ОБРАЗА ТЕЛА* ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование образа тела и пищевого поведения у
подростков 7
1.1. Образ тела как часть самосознания подростка 7
1.2. Нарушение пищевого поведения у подростков 15
1.3 Взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого
поведения подростков 22
Выводы по первой главе 36
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа тела, пищевого
поведения и личностных особенностей у подростков 38
2.1 Организация исследования 38
2.2. Исследование пищевого поведения у подростков 43
2.3. Исследование образа тела и личностных особенностей у подростков .... 48
2.4. Исследование взаимосвязи между образом тела, личностными
особенностями и пищевым поведением у подростков 55
Выводы по второй главе 61
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Приложение
Глава I. Теоретическое исследование образа тела и пищевого поведения у
подростков 7
1.1. Образ тела как часть самосознания подростка 7
1.2. Нарушение пищевого поведения у подростков 15
1.3 Взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого
поведения подростков 22
Выводы по первой главе 36
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа тела, пищевого
поведения и личностных особенностей у подростков 38
2.1 Организация исследования 38
2.2. Исследование пищевого поведения у подростков 43
2.3. Исследование образа тела и личностных особенностей у подростков .... 48
2.4. Исследование взаимосвязи между образом тела, личностными
особенностями и пищевым поведением у подростков 55
Выводы по второй главе 61
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Приложение
Актуальность исследования. В последнее время в обществе уделяется повышенное внимание сохранению физического и психологического здоровья у юношей и девушек. При этом в образовательном процессе чаще делается акцент именно на интеллектуальную сферу развития личности. Биологические и психические процессы остаются в стороне, это приводит к развитию различных стереотипов и неправильных оценок по отношению к себе. Целостное развитие личности нарушается, в дальнейшем это отрицательно сказывается на здоровье и социальной адаптации учащихся.
Особенно важно правильное представление о себе в подростковом возрасте. Именно в этот период отрицательное отношение к своему телу может привести к психическим расстройствам, повышенному уровню тревожности и неадекватному поведению. В подростковый период происходит формирование нового образа тела за счет переосмысления прошлого опыта и стереотипов.
Образ тела и отношение к своей внешности являются одними из самых важных факторов личности, влияющих на поведение индивида. Познание и формирование своего тела происходит на протяжении всей жизни за счет личного опыта и взаимодействия с окружающими. Это определяет актуальность темы нашего исследования.
Низкая самооценка, недовольство своим телом, подражательство главным образом характерное для подростков, приводит к тому, что люди, имеющие физиологически нормальное телосложение и вес, стремятся снизить его любой ценой. Такая тенденция, по мнению некоторых авторов, способствует росту психических расстройств, в основе которых лежит страх прибавления в весе. Все это делает актуальным раннее выявление расстройств пищевого поведения, обозначение групп риска.
Именно в подростковом возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. На этот же возраст приходится период повышенного внимания подростков к собственной внешности, желание соответствовать «стандартам», принятым в современном обществе. Молодежь охотно верит рекламе и средствам массовой информации, которые отнюдь не всегда пропагандируют здоровый образ жизни, следствием чего является формирование у многих ложных ценностей и идеалов, искаженных представлений о самих себе, приводящих к развитию различных отклонений в поведении, в том числе и пищевом.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения у подростков».
Степень изученности проблемы. Проблеме нарушения пищевого поведения и анорексии в частности посвящено множество трудов отечественных и зарубежных ученых. Вопросами взаимосвязи образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения занимались такие ученые, как Коркина М.В.[49], Цивилько М.А.,[49] Марилов В.В.[49], Баринов A.M., J.D. Russel G.F.M.[50], Beumont P.J.V.,[51] Touyz S.W.[51]
Барыльника Ю. Б.[1], Валитовой И. Е., Галиновской А. А., Грачева В.[11] В. и др, которые в своих работах затрагивают вопросы психологофизиологических причин нарушения пищевого поведения человека.
Менделевич В,Д.[32], Зинченко С. Н.[20], Когана Б. М.[25], , Сагалаковой О. А. и др., которые в своих статьях обоснуют необходимость изучения склонности или предрасположенности детей подросткового возраста к нарушениям пищевого поведения.
Однако, вопросы взаимосвязи образа тела и пищевого поведения у подростков изучены недостаточно полно, таким образом тема исследования является актуальной.
Объект исследования - пищевое поведение подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков с нарушением пищевого поведения.
Гипотеза исследования - Для подростков с нарушениями пищевого поведения характерны неудовлетворенность собственной внешностью, низкий уровень самоуважения и самопринятия.
Цель исследования - изучить взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения у подростков. Цель и гипотеза исследования определили ее задачи:
- исследовать образ тела как часть самосознания подростков;
- рассмотреть нарушения пищевого поведения у подростков;
- изучить взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения подростков;
- провести исследование пищевого поведения, образа тела и личностных особенностей у подростков;
- исследовать взаимосвязь между образом тела, личностными особенностями и пищевым поведением у подростков.
Основными методами явились: аналитический метод при изучении теоретико-методологических основ и проблем пищевого поведения подростков; метод первичного и вторичного анализа прикладных исследовательских работ на данную тему; эмпирические методы при проведении исследования (тестирование); методы математической статистики, сравнительный анализ, корреляционный анализ (t-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона) при анализе результатов.
В качестве методик исследования использовались: Тест отношения к приёму пищи (ЕАТ-26) .[52] Шкала оценки пищевого поведения (Первая версия опросника была разработана в 1983 году D.M. Gamer, M.P. Olmstead, J.P. Polivy).[30] Опросник образа собственного тела ( О. А. Скугаревский и С.В. Сивуха). [51] Методика исследования самоотношения . С.Р. Пантелеев (МИС).[51]
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты расширяют научные представления о психологических особенностях подростков, пищевом поведении и образе тела девушек- подростков.
Практическую ценность исследование представляет, прежде всего, для специалистов и студентов учреждений психолого-педагогического и социального направления, как помощь в разработке диагностикокоррекционных программ, направленных на оптимизацию пищевого поведения подростков.
Структура работы. В структуру работы входят: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Особенно важно правильное представление о себе в подростковом возрасте. Именно в этот период отрицательное отношение к своему телу может привести к психическим расстройствам, повышенному уровню тревожности и неадекватному поведению. В подростковый период происходит формирование нового образа тела за счет переосмысления прошлого опыта и стереотипов.
Образ тела и отношение к своей внешности являются одними из самых важных факторов личности, влияющих на поведение индивида. Познание и формирование своего тела происходит на протяжении всей жизни за счет личного опыта и взаимодействия с окружающими. Это определяет актуальность темы нашего исследования.
Низкая самооценка, недовольство своим телом, подражательство главным образом характерное для подростков, приводит к тому, что люди, имеющие физиологически нормальное телосложение и вес, стремятся снизить его любой ценой. Такая тенденция, по мнению некоторых авторов, способствует росту психических расстройств, в основе которых лежит страх прибавления в весе. Все это делает актуальным раннее выявление расстройств пищевого поведения, обозначение групп риска.
Именно в подростковом возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. На этот же возраст приходится период повышенного внимания подростков к собственной внешности, желание соответствовать «стандартам», принятым в современном обществе. Молодежь охотно верит рекламе и средствам массовой информации, которые отнюдь не всегда пропагандируют здоровый образ жизни, следствием чего является формирование у многих ложных ценностей и идеалов, искаженных представлений о самих себе, приводящих к развитию различных отклонений в поведении, в том числе и пищевом.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения у подростков».
Степень изученности проблемы. Проблеме нарушения пищевого поведения и анорексии в частности посвящено множество трудов отечественных и зарубежных ученых. Вопросами взаимосвязи образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения занимались такие ученые, как Коркина М.В.[49], Цивилько М.А.,[49] Марилов В.В.[49], Баринов A.M., J.D. Russel G.F.M.[50], Beumont P.J.V.,[51] Touyz S.W.[51]
Барыльника Ю. Б.[1], Валитовой И. Е., Галиновской А. А., Грачева В.[11] В. и др, которые в своих работах затрагивают вопросы психологофизиологических причин нарушения пищевого поведения человека.
Менделевич В,Д.[32], Зинченко С. Н.[20], Когана Б. М.[25], , Сагалаковой О. А. и др., которые в своих статьях обоснуют необходимость изучения склонности или предрасположенности детей подросткового возраста к нарушениям пищевого поведения.
Однако, вопросы взаимосвязи образа тела и пищевого поведения у подростков изучены недостаточно полно, таким образом тема исследования является актуальной.
Объект исследования - пищевое поведение подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков с нарушением пищевого поведения.
Гипотеза исследования - Для подростков с нарушениями пищевого поведения характерны неудовлетворенность собственной внешностью, низкий уровень самоуважения и самопринятия.
Цель исследования - изучить взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения у подростков. Цель и гипотеза исследования определили ее задачи:
- исследовать образ тела как часть самосознания подростков;
- рассмотреть нарушения пищевого поведения у подростков;
- изучить взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения подростков;
- провести исследование пищевого поведения, образа тела и личностных особенностей у подростков;
- исследовать взаимосвязь между образом тела, личностными особенностями и пищевым поведением у подростков.
Основными методами явились: аналитический метод при изучении теоретико-методологических основ и проблем пищевого поведения подростков; метод первичного и вторичного анализа прикладных исследовательских работ на данную тему; эмпирические методы при проведении исследования (тестирование); методы математической статистики, сравнительный анализ, корреляционный анализ (t-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона) при анализе результатов.
В качестве методик исследования использовались: Тест отношения к приёму пищи (ЕАТ-26) .[52] Шкала оценки пищевого поведения (Первая версия опросника была разработана в 1983 году D.M. Gamer, M.P. Olmstead, J.P. Polivy).[30] Опросник образа собственного тела ( О. А. Скугаревский и С.В. Сивуха). [51] Методика исследования самоотношения . С.Р. Пантелеев (МИС).[51]
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты расширяют научные представления о психологических особенностях подростков, пищевом поведении и образе тела девушек- подростков.
Практическую ценность исследование представляет, прежде всего, для специалистов и студентов учреждений психолого-педагогического и социального направления, как помощь в разработке диагностикокоррекционных программ, направленных на оптимизацию пищевого поведения подростков.
Структура работы. В структуру работы входят: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Было проведено теоретическое исследование образа тела как части самосознания подростков. Было выявлено, что большое влияние оказывает на подростков предлагаемый обществом идеальный образ внешности и телосложения. Подростки очень чутко реагируют на происходящие с ними изменения и чаще всего недовольны собой. Подростковый эталон красоты, как правило, нереалистичен. Особенно переживают девушки, для которых внешность в силу гендерных особенностей является значимым компонентом самооценки.
Так же были рассмотрены особенности нарушения пищевого поведения у подростков. Можно отметить, что под нарушением пищевого поведения понимается комплекс диагностических критериев, которые не достигают уровня психического расстройства по выраженности, но совпадают с ними по когнитивно-поведенческой схеме (самоограничения в пище, компульсивное и эмоциогенное пищевое поведение). В комплекс симптомов входят перфекционистские убеждения, неадекватное целеполагание и самооценивание, психическая ригидность, самофокусировка внимания. Вышеперечисленные симптомы доставляют субъективный дискомфорт, приводят к неудобствам в социальной коммуникации взаимодействии, содействуют негативному самовосприятию.
По мнению многих ученых одним из факторов риска нарушения пищевого поведения у подростков является перфекционизм, приводящий к недовольству собственным телом и склонности к соответствию идеалу фигуры, что может подтолкнуть к увлеченностью строгими диетами и ограничительному поведению. Девушки, имеющие наклонность к анорексии, соблюдают жесткую диету для приближения к своему идеалу. Они имеют такие черты, как перфекционизм, ригидность поведенческих стереотипов, а также стремление к постоянному самосовершенствованию. Перфекционизм связан с идеальным образом «Я», лица с выраженным уровнем перфекционизма имеют высокие результаты в оценке самоконтроля и организации своей деятельности. Кроме того, выявляется высокая зависимость от социальной оценки поведения, неуверенность и самокритичность. Неизбежное расхождение между собственным внешним обликом и нереальным идеалом, навязываемым средствами массовой информации, порождает у многих подростков неуверенность в себе и тревожность. Негативный опыт социального взаимодействия в детстве, помноженный на объективные физические изменения в отрочестве, приводит к неуверенности или даже отрицанию своего физического «Я».
Эмпирическое исследование было проведено в школе №85 г.Казани и в группах по похудению в социальных сетях (в интернете). Исследование было добровольным и анонимным. В исследования приняли участие 40 подростков, женского пола, возрастом от 15 до 16 лет. С помощью результатов методик, направленных на выявление риска нарушений пищевого поведения - «Eat-26-тест отношения к приему пищи», «Шкала оценки пищевого поведения», были выявлены две выборки:
1. Подростки с выраженным риском нарушений пищевого поведения (20 человек)
2. Подростки без риска расстройств пищевого поведения (20 человек).
В ходе исследования была изучена взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения подростков. Мы пришли к выводу, что факторами риска нарушений пищевого поведения является неудовлетворенность собственным телом, низкая оценка себя, пережевания относительно собственного Я, низкий уровень самоуважения, и низкий уровень самопринятия.
Для девушек с нарушениями пищевого поведения характрона неудовлетворенность своим телом, они не удовлетворены своим весом, формой тела, его частями, испытывают негативные эмоции и чувства, когда думают и оценивают свое тело, что выражается в твёрдом убеждении, что их внешность некрасива. Это приводит к изменениям поведения подростков - уменьшению частоты зрительных контактов, выбору непривлекательной одежды, угрюмости Кроме этого для девушек этой группы характерен перфекционизм, т.е. неадекватно завышенные ожидания в отношении высоких достижений; неспособность прощать себе недостатки.
В результате проведенного исследования было выявлено, что для девушек с нарушением пищевого поведения характерна неудовлетворенность собственным телом, стремление к худобе, чрезмерное беспокойство о весе и систематические попытки похудеть.
Девушки с нарушением пищевого поведения чувствуют себя одинокими, не ощущают безопасности, ощущают неспособность контролировать собственную жизнь. Для них характерны неадекватно завышенные ожидания в отношении высоких достижений; неспособность прощать себе недостатки. Они не любят общаться и избегают контактов с окружением. Также для них характерен дефицит уверенности в отношении распознавания чувства голода и насыщения.
Для девушек с нарушением пищевого поведения характерно неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Они склонны не доверять своим решениям, часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Они избегают контактов с людьми, глубоко погружены в собственные проблемы, испытывают внутреннюю напряженность.
Девушки с нарушением пищевого поведения недооценивают себя, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.
Для девушек с расстройством пищевого поведения характерен общий негативный фон восприятия себя, они склонны воспринимать себя излишне критично.
Таким образом, ощущение себя ненужной, неспособной вызвать уважение у окружающих рождают у девушек нарушения пищевого поведения. Кроме этого, чем выше общий негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично, тем более завышенные ожидания в отношении своих достижений у девушек.
В ходе проведенного эмпирического исследования была подтверждена гипотеза о том, что неудовлетворенность собственной внешностью у подростков с нарушением пищевого поведения взаимосвязана с низким уровнем самоуважения и низким уровнем самопринятия.
Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов учреждений психолого-педагогического и социального направления при разработке диагностико-коррекционных программ, направленных на оптимизацию пищевого поведения подростков.
Так же были рассмотрены особенности нарушения пищевого поведения у подростков. Можно отметить, что под нарушением пищевого поведения понимается комплекс диагностических критериев, которые не достигают уровня психического расстройства по выраженности, но совпадают с ними по когнитивно-поведенческой схеме (самоограничения в пище, компульсивное и эмоциогенное пищевое поведение). В комплекс симптомов входят перфекционистские убеждения, неадекватное целеполагание и самооценивание, психическая ригидность, самофокусировка внимания. Вышеперечисленные симптомы доставляют субъективный дискомфорт, приводят к неудобствам в социальной коммуникации взаимодействии, содействуют негативному самовосприятию.
По мнению многих ученых одним из факторов риска нарушения пищевого поведения у подростков является перфекционизм, приводящий к недовольству собственным телом и склонности к соответствию идеалу фигуры, что может подтолкнуть к увлеченностью строгими диетами и ограничительному поведению. Девушки, имеющие наклонность к анорексии, соблюдают жесткую диету для приближения к своему идеалу. Они имеют такие черты, как перфекционизм, ригидность поведенческих стереотипов, а также стремление к постоянному самосовершенствованию. Перфекционизм связан с идеальным образом «Я», лица с выраженным уровнем перфекционизма имеют высокие результаты в оценке самоконтроля и организации своей деятельности. Кроме того, выявляется высокая зависимость от социальной оценки поведения, неуверенность и самокритичность. Неизбежное расхождение между собственным внешним обликом и нереальным идеалом, навязываемым средствами массовой информации, порождает у многих подростков неуверенность в себе и тревожность. Негативный опыт социального взаимодействия в детстве, помноженный на объективные физические изменения в отрочестве, приводит к неуверенности или даже отрицанию своего физического «Я».
Эмпирическое исследование было проведено в школе №85 г.Казани и в группах по похудению в социальных сетях (в интернете). Исследование было добровольным и анонимным. В исследования приняли участие 40 подростков, женского пола, возрастом от 15 до 16 лет. С помощью результатов методик, направленных на выявление риска нарушений пищевого поведения - «Eat-26-тест отношения к приему пищи», «Шкала оценки пищевого поведения», были выявлены две выборки:
1. Подростки с выраженным риском нарушений пищевого поведения (20 человек)
2. Подростки без риска расстройств пищевого поведения (20 человек).
В ходе исследования была изучена взаимосвязь образа тела, личностных особенностей и пищевого поведения подростков. Мы пришли к выводу, что факторами риска нарушений пищевого поведения является неудовлетворенность собственным телом, низкая оценка себя, пережевания относительно собственного Я, низкий уровень самоуважения, и низкий уровень самопринятия.
Для девушек с нарушениями пищевого поведения характрона неудовлетворенность своим телом, они не удовлетворены своим весом, формой тела, его частями, испытывают негативные эмоции и чувства, когда думают и оценивают свое тело, что выражается в твёрдом убеждении, что их внешность некрасива. Это приводит к изменениям поведения подростков - уменьшению частоты зрительных контактов, выбору непривлекательной одежды, угрюмости Кроме этого для девушек этой группы характерен перфекционизм, т.е. неадекватно завышенные ожидания в отношении высоких достижений; неспособность прощать себе недостатки.
В результате проведенного исследования было выявлено, что для девушек с нарушением пищевого поведения характерна неудовлетворенность собственным телом, стремление к худобе, чрезмерное беспокойство о весе и систематические попытки похудеть.
Девушки с нарушением пищевого поведения чувствуют себя одинокими, не ощущают безопасности, ощущают неспособность контролировать собственную жизнь. Для них характерны неадекватно завышенные ожидания в отношении высоких достижений; неспособность прощать себе недостатки. Они не любят общаться и избегают контактов с окружением. Также для них характерен дефицит уверенности в отношении распознавания чувства голода и насыщения.
Для девушек с нарушением пищевого поведения характерно неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Они склонны не доверять своим решениям, часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Они избегают контактов с людьми, глубоко погружены в собственные проблемы, испытывают внутреннюю напряженность.
Девушки с нарушением пищевого поведения недооценивают себя, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.
Для девушек с расстройством пищевого поведения характерен общий негативный фон восприятия себя, они склонны воспринимать себя излишне критично.
Таким образом, ощущение себя ненужной, неспособной вызвать уважение у окружающих рождают у девушек нарушения пищевого поведения. Кроме этого, чем выше общий негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично, тем более завышенные ожидания в отношении своих достижений у девушек.
В ходе проведенного эмпирического исследования была подтверждена гипотеза о том, что неудовлетворенность собственной внешностью у подростков с нарушением пищевого поведения взаимосвязана с низким уровнем самоуважения и низким уровнем самопринятия.
Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов учреждений психолого-педагогического и социального направления при разработке диагностико-коррекционных программ, направленных на оптимизацию пищевого поведения подростков.
Подобные работы
- УРОВЕНЬ ИНТРОЦЕПТИВНОЙ ОСОЗНАННОСТИ ПОДРОСТКОВ
КАК ФАКТОР РИСКА РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ У ДЕВУШЕК С РИСКОМ НАРУШЕННОГО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция расстройств пищевого поведения с применением арт-терапевтических техник
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Особенности пищевого поведения и восприятие собственного тела у девушек, занимающихся танцами
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2023 - Особенности физического "Я"у людей с расстройствами пищевого поведения (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция неадекватной самооценки у девушек со склонностью к нарушению пищевого поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕРЕОТИПОВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВУШЕК
Главы к дипломным работам, биотехнология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ, СКЛОННЫХ К БУЛИМИИ
Главы к дипломным работам, биотехнология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И СТЕРЕОТИПОВ ПИТАНИЯ У ЮНОШЕЙ
Главы к дипломным работам, биотехнология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022



