ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 8
1.1 Специфика и особенности маркетинга услуг туристских предприятий 8
1.2 Сущность стратегического маркетингового планирования 16
1.3 Особенности формирования маркетинговой стратегии туристского
предприятия 24
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ СРЕДЫ В МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАНИ 29
2.1 Характеристика туристских предприятий Казани 29
2.2 Анализ маркетинговой деятельности туристских предприятий Казани 35
2.3 Оценка интернет среды в маркетинговых стратегиях туристских
предприятий Казани 45
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ
СТРАТЕГИЙ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ СРЕДЫ 50
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности маркетинговых
стратегий 50
3.2 Оценка сводного эффекта разработанных мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения
Актуальность исследования определяется активным развитием рынка туристических услуг, специфическими характеристиками которого в настоящий момент являются интернационализация, интеграция и
регионализация, динамичные изменения туристского спроса и предложения. Туристическая отрасль становится лидером среди других отраслей по степени мультипликативного влияния на экономику. В экономиках многих ведущих стран мира туристская сфера занимает ключевую, бюджетообразующую позицию. Развитие туристского рынка в России, безусловно, будет способствовать увеличению уровня конкуренции в данной экономической сфере.
Туристский продукт многообразен и создается усилиями многих предприятий, причем каждое из них имеет собственные методы работы, технологии, конкретные цели и задачи по созданию, продвижению и реализации туристского продукта, используя при этом различные инструменты маркетинговой политики. Все это уже сегодня требует от туристских организаций изменить отношение к важности роли комплекса маркетинговых мероприятий для деятельности турфирмы. При этом следует также учитывать, что конечные цели и содержание процесса маркетинга для предприятий, участвующих в создании, продвижении и реализации туристского продукта, также различны. Маркетинг на уровне туроператоров и туристических агентств и маркетинг на уровне производителей туристских услуг относятся к сфере коммерческого маркетинга, а маркетинг на уровне национальной туристской администрации и маркетинг на уровне территорий относятся к сфере некоммерческого маркетинга. На данный момент интернет среда в формировании маркетинговой стратегии туристского предприятия заняла лидирующие позиции по эффективности реализации маркетинговой стратегии.
Веб-маркетинг в индустрии туризма или онлайн маркетинг в туризме - все эти термины относятся к интернет маркетингу в туристической индустрии и являются необходимой частью для рекламы и продвижения туристического направления, а также для рекламы и продвижения услуг в сфере туризма и путешествий. Распространение необходимой информации о туризме в целевых сообществах - это комплексная и длительная задача. Веб PR в туризме, онлайн коммуникация в туризме и интернет маркетинг в туризме - все эти выражения относятся к коммуникации и связям с общественностью в индустрии туризма через интернет. Именно поэтому тема работы является достаточно актуальной.
Объектом исследования выступают маркетинговые коммуникации в туристической деятельности.
Предмет исследования - интернет среда в маркетинговой деятельности туристских предприятий.
В вопросы маркетинга и маркетинговых стратегий достаточно широко освещены в специальной литературе, как российскими авторами, так и зарубежными, в частности такими авторами как: Акулич И. Л. [1], Хруцкой В.Е. [32], Беляев В.И. [5], Котлер Ф., Мескон М.Х. [22], Эванс Дж [34]. Теоретическую основу исследования в области туризма приуроченные к проблемам маркетинга предприятий курортно-туристической области рассматривали Вапнярская О.И., Ульянченко Л.А. [6], Кирьянова Л.Г., Симавонян А.А.
В трудах Вапнярской О.И., Ульянченко Л.А представлен анализ основных тенденций развития глобального туризма, которые, по мнению авторов, важно учитывать в маркетинговых решениях в первую очередь при планировании въездного туризма. Авторами сформулированы выводы о возможном влиянии этих тенденций на региональном и микроуровнях.
Л. Г. Кирьянова рассматривает вопросы маркетинга и брендинга туристских дестинаций, потребительское поведение туриста в процессе принятия решения о поездке, описывает главные подходы и правила стратегического маркетингового планирования развития дестинаций. [17, с. 79]
В работе Симавоняна А.А. раскрывается роль маркетинга как важнейшего инструмента управления туристической компанией. Многоплановая целенаправленная маркетинговая деятельность, обеспечивающая изучение рынка, налаживание коммуникаций, подготовку выгодных предложений, организацию доставки услуг и успешную продажу туров, является залогом стабильного роста российской индустрии туризма.
Но, несмотря на значительное число публикаций, посвященных различным аспектам развития маркетинга и оптимизации маркетинговых стратегий, следует отметить, что среди них недостаточно раскрыты проблемы интернет среды в формировании маркетинговой стратегии туристского предприятия.
Цель исследования - определить роль интернет среды в формировании маркетинговой стратегии туристского предприятия.
Для достижения поставленной цели, в работе запланированы следующие задачи:
- изучить специфику и особенности маркетинга услуг туристских предприятий;
- определить сущность стратегического маркетингового планирования;
- охарактеризовать особенности формирования маркетинговой стратегии туристского предприятия;
- представить характеристику туристских предприятий Казани;
- провести анализ маркетинговой деятельности туристских предприятий Казани;
- оценить интернет среду в маркетинговых стратегиях туристских предприятий Казани;
- разработать пути повышения эффективности маркетинговых стратегий туристских предприятий Казани с использованием интернет среды.
Хронологический периодом исследования являются три календарных года с 2015 г. по 2018 г. включительно.
В работе применен метод научного прогноза с опорой на ретроспективные исследования или прием аналогий.
Практическая значимость работы была доложена на конференции «Теоретические и практические аспекты научных исследований в туризме» 8 декабря 2018 года, г. Казани, ИМО КФУ. В статье, написанной совместно с Галанином С.Ф. «Формирование маркетинговой стратегии туристского предприятия».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цели и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования маркетинговой стратегии управления туристским предприятием, специфика и особенности маркетинга услуг туристских предприятий и сущность стратегического маркетингового планирования
Вторая глава выпускной квалификационной работы имеет практическую направленность. В нем дается характеристика туристских предприятий Казани за исследуемый период времени; проводятся анализ и оценка эффективности маркетинговой стратегии туристских предприятий, оценивается интернет среда в их маркетинговой деятельности.
Третий раздел посвящен разработке путей повышения эффективности маркетинговых стратегий туристских предприятий Казани с использованием интернет среды.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются его окончательные выводы.
Выпускная квалификационная работа изложена на 80 страницах, содержит 4 рисунка, 18 таблиц, 9 приложения, при написании работы использовано 37 источников литературы.
Современная нестабильность развития предприятий туризма является результатом взаимодействия множества факторов. В группу контролируемых со стороны предприятия процессов принадлежит маркетинг, что может выступать как инструмент увеличения объемов продаж. Появление в конце 60-х годов ХХ века прообраза Интернета и его дальнейшее развитие и распространение в мире стали фактором повышения эффективности и пересмотра традиционных маркетинговых стратегий предприятий различных секторов экономики, в том числе и туризма. Свойства туристских услуг влияют на применение традиционного маркетинга. В свою очередь, распространение Интернета трансформирует теорию и практику маркетинга туристских услуг.
Маркетинг играет определяющую роль в деятельности любого предприятия. Если рассматривать предприятие с позиций маркетинга, то его цель - наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. Добиться наиболее высокого эффекта можно с помощью комплексного подхода к данной проблеме, учитывая роль каждого элемента, начиная с определения целевого сегмента и заканчивая выбором ценовой стратегии предприятия.
Эффективная реализация маркетинг стратегии принесет такие результаты:
1. Расширение географических позиций и увеличение продаж
2. Укрепления позиций бренда на рынке
3. Завоевание новых рынков - успешный запуск нового продукта или услуги
4. Рост числа лояльных потребителей
На данный момент интернет среда в формировании маркетинговой стратегии туристского предприятия заняла лидирующие позиции по эффективности реализации маркетинговой стратегии.
Интернет среда в формировании маркетинговой стратегии туристического оператора имеет на данный момент едва ли решающую роль. В интернет среде на прибегают к следующим маркетинг-технологиям:
- вирусный маркетинг и вирусная реклама;
- маркетинг в социальных сетях;
- размещение статей на интернет-порталах;
- блоговый маркетинг;
- социальные закладки в сфере туризма;
- видео маркетинг в туризме.
Веб-маркетинг в индустрии туризма или онлайн маркетинг в туризме - все эти термины относятся к интернет маркетингу в туристической индустрии и являются необходимой частью для рекламы и продвижения туристического направления, а также для рекламы и продвижения услуг в сфере туризма и путешествий. Распространение необходимой информации о туризме в целевых сообществах - это комплексная и длительная задача. Веб PR в туризме, онлайн коммуникация в туризме и интернет маркетинг в туризме - все эти выражения относятся к коммуникации и связям с В связи с тем, что мнение потребителя туристских услуг субъективно и зависит от ожиданий, притязаний по уровню отдыха, настроя психологического, то наиболее эффективным методом продвижения в настоящее время является интернет-среда. Большинство будущих потребителей услуг туристских предприятий обращаются к блогам, сайтам, отзывам в сети интернет и оттуда черпают информацию о наиболее приемлемом туристическом направлении или туристическим агентстве.
Интернет-среда - идеальное место создания мнения потребителя туристских услуг, позволяет сформировать как предпочтения туристов, так и необходимый им набор услуг, продвигать новые услуги и направления путешествий.
В интернет-среде легче всего сформировать имидж туристского предприятия путем продвижения сайта, отзывов, ведения социальных сетей.
В дополнение к маркетинговым решениям, касающихся услуг, цен, распределения и продвижения продукта, в интернет-маркетинге необходимы еще два решения: информационные технологии (сайт) и оплата. Необходимость выделения оплаты с традиционного элемента «цена» обусловлены силой воздействия этого фактора на принятие решения о покупке в Интернете.
Необходимо сделать акцент на том, что, сформулировав начальную стратегию, туристическое предприятие должно находится в постоянном контакте с потребителем и окружающей рыночной средой для получения адекватной информации об тех или иных изменениях, которая необходима для того, чтобы оставаться максимально быстрым и гибким в реакции на возможные изменения рынка туристических услуг.
Организационно-экономический механизм повышения объемов продаж туристских услуг представляет собой синтез пяти этапов принятия решения о покупке в Интернете (информированность, рассмотрение вариантов, предпочтение, покупка, лояльность) и структуры усовершенствованного комплекса интернет-маркетинга.
Необходимо размещать ссылки на сайт туристского предприятия в закладках на Delicious, StumbleUpon, Digg, Yahoo! Buzz и т.д., Это быстро увеличивает целевой трафик на сайт с этих социальных закладок.
В последние годы существенно чаще стали использовать видео маркетинг в туризме. Видео на туристическом веб сайте является весьма существенным фактором. Важно подчеркнуть, что с показателя около 4 млрд. поисковых запросов YouTube уже сейчас может претендовать на титул «Вторая Крупнейшая Поисковая Система». Таким образом, туристское предприятие имеет ряд особенностей, связанных с оказанием услуг и маркетинговая стратегия должна учитывать такие особенности и наилучшим образом доносить до потребителя информацию о туристском продукте. Интернет среда в современных условиях - основной канал распространения информации о туристическом продукте, что обусловливает построение маркетинговой стратегии с учетом распространения и продвижения в социальных сетях, на сайте туристского предприятия, в поисковых системах. Это обеспечивает большую эффективность маркетинга, чем традиционные инструменты продвижения.
Согласно исследованию Центра развития туризма Республики Татарстан, по длительности пребывания в 2017 году превалирует тип «путешествие выходного дня» (2-3 дня) - так ответили более 55% туристов, приехавших в зимний, весенний и осенний периоды, это на 3% больше, чем в 2016 году. Количество пребывающих на 4-7 дней сохранилось на уровне 2016 года (28%), но на 8-10% выросло по сравнению с 2015 годом. Наибольший процент по пребыванию на 4-7 дней фиксируется летом. Туристы приезжали из Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Самарской и Ульяновской областей. Чаще всего туристы путешествуют на поезде (45%). 80% гостей - это семейные люди с целью поездки «отпуск, отдых». Порядка 61% туристов приезжало в Казань впервые на 2-3 дня (50%) и 77% из них готовы вернуться в Казань снова.
Традиционно в 2017 году, самыми привлекательными объектами для туристов были гостинично-развлекательный комплекс с аквапарком «Казанская Ривьера» и Казанский Кремль, который посетило 2 млн. 774 тыс. экскурсантов и туристов (в 2016 году побывало 2 млн. 893 тыс. экскурсантов).
При этом в новогодние праздники Кремль посетили 180 тысяч человек, что почти в 2 раза больше чем в аналогичный период прошлого года (96 тысяч). Всего новогодние праздники Казань посетило порядка 130 тысяч туристов.
В числе мероприятий, традиционно собирающих большой наплыв участников и зрителей, можно назвать массовое велопутешествие по городу - «Ночной велофест», а также гастрономический фестиваль «Вкусная Казань», популярность которого растет с каждым годом не только среди гостей и жителей Казани, но и представителей предприятий общественного питания. В 2017 году в нем приняло участие 90 кафе и ресторанов города, фермеров из районов республики, а также участников из других российских городов - это в три раза больше, чем в 2016. Информация о проводимом мероприятии была заблаговременно доведена до сведения казанских туроператоров, которые впоследствии предлагали посещение фестиваля своим гостям. Таким образом, за три дня фестиваль посетило 45 тысяч человек.
Для исследования были выбраны три предприятия:
- «Лидер Казань»
- «Казань-Интур»
- «Гермес».
Поскольку предприятия осуществляют деятельность в Казани, целесообразно провести мониторинг следующих источников:
1. Gokazan.com- основной информационной портал Казани;
2. City.ru;
3. 2ГИС (2gis.ru);
4. Google.
На информационном портале Gokazan.com информация о компании «Лидер Казань» представлена в разделе «Бизнес». Сервис дает полное представление о составе услуг туристического агентства «Лидер Казань». В разделе представлены данные о компании, расположение на карте, часы работы, адреса. Есть возможность прямого перехода на сайт компании и на адреса почт. На сайте City.ru компания ООО «Лидер Казань» не представлена.
По результатам исследования маркетинговых стратегий туристских предприятий Казани и использования ими интернет-среды сделаны следующие выводы:
1. Предприятия не развивают должным образом социальные сети, к примеру, у туристского предприятия «Лидер Казань» 439 подписчиков в сети Instagram, у «Казань Интур» 1012 подписчиков, у ООО «Гермес» 421 подписчик. Это чрезвычайно низкие показатели, которые означают отсутствие правильного продвижения социальной сети. Поскольку социальные сети Instagram, фейсбук и вконтакте в настоящий момент являются наиболее популярными, требуется применять усилия для развития профилей туристских предприятий в них;
2. Туристские предприятия не пользуются возможностями SEO продвижения своего сайта, при запросе в google ссылка находится на второй - третьей странице.
3. Отсутствует рекламная информация на сайте Gokazan.com.
Предлагаемые мероприятия.
1. Развитие профилей в социальных сетях.
Большинство турагентств создают аккаунты компаний в социальных сетях, потому что это один из самых популярных и недорогих способов продвижения бренда и продукта. Однако многие совершают одну и ту же ошибку — останавливаются на первом этапе публикации контента. А ведь нужно работать дальше, получать обратную связь в виде комментариев, лайков и обращений в личные сообщения. Поскольку нужно привлечь не столько аудиторию, сколько клиентов.
Сейчас уже нет большого смысла публиковать контент параллельно во всех соцсетях: клиентов нужно ловить там, где они есть. Туроператор может быть многоканальным, а турагент — нет, в силу меньших ресурсов. Туристическому агентству нужно быть там, где в целом есть аудитория, и в 99% случаев она сидит в Whatsapp. А если говорить про Восточную Европу (Украину, Молдову, Беларусь, Литву, Латвию), то там так же популярен Viber. Географическая привязка к региону помогает определить, чем пользуется турист, и какую площадку развивать туристическому агентству.
2. Поисковая оптимизация (СЕО от англ. Search Engine Optimization) — это комплекс работ, направленных на продвижение веб-проекта в поисковых системах, в частности повышение позиций web-ресурса по набору запросов.
3. Отсутствует рекламная информация на сайте Gokazan.com. - в этом мероприятии необходимы простые действия по добавлению данных туристического агентства в каталог сайта.
1. Акулич, И. Л. Введение в маркетинг / И. Л. Акулич. - М.: «Современная школа», 2017. - 304 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика. 2016. - 198с.
3. Архипов, В. Е. Маркетинг. Техника создания спроса / В. Е. Архипов. - М.: Вершина, 2017. - 304с.
4. Ассель, Г. Маркетинг: принципы и стратегия / Г. Ассель. - М.: Инфра - М, 2017. - 804с.
5. Беляев, В. И. Основы теории маркетинга / В. И. Беляев. - М.: «КноРус», 2016. - 672с.
6. Вапнярская О. И., Ульянченко Л. А. Тенденции развития глобального туризма: влияние на маркетинг // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 3 (50). С. 44-53.
7. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление / Т. А. Гайдаенко. - М.: «Эксмо», 2017. - 512с.
8. Гембл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / П. Гембл, М. Стоун, Н. Вудкок. - М: Фаию-Пресс, 2017. - 364с.
9. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования товара / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. № 1-4. - С. 16-23.
10. Градов, А. П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия / А. П. Градов. - СПб.: Наука, 2017. - 92с.
11. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 367 с.
12. Дуброва, Т.А. Статистические методы прогнозирования: учеб. пособие для вузов / Т.А. Дуброва. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 206 с.
13. Егоров, А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности / А. Ю. Егоров. - М.: Дело, 2016. - 326с.
14. Еферин, В. П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях / В. П. Еферин, В. В. Мотин. - М.: Дело, 2017. - 235 с.
15. Зобова Е. В., Яковлева Л. А. Привлечение инвестиций для развития регионального туризма // Саяпинские чтения: сборник материалов круглого стола. Тамбов, 2018. С. 78-87.
16. Зобова Е. В., Яковлева Л. А., Косенкова Ю. Ю. Развитие рынка туристских услуг на современном этапе. // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2016. Т. 11. № 3. С. 59-65.
17. Кирьянова Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 264 с.
18. Ковалик, Л. Н. Основы маркетинга / Л. Н. Ковалик. - СПб.: «Питер», 2016. - 384с.
19. Кокорин, А. Исследования осведомленности о марке / А. Кокорин // Реклама и Жизнь. - 2016 - № 8. - С. 16-22.
20. Котерова, Н. П. Основы маркетинга: учебное пособие / Н. П. Котерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 415с.
21. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - СПб.: АО «КОРУНА», АОЗТ «Литера плюс». 2016. - 268с.
22. Маркетинг, пиар, реклама и торговля / Р. Данкар и др.; Науч. ред. А.Г. Худокормов. - М.: Экономика, 2017. - 257 с.
23. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебник для ВУЗов / М.Х Мескон / пер. с англ. - М.: Дело, 2015. - 538 с.
24. Основные идеи экономического учения А. Смита и Д. Риккардо: учебное пособие /под ред. Н.Е. Титовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 96 с.
25. Питер, Р. Управление маркетингом / Р. Питер. - М.: ЗАО «БИНОМ», 2012. - 560 с.
26. Попов, Е.В. Продвижение товаров и услуг / Е. В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 331с.
27. Спицын В. В. Формирование и реализация стратегия маркетинга туризма в регионе. // Региональная экономика: теория и практика. 2017. № 11 (68). С. 91-100.
28. Современный маркетинг/ под ред. В.Е. Хруцкого - М., Финансы и статистика, 2015. - 298с.
29. Сорокина, Т. Внутрифирменный маркетинг в ресторанногостиничном бизнесе / Т. Сорокина // Маркетинг. - 2016. - № 4. - С. 49-58.
30. Табурчак, В.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / П.П. Табурчак, В.М. Тумина, М.С. Сапрыкина - Р н/Дону: Феликс, 2017. - 352 с.
31. Украинцева, А. А. Маркетинг / А. А. Украинцева. - М.: Проспект, 2017. - 248с.
32. Федеральная служба государственной статистики. Розничная
торговля, услуги населению, туризм. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retai 1/ (дата обращения: 15.11.2018).
33. Хруцкой, В. Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкой. - М.: Экономика, 2017. - 296с.
34. Чернецова Л. В. Инновационные технологии маркетинга в туриндустрии // Бизнес и стратегии. 2016. № 2 (03). С. 82 - 91.
35. Эванс, Дж. Маркетинг: Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев / Дж. Эванс, Б. Берман. - М.: Экономика. 2016. - 265 с.
36. Яковлева Л. А. Маркетинг в сфере туризма. // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2017. № 3-4. С. 352-357.
37. Сайт компании KOHL & PARTNER (Исследование туристских предприятий) https://www.kohl.at/ru/ (дата обращения 02.12.2018)