ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по освоению
математических представлений детьми дошкольного возраста 8
1.2 Особенности работы по освоению математических представлений детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. 14
1.3 Развивающая предметно-пространственная среда как средство
успешности освоения математических представлений в ДОО 18
Вывод по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Выявление исходного уровня математических представлений у детей
младшего школьного возраста
2.2 Разработка плана экспериментального исследования по освоению детьми старшего дошкольного возраста математических представлений 33
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования .. 39
Вывод по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основы всестороннего развития личности ребенка закладываются в первые дошкольные годы его жизни. Проводимые неоднократно психолого - педагогические исследования показали, что у ребенка сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей.
Специфика дошкольного обучения в ДОО по ФГОС состоит в том, что каждый практический шаг в решении фундаментальных теоретических проблем педагогики требует соответствующего продвижения и модернизации. Целью познавательного развития ДОО по ФГОС является развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей дошкольников, что предусматривает овладение (освоение) подрастающим поколением математических знаний, умений и навыков, которые включены в содержание общественного опыта.
Освоение элементаpных математических представлений направлено на развитие важнейших cоставляющих личности ребенка, то есть его интеллектуального и личностного развития. В связи с предстоящим переходом дошкольника к систематическому обучению в школе, где в программах начальной школы особое значение придается логической составляющей, эффективным развитием логического мышления в ДОО целесообразнее всего является математическое развитие. Поэтому формирование умственной деятельности в процессе освоения математических представлений дошкольниками в ДОО является актуальной проблемой нашего времени.
Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих способностях, более адаптированы к новым условиям и, следовательно, наилучшим образом подготовлены к школе. Поэтому обучение дошкольников началам математике в дошкольных образовательных организациях должно играть важную роль. Дети проявляют непосредственный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, а также формировать понятия.
На сегодняшний день имеется большое количество современных разработок по освоению детьми математических представлений в ДОО (Леушина, Белошистая, Метлина, Щербакова, Новикова, Колесникова, и др.) в виде конспектов занятий, непосредственной образовательной деятельности и развивающего материала по созданию педагогических условий для освоения математиче^их представлений в предметно-пространственной среде ДОО.
Освоению ребенком математических представлений способствует использование в процессе обучения разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей так же направлены и на умственное развитие дошкольника в целом.
Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления систематического, целенаправленного математического образования дошкольников в развивающей предметно-пространственной среде детского сада, поскольку ребенок в своей природе связан с математическими категориями в окружающем его пространстве. В настоящее время обучающие программы начальной школы требуют овладение логическими составляющими, которые развиваются через математическое развитие в дошкольной организации, тем самым появляется необходимость нахождения интересных и увлекательных наглядных игр для малышей для их реализации в ДОО, которые позволили бы педагогам организовать свою работу эффективно и результативно при формировании простейшей умственной деятельности. Исходя из вышесказанного, сформулирована проблема нашего исследования следующим образом: являются ли педагогические условия ДОО эффективным средством в освоении математических представлений детей старшего дошкольного возраста?
Таким образом, данная проблема обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия освоения математических представлений детьми дошкольного возраста».
Опираясь на психолого-педагогическую литературу, в соответствии с данной проблемой был проработан план исследования и подобраны рекомендации для педагогов и родителей (комплекс игр и математические пособия), способствующие освоению математических представлений детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние педагогических условий ДОО на освоение математических представлений детьми 5-6 лет.
Объектом исследования является процесс освоения математических представлений детьми дошкольного возраста в досуговой деятельности.
Предметом исследования являются педагогические условия освоения математических представлений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс освоения математических представлений детьми старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в дошкольной организации:
1. будет создана успешная развивающая предметно-пространственная среда, способствующая освоению математических представлений;
2. будут подобраны игры и упражнения адекватно возрасту детей;
3. будет осуществляться совместная работа дошкольной образовательной организации и семьи по освоению математических представлений детьми.
Цель и гипотеза предполагают постановку и реализацию следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме: педагогические условия освоения математических представлений детьми дошкольного возраста;
2. Рассмотреть процесс освоения математических представлений детьми дошкольного возраста в развивающей предметно-пространственной среде и выявить особенности организации данного процесса в ДОО;
3. Выявить исходный уровень математический представлений детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и реализовать план экспериментального исследования влияния педагогических условий на освоение математических представлений детьми старшего дошкольного возраста в условиях развивающей предметно-пространственной среды;
5. Провести анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме исследования.
Общенаучные методики и методы исследования, способствующие решению поставленных нами задач:
1. анализ педагогической, научной и методической литературы над проблемой исследования, методических пособий, анализ документации по проблеме;
2. эмпирические (наблюдение, тестирование);
3. математические методы обработки эмпирических данных
Теоретико-методологические основы. В педагогической науке накоплен обширный материал об освоении математических представлений детьми дошкольного возраста в трудах таких известных педагогов и психологов, как З. А. Михайлова (составила комплекс игр с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюинезера), А. В. Белошистая [5], Е. И. Щербакова, А. М. Леушина (разработала дидактическую систему освоения дошкольниками элементарных математических представлений), Т.И. Ерофеева (предложила условия освоения математических представлений в дошкольном возрасте), Е.И. Тихеева, К.Д.Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтессори, А.В. Грубе, П.С. Гурьев и другие.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в разработке нами методических рекомендаций, которые могут быть эффективно использованы в организации учебно-воспитательного процесса, при составлении педагогами групповых или индивидуальных занятий, в профилактических работах по развитию математических представлений.
По результатам проведенной работы полученная информация легла в основу статей, апробированных в сборниках:
- «Novaum.ru, 2019» №19;
- «Omega Science, 2019» KON-256 том 2.
База исследования. В исследовании приняли участие 42 ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) МБДОУ №8 «Солнышко» г. Мензелинск и МБДОУ №3 «Зоренька» г.Мензелинск.
Структура выпускной квалификационной работы. В структуру работы входят: введение, две главы - теоретическая и эмперическая, выводы по главам, заключение, список использованной литературы.
Во введении описывается актуальность данной темы, формулируются цель и задачи, гипотеза, объект, предмет, раскрываются методы исследования и практическая значимость работы.
В первой главе проводится теоретический анализ данной проблемы в дошкольной организации.
Во второй главе представлено экспериментальное изучение проблемы освоения математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В заключение приводятся основные выводы экспериментальной работы.
Библиография включает список литературы из 51 наименования.
В работе имеется 3 таблиц и 3 графических рисунка.
Педагоги, психологи, философы - ученые изучали проблему математического развития на протяжении всего времени и именно сейчас данная проблема актуальна. Проанализировав психолого - педагогическую литературу по данной проблеме, мы рассмотрели сущность, содержание математического развития и математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Освоение математических представлений характеризуется, как двухсторонний процесс, когда формируется умственное сознание, происходит развитие, дети могут рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки, на основе сравнения выявляют существенные отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., умеют делать простейшие умозаключения.
В соответствии с поставленной нами цели исследования мы выявили возможности освоения математических представлений в процессе обучения в педагогических условиях ДОО, что они соответственно влияют на обучение детьми математикой.
Экспериментальную часть нашей работы мы начали с первичной диагностики методики А.В. Белошистой , на которой мы выявили уровни сформированности математических представлений, проведя исследование с детьми старшей дошкольной группы г. Мензелинск в двух детских садах , в количестве 40 человек.
При исходной диагностике по методике в старшей группе «Пчёлки», в дальнейшем именуемой экспериментальной, показали высокий уровень сформированности математический представлений - 15%, средний уровень - 40%, низкий уровень - 30%, крайне низкий уровень - 15%. Во второй старшей группе «Капельки», в дальнейшем именуемой контрольной, высокий уровень показали - 25%, средний уровень - 40%, низкий уровень - 25%, крайне низкий уровень - 10%.
Следующим этапом мы освежили математический уголок в группах, добавили новые пособия, наблюдали за детьми и разработали программную работу, содержащую игры и игровые упражнения, которые мы проводили в период с декабрь 2018г по апрель 2019г.
Последним этапом была повторная диагностика по выбранной нами методике, где значительно увеличился высокий и средний уровень сформированности математических представлений в экспериментальной группе, и на наше счастье, исчез крайне низкий уровень: высокий уровень был выявлен у 30% воспитанников, средний уровень показали 65 %, низкий уровень -5%, крайне низкий уровень в данной группе не показал никто. В контрольной группе один ребенок переместился из крайне низкого уровня в низкий. У остальных испытуемых градации остались те же: 25 % высокий уровень, средний уровень - 45 % а низкий уровень - 20, и крайне низкий уровень - 10%
Мы видим, что есть различия между первым и вторым замером диагностики, присутствует положительная динамика и повешения уровня сформированности математических представлений.
Поставленные нами задачи был достигнуты: рассмотрен процесс освоения математических представлений детьми дошкольного возраста в развивающей предметно-пространственной среде и выявлены особенности организации данного процесса в ДОО; выявлен исходный уровень математический представлений детей старшего дошкольного возраста; разработан и реализован план экспериментального исследования влияния педагогических условий на освоение математических представлений детьми старшего дошкольного возраста в условиях развивающей предметнопространственной среды; а также проведен анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме исследования.
Таким образом, проанализировав все полученные результаты исследования, мы пришли к выводу, что изменение и улучшение педагогических условий непосредственно влияет на математические представления дошкольников и повышает уровень их сформированности. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология : учебник для высшей школы / Г.С. Абрамова. - М., 2009. - 127 с.
2. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду : научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Г огоберидзе, З.А. Михайлова. - СПб. : ДетствоПресс, 2011. - 592 с.
3. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 2003.
4. Белицкая, А.А. Методическое пособие для воспитателей детских садов. Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста / А.А. Белицкая. - М., 2014. 34 с.
5. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников : учебное пособие / А.В. Белошистая. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 300 с.
6. Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание, 2008. - №11. - С. 14-23.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2009. - 144 с.
8. Будько, Т.С. Предматематическая подготовка дошкольников в процессе конструирования : пособие / Т.С. Будько. - Брест : БрГУ, 2009. - 52 с.
9. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей / Н.Ф. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С. 25-27.
10. Воронина Л.В. Знакомим дошкольников с математикой / Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. - М. : Творческий Центр СФЕРА, 2011. - 247 с.
11. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир / Н.Г. Денисенко // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1. - С. 100-106.
12. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Чистые пруды, 2009. - 30 с.
13. Гарбузов, В.И. От младенчества до отрочества / В.И. Гарбузов. - Л., 2012. - 165 с.
14. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н.Ф. Голованова.- СПб. : Речь, 2014.- 272 с.
15. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - М., 2004. - 104 с.
16. Гришина Г. Не забывайте про игры / Г. Гришина // Дошкольное воспитание. - 2015. - №2. - С. 26-29.
17. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников : книга для воспитателя дет. Сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М. : Просвещение, 1992. 212 с.
18. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Е., 2010. - 240 с.
19. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с ФГОС / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М. : ФИРО, 2014. - 97 с.
20. Колесникова, Е.В. Математика для детей 5-6 лет : учебнометодическое пособие к рабочей тетради "Я считаю до десяти" / Е.В. Колесникова. - М. : Сфера, 2019. - 96 с.
21. Козина, Л.Ю. Игры по математике для дошкольников / Л.Ю. Козина - М. : Творческий Центр СФЕРА, 2012. - 179 с.
22. Корнева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Г.А. Корнева, Т.А. Мусеибова. - М., 2000. 88 с.
23. Куваева, Н.Л. Конспекты занятий по математике / Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. 135 с.
24. Лаптева, Г. Л. Развлечения для дошкольников / Г.Л. Лаптева //
Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. С. 73-77.
25. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М., 1994.
26. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев / под ред. В.А. Сластенина. - М . : ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
27. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / В.И. Логинова / под ред. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 2011. - 144 с.
28. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. 2004. - 450 с.
29. Минкевич, Л. В. Математика в детском саду. Старшая группа / Л.В. Минкевич. - М. : Скрипторий, 2014. - 88 с.
30. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова - М. : Детство-Пресс, 2016. - 144 с.
31. Михайлова-Свирская, Л.В. Математика в детском саду : учебнопрактическое пособие для педагогов ДО. ФГОС ДО / Л.В. Михайлова- Свирская. - М. : Национальное образование, 2015. - 56 с.
32. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - М. : Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
33. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 5-е изд., исправ. и доп. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 2012. - 496 с.
34. Непомнящая, Р.А. Математика до школы : пособие для
воспитателей детских садов и родителей / Р.А. Непомнящая, А.А. Смоленцева, З.А. Михайлова / под ред. С.Д. Ермолаева - М. : Детство-Пресс, 2011. - 191 с.
35. Новикова, В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет / В.П. Новикова / под ред. А.М. Дорофеева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 68 с.
36. Носова, Е.А. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / Е.А. Носова. - Л., 1990.
37. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2. / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : «Ювента», 2012. - 224 с.
38. Поглазова, О.Т., Попова С.В. Готовимся к школе. Методические рекомендации к учебному пособию для дошкольников вместе со сказкой : пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / О.Т. Поглазова, С.В. Попова. - Смск. : Ассоциация XXI век, 2010. - 182 с.
39. Полякова, М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении / М. Н. Полякова. - СПб., 1999.
40. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 2000. - 118 с.
41. Симакова, Т.П. Средства воспитания (методический подход)
[Электронный ресурс] URL: http://www.ppoisk.com/Gumal-
soderganie/soderganie-Kl-2017.htm (дата обращения 12.01.19)
42. Скоролупова, О.А, Федина, Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С. 6-9.
43. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педвузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М. : Школа-пресс, 2002. - 233 с.
44. Солнцева, О.В. Планирование образовательного процесса дошкол. организации. Современные подходы и технология. ФГОС / О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, А.М. Вербенец / под ред. Е.А. Ушакова. - М. : Детство-Пресс, 2017. - 288 с.
45. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. М. : Политиздат, 1982. 270 с.
46. Стожарова, М.Ю. Математика - учимся играя / под ред. А. Спивак. Ростов н/Д : ФЕНИКС, 2008.
47. Усова, А.П. Обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца. - М., 2000. 143 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - URL: http://school- teacherspb.ru/fgos/fgos-noo.html (дата обращения 24.10.18)
49. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. - М., 1988. - 303 с.
50. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития : учебное пособие / Н.И. Фрейлах. - М. : Форум, 2018. - 240 с.
51. Харламов, И.Ф. Педагогика : учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 6-е изд., переработанное и дополненное. - М. : Гардарики, 2013. - 287 с.