Организация образовательного процесса в образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики
|
Введение 3
1 Основные теоретико-методологические подходы к разработке организации
образовательного процесса в образовательной организации 8
1.1 Понятие образовательного процесса и основные требования к его
организации 8
1.2 Управление общеобразовательным учреждением и его организационная
структура 11
1.3 Введение ФГОС общего образования и требования к организации
образовательного процесса 19
2 Анализ организации образовательного процесса в образовательной
организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики 29
2.1 Характеристика Муниципального Бюджетного Общеобразовательного
Учреждения «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан 29
2.2 Анализ организации образовательного процесса Соответствие
организации управления образовательным учреждением уставным требованиям 32
2.3 Анализ содержание и качество подготовки учащихся, кадрового
обеспечения, материально-технической базы лицея 35
3 Программы модернизации образовательного процесса в МБОУ «Лицей №1» 47
3.1 Нормативно-правовое обеспечение Программы модернизации
образовательного процесса в лицее 47
3.2 Проблемный анализ состояния лицея 53
3.3 Концепция развития лицея на 2019-2023годы 54
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение
1 Основные теоретико-методологические подходы к разработке организации
образовательного процесса в образовательной организации 8
1.1 Понятие образовательного процесса и основные требования к его
организации 8
1.2 Управление общеобразовательным учреждением и его организационная
структура 11
1.3 Введение ФГОС общего образования и требования к организации
образовательного процесса 19
2 Анализ организации образовательного процесса в образовательной
организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики 29
2.1 Характеристика Муниципального Бюджетного Общеобразовательного
Учреждения «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан 29
2.2 Анализ организации образовательного процесса Соответствие
организации управления образовательным учреждением уставным требованиям 32
2.3 Анализ содержание и качество подготовки учащихся, кадрового
обеспечения, материально-технической базы лицея 35
3 Программы модернизации образовательного процесса в МБОУ «Лицей №1» 47
3.1 Нормативно-правовое обеспечение Программы модернизации
образовательного процесса в лицее 47
3.2 Проблемный анализ состояния лицея 53
3.3 Концепция развития лицея на 2019-2023годы 54
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение
Актуальность исследования. Без организации в какой-либо деятельности, очень часто бывает, что достигаются не все цели, к которым хотели придти руководители предприятия. Цели и задачи образовательных организаций имеют очень важную роль в развитии социума и самого государства в целом. Поэтому нельзя допускать чтоб эти цели не были достигнуты. Правильная организация образовательного процесса в образовательной организации имеет очень важную роль в современной России, поскольку мир не стоит на месте, а «знания становятся более смертными», то что вчера было истинной, сегодня уже может быть опровергнуто, появляются новые технологии, новые знания, поэтому и образовательные учреждения не могут стоять на месте, и переходят на образовательные стандарты нового образца. В этих условиях перехода от старого к новому, организация образовательного процесса в образовательной организации стала как не когда важна, на нее легли дополнительные задачи и проблемы. В соответствии с нормативными требованиями в образовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий. Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организации образовательного процесса в образовательной организации. Во-первых, в образовательном учреждении необходимо разработать новые локальные акты, отражающие специфику реализации новых стандартов в конкретном образовательном учреждении. Прежде всего, это основные образовательные программы ступеней образования, а также локальные акты, обеспечивающие их реализацию, а именно: Положение о внеурочной деятельности в ОУ; Положение об информационном сопровождении основной образовательной программы начального общего (основного общего) образования ОУ; Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в ОУ; Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся и другие. Кроме того должна быть внесены
изменения в имеющиеся локальные акты, такие как Устав ОУ; Положение о Педагогическом совете ОУ; Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах; Режим работы ОУ; Положение о промежуточной аттестации в ОУ и другие. Во - вторых, должны быть созданы все необходимые материальнотехнические, финансово-экономические, информационные и кадровые условия. А для этого необходимо проанализировать уже имеющиеся исходные условия школы и, в первую очередь, определить, насколько существующие модели и механизмы организации образовательного процесса учреждением, приемлемы при условии введения федеральных государственных образовательных стандартов. Иначе может возникнуть противоречие между возможностями имеющейся системы организации образовательным учреждением и потребностями в организации образовательного процесса в обновленной.
Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность образовательного процесса в системе образования, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп. В этой связи одной из важнейших задач является организация образовательного процесса.
Тема исследования: «Организация образовательного процесса в
образовательной организации » (на примере МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь).
Объект исследования: МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ.
Предмет исследования: организационный процесс управления муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ в условиях введения ФГОС.
Цель исследования: Выявить основные теоретико-методологические подходы к разработке организации образовательного процесса в образовательном учреждение и спроектировать эффективную структуру работы организацииМБОУ «Лицей №1» г.Чистополь .
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «организации образовательным процессом в образовательной организации», охарактеризовать типы организационных структур управления.
2) Рассмотреть требования Федерального Образовательного стандарта и условия его успешного освоения.
3) Выявить эффективность имеющейся организационной структуры организация образовательного процесса в образовательной организациимуниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ.
4) Модернизироватьорганизационную структуруорганизации
образовательного процесса в образовательной организации МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ
Гипотеза исследования :Основные подходы к разработке
организационной структуры образовательным учреждением , будут выявлены, сделан анализ и оценка качества действующей организации и на этой основе будетспроектирована эффективная организация образовательного процесса в образовательной организации если:
- будет теоретически изучено понятие «организации образовательного процесса в образовательном учреждение»;
-охарактеризованы возможные организационные структуры управления, выявлены их признаки, преимущества и недостатки;
- выявлены условия успешной организации образовательного процесса в условиях ФГОС в образовательном учреждении;
- проведен анализ имеющейся структуры организации образовательным процессом в МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь, выявлены недостатки данной структуры управления;
- рассмотрен нормативный перечень функций управления;
-понимание руководства лицея о необходимости к переходу на новую
систему организации образовательным процессом.
Теоретической основой исследования явились исследовательские труды, посвященные как управлению и организации в целом, так и организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды:Лазарев В.С., Поташник М.М.,Фриш Г.Л., Пидкасистый П. И, Сластенин В.А., Рогов Е. И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. В процессе анализа имеющихся научных исследований.
Методы исследования: Теоретические - анализ нормативных документов, анализ организации образовательного процесса, проектирование.
Эмпирические - прямые и косвенные наблюдения, анкетирование, беседы, собеседование с членами администрации, представителями органов самоуправления, изучение документациио бразовательного учреждения.
Практическая значимость: Работа призвана представить собой
конкретный проект модернизации организационной структуры образовательного процесса и обучения на примере МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ, обеспечивающий эффективную организацию образовательного процесса на всех ступенях обучения и воспитания. Будет полезна руководителям образовательных учреждений, осваивающих организацию образовательным процессом .
Структура работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и нескольких приложений. Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, методологические основы, выделены объект и предмет исследования, проблема, определены цели, задачи, практическая значимость, а также структура исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы , выбранной нами темы , изучены труды по проблемам организации образовательного процесса.
Во второй главе изучена организационная структура МБОУ «Лицей №1» ЧМР РТ, проведен мониторинг качества образовательного процесса, мониторинг качества образования у сотрудников образовательной организации их опыта работы и наград. Сделан анализ усвоения выпускниками лицея образовательной программы, сделан краткий вывод по итогам главы.
В третьей главе спроектирована программа развития лицея на 2019- 2023год, программа рассчитана на четыре года, заключается она в четырех проектах развития, каждый из которых занимает свою ключевую позицию в модернизации организации образовательного процесса, даны рекомендации по срокам реализации программы.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются запланированные перспективы в случае реализации проекта.
В список использованной литературы включены исследования, касающиеся обозначенной проблемы.
В приложении даны диагностические материалы.
изменения в имеющиеся локальные акты, такие как Устав ОУ; Положение о Педагогическом совете ОУ; Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах; Режим работы ОУ; Положение о промежуточной аттестации в ОУ и другие. Во - вторых, должны быть созданы все необходимые материальнотехнические, финансово-экономические, информационные и кадровые условия. А для этого необходимо проанализировать уже имеющиеся исходные условия школы и, в первую очередь, определить, насколько существующие модели и механизмы организации образовательного процесса учреждением, приемлемы при условии введения федеральных государственных образовательных стандартов. Иначе может возникнуть противоречие между возможностями имеющейся системы организации образовательным учреждением и потребностями в организации образовательного процесса в обновленной.
Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность образовательного процесса в системе образования, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп. В этой связи одной из важнейших задач является организация образовательного процесса.
Тема исследования: «Организация образовательного процесса в
образовательной организации » (на примере МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь).
Объект исследования: МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ.
Предмет исследования: организационный процесс управления муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ в условиях введения ФГОС.
Цель исследования: Выявить основные теоретико-методологические подходы к разработке организации образовательного процесса в образовательном учреждение и спроектировать эффективную структуру работы организацииМБОУ «Лицей №1» г.Чистополь .
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «организации образовательным процессом в образовательной организации», охарактеризовать типы организационных структур управления.
2) Рассмотреть требования Федерального Образовательного стандарта и условия его успешного освоения.
3) Выявить эффективность имеющейся организационной структуры организация образовательного процесса в образовательной организациимуниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ.
4) Модернизироватьорганизационную структуруорганизации
образовательного процесса в образовательной организации МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ
Гипотеза исследования :Основные подходы к разработке
организационной структуры образовательным учреждением , будут выявлены, сделан анализ и оценка качества действующей организации и на этой основе будетспроектирована эффективная организация образовательного процесса в образовательной организации если:
- будет теоретически изучено понятие «организации образовательного процесса в образовательном учреждение»;
-охарактеризованы возможные организационные структуры управления, выявлены их признаки, преимущества и недостатки;
- выявлены условия успешной организации образовательного процесса в условиях ФГОС в образовательном учреждении;
- проведен анализ имеющейся структуры организации образовательным процессом в МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь, выявлены недостатки данной структуры управления;
- рассмотрен нормативный перечень функций управления;
-понимание руководства лицея о необходимости к переходу на новую
систему организации образовательным процессом.
Теоретической основой исследования явились исследовательские труды, посвященные как управлению и организации в целом, так и организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды:Лазарев В.С., Поташник М.М.,Фриш Г.Л., Пидкасистый П. И, Сластенин В.А., Рогов Е. И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. В процессе анализа имеющихся научных исследований.
Методы исследования: Теоретические - анализ нормативных документов, анализ организации образовательного процесса, проектирование.
Эмпирические - прямые и косвенные наблюдения, анкетирование, беседы, собеседование с членами администрации, представителями органов самоуправления, изучение документациио бразовательного учреждения.
Практическая значимость: Работа призвана представить собой
конкретный проект модернизации организационной структуры образовательного процесса и обучения на примере МБОУ «Лицей №1» г.Чистополь ЧМ, обеспечивающий эффективную организацию образовательного процесса на всех ступенях обучения и воспитания. Будет полезна руководителям образовательных учреждений, осваивающих организацию образовательным процессом .
Структура работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и нескольких приложений. Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, методологические основы, выделены объект и предмет исследования, проблема, определены цели, задачи, практическая значимость, а также структура исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы , выбранной нами темы , изучены труды по проблемам организации образовательного процесса.
Во второй главе изучена организационная структура МБОУ «Лицей №1» ЧМР РТ, проведен мониторинг качества образовательного процесса, мониторинг качества образования у сотрудников образовательной организации их опыта работы и наград. Сделан анализ усвоения выпускниками лицея образовательной программы, сделан краткий вывод по итогам главы.
В третьей главе спроектирована программа развития лицея на 2019- 2023год, программа рассчитана на четыре года, заключается она в четырех проектах развития, каждый из которых занимает свою ключевую позицию в модернизации организации образовательного процесса, даны рекомендации по срокам реализации программы.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются запланированные перспективы в случае реализации проекта.
В список использованной литературы включены исследования, касающиеся обозначенной проблемы.
В приложении даны диагностические материалы.
Организация образовательного процесса- сложный, трудоемкий процесс, слагаемыми которого являются верный выбор целей и задач , исследование и бесконечный анализ, тестирование достигнутого результата, знаний в образовательной деятельности, система здравого планирования, организации работы учеников и педагогических работников. Выбор подходящих способов для увелечения качества получаемых знаний и воспитания, действенный контроль.
В работе на основе изучения различных источников по менеджменту, было выявлено несколько видов организационных структур управления образовательным учреждением: линейная, функциональная, линейно
функциональная, дивизионная, проектная и матричная. Рассмотрены достоинства и недостатки каждой из организационных структур управления. В результате анализа организационной структуры управления МБОУ «Лицей №1» ЧМР было выявлено, что организационная структура школы - это линейно-функциональная структура, кроме того, было проведено исследование качества организационной структуры, методом анкетирования и диагностики. В результате сравнения данных двух диагностик были выявлены незначительные дефекты в организационной структуре МБОУ «Лицей №1». В лицее реализуется принцип коллегиальности и демократичности в принятии решений.
Для реализации требований стандарта и для повышения уровня подготовки детей, а так же в целях повышения качества образовательного процесса был разработан проект мероприятий , а так же спроектирована организационная структура ОУ, представляющая собой линейно-функциональную структуру с элементами матричной структуры. Была проделана большая аналитическая работа, заключающаяся в анализе качества образования, исследование результатов ЕГЭ и ГИА, показатели лицея очень хорошие, но есть к чему стремится. Была составлена программа модернизации, она заключается в четырех проектах каждый из которых играет свою важную роль, 1-ый проект «Школа активных и успешных детей» создание условий для развития личности и повышения качества образования за счет эффективного использования всех компонентов информационно-образовательной среды. 2-ой проект «Методическая культура педагога» -это овладение педагогами различных методик в организации образовательного процесса преподаватель -ученик. 3ий проект «Состояние здоровья ученика и преподавателя» -который заключает в себе множество целей укрепление здоровья преподавателей и лицеистов , профилактика дисциплинарных нарушений и других. 4ый проект- Дополнительное образование, внеурочная деятельность создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования обучающихся в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью лицея; подготовить ребенка к социуму, научить его самообразованию. В работе изучена и дополнена существующая организация образовательного процесса, разработан проект развития. Сделан анализ и оценка качества существующей организационной структуры. Проведен анализ организации образовательного процесса в лицее и среднестатистической школе, выделены конкретные преимущества в организации образовательного процесса лицея.
В работе на основе изучения различных источников по менеджменту, было выявлено несколько видов организационных структур управления образовательным учреждением: линейная, функциональная, линейно
функциональная, дивизионная, проектная и матричная. Рассмотрены достоинства и недостатки каждой из организационных структур управления. В результате анализа организационной структуры управления МБОУ «Лицей №1» ЧМР было выявлено, что организационная структура школы - это линейно-функциональная структура, кроме того, было проведено исследование качества организационной структуры, методом анкетирования и диагностики. В результате сравнения данных двух диагностик были выявлены незначительные дефекты в организационной структуре МБОУ «Лицей №1». В лицее реализуется принцип коллегиальности и демократичности в принятии решений.
Для реализации требований стандарта и для повышения уровня подготовки детей, а так же в целях повышения качества образовательного процесса был разработан проект мероприятий , а так же спроектирована организационная структура ОУ, представляющая собой линейно-функциональную структуру с элементами матричной структуры. Была проделана большая аналитическая работа, заключающаяся в анализе качества образования, исследование результатов ЕГЭ и ГИА, показатели лицея очень хорошие, но есть к чему стремится. Была составлена программа модернизации, она заключается в четырех проектах каждый из которых играет свою важную роль, 1-ый проект «Школа активных и успешных детей» создание условий для развития личности и повышения качества образования за счет эффективного использования всех компонентов информационно-образовательной среды. 2-ой проект «Методическая культура педагога» -это овладение педагогами различных методик в организации образовательного процесса преподаватель -ученик. 3ий проект «Состояние здоровья ученика и преподавателя» -который заключает в себе множество целей укрепление здоровья преподавателей и лицеистов , профилактика дисциплинарных нарушений и других. 4ый проект- Дополнительное образование, внеурочная деятельность создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования обучающихся в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью лицея; подготовить ребенка к социуму, научить его самообразованию. В работе изучена и дополнена существующая организация образовательного процесса, разработан проект развития. Сделан анализ и оценка качества существующей организационной структуры. Проведен анализ организации образовательного процесса в лицее и среднестатистической школе, выделены конкретные преимущества в организации образовательного процесса лицея.
Подобные работы
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЛА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



