Организация образовательного процесса в образовательной
организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики
Введение 3
1 Основные теоретико-методологические подходы к разработке организации
образовательного процесса в образовательной организации 8
1.1 Понятие образовательного процесса и основные требования к его
организации 8
1.2 Управление общеобразовательным учреждением и его организационная
структура 11
1.3 Введение ФГОС общего образования и требования к организации
образовательного процесса 19
2 Анализ организации образовательного процесса в образовательной
организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики 29
2.1 Характеристика Муниципального Бюджетного Общеобразовательного
Учреждения «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан 29
2.2 Анализ организации образовательного процесса Соответствие
организации управления образовательным учреждением уставным требованиям 32
2.3 Анализ содержание и качество подготовки учащихся, кадрового
обеспечения, материально-технической базы лицея 35
3 Программы модернизации образовательного процесса в МБОУ «Лицей №1» 47
3.1 Нормативно-правовое обеспечение Программы модернизации
образовательного процесса в лицее 47
3.2 Проблемный анализ состояния лицея 53
3.3 Концепция развития лицея на 2019-2023годы 54
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение
Актуальность исследования. Без организации в какой-либо деятельности, очень часто бывает, что достигаются не все цели, к которым хотели придти руководители предприятия. Цели и задачи образовательных организаций имеют очень важную роль в развитии социума и самого государства в целом. Поэтому нельзя допускать чтоб эти цели не были достигнуты. Правильная организация образовательного процесса в образовательной организации имеет очень важную роль в современной России, поскольку мир не стоит на месте, а «знания становятся более смертными», то что вчера было истинной, сегодня уже может быть опровергнуто, появляются новые технологии, новые знания, поэтому и образовательные учреждения не могут стоять на месте, и переходят на образовательные стандарты нового образца. В этих условиях перехода от старого к новому, организация образовательного процесса в образовательной организации стала как не когда важна, на нее легли дополнительные задачи и проблемы. В соответствии с нормативными требованиями в образовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий. Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организации образовательного процесса в образовательной организации. Во-первых, в образовательном учреждении необходимо разработать новые локальные акты, отражающие специфику реализации новых стандартов в конкретном образовательном учреждении. Прежде всего, это основные образовательные программы ступеней образования, а также локальные акты, обеспечивающие их реализацию, а именно: Положение о внеурочной деятельности в ОУ; Положение об информационном сопровождении основной образовательной программы начального общего (основного общего) образования ОУ; Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в ОУ; Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся и другие. Кроме того должна быть внесены
изменения в имеющиеся локальные акты, такие как Устав ОУ; Положение о Педагогическом совете ОУ; Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах; Режим работы ОУ; Положение о промежуточной аттестации в ОУ и другие. Во - вторых, должны быть созданы все необходимые материальнотехнические, финансово-экономические, информационные и кадровые условия. А для этого необходимо проанализировать уже имеющиеся исходные условия школы и, в первую очередь, определить, насколько существующие модели и механизмы организации образовательного процесса учреждением, приемлемы при условии введения федеральных государственных образовательных стандартов. Иначе может возникнуть противоречие между возможностями имеющейся системы организации образовательным учреждением и потребностями в организации образовательного процесса в обновленной.
Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность образовательного процесса в системе образования, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп. В этой связи одной из важнейших задач является организация образовательного процесса.
Тема исследования: «Организация образовательного процесса в
образовательной организации » (на примере МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь).
Объект исследования: МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ.
Предмет исследования: организационный процесс управления муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ в условиях введения ФГОС.
Цель исследования: Выявить основные теоретико-методологические подходы к разработке организации образовательного процесса в образовательном учреждение и спроектировать эффективную структуру работы организацииМБОУ «Лицей №1» г.Чистополь .
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «организации образовательным процессом в образовательной организации», охарактеризовать типы организационных структур управления.
2) Рассмотреть требования Федерального Образовательного стандарта и условия его успешного освоения.
3) Выявить эффективность имеющейся организационной структуры организация образовательного процесса в образовательной организациимуниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ.
4) Модернизироватьорганизационную структуруорганизации
образовательного процесса в образовательной организации МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ
Гипотеза исследования :Основные подходы к разработке
организационной структуры образовательным учреждением , будут выявлены, сделан анализ и оценка качества действующей организации и на этой основе будетспроектирована эффективная организация образовательного процесса в образовательной организации если:
- будет теоретически изучено понятие «организации образовательного процесса в образовательном учреждение»;
-охарактеризованы возможные организационные структуры управления, выявлены их признаки, преимущества и недостатки;
- выявлены условия успешной организации образовательного процесса в условиях ФГОС в образовательном учреждении;
- проведен анализ имеющейся структуры организации образовательным процессом в МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь, выявлены недостатки данной структуры управления;
- рассмотрен нормативный перечень функций управления;
-понимание руководства лицея о необходимости к переходу на новую
систему организации образовательным процессом.
Теоретической основой исследования явились исследовательские труды, посвященные как управлению и организации в целом, так и организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды:Лазарев В.С., Поташник М.М.,Фриш Г.Л., Пидкасистый П. И, Сластенин В.А., Рогов Е. И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. В процессе анализа имеющихся научных исследований.
Методы исследования: Теоретические - анализ нормативных документов, анализ организации образовательного процесса, проектирование.
Эмпирические - прямые и косвенные наблюдения, анкетирование, беседы, собеседование с членами администрации, представителями органов самоуправления, изучение документациио бразовательного учреждения.
Практическая значимость: Работа призвана представить собой
конкретный проект модернизации организационной структуры образовательного процесса и обучения на примере МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ, обеспечивающий эффективную организацию образовательного процесса на всех ступенях обучения и воспитания. Будет полезна руководителям образовательных учреждений, осваивающих организацию образовательным процессом .
Структура работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и нескольких приложений. Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, методологические основы, выделены объект и предмет исследования, проблема, определены цели, задачи, практическая значимость, а также структура исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы , выбранной нами темы , изучены труды по проблемам организации образовательного процесса.
Во второй главе изучена организационная структура МБОУ «Лицей №1» ЧМР РТ, проведен мониторинг качества образовательного процесса, мониторинг качества образования у сотрудников образовательной организации их опыта работы и наград. Сделан анализ усвоения выпускниками лицея образовательной программы, сделан краткий вывод по итогам главы.
В третьей главе спроектирована программа развития лицея на 2019- 2023год, программа рассчитана на четыре года, заключается она в четырех проектах развития, каждый из которых занимает свою ключевую позицию в модернизации организации образовательного процесса, даны рекомендации по срокам реализации программы.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются запланированные перспективы в случае реализации проекта.
В список использованной литературы включены исследования, касающиеся обозначенной проблемы.
В приложении даны диагностические материалы.
Организация образовательного процесса- сложный, трудоемкий процесс, слагаемыми которого являются верный выбор целей и задач , исследование и бесконечный анализ, тестирование достигнутого результата, знаний в образовательной деятельности, система здравого планирования, организации работы учеников и педагогических работников. Выбор подходящих способов для увелечения качества получаемых знаний и воспитания, действенный контроль.
В работе на основе изучения различных источников по менеджменту, было выявлено несколько видов организационных структур управления образовательным учреждением: линейная, функциональная, линейно
функциональная, дивизионная, проектная и матричная. Рассмотрены достоинства и недостатки каждой из организационных структур управления. В результате анализа организационной структуры управления МБОУ «Лицей №1» ЧМР было выявлено, что организационная структура школы - это линейно-функциональная структура, кроме того, было проведено исследование качества организационной структуры, методом анкетирования и диагностики. В результате сравнения данных двух диагностик были выявлены незначительные дефекты в организационной структуре МБОУ «Лицей №1». В лицее реализуется принцип коллегиальности и демократичности в принятии решений.
Для реализации требований стандарта и для повышения уровня подготовки детей, а так же в целях повышения качества образовательного процесса был разработан проект мероприятий , а так же спроектирована организационная структура ОУ, представляющая собой линейно-функциональную структуру с элементами матричной структуры. Была проделана большая аналитическая работа, заключающаяся в анализе качества образования, исследование результатов ЕГЭ и ГИА, показатели лицея очень хорошие, но есть к чему стремится. Была составлена программа модернизации, она заключается в четырех проектах каждый из которых играет свою важную роль, 1-ый проект «Школа активных и успешных детей» создание условий для развития личности и повышения качества образования за счет эффективного использования всех компонентов информационно-образовательной среды. 2-ой проект «Методическая культура педагога» -это овладение педагогами различных методик в организации образовательного процесса преподаватель -ученик. 3ий проект «Состояние здоровья ученика и преподавателя» -который заключает в себе множество целей укрепление здоровья преподавателей и лицеистов , профилактика дисциплинарных нарушений и других. 4ый проект- Дополнительное образование, внеурочная деятельность создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования обучающихся в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью лицея; подготовить ребенка к социуму, научить его самообразованию. В работе изучена и дополнена существующая организация образовательного процесса, разработан проект развития. Сделан анализ и оценка качества существующей организационной структуры. Проведен анализ организации образовательного процесса в лицее и среднестатистической школе, выделены конкретные преимущества в организации образовательного процесса лицея.
I. Закон «Об образовании» Российской Федерации.ЦКЬ: file://localhost/C:/Users/y4menb/Desktor( 23.02.2013г)
2. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М: Дело,
2004.
3. Акулов В.Б., Рудаков М.Н.Теория организации / Учебное пособие.
Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. URL: http://www.aup.ru/books/m150/21.htm(
5.04.2013г)
4. Ауезова К.Т.. Учебно-методическое пособие по дисциплине
Менеджмент - 2011 год. URL: http://uchebmk-besplatno.com/menedjment-
uchebmk/otvetyi-ekzamen-menedjmentu.html(5.04.2013г)
5. Бандурка А.М . Юридическая психология: Учебник для вузов.- М;
2000г
6. Васильев Ю.В. Практикум по теории управления. URL: http://bizneslib.ru/books/52-menedzhment/929-juv-vasilev-praktikum-po-teorii- upravlenij a-skachat-besplatno.html( 18.02.2013г)
7. Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Оптимизация структуры управления образовательного учреждения.// Справочник руководителя образовательного учреждения. 2012. №5. С.6-15.
8. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой.-М.,2018г.352с.
9. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей.- М.: Педагогическое общество России 2018г.192с.
10. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего
образования второго поколения: инновационный характер, функции,
особенности. URL: http: //www.centrobrrostov.ru/index.phpoption com
II. Двинисенкова Н.С. Педагогический коллектив школы.-М.,2016.-с.377.
12. Днепров. Э.Д. Образовательный стандарт-инструмент обновления содержания общего образования. / Источник информации - URL: http://www.lexed.ra/pravo/actual/?dneprov_01.html# .Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. М., 2014. - 104 с.
13. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления.- М.; Белгород, 2017.-с.286.
14. Кузнецов А. «Степень свободы школы не должна быть критической»: На вопросы о некоторых концептуальных подходах разработчиков проекта федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения отвечает вице-президент Российской академии образования Александр Кузнецов URL: // http://www.vestnik.edu.ru/kuznezov.html
15. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента.-2-е изд. СПб.: Издательство ОЛБИС, 2018.-192с.
16. Князев Е. Об искусстве управлять школой //Директор школы.-2015.- №6-77-85э
17. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент.-М.,2019.-с.405
18. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя.-М.,2019
40. Менеджмент (конспект лекций в схемах).- М.: Книга - сервис, 2013.-192с.
19. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. URL: http://www.avito.rU/moskva/knigi_i_zhurnaly/v._s._lazarev_upravlenie_inovatsiyami _v_shkole.
20. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть.- М.: Сентябрь, 2011.-160с
21. Немова Н.В. Организация функционирования и развития школы. Методические рекомендации для руководителей школ. - М.: АПКиПРО, 2011.- с.80.
22. Немова Н.В. Модель и условия демократического управления школой.// Народное образование 2018. №7 с. 84-96.
23. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.,1998.-с.452
24. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. -М., 1990.-c.302
25. Пивнев Е.С. Теория управления учебное пособие. URL: http://do.gendocs.ra/docs/index-35640.html?page=6
26. Пименовский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества //Педагогика._2017.-№5.-с.97-103.
27. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой // Директор школы.-2017.-№6.-с.34-40.
28. Психологический словарь.-М.; Педагогика-Пресс, 2016.-с.512
29. В.А.Розанов Психология управления. URL: http://www.koob.ru/rozanova_v/psihologiya_upravleniya_roz
30. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная
деятельность. -М. ,2017.-с.412.
31. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.-М., 1979.-с.159.
32. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника.-М.. 2014.-с.298.
33. Устав МОУ СОШ № 78. URL: skool78.jimdo.com
34. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие.-4-е изд., перераб. И доп.-М.6 Гардарики, 2016.-519с.
35. ШамоваТ.И.,ТретьяковП.И.,Капустин Н.П. Управление
образовательными системами._М., 2011.-с.251
36. «Директор школы» №4, 2018г., с. 19-27
37. « Директор школы» №5, 2019г., с.33-37
38. «Директор школы» №5, 2015г., с. 49-57
39. «Организационные структуры органов управления организацией: функциональная структура, её достоинства и недостатки.» URL: http://www.managment.aaanet.ru/osnovi/24.php
40. Федеральный государственный образовательный стандарт. М.,2010г.
41. Шинкевич О.К.. Курс лекций по дисциплине Основы менеджмента -
2008 год. URL: http://uchebmk-besplatno.com/menedjment-uchebmk/otvetyi-
ekzamen-menedjmentu.html...
42. Е. А. Ямбург. Педагогический декамерон. URL: twirpx.com>
43.Элвин Тоффлер. Шок будущего (Футурошок). URL: socioline.ru 44.Основы менеджмента: учеб. пособие/под ред. Д-ра экон.наук, проф.
В.И. Королева.-М.:Магистр, 2018.-620с.
45.Основы менеджмента: учебное пособие/Е.В. Пустынникова.-М.:
КРОКУС, 2018.-320с.
46. Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 384 с
47. Тренев Н.Н. Структура предприятия: диагностика и управление М.:
2018.
48. Хренова Т.П. Организационная структура управления, её диагностика и проектирование.- Чита: ЧИПКРО,2015.-24с.