Введение 3
1. Теоретические подходы к исследованию мирового рынка услуг 6
1.1. Предпосылки и условия формирования мирового рынка услуг 6
1.2 Экономические и институциональные особенности международной
торговли услугами 16
1.3 Содержание и особенности банковских продуктов и услуг 25
2. Анализ мирового рынка банковских услуг 35
2.1 Анализ динамики рынка мирового рынка банковских продуктов и
услуг 35
2.2 Основные тенденции развития российского рынка банковских услуг 42
2.3 Анализ условий предоставления и качества банковских услуг на российском
рынке 52
3. Перспективы развития рынка банковских услуг в России и за рубежом 59
3.1 Приоритеты развития мирового рынка банковских услуг 59
3.2 Прогноз развития мирового рынка банковских услуг 64
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложения
Необходимым условием функционирования отечественной экономики является становление и развитие специализированной финансовой инфраструктуры и ее составляющих - рынка финансовых услуг. Представленный многофункциональной системой финансовых посредников и на основе предложения соответствующих финансовых услуг и продуктов он обеспечивает потребности в финансовых ресурсах как субъектов хозяйствования, так и физических лиц. В то же время современные тенденции развития общества и бизнеса в использовании новейших электронных и интернет-технологий требуют адекватных изменений их обслуживания финансовыми посредниками.
Реализация конкурентоспособности компаний в наше время в первую очередь зависит от скорости обмена экономической информацией, эффективностью и прозрачностью проводимых операций, адекватностью принятия решений. В этом смысле использование электронных технологий в сочетании с ростом рынка электронной коммерции и различных виртуальных форм предпринимательства трансформирует весь спектр финансовых услуг и закладывает фундамент для более быстрого развития экономических процессов на основе широкой доступности финансовых продуктов в любой момент времени.
Мировой финансовый кризис 2008 и 2014 годов оказал значительное влияние на зарубежный и отечественный банковский рынок. Кредитные организации стали уделять большее внимание на все виды рисков, что негативно отразилось на доступности услуг. Поэтому одной из основных целей банковского сектора является более полное удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских продуктах и услугах. Это должно обеспечить повышение устойчивости и прибыльности банков, укрепление доверия к ним клиентов и, конечно же, усиление конкурентоспособности банковской системы.
Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить, что вопрос возможности интеграции некоторой кредитной организации в мировое банковское сообщество становится все более актуальным. Мировые транснациональные банки с одной стороны обладают большими ресурсами и низкой маржой, что создает барьеры для входа новых участников, но все же события мирового кризиса ипотечного кредитования показали, что это не свидетельствует об их большей надежности.
По рассматриваемым проблемам в отечественной литературе в последние годы подготовлено немало статей и обзоров, на разных уровнях регулярно проводятся научные семинары и конференции. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды по теории и практике банковского обслуживания следующих отечественных и зарубежных авторов: И. Т. Балабанов, И. И. Зайцев, О. И. Лаврушин, М. А. Петров и др.
Цель исследования - выявление современных тенденций и проблем развития мирового рынка банковских услуг, а также разработать рекомендации по их решению
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методические основы предоставления банковских услуг;
2. Проанализировать мировой рынок банковских продуктов и услуг;
3. Выявить основные тенденции российского рынка банковских услуг;
4. Изучить перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг в России и за рубежом;
5. Рассмотреть прогноз развития мирового рынка банковских услуг;
6. Разработать рекомендации по решению проблем развития мирового рынка банковских услуг.
Объект исследования - мировой и российский рынок банковских продуктов и услуг, а предмет - экономические отношения на мировом рынке банковских продуктов и услуг.
В качестве инструментария применялись методы системного, ситуационного и процессного анализа, используемые в ходе изучения проблем создания (проектирования) и технологии продвижения на рынке банковских продуктов (активный и пассивный подход), а также общенаучные методы - анализа и синтеза, классификации, сравнения, количественного и качественного анализа.
В первой главе рассмотрены базовые понятия мирового рынка услуг, определены условия и предпосылки формирования определенного рынка в общей системе рынков и выявить необходимость интеграции в мировое сообщество. Рассмотрены данные вопросы на примере мирового рынка банковских услуг, определив предворительно особенности указанного сегмента рынка.
Во второй главе проведен анализ мирового рынка банковских услуг для выявления дальнейших тенденций развития. Определены основные факторы, влияющие на развитие рынка и охарактеризованы стратегии банков по улучшению качества предоставляемых услуг.
В третьей главе выделены приоритеты развития мирового рынка банковских услуг, что поможет определить пути дальнейшего развития для успешного функционирования в мировом пространстве. Сопоставлены выявленные детерминанты с ситуацией на российском рынке банковских услуг для установления соответствия или различий в направлении развития банковского сектора.
Итогом выпускной квалификационной работы является выполнение поставленной цели, а именно теоретическое обоснование рынка банковских продуктов и услуг, выявление современных тенденций и проблем для его дальнейшего развития и оценки возможности интеграции отечественного банка в мировое сообщество.
Финансовая услуга - это деятельность по привлечению и использованию денежных средств юридических и физических лиц: предоставление кредитов( займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.
Мировой рынок банковских продуктов и услуг является составной частью финансового рынка, представляет собой экономическое пространство, где сталкиваются спрос и предложение банковских продуктов и услуг. Банковская операция - определенная последовательность технических и технологических действий банка, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, так и на выполнение функций самого банка, связанных с его хозяйственной деятельностью. Банковская услуга - совокупность банковских операций, направленных на удовлетворение конкретной потребности клиента. Банковский продукт - четко определенная и структурированная форма банковской услуги, рассчитанная на удовлетворение потребностей клиента, имеющая определенные качественные и ценовые характеристики.
В настоящее время нет четко сформулированной общей классификации банковских продуктов и услуг. У разных авторов разные классификации, чаще всего основанные на разделении объектов и субъектов по разным признакам.
Мировой рынок финансовых услуг во многом связан с проводимой политикой крупнейших мировых финансовых регуляторов, однако кроме этого важную роль в его развитии играют и сами представители отрасли.
Современный мировой рынок финансовых услуг представлен целым спектром различных компаний - от небольших фирм, предоставляющих краткосрочные займы, и peer-to- peer лендинговых платформ до крупных кредитных организаций и инвестиционных корпораций, специализирующихся на вложениях в широкий ряд финансовых активов.
В результате исследования было выявлено, что для успешной конкуренции в мировом пространстве предоставляемые услуги должны быть постоянно модерированы. Проектирование и создание нового банковского продукта охватывает практически всю корпоративную архитектуру. Данный процесс можно разделить на 4 этапа: формирование концепции;
проектирование; внедрение и продвижение; анализ полученного эффекта от внедрения нового продукта.
Основывая на проведенном анализе мирового рынка банковских продуктов и услуг, можно констатировать следующее:
1. Мировой рынок банковских продуктов и услуг подвержен значительному влиянию как тенденций развития национальных экономик, так и международной банковской системы.
2. В период экономической нестабильности кредитные организации сдерживают вложения в рисковые банковские продукты (кредитный и инвестиционный портфели).
3. Банковские продукты и услуги, обеспечивающие текущее функционирование кредитной организации и ее клиентов (денежный, депозитный портфели и вложения в основной капитал), имеют тенденцию к устойчивому росту независимо от меняющийся экономической ситуации.
4. Портфель заемного капитала является высококонъюнктурным банковским продуктом, инструментом государственной денежно-кредитной политики, представляет собой средство поддержки текущей ликвидности кредитной организации.
5. На российском рынке банковских услуг представлено множество банков, при этом большинство этих банков занимает очень малую долю на рынке банковских услуг в России и имеет незначительную рыночную власть. Данный рынок может быть описан, как действующий при наличии доминирующей фирмы.
6. Существует большое количество видов и параметров оценки качества предоставления банковских продуктов и услуг, но ни один из этих показателей не может объективно и полно охарактеризовать банковскую деятельность.
Растущая конкуренция требует от банков более внимательно относиться к запросам клиентов в процессе формирования продуктового портфеля. Для этого необходимо: постоянно обновлять и расширять ассортимент; повышать качество продуктов; следить за изменением потребительского спроса и т.д. В то же время банки не должен игнорировать свои интересы. Необходимо найти оптимальное соотношение между удовлетворением потребностей клиентов, связанных со значительными затратами на производство новых продуктов (модификацию существующих) и доходами, полученными банками от их реализации.
В целях повышения конкурентоспособности определенных кредитных организаций, внедрения их в мировую банковскую систему и обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских продуктах и услуг целесообразно выделить следующие приоритетные направления развития банковской деятельности:
1. формирование ресурсной базы кредитных организаций, по объемам и срочности соответствующей потребностям экономики;
2. расширение участия банковского сектора в финансировании инновационных, инвестиционных процессов, приоритетных национальных проектов и социально-экономическом развитии территории;
3. повышение доступности банковских продуктов и услуг для населения во всех регионах.
В завершении стоит отметить, что банковские продукты и услуги являются традиционной сферой банковского предпринимательства, направленного на повышение доходов банков и удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития мировой и национальной экономики. Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам.
1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей"
3. Балаева О.Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева // МЭ и МО. - 2017. - № 3.
4. Куринная Е. И. Анализ рынка банковских услуг и продуктов в России. Проблемы и пути решения / Е. И. Куринная, Е. С. Пучкина //Россия и Европа: связь культуры и экономики. - 2015. - С. 524 - 527.
5. Юдинцева Л. А. Экономическое содержание банковской услуги / Л. А. Юдинцева // Вопросы экономики и права. -2016- № 10. - С. 122 - 126.
6. Шатковская Е. Г. Анализ рынка банковских продуктов российских кредитных организаций на современном этапе развития экономики / Е. Г. Шатковская // Известия ИГЭА. - 2018 - № 3 (89). - С. 14 - 19.
7. Острожкова П. А. Особенности развития регионального рынка банковских продуктов / П. А. Острожкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 4. - С. 55 - 59.
8. Алич А. Д. Анализ развития российского рынка банковских продуктов и услуг в современных условиях / А. Д. Алич // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 5-1 (83). - С. 7 -10
9. Куринная Е. И. Анализ рынка банковских услуг и продуктов в России. Проблемы и пути решения / Е. И. Куринная, Е. С. Пучкина// Россия и Европа: связь культуры и экономики. - 2015. - С. 524 - 527.
10. Кузнецова И. А. Тенденции развития российского рынка банковских услуг и продуктов в современных условиях / И. А. Кузнецова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2015. - № 6. - С. 306 - 308.
11. Лямин Л.В. Анализ факторов риска, связанных с Интернетбанкингом // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2016. № 5. C. 52-63.
12. Платежные и расчетные системы: международный опыт. Общее руководство по развитию национальной платежной системы. М.: Банк России,
2018. Вып. 3.
13. Чуприна В. Ю. Тенденции и перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг в Российской Федерации / В. Ю. Чуприна, Т. В. Зайцева // Экономическая наука сегодня: теория и практика. - 2016. - С. 163 - 166.
14. Нагорных А. В. Основополагающие элементы функционирования и развития регионального рынка банковских продуктов и услуг / А. В. Нагорных, Л. Л. Тонышева // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2017. - № 34. - С. 235 - 240.
15. Международные экономические отношения : учебник / под ред. В. Е. Рыбалкина -- 10-е изд., -- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - с 45.
16. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. - Калининград, 2014. - 124 с.
17. . Киреев А.П. Международная экономика. - Ч.1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 2010. - 416 с.
18. Кузнецова Г.В. Международная торговля товарами и услугами: учебник для бакалавриата и магистратуры / Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбиралина. - М.: Издательство Юрайт. - 2015. - 571 с.
19. Международный рынок услуг: учебник / под ред. В.А. Черненко. - СПб.: Нестор-История, 2015.- 212 с.
20. Мировая экономика: учеб. / Л.С. Падалкина, В.В. Клочков,
С.В. Тарасова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. - 240 с.
21. Румянцев А.П. Мировой рынок услуг: учебное пособие /
А.П. Румянцев, Ю.О. Коваленко. - К.: Центр учебной литературы, 2016. - 456 с.
22. Постникова Е.В. Понятие услуги в праве Всемирной торговой организации и Европейского Союза: сравнительная характеристика // Право и государство: теория и практика. - 2015. - № 8. - С. 89-93.
23. Шутаева Е.А. Маркетинг: учебное пособие / Е.А. Шутаева,
Э.А. Митина. - Симферополь: ИТ«Ариал», 2016. - 214 с.
24. Балабанов И. Т. Банки и банковское дело / И. Т. Балабанов. - СПб: Питер, 2017 - 304 с.
25. Всяких М. В. Современное состояние и перспективы сферы розничных банковских услуг / М. В. Всяких, Ю. В. Всяких // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2015. - № 2. - С. 4 - 8.
26. Радковская Н. П. Банковские продукты и их продвижение на рынке / Н. П. Радковская. - СПб: СПбГЭУ, 2017. - 117 с.
27. Бурменко Т.Д. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг[Электронный ресурс]: курс лекций / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко. - Режим доступа: http://uchebnik- online.com/soderzhanie/textbook_130.html.
28. Руководство по статистике международной торговли услугами, 2016 год (РСМТУ-2010) - электроный ресурс https://unstats.un.org/unsd/
29. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от
02.12.1990 N 395-1 [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс - надежная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 02.04.2019)
30. Обзор банковского сектора Российской Федерации[ Электронный ресур]: Центральный банк Российской Федерации. URL:
31. https://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_188.pdf (дата обращения: 01.04.2019)
32. Рейтинги банков[ Электронный ресурс]: banki.ru. URL:
http: //www.banki. ru/banks/ratings/? SEARCH_NAME=&SEARCH_REGN=&search %5Btype%01&IS_SHOW_GROUP=0&IS_SHOW_LIABILITIES=0#search_label (дата обращения: 01.04.2019).
33. Рейтинг банков по качеству сервиса по состоянию на 01.01.2018 г. [Электронный ресурс]: Банковский информационно-аналитический
портал.
34. URL: http://www.sotnibankov.ru/ratings/quality-rating/reyting-
bankov-po-kachestvu- servisa/?RATING_DATE=2018-01-01&PAGEN_1=0 (дата обращения: 01.05.2019).
35. Чернорук С. В. Отечественная и международная практика создания и продвижения новых банковских продуктов / С. В. Чернорук // Банковская система: устойчивость и перспективы развития. - 2016. - С. 170 - 174. Электронный ресурс URL: https://ria.ru/economv/20161006/1478685950.html