СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ НА НЕСОВЕРШЕННОМ РЫНКЕ
|
Введение 3
1. Концептуальные основы социально ответственного поведения и его 6 влияние на финансовую эффективность компаний
1.1. Понятие, сущность и теоретические основы социально 6
ответственного поведения
1.2. Взаимосвязь социальной ответственности и финансовой 14
эффективности на совершенных и несовершенных рынках
1.3. Актуальные исследования взаимосвязи социальной ответственности 2 2 и финансовой эффективности компаний
2. Эмпирический анализ влияния социально ответственного поведения 32 на финансовую эффективность компаний на несовершенном рынке
2.1. Формирование рейтинга корпоративной социальной 32
ответственности российских компаний и описание используемых
данных
2.2. Формирование рабочих гипотез и эконометрический анализ 39
2.3. Обсуждение результатов эконометрического моделирования 45
3. Внедрение современных практик корпоративной социальной 55
ответственности в систему управления компанией и перспективы развития КСО на несовершенном рынке
3.1. Ключевые особенности и распространение корпоративной 55
социальной ответственности в деятельности российских компаний
3.2. Развитие системы корпоративной социальной ответственности 64
малого и среднего бизнеса в России
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения 85
1. Концептуальные основы социально ответственного поведения и его 6 влияние на финансовую эффективность компаний
1.1. Понятие, сущность и теоретические основы социально 6
ответственного поведения
1.2. Взаимосвязь социальной ответственности и финансовой 14
эффективности на совершенных и несовершенных рынках
1.3. Актуальные исследования взаимосвязи социальной ответственности 2 2 и финансовой эффективности компаний
2. Эмпирический анализ влияния социально ответственного поведения 32 на финансовую эффективность компаний на несовершенном рынке
2.1. Формирование рейтинга корпоративной социальной 32
ответственности российских компаний и описание используемых
данных
2.2. Формирование рабочих гипотез и эконометрический анализ 39
2.3. Обсуждение результатов эконометрического моделирования 45
3. Внедрение современных практик корпоративной социальной 55
ответственности в систему управления компанией и перспективы развития КСО на несовершенном рынке
3.1. Ключевые особенности и распространение корпоративной 55
социальной ответственности в деятельности российских компаний
3.2. Развитие системы корпоративной социальной ответственности 64
малого и среднего бизнеса в России
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения 85
Развитие общества на современном этапе во многом зависит от деятельности как крупных публичных корпораций, в чьем распоряжении сосредоточены значительные объемы материальных и финансовых ресурсов, так и от малого и среднего бизнеса. Принимая во внимание тот факт, что в данный момент в обществе существует большое количество довольно острых экономических, социальных и экологических проблем, решить которые одному лишь государству не под силу, особенно актуальной становится корпоративная социальная ответственность (КСО), которая и отражает общественную значимость деятельности компаний в социальной сфере.
Так, высокая социальная значимость инвестиций, которые может внести современный бизнес в улучшение общественной жизни, является неоспоримой. Очевидно также, что имплементацией корпоративной социальной ответственности в свою деятельность любая компания, помимо прочего, стремится улучшить свой имидж, укрепить репутацию и повысить узнаваемость собственного бренда, что должно снизить нефинансовые риски и повысить конкурентоспособность. Однако с нашей точки зрения, ввиду сохранения экономической нестабильности, весьма актуальным остается вопрос о том, насколько реализация политики корпоративной социальной ответственности способна повлиять на финансовую эффективность публичных компаний с точки зрения инструментального подхода. На практике это означает, что стремление всякого бизнеса к максимизации стоимости должно органично сочетаться с разработкой им определенных подходов взаимовыгодного сотрудничества с обществом, а также с его добровольным участием в разнообразных социальных программах. В этой связи особенно стоит выделить проблему концептуального анализа взаимосвязи экономической эффективности и вовлеченности компаний в разного рода социальную деятельность в условиях несовершенного рынка.
В настоящее время вопросы корпоративной социальной ответственности широко исследуются как в России, так и за рубежом, существует большое количество научных трудов и публикаций в данной сфере, хотя для России это сравнительно новое явление. Ключевую роль в разработке данного направления сыграли работы экономистов М. Фридмана, А. Берли и Г. Минза, Г. Боуэна, А. Кэролла, К. Уолтона, Д. Вуда, Дж. МакГира и других. В России в связи с поздним началом популяризации данного явления количество работ с каждым годом увеличивается, но остаются недоработанные вопросы, связанные с российской спецификой. Среди отечественных исследователей в первую очередь следует упомянуть А.Б. Анкудинова, Б.С. Батаеву, И.Ю. Беляеву, Ю.Е. Благова, А.В. Гизатуллина, О.А. Канаеву, Г.Л. Тульчинского и др. Таким образом, современное состояние теории и практики социальной ответственности компаний позволяет рассматривать концепцию КСО как отражение большого массива исследований в области экономики, менеджмента, социологии, психологии и деловой этики.
Также, несмотря на наличие обширных знаний в сфере КСО за рубежом, определенные особенности данного явления в России приводят к отсутствию единого подхода к пониманию и отражению сущности изучаемой концепции. Актуальность данной проблемы и ее неполная проработанность определили выбор данной темы, а также цель и основные задачи исследования.
Цель данной работы - рассмотрение влияния корпоративной социальной ответственности на финансовую эффективность на основе проведенных ранее исследований и проверка их релевантности посредством проведения эконометрического анализа зависимости финансовой эффективности от участия российских компаний в социальных программах в целях выработки рекомендаций для дальнейшего совершенствования политики КСО отечественных компаний.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть и охарактеризовать теоретические аспекты КСО, а также проанализировать становление данной концепции;
- осветить ключевые теоретические подходы к поиску взаимосвязи между социальной ответственностью бизнеса и финансовой эффективностью;
- рассмотреть и проанализировать ранее опубликованные исследования, касающиеся определения влияния КСО на финансовую эффективность фирмы на несовершенном рынке;
- выполнить эмпирический анализ взаимосвязи социально ответственного поведения компаний и их финансовой эффективности по данным российского рынка;
- выделить ряд рекомендаций для дальнейшего развития программ КСО отечественными компаниями.
Объектом исследования являются отечественные компании, применяющие в своей деятельности практики КСО. Предмет исследования - влияние КСО на инвестиционную привлекательность компании.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о корпоративной социальной ответственности, ее развитии и распространении в России и за рубежом, а также в изучении особенностей реализации корпоративной социальной ответственность в условиях несовершенного рынка.
Практическая значимость исследования заключается в анализе особенностей влияния КСО на финансовую эффективность компаний в условиях несовершенного рынка. Практическая часть работы основана на подробном анализе эмпирических исследований в области КСО и эконометрическом анализе пространственных данных по выборке из 96 российских компаний, применяющих практики КСО.
Так, высокая социальная значимость инвестиций, которые может внести современный бизнес в улучшение общественной жизни, является неоспоримой. Очевидно также, что имплементацией корпоративной социальной ответственности в свою деятельность любая компания, помимо прочего, стремится улучшить свой имидж, укрепить репутацию и повысить узнаваемость собственного бренда, что должно снизить нефинансовые риски и повысить конкурентоспособность. Однако с нашей точки зрения, ввиду сохранения экономической нестабильности, весьма актуальным остается вопрос о том, насколько реализация политики корпоративной социальной ответственности способна повлиять на финансовую эффективность публичных компаний с точки зрения инструментального подхода. На практике это означает, что стремление всякого бизнеса к максимизации стоимости должно органично сочетаться с разработкой им определенных подходов взаимовыгодного сотрудничества с обществом, а также с его добровольным участием в разнообразных социальных программах. В этой связи особенно стоит выделить проблему концептуального анализа взаимосвязи экономической эффективности и вовлеченности компаний в разного рода социальную деятельность в условиях несовершенного рынка.
В настоящее время вопросы корпоративной социальной ответственности широко исследуются как в России, так и за рубежом, существует большое количество научных трудов и публикаций в данной сфере, хотя для России это сравнительно новое явление. Ключевую роль в разработке данного направления сыграли работы экономистов М. Фридмана, А. Берли и Г. Минза, Г. Боуэна, А. Кэролла, К. Уолтона, Д. Вуда, Дж. МакГира и других. В России в связи с поздним началом популяризации данного явления количество работ с каждым годом увеличивается, но остаются недоработанные вопросы, связанные с российской спецификой. Среди отечественных исследователей в первую очередь следует упомянуть А.Б. Анкудинова, Б.С. Батаеву, И.Ю. Беляеву, Ю.Е. Благова, А.В. Гизатуллина, О.А. Канаеву, Г.Л. Тульчинского и др. Таким образом, современное состояние теории и практики социальной ответственности компаний позволяет рассматривать концепцию КСО как отражение большого массива исследований в области экономики, менеджмента, социологии, психологии и деловой этики.
Также, несмотря на наличие обширных знаний в сфере КСО за рубежом, определенные особенности данного явления в России приводят к отсутствию единого подхода к пониманию и отражению сущности изучаемой концепции. Актуальность данной проблемы и ее неполная проработанность определили выбор данной темы, а также цель и основные задачи исследования.
Цель данной работы - рассмотрение влияния корпоративной социальной ответственности на финансовую эффективность на основе проведенных ранее исследований и проверка их релевантности посредством проведения эконометрического анализа зависимости финансовой эффективности от участия российских компаний в социальных программах в целях выработки рекомендаций для дальнейшего совершенствования политики КСО отечественных компаний.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть и охарактеризовать теоретические аспекты КСО, а также проанализировать становление данной концепции;
- осветить ключевые теоретические подходы к поиску взаимосвязи между социальной ответственностью бизнеса и финансовой эффективностью;
- рассмотреть и проанализировать ранее опубликованные исследования, касающиеся определения влияния КСО на финансовую эффективность фирмы на несовершенном рынке;
- выполнить эмпирический анализ взаимосвязи социально ответственного поведения компаний и их финансовой эффективности по данным российского рынка;
- выделить ряд рекомендаций для дальнейшего развития программ КСО отечественными компаниями.
Объектом исследования являются отечественные компании, применяющие в своей деятельности практики КСО. Предмет исследования - влияние КСО на инвестиционную привлекательность компании.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о корпоративной социальной ответственности, ее развитии и распространении в России и за рубежом, а также в изучении особенностей реализации корпоративной социальной ответственность в условиях несовершенного рынка.
Практическая значимость исследования заключается в анализе особенностей влияния КСО на финансовую эффективность компаний в условиях несовершенного рынка. Практическая часть работы основана на подробном анализе эмпирических исследований в области КСО и эконометрическом анализе пространственных данных по выборке из 96 российских компаний, применяющих практики КСО.
Подводя краткие итоги, следует прежде всего отметить, что в данный момент в обществе существует большое количество довольно острых экономических, социальных и экологических проблем, решить которые одному лишь государству не под силу; таким образом, особенно актуальной становится корпоративная социальная ответственность (КСО), которая и отражает общественную значимость деятельности компаний в социальной сфере. На практике это означает, что стремление всякого бизнеса к максимизации стоимости, должно органично сочетаться с разработкой им определенных подходов взаимовыгодного сотрудничества с обществом, а также с его добровольным участием в разнообразных социальных программах.
Так, высокая социальная значимость инвестиций, которые может внести современный бизнес в улучшение общественной жизни, является неоспоримой. Очевидно также, что имплементацией корпоративной социальной ответственности в свою деятельность любая компания, помимо прочего, стремится улучшить свой имидж, укрепить репутацию и повысить узнаваемость собственного бренда, что приводит к снижению нефинансовых рисков и повышает конкурентоспособность.
Рассмотрев основные особенности несовершенного отечественного рынка, мы выделили основные проблемы, с которыми сталкиваются компании в сфере КСО: нечеткая система предоставления налоговых льгот, невысокий уровень развития бизнес-сообщества и культуры, коррупция, недостаточность или полное отсутствие поддержки социально ответственного ведения бизнеса со стороны государства и общества и т.д. Соответственно, формирование системы КСО в условиях низкоэффективного рынка всегда сложный, многоступенчатый, но вместе с тем необходимый с нормативной точки зрения процесс, который подразумевает множество составляющих, от неукоснительного следования букве закона и улучшения качества создаваемой продукции, до попыток по улучшению экологической ситуации и реализации добровольных социально-экономических программ. Внедрение КСО необходимо, однако занимает продолжительный период времени и требует от компании немалых усилий, которые должны привести к тому, чтобы бизнес стал провайдером идей социальной ответственности, тем самым создавая благоприятную среду для дальнейших позитивных изменений.
По результатам исследования взаимосвязи экономической эффективности и вовлеченности компаний в разного рода социальную деятельность в условиях отечественного рынка, проведенного на основе выборки из 96 российских публичных компаний нефинансового сектора за 2017 год, было выявлено, что основная тестируемая гипотеза о воздействии уровня КСО на финансовую эффективность оказалась значимой (если говорить о такой переменной, как расходы на КСО в отношении к выручке, но лишь при рассмотрении односторонней t-статистики, значимой связи между рейтингом КСО и финансовой эффективностью обнаружено не было). Соответственно, ключевой управленческой рекомендацией по результатам выполненного анализа можно считать, по меньшей мере, сохранение текущего уровня расходов на проведение социально-ответственной политики при учете более тщательного отбора конкретных направлений.
Отечественному бизнесу следует рассматривать соответствующие оттоки по финансируемым социальным мероприятиям не как текущие расходы, а как инвестиции, за которыми определенно последуют позитивные результаты с некоторым временным лагом. В исследовательском плане также можно рекомендовать, наряду с увеличение выборок и использованием панельных данных, проведение анализа наиболее эффективных с инструментальной точки зрения направлений социальных инвестиций.
В заключение, следует отметить, что по совокупности имеющихся данных о практике отечественного бизнеса в сфере социальной ответственности, с одной стороны, нельзя отрицать постепенное включение данного направления в систему корпоративного управления крупного бизнеса, а с другой стороны, видны значительные отраслевые различия и существенная сосредоточенность компаний на КСО в отношении работников, что в наивысшей степени влияет на достижение поставленных экономических целей. В настоящий момент, культура социальной ответственности бизнеса в России находится на этапе становления, когда при учете мирового опыта протекает постепенное формирование собственной модели КСО и при комплексном и поэтапном исполнении приведенных нами рекомендаций можно в значительной степени ускорить вовлечение отечественных компаний в данный процесс.
Так, высокая социальная значимость инвестиций, которые может внести современный бизнес в улучшение общественной жизни, является неоспоримой. Очевидно также, что имплементацией корпоративной социальной ответственности в свою деятельность любая компания, помимо прочего, стремится улучшить свой имидж, укрепить репутацию и повысить узнаваемость собственного бренда, что приводит к снижению нефинансовых рисков и повышает конкурентоспособность.
Рассмотрев основные особенности несовершенного отечественного рынка, мы выделили основные проблемы, с которыми сталкиваются компании в сфере КСО: нечеткая система предоставления налоговых льгот, невысокий уровень развития бизнес-сообщества и культуры, коррупция, недостаточность или полное отсутствие поддержки социально ответственного ведения бизнеса со стороны государства и общества и т.д. Соответственно, формирование системы КСО в условиях низкоэффективного рынка всегда сложный, многоступенчатый, но вместе с тем необходимый с нормативной точки зрения процесс, который подразумевает множество составляющих, от неукоснительного следования букве закона и улучшения качества создаваемой продукции, до попыток по улучшению экологической ситуации и реализации добровольных социально-экономических программ. Внедрение КСО необходимо, однако занимает продолжительный период времени и требует от компании немалых усилий, которые должны привести к тому, чтобы бизнес стал провайдером идей социальной ответственности, тем самым создавая благоприятную среду для дальнейших позитивных изменений.
По результатам исследования взаимосвязи экономической эффективности и вовлеченности компаний в разного рода социальную деятельность в условиях отечественного рынка, проведенного на основе выборки из 96 российских публичных компаний нефинансового сектора за 2017 год, было выявлено, что основная тестируемая гипотеза о воздействии уровня КСО на финансовую эффективность оказалась значимой (если говорить о такой переменной, как расходы на КСО в отношении к выручке, но лишь при рассмотрении односторонней t-статистики, значимой связи между рейтингом КСО и финансовой эффективностью обнаружено не было). Соответственно, ключевой управленческой рекомендацией по результатам выполненного анализа можно считать, по меньшей мере, сохранение текущего уровня расходов на проведение социально-ответственной политики при учете более тщательного отбора конкретных направлений.
Отечественному бизнесу следует рассматривать соответствующие оттоки по финансируемым социальным мероприятиям не как текущие расходы, а как инвестиции, за которыми определенно последуют позитивные результаты с некоторым временным лагом. В исследовательском плане также можно рекомендовать, наряду с увеличение выборок и использованием панельных данных, проведение анализа наиболее эффективных с инструментальной точки зрения направлений социальных инвестиций.
В заключение, следует отметить, что по совокупности имеющихся данных о практике отечественного бизнеса в сфере социальной ответственности, с одной стороны, нельзя отрицать постепенное включение данного направления в систему корпоративного управления крупного бизнеса, а с другой стороны, видны значительные отраслевые различия и существенная сосредоточенность компаний на КСО в отношении работников, что в наивысшей степени влияет на достижение поставленных экономических целей. В настоящий момент, культура социальной ответственности бизнеса в России находится на этапе становления, когда при учете мирового опыта протекает постепенное формирование собственной модели КСО и при комплексном и поэтапном исполнении приведенных нами рекомендаций можно в значительной степени ускорить вовлечение отечественных компаний в данный процесс.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ НА НЕСОВЕРШЕННОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - КОРПОРАТИВНАЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕВРОПЕЙСКИХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ПРОДУКЦИИ
ГРАЖДАНСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Маркетинг партнерских отношений как фактор повышения конкурентоспособности предприятия на рынке B2B
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Бюджетирование как инструмент финансового планирования (на примере предприятий полиграфической деятельности)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021



