ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ ПЕДАГОГА 6
1.1. Понятие и сущность карьеры педагога 6
1.2. Управление карьерой педагога 9
1.3. Специфика управления карьерой в образовательной
организации 16
2. АНАЛИЗ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ ПЕДАГОГА В МБОУ «Гимназия
№2» ЕМР 19
2.1. Общая характеристика МБОУ «Гимназия №2» ЕМР 19
2.2. Кадровая и управленческая системы школы и анализ кадрового состава
МБОУ «Гимназия №2» ЕМР 27
2.3. Анализ управления карьерой на примере МБОУ «Гимназия№2» ЕМР 35
3. ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №2» ЕМР 40
3.1. Проблемы развития карьеры педагога, в МБОУ «Гимназия №2» ЕМР 40
3.2. Рекомендации построения карьеры в МБОУ «Гимназия №2» ЕМР 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной работы обусловлена, тем, что для каждого человека важно знать перспективы своего карьерного роста и возможного повышения квалификации в организации, а также условия, необходимые для данного развития. Если этого нет, то у человека, слабеет мотивация, отсутствует стремление к повышению квалификации, и человек начинает подыскивать более перспективную работу. Во всех странам в развитии общества, наиболее важную роль всегда, играла, педагогика, и в частности педагогические работники.
А от того, насколько профессиональный и компетентный педагог трудится в образовательной организации, напрямую зависит то, насколько эффективна будет его деятельность, и как следствие то, кем будут его будущие выпускники.
Главной задачей современного руководителя является самостоятельное создание высокопрофессиональной команды специалистов за счет внутренних ресурсов, продвигая талантливых и способных сотрудников по служебной лестнице, при этом формируя определенный стиль их мышления, принципиально новый подход, направленный на достижение результата. Однако в обычной ситуации руководителю трудно достичь намеченной цели, так как он не является профессионалом в области воспитания и формирования.
Сфера образования это один из тех институтов, в деятельность которого вовлечено большое количество жителей нашей страны. Однако этот институт переживает в настоящий момент кризис. Многими отмечается падение качества, образования, снижение профессионализма, людей, работающих в этой сфере. Именно поэтому особенности построения карьеры в образовательном учреждении могут быть интересны тем, кто только начинает или планирует связать свою судьбу с образовательной деятельностью.
Объект исследования - МБОУ «Гимназия №2» ЕМР.
Предмет исследования - развитие карьеры педагога на примере «Гимназия №2» ЕМР.
Цель работы - выявите проблемы и рекомендации построения карьеры в образовательной организации на примере МБОУ «Гимназия №2» ЕМР.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие и сущность карьеры, рассматривая особенности ее управления;
2. проанализировать существующую структуру построения карьеры на примере МБОУ «Гимназия №2» и дать общую характеристику образовательного учреждения;
3. изучить проблемы построения и дать рекомендации построения карьеры в конкретном образовательном учреждении.
Вопросами организации и управления деловой карьерой задавались многие российские авторы, такие как: Абрегова. М.К, Антропов В.А, Афанасенко И.В, Баронов В.В, Ватащак И.С, Вольчик В.В,их труды посвящены как теории управления карьерой, так и управлению персоналом. Среди зарубежных автором спешим выделить М. Армстронга, О. Бессейра, П. Лоуренса, их исследования направлены на повышение эффективности профессионального развития работников.
При выполнении данной работы нашли применение следующие методы исследования: анализ теоретических исследований в области управленческой деятельности, социологические исследования, статистический анализ.
Степень научной разработанности темы. Данная тема представляет интерес тем, что благодаря методикам и рекомендациям, представленным в данной работе, можно выстроить перспективную карьеру педагога в образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что благодаря мотивациям и рекомендациям можно построите успешную карьеру педагога в образовательном учреждении.
Структура работы. Наша работа, состоит из введения, трех глав, в которых изучается: в первой главе - теоретические аспекте: построения карьеры, во второй главе - анализ построения карьеры на примере «Гимназия №2», в третьей главе - изучаются проблемы и перспективы развития построения карьеры, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается понятие, сущность и особенности управления карьерой, раскрывается специфика карьеры в образовательной организации. Во второй дается обща: характеристика образовательного учреждения, исследуется кадровая и управленческая система школы, дан анализ построения карьеры на примере МБОУ «Гимназия №2»; В третьей главе рассмотрена модель построения карьеры педагога в образовательной организации, проанализированы проблемы развития карьеры педагога, даны рекомендации построения карьеры в образовательной организации.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Выстраивание перспектив своей жизни в целом, и профессиональной в частности, является проблемой актуальной всегда, как на индивидуальном уровне, так и в научном познании. Анализ определений понятия «карьера» свидетельствует о разноплановости его осознания в науке. Так, по характеру, карьера рассматривается и как процесс и как результат. По контексту выделяются следующие карьеры: социальная, профессиональная, личностная, организационная и личностный путь в целом.
По свойствам карьеры выделены: индивидуальность, субъективность, активность. По функциям, задачам карьеры рассматриваются: достижение успеха, продвижение в социальной сфере; накопление профессионального опыта, развитие профессионализма; профессиональное самоопределение; самовыражение; смыслообразование.
Данный анализ показывает широту и многоаспектность понимания карьеры. Не включаясь в разработку данного понятия, остановлюсь на компонентах функций/задач карьеры. Предложенные функции/задачи не исчерпывают полноту карьеры при ответе на вопрос: «Зачем?». Безусловно, рассмотренные варианта верны. Человек может выстраивать карьеру и для того что бы показать, выразить себя, и для поиска идентичности в профессиональной экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее сфере и т.д. Но, в данный список не включен компонент - самореализация.
Карьера, как раз может быть в первую очередь, дает возможность человеку реализовать себя. И адекватность выстраивания карьерной траектории, в частности в профессии, можно рассмотреть относительно того насколько она сопряжена его возможностям. Действительно ли эта профессиональная траектория задается возможностями реализации потенциала человека. Когда каждый этап профессиональной лестницы позволяет выйти на новый уровень осознания своих возможностей и полноценнее реализовать свои способности. Таким образом, карьера, в системном анализе, всегда сопряжена с конвергенцией двух факторов: индивидуальных особенностей человека, (способностей, мотивации и т.д.) и особенностей среды. При этом, значимым компонентом будет выступать характеристика открытости.
Во-первых, открытости человека, себе как адекватное понимание, осознание своих индивидуальных особенностей, в том числе и мотивационно-потребностной сферы. Во-вторых, открытости среды: как предоставление, организации возможностей для проявления индивидуальных особенностей и, таким образом, обеспечивающих поступательный характер карьеры.
Так, при исследовании открытости педагога выделены виды открытости:
1. Когнитивная - как открытость новым знаниям.
2. Коммуникативная - как открытость процессу взаимодействия.
3. Флексибильная - как открытость изменениям. Открытость профессии предполагает открытость профессиональному познанию, профессиональному взаимодействию и профессиональному становлению. Проблема карьеры (отношения к ней, понимание, выстраивание) должна еще более актуализироваться в научном познании в такой профессиональной деятельности как образование. Карьера педагога не носит только индивидуальный аспект.
Таким образом, карьера, педагога, в МБОУ «Гимназия №2» может выступать и как объект для идентификации для воспитанников. С другой стороны карьера - это всегда показатель движения, развития, становления человека. Педагог, остановившийся в своем развитии, не видящий целей и перспектив своего профессионального формирования, можно сказать, вреден и опасен для обучающихся.
Однако очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно на основе прошлого жизненного опыта, совокупности ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе. Соответственно, в профессиональном плане человек рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально
обусловленных побуждений к деятельности, возникающих в процессе социализации».
Образовательная модель профессиональной подготовки в МБОУ «Гимназия №2»в большей степени сегодня отражает инструментальный подход. То есть формирование «инструментов», как правило, в количественном варианте (курсы, дополнительное образование и т.д.), набор которых и будет определять успешность мобильности и конкурентоспособности специалиста. Но, наличие инструментов, средств еще не обозначает возможности, способности их реализовывать. То есть, важна психологическая готовности к профессиональной, социальной мобильности, способности выстраивать профессиональную карьеру.
Выстраивание педагогом своей профессиональной карьеры должно быть осознаваемо и особенно с пониманием, что он предъявляет пример процесса профессионального становления для воспитанников.
1. Абрегова М.К., Тхамокова С.М. Проблемы оптимизации структуры спроса и предложения на рынке труда// Terra Economicus. 2016. Т. 4. № 4-2. С. 7-9.
2. Антропов В.А., Дмитриенко Н.В. Управление внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов // Уральский государственный университет путей сообщения. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 1 (72). Выпуск 13/1.
3. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-КОНЦЕПЦИИ [Текст] // Сборник материалов III всероссийского съезда психологов. СПб., изд-во Ленинградского государственн, 2011. — 250 с.
4. Баронов В.В. Автоматизация управления предприятием. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 239 с.
5. Ватащак И.С. Профессиональные интересы молодые педагогов и исследование их динамики // Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов: сб. науч.-практ. материалов. М.: Перо, 2016. С. 25-46.
6. Ватащак И.С. Факторы привлекательности педагогической профессии для молодых педагогов Российской Федерации // Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов сб. науч.- практ. материалов. М.: Перо, 2016. С. 47-71.
7. Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Прекариат и профессиональная идентичность в контексте институциональных изменений // TERRA ECONOMICUS. — 2016. — Т. 14., №2.
8. Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов: сб. науч.-практ. материалов. М.: Перо, 2016. 260 с.
9. Гильдингерш М.Г., Добрусина М.Е. Концептуальны подходы к формированию профессиональной мобильности рабочей силы // Вестник Томского государственного университета. 2013.
10. Гладкая И.В. Молоды учителя о своей готовности
к профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 148. С. 104-118.
11. Иванов В.Ю. Карьера, менеджера, как объект исследования и управления. [Текст] / Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 3.
12. Какадий И.И., Шамина А.К. Управление развитием и карьерой персонала, в организации социальной сферы// Научный журнал Дискурс. 2017. № 2 (4). С. 133-140.
13. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. М.: ИНФРА-М, 20ё7. 362 с.
14. Ковалева Г.С., Денищева Л.О., Шевелева Н.В. Педвузы дают высокое качество математического образования, но их выпускники не спешат в школу (по результатам TEDS-M) // Вопросы образования. 2011. № 4. C. 124-147.
15. Логинова Н.Ф., Митрофанов К.Г. Что умеют и что не умеют делать молодые педагоги: итоги исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов Российской федерации // Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов: сб. науч.-практ. материалов. М.: Перо, 2016. С. 72-90.
16. Лучкина Т.В. Профессионально-личностная позиция молодого учителя в современной школе // Учены записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2009. № 6. С. 90-97.
17. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 488 с.
18. Мочалова. Я.В. Современные технологии управления предприятием.
- «Экономика и социум» №4(9)2013.
19. Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность.
- Москва, 2014. - 320 с.
20. Пахомова Е.В. Понятие «карьера»: анализ определений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6, № 2. С. 111-115.
21. Посухова О.Ю. Особенности карьерного пространства российского общества. // Социально-гуманитарные знания. 2011. №7.
22. Скопина И.В. Методика. оценки эффективности управления карьерой менеджеров // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 2 (14).
23. Солтанова. Ф.М. Портрет современного топ-менеджера: факторы, влияющие на успешность руководителя // Бюллетень Владикавказского института управления. 2012. № 31.
24. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. М.: КНОРУС, 2009.
624 с.
25. Темнова Л.В., Малахов Ф.В., Восканян Э.С. Концептуальные подходы к исследованию карьеры // Высшее образование в России. 2016.
26. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в вузе // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 2. С. 65-73.
27. Турчинова А.И. Управление персоналом: учебник. М: Изд-во РАГС, 2017. 608 с.
Интернет-ресурсы:
28. Великий коммуникатор / Энциклопедии карьеры, [Электронный ресурс] / Портал «Онлайн-журнал» «HEADHUNTER», 2010 г.
29. Симов С. Планирование успешной карьеры /С. Симов// Портал «Территория твоего развития» http://www.brainity.ru адрес в сети
Интернет: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://www.brainity.ru/business/career/3569/
30. Управление карьерой персонала// Портал «Webarhimed» http://webarhimed.ru адрес в сети Интернет: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.webarhimed.ru/page-145.html
31. Шесть способов построения карьеры / Портаг «Ветер
перемен»http://veter-peremen..m адрес в сети Интернет: [Электронный
ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //veter-peremen 1122.ru/kak-bistro- navti-rabotu/shest-sposobov-postroeniva-karervi
Нормативно-правовые материалы:
32. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
33. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть перва! от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301.
34. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776.
35. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 03.08.2018)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
36. Федеральная целева! программа, развития образования на 2016 - 2020 гг., утвержденная Распоряжением Правительства, Российской Федерации от 23.05.2015 №497// СПС КонсультантПлюс.
37. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// СПС КонсультантПлюс.
38. Приказ Министерства образования и науки РТ от 27 января 2014 года N 256/14 «О создании отраслевых ресурсных центров КонсультантПлюс.
39. Постановление Кабинета. Министров Республики Татарстан от
15.09.2014№ 662 «О взаимодействии министерств, государственных
комитетов и ведомств Республики Татарстан с образовательными организациями высшего образования и их структурными подразделениями в Республике Татарстан»// Официальный интернет-портшг правовой
информации http://www.pravo.gov.ru.
40. Государственная программа. Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 295// СПС КонсультантПлюс.
41. Указ Президента. Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// СПС КонсультантПлюс.
Текущая документация:
42. Устав МБОУ «Гимназия №2» ЕМР.
43.Отчет о деятельности МБОУ «Гимназия №2» ЕМР за 2016 - 2018 г.г.
44.Отчет о результатах самообследования МБОУ «Гимназия №2» ЕМР за 2016 - 2018 г.г.
45. Положение о структурных подразделениях МБОУ «Гимназия №2» ЕМР.
46. Положение об организационной структуре управления МБОУ «Гимназия №2» ЕМР.
47. Штатное расписание МБОУ «Гимназия №2» ЕМР за 2016 - 2018 г.г.