ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА 6
1.1 История использования элементов ДПИ в художественном
оформлении 6
1.2 История художественного оформления интерьера 12
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В
ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА 17
2.1 Формирование цветового восприятия детей дошкольного возраста 17
2.2 Построение цветового решения в композиции оформления детского
интерьера 28
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА III ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПОРТЗАЛА НА БАЗЕ ДЕТСКОГО САДА 34
3.1 Технология разработки и материалы художественного оформления
спортзала 33
3.2 Технологическая последовательность выполнения художественного
оформления спортзала 37
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Выбор цвета, используемого в ходе оформления интерьера жилища, во многом обусловливается особенностями вкуса его хозяев, их индивидуально-личностных особенностей, типа темперамента. Кроме того, на выбор цвета помещения оказывает влияние его значение. В то же время, именно цвет представляет собой элемент, интерьера, изменить который легче всего, поэтому проведение ремонта любого уровня или переустройства помещения обязательно сопровождается определением того, какой цвет будет использоваться при оформлении каждого из предметов.
Понятие дизайн, происходящее от англ. design и переводящееся как «проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок», используется для обозначения деятельности по художественному конструированию. Интерьер (от франц. Interieur) означает «внутренний».
Сочетание «дизайн интерьера» используется для обозначения процесса художественного проектирования внутреннего пространства помещения, комнаты, квартиры, здания в целом. В содержание данного понятия также включается деятельность по разработке архитектурного решения и характера используемого в помещении убранства, используемой для его оформления мебели и оборудования.
Выполнение работ по украшению жилища относится еще к древнейшим временам, когда женщины начали украшать внутренне пространство пещер, стремясь сделать их не только более удобными, но и более красивыми. Для этого использовались разнообразные подручные материала: дерево, шкуры животных, камни, раковины. Стремление украсить свое жилище, впервые проявившееся на заре человеческой цивилизации, сохранялось, передаваясь из поколения в поколение, и сопровождалось процессом постоянного усовершенствования используемых в ходе данного процесса способов и материалов. В результате человеческое жилище становилось все более красивым и удобным, появлялась мебель, соответствующая требованиям времени и особенностям деятельности человека, его благосостоянию и особенностям целевого использования тех или иных помещений.
В то же время, на всем протяжении человеческой истории перед дизайнерами вставал один и тот же вопрос: необходимость выполнения качественного, удобного в применении и одновременного долговечного продукта, вызывающего у реальных и потенциальных потребителей желания использовать его.
Большое значение в проектировании интерьера помещений вне зависимости от их назначения имеет также выбранное цветовое решение. Изучению данной проблематики и посвящено проводимое нами исследование.
Объект исследования: оформление интерьера.
Предмет исследования: развитие цветового восприятия в процессе художественного оформления интерьера.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выполнить художественное оформление интерьера.
Задачи исследования:
1. Изучить историю использования элементов ДПИ в художественном оформлении.
2. Рассмотреть историю художественного оформления интерьера.
3. Проанализировать методику обучения цветового восприятия на занятиях «Цветоведение».
4. Выделить особенности цветового решения композиции в оформлении.
5. Выделить особенности технологии разработки и материалы художественного оформления интерьера.
6. Разработать технологическую последовательность выполнения художественного оформления интерьера.
Структура работа: состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка.
Целью исследования являлось теоретическое обоснование и эмпирическое выполнение художественного оформления интерьера.
В результате проделанной работы были выполнены следующие задачи исследования:
1. Изучена история использования элементов ДПИ в художественном оформлении.
2. Изучена история художественного оформления интерьера.
3. Изучена методика обучения цветового восприятия на занятиях «Цветоведение».
4. Выделены особенности цветового решения композиции в оформлении.
5. Выделены особенности технологии разработки и материалы художественного оформления интерьера.
6. Разработана технологическая последовательность выполнения художественного оформления интерьера.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
Подробно изучили теоретические вопросы истории использования элементов ДПИ в художественном оформлении. При выполнении теоретической части были приобретены навыки самостоятельной работы со специальной литературой и Интернет-источниками.
В ходе разработки методики развития цветового восприятия в процессе художественного оформления интерьера была разработана методика ознакомления учащихся со значением цвета в интерьере «Мир цвета. Влияние цвета на восприятие пространства». В методике рассматривается вопрос о большой роли правильно подобранного цветового решения в интерьере, а также о том как тот или иной цвет влияет на самочувствие и эмоции человека.
Далее в ходе полученной информации началась работа над проектом. На основании сделанных эскизов, определился окончательный вид будущего интерьера. Основываясь на пожелания заказчика и эскизы был сделан выбор цветового решения. В ходе разработки и подготовки проекта тщательно подбирались инструменты и материалы для достижения цели, а также были приобретены навыки работы с данными инструментами и материалами. Соблюдая технику безопасности были расписаны стены спортивного зала. Далее была проделана работа по декорированию оконных проемов и расстановке мебели. Интерьер получился именно таким, каким он был задуман.
Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи решены.
1. Агратина, Е. Е. Искусство ХХ века: учебник и практикум для академическо
го бакалавриата / Е. Е. Агратина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 317 с.
2. Агратина, Е. Е. История зарубежного и русского искусства ХХ века: учеб
ник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Агратина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 317 с
3. Алексеев, А. Г. Дизайн-проектирование: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. Г. Алексеев. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2019; Кемерово: Изд-во КемГИК. - 90 с.
4. Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин; перевод
чик А. А. Франковский. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 296 с.
5. Графический дизайн. Современные концепции: учебное пособие для вузов /
Е. Э. Павловская [и др.]; ответственный редактор Е. Э. Павловская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 119 с.
6. Ильина, Т. В. Русское искусство XVIII века + cd: учебник для бакалавриата
и магистратуры / Т. В. Ильина, Е. Ю. Станюкович-Денисова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 611 с.
7. Ильина, Т. В. Введение в искусствознание: учебник для вузов / Т. В. Ильи
на. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 201 с.
8. Ильина, Т. В. История искусства: учебник для среднего профессионального
образования / Т. В. Ильина. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 203 с.
9. Ильина, Т. В. История отечественного искусства. От крещения Руси до
начала третьего тысячелетия: учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 370 с.
10. История детской комнаты. [Электронный ресурс]. 2015 Режим доступа: http: //www.4living.ru/^ara запроса: 30.03.2019).
11. Кантор, А. Декоративно-прикладное искусство России: [Электронный ресурс]. 2000 Режим доступа: http://www.russianculture.ru/fuhe.as. (Дата запроса: 30.03.2019).
12. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для студентов вызов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» / В. Б. Кошаев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 272 с.
13. Коржуев, А. В. Основы научно-педагогического исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 177 с.
14. Кузвесова, Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Л. Кузвесова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 139 с.
15. Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа: учебник для вузов / Т. В. Литвина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 181 с
16. Лютов, В. П. Цветоведение и основы колориметрии: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Лютов, П. А. Четвер- кин, Г. Ю. Головастиков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 224 с.
17. Лютов, В. П. Цветоведение и основы колориметрии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Лютов, П. А. Четверкин, Г. Ю. Головастиков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт,
2019. - 224 с.
18. Мебель своими руками в домашних условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://homebuilding.ru/mebel-svoimi-rukami-v-domashnikh- uslov.html
19. Методические указания по выполнению практических занятий учебной дисциплины оп.01 Основы дизайна и композици: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-ukazaniva-po-vipolnenivu- prakticheskih-zanyativ-uchebnov-disciplini-op-osnovi-dizayna-i-kompozicii- 936732.html
20. Назарова, В.И. Современные отделочные материалы / В.И. Назарова. - М.: Изд-во РИПОЛ классик, 2011. - 320 с.
21. НанаСова Что такое декоративное искусство: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/175462/chto-takoe-dekorativnoe-iskusstv (Дата обращения: 30.03.2019).
22. Основы дизайна и композиции: современные концепции: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Э. Павловская [и др.]; ответственный редактор Е. Э. Павловская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 119 с
23. Павловская, Е. Э. Графический дизайн. Выпускная квалификационная работа: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Э. Павловская, П. Г. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 227 с.
24. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС: учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с. - (Авторский учебник)
25. Правила пожарной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bstu.ru/about/important/pravila-pozamov-besopasnosti
26. «Современное декоративно-прикладное искусство России» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/referat-sovremennoe- dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-rossii-1535037.html
27. Современные материалы для отделки стен в квартире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otdelkagid.ru/vnutrennvava/stenv/sovremennve- materialy-dlva-otdelki-kvartiry.html
28. Соловьев, Н. К. Дизайн исторического интерьера в России: учебное пособие для вузов / Н. К. Соловьев. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт,2019. - 272 с
29. Стили интерьера детской комнаты. [Электронный ресурс] Режим досту- па:http://www■strovdodvr■ru/articles/detskaia/stili interera detskoi komnaty/ (Дата обращения: 30.03.2019).
30. Стили интерьера детской комнаты. [Электронный ресурс] Режим досту- па:http://allremont■Com/article/-/stili-interera-detskoi-komnatv(Дата обращения:
30.03.2019) .
31. Стасов, В. В. Живопись, скульптура, музыка. Избранные сочинения в 6 ч. Часть 5 / В. В. Стасов. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 366 с.
32. Требования безопасности в интерьере детской комнаты. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://apartama.ru/article/94/ (Дата обращения:
30.03.2019) .
33. Требования к детской комнате. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mir-mamy.com.ua/igra/(Дата обращения: 30.03.2019).
34. Требования к интерьеру детской комнаты. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.maaam.ru/ detskaja-komnata/trebovanija-k-intereru-
detskoi-komnaty.html(Дата обращения: 30.03.2019).
35. Шайхлисламов, А. Х. Ментальное дизайн-проектирование в художественном образовании /А. Х. Шайхлисламов // Евразийское Научное Объединение (РИНЦ). - М. № 3 (49). 2019. - С.345-347.
36. Цветовая гамма [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.flats- ideas.ru/mesto/detskava/cveta-dlva-detskoi-komnatv.html
37. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Н. Лаврентьев [и др.]; под редакцией А. Н. Лаврентьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 208 с
38. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.]; под редакцией А. Н. Лаврентьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 208 с.
39. Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Шокорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 110 с.
40. Эскизирование (творческий поиск) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gardenweb.ru/eskizirovanie-tvorcheskii-poisk