Глава I. Роль и место принципа активности при обучении школьников средних классов………………………………………………...…5
1.1 Цели обучения и требования государственного образовательного стандарта и примерных программ к обучению школьников средних классов общеобразовательной школы иностранному языку………………………..…..5
1.2 Психолого-дидактические особенности обучения иностранному языку учащихся средних классов.……………...................................................11
1.3 Принцип активности как неотъемлемый фактор обучения иностранному языку современного школьника…….…………...……….……19
Выводы по первой главе…………………………………………..…24
Глава II. Методы и приемы обучения школьника новой лексике в аспекте современных требований на среднем этапе обучения……...…..……25
2.1 Способы введения новой лексики…………………...…..……….25
2.2 Реализация принципа активности школьника на этапе введения новых лексических единиц…………………....……..….………………………40
2.3 Лексические навыки. Методы и приёмы развития лексических навыков на уроке английского языка в средних классах……………………..46
2.4 Реализация принципа активности на этапе формирования речевых умений (при активации новой лексики)..........…………………….....53
Выводы по второй главе……………………………………….…………59
Глава III. Серия уроков………..……………...………….……………60
Заключение ..………….…………..……………...………...…………..…75
Список литературы........…….…………………………………..…...…...77
Актуальность проблемы: В настоящее время знание языков становится необходимой составной частью личной и профессиональной жизни человека. Оно позволяет учиться в зарубежных университетах, работать на интересных высокооплачиваемых, путешествовать без языкового барьера и открывает ряд других перспектив. Таким образом, языковое образование выступает в качестве значимого медиума.
Английский язык является языком межнационального общения. Значение английского настолько велико, что его знание не считается привилегией. Его изучают везде и в школах, и в вузах, и в дополнительных образовательных учреждениях. Но нам не следует забывать о том, что посредством обучения английскому языку необходимо воспитывать активную личность. Реализация принципа активности играет важную роль в современном мире.
Актуальной является проблема усвоения лексического материала на уроках иностранного языка. Эта область изучения языка мало отражена в работах методистов, поэтому в настоящее время ведется поиск новых форм, методов, приёмов обучения новой лексике.
Вопрос обучения лексике интересовал меня со школьных лет. Наш преподаватель постоянно переводил слова на русский язык. Мы готовились к диктанту, получали за него отличные отметки, но использовать «заученные» слова в конкретной речевой ситуации получалось не у всех. К сожалению, как показывают исследования, такая практика используется во многих школах. Но не следует забывать, что при таком подходе ученики являются пассивными получателями информации. А одной из наших задач является сформировать активную личность учащихся. Это можно сделать только тогда, когда мы реализуем принцип активности при обучении школьников новой лексике на всех этапах. Именно этой проблеме посвящена моя работа.
Целью моей курсовой работы является:
1) Теоретически обосновать необходимость реализации принципа активности при обучении новой лексике
2) Выявить способы реализации принципа активности, предложить серию взаимосвязанных занятий, иллюстрирующих принцип активности в действии.
Мы выдвигаем следующую гипотезу: Реализация принципа активности на уроках английского языка в средних классах способствует повышению эффективности учебного процесса.
Из нее вытекают следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогические особенности подростков.
2) Рассмотреть принципы обучения новой лексике.
3) Выявить особенности обучения английскому языку в среднем звене школы.
4) Выявить целесообразность реализации принципа активности на этапе формирования речевых умений.
5) Разработать серию уроков, предполагающих реализацию принципа активности школьников средних классов на этапе введения новой лексики.
Объектом данной работы является ученик среднего звена (подросток).
Предметом выступают условия, способствующие реализации принципа активности при обучении новой лексике на иностранном языке.
Обучение лексике иностранного языка – это очень важный аспект изучения неродных языков. Не зная слов, мы не сможем выражать свои мысли, соответственно, мы не сможем реализовать одну из основных функций языка, которой является передача информации и общения. Таким образом, нашей работе лексику мы понимаем как совокупность слов какого-либо языка.
Мы выяснили, что, обучая иностранному языку, прежде всего, следует делать акцент на развитии у учащихся коммуникативной компетенции в совокупности со всеми ее составляющими (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной). Кроме того, мы должны воспитывать активную личность средствами иностранного языка. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда у учащегося уже формируются свои взгляды на те или иные проблемы. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий, а знания приобретают особую значимость для развития личности. Поэтому необходимо реализовать принцип активности на уроках иностранного языка. А для этого, необходимо давать учащимся возможность самостоятельно работать дома, ведь самостоятельная работа имеет большое воспитательное воздействие на личность подростков, в классе же необходимо активизировать принцип активности на всех этапах обучения лексике.
Овладение лексическим материалом иностранного языка и впоследствии самим иностранным языком возможно в том случае, если ученик является активным участником учебного процесса. На наш взгляд необходимым условием овладения иностранным языком является реализация учениками интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности.
Обучение лексике иностранного языка осуществляется поэтапно. На первом этапе мы вводим новое слово. На втором этапе осуществляется первичное закрепление посредством различных упражнений. И результатом проделанной работы является формирование навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности и речевых умений.
В своей работе, я рассмотрела классификацию способов введения новой лексики. Их принято объединять в две группы: 1) беспереводные и 2) переводные. Мы пришли к выводу, что беспереводные способы введения лексики способствуют более эффективному усвоению лексического материала подростками. Это связано с тем, что в процессе введения новой лексики беспереводным способом, учащиеся совершают ряд мыслительных операций для того, чтобы самим понять значение того или иного слова. Таким образом, учащий самостоятельно, посредством преодоления посильных ему трудностей, выполняет поставленную перед ним задачу, то есть он активно вовлечен в учебный процесс.
Мы можем сделать вывод, что сформировать лексический навык недостаточно, необходимо перенести его на конкретную речевую ситуации в которой осуществляется формирование речевых умений, под которыми подразумевается способность использовать изученный материал в общении в различных коммуникативных ситуациях.
Реализация принципа активности подростков на всех этапах работы с лексическим материалом способствует формированию активной личности учащегося во всех сферах его деятельности.
1) Бим И.Л., Леонтьев А.А., Мотина Е.И., Шатилов С.Ф., Щукин А.Н. Общая методика обучения иностранным языкам. – М.: «Русский язык», 1991.- с.314-349
2) Бронштейн И.В. Использование дефиниций один из способов работы над лексикой// ИЯШ -1991 - №5
3) Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: «Academa», 2004.- 334с.
4) Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов С.К., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: «Высшая школа»,1982. – с.194-264
5) Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред./Данилова М.А., Скаткина М.Н. – М.: «Просвещение»,1981. – 303с.
6) Заремская С.И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся. – М.: «Просвещение», 1983. – 126с.
7) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2002. – 382с.
8) Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: «Просвещение», 1985. – 160с.
9) Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: «Просвещение»,1991. – 219 с.
10) Колкер Я.М, Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – Рязань, 2011. – 144с.
11) Колкер Я.М., Устинова Е.С., Делерзон Н.В., Потемкина Н.Ф., Улановский М.И. Как сделать урок иностранного языка эффективным и интересным. – Рязань, 1992.- 263с.
12) Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1979. - 352с.
13) Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка //ИЯШ – 1995 - № 5, стр. 20-24
14) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Просвещение», 1977. – 575 с.
15) Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Мн.: «Вышэйшая школа», 2004. – 517 с.
16) Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Под ред./ Миролюбова А.А - Обнинск: «Титул», 2010. – 464с.
17) Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам в средней школе//ИЯШ – 1995 - №5. – с. 35-39
18) Миролюбов А.А. Сознательно – сопоставительный метод обучения иностранным языкам. – М., 1998. – с. 64-67
19) Мухина В.С. Возрастная Психология. – М.: «Академия», 2004. – с.345-431
20) Нечаев Н.Н Непрерывное образование как педагогическая система. - М.,1989. – с. 100-156
21) Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в школе. – М.: «Просвещение», 1991. – 287 с.
22) Ростовцева В.М. Использование ситуаций при презентации лексики //ИЯШ – 1990 - №4, стр. 35-39
23) Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. – М.: «Просвещение», 1983. – 127 с.
24)Соловова Е.Н.. Методика обучения иностранным языкам. – М.: «Просвещение», 2003. – с. 65 - 101
25) Труханова Т.Н. Обучение лексике английского языка в 5 классе//ИИЯШ – 1993 - №3, стр. 29-31
26) Уайзер Г.М., Климентенко А.Д. Развитие устной речи на английском языке.- М.: «Просвещение», 1972. – 176 с.
27) Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: «Просвещение», 1995. – с. 56-175
28) Формирование познавательной активности учащихся средней школы на уроке иностранного языка. Под ред./Следникова Б.П., Колкера Я.М., Устиновой Е.С. – Рязань, 1990. – с. 142.
29) Шубин Э.П. Типология тренировочных упражнений// ИЯШ – 1965 - №1, стр. 14