Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «LAPBOOK» У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №33621

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы128
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
867
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития лексикограмматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью технологии «Lapbook» 6
1.1 Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе 6
1.2.Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с разными
уровнями общего недоразвития речи 11
1.3. Технология «Lapbook» как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников 17
Выводы по Главе I 25
Глава II. Экспериментальное исследование лексико -грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.1 Организация и методика констатирующего этапа эксперимента 26
2.2 Анализ результатов исследования лексико-грамматических категорий у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 28
Выводы по Главе II 40
Глава III. Развитие и формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью
технологии «Lapbook» 41
3.1 Содержание работы в формирующем этапе эксперимента 41
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 48
Выводы по Главе III 60
Заключение 61
Список использованной литературы


Актуальность исследования. Развитие речи очень важно начинать с самых первых дней жизни детей и постепенно усложнять задачи, в соответствии с их особенностями развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать детей, формировать их речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с детьми в процессе их развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у детей.
Однако дети не рождаются с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе их жизни в обществе.
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с общим недоразвитием речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (далее - ОНР), относится формирование у них лексико-грамматического строя речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий по ФГОС весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Исходя из этого, мы решили связать логопедическую работу с привлечением такого направления как Lapbook. Использование Lapbook в процессе логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи привлекательно тем, что вносит в детские будни приподнятое настроение, позволяет дошкольникам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи,
коллективных умений, а также содействует развитию словаря и грамматического строя речи.
Цель исследования: разработать и апробировать методическое
пособие с использованием средств технологии «Lapbook» при коррекции и формировании лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования: лексико-грамматические категории детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования лексико
грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии «Lapbook».
Гипотеза исследования состоит в том, что использование средств технологии «Lapbook» в коррекции лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи будет способствовать повышению уровня словарного запаса и грамматики.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы проблемы развития лексико- грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью средств технологии «Lapbook».
2) Провести исследование лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
3) Разработать Lapbook для коррекции лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
4) Определить эффективность используемых средств технологии «Lapbook» при коррекции и формировании лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методологическая база исследования: труды Акименко В.М. [1] о речевых нарушениях детей, методика развития речи детей Алексеевой М.М. [2], взгляды Жуковой Н.С. [16] на состояние проблемы общего недоразвития
речи, теория Лалаевой Р.И. [21] о формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, взгляды Волковой Л.С. [10,11] на проблемы общего недоразвития речи, теория Левиной Р.Е. [22] об уровнях речевого недоразвития, положения Правдиной О.В. [30] о детях с нарушениями речи, теория Ушинского К.Д. [35] о формировании речи в онтогенезе, концепция Филичевой Т.Б. [37,38,39] о особенностях детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, изучение, сравнение, обобщение, беседа, эксперимент и методы обработки данный (количественный и качественный анализы).
Практическая значимость: разработанное методическое пособие средствами технологии Lapbook, целью которого является формирование лексико-грамматических категорий речи, может быть использовано в работе учителей-логопедов, воспитателей и педагогов, осуществляющих коррекционную работу с данной категорией детей.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №114 комбинированного вида» Советского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №322 комбинированного вида» Вахитовского района г. Казани и МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» Вахитовского района г. Казани.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 42 источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) работая с детьми с общим недоразвитием речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю - логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Учитель-логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в коррекционный процесс его родителей.
Как показал анализ психолого-педагогических источников, лексикограмматический строй речи у детей при нормальном ходе речевого и психического развития должен быть сформирован к 4 годам, а к концу дошкольного возраста у детей отмечается развернутая фразовая речь, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленная.
Однако при общем недоразвитии речи наблюдается различная степень выраженности нарушений лексико-грамматического строя. На первом уровне отставание носит грубый характер, на четвертом - нерезко выраженный. Общим проявлением является расхождение в объеме пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря, несформированность семантических полей, вербальные парафазии.
Правильная организация обучения детей с ОНР - очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
В ходе констатирующего этапа исследования нами были выявлены такие особенности детей: пассивный словарный запас богаче активного, многие дошкольники путают обобщающие понятия, не развит предикативный и атрибутивный словарный запас и уровень развития словаря
не соответствует возрастной норме, также дети не владеют различными способами словоизменения и словообразования, недостаточно понимают связный текст и допускают существенные неточности при ответах на вопросы по тексту.
На мой взгляд, внедрение новых подходов к развитию дошкольников с ОНР должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с такими детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с их родителями.
Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является Lapbook или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Для развития лексико-грамматического строя речи используют различные методы и приемы, на наш взгляд, именно Lapbook является инновационным средством, которое позволяет увлечь детей и разнообразить стандартные логопедические занятия. Lapbook - это самодельная книжка, наполненная разнообразным дидактическим материалом для закрепления грамматических категорий и совершенствования словарного запаса. Она может быть использована как в работе педагога с детьми, так и с привлечением родителей. Работа с Lapbook по определенным лексическим темам с грамматическими заданиями позволяет повышать речевое развитие детей, побуждает к активному взаимодействию, стремлению к работе в команде, развивает творческий потенциал.
В ходе формирующего этапа эксперимента была определена тематика создания Lapbook на тему «Времена года. Ориентировка во времени». Изучение научно-исследовательской и научно-методической литературы позволило установить, что такие особенности времени, как его текучесть, непрерывность, необратимость, отсутствие наглядных форм, а также
условный характер принятых в социуме словесных обозначений временных интервалов и отношений осложняют процесс стихийного формирования представлений о времени, в связи с чем многие дети и в старшем дошкольном возрасте испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность
Систематическое применение работа с созданным нами пособием, предусматривающих вариативность использования игр, реализующих общие дидактические задачи, позволило обеспечить повышение уровня
сформированности у детей лексико-грамматических категорий и временных представлений.
На этом основании выдвинутую гипотезу можно считать подтвержденной, задачи - полностью выполненными, а поставленную цель исследовательской работы - достигнутой.
Перспективы дальнейшего исследования состоят в изучении возможностей применения дифференцированного подхода в процессе создания Lapbook для детей, а также разработке дидактических игр, направленных на решение других задач формирования знаний
дошкольников.


1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко, - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 77 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 400 с.
3. Алёхина, Ю.Г. Эффективность использования СМАРТ-игр в работе логопеда для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР / Ю.Г. Алехина // Научные горизонты. - 2018. - № 1(5). - С. 8-11.
4. Андрюшина, Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации // Азбука детства. — Самара: ООО «НТЦ». — 2017. — С.84-86.
5. Арушанова, А.Г. Речевые нарушения у детей [Текст]/ А.Г. Арушанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 141с.
6. Бакшаева, И.Ю. Особенности овладения лексикой и грамматикой у детей с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией / И.Ю. Бакшаева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: сб статей. - Екатеринбург, 2015. - С.205-208
7. Бальбина, И.В. Лэпбук как средство обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС / И.В. Бальбина //Профессионально-педагогическое образование как фактор развития региона: материалы научно-практической конференции с международным участием. - Петрозаводск: ПГУ. - 2018. - С.60-63
8. Баранова, Г.А. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / Г.А. Баранова, Т.В. Бабошкина // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское пространство. - 2018. - №2. - С.81-88
9. Бурачевская, О.В. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи / О.В. Бурачевская, Т.В. Бурачевская, Н.И. Бурачевская
// Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4(10). - С.12-14
10. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 680 с.
11. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 5: Фонетикофонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480с.
12. Гатовская, Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - С-Пб: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Гвоздев, А.Н. «Формирование грамматического строя языка
русского ребенка» [Электронный ресурс] / А.Н. Гвоздев издательство АПН РСФСР, 1949 (переиздание 1961) URL:
https:// studfiles.net/preview/1669205/page :86/
15. Емуранова, Р.Ф. Лэпбук как средство развития познавательноречевой активности у дошкольников с общим недоразвитием речи в группе комбинированной направленности / Р.Ф. Емуранова, Э.Ф. Курмаева // Образование 2030: новая концепция развития: материалы Международного форума ЮНЕСКО. - Казань: Университет управления ТИСБИ. - 2017. -
С.123-126
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 4 изд., перераб. - М.: Академия. - 2016. - 239 с.
17. Звонова Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Звонова // Вестник Российского нового университета. - 2011. - № 1. - С. 113-118. - Режим
доступа : http://rosnou.ru/pub/022_fam/important/vestnik_journal/1_2011.pdf
18. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. - 432с.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 234с.
20. Курнаева, Е.А. Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий / Е.А. Курнаева, Л.Н. Морозова, С.Н. Владимирова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 4 (8). - С.92-102
21. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. - СПб.: Издательство СОЮЗ, 2012. - 224 с.
22. Левина Р.Е Основы теории и практики логопедии [Текст]/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение. - 1968. - 167с.
23. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. - Минск: Народное образование, 1999.
24. Никулина, И.А. Развитие речи младших дошкольников с использованием лэпбука / И.А. Никулина // Дошкольное образование :опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 3(10). - С. 74-77
25. Новикова, Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 182-185.
26. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева - СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2016
27. Нищева, Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет [Текст]/ Н.В. Нищева - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
28. Нищева, Н. В, Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет. [Текст] / Н.В. Нищева - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
29. Нурисламова, А.И. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования / А.И. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С.89-91
30. Правдина О. В. Логопедия. [Текст] / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О.В. Правдина - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.
31. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А.Столяр - М.: Просвещение, 1988.
32. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В.Тарунтаева. - 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1980.
33. Тенкачева, Т.Р. Формирование грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования: автореферат кандидата пед.наук: (13.00.02) / Татьяна
Рашитовна Тенкачева; ФГАОУ ВПО «УГПУ»; науч. рук. Е.А. Нахимова - Екатеринбург, 2014. - 23с.
34. Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо-Пресс, 2017. - 128 с.
35. Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1981. - с. 89-151.
36. Фадеева, Н.Н. Особенности формирования лексикограмматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр / Н.Н. Фадеева // Логопедия. - 2016. - № 4(14).
- С.3-6
37. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина - М. Издательство «Альфа», 2013. - 103 с.
38. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: «Просвещение». - 1993. - 184с.
39. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
- М.: Айрис-пресс, 2007. - 224 с.
40. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
41. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е.И.Щербакова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.
42. Якушева, О.Ю. Оценка состояния лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Ю. Якушева //Интерактивные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т2. - С. 114-117

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ