Развитие системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
|
Введение
1. Теоретические основы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
1.1. Понятие, концепции и инструменты управления эффективностью бизнеса
1.2. Особенности системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
1.3. Методические подходы к развитию системы управления эффективностью бизнеса в российской и зарубежной практике и пути ее совершенствования
2. Формирование системы управления эффективностью бизнеса с использованием систем Business performance management и системы сбалансированных показателей
2.1. Анализ эффективности существующих бизнес-процессов нефтяных компаний
2.2. Формирование и обоснование гипотезы формирования улучшенной системы управления эффективностью бизнеса
2.3. Матрица идентификации стратегии нефтяной компании
3. Совершенствование теории и практики управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
3.1. Анализ результатов исследования и составление рекомендаций для формирования системы управления эффективностью бизнеса в российских нефтедобывающих компаниях
3.2 Анализ практических аспектов формирования системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях в России и в Республике Татарстан
3.3 Направления развития исследований в области управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
Заключение
Литература
1. Теоретические основы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
1.1. Понятие, концепции и инструменты управления эффективностью бизнеса
1.2. Особенности системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
1.3. Методические подходы к развитию системы управления эффективностью бизнеса в российской и зарубежной практике и пути ее совершенствования
2. Формирование системы управления эффективностью бизнеса с использованием систем Business performance management и системы сбалансированных показателей
2.1. Анализ эффективности существующих бизнес-процессов нефтяных компаний
2.2. Формирование и обоснование гипотезы формирования улучшенной системы управления эффективностью бизнеса
2.3. Матрица идентификации стратегии нефтяной компании
3. Совершенствование теории и практики управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
3.1. Анализ результатов исследования и составление рекомендаций для формирования системы управления эффективностью бизнеса в российских нефтедобывающих компаниях
3.2 Анализ практических аспектов формирования системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях в России и в Республике Татарстан
3.3 Направления развития исследований в области управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях
Заключение
Литература
Актуальность темы исследования. В современных сложных экономических условиях функционирования, отечественные предприятия испытывают потребность в новых методах управления для обеспечения своих конкурентных преимуществ на рынке. Это в частности касается и нефтедобывающих компаний, которые в связи с санкциями и снижением цен на нефть, испытывают трудности.
В течение последних десятилетий наблюдаются изменения в методах управления предприятием, тогда как методические подходы к оценке деятельности остаются неизменными.
Классически сложилось, что оценка результатов деятельности предприятия ориентируется на финансовые показатели деятельности, что не в полной мере отражает объективность оценивания. Предприятиям необходима система оценки, способная сбалансированно и адекватно отражать траекторию движения в достижении целей стратегии развития, достоверно диагностировать сдвиги и изменения, происходящие на предприятии. Данная система оценки представлена сбалансированной системой оценки, содержащей рычаги управления деятельностью предприятием.
Степень разработанности темы. Вопросы развития системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях в научной литературе практически освещены достаточно узко. Рассматриваются отдельные аспекты управления компаниями нефтедобывающей отрасли. Так, С.Б. Колесова раскрыла вопрос управления развитием бизнес-процессов на предприятиях нефтедобычи. Автор предложила использование современных информационных технологий, которые позволяют осуществлять эффективную координацию операций бизнес-процессов территориально распределенных структурных подразделений нефтедобывающего предприятия или предприятий-партнеров на основе использования глобальной вычислительной сети, приводящих к созданию виртуальных компонентов организационной структуры.
Т.А. Пикалова и Н.В. Смирнова исследовали вопрос повышения эффективности деятельности компаний нефтяной отрасли на основе процессного подхода, предложена модель применения процессного подхода в нефтяной компании.
Д.Ю. Самойленко посвятил исследование вопросу повышения эффективности управления предприятиями вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Научная новизна:
а) Обобщены научные подходы к пониманию понятия «управления эффективностью», предложена авторская дефиниция.
б) Предложена адаптированная сбалансированная модель оценки эффективности, основанная на классической модели.
в) Разработана модель механизма интегрирования сбалансированной системы показателей (далее ССП) в системе управления нефтяным предприятием.
г) Предложена матрица идентификации стратегии нефтяной компании. Выделены авторские признаки ценностноориентированной стратегии предприятий нефтедобычи.
Цель исследования - обоснование теоретических положений и практических рекомендаций формирования оптимальной системы управления эффективностью бизнеса модели Business performance management (далее BPM) и системы сбалансированных показателей в системе промышленной инфраструктуры предприятиях нефтедобычи.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
а) Изучить теоретические основы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях.
б) Выявить научно-методические проблемы разработки системы управления бизнес-процессами на предприятиях нефтедобычи.
в) Обосновать методическое обеспечение реализации развития системы управления эффективностью бизнеса на предприятиях нефтедобычи для обеспечения развития и конкурентоспособности компании.
г) Спроектировать систему оценки управления эффективностью бизнеса по повышению качества комплекса взаимосвязанных бизнес -процессов предприятий добычи нефти и газа;
д) Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность предприятий нефтедобычи (на примере статистических данных крупных нефтедобывающих компаний Республики Татарстан).
Предмет исследования - система управления эффективностью бизнеса на предприятиях производственной инфраструктуры нефтедобывающих компаний.
Методология исследования. Основными методами исследования являются общенаучные методы анализа и синтеза. А также систематизация научных трудов зарубежных и отечественных ученых и практиков по вопросам управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях.
Практическая значимость исследования. Сформирована и обоснована гипотеза формирования оптимальной системы управления эффективностью бизнеса. Предложена модель оптимальной системы внедрения управления эффективностью бизнеса с использованием модели BPM и системы сбалансированных показателей.
Предполагаемый проект для предприятия: формирование модели оптимальной системы управления эффективностью бизнеса с использованием практик модели BPM и системы сбалансированных показателей.
Предполагаемый результат магистерской диссертации. Разработка системы единых показателей оценки эффективности деятельности вертикально - интегрированных нефтяных компаний исходя из анализа действующей системы оценки эффективности бизнеса передовых российских вертикально- интегрированных нефтяных компаний.
Внедрение системы единых показателей эффективности с учетом стратегии и стратегических целей конкретной компании (т.е. выбор целей и показателей состоит из числа предложенных в единой системе).
По результатам исследования было опубликовано 2 статьи.
В первой главе диссертации изучены теоретические основы управления эффективностью бизнеса. Рассмотрены понятие, концепции и инструменты управления эффективностью бизнеса. Изучены особенности системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях и методические подходы к ее развитию в российской и зарубежной практике.
Во второй главе проанализирована эффективность существующих практик управления эффективностью бизнеса компании. А также сформирована гипотеза создания улучшенной системы управления эффективностью бизнеса и предложена матрица идентификации стратегии нефтяной компании, рассмотренная на примере 4 нефтяных компаний Республики Татарстан.
В третьей главе проанализированы результаты исследования, практические аспекты формирования управления эффективностью бизнеса по Российским компаниям и компаниям РТ. Определены направления развития дальнейшего исследования в области управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 59 наименований, и 5 приложений. Работа изложена на 100 страницах текста, включающей 18 таблиц и 8 рисунков.
В течение последних десятилетий наблюдаются изменения в методах управления предприятием, тогда как методические подходы к оценке деятельности остаются неизменными.
Классически сложилось, что оценка результатов деятельности предприятия ориентируется на финансовые показатели деятельности, что не в полной мере отражает объективность оценивания. Предприятиям необходима система оценки, способная сбалансированно и адекватно отражать траекторию движения в достижении целей стратегии развития, достоверно диагностировать сдвиги и изменения, происходящие на предприятии. Данная система оценки представлена сбалансированной системой оценки, содержащей рычаги управления деятельностью предприятием.
Степень разработанности темы. Вопросы развития системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях в научной литературе практически освещены достаточно узко. Рассматриваются отдельные аспекты управления компаниями нефтедобывающей отрасли. Так, С.Б. Колесова раскрыла вопрос управления развитием бизнес-процессов на предприятиях нефтедобычи. Автор предложила использование современных информационных технологий, которые позволяют осуществлять эффективную координацию операций бизнес-процессов территориально распределенных структурных подразделений нефтедобывающего предприятия или предприятий-партнеров на основе использования глобальной вычислительной сети, приводящих к созданию виртуальных компонентов организационной структуры.
Т.А. Пикалова и Н.В. Смирнова исследовали вопрос повышения эффективности деятельности компаний нефтяной отрасли на основе процессного подхода, предложена модель применения процессного подхода в нефтяной компании.
Д.Ю. Самойленко посвятил исследование вопросу повышения эффективности управления предприятиями вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Научная новизна:
а) Обобщены научные подходы к пониманию понятия «управления эффективностью», предложена авторская дефиниция.
б) Предложена адаптированная сбалансированная модель оценки эффективности, основанная на классической модели.
в) Разработана модель механизма интегрирования сбалансированной системы показателей (далее ССП) в системе управления нефтяным предприятием.
г) Предложена матрица идентификации стратегии нефтяной компании. Выделены авторские признаки ценностноориентированной стратегии предприятий нефтедобычи.
Цель исследования - обоснование теоретических положений и практических рекомендаций формирования оптимальной системы управления эффективностью бизнеса модели Business performance management (далее BPM) и системы сбалансированных показателей в системе промышленной инфраструктуры предприятиях нефтедобычи.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
а) Изучить теоретические основы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях.
б) Выявить научно-методические проблемы разработки системы управления бизнес-процессами на предприятиях нефтедобычи.
в) Обосновать методическое обеспечение реализации развития системы управления эффективностью бизнеса на предприятиях нефтедобычи для обеспечения развития и конкурентоспособности компании.
г) Спроектировать систему оценки управления эффективностью бизнеса по повышению качества комплекса взаимосвязанных бизнес -процессов предприятий добычи нефти и газа;
д) Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность предприятий нефтедобычи (на примере статистических данных крупных нефтедобывающих компаний Республики Татарстан).
Предмет исследования - система управления эффективностью бизнеса на предприятиях производственной инфраструктуры нефтедобывающих компаний.
Методология исследования. Основными методами исследования являются общенаучные методы анализа и синтеза. А также систематизация научных трудов зарубежных и отечественных ученых и практиков по вопросам управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях.
Практическая значимость исследования. Сформирована и обоснована гипотеза формирования оптимальной системы управления эффективностью бизнеса. Предложена модель оптимальной системы внедрения управления эффективностью бизнеса с использованием модели BPM и системы сбалансированных показателей.
Предполагаемый проект для предприятия: формирование модели оптимальной системы управления эффективностью бизнеса с использованием практик модели BPM и системы сбалансированных показателей.
Предполагаемый результат магистерской диссертации. Разработка системы единых показателей оценки эффективности деятельности вертикально - интегрированных нефтяных компаний исходя из анализа действующей системы оценки эффективности бизнеса передовых российских вертикально- интегрированных нефтяных компаний.
Внедрение системы единых показателей эффективности с учетом стратегии и стратегических целей конкретной компании (т.е. выбор целей и показателей состоит из числа предложенных в единой системе).
По результатам исследования было опубликовано 2 статьи.
В первой главе диссертации изучены теоретические основы управления эффективностью бизнеса. Рассмотрены понятие, концепции и инструменты управления эффективностью бизнеса. Изучены особенности системы управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях и методические подходы к ее развитию в российской и зарубежной практике.
Во второй главе проанализирована эффективность существующих практик управления эффективностью бизнеса компании. А также сформирована гипотеза создания улучшенной системы управления эффективностью бизнеса и предложена матрица идентификации стратегии нефтяной компании, рассмотренная на примере 4 нефтяных компаний Республики Татарстан.
В третьей главе проанализированы результаты исследования, практические аспекты формирования управления эффективностью бизнеса по Российским компаниям и компаниям РТ. Определены направления развития дальнейшего исследования в области управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 59 наименований, и 5 приложений. Работа изложена на 100 страницах текста, включающей 18 таблиц и 8 рисунков.
Анализ практической эффективности исследованных в работе методов показал, что существует множество факторов, которые влияют на их результативность, и каждый из методов имеет важное влияние на управление эффективности бизнеса. Исследование позволило выявить, что подавляющее большинство методов неэффективно или вообще не применяются на предприятиях РФ, а большинство из них нуждается в адекватной интерпретации.
Сегодня оценка результатов деятельности нефтяного предприятия в основном ориентируется на финансовые показатели, не являющиеся объективным оцениванием его хозяйствования. Предприятиям необходима такая система оценки, которая на пути к достижению целей стратегии их развития позволит эффективно управлять процессом хозяйствования. Система оценки должна содержать рычаги управления деятельностью предприятия.
Внедрение сбалансированной системы показателей (ССП), как нового метода управления способно активизировать функции управления, направленные на решение имеющихся экономических проблем каждого отдельного предприятия. Сбалансированная система показателей, кроме финансовых, включает показатели, характеризующие ключевые сферы деятельности предприятия, от которых зависит успешная реализация стратегии. Это выгодно выделяет ССП для обоснования оценки деятельности предприятия.
Эффективность бизнеса и безопасность работников остаются основными проблемами нефтегазовых компаний. Предприятия стремятся повышать производительность труда, снижать издержки за счет ликвидации простоев оборудования, повышать безопасность данных, заботятся о здоровье, безопасности работников и охране окружающей среды.
Нефтегазовая отрасль для РФ является стратегически важной, так как ее деятельность обеспечивает доходные поступления в федеральный бюджет, поэтому развитию этого рынка уделяется важное внимание. Нефтяной рынок сегодня сформирован в основном за счет крупных компаний. К ним в частности, можно отнести: Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз, Лукойл, Татнефть, Руснефть, НОВАТЭК.
С развитием систем менеджмента, представленные нефтедобывающие компании стали уделять внимание не только системе производства, как критерия эффективности бизнеса, но и достижению задач в сфере экологии (снижение вреда окружающей среде, применение новых экологоориентированных проектов).
Мы в работе предлагаем несколько инструментов для развития системы управления эффективностью бизнеса (со спецификой на нефтедобывающие компании):
а) Предложено и обосновано новое определение управления эффективностью, наиболее точно и полно отображающее суть процесса.
б) Предложена адаптированная система ССП с добавлением дополнительного аспекта оценки «Инновации», позволяющего наиболее точно и наглядно отобразить дерево целей/стратегическую карту компании. Обосновано на примере показателей компании ПАО «НК «Роснефть».
в) Предложена матрица идентификации стратегии нефтяной компании и выполнена ее апробация на примере показателей компании ПАО «Лукойл». Разработан методический подход к идентификации стратегии нефтяного предприятия, основанного на двух критериях: класс инновационных стратегий и конкурентная позиция предприятия на рынке.
г) Предложен механизм внедрения ССП с включением специфики субмеханизма VBM. Стратегия, визуализированная в стратегической карте предприятия, представляет общую направленность на реализацию стратегии всеми уровнями управления. В основе предлагаемой модели лежит ценностноориентированная стратегия, которая заключается в достижении интеллектуального совершенства, то есть наибольшей возможной эффективности управления предприятием с позиции максимального удовлетворения интересов всех групп: собственников, инвестиционного сообщества, деловых партнеров, персонала, местного сообщества, государства, общества в целом.
Сбалансированная система показателей на основе использования опережающих показателей позволит выявлять и устранять недостатки в деятельности предприятия еще до того, как их следствием станет ухудшение финансовых показателей; позволит при необходимости оперативно корректировать управленческие решения в процессе деятельности; позволит с помощью нефинансовых показателей рассматривать деятельность предприятия в разрезе создания стоимости, результатом чего станет повышение конкурентоспособности российских нефтедобывающих предприятий, сделает деятельность предприятия более прозрачной для иностранных и отечественных партнеров (особенно инвесторов).
На наш взгляд, предложения по совершенствованию управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях, выдвинутые в работе, находятся в контексте развития избранной темы и будут способствовать повышению качества управления эффективностью бизнеса нефтедобывающих организаций.
Сегодня оценка результатов деятельности нефтяного предприятия в основном ориентируется на финансовые показатели, не являющиеся объективным оцениванием его хозяйствования. Предприятиям необходима такая система оценки, которая на пути к достижению целей стратегии их развития позволит эффективно управлять процессом хозяйствования. Система оценки должна содержать рычаги управления деятельностью предприятия.
Внедрение сбалансированной системы показателей (ССП), как нового метода управления способно активизировать функции управления, направленные на решение имеющихся экономических проблем каждого отдельного предприятия. Сбалансированная система показателей, кроме финансовых, включает показатели, характеризующие ключевые сферы деятельности предприятия, от которых зависит успешная реализация стратегии. Это выгодно выделяет ССП для обоснования оценки деятельности предприятия.
Эффективность бизнеса и безопасность работников остаются основными проблемами нефтегазовых компаний. Предприятия стремятся повышать производительность труда, снижать издержки за счет ликвидации простоев оборудования, повышать безопасность данных, заботятся о здоровье, безопасности работников и охране окружающей среды.
Нефтегазовая отрасль для РФ является стратегически важной, так как ее деятельность обеспечивает доходные поступления в федеральный бюджет, поэтому развитию этого рынка уделяется важное внимание. Нефтяной рынок сегодня сформирован в основном за счет крупных компаний. К ним в частности, можно отнести: Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз, Лукойл, Татнефть, Руснефть, НОВАТЭК.
С развитием систем менеджмента, представленные нефтедобывающие компании стали уделять внимание не только системе производства, как критерия эффективности бизнеса, но и достижению задач в сфере экологии (снижение вреда окружающей среде, применение новых экологоориентированных проектов).
Мы в работе предлагаем несколько инструментов для развития системы управления эффективностью бизнеса (со спецификой на нефтедобывающие компании):
а) Предложено и обосновано новое определение управления эффективностью, наиболее точно и полно отображающее суть процесса.
б) Предложена адаптированная система ССП с добавлением дополнительного аспекта оценки «Инновации», позволяющего наиболее точно и наглядно отобразить дерево целей/стратегическую карту компании. Обосновано на примере показателей компании ПАО «НК «Роснефть».
в) Предложена матрица идентификации стратегии нефтяной компании и выполнена ее апробация на примере показателей компании ПАО «Лукойл». Разработан методический подход к идентификации стратегии нефтяного предприятия, основанного на двух критериях: класс инновационных стратегий и конкурентная позиция предприятия на рынке.
г) Предложен механизм внедрения ССП с включением специфики субмеханизма VBM. Стратегия, визуализированная в стратегической карте предприятия, представляет общую направленность на реализацию стратегии всеми уровнями управления. В основе предлагаемой модели лежит ценностноориентированная стратегия, которая заключается в достижении интеллектуального совершенства, то есть наибольшей возможной эффективности управления предприятием с позиции максимального удовлетворения интересов всех групп: собственников, инвестиционного сообщества, деловых партнеров, персонала, местного сообщества, государства, общества в целом.
Сбалансированная система показателей на основе использования опережающих показателей позволит выявлять и устранять недостатки в деятельности предприятия еще до того, как их следствием станет ухудшение финансовых показателей; позволит при необходимости оперативно корректировать управленческие решения в процессе деятельности; позволит с помощью нефинансовых показателей рассматривать деятельность предприятия в разрезе создания стоимости, результатом чего станет повышение конкурентоспособности российских нефтедобывающих предприятий, сделает деятельность предприятия более прозрачной для иностранных и отечественных партнеров (особенно инвесторов).
На наш взгляд, предложения по совершенствованию управления эффективностью бизнеса в нефтедобывающих компаниях, выдвинутые в работе, находятся в контексте развития избранной темы и будут способствовать повышению качества управления эффективностью бизнеса нефтедобывающих организаций.
Подобные работы
- Система оценки персонала а нефтедобывающих компаниях
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Экономическое обоснование системы управления основным капиталом предприятия (на примере ПАО «Лукойл»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы управления рисками разработки и эксплуатации
нефтегазового месторождения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Влияние технологических инноваций на эффективность деятельности нефтедобывающей компании
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Контроллинг в системе управления, ориентированного на стоимость
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Информационное обеспечение управления кадровыми бизнес-процессами организации (на примере ООО «Биотехнологии»)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛЬ ОБЕСЦЕНЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ АКТИВОВ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



