Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА АНТРОПОНИМОВ В РОМАНЕ Л. УЛИЦКОЙ «ЗЕЛЕНЫЙ ШАТЕР» (ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Работа №33453

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
782
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ономастической лексики в языке и речи 10
1.1 Проблема семантизации имени собственного 10
1.2 Функциональная значимость имен собственных 26
1.3 Имя в художественном пространстве текста 33
Выводы по главе 1 48
Глава 2. Лексико-семантическое своеобразие антропонимов в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер» 50
2.1 Модели именования антропонимов в романе 50
2.2 Семантико-стилистические особенности антропонимической лексики 59
Выводы по главе 2 69
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение

Роль ономастики, как отрасли лингвистики в настоящее время только возрастает. Внимание ученых к именам собственным, проблеме их семантики и роли в языке и речи, только усиливается. Особое место занимает изучение роли антропонимов в художественном тексте. Как известно, имя персонажа любого из произведений является неотъемлемым элементом формы художественного произведения, одним из средств, создающих художественный образ. Первое что узнает читатель при знакомстве с тем или иным персонажем - это имя. Это чаще всего первоначальный слой сложного образа, который раскрывается постепенно, в тоже время имя дает первоначальное представление о человеке.
В настоящей работе рассмотрены актуальные для специалистов по общей ономастике проблемы (A.B. Суперанская, В.Д. Бондалетов), касающиеся как общетеоретических вопросов, так и анализа конкретных видов имен собственных. Несмотря на то что антропонимы как единицы, связанные с характеристикой человека, подробно рассматриваются лингвистами с разных сторон (история происхождения, семантическое наполнение, функционирование и т.д.), наиболее значимым на сегодняшний день является исследование имени собственного в художественном тексте. Актуальность данной проблематики неоднократно указывали многие ученые, так, например, В.Н. Михайлов считает, что ономастические категории наиболее специфичны из всех компонентов речевой ткани литературной произведения, потому что включают весьма неоднородный материал по степени общенародности и семантико-словообразовательной окказиональности избираемых и моделируемых писателем собственных имен.
A. B. Суперанская также отмечает особую роль имен собственных в литературном произведении - роль «ориентира во времени и пространстве». В связи с этим, в работе осуществляется классификация ономастических единиц, анализируются антропонимические модели именования персонажей, дается этимологическая характеристика антропонимикона, а также определяется роль имени собственного в создании художественного образа. Системное изучение функционирования имени собственного в контексте художественной произведения позволяет
осознать «сложное единство» авторского текста.
Как объекту анализа, имени собственному посвящено огромное количество работ. Базисную основу для них создают фундаментальные положения по ономастике, содержащиеся в исследованиях А.М. Селищева [1968], А.В. Суперанской [1973, 1986], В.А. Никонова [1974, 1983], В.Д. Бондалетова [1983], Н.В. Подольской [1990], А. Гардинера [Gardiner 1940], О. Есперсена [1958], А. Баха [Bach 1978], К. Кунца [Kunze 2000], Г. Косса [KoP 2002] и многих других ученых. Определенный вклад в исследование ономастических проблем на базе иностранных языков внесли такие исследователи, как С.Ю. Потапова [1989, 2003], И.Н. Заверюха [2000], А.Н. Антышев [2001], М.Я. Блох, Т.Н. Семенова [2001], Д.И. Ермолович [2001, 2005], А.Е. Бижкенова [2003], И.П. Амзаракова [2004], М.М Робертус [2005] и др.
Исследование имен собственных в художественной речи, составляющее предмет литературной ономастики, носило долгое время спорадический характер: в работах избирательно рассматривались отдельные, наиболее яркие примеры «говорящих имен» с мотивированной, характеризующей носителя, семантикой основы и социально окрашенной моделью имени, или описывалась антропонимия отдельных авторов по произведениям или периодам (жанрам) творчества. Кроме того, каждое произведение имеет свое лексико-семантическое своеобразие, которое определяется многими факторами - жанром, периодом которое описывается в произведении, авторской позицией и т.д.
Антропонимы в художественном произведении могут нести ярко выраженную смысловую нагрузку и обладать скрытым ассоциативным фоном. Изучение лексико-семантического своеобразия художественного произведения позволяет лучше понять, о чем говорит автор, понять его персонажей и особенности их характера.
Данная работа посвящена анализу антропонимов в творчестве Л. Улицкой, в частности, в ее произведении «Зеленый шатер». В настоящее время это один из самых спорных и актуальных вопросов современного языковедения - проблема «имя в тексте», поскольку вопрос о функционировании онимов в текстовом поле требует особо пристального изучения, ведь имя - это слово, но слово специфическое, индивидуально-когнитивное. По сути, каждая антропонимическая единица, будь то имя, фамилия, отчество, прозвище и др. обладает большим социально-типологическим и художественно-изобразительным потенциалом.
Людмила Евгеньевна Улицкая - русская писательница и сценарист. Получила известность благодаря своей повести «Сонечка», которая в 1996 году была отмечена французской премией Медичи за лучший перевод книги. В поле зрения литературных критиков творчество Л. Улицкой попало в 1990-е годы. Именно тогда произведения писательницы стали предметом активного обсуждения в критических статьях, а также в различных интернет-форумах. Творчество Л. Улицкой представляет собой целостную систему, которая выстраивается на стыке реализма и постмодернизма. В ее произведениях сильна классическая повествовательная традиция (традиция реализма), «вбирающая» приемы, характерные для постмодернистской эстетики (интертекстуальность, гротеск, ирония). В произведении Л. Улицкой ономастическая лексика выступает как яркий пример авторского стиля, поскольку является стилистически и семантически маркированным экспрессивным средством. Анализ произведения писательницы дает возможность лучше понять замысел автора, проникнуть во внутренний мир героев. Кроме того, антропонимия текста Л. Улицкой дает представление о русском прозаическом именослова XX века, позволяет выявить особенности его образования, модели именования литературных персонажей, а также их функции в развитии и построении речевой и литературной композиции текста, в выражении мировоззрения автора, творчество которого можно исследовать в самых разных аспектах.
Актуальность темы исследования определяется, во-первых, малой изученностью языкового творчества Л. Улицкой, которая признана классиком современной русской литературы; во-вторых, необходимостью многоаспектного описания функционирования антропонимов в текстовом пространстве писателя; в-третьих, общей потребностью, в изучении антропонимов как составного компонента художественного произведения. Кроме того, собственные имена, представляющие собой ценный эстетический компонент в системе средств художественной изобразительности, характеризующие почерк мастера и нередко дающие ключ к решению литературоведческих проблем, непременно должны стать предметом лингвистического анализа.
Объект работы - система антропонимической лексики в языке и речи.
Предмет работы - антропономическая лексика, используемая в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер».
Целью данной работы является рассмотрение функционирования антропонимической лексики в художественном тексте на примере романа Л. Улицкой «Зеленый шатер».
Поставленная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть проблему семантизации имени собственного в современной лингвистике;
2) раскрыть основные функции имени собственного в языке и речи;
3) описать роль и место имени собственного в художественном пространстве текста;
4) описать основные модели именования персонажей в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер»;
5) проанализировать и раскрыть основные семантико-стилистические особенности антропонимической лексики в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер».
Эмпирическая база исследования (материал и его источники). Материалом исследования послужили научные работы и статьи, связанные с изучением роли антропонимов в художественном тексте, а также учебная литература по дисциплине «Русская стилистика» и «Ономастика». В частности, вопросы, касающиеся проблемы семантики имен собственных, рассматривались в работах таких авторов как А.А. Реформатский, А.В. Суперанская, В.И. Супрун и др. Проблема функционирования антропонимов в художественном тексте раскрыта в работах таких лингвистов, как Л.М. Ахметзянова, Ю.В. Ермакова, Э.Б. Магазаник, С.В. Мишарина и др. В данной работе для анализа был взят роман Людмилы Улицкой «Зеленый шатер». Это произведение представляет собой образец современной русской классики с заметным оттенком психологической прозы. Персонажей в романе много, особенно второстепенных, что дает возможность для анализа.
Методология и методы исследования. Специфика объекта исследования и поставленные задачи обусловили выбор методов лингвистического анализа, основными из которых являются: описательный и сравнительно сопоставительный методы.
Научная новизна заключается в анализе антропонимической лексики в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер»; выявлении семантической составляющей в именах собственных, моделей образования имен персонажей, а также анализе системы, структуры и функций антропонимов в романе писательницы. Функционирования антропонимической лексики представляется важным и значимым явлением, позволяющим судить о культурном и духовном развитии общества с учетом особенностей межличностных взаимоотношений его членов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что избранные методы исследования антропонимического материала позволяют сделать обоснованные выводы о своеобразии антропонимической системы Л. Улицкой, на основе которых раскрываются особенности индивидуально-авторского речевого стиля. Проведённое в традициях научного изучения литературного имён собственных, исследование вносит вклад в лингвистическую практику раскрытия природы и свойств антропонимов в художественном тексте на материале творчества отдельно взятого писателя. Выводы, содержащиеся в исследовании, способствуют дальнейшему решению теоретических проблем роли антропонимов в художественных произведениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть полезны как для дальнейшего научного исследования в сфере лингвистики и антропонимики, так могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания филологического анализа текста художественного произведения, в разработке спецкурсов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Имена собственные играют значимую роль в художественном пространстве произведения. Имя персонажа имеет ключевое значение и скрытый смысл, в связи с чем изучение антропонимической лексики произведения позволяет лучше понять интенциональность текста.
2) В произведении Л. Улицкой «Зеленый шатер» присутствует большое количество разных персонажей, анализ имен которых позволяет раскрыть образ героя и его характер.
Структура диссертации. Задачи исследования обусловили композицию работы, которая содержит 87 страниц печатного текста. Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающей цитируемые труды отечественных и зарубежных исследователей, списка использованных публицистических изданий, списка словарей и приложения.
Апробация результатов. Апробацию основные положения работы прошли на научных конференциях: V Международная молодежная научно-практическая конференция «Культура и наука: новый взгляд» (2018); секция «Особенности функционирования русского языка в современной художественной литературе» в рамках Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (2018); V международная научная студенческая конференции «Русский язык в XXI веке: исследования молодых» (2018).
Список опубликованных работ:
1) Ли Мин. Типы антропонимических моделей в системе русского именования / Русский язык в ХХ1 веке: исследования молодых: материалы V международной научной студенческой конференции / Отв. ред. Е.А. Журавлёва. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2018. - С. 145-147.
2) Ли Мин. К вопросу о семантической структуре антропонимов / V Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Наука и культура: новый взгляд»: материалы конференции (18 мая, 2018 г.) [электронный ресурс]. - Казань, Изд-во Казанского (Приволжского) федерального университета, 2016. - С. 16-20.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внимание к имени собственному, как к особой сложной и неоднозначной категории, со стороны лингвистов постоянно растет. Одной из ключевых проблем рассмотрения и изучения имен собственных является - проблема семантизации имени собственного. В этом аспекте мнение лингвистов не однозначно. Условно можно выделить три основные точки зрения. Первая точка зрения заключается в том, что имя собственное не имеет лексического значения, именно поэтому их стоит отличать от лексически значимых имен нарицательных. Ряд лингвистов считают, что имена собственные обладают значением только на уровне речи, но на уровне языка они являются семантически пустыми знаками. И наконец, третья точка зрения - имена собственные наделены значением и на уровне речи, и на уровне языка, эти значения отличается от значения нарицательных имен.
Изучение семантизации имени собственного позволяет лучше понять его функции и место в речи и языке. Многие лингвисты сходятся во мнении, что имя собственное выполняет в первую очередь номинативную функцию, то есть называет определенные предметы. Кроме номинативной функции, некоторые лингвисты также выделяют коммуникативную, апеллятивную, экспрессивную, указательную функции имён собственных. Но данное утверждение часто ставится под сомнение и критикуется. Кроме того, в зависимости от вида имени собственного могут различаться и их функции.
Если проблема семантизации имени собственного в речи и языке является пока дискуссионной, то их роль в художественном тексте однозначна и признается всеми авторами. Имена собственные в рамках художественных текстов приобретают особую важность, их семантическая значимость меняется, и они приобретают конкретно-денотативное значение и множественную коннотацию. Как известно, текст неразрывно связан с автором и с ситуацией, в которой он был создан. Художественный текст следует считать вторичной моделирующей системой, поскольку в нем сочетаются отражение объективного мира и авторский вымысел. Именно поэтому не оставляет сомнения, что одной из главных целей имени в художественном произведении является создание образа. В художественном тексте каждый персонаж имеет свое имя, которое выполняет не только номинативную функцию, но также способствует созданию образа и стилистического фона всего произведения. Особенно ярко это можно проследить в произведениях русских классиков, создавшие целые галереи различных персонажей, которые впоследствии стали образом целого поколения. Именно при изучении антропонимов в художественном пространстве текста поднимается проблема «говорящих» фамилий, которые подбирались писателями специально, используя весь потенциал русской ономастики. Также имена должны быть отражением того времени, поэтому необходимо знать и понимать какая существовала мода на имена в те времена, которые описывает автор.
Отсюда следует, что имена собственные играют центральную роль в накоплении и передаче культурной информации, что определяет их исключительную значимость для интерпретации художественного текста. Характер и количество сообщаемой именем дополнительной информации зависит от самого типа имени, а также от выполняемой им функции в рамках контекста.
Имена собственные являются одним из способов построения пространственно-временного континуума художественного текста, при этом они служат связующими элементами «привязывающими» вторичную действительность художественного текста к объективно существующей реальности Различные виды анализа всего ономастикона художественного текста позволяют исследователю на глубоком уровне проследить авторское видение окружающего мира, особенности его категоризации и концептуализации действительности, что помогает в раскрытии его замысла.
В то же время образы персонажей могут быть рассмотрены как вместилища, поскольку образ способен вмещать в себя детали, которыми он образуется. Среди прочих деталей образа особую роль играют имена собственные. Важной особенностью имен в этой функции является то, что, выполняя характеристику персонажа, они тем самым характеризуют и пространство текста в целом.
При создании и изучении антропонимов в художественном тексте нужно учитывать и жанр произведения - так романтизм предполагает использование благозвучных имен, в то время как в юмористических и сатирических романах писатели играют на контрастах. Кроме этого, выбор имени именем определяется модой того периода, когда писалось произведение.
Для анализа был выбран роман Л. Улицкой «Зеленый шатер», изданный в 2011 г. Роман начинается со смерти Сталина и заканчивается смертью Бродского, автор перенес на страницы романа, почти полвека жизни одной страны. По композиции роман представляет собой различные истории, иногда даже «посторонних» людей, которые так или иначе связаны.
Антропонимы в романе Л. Улицкой представляет собой ценный и показательный источник семантической, эстетической и лингвостилистической информации. Имена собственные у писательницы - сложное семиотическое явление, проявляющее себя по-разному, в зависимости от формы и значения. Основное внимание в работе уделялось анализу антропонимического пространства произведений, системе связей антропонимов, и художественных образов, стилистико-семантическим особенностям имени в художественном творчестве писателя.
В романе можно выделить шесть главных героев - три друга и три подруги. Каждый из героев привносит что-то свое в роман, но образ каждого начинается с имени. Имя определяет его дальнейшую судьбу, его характер. Миха - еврей, которые «подобно Богу» много страдал, Галя - тихая и спокойная, которая жила именно такой жизнь, Тамара - одинокая «пальма», которое твердо стояла на земле, и много от жизни не просила, аристократ Саня, которые и не был «защитником» и конечно яркая пара - Илья и Оля, которые многое определяли в судьбе всех героев.
Имена героев являются отражением их характеров, их отношения друг к другу. Это относится не только к главным героям романа, но и ко всем персонажам книги. Кроме того, в произведении умело переплетаются вымышленные персонажи и реальные лицо, а также некоторые образы, взятые из реальной истории, стали явным прообразом тех или иных героев. Так автор применяет различные формы имени - трехкомпонентные формулы используются автором при знакомстве, с одной стороны, со второстепенными персонажами, с другой стороны, с людьми важными либо для дальнейшей судьбы героев. Стоит уточнить, что структура трехкомпонентной формы всегда одинаковая - имя + отчество + фамилия, хотя обычно в жизни сначала идет фамилия, а уже потом имя и отчество.
Намного чаще в романе используется двухкомпонентная форма имени - имя + фамилия или имя + отчество. Первый вариант применяется для наименования одноклассников и некоторых друзей главных героев, а второй вариант для родственников, учителей или для людей, которые уже имеют определенный статус или положение, как в самом обществе, так и в его антисоветской части. Исключение составляют только тетя Геня - тетка Михи и родители Гали - дядя Юра и Нина.
Наиболее чаще используется однокомпонентная форма имени, в первую очередь, для главных героев. Кроме имени, в романе также используются прозвища и фамилии, которые становятся нарицательными для героев.



1. Автеньева Л.А. Корреляция предметнологического и назывного значения антономазии в оригинале и переводе / Л.А. Автеньева // Актуальные вопросы русской ономастики. - 1988. - № 14. - С. 67-75.
2. Агеева P.A. Социолингвистический аспект имени собственного. Научноаналитический обзор / Р.А. Агеева, К.В. Бахнян. - М.: ИНИОН, 1984. - 60 с.
3. Аксенов С.С. Семантический аспект теории имени собственного / С.С. Аксенов. - Кривой Рог: Изд-во Криворожского педагогического ун-та, 2013. - 310 с.
4. Алиева М.М. Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в художественном тексте (на материале произведений М.А. Булгакова): дис. ... канд. филол. наук / М.М. Алиева. - Махачкала, 2006. - 185 с.
5. Андреева Л.И. О функциях собственных имен в художественном произведении (на материале пьес А.Н. Островского) / Л.И. Андреева // Исследование языка художественных произведений. - Куйбышев, 1975. - С. 53-57.
6. Андреева Л.И. Специфика имени собственного и возможности ее использования в художественном тексте: (на материале системы собственных имен в творчестве А.Н. Островского): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. / Л.И. Андреева. - Балашов, 2015. - 37 с.
7. Анисимова В.В. Развитие русской антропонимики в современном русском языке: на примере личных имен / В.В. Анисимова. - М.: Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2014. - 155 с.
8. Ахметзянова Л.М. Система антропонимических формул в произведениях Д. Хармса / Л.М. Ахметзянова // Лингвистика. - 2008. -№ 4. - С. 107-112.
9. Бабенко Н.Г. Язык и поэтика русской прозы в эпоху постмодернизма / Н.Г. Бабенко. - М., 2010. - 228 с.
10. Бажан О.Н. Собственные имена в русском рекламном тексте / О.Н. Бажан // Наука и образование - новое измерение. - 2015. - № 14. - С. 41-44.
11. Бакастова Т.В. Имя собственное в художественном тексте / Т.В.
Бакастова // Русская ономастика: сб. науч. тр. под ред. Ю.А. Карпенко. - Одесса: ОГУ, 1984. - С. 157-161.
12. Бакастова Т.В. Типы и функции семантизации имени собственного в художественном тексте / Т.В. Бакастова. - URL: http: // fitzgеrаld.mrоd.m/сritiсs- rus/bаkаstоvа-sеmаntiz.html (дата обращения 1.11.2018).
13. Беленькая В.Д. Топонимы в составе лексической системы языка / В.Д. Беленькая. - М.: Наука, 1969. - 241 с.
14. Березович Е.Л. Русская ономастика на современном этапе: Критические заметки / Е.Л. Березович // Известия РАН. - 2015. - № 9. - С. 34-46.
15. Биография Улицкой Л.Е. - URL: https: // ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 22.11.2018).
16. Болотов В.И. Имя собственное, имя нарицательное. Эмоциональность текста. Лингвистические и методические заметки / В.И. Болотов. - Ташкент: Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, 2011. - 363 с.
17. Болотов В.И. К вопросу о значении имен собственных / В.И. Болотов. - М.: Наука, 1972. - 368 с.
18. Болотов В.И. Лингвистический статус имени собственного и его функционирование в тексте / В.И. Болотов // Ономастика. Имя и культура. - М.,
1993. - С. 37-46.
19. Бондалетов В.Л. Русская ономастика / В.Л. Бондалетов. - URL: http: // www.textologia.ru/russkiy (дата обращения 2.11.2018).
20. Бузанова Т.В. Антропонимы как стилистическое средство в языке художественной прозы / Т.В. Бузанова // Проблемы национальной ономастики. - Майкоп, 2000. - С. 51-55.
21. Васильева Н.В. Собственное имя в тексте: интегративный подход / Н.В. Васильева. - М.: Академия, 2015. - 236 с.
22. Васильева С.П. Литературная ономастика: учебное пособие для
студентов филологических специальностей / С.П. Васильева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,
2009. - 197 с.
23. Васильевич А.П. Собственные имена в составе цветообозначений / А.П. Васильевич. - М.: Наука. 2013. - 98 с.
24. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. - М.: Наука, 1981. - 137 с.
25. Веселовский С.Б. Ономастика / С.Б. Веселовский - М.: Наука, 2014. - 411 с.
26. Визгалов П.И. О соотношении имен собственных и единичных понятий / П.И. Визгалов // Учёные записки ЕГПИ. - 2015. - № 4. - С. 139-148.
27. Виноградов В.В. Язык художественного произведения / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1954. - № 5. - С. 17-22.
28. Воронова И.Б. Текстообразующая функция литературных имен собственных (на материале эпических произведений XIX - XX вв.): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Воронова И.Б. - Волгоград: ВГУ, 2015. - 24 с.
29. Габдуллина И.Ф. Перевод имен собственных в имена нарицательные в английском, немецком и татарском языках: дис. канд. филол. наук: 10.02.20 / И.Ф. Габдуллина. - М.: РГБ, 2003. - 355 с.
30. Головина Л.С. Русская ономастика в лингвокультурологической репрезентации для иноязычного адресата: Монография / Головина Л.С. - Псков: Псковский государственный университет, 2012. - 201 с.
31 . Голомидова М.В. Русская антропонимическая система на рубеже веков / М.В. Голомидова // Вопросы ономастики. - 2005. - № 2. - С. 11-22.
32. Горбаневский М.В. В мире имен и названий / М.В.Горбаневский. - М.: Знание, 2014. - 206 с.
33. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе / М.В. Горбаневский. - М.: Изд-во УДН, 2016. - 87 с.
34. Горшков А.И. Русская стилистика / А.И. Горшков. - М.: Астрель- АСТ,
2015. - 367 с.
35. Гродзиньский Е. Очерк общей теории имен собственных / Е.
Гродзиньский. - М.: Наука,1976. - 236 с.
36. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д.Б. Гудков. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 149 с.
37. Даниленко В.П. Имена собственные как производящие основы современного словообразования / В.П. Даниленко // Развитие грамматики и лексики современного русского языка. - 2014. - № 6. - С.77-92.
38. Данилина Е.Ф. К вопросу о лексическом значении личных имен / Е.Ф. Данилина // Лексика и словообразование русского языка. - 2016. - № 3. - С. 6-16.
39. Денисов Ю.Н., Шарандин А.Л. О статусе компонента образная мотивационность в семантической структуре слова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. - № 3. - С. 159-162.
40. Дергилева Ж.И. Художественный антропонимикон в лингвокультурологическом представлении (на материале дилогии И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок») / Ж.И. Дергилева. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 2008. - 242 с.
41. Ермакова Ю.В. Функции собственных именований в художественном
тексте (на материале лирики А.А. Ахматовой 1911 - 1920 гг.) / Ю.В. Ермакова // Грани познания. - 2009. - №1(2). - URL: Шр: //
grаш.vsрu.m/Шеs/рuЫiсs/22_рub.рdf (дата обращения 12.11.2018).
42. Ермаченко М.Н. К общей теории имен собственных / М.Н. Ермаченко // Ученые записки Московского гос. пед. ин-та иностранных языков им. - 2017. - №5. - С. 24-37.
43. Ермолович Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур / Д.И. Ермолович. - М.: Р. Валент, 2011. - 200 с.
44. Зевина И.В. Имена собственные как национально-культурный компонент в языке художественной литературы / И.В. Зевина // Проблемы региональной ономастики: Материалы 2-ой межвузовской научно-практической конференции. - Майкоп, 2010. - С. 101-105.
45. Зинин С.И. Парадигматика и синтагматика собственных имен в
художественном тексте / С.И. Зинин // Структура и функционирование единиц русского языка. - 2016. - № 7. - С. 122-132.
46. Калинкин В.М. Теоретические основы поэтической ономастики / В.М. Калинкин. - М.: Наука, 2012. - 37 с.
47. Карасик В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. - М.: Наука,
2012. - 330 с.
48. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе / Ю.А. Карпенко // Филологические науки. - 2016. - №4. - С. 34-41.
49. Ковалев Г.Ф. Писатель. Имя. Текст / Г.Ф. Ковалев. - Воронеж: ВГУ,
2014. - 340 с.
50. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М.Н Кожина. - М.: Просвещение, 2013. - 464 с.
51. Кочева О.Н. Большой словарь имен / О.Н. Кочева. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. - 480 с.
52. Крыкова И.В. Англоязычные эргонимы и словесные товарные знаки Японии как опосредованное отражение национальной культуры: дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / И.В. Крыкова. - Владивосток: Российская государственная библиотека, 2005. - 180 с.
53. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. - М.: Высшая школа, 2015. - 216 с.
54. Кульдеева Г.И. К вопросу об актуальности изучения ономастики в школе и в вузе / Г.И. Кульдеева // Ономастика Поволжья: сборник материалов XII Международной конференции. - Казань: Отечество, 2011. - С. 18-20.
55. Лахно A.B. Имя собственное как объект сопоставительного исследования. Системообразующие свойства имени литературного персонажа в художественном тексте и его переводе / A.B. Лахно. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 219 с.
56. Левковская, К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала / К.А. Левковская. - М.: Высшая школа, 2012. -
296 с.
57. Лосев А.Ф. Философия имени: Сочинения / А.Ф. Лосев. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2013. - 1024 с.
58. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста / Ю.М.Лотман // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антология. -
2015. - № 1. - С. 202-205.
59. Магазани, Э.Б. Ономапоэтика или «говорящие» имена в литературе /
Э.Б. Магазаник. - Ташкент: Фан, 1978. - 146 с.
60. Магазаник Э.Б. Поэтика имен собственных в русской классической литературе / Э.Б. Магазаник. - М.: Наука, 1996. - 163 с.
61. Матвеев А.К. Ономастика и ономатология: терминологический этюд /
А.К. Матвеев // Вопросы ономастики. - 2005. - № 2. - С. 5-10.
62. Михайлов В.Н. Лингвистический анализ ономастической лексики в художественной речи: учеб. пособие / В.Н. Михайлов. - Симферополь: СГУ, 1981. - 28 с.
63. Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе / В.Н. Михайлов // Филологические науки. - 2016. - № 1. - С. 54-66.
64. Мишарина С.В. Имена собственные как объект художественной
номинации и их функции в художественном произведении / С.В. Мишарина, Косицына И.Б. // Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. URL: ft^s: // sсiеnсеfomm.ru/ 2017/агбс1е/2017040494 (дата
обращения 1.11.2018).
65. Осьмухина О. Скромное обаяние эпохи. «Зеленый шатер» Л.
Улицкой / О. Осьмухина // Вопросы литературы. - 2012. - № 3. - С. 108 - 119.
66. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. - М.: АСТ, 2005. - 480 с.
67. Подольская Н.В. Антропонимия // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 36-37.
68. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская. - М.: Дрофа, 2017. - 564 с.
69. Поченцов Г.Г. Русская семиотика: Идеи и методы, персоналии, история / Г.Г. Поченцов. - М.: Рефл-бук, 2015. - 328 с.
70. Разумова Л.В. Стилистические аспекты вторичной номинации имен собственных в структуре художественного текста. диссертация по ВАК 10.02.19 / Разумова Л.В. - Челябинск, 2002. - 150 с.
71. Ратникова И.Э. Имя собственное: от культурной семантики к языковой / И.Э. Ратникова. - М.: Наука, 2013. - 214 с.
72. Реформатский А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский - М.: Наука, 1998. - 247 с.
73. Рогалев А.Ф. Ономастика художественных произведений: пособие / А.Ф. Рогалев. - Гомель: Изд-во ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. - 194 с.
74. Сайт толкования имен. - URL: https: // kakzovut.ru/man.html (дата обращения 1.11.2018).
75. Селезнева Л.Б. Значение имени собственного и понятия / Л.Б. Селезнева // Ономасиологические аспекты семантики. - 2016. - № 14. - С. 130-152.
76. Сенкевич В.И. Презентативная функция собственного имени / В.И. Сенкевич // От слова к тексту: материалы доклад Международной научной конференции. - М., 2010. - С. 62-64.
77. Сталптмане В.Э. Теория и методика ономастических исследований / В.Э. Сталптмане. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
78. Суперанская А.В. Имя - через века и страны / А.В. Суперанская. - М.: КомКнига, 2014. - 192 с.
79. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская - М.: Наука, 1973. - 366 с.
80. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. 3-е изд., испр. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 368 с.
81. Суперанская А.В. Структура имени собственного. Фонология и морфология / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1969. - 312 с.
82. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно - эстетический потенциал: дис. в виде науч. докл. ... док-рафилол. наук: 10.02.01 /
В.И.Супрун. - Волгоград, 2014. - 76 с.
83. Толстой Н.И. Еще раз о «семантике» имени собственного / Н.И. Толстой
// Актуальные проблемы лексикологии: Тезисы докладов и сообщений
всесоюзной научной конференции. - Минск, 1970. - 314 с.
84. Улицкая Л.Е. Зеленый шатер / Л.Е. Улицкая. - 120 с. - URL: hhttps: // www.xn (Дата обращения 22.11.2018).
85. Уракова Ф.К. Имя собственное как языковая категория // Ф.К Уракова
А.А. Урээдуй // Концеп. - 2014. - № 16. - С. 1-8.
86. Фомин А.А. Литературная ономастика в России / А.А.Фомин // Вопросы ономастики. - 2014. - № 1. - С. 108-120.
87. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте: учеб. пособие / О.И. Фонякова. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 103 с.
88. Формановская Н.И. Имя человека в аспекте «Язык и культура» / Н.И. Формановская. - М.: РАН. 2010. - 209 с.
89. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий / В.К. Чичагов - М.: Наука, 2013. - 319 с.
90. Шамхалова З.А. Источники формирования и структурно-семантическая характеристика антропонимической системы аварского языка: автореф. дис. . канд. филол. наук. - Махачкала, 2010. - 171 с.
91. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 208 с.
92. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. - М.: Просвещение, 2013. - 335 с.
93. Щебалов Р.Ю. Ономастическая игра в художественном тексте: на материале ранних рассказов А.П. Чехова / Р.Ю. Шебалов. - Екатеринбург: Просвещение, 2014. - 219 с.
94. Akhmetzyanova L.M. Lexico-semantic and linguo-stylistical analysis of A. Vvedensky's and D. Kharms' art texts / L.M. Akhmetzyanova, G.Kh. Gilazetdinova // XLinguae. - 2018. - Volume 11, Issue 2. - Р. 455-470.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ