Аннотация 2
Введение 6
1. Анализ деятельности автосалонов и существующих разработок по
прогнозированию 8
1.1. Управление продажами: сущность и функциональные задачи 8
1.2 Обзор факторов, влияющих на продажи автомобилей 12
1.3. Анализ методов и моделей прогнозирования 16
1.4. Анализ научной литературы и программного обеспечения 21
1.5 Выводы по главе 32
2. Проектирование системы прогнозирования продаж автомобилей 33
2.1. Разработка концептуальной модели системы прогнозирования 33
2.2. Анализ и характеристика бизнес-процессов прогнозирования продаж
автомобилей 36
2.3. Проектирование структуры базы данных 39
2.4 Выбор системы управления базой данных 48
2.5 Выбор средств разработки системы прогнозирования 50
2.6. Выводы по главе 52
3. Разработка системы прогнозирования продаж автомобилей 53
3.1 Реализация базы данных и импорт данных в STATISTICA 53
3.2 Прогнозирование с помощью автокорреляционной функции 61
3.3 Прогнозирования с помощью сезонной декомпозиции по
мультипликативной модели 66
3.4 Выводы по главе 75
4. Информационная безопасность и экономическая эффективность 76
4.1 Виды информационных рисков и методы защиты от них 76
4.2 Расчет уровня уязвимости системы и вероятности возникновения
информационных угроз 77
4.4 Расчет суммарных затрат на разработку системы прогнозирования продаж 80
4.3 Перечень контрмер и расчет их эффективности 81
4.5 Расчет прибыли в результате использования системы прогнозирования
продаж 84
4.6 Выводы по главе 86
Заключение 87
Список использованной литературы 89
В наши дни фирмы, производящие и реализующие товары, имеют дело с растущей сложностью и неопределенностью внешней среды. Возникает множество сложных вопросов: как фирмы должны организовать свою деятельность для получения более высокой прибыли, как изменить производственный процесс, для того чтобы лучше адаптироваться в условиях конкуренции; как они могут гарантировать организационную выживаемость в сложном, неопределенном и взаимосвязанном мире. Хорошо известные научные методы решения организационных проблем требуют формализации и полной информации. В результате чего, они не могут учесть большое количество факторов неопределенной и качественной природы [1].
Прогнозирование продаж является неотъемлемой частью процесса принятия решений; Это систематическая проверка ресурсов компании, позволяющая более полно использовать ее преимущества и своевременно обнаруживать потенциальные угрозы. Компания должна постоянно отслеживать динамику продаж и альтернативные возможности для развития рыночной ситуации, чтобы наилучшим образом распределять имеющиеся ресурсы и выбирать наиболее подходящие направления своей деятельности.
Целью работы является разработка системы прогнозирования продаж автомобилей автосалона ООО «Авто-1» на основе многофакторного анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Осуществить анализ существующих методов и моделей прогнозирования, а также программного обеспечения для прогнозирования продаж автомобилей автосалона ООО «Авто-1»;
• Анализ управления продажами;
• Провести анализ методов и моделей прогнозирования;
• Провести обзор существующих программных решений;
• Анализ научной литературы по прогнозированию продаж;
• Построить концептуальную модель;
• Выбрать средства разработки;
• Разработать систему прогнозирования продаж автомобилей;
• Провести эксперимент;
• Выявить информационные риски, определить методы защиты от них;
• Рассчитать общие затраты на разработку системы прогнозирования.
Объект исследования: система прогнозирования продаж автомобилей. Предмет исследования: прогнозирование продаж автомобилей автосалона ООО «Авто-1» на основе многофакторного анализа.
Научная новизна работы состоит в следующем:
• Разработана база данных для хранения данных о проданных автомобилях;
• Разработана программа для администратора автосалона, составляющего прогноз;
• Выполнено прогнозирование продаж автомобилей автосалона ООО «Авто-1».
Прогнозирование объема продаж - неотъемлемая часть процесса принятия решения; это систематическая проверка ресурсов компании, позволяющая более полно использовать ее преимущества и своевременно выявлять потенциальные угрозы. Компания должна постоянно следить за динамикой объема продаж и альтернативными возможностями развития рыночной ситуации с тем, чтобы наилучшим образом распределять имеющиеся ресурсы и выбирать наиболее целесообразные направления своей деятельности.
В данной работе был предложен метод прогнозирования продаж автомобилей на основе многофакторного анализа. В ходе выполнения работы были решены все поставленные задачи:
• Осуществлен анализ существующих методов и моделей прогнозирования, а также программного обеспечения для прогнозирования продаж;
• Выполнено проектирование системы прогнозирования продаж автомобилей;
• Разработана система прогнозирования продаж автомобилей;
• Произведен анализ качества прогнозной модели и эффективности прогноза.
Основные результаты работы:
• проведен анализ управления продажами;
• определены факторы, влияющих на продажи автомобилей;
• определены методы прогнозирования, наиболее подходящие для прогнозирования продаж автомобилей;
• проведен анализ научной литературы по прогнозированию продаж и обзор существующих программных решений.
• разработана концептуальная модель системы прогнозирования;
выявлены и проанализированы бизнес-процессы прогнозирования продаж автомобилей и их задачи;
• выполнено логическое проектирование базы данных;
• выбраны системы управления базой данных и средств разработки системы прогнозирования.
• произведена реализация базы данных, хранящая информацию о проданных автомобилях;
• осуществлено прогнозирование на основе программного продукта STATISTICA;
• реализован прогноз с помощью автокорреляционной функции, а так же на основе сезонной декомпозиции;
• определены виды информационных рисков;
• рассчитаны суммарные затраты на разработку, внедрение и сопровождение информационной системы для управления продажами автосалона;
• рассчитаны прибыли в результате использования системы.
1) «Прогнозирование объема продаж» [Электронный ресурс]:- URL: https://docplaver.ru/28483111-Prognozirovanie-obema-prodazh-s-pomoshchvu- neyronnyh-setev.html (Дата обращения 02.02.2019)
2) «Управление продажами» [Электронный ресурс]:- URL:
https://vsetreningi.ru/schools/upravlenie prodazhami (Дата обращения 28.04.2019)
3) «Управление продажами» [Электронный ресурс]:- URL:
http://fb.ru/article/382524/upravlenie-prodaiami-eto-iskusstvo-prodavat-spetsialist- po-prodajam (Дата обращения 28.04.2019)
4) «Инструменты и методы оперативного управления продажами» [Электронный ресурс]:- URL: http://memosales.ru/upravlenie/kontrol-prodazh- iskusstvo-derzhat-ruku-na-pulse (Дата обращения 29.04.2019)
5) Дорохин А. Болевые точки в планировании продаж. - М.: Коммерческий Директор № 4, Апрель 2007
6) «Статистика АЕБ» [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.ng.ru/economics/2015-12-25/4_auto.html (Дата обращения:
28.05.2019) .
7) «Факторныйанализ» [Электронный ресурс]: - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 28.05.2019)
8) Садовникова Н. А., Шмойлова Р. А., Минашкин В. Г. Бизнесстатистика и прогнозирование: учебно-практическое пособие / Н. А. Садовникова, Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 225 с.
9) Поротиков Н. Д. Изучение и прогнозирование покупательского спроса: учебное пособие / Н. Д. Поротиков. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 167 с.
10) Степочкина Е. А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: учебное пособие / Е. А. Степочкина. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 236 с.
11) Садовникова Н. А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование: учебное пособие / Н.А. Садовникова, Р.А. Шмойлова. - Москва: «Синергия», 2016. - 208с.
12) Петросов А. А. Стратегическое планирование и прогнозирование: учебное пособие / А. А. Петросов. - М.: Московский государственный горный университет, 2001. - 454 с.
13) «Статистический анализ и прогнозирование развития автомобильной
промышленности» [Электронный ресурс]:- URL: http://economy-
lib.com/statisticheskiy-analiz-i-prognozirovanie-razvitiya-avtomobilnoy- promyshlennosti (Дата обращения 18.02.2019)
14) «Прогнозирование объемов продаж в автомобилестроении»
[Электронный ресурс]: URL: https://lib.rosdiplom.ru/library/
prosmotr.aspx?id=493918 (Дата обращения 18.02.2019)
15) «Прогнозирование продаж и прибыли» [Электронный ресурс]: URL: https://cvberleninka■щ/article/n/prognozirovanie-prodazh-i-pribvli(Дата обращения 18.05.2019)
16) Сборник материалов II Международной научно-практической конференции - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016 - 456 с.
17) «1 С предприятие» [Электронный ресурс]:- URL:
http: //buhgalter.academic.ru/595/1 С%3АПредприятие ( Дата обращения
05.05.2019)
18) «Программное обеспечение «АвтоДилер» » [Электронный ресурс]:- URL: http://avtomarketkar-go.ru/autodealer ( Дата обращения 05.05.2019)
19) STATISTICA [Электронный ресурс] / STATISTICA, 2017. URL: http://statsoft.ru/. Дата обращения: 10.04.2019.
20) STATISTICA [Электронный ресурс] / STATISTICA, 2017. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Statistica. Дата обращения: 10.04.2019.
21) Forecast4AC PRO [Электронный ресурс] / Forecast4AC, 2017. URL:
https: //4analytics.ru/pro gnozirovanie/forcast4ac-pro .html. Дата обращения:
10.04.2019.
22) Forecast4AC PRO [Электронный ресурс] / Forecast4AC, 2017. URL: https://olegon.ru/showthread.php?t=22461. Дата обращения: 10.04.2019.
23) CatMV [Электронный ресурс] / CatMV, 2017. URL:
http://www.gistatgroup.com/gus/buy mv.html. Дата обращения: 10.04.2019
24) Р. Мюллер. Базы данных и UML: Проектирование.- Лори, 2002г. 432 с.
25) Г.Н. Ахметзянова Лекции по дисциплине «База данных», 2015 г.
26) В.А.Кириллов, Г.Ю. Громов. Введение в реляционной базе данных - 2009г. 87с.
27) Н.И. Тебайкина. Программа «Statistica» -, 2006. - 44 с.
28) «Программа «Statistica»» [Электронный ресурс]: URL:
https://statsoftstatistica.ru (Дата обращения 18.05.2019)
29) Писарева О.М. Методы социально-экономического прогнозирования: учебное пособие / О.М. Писарева. - М.: НФПК, 2003. - 210 с.
30) Дуброва Т. А. Статистические методы прогнозирования в экономике: учебное пособие / Т. А. Дуброва. - М.: МГЭСИ, 2004. - 136 с.
31) С.В. Глушаков. База данных - 2002г. 98 с.
32) Матюшкин-Г ерке А. Учебно-прикладные задачи в курсе информатики. Информатика и образование, №3-4, 5-6, 2007г. 155 с.
33) Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование. - М.: Финансы и статистика, 2005г. 186 с.
34) Валеев Н. Н., Аксянова А. В., Гадельшина Г. А. Анализ временных рядов и прогнозирование: / Н.Н. Валеев, А.В. Аксянова, Г.А. Гадельшина. - Казань: КГТУ, 2010. - 160 с.
35) Садовникова Н. А., Шмойлова Р. А., Минашкин В. Г. Бизнесстатистика и прогнозирование: учебно-практическое пособие / Н. А. Садовникова, Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 225 с.
36) Поротиков Н. Д. Изучение и прогнозирование покупательского спроса: учебное пособие / Н. Д. Поротиков. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 167 с.
37) Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник / В.Н. Салин. - М.: Юрист, 2001. - 169 с.
38) Степочкина Е. А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: учебное пособие / Е. А. Степочкина. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 236 с.
39) Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учебное пособие / М.М. Бутакова. — 2-е изд., испр. - М.: КНОРУС, 2010. - 168 с.
40) Петросов А. А. Стратегическое планирование и прогнозирование: учебное пособие / А. А. Петросов. - М.: Московский государственный горный университет, 2001. - 454 с.