Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Механизм смещения в работе сновидения

Работа №3340

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

психология

Объем работы9стр.
Год сдачи2009
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
935
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Механизм смещения в работе сновидения
План
Введение 3
1. Механизм смещения в работе сновидения 6
1.1. Смещение, сгущение и символизация как три основных процесса переработки информации в сновидении 6
1.2. Значение психической силы в процессе смещения 7
1.3. Смещение как одно из проявлений элементов цензуры в работе сновидения 7

Заключение
Список литературы





Введение
Сновидения с точки зрения психологии замечательны тем, что приоткрывают некоторые закономерности менее очевидные в реальной жизни. Это в первую очередь относится к феномену смещения. Впервые на это обратил внимание З. Фрейд (теория психоанализа), отведя смещению основную роль в работе сновидения. В результате смещения акцент в сновидении перемещается с главного на второстепенное, основное переживание начинает выражаться в символической форме. Аналогичные процессы мы наблюдаем и наяву. Например, явление переноса (смещение чувств), когда чувства-эмоции, относящиеся к одному человеку, переживаются по отношению к другому (в данном случае психоаналитику). Нечто подобное происходит и при психической защите по типу проекции. Заметим, однако, что нельзя исключить и участия механизмов сновидения в этих феноменах. Тем более, развиваются эти процессы медленно (иногда — годы).
В качестве альтернативы сказанному, можно привести пример смещения без явного участия сновидения. Это смещенная агрессия, когда события развиваются в течение светового дня. Пострадавшая сторона в качестве ответной меры выбирает нападение не на источник опасности, а на более доступный, безопасный объект. Однако, эффективность (адаптивность) такого поведения, казалось бы, для поверхностного взгляда, — не выдерживает никакой критики. Еще более срочные реакции с элементами смещения возникают при сильных эмоциональных состояниях (аффектах), при внезапном появлении источника опасности. Реакция на боль или психоэмоциональное состояние ожидания боли в результате смещения трансформируются в состояние страха, и далее, в зависимости от особенностей организма, следует одна из трёх возможных ответных реакций: оцепенение, бегство или агрессия. Таким образом, важные для организма реакции всегда содержат элементы смещений, что обусловлено предыдущим опытом.
Смещение в сновидении может иметь и предупредительную функцию. Например, кошмары падений усиливают и поддерживают страх высоты на необходимом уровне. В данном случае реакция боли, ранее возникавшая при падениях, оказывается вытесненной из сознания (она отсутствует и в сюжете сновидения), но символически представлена в сновидении в виде страха при падении. Не вызывает сомнения адаптивный характер подобных вытеснений. Если животные или человек будут постоянно, в любой ситуации опасаться возможных повреждений и болевых реакций, — это будет сковывать движения и снизит поисковую активность. Кошмары типа "падений", а также смещенные образы в более мягкой форме (символы) предназначены именно для того, чтобы поставить "метки" на действительно опасные ситуации в виде страха высоты, падающих предметов, или в других более сложных жизненных ситуациях [3].
Состояние психической травмы (душевной боли), когда нет физического повреждения, нет явной угрозы повреждения, смещенных страхов, связанных с возможностью повреждения, — можно по аналогии, с некоторыми допущениями рассматривать, как безусловную реакцию. Безусловным раздражителем в этом случае может быть какой-либо фактор окружающей обстановки, чаще социального характера. Последующая острая психическая реакция (безусловный ответ) протекает при значительном участии мыслительных (когнитивных) процессов — воспоминаний, умозаключений и т.д. По мере изживания психической травмы включаются механизмы вытеснения и смещения, что равнозначно формированию условной реакции. Условный стимул здесь входит, как правило, в состав безусловного стимула, как часть в целое. В этом случае условная реакция, ранее являвшаяся составной частью безусловной реакции, в результате смещения как бы принимает на себя весь её "отрицательный эмоциональный заряд". То есть второстепенная проблема в какой-то момент начинает восприниматься как более актуальная, чем вытесненная главная проблема (оценка ситуации в целом), включавшая в себя до вытеснения эту второстепенную проблему. В результате этого снижается острота (актуальность) основной проблемы.
Объектом смещения (то есть условным сигналом, который вызывает, например, реакцию раздражения) в зависимости от ситуации может быть всё что угодно: деталь одежды, черта характера, человек в целом, группа людей, зрительный образ и т.д. То есть при некотором напряжении во взаимоотношениях, например, с одним человеком, смещение может произойти на его внешний вид, манеру поведения. При взаимодействии в группе — на кого-либо из членов этой группы (феномен "козла отпущения") [3].
Объектом данной работы выступает работа сновидения.
Предметом данной работы является смещение как один из основных элементов (механизмов) в сновидении.
Целью работы является рассмотрение механизма смещения как одного из основных элементов в работе сновидения.
В связи с поставленной целью, задачи следующие:
1. Изучить литературу по вопросам сновидений.
2. Описать процесс смещения и его участие в сновидении
3. На примере конкретных сновидений показать, как происходит процесс смещения






Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Среди отдельных функций работы сновидения более всего поразительно смещение, являющееся центральным пунктом всей проблемы. При исследовании вопроса мы узнаем, что явление смещения обусловливается чисто психологическими моментами: оно является чем-то вроде мотивировки. Чтобы обнаружить последнюю, необходимо дать оценку тем фактам, с которыми мы неизбежно сталкиваемся при анализе сновидения. Так, при анализе первого сновидения Фрейд вынужден был прервать изложение скрытых мыслей ввиду того, что среди них, как он признался, были такие, которые по важным соображениям предпочитал скрыть от посторонних. Если вместо данного сновидения взять для анализа какое-нибудь другое, это делу не поможет: в каждом сновидении с темным или спутанным содержанием мы натолкнемся на скрытые его мысли, требующие сохранения тайны [13].
В данной работе были поставлены задачи, с которыми мы успешно справились.
1. Изучили литературу, в которой рассматривается работа сновидения, важные его элементы и механизмы.
2. Описали процесс смещения и выяснили, что процесс смещения имеет место как в обыденной жизни, так и в сновидении, что было рассмотрено на различных примерах. Также показали различные аспекты механизма смещения, так как смещение может быть первого и второго рода; смещение является проявлением цензуры в сновидении; смещение часто свойственно невротикам, о чем говорил З. Фрейд в своих работах о сновидении.
3. На примере конкретных сновидений мы показали, каким образом происходит процесс смещения. Мы рассмотрели такие сновидения как: «сновидение Ирмы», ряд «сновидений Доктора Лоренца», сон под названием «1 флорин 50 крейцеров» и т.п.



Список литературы
1. Гуревич П.С. "Величайшее доступное нам наслаждение…" // Фрейд З.
Либидо. М., 1996.
2. Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. Программа и учебное пособие к изучению курса. Вып. 1. М., 1997. – 50 с.
3. Иванов В.А. Статья «Психология, сновидения, рефлексы». 2003.
4. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М. 1930. - с.141.
5. Психоанализ. Популярная энциклопедия. / Сост., науч. ред. П.С.Гуревич.
М.: Олимп, 1998.
6. Фрейд 3. Автобиография. В кн.: Фрейд З. По ту сторону принципа
удовольствия. М., 1992. С.91-148.
7. Фрейд 3. Бессознательное. / Основные психологические теории в
психоанализе. Очерки истории психоанализа, СПб, "Алетейя", 1998
8. Фрейд 3. О психоанализе. В кн.: З.Фрейд. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.С.5-47.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М. Наука, 1989. - с.107.
10. Фрейд З.. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. СПб., Алетейя СПб, 1999.
11. Фрейд З.. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. СПб., Алетейя СПб, 1999.
12. Фрейд З. Пересмотр теории сновидений.
13. Фрейд З. Применение толкования сновидений при психоанализе
14. Фрейд З. Символика сновидения.
15. Фрейд З. Толкование сновидений. Издательство: Попурри, 2006 г.
16. Фрейд 3. Толкование сновидений. Киев. 1991.
17. Фрейд З. Толкование сновидений. М., Современные проблемы,1913.
18. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. / Методика и техника
психоанализа, СПб, "Алетейя", 1997
19. Фрейд 3. О сновидении. В кн.: З.Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989. С.310-343.
20. Фрейд 3. Очерк истории психоанализа. / Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси, Мерани, 1991
21. Фрейд 3. Очерки истории психоанализа. В кн.: Я и Оно. Т.1. Тбилиси:
Мерани, 1991. -С. 15-71.
22. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. / Фрейд З. Психология
бессознательного, М.:"Просвещение", 1989
23. Фрейд 3. Продолжение лекций по введению в психоанализ. / Введение в
психоанализ. Лекции. М.: "Наука", 1989
24. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн.: Беларусь, 1991. С.47-150.
25. Фрейд 3. Сопротивление против психоанализа. С.525-535.
26. Херсонский Б.Г. Зигмунд Фрейд. Смысл сновидений по Фрейду. Автобиография бессознательного. - Киев, 1991.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ