Введение 3
Глава I. Экономический цикл как предмет исследования 12
1.1. Экономический цикл: понятие, сущность, фазы, причины 12
1.2 Сравнительный анализ изучения темы «экономический цикл» в курсах
обществознание и экономика на основе учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ 22
1.3 Методы организации уроков по теме «экономический цикл» в основной и средней школе на основе условий формирования межпредметных понятий.30
Выводы по I главе 41
Глава II. Экспериментальное исследование формирования понятия
«экономический цикл» на в урочной и внеурочной деятельности как фактора
формирования экономической компетенции учащихся 43
2.1. Организация выборки и описание методик исследования формирования понятия «экономический цикл» на уроках обществознания как фактора
экономической социализации учащихся 43
2.2. Организация внеурочной деятельности по теме «экономический цикл» в
рамках реализации ФГОС ООО 52
2.3. Анализ и интерпретация контрольного этапа экспериментального
исследования 56
Выводы по II главе 63
Заключение 64
Список сокращений 67
Список используемых источников и литературы 68
Приложения
Актуальность темы заключается в том, что процесс формирования экономических понятий обучающихся в средней школе является важнейшим элементом экономической социализации. Базисные знания экономической сферы государства могут оказать значительное влияние на благосостояние населения. Человек, не просто знающий экономические законы в тех или иных фазах экономики, но и понимающий их суть, будет знать, что нужно делать в период кризиса, как распоряжаться деньгами в период экономического роста. Понимание, а не просто знание экономики, важно еще и потому, что экономическая сфера находится в динамике, каждый экономический кризис или период роста может иметь не только общие особенности, но и различия, которые могли появиться недавно в связи с изменениями в научно-техническом прогрессе, культуре и политической сфере. В любом государстве опорой благосостояния является его население. От уровня грамотности населения и его благосостояния зависят гражданская активность в политической сфере, уровень развития культуры и научно - технического прогресса. Если население государства не будет иметь сложности в экономической сфере, то оно акцентирует больше внимание на воспитание подрастающего поколения, на развитие научно-технического прогресса, гуманитарных наук и культурного многообразия. При этом не должны падать производственные показатели и покупательная способность. Таких результатов можно достичь лишь при развитии научно-технической базы предприятий и экономической грамотности населения. Экономически неграмотный человек не сможет полноценно жить в обществе, уровень его социализации будет меньше, чем у лиц, понимающих экономику. Он будет иметь финансовые проблемы, поиск решения которых может даже помешать его культурному развитию.Экономическая компетенция включает в себя потребительскую культуру и финансовую грамотность.
Проблема исследования нами определена следующим образом: какие методы и способы работы можно использовать при изучении темы «экономический цикл» с целью формирования конкурентоспособной личности.
Объектом исследования является процесс становления и развития экономического сознания личности на уроках обществознания.
Предметом исследования является особенности формирования понятия «экономический цикл»на уроках обществознания как условие экономической социализации личности.
Цель исследования: разработать на базе эффективных методов обучения приемы для формирования понятия «экономический цикл» на различных этапах урока.
Для достижения поставленной цели были указаны следующие задачи:
1. Дать определение понятию «экономический цикл» на основе научных трудов по экономике.
2. Изучить требования Федерального государственного образовательного стандарта при освоении данной темы.
3. Рассмотреть интерпретацию темы «экономический цикл» в учебниках по обществознанию и экономике из федерального перечня, рекомендованных к использованию образовательными учреждениями с целью реализации образовательной программы.
4. Проанализировать способы и методы обучения, направленные на освоение учащимися планируемых предметных результатов и на развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
5. Составить на основе проведенных во время практики уроков методические рекомендации, включающие в себя разработки уроков, совокупность методических приемов, контрольно- измерительные материалы по данной теме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленная работа вносит вклад в изучение методов и способов объяснения экономической сферы общества на примере темы «экономический цикл» с целью усвоения материала.
Практическая направленность исследования заключается в том,что его результаты можно использовать учителям в процессе подготовки темы «экономический цикл» в курсе обществоведческих дисциплин. Также результаты данного исследования могут быть использованы для более детального изучения темы или других смежных тем.
Гипотеза исследования процесс формирования необходимых умений и навыков при изучении рассматриваемой темы будет более эффективным, если:
- осуществлять обучение данной темы на основе условий формирования межпредметных понятий: овладение основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией; участие в проектной деятельности в урочное и внеурочное время;
- использовать методы и формы учебной работы, которые наиболее активно требуют необходимость аналитического мышления;
- использовать межпредметные связи и примеры из повседневной жизни при объяснении данной тематики.
Методы исследования. При написании первой главы были использованы теоретические методы исследования. При работе над данной тематикой были применены методы анализа научной и учебной литературы, нормативно-правовой базы, монографий и статей по данной тематике. При написании основной части использовались практические методы исследования. Были проведены и проанализированы уроки по данной теме. Для получения данных о знаниях экономической сферы был проведен опрос учащихся, а также использовался метод статистической обработки информации.
Источниковая база. В процессе написания исследовательской работы был использован широкий спектр источников. Данные источники можно разделить на следующие группы:
1. Источники нормативно-правового характера.
К ним относятся: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. ; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 ; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от«17» мая 2012 г. N 413 ; примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) ; примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Учебный процесс в образовательных учреждениях строится на основе источников нормативно-правового характера. Данные документы должны в обязательном порядке учитываться при работе с учениками. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» закреплены правовые, организационные и экономические основы образовательного процесса на территории Российской Федерации. Данный источник является основополагающим для других нормативно-правовых актов в образовательной сфере Российской Федерации.
2. Учебно-методические комплексы.
Вторая группа источников, использованных в данной работе, - учебнометодические комплексы. К данной группе источников относятся учебники и учебные пособия, включенные в приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. В данном приказе приведен федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в процессе обучения. Используя источники данной группы, автор рассмотрел основные требования к процессу преподавания и содержанию предмета «Обществознание» со стороны государства. Учебно-методические комплексы являются информационной базой для обучения в школе. В данных источниках с помощью текстового, схематического и иллюстрационного материала излагается информационный материал. Были проанализированы вопросы и задания каждого учебно-методического комплекса. Данные вопросы и задания служат базой для закрепления полученного материала. В исследовании мной были проанализированы учебники под редакцией: Г.Э. Королевой и Т.В. Бурмистровой , Р. И. Хасбулатова , С. И. Ивановой.
Обзор литературы. Теоретической базой исследования стали труды экономистов, заложивших основы понятия «экономический цикл», работы, анализирующие труды экономистов по теме «экономический цикл», исследования по формированию понятий на уроках обществознания, а также статьи, посвященные внедрению требований ФГОС на уроках обществознания.
Для изучения теоретической базы темы «экономический цикл» были использованы труды экономистов: Карла Маркса «Капитал», Н. Д. Кондратьева «Долгосрочный волновой кризис» . В этих трудах описаны особенности и сущность экономических циклов с точки зрения экономистов. Данные исследования стали основой для сегодняшней теоретической базы темы «экономический цикл» в школьных учебниках средней школы. Изучение основополагающих трудов способствует пониманию учителем некоторых аспектов темы «экономический цикл», которые могут быть не описаны в учебниках из-за необходимости уменьшать объем информации для школьных программ.
Однако, помимо самих трудов экономистов, в исследовании были использованы статьи, посвященные теме «экономический цикл». Данные статьи на базе вышеперечисленных трудов экономистов, анализирует тему «экономический цикл». В статьях Ю. С. Чепурко и А. В. Иванникова представлена характеристика взглядов Жугляра на тему «экономический цикл». Проблема возникновения экономических кризисов рассмотрена в статье Е. Е. Воеводской . Автор данной статьи, проанализировав труды экономистов, выявил причины возникновения экономических кризисов. Экономический кризис на современном этапе развития общественных отношений представлен в статье Л. С. Бычковой . В ней описаны существенные характеристики мирового экономического кризиса, а также влияние мирового кризиса на экономические системы национальных хозяйств.
Проблеме освоения понятий на уроках обществознания была посвящена статья А.Д. Сарбалаевой «Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС» , опубликованная в журнале «Педагогическое мастерство». А. Д. Сарбалаева в своей статье рассматривает разнообразные основные формы работы, которые дают наиболее эффективную возможность формирования понятий у учеников. В начале статьи дается информация о некоторых тенденциях развития современной образовательной системы, а также указываются необходимые результаты процесса обучения на основе ФГОС. Из статьи были получены основные сведения о методах и приемах работы при изучении темы урока. Эта статья явилась одной из основополагающих работ для нашего исследования.
Формированию умения понимать информационный материал в виде текста посвящены работы: Е. А. Пятова , А. В. Сапа и Е. В. Бурцевой . В статье Е. А. Пятовой представлен процесс работы с текстом учебника в рамках требований ФГОС. В данной статье описаны виды чтения и различные нестандартные формы работы с материалом учебников, подчеркнута роль педагогического работника в условиях изменений требований к процессу обучения в современном обществе. Статья А. В. Сапа посвящена изучению познавательных универсальных учебных действий с целью развития у учащихся умения работать с текстом и понимания смысла прочитанного материала. А. В. Сапа указывает, что при разработке программы «Формирование основ смыслового чтения и работа с текстом» был учтен Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт, введенный в школьном учреждении, где работает автор статьи. Процесс работы с текстом в указанной статье поделен на три основные фазы, значимость которых подчеркнул автор. Результаты данной программы были использованы в представленной дипломной работе.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три раздела, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений.
Во введении обосновывается актуальность темы работы, обозначаются проблема, объект, предмет, методология и гипотеза исследования, формулируются его цель и задачи, определяется источниковая база, характеризуется степень научной разработанности темы, подчеркивается научно-практическая значимость работы.
В первой главе рассматривается сущность понятия «экономический цикл», фазы экономического цикла, законы развития экономического цикла, последствия и причины возникновения экономических фаз. Анализируется место и роль темы «экономический цикл» в современном курсе обществознания. Также рассмотрены методы, приемы и способы изучения данной темы на уроках обществознания.
Во второй главе описана экспериментальная часть исследовательской работы. В ходе эксперимента изучается степень сформированности понятия «экономический цикл» на примере заданий, подобранных с учетом уровней мышления по таксономии Блума.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
Объектом изучения дипломной работы явился процесс преподавания тем, касающихся экономического блока на уроках обществознания.Таким образом, можно подвести итог, что на сегодняшний день проблема привлечения интереса учащихся к изучению теоритической базы школьного курса обществознания является важной задачей педагогики. От уровня усвоения данных понятий зависит степень социализации личности в обществе. Личность должна не только обладать знаниям, но и уметь их применять, анализировать, оценивать проблемные ситуации на основе полученных знаний.
В данной работе были рассмотрены задачи по изучению трудов экономистов с целью выявления ключевых характеристик понятия «экономический цикл». Изучение данных трудов являлось необходимым элементом исследовательской работы. Информация, полученная из работ экономистов, позволила сформулировать представления понятия «экономического цикла» с точки зрения научного подхода. Были рассмотрены взгляды Жугляра, К. Маркса, а также Н. Д. Кондратьева на понятия «экономический цикл». Выделены особенности трудов каждого из экономистов, с помощью опоры на данные работы строилось объяснение темы «Экономический цикл».
Помимо интерпретации, понятия «экономический цикл» в трудах экономистов, было изучено преподнесение данной темы в учебниках школьного курса. Были рассмотрены учебники, рекомендованные к использованию при работе с учащимися школ. Особенностью теоритической базы темы «экономический цикл» в данных школьных учебниках является доступность материала для понимания школьников, а также наличие заданий и вопросов для контроля знания учителем. Работа на уроках обществознания при освоении темы строилась на основе учебника 8 класса О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой.
Однако, кроме рассмотрения теории темы «Экономический цикл», был сделан упор на изучение требований Федерального государственного образовательного стандарта. Изучение данного стандарта перед работой с детьми является обязательным пунктом. В нем прописаны требования к образовательному процессу, к результатам образовательного процесса.
Для достижения более эффективных результатов исследовательской работы были проанализированы и изучены различные методы и приемы преподавания. В экспериментальной части работы были использованы методы работы с понятиями, использование раздаточных материалов, использование заданий на основе таксономии Блума для проверки усвоения знаний, а также использовании комплексной работы на внеурочном занятии.
В конце были составлены методические рекомендации согласно результатом обучения на основе внедренной программы.
Задача учителя не только в умении преподнести знания, но также в умении научить учащихся самостоятельно добывать знания, обучить учащихся применять полученные знания. Развитие мыслительного аппарата и интеллектуальных способностей личности позволит данной личности стать специалистом в одной сфер общества и приносить пользу данному социуму. От степени социализации будущих поколений зависит уровень медицины и образования в дальнейшие годы. Поэтому главная задача современной педагогики воспитать человека мыслящего, с высоким интеллектом и пониманием законов общества и остальной окружающей действительности.
Понимание общественных отношений зависит от знаний о данном обществе. С помощью работы с понятийным аппаратом на уроках обществознания у личности складывается основы для представления сути.
Понятие «экономический цикл» является одной из важнейших определений из экономического курса обществознания. Та или иная фаза экономического цикла оказывает огромное влияние на жизнедеятельность как отдельного человека, так и всего общества. От фазы цикла зависит уровень безработицы в общества, уровень жизни граждан в обществе, производительные мощности общества. Знания основ понятия «экономический цикл» позволит личности на базе полученных знаний принимать решения на определенных этапах экономического развития общества.
Изучение научных трудов по экономическому циклу позволило детально рассмотреть сущность данного проявления с позиции экономистов, а также выделить основные характеристики экономических фаз, необходимые для формирования понятия «экономический цикл» на уроках обществознания. Исходя из работ экономистов, выделены следующие фазы экономического цикла: кризис, депрессия, экономический рост, пик.
В трудах экономистов выделяются множество причин экономического кризиса и экономического роста. Исследователи выделяют субъективные и объективные причины в зависимости от влияния человека. В трудах выделяется разная продолжительность экономических циклов в зависимости от множества факторов. Экономический цикл представляется как постоянное периодически повторяющее во времени явление, сопровождаемое сменой экономических фаз. Это движение от одного экономического спада до другого экономического спада, то есть в течение определенного периода экономика проходит ряд последовательных стадий.
1. "Примерная основная образовательная программа основного
общего образования" (одобрена решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 282455/(Дата обращения:
21.04.2019)
2. "Примерная основная образовательная программа среднего
общего образования" (одобрена решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 282289/(Дата обращения:
21.04.2019)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www■garant■ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#55070507(Дата обращения: 21.04.2019)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/(Дата обращения: 21.04.2019)
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: //ivo. garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1: 0(Дата обращения: 21.04.2019)
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: //ivo. garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0(Дата
обращения: 21.04.2019)
1.2 Учебники
7. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов. Книга 1. (Под ред. С.И. Иванова) 7-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. Кн.1 - 336с.
8. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика. 10-11 классы. / Издательство «Вентана-Дрофа» 2-е изд., дораб. и доп. - М.: 2013. - 192 с.
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://vseuchebniki.net/economy11/557-uchebnik-ekonom.. (Дата обращения:
21.04.2019)
9. Экономика. 10 класс. Профильный уровень : учеб. для
общеобразоват. учреждений / Р.И Хасбулатов. - М.: Дрофа, 2012. - 158 с.
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://institutiones.com/download/books/2488-ekonomik.. (Дата обращения:
21.04.2019)
10. Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учр. / Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. - М.:Вентана-Граф,2017.-192с.
11. Экономика. 11 класс. Профильный уровень : учеб. для
общеобразоват. учреждений / Р.И Хасбулатов. - М. : Дрофа, 2012. - 144 с.
2. Список использованной литературы:
12. Айсханова Е. С. Педагогический акт как организационно - управленческая деятельность // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 56-58 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/18/442/ (Дата обращения: 20.04.2019)
13. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для
68
учителя [текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://s poshin.isk.edu54.ru/wp- content/uploads/2015/06/от-действия-к-мысли■pdf (Дата обращения:
22.04.2019)
14. Басаев В. А. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 60 - 62. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/18/444/ (Дата обращения: 24.04.2019)
15. Борзова Т. В. Понимание текста в учебном процессе:
особенности, специфика, перспективы (по материалам зарубежных источников) // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 1. - С. 213 - 218. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-teksta-v-uchebnom-protsesse- osobennosti-spetsifika-perspektiw-po-materialam-zarubezhnyh-istochnikov (Дата обращения: 24.04.2019)
16. Бурцева Е. В. Организация работы с текстом при формировании
текстовой компетенции учащихся 5-х классов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - С. 205 - 210. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-rabot.. (Дата обращения:
21.04.2019)
17. Бучнева Г. А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 702-705. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/148/41476/ (Дата обращения: 24.04.2019)
18. Бычкова Л. С. Экономический кризис в развитии социальноэкономических систем на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 31. - С. 17 - 20. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ekonomicheskiy-kriz.. (Дата обращения: 21.04.2019)
19. Воеводская Е. Е. Причины возникновения экономических кризисов // Вестник науки и образования. - 2015. - С. 2 - 3. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknove.. (Дата обращения: 21.04.2019)
20. Гаффоров А. Х., Алимова М. М. Психологические основы
педагогического проектирования // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 837-839. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/116/31690/ (Дата обращения: 24.04.2019)
21. Гринин Л. Е. Великая депрессия 1929-1933 гг // Философия и
общество. - 2009. - С. 184 - 201. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cvberleninka.rU/article/n/velikava-depressiva-1929-1933-gg (Дата
обращения: 24.04.2019)
22. Закиева Л. Р., Хадиева Ф. И. Проектная деятельность педагога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3674/ (Дата обращения: 24.04.2019)
23. Иванников В. А. Генезис теорий цикличности мировой
экономики // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2010. - № 2. - С. 188 - 193. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=16347910 (Дата обращения: 21.04.2019)
24. Исакова Т. Б. Сущность понятия «самостоятельная работа» //
Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2009. - С. 1 - 12. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/n/suschnost-ponvativa-samostovatelnava-rabota (Дата обращения: 24.04.2019)
25. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, тома 1-39. Издание 2-е. Т 23. -
М.: Издательство политической литературы, 1961. - 907 с. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https: //www. marxists .org/russkij/marx/cw/ (Дата
обращения: 24.04.2019)
26. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, тома 1-39. Издание 2-е. Т 25. -
М.: Издательство политической литературы, 1961. - 545 с. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/ (Дата
обращения: 24.04.2019)
27. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, тома 1-39. Т. 1-39. Издание 2-е.
Т 20. - М.: Издательство политической литературы, 1960. - 827 с.
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/ (Дата обращения: 24.04.2019)
28. Ковылева Ю. Э. Таксономический подход к формированию
познавательных универсальных учебных действий в основной школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 7780. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6986/ (Дата обращения: 22.04.2019)
29. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория
предвидения. Избранные труды. / Яковец Ю.В., Абалкин Л. И. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002. — 767 с. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Econom/kond/ (Дата
обращения: 21.04.2019)
30. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [Текст] : учеб.
пособие / Т. Ю. Матвеева ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 6-е изд., испр. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 511 с. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://id.hse.ru/data/2011/12/06/1271785787/11.pdf (Дата
обращения: 24.04.2019)
31. Пашина Е. В. Вопросы к тексту как стратегия смыслового чтения
[Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV
Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 11 -15. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10361/ (Дата обращения: 24.04.2019)
32. Платонова С. М. Технологическая карта урока в системе работы над универсальными учебными действиями // Царскосельские чтения. - 2015.
- С. 82 - 85. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskaya-karta-uroka-v-sisteme-raboty- nad-universalnymi-uchebnymi-deystviyami (Дата обращения: 22.04.2019)
33. Пятова Е. А. Освоение информационного пространства учебника как условие формирования универсальных учебных действий (УУД) // Филологический класс. - 2013. - С. 33 - 35. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osvoenie-informatsi.. (Дата обращения:
21.04.2019)
34. Сапа А. В. Формирование основ смыслового чтения в рамках
реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 5. - С. 23 - 42. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-smvslovogo-
chteniva-v-ramkah-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniva (Дата обращения: 24.04.2019)
35. Сарбалаева А. Д. Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.).
— М.: Буки-Веди, 2017. — С. 82-85. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12432/ (Дата обращения:
21.04.2019)
36. Седов В. В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 115 с. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://nisse.ru/upload/iblock/ad3/microe.pdf (Дата обращения: 21.04.2019)
37. Сергеева, М.Г. Проверка эффективности формирования
экономических компетенций обучающихся / М.Г. Сергеева // Инновационные образовательные технологии. — 2013. — № 3 (35). - С. 9 - 18. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://media.miu.by/files/store/items/iot/35/iot 3 2013 2.pdf (Дата обращения:
27.04.2019)
38. Сизонова В. В., Ткаченко М. О. Комплексная работа — средство формирующего оценивания достижения метапредметных результатов в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
— С. 162 - 166. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8863/ (Дата обращения: 24.04.2019)
39. Смирнова В. А. Использование таксономии целей и задач для
разработки кодификатора познавательных универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 572-576. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/97/21698/ (Дата обращения:
24.04.2019)
40. Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем: Пособие-хрестоматия для учителя / Сост. Фисенко Т.И./ под ред. Л.П. Мошейко. - Хабаровск: ХК ИРО, 2011. - 60 с. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.psihdocs.ru/posobie- hrestomativa-dlva-uchitelva.html?page=2 (Дата обращения: 26.04.2019)
41. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014.
— С. 98-106. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6507/ (Дата обращения: 22.04.2019)
42. Чепурко Ю. С. Конструирование дефиниции категории Экономический кризис» // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2012. - № 2. - С. 85 - 94.
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://cvberleninka.rU/article/n/konstruirovanie-def.. (Дата обращения:
21.04.2019)
43. Черёмушкина О.Ф. Формирование у учащихся научных понятий в процессе обучения // Вестник ИГУ. - 2012. - № 33. - С.1 - 6.
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://nbisu.moy.su/load/33 2012/cherjomushkina o f formirovanie u uchashhik hsja nauchnykh ponjatij v processe obuchenija/46-1-0-1757 (Дата обращения:
25.04.2019)
44. Яхьяева М. У. Этапы и формы педагогического проектирования //
Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 75-78. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https: //moluch.ru/th/4/archive/18/448/ (Дата
обращения: 24.04.2019)