Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЫ ЮГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ИМ. ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Н.ЕПАНЕШНИКОВА» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ

Работа №33499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
619
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты стратегии развития образовательной организации.... 6
1.1 Сущность и инновационные формы стратегического планирования
деятельности современной организации 6
1.2 Сущность стратегического подхода к управлению и технология
разработки эффективной стратегии образовательного учреждения 12
1.3 Методические аспекты стратегии развития и особенности
планирования образовательного учреждения 20
2 Анализ эффективности стратегии развития образовательной организации на
примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ 36
2.1 Характеристика образовательного учреждения МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ 36
2.2 Оценка стратегических тактик в организации деятельности МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ 44
2.3 Влияние факторов вешней и внутренней среды на развитие МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ 46
3 Совершенствование проекта стратегии развития МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ 49
3.1. Внедрение маркетинговой стратегии в программу развития образовательного учреждения 49
3.2 Определение приоритетных направлений программы развития
образовательного учреждения 58
3.3 Оценка экономической эффективности стратегии развития
образовательного учреждения 62
Заключение 67
Список использованных источников


Последнее десятилетие российское образование находится на пути преобразований, которые касаются не только высшего, но так же и среднеспециального и среднего образования. Но, на мой взгляд, для начала необходимо реформировать и разрабатывать стратегии именно для школ и лицеев, так как они являются базисом всей образовательной системы. На сегодняшний день перед руководством абсолютной каждой школы и лицея стоят такие вопросы, как и что нужно сделать для того, чтобы найти и занять свою нишу в быстроменяющейся образовательной ситуации и каким путем при этом следует двигаться.
Проведенные исследования и вопросы, касающиеся механизмов управления образовательного учреждения, показывают, что руководство многих школ и лицеев не всегда задумываются о роли своего образовательного учреждения в окружающем социуме, о перспективах и связанных с ними задачах долгосрочного развития.
Актуальность исследования заключается в том, что долгосрочная эффективная работа любого учреждения, организации, предприятия, их развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал организации. Образовательные учреждения, в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Каждое образовательное учреждение уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой школы уникален, так как он зависит от позиции школы на образовательном рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. Здесь можно выделить А.А. Вербицкого, который писал о стратегиях образовательного
учреждения.
На сегодняшний день имеется достаточно большое количество как отечественной, так и зарубежной литературы, посвященной данной теме. Поэтому при написании данной дипломной работы не возникло сложностей с подбором литературы и источников. Но, несмотря на то, что эта тема является достаточно разработанной, она все же является достаточно актуальной среди исследований, посвященных управлению в образовании.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является управление образовательным учреждением.
Предметом данной выпускной квалификационной работы является стратегия развития образовательного учреждения на примере МБОУ «Средняя школа №3» ЕМР РТ
Целью выпускной квалификационной работы является разработка проекта стратегии образовательного учреждения на примере МБОУ «Средняя школа №3» ЕМР РТ
Для реализации вышеуказанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть программное управление развитием лицея и дать характеристику образовательного учреждения;
2. Проанализировать влияние факторов внешней и внутренней сред на развитие образовательного учреждения;
3. Рассмотреть возможность внедрение проекта стратегии в программу развития образовательного учреждения.
При написании выпускной квалификационной работы были
использованы следующие методы: анализ, синтез, анкетный опрос руководства школы, работа с документами образовательного учреждения, SWOT - анализ, дерево целей.
Информационной базой исследования послужили: монография о
подходах в образовании А. А. Вербицкого; электронные ресурсы исследуемого образовательного учреждения, представленные на сайте школы; отчетность, мониторинг качества образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ.
Эмпирическая часть выпускной квалификационной работы проведена в «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Российской Федерации А.Н.Епанешникова» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Школа была организована в 1968 году.
Практическая значимость работы состоит в том, что реализация стратегии развития, предложенной в данной работе, позволит лицею выйти на новый уровень развития, повысит конкурентоспособность предлагаемых услуг, повысит качественные показатели его образовательной деятельности.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение данной выпускной квалификационной работы выявлено следующее. Развитие образовательного учреждения предполагает переход его в новое состояние. Этот переход осуществляется посредством выбора и реализации приоритетных направлений развития. С одной стороны они уточняют и конкретизируют стратегию образовательного учреждения, с другой - определяют и обеспечивают условия выживаемости образовательного учреждения в ситуации ограниченности ресурсов и в борьбе с конкурентами.
Процесс развития образовательного учреждения должен быть ориентирован на достижение двух взаимодополняющих целей: повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и его соблюдение стратегии.
Современная ситуация в профессиональном образовании во многом определяется динамикой рынка труда и связанным с ним рынком образовательных услуг. Под образовательной услугой в сфере образования понимается предоставление возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя этой услуги и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда.
Направление развития стратегии образовательного учреждения основывается на определённых ресурсах (человеческих, материальных, финансовых, социальных и т.д.) и, в свою очередь, ставит своей задачей развитие других ресурсов образовательного учреждения. Такой подход делает реальным выполнение стратегии образовательного учреждения. Задача выполнения проекта стратегии требует также совершенствования организации учебного процесса и его содержания. Здесь можно выделить следующие направления: обновление содержания образования, совершенствование
организации образовательного процесса, создание единого коллектива
образовательного учреждения, формирование основ взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами, создание системы руководства и контроля образовательного учреждения.
Приоритетным направлением развития можно считать создание систем ресурсообеспечивающей (финансовой, кадровой, нормативной, материальнотехнической, информационной программно-методической, исследовательской и др.) деятельности образовательного учреждения. Определение приоритетных направлений развития требует определённого позиционирования образовательного учреждения в социально-образовательном пространстве города. В результате формулируется проект стратегии развития образовательного учреждения и разрабатывается его адаптивная модель, ориентированная на развитие. Проект формирования стратегии образовательного учреждения позволяет более точно определить его стратегию развития, так как она разрабатывается на основе тщательного анализа программных и нормативных документов всех уровней, конкретных условий жизнедеятельности учебного заведения, отрицательных и положительных факторов его внешней и внутренней среды.
Программа развития образовательного учреждения является стратегическим документом, формой общественного договора между участниками образовательных отношений и представляет собой разработанный в соответствии с целями, задачами, ресурсами и сроками осуществления документ, содержащий комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №3 является общеобразовательным учреждением, реализующим образовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профиля.
Во время написания данной выпускной квалификационной работы можно было сделать ряд определенных выводов: разработка проекта стратегии развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ необходима не только для укрепления своих позиций и выхода на более высокий уровень благодаря укреплению своих позиций на образовательном рынке, но и для успешного ее развития.
В заключении представлена модель формирования развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ, изучена технология разработки стратегии, структура и схема ее разработки, а так же рассмотрен проект ее эффективности. Изучены методические аспекты стратегии развития и организационной структуры, детально рассмотрена пошаговая методика разработки стратегии и структуры, которая в итоге приводит к формированию дерева стратегии учреждения - цели и стратегии руководителя, всех его заместителей и руководителей структурных подразделений всех уровней иерархии, всех педагогических работников.
Свою миссию коллектив МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ видит в создании наиболее благоприятного образовательного пространства для получения лицеистами качественного образования, способствующего развитию и социализации всех детей: талантливых, обычных, нуждающихся в коррекции, с учетом их склонностей и способностей.
В результате изучения особенностей планирования образовательного учреждения определена оптимальная его форма - стратегический план, который определяет общую направленность (проект стратегии) развития образовательного учреждения на перспективу. В исследовании наглядно представлены процесс программного проектирования развития образовательного учреждения, структура технического задания на разработку программы и структура самой программы. Изучение программы развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ на 2015-2019 годы позволило детально рассмотреть процесс осуществления программного
управления развитием лицея.
Миссия МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ - создание наиболее благоприятного образовательного пространства для получения качественного образования, способствующего развитию и социализации всех детей: талантливых, обычных, нуждающихся в коррекции, - с учетом их склонностей и способностей.
Главная цель - обеспечение качественного образования на основе модернизации в соответствии с ФГОС через создание необходимых условий для реализации основной образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ и получения заданных результатов ее освоения, совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности педагогов.
Основные методы повышения качества информационного обеспечения стратегического планирования инновационной деятельности школ включают в себя следующие:
1. Осуществление непрерывного мониторинга всех процессов.
2. Разработка базовой стратегии развития и комплексных стратегических планов.
3. Разделение функций служб в части стратегического планирования.
4. Усиление методологической базы стратегического планирования, использование современных инструментов.
5. Формулирование важнейших целевых ориентиров стратегического планирования.
Научно-практическое значение приведенных методов заключатся в том, что мероприятия, направленные на снижение затрат, в первую очередь способствуют снижению себестоимости услуги, что, в итоге, ведет к росту конкурентоспособности организации.
Любой процесс развития должен обеспечиваться финансовыми ресурсами. В работе выявлены особенности организационно-экономического управления развитием МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ, основные позиции расходования средств, а также рост удельных расходов по выбранному проектом стратегии развития направлениям и соответствующим статьям бюджета. Таким образом, выбор стратегии и её реализация являются основными факторами развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ЕМР РТ.


I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.// Российская газета. - 1993. - 25 декабря
2. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ №291 от 18.04.2013 г)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ №464 от 14.06.2013 г)
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»
6. Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования (одобрено НМС Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО», протокол №1 от 3 февраля 2011 г.).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
II. Монографии, литература, периодическая печать
1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2015. - 754 с.
1. Алымова Н., Надточий Е., Школьное самоуправление. Структура, рекомендации, нормативы. - М.: Учитель. - 2012. - 140 с.
2. Антонакис Дж., Худжберг Р. Следуя новой концепции: три шага к новым обязательствам.//Маркетинг.-2012.-№6.-С.66-70.
3. Антонов В., Серебрякова Г. Организационные изменения // Маркетинг. -2013 -№3 .-С.111-125.
4. Антонов В., Серебрякова Г. Процесс управления// Маркетинг. - 2013.- №2(129).-С.113-126.
5. Антонов В., Серебрякова Г. Теоретические основы управления организацией.//Маркетинг-2012-№5 (126).-С.106-123.
6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Хомер А. Маркетинг.2-е изд., перераб. и доп.; - М.: Экономика, 2013 - 533 с.
7. Барт Т.В. Балабанова С.И., Глебова Т.И. Инструменты
внутрифирменного и стратегического планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса//Научный журнал Транспортное дело России , 2016 - № 6.- С. 120-123
8. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2014. - 712 с.
9. Белова В., Корнеева И. Должностные обязанности педагогических работников и учебно-воспитательного персонала образовательных учреждений и средних учреждений дополнительного образования. - 2010. - 128 с.
2. Боловинцев Ю.А. Теоретико-методологические подходы к
стратегическому планированию деятельности предприятий//Российское предпринимательство, 2013. - № 23 (245). - С. 74-80.
3. Бузько И.Р., Вартанова Е.В., Голубенко А.А. Стратегическое
управление инвестициями и инновационная деятельность образовательных учреждений/ Национальный ун-т им. Владимира Даля. - Луганск: Издательство Национального ун-та им. В. Даля, 2012. - 176 с.: рис.
4. Важенова О. Готовим документы к проверке. Локальные нормативные акты школы. - М.: ФГОС. - 2014. - 148 с.
5. Василенок К.В. Эффективность инвестиционного проекта: понятие, виды, принципы оценки. Электронный ресурс. Режим доступа. [http: //www.ibl .ru/konf/021210/28. html ]
6. Васин А.С. Сущность и подходы к разработке стратегии организации // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 76-79.
7. Веснин В. Р. Стратегическое управление - М.: ТК Велби; Проспект,
2010. - 328 с.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Институт международного права и экономики, с. 2015. - 123 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 2011. - 164 с.
10. Виханский, О.С. Стратегический менеджмент: учебник / О.С. Виханский. - М.: Экономист, 2014. - 296 с.
11. Галкина Т., Котельникова Т. Новая настольная книга современного завуча школы. - М.: Феникс. - 2009. - 416 с.
12. Герасимчук В.Г. Стратегическое управление. Моделирование - К.: КНЕУ, 2010. - 360 с.
13. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, 2013. - 946 с.
14. Глухов, В.В. Менеджмент : учеб. / В.В. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2012. - 350 с.
15. Голубков, Е.П. Технология принятия управленческих решений / Е.П. Голубков. - М.: Дело и сервис.- 2015. - 544 с.
16. Горбунова Т., Бурдельная Ю., Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении. - М.: Учитель. - 2014. - 270 с.
17. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия.
М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, - 2014. - 846 с.
18. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р;
19. Гребенкина Л. Организационно-документационное сопровождение учебно-воспитательного процесса. - М.: Центр «Педагогический поиск». -
2014. - 128 с.
20. Гребиньяк Лоуренс Дж. Как заставить работать вашу стратегию: Эффективная реализация стратегии и внедрение перемен / В.А. Сомилов (пер. с англ.). - М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - XVIII, 333 с.
21. Дзюба С.А. Эффективность системы управления//Менеджмент в России и за рубежом.-2010.-№4.-С.3-10.
22. Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2015- № 3. - 15 с.
23. Дороговцев А.П. Магрупова З.М. К вопросу о стратегическом планировании инновационной деятельности//Вестник Череповецкого государственного университета, 2008. - Т. 4. - С. 6-10.
24. Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент.-М.: Вильямс, 2010.704с.
25. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель и стратегия ее достижения// Менеджмент в России и за рубежом.-2011.-№3.-С.25-32.
26. Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия / А. Л. Журавлев. - М., 2014. - С. 68.
27. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического планирования: Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Экономист, 2014. - 943 с.
28. Зайцев М. Методы оптимизации управления образовательным учреждением для менеджеров. Компьютерно-ориентированный подход. - М.: Дело. - 2013. - 321 с.
29. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. -изд. 13-е, доп. и перераб.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 347с.
30. Керцнер Г. Стратегическое управление. Модель зрелого управления проектами. - ДМК Пресс. - 2014. - 320 с.
31. Колокольников О.Г. Менеджмент инновационных процессов на основе реструктуризации // Инновации, 2014, № 1. - С. 125
32. Котлер В., Бергер Р. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. - М.: Альпина Паблишер. - 2016. - 144 с.
33. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента. -М.: Рид Групп, 2011.-336с.
34. Лизинский В. Заместителю директора об организации воспитательного процесса в школе. Содержание, особенности и формы деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2014. - 160 с.
35. Лизинский В. Модернизация школы или новая школа. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2011. - 160 с.
36. Лизинский В. Организационно-документальное сопровождение учебно-воспитательного процесса. - М.: Центр Педагогический поиск. - 2011. - 160 с.
37. Лизинский В. Сайт директора школы. - М.: Центр Педагогический поиск. - 2009 . - 160 с.
38. Лизинский В. Технология, формы и содержание поведения педагогических советов в школе. - М.: Центр Педагогический поиск. - 2013. - 128 с.
39. Макарова Т., Макаров В. - Организация деятельности методического объединения в школе. - М.: Центр Педагогический поиск. -
2010. - 160 с.
40. Маркетинг: Учебник /Под ред. А.Н. Романова. - М.:ЮНИТИ, 2010.
- 524с.
41. Марков С. Н. Методика оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями. [Интернет- ресурс] / http://www.uecs.ru/finansi-i-kredit/item/1446-2012-07-18-06-05- 48
42. Матрицы стратегического планирования. Электронный ресурс. Режим доетупа.[http://www.ereport.ru/articles/strplan/stplmatr.htm]
43. Медведева О., Чурикова С. Организация внутришкольного контроля. Информационно-методические материалы. - М.: Учитель. - 2013. - 148 с.
44. Менеджмент организации / под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М., 2010.
45. Менеджмент: теория и практика в России : учеб. / под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М. : ИД ФБКК-ПРЕСС, 2013. - 472 с.
46. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-3-е изд.: Пер.с англ.-М.: ООО «И.Д. Вильямс:2012.-672с.
47. Моисеев А.М. Стратегическое самоопределение школьного сообщества // Управление школой. 2010. № 10 . - С. 26 - 31.
48. Н. В. Дефиниции маркетинга образования: Тезисы доклада
семинара Маркетинг образовательных услуг. — М: Издательство МЭСИ, 2012.
49. Названова К.В. Захаров П.Н. Механизмы управления
инновационным развитием экономики на мезоуровне: социально
экономическая система «регион» как объект стратегического планирования//Современные технологии управления, 2015. - № 9 (57). - С. 22
28.
50. Осецкий В. Л. Инвестиции и инновации. Проблемы теории и практики: монография / В.Л. Осецкий. - М.: УААН, 2013. - 412 с.
51. Петров Л.Н. Стратегическое планирования. - С. - Петербург, 2013. -
813 с.
52. Петрова Н. Школьный самоаудит. Материалы по критериям и технологиям самообследования школы. - М.: Центр «Педагогический поиск». -
2014. - 144 с.
53. Печиборщ Н.И. Способ управления организационным развитием// Менеджмент в России и за рубежом.-2011.-№6.-С.42-55.
54. Попов С.А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний / С.А. Попов. - М.: Юрайт, 2013
55. Попова Г., Размерова Г., Ремчукова И. Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, анализ, планирование. - М.: Учитель. - 2014. - 128 с.
56. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. - М.: Интерпракс, 2015.- 296 с.
57. Программа развития образовательного учреждения / Менеджер образования. - М.: ЗАО МЦФЭР, 2010. - 400 с.
58. Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. - М.: Де-По. - 2011. - 292 с.
59. Ривкин Е. Самоаудит как основа управления методической деятельностью. - М.: Учитель. - 2014. - 192 с.
60. Рубин Б. Тактические хитрости в конкурентном взаимодействии // Современная конкуренция. - № 5 (53) - 2015.
61. Рубинфельд Артур, Хемингуэй Коллинз. Созданные для роста. Локальные и глобальные стратегии развития / М.А. Губарец (пер.). - М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. - 384 с.
62. Савчук В.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
Электронный ресурс. Режим доступа.
[http: //www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/7. shtml]
63. Сайт СОШ №3. Электронный ресурс. Режим доступа.
64. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления / А. Л. Свеницкий. - Л., 2013. - С. 9.
65. Свэйм Р. Стратегии управления Питера Друкера. - П.: Практика менеджмента. - 2012. - 416 с.
66. Советова Е. Школа нового поколения. Административная работа. - М. Феникс. - 2012. - 320 с.
67. Татаринова Л., Аюпова С. Справочник руководителя методического объединении. - М.: Учитель. - 2014. - 292 с.
68. Управление инвестициями: В 2-х т. / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. - М.: Высшая школа, 2015. - 416 с., 512 с.
69. Фатхутдинов, Р.А. Управленческие решения. Учебник. 5-е изд., перераб. И доп. / Р.А. Фатхутдинов. -Москва: Изд-во ИНФРА-М.- 2012.- 314 с.
70. Шамова О.Т., Немова Н.В. Менеджмент в управлении школой. - М.: Деловая литература, 2014.
71. Ямбург Е. Школа и ее окрестности. - М.: АСТ. - 2011. - 592 с.
72. Ясвин В.А. Проектирование развития школы. - М.:, 2011. - 32 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ