Введение 2
Глава 1. Теоретическая основа миротворческих операций ООН 7
1.1. Понятие, развитие и становление миротворческих операций ООН 7
1.2. Механизмы и принципы миротворческих операций ООН 15
Глава 2. Примеры конкретных операций по поддержанию мира на Ближнем Востоке 29
2.1. Миротворчество ООН на Ближнем Востоке в 1948-1973 годы 29
2.2. Операции по поддержанию мира в 1973-1991 годы 39
Глава 3. Успехи и некоторые проблемы в достижении целей миротворчества ООН 48
3.1. Сильные и слабые стороны операций ООН по поддержанию мира 48
3.2. Успехи и неудачи миссий по поддержанию мира на Ближнем Востоке 60
Заключение 71
Список использованных источников и литературы
Государства объединяют свои усилия по прекращению растущей угрозы международной безопасности. Поэтому особое внимание отводится деятельности международных организаций по поддержанию международного мира и безопасности, а главная роль остается за универсальной международной организации - Организацией Объединенных Наций.
Уникальность ООН - ее легитимность и более чем полувековой опыт в области разрешения конфликтов. Современный арсенал средств поддержания международного мира и безопасности широк, однако его формирование происходило постепенно.
Почти сразу после создания ООН в 1945 году мир столкнулся с проблемой, когда одних только политических средств недостаточно, чтобы помешать конфликту увеличиться в масштабах, и направить вооруженный конфликт в мирное русло. Хотя мирные средства по- прежнему являются одним из самых предпочтительных вариантов урегулирования споров и конфликтов, но они не всегда оказываются эффективными.
В связи с этим обозначенный в Уставе ООН инструментарий обеспечения мира и безопасности был расширен в 1948 году за счет нового средства - операций по поддержанию мира.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в этом году отмечается 70-я годовщина операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, которая началась еще в мае 1948 года с принятия резолюции 50 Совета Безопасности ООН и создания Органа Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП). С тех пор было развернута 71 операция по поддержанию мира, и сегодня в ней насчитывается более 110 000
миротворцев ООН, которые в настоящее время работают в 14 операциях по всему миру.
Деятельность ООН по поддержанию мира началась в 1948 году на Ближнем Востоке. Операции в этой части мира имеют глобальное значение. На рубеже XX и XXI вв. ситуация на Ближнем Востоке была и остается критичной.
В рамках нашего исследования хотелось бы рассмотреть миротворческие операции Организации Объединенных Наций на Ближнем Востоке c разных сторон: теорию операции по поддержанию мира, конкретные операции и в чем же заключается успех и неудачи этих миссий.
Объектом исследования являются тенденции развития операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Предметом исследования являются миротворческие операции ООН на Ближнем Востоке.
Хронологическими рамками исследования являются 1948-2003 годы. Это обусловлено тем, что начало миротворческих операций на Ближнем Востоке было положено в 1948 году (ОНВУП), а последняя завершенная миссия в 2003 году Ирако-кувейтская миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению (ИКМООНН). Хотя все еще есть незавершенные операции по поддержанию мира (ОПМ), которые действуют и сегодня, с научной точки зрения, было логично рассмотреть динамику операций в указанный промежуток времени.
Географические рамки исследования: В данном исследовании Ближний Восток представляет собой регион, с которого начались ОПМ. В работе были рассмотрены следующие государства региона, в которых проводились ОПМ: Израиль, Иран, Ирак, Йемен, Кувейт, Ливан, Сирия и Палестина.
Цель исследования: изучить миротворческие операции ООН на Ближнем Востоке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую основу миротворческих операций ООН.
2. Рассмотреть примеры конкретных миротворческих операций на Ближнем Востоке.
3. Исследовать успехи и некоторые проблемы в достижении целей миротворчества ООН.
Методологическую основу исследования составляет системный подход, позволяющий исследовать целостные свойства объекта исследования, его структуру и динамику. Таким образом, миротворческие операции ООН на Ближнем Востоке составляют систему миссий, осуществляемых в указанном регионе.
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись принципы научности, объективности, историзма. Принцип научности состоял в выдвижении выводов с упором на достоверные факты. Следующий принцип - принцип объективности позволил рассмотреть проблемы в проведении указанных миссий по поддержанию мира на Ближнем Востоке, а также принцип историзма, который позволил провести оценку фактов, рассматриваемого периода в каждой конкретной миссии.
Изучение поставленной темы позволило применить общенаучные методы исследования: анализ, синтез, описательный метод, а также специальных методов:
• исторический метод, с помощью которого был рассмотрен процесс миротворческих операций ООН на Ближнем Востоке в качестве объекта, находящегося в постоянном развитии, в хронологической последовательности в период 1948-2003 годов на основе изучения источников и литературы;
• системно-функциональный метод позволил рассмотреть взаимосвязанные элементы в рамках единой системы ООН;
• метод политико-правового анализа, который помог рассмотреть международно-правовые документы Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.
Степень изученности темы. Ближний Восток всегда был регионом, вызывающим интерес российских и зарубежных ученых. А миротворческие операции в данном регионе изучены не в полной мере. При выполнении данного исследования упор был сделан на работы следующих авторов: Заемский В.Ф., Хохлышева О.О., Федоров В.Н., Запарий, Ю.В., Тузмухамедов Б.Р., Александрова Э.С. Особое внимание заслуживают работы Федорова В.Н., где он достаточно подробно описал ОПМ ООН и дал характеристику некоторым конкретным миссиям.
Следует выделить и зарубежных авторов, занимающихся заявленной проблематикой: Юстус Рейд Вайнер, Кофи А. Аннан, Вайсман Х., Салиби К.С., Джеймс А. Юстус Рейд Вайнер является международным адвокатом по правам человека и членом ассоциаций адвокатов Израиля и Нью-Йорке. Его работы подробно описывают миротворческие операции ООН на Ближнем Востоке, с упором на Арабо-Израильский конфликт.
Кофи А. Аннан в своих выступлениях раскрыл проблему вмешательства в конфликтах на Ближнем Востоке.
Источниковая база исследования. При подготовке данной выпускной квалификационной работы, был использован широкий круг источников, написанных на русском и английском языках:
1. Резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, с помощью которых можно было детально рассмотреть ОПМ.
2. Декларации и конвенции ООН.
3. Выступления Генеральных Секретарей ООН, которые позволили рассмотреть разные точки зрения, касающиеся эффективности миротворческих операций на Ближнем Востоке.
4. Научные публикации, статьи и монографии ученых.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем проложена теоретическая и практическая основа механизма ооновского миротворчества на Ближнем Востоке. В ходе работы удалось выявить, наиболее серьезные проблемы в осуществлении ОПМ в вышеупомянутом нестабильном регионе.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что мы будем и дальше исследовать поставленную проблему, так как существует ряд незавершенных миротворческих операций ООН на Ближнем Востоке.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Миротворческие Операции на Ближнем Востоке уже на протяжении семидесяти лет остаются ключевыми в целях ООН. Для осуществления более эффективных миссий потребуются изменения.
Анализируя проблемы эффективного миротворчества, некоторые считаются в основном концептуальными. В прошлом миротворцы просто пытались отделить враждебные силы и соблюдать прекращение огня или перемирие. Для успешной операции важно, чтобы стороны в конфликте предложили свое сотрудничество и поддержку. Однако в недавних конфликтах на Ближнем Востоке, связанных с этническими спорами, внутренней политической борьбой или крахом государственных институтов, ООН действовала без четкого согласия сторон в конфликте. В результате окружающая среда для миротворчества перестала быть мягкой. Миротворцы все чаще работают в обстановке продолжающегося вооруженного конфликта, иногда в местах, где имеются плохо определенные границы или линии прекращения огня, и нет гарантий уважения их безопасности или роли.
Миротворчество для принуждения к миру вызывает ряд вопросов. Главным среди них является то, располагает ли ООН достаточными ресурсами для выполнения определенных мандатов по обеспечению соблюдения. Еще одна проблема заключается в том, может ли ООН разработать компетентную структуру для обеспечения соблюдения, включая случаи, когда военные риски очень высоки. Следующая проблема заключается в легитимности и может ли сохраняться беспристрастность, которая является ключом к операциям ООН по поддержанию мира.
Мировое сообщество не желает предоставлять ООН ресурсы для выполнения задач по обеспечению соблюдения. Без политической поддержки пяти постоянных членов Совета безопасности и, в частности, материально-технической, финансовой и политической поддержки Соединенных Штатов ни одна операция не была успешно завершена. Передача резолюций под Главой VII ООН без предоставления организациям достаточных ресурсов для мандата лишает процесс доверия. Силы, оснащенные для обеспечения мира, не будут пользоваться тем же признанием, что и дружественная и беспристрастная сила. Силы по принуждению к миру должны быть готовы действовать во враждебной атмосфере. Поэтому необходимо рассмотреть один из основных принципов миротворчества - применение силы в целях самообороны. Мандаты должны соответствовать ситуации.
Миротворчество и принуждение к миру являются видимыми инструментами, хорошо подходящими для конкретных конфликтов, но они не должны пересекаться в одной плохо определенной миссии. Мандат должен быть четким, будь то поддержание мира или обеспечение соблюдения. Таким образом, успех миссии на Ближнем Востоке и в целом, будет оцениваться по ее первоначальному намерению.
По факту, многие миссии по принуждению к миру были публично осуждены за неудачи, главным образом потому, что их оценивали по критериям поддержания мира.
Встречаясь с растущей критикой не только со стороны Соединенных Штатов, но и со всего мира - и меняющегося характера оперативной среды, ООН начала устранять недостатки в ее эффективности и оперативном потенциале. В июле 1997 года Кофи Аннан предложил меры по реформе, чтобы противостоять вызовам на ближайшие десятилетия. Подчеркивая, что реформа является развивающимся процессом, Аннан инициировал многие структурные реформы. Например, он создал руководящую группу для устранения дублирования и лучшей координации различных подразделений ООН. Он также попытался создать механизмы для более пристального наблюдения за работой персонала.106 На данный момент изменений в бюджетном процессе мало. ООН в значительной степени утверждала, что реформа будет легче, если Соединенные Штаты будут платить свои просроченные взносы. Соединенные Штаты ответили, что хотят сначала провести реформы.
Во многих случаях с момента принятия Советом Безопасности мандата на операцию и момент, когда миротворческие силы прибывают этот район, теряются драгоценные возможности. Раннее развертывание миротворческих сил может оказаться более эффективным для стабилизации критической ситуации до того, как она начнет широко распространенное насилие.
Другие структурные ограничения затрудняют эффективность миротворческих миссий на Ближнем Востоке. Отсутствие планирования предварительного развертывания, ограничений мобильности, ограничений на применение силы, скудного наличия военной разведки со стороны государств-членов и, конечно же, нехватки средств, обусловили способность сил выполнять свои мандаты. Было предложено несколько корректирующих мер: улучшить связь между операциями на местах и штаб-квартирой в Нью-Йорке, создать в Секретариате центральное агентство по планированию, назначить полки поддержки для службы ООН, организовать более быстрые воздушные перевозки, улучшить раннего предупреждения и обеспечения лучшей военной разведки со стороны государств-членов.
Глава VIII Устава ООН установила конституционную связь между ООН и другими организациями. Фактически, статья 52 призывает региональные организации действовать в духе ООН и «прилагать все усилия для мирного урегулирования местных споров, прежде чем передать их Совету Безопасности».
Глобализация и рост внутригосударственных войн уменьшили силу государств как игроков в конфликтах, и ОПМ ООН на Ближнем Востоке необходимо адаптироваться к этому меняющемуся политическому ландшафту. Устав ООН, безусловно, в принципе поддерживает суверенитет. Но ООН была создана не для защиты правительств и государств, а для «спасения следующих поколений от ужасов войны». В соответствии с главой VII «Угрозы миру, нарушениям мира или актам агрессии» могут заслуживать вмешательства.
Таким образом, очевидно, что для завершения всех текущих миротворческих операций ООН на Ближнем Востоке и для эффективного решения новых конфликтов, требуются изменения в структуре ООН, быстрое реагирование и кооперация всех стран мира.
1. Аннан, Кофи А. Проблема вмешательства : выступления Генер. секретаря ООН / Кофи А. Аннан. - Нью-Йорк : ООН, Деп. обществ. информ., cop. 1999. - VI, 58 с
2. Декларации и конвенции ООН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/decl2010.shtml. (дата обращения 12.12.17).
3. Декларация о мирном разрешении международных споров. Манильская декларация. Документ ГА ООН 37/10 от 15 ноября 1982г.
4. Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. Документ ГА ООН 43/51 от 5 декабря 1988 г.
5. Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности. Документ ГА ООН 46/59 от 9 декабря 1991 г.
6. Декларация о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в поддержании мира и безопасности. Документ ГА ООН 49/57 от 9 декабря 1994 г.
7. Доклад Генерального секретаря ООН о работе Организации за 2000
год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/documents/ods.asp7mAA/1999/54/1. (дата
обращения 12.12.17).
8. Доклад Председателя Совета Безопасности ООН S/PRST/1999/34.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docplaver.ru/33068703-Zavavlenie-predsedatelva-soveta- bezopasnosti.html. (дата обращения 12.12.17).
9. Доклад Председателя Совета Безопасности ООН S/5927/1964/ от 2
сентября 1964 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unbisnet.un. org :8080/ ipac20/ipac.jsp ? session. (дата обращения 15.12.17).
10.Заседание СБ ООН на высшем уровне № S/PV.3046, 31 января 1992 г.
11. Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Документ ГА ООН 49/59 от 9 декабря 1994 г.
12.Официальные отчеты Совета Безопасности ООН S/5298/1963 Дополнение за апрель, май и июнь 1963 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// unbisnet. un. org:8080/ipac 20/ipac.isp?session. (дата обращения 16.12.17).
13. Резолюция СБ ООН № 50 (1948) от 29 мая 1948 г. (S/801).
14. Резолюция СБ ООН № 179 от 11 июня 1963 г.
15. Резолюция СБ ООН № 598 от 20 июля 1987 г.
16. Резолюция СБ ООН № 689 от 9 апреля 1991 г.
17. Резолюция ГА ООН № 377 (V) от 3 ноября 1950 г.
18. Резолюция ГА ООН № 1000 (ES-1) (V) от 5 ноября 1956г.
19. Резолюция № 46/182 XXXXVI сессии ГА ООН, 19 декабря 1991 г.
20. Резолюция № 47/102 XXXXVII сессии ГА ООН от 16 декабря 1992 г.
21. Устав Организаций Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право: документы: в 2 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М.: Междунар. отношения, 2002.
22. UN Peacekeeping Operations Capstone Doctrine. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www. unocha.org/sites/dms/ Documents/ DPKO %20 Capstone %20 doctrine%20(2008).pdf. (дата обращения 12.12.17).
Литература
1. Александрова Э.С. ООН: Объединенные действия по поддержанию мира / Э.С. Александрова. -М., 1978. С.98-99
2. Даян М. Дневник Синайской кампании. — Москва: Изографус; ЭКСМО, 2003. — 496 с.
3. Заемский, В. Ф. ООН и миротворчество: курс лекций / В. Ф. Заемский. - 2-е издание. - Москва: Международные отношения,
2012. - 326 с.
4. Запарий, Ю.В. Миротворческие операции ООН: становление
концепции и ее реализация: Середина 1940-х-начало 1970-х гг.: диссертация кандидата исторических наук : 07.00.15. -
Екатеринбург, 2004. - 273 с.
5. Кузнецов Д. В. Иракский кризис. Очерк событий. Документы и материалы: Учебное пособие. — Благовещенск: Изд-во БГПУ,
2006. — 259 с.
6. Олимпиев А.Ю. Ближний и Средний Восток: актуальные проблемы международных отношений. М., 2004. С. 139.
7. Тузмухамедов, Б.Р. Зоны мира / Б. Р. Тузмухамедов. - М.: Междунар. отношения, 1986. - 123 с.;
8. Федоров, В. Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке / В. Н. Федоров. - Москва : Логос, 2007. - 940 с.
9. Хохлышева, О. О. Динамика миротворческих процессов XX века: диссертация доктора исторических наук : 07.00.15. - Нижний Новгород, 2003. - 491 с.
10. Al-Anani Ibrahim. International legal regulations - General Theory - UN / Ibrahim Al-Anani. - Cairo: Dar Al-Fikr Al-Arabi, 1975.
11. Al-Asali Isam. Textbook: International legitimacy / Isam Al-Asali. - Damascus: Arabic writers’ association, 1992.
12. Alex J. Bellamy, Paul D. Williams and Stuart Griffin, Understanding Peacekeeping. Cambridge: Polity Press, 2010, p. 18.
13. Anthony McDermott, ’The UN and the NGOs: Humanitarian
Interventions in Future Conflicts', in Anthony McDermott (ed.), Humanitarian Force, PRIO Report, 4/97, p. 75. 5 McDermott, pp. 75-76.
14. Dennis C. Jett, Why Peacekeeping Fails, 19 (1999)
15. Duane Bratt, “Assessing the Success of UN Peacekeeping Operations,” 3 International Peacekeeping 64 (1996), - 233 p.
16. Gowan, R. and M. Gleason, UN Peacekeeping: The Next Five Years. A Report by the New York University Center on International Cooperation. New York, November 2012.
17. Hill and Malik: Peacekeeping and the United Nations, p. 29-30
18. James, A.: Peacekeeping in international politics, p. 340
19. Janka Oertel, ‘Chinese and European Engagement in UN Peace Operations’, in Frans-Paul van der Putten and Chu Shulong (eds.), China, Europe and International Security: Interests, roles and prospects. Abingdon: Routledge, 2011, p. 162.
20. Justus R. Weiner, “The Temporary International Presence in the City of Hebron: A Unique Approach to Peacekeeping,” 16 Wis. Int. Law. J. 281, n. 1 (1997).
21. J. van der Lijn, Walking the Tightrope: Do UN peacekeeping operations actually contribute to durable peace? Amsterdam: Dutch University Press, 2006
22. Kenneth M. Pollack. Arabs at War: Military Effectiveness, 19481991. — University of Nebraska Press, 2004. —320 p.
23. Pogany, I. S.: The Security Council and the Arab-Israeli conflict, p. 2122
24. Paul F. Diehl, International Peacekeeping, 34 (1993).
25. Prosper W. Territorial Settlement in the Resolution of November 22.1967 / W. Prosper // The Arab-Israel Conflict. - N. J.: Princeton University Press, 1974.
26.Salibi, K. S.: Crossroads to civil war: Lebanon 1958-1976, p. 13
27. William W. Orbach, To Keep the Peace: The United Nations Condemnatory Resolution, 136 (University Press of Kentucky, 1977).
28. Williamson Murray, Kevin M. Woods. The Iran-Iraq War: A Military and Strategic History. — Cambridge University Press, 2014. — 410 p.
29. Wisemann, H.: United Nations peacekeeping: an historical overview, p.32.
30. United Nations, The Blue Helmets, 1985, p. 3.
Электронные ресурсы
1. История миротворческих операций . [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http : //www. un.org/ ru/peacekeeping/operations/ history. shtml. (дата
обращения 12.12.17).
2. Принципы миротворчества ООН. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https:// peacekeeping. un. org/en/ principles-of-peacekeeping.
(дата обращения 12.12.17).
3. Профилактика и посредничество. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.un. org/undpa/en/diplomacy-mediaton. (дата
обращения 12.12.17).
4. Рекомендации для руководителей миссий по проведению миротворческих операций ООН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. challengesforum. org/Globa l /Reports/Considerato ns%20reports/Cons.%20study%20RU. pdf. (дата обращения 12.12.17).
5. Успех миротворчества ООН. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https : //peacekeepings. org/en/our-successes. (дата
обращения 21.12.17).
6. Completed Peacekeeping Operations, First United Nations Emergency Force - Mandate. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www . un . org/en/peacekeeping/missions/past/unef 1 mandate .html. (дата обращения 21.01.17).
7. Examples are the USSR’s veto of the American proposal in regard to the
United Nations Observation Group in Lebanon (UNOGIL) in 1958 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.un.org/en/peacekeeping/missions/past/unogilbackgr (дата обращения 02.02.17).
8. The Oxford Handbook of United Nations Peacekeeping Operations.
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http : //www . oxfordhandbooks . com/view/10.1093/oxfordhb/978 0199686049.001.0001/oxfordhb -9780199686049-e-32. (дата обращения
18.12.17) .
9. UNTSO Mandate. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://untso . unmissions . org/Default . aspx ? tabid=1201. (дата обращения 19.01.17) .