ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПИТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эколого - педагогической компетентности и организации взаимодействия с семьей по экологическому образованию дошкольников 7
1.1. Сущность понятия эколого - педагогической компетентности,
необходимость ее формирования у всех участников образовательного процесса детского сада 7
1.2. Психолого-педагогические исследования основ экологического
образования дошкольников 15
1.3. Технологии взаимодействия с семьей по вопросам экологического
воспитания детей дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по повышению эколого-педагогической компетентности родителей воспитанников старшей группы детского сада 33
2.1. Изучение уровней экологического развития детей старшего
дошкольного возраста и уровней эколого-педагогической компетентности их родителей 33
2.2. Планирование и организация работы по повышению уровня эколого -
педагогической компетентности родителей воспитанников экспериментальной группы 51
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы 58
Выводы по главе 2 70
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования эколого - педагогической компетентности и организации взаимодействия с семьей по экологическому образованию дошкольников 7
1.1. Сущность понятия эколого - педагогической компетентности,
необходимость ее формирования у всех участников образовательного процесса детского сада 7
1.2. Психолого-педагогические исследования основ экологического
образования дошкольников 15
1.3. Технологии взаимодействия с семьей по вопросам экологического
воспитания детей дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по повышению эколого-педагогической компетентности родителей воспитанников старшей группы детского сада 33
2.1. Изучение уровней экологического развития детей старшего
дошкольного возраста и уровней эколого-педагогической компетентности их родителей 33
2.2. Планирование и организация работы по повышению уровня эколого -
педагогической компетентности родителей воспитанников экспериментальной группы 51
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы 58
Выводы по главе 2 70
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологические проблемы взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стали очень острыми и приняли огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача каждой дошкольной образовательной организации. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Недаром 2017 год был объявлен в России годом экологии.
Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении доступных экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Вместе с тем, начальные нравственные установки закладываются в семье.
Представляя собой малую социальную группу структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Семья призвана заложить у ребенка отношение к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей. А задача воспитателей детских садов - грамотно выстроить работу с родителями по экологическому воспитанию в семье.
Между тем, анализ современной практики семейного и общественного дошкольного образования показывает, что экологическое направление в работе с детьми не является приоритетным. Заказчики образовательных услуг дошкольных образовательных организаций - родители дошкольников озабочены, в первую очередь, подготовкой детей к школе. Поэтому, определяя дополнительные кружковые занятия для своих детей, родители не выбирают кружки экологической направленности.
Это определило выбор темы работы: «Повышение эколого-педагогической компетентности родителей как средство экологического развития детей старшего дошкольного возраста».
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель исследования: изучить теорию и практику взаимодействия детского сада с семьей по экологическому образованию дошкольников.
Объект исследования: формирование эколого-педагогической компетентности участников образовательного процесса детского сада.
Предмет исследования: организация взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения эколого-педагогической компетентности родителей.
Гипотеза исследования: взаимодействие детского сада с семьей по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- планирование данной работы будет носить целенаправленный и систематический характер;
- будут применены современные технологии организации взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию;
- родители активно участвуют в обогащении эколого-развивающей среды, в экологических акциях, экологическом театре, экскурсиях, походах и других эколого-педагогических мероприятиях детского сада.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «эколого - педагогическая компетентность»;
2. Проанализировать психолого-педагогические основы экологического образования дошкольников;
3. Изучить уровни экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Спланировать и организовать работу по повышению экологопедагогической компетентности родителей экспериментальной группы.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по теме исследования; анализ проведенной работы и результатов исследования;
- эмпирические: наблюдение; анкетирование; опрос; беседа;
диагностическое обследование, анализ, тестирование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 291» Московского района города Казани Республики Татарстан.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (53 источника), приложения.
Дошкольное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача каждой дошкольной образовательной организации. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Недаром 2017 год был объявлен в России годом экологии.
Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении доступных экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Вместе с тем, начальные нравственные установки закладываются в семье.
Представляя собой малую социальную группу структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Семья призвана заложить у ребенка отношение к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей. А задача воспитателей детских садов - грамотно выстроить работу с родителями по экологическому воспитанию в семье.
Между тем, анализ современной практики семейного и общественного дошкольного образования показывает, что экологическое направление в работе с детьми не является приоритетным. Заказчики образовательных услуг дошкольных образовательных организаций - родители дошкольников озабочены, в первую очередь, подготовкой детей к школе. Поэтому, определяя дополнительные кружковые занятия для своих детей, родители не выбирают кружки экологической направленности.
Это определило выбор темы работы: «Повышение эколого-педагогической компетентности родителей как средство экологического развития детей старшего дошкольного возраста».
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель исследования: изучить теорию и практику взаимодействия детского сада с семьей по экологическому образованию дошкольников.
Объект исследования: формирование эколого-педагогической компетентности участников образовательного процесса детского сада.
Предмет исследования: организация взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения эколого-педагогической компетентности родителей.
Гипотеза исследования: взаимодействие детского сада с семьей по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- планирование данной работы будет носить целенаправленный и систематический характер;
- будут применены современные технологии организации взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию;
- родители активно участвуют в обогащении эколого-развивающей среды, в экологических акциях, экологическом театре, экскурсиях, походах и других эколого-педагогических мероприятиях детского сада.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «эколого - педагогическая компетентность»;
2. Проанализировать психолого-педагогические основы экологического образования дошкольников;
3. Изучить уровни экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Спланировать и организовать работу по повышению экологопедагогической компетентности родителей экспериментальной группы.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по теме исследования; анализ проведенной работы и результатов исследования;
- эмпирические: наблюдение; анкетирование; опрос; беседа;
диагностическое обследование, анализ, тестирование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 291» Московского района города Казани Республики Татарстан.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (53 источника), приложения.
В результате проведённого нами теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы установили, что без сотрудничества детского сада с семьёй невозможно решать никакие вопросы воспитания и развития ребёнка. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех мероприятий, а не просто сторонними наблюдателями.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является экологическое образование детей. Детский сад и семья призваны принимать самое активное участие в реализации задач экологического образования детей, целью которого является принятие дошкольниками экологических ценностей, овладение умениями грамотного взаимодействия с природой, развитие экологического мышления и повышение экологической культуры детей.
Для эффективного экологического развития дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия детского сада с семьёй. Такая система включает определённое содержание, технологии работы, а так же создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать эколого-педагогические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
Сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому образованию дошкольников.
Так как развитие дошкольников происходит в деятельности и именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир, то большое внимание следует уделять организации совместной экологической деятельности детей и взрослых. Активное вовлечение родителей в экологические праздники, походы, экскурсии, акции, проекты позволяет создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию задач экологического развития детей в детском саду и семье.
Разработанная нами система мероприятий по эколого-педагогическому просвещению родителей воспитанников и их во влечению в процесс экологического образования детей в детском саду и в семье, которая строилась на организации совместной практической деятельности (природоохранные акции, экологические проекты, праздники, развлечения, действующий родительский клуб, семинары-практикумы и т.д.), показала свою эффективность: число заинтересованных родителей экспериментальной группы вопросами экологического образования детей на контрольном этапе эксперимента оказалось значительно выше, чем на констатирующем этапе. Так если на начало эксперимента данное число родителей составляло всего 15 человек (60%), то на контрольном этапе эксперимента число родителей экспериментальной группы заинтересованных вопросами экологического образования детей возросло до 21 человека (84%). В то время как в контрольной группе родителей, где работа с родителями строилась в основном на использовании информационных и наглядных формах взаимодействия, число родителей заинтересованных вопросами экологического образования детей на начало эксперимента составляло 18 человек (72%) и данные показатели остались прежними и на контрольном этапе эксперимента.
Активное вовлечение родителей в процесс реализации задач экологического образования детей в детском саду и в семье, значительно способствовало повышению уровня экологического развития детей старшей экспериментальной группы. Так если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 5 детей (20%), то в контрольной группе это всего 2 ребёнка (8%); со среднего уровня на высокий поднялись 5 детей (20%) экспериментальной группы, а в контрольной группе этот показатель не изменился.
Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 12 детей (48%), в контрольной группе 3 ребёнка (12%); на среднем уровне в экспериментальной группе 13 детей (52%), в контрольной группе 18 детей (72%); на уровне ниже среднего в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребёнка, в контрольной группе его показали 4 ребёнка (16%).
Результаты проведённой нами опытно-экспериментальной работы доказывают, что системное эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников построенное на вовлечении их в процесс экологического образования детей в детском саду и в семье, способствует достижению старшими дошкольниками достаточно высокого уровня экологического развития.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: взаимодействие детского сада с семьей по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- планирование данной работы будет носить целенаправленный и систематический характер;
- будут применены современные технологии организации взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию;
- родители активно участвуют в обогащении эколого-развивающей среды, в экологических акциях, экологическом театре, экскурсиях, походах и других эколого-педагогических мероприятиях детского сада.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является экологическое образование детей. Детский сад и семья призваны принимать самое активное участие в реализации задач экологического образования детей, целью которого является принятие дошкольниками экологических ценностей, овладение умениями грамотного взаимодействия с природой, развитие экологического мышления и повышение экологической культуры детей.
Для эффективного экологического развития дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия детского сада с семьёй. Такая система включает определённое содержание, технологии работы, а так же создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать эколого-педагогические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
Сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому образованию дошкольников.
Так как развитие дошкольников происходит в деятельности и именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир, то большое внимание следует уделять организации совместной экологической деятельности детей и взрослых. Активное вовлечение родителей в экологические праздники, походы, экскурсии, акции, проекты позволяет создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию задач экологического развития детей в детском саду и семье.
Разработанная нами система мероприятий по эколого-педагогическому просвещению родителей воспитанников и их во влечению в процесс экологического образования детей в детском саду и в семье, которая строилась на организации совместной практической деятельности (природоохранные акции, экологические проекты, праздники, развлечения, действующий родительский клуб, семинары-практикумы и т.д.), показала свою эффективность: число заинтересованных родителей экспериментальной группы вопросами экологического образования детей на контрольном этапе эксперимента оказалось значительно выше, чем на констатирующем этапе. Так если на начало эксперимента данное число родителей составляло всего 15 человек (60%), то на контрольном этапе эксперимента число родителей экспериментальной группы заинтересованных вопросами экологического образования детей возросло до 21 человека (84%). В то время как в контрольной группе родителей, где работа с родителями строилась в основном на использовании информационных и наглядных формах взаимодействия, число родителей заинтересованных вопросами экологического образования детей на начало эксперимента составляло 18 человек (72%) и данные показатели остались прежними и на контрольном этапе эксперимента.
Активное вовлечение родителей в процесс реализации задач экологического образования детей в детском саду и в семье, значительно способствовало повышению уровня экологического развития детей старшей экспериментальной группы. Так если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 5 детей (20%), то в контрольной группе это всего 2 ребёнка (8%); со среднего уровня на высокий поднялись 5 детей (20%) экспериментальной группы, а в контрольной группе этот показатель не изменился.
Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 12 детей (48%), в контрольной группе 3 ребёнка (12%); на среднем уровне в экспериментальной группе 13 детей (52%), в контрольной группе 18 детей (72%); на уровне ниже среднего в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребёнка, в контрольной группе его показали 4 ребёнка (16%).
Результаты проведённой нами опытно-экспериментальной работы доказывают, что системное эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников построенное на вовлечении их в процесс экологического образования детей в детском саду и в семье, способствует достижению старшими дошкольниками достаточно высокого уровня экологического развития.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: взаимодействие детского сада с семьей по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- планирование данной работы будет носить целенаправленный и систематический характер;
- будут применены современные технологии организации взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию;
- родители активно участвуют в обогащении эколого-развивающей среды, в экологических акциях, экологическом театре, экскурсиях, походах и других эколого-педагогических мероприятиях детского сада.



