Институт практической психологии, 2006. - 445 с.
37. Мощенко А.В. Учебник Юнита 4. Социальная психология личности.
[Электронный ресурс]. - URL:
http://perviydoc.ru/v25344/%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D 0%BA%D0%BE %D0%B0.%D0%B2. %D 1 %83%D 1 %87%D0%B5%D0%B 1 %
D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D 1 %8E%D0%BD%D0%B8%D 1 %82%D0%B0_
4. _%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%B D%D0%B0%D 1 %8F_%D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0%B B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1 %8F_%D0%BB%D0%B8%D 1 %87%D0%B D%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8 (дата обращения 27.03.2019)
38. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! / Народное образование. - 2001. - №4. - С. 12-125.
39. Мухина М.В. Человек и его потребности: учеб.-метод. пособие. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. - 80 с.
40. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалёва. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2009. - 368 с.
41. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология отношений. - М.: Воронеж, 2005. - 48 с.
42. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Общие основы психологии - 688 с.
43. Петровский А., Петровский В. «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне», в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В.В. Мироненко. - М.: «Просвещение», 1990. - С.124-128. [Электронный ресурс]. - URL: https://vikent.ru/enc/6302/ (дата обращения 20.04.2019)
44. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
45. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. - 2009. - 418 с.
46. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005. - 396 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ