Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-нравственного развития младших
школьников во внеурочной работе 7
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий
исследования 7
1.2. Возрастные особенности развития младших школьников 20
1.3. Анализ передового опыта духовно-нравственного воспитания младших
школьников во внеурочной работе 27
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование цикла внеурочных мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие первоклассников 35
2.1. Особенности планирования и организации внеурочной работы в первом
классе 35
2.2. Характеристика цикла внеурочных мероприятий для 1-го класса 44
2.3. Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время вопрос духовнонравственного развития школьников является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие конкретных положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин из-за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовнонравственного развития молодёжи. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с воспитанием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности каждого школьника. Актуальность данной задачи очевидна, так как во все времена возникал вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже опробовано и испытано?» [6, 534с.].
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально - возрастными особенностями.
Таким образом, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников обусловлена следующим:
- для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепшее сознание и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Самостоятельно, без педагогической поддержки ему трудно ориентироваться в этих проблемах;
- так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания" [65, с.431].
- знания не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;
- младшие школьники, в соответствии с возрастными особенностями очень восприимчивы к воздействию на них.
Среди педагогов проблемами нравственного воспитания занимались А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов и др. В их трудах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
В связи с актуальностью проблемы нравственного воспитания в начальной школе, мы остановили свой выбор на теме "Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной работе".
Цель данного исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка внеурочных мероприятий для 1 класса, направленных на духовно-нравственное развитие младших школьников.
Объектом исследования является процесс духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной работе.
Предмет исследования - цикл внеурочных мероприятий для 1 класса, направленный на духовно-нравственное развитие младших школьников.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что разработанный цикл внеурочных мероприятий для 1 класса является эффективным средством духовно-нравственного развития младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования.
2. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников.
3. Представить анализ передового опыта духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной работе.
4. Выявить особенности планирования и организации внеурочной работы в 1 классе.
5. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу с целью проверки рабочей гипотезы.
Методы исследования: констатирующая диагностика уровня духовнонравственного воспитания младших школьников, анализ результатов диагностики уровня духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников, проведение цикла внеурочных мероприятий для 1 класса.
Этапы исследования: констатирующий, формирующий, контрольный.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовнонравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Для решения данной проблемы нами была поставлена цель - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить внеурочные мероприятия для 1 класса, направленных на духовно- нравственное развитие младших школьников.
Экспериментальная работа по изучению духовно-нравственного развития первоклассников была организована в МБОУ «Гимназия №14» Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан. Эксперимент проходил в 1 В и 1 А классах. Результаты констатирующего этапа показали, что к началу эксперимента уровень сформированности духовно-нравственных качеств первоклассников в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются:
I. С низким уровнем сформированности духовно-нравственных качеств первоклассников:
• в контрольном классе - 68%;
• в экспериментальном - 58%;
II. Со средним уровнем сформированности духовно-нравственных качеств первоклассников:
• в контрольном классе - 12%;
• в экспериментальном - 17%;
III. С высоким уровнем сформированности духовно-нравственных качеств первоклассников:
• в контрольном классе - 20%;
• в экспериментальном - 25%.
На этапе формирующего эксперимента с учащимися 1 В экспериментального класса были проведены внеклассные мероприятия, которые направлены на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников:
11. «Дружба»;
12. «Честность»;
13. «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
14. «Я-патриот»;
15. «Блокада Ленинграда».
После специально организованной работы внеурочной деятельности по формированию духовно-нравственного развития и воспитания учащимся 1 В экспериментального и 1 А контрольного классов было предложено контрольное задание в виде адаптированного теста, результаты которого раскрывали степень сформированности нравственных качеств первоклассников, а также уровень духовно-нравственной воспитанности и развития.
При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась в 1 В - на 14 и в 1 А - на 8 человек, со средним уровнем - увеличилась на 3 и 4 человека соответственно, с высоким уровнем - увеличилась на 11 и 4 человека.
В целом испытуемые изменили своё положение и попали в группу с более высоким уровнем сформированности духовно-нравственного развития. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента уровень духовно-нравственного развития младших школьников достигло определенно высокого результата, благодаря эффективному циклу внеурочных мероприятий для первоклассников.
Таким образом, процесс формирования духовно-нравственного развития первоклассников протекает более эффективно, если:
а) специально разрабатывается цикл мероприятий, включающие в себя тематику занятий по формированию нравственных качеств младших школьников;
б) учащиеся работают на занятиях в группах, выполняя творческие задания;
в) обеспечивается благоприятная и доброжелательная атмосфера во время внеурочной работы;
г) применяются словесные методы организации внеурочной работы: рассказ, беседа; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация;
д) используются следующие формы организации внеурочной деятельности младших школьников: этическая беседа, благотворительные акции в социуме, проектные работы (совместно с родителями).
1. Абрамовских Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников. - Художественное и духовнонравственное образование, 2016 г. - 131 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инно-вационных технологий, 2000. - 300-380 с.
3. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев - Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. - 256 с.
4. Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З.В. Артеминко, Ж.Е. Завадская - М.: Новое знание, 2014.-315с.
5. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский - М.: Знание, 2013. - 61 с.
6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.:
Просвещение, 2000. - 534 с.
7. Ахметжанова Г.В., Выдренкова А.А. Воспитание духовнонравственных качеств младшего школьника во внеурочной деятельности. - Казанский педагогический журнал, 2016 год, №2 - 116 с.
8. Байкова Л.А Методика воспитательной работы: Учебное
пособие / А.Л. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина - М.: Академия, 2015. - 144 с.
9. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е.Г. Белякова - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. - 152 с.
10. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А. Бердяев. - 1993. - 285-299; 313-320 с.
11. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
12. Бондаревская, Е. В., Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманстических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ.
сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов- на/Д: Творческий центр «Учитель», 2009. - 560 с.
13. Власова, Т. Н. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. док. пед. наук. / Т. Н. Власова. - Ростов-на-Дону, 1999. - 42 с.
14. Воронкова, Ю. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования : Автореф. ... канд пед. наук. / Ю. В. Воронкова. - М., 2002.-18 с.
15. Воронов, B. B. Педагогика школы: новый стандарт: учебное пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. - М.: Пед. о-во России, 2012. - 283 с.
16. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие
/И.А.Колесникова, Н.Б.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; Под общ. ред.
В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 336 с.
17. Гаврилова О. Н. Внеурочная научно-познавательная деятельность учащихся начальной школы / О. Н. Гаврилова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - №20. - С. 210214.
18. Гильгенберг И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / И.В. Гильгенберг - Челябинск, 2012. - 23 с.
19. Григорьев, В. Д., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / В. Д. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 278 с.
20. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2011.
21. Демакова И.Д. Должность или призвание: Беседы с
организатором внеурочной воспитательной работы: Книга для учителя / И.Д. Демакова - М.: Просвещение, 2011.- 159 с.
22. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
23. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд свозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - №3. - С. 15 - 26.
24. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2009. - 205 с.
25. Кирьякова A.B. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: Учебное пособие / А.В. Кирьякова Г.А. Мелекесов - М.: Компания Спутник +, 2014. - 103 с.
26. Клаус Е. А. Потенциал применения актуальных образовательных технологий в процессе развития нравственного поведения младших школьников [Электронный ресурс]. / Е. А. Клаус // Ped.Rev. - 2016.- №1 (11).
27. Клепиков В. Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности / В. Н. Клепников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 1. - 44-50 с.
28. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспи-рова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд-во «Академия», 2000. - 176 с.
29. Козлова A.A. О развивающих играх для младших
школьников//Тропинками педагогического поиска (в помощь организаторам внеурочной деятельности младших школьников) / А.А. Козлова, Клочкова И.В. Цветкова. - М.: Б.и., 2013. -Вып.1. -67 с.
30. Колечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Колечиц З.А. Кейлина- М.: Просвещение, - 2010.
31. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно
воспитательного процесса и управления школой / Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогика, 2006. - 143 с.
32. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.
33. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.-223 с.
34. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования / Н.И. Лапин - 2015. - № 5. - С. 3-19.
35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат. 1975. - 304 с.
36. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей России в XIX и XX веках) / Б.Т. Лихачев - Самара: Издательство СИУ, 2014. - 85 с.
37. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя / В.И. Максакова - М.: Просвещение, 2013. - 254 с.
38. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л.И. Маленкова - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 480 с.
39. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51 433/16). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dopedu.ru/norm-prav/87-npa- dod.html
40. Морозова, Н. А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России / Н. А. Морозва. - М.: МГУП, 2001. - 279 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/muhina/05.php
42. Немов, P. C. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - В 2 кн. - Кн. 1. Общие основы психологи / P. C. Немов.- М. : Просвещение: Владос, 1998. - 576 с.
43. Никандров, Н. Д. Нравственные уроки православия / Н. Д. Никандров // Г еография в школе. - 1997. - №5. - 43 - 50 с.
44. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 229 с.
45. Новейший философский словарь [Текст] / гл. ред. А.А. Грицанов.
- Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1110-1112 с.
46. Нравственность в современном мире - Мн: Изд. ООО «Красико
- Принт», 2013. - 128 с.
47. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И. Скворцова. -М.: Изд-во Оникс; Изд-во Мир и образование, 2014. - 976 с.
48. Педагогика: личность в гуманстических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов- на/Д: Творческий центр «Учитель», 2009. - 560 с.
49. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
50. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
51. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков - М.: Новая школа, 2013. - 304 с.
52. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
53. Примерные программы начального общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //window.edu.ru/
54. Проблемы системного подхода к воспитанию социальной активности в младшем школьном возрасте. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. - 158 с.
55. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011.
56. Рапацевич, Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - 719 с.
57. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т.1. - 608 с.
58. Саменкова О.В. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности, 2012 г. - URL: https://nsportal.ru/nachalnava-shkola/vospitatelnava-rabota/2015/08/18/duhovno- nravstvennoe-vospitanie-mladshego
59. Селиванова, Н. Л. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Н. Л. Селиванова. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
60. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное
пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
61. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков Е.И. Исаев -М.: Школьная пресса, 2010.- 416 с.
62. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.
63. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе /
В.П. Созонов - М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. - 160 с.
64. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 288 с.
65. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М.: 1985,т.2. - с.431.
66. Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания //Педагогика / И.Ф. Харламов - 2013.- № 3. - С. 52-60.
67. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Автореф. дис. ... д- ра пед. наук / В.Т. Чепиков - М., 2007 - 42 с.
68. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания / М.Г. Яновская - Киров.:Изд-во ВГПУ, 2008. - 93 с.
69. «Я и моя семья», сборник программ внеурочной деятельности 1
- 4 классы // под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.: Вентана-Граф, 2011 г.