Введение 3
Глава 1. Общие положения о правовом регулировании туристской деятельности в Российской Федерации 10
§1. Понятие и правовая природа туристской деятельности и туристского продукта 10
§2. Субъекты, осуществляющие туристскую деятельность в Российской Федерации 19
§3. Источники правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации 24
Глава 2. Формы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации: проблемы теории и практики 35
§1. Договорное регулирование в сфере туристской деятельности 36
§2. Государственное регулирование, как необходимая форма воздействия на отношения в сфере туристской деятельности 51
§3. Саморегулирование как особая форма организации предпринимательских отношений в сфере туристской деятельности 58
Глава 3. Ответственность участников туристской деятельности 67
§1. Ответственность при ненадлежащем исполнении обязанностей по договору возмездного оказания туристских услуг 68
§2. Гражданско-правовая ответственность иных участников 80
Заключение 85
Список нормативно-правовых и иных актов, материалов судебной и иной юридической практики и специальной литературы 88
Актуальность темы исследования. Туризм является неотъемлемой частью жизни миллионов людей. Потребитель, обращаясь к туристским организациям, реализует свое право на отдых, охрану здоровья и т.д., а предприниматель, создающий систему туристического обслуживания, гарантирован в получении прибыли. По итогам 2016 года количество занятых в туризме в Российской Федерации (далее-РФ) составило 506 тыс. человек .
Туристская деятельность, согласно ст.3 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о туристской деятельности) признается приоритетной отраслью экономики РФ . Данный подход законодателя представляется верным, т.к. туристская деятельность пополняет доходную часть бюджетов различных уровней, является источником валютных поступлений, стимулирует развитие малых и средних форм бизнеса. Также данная сфера деятельности создает благоприятную почву для вложения инвестиций в различные сектора экономики страны, таких как строительство, торговля, транспортная индустрия, связь, совершенствует систему общественного питания, сферу развлечений и отдыха, гостиничных и иных услуг. Развитие туристской деятельности способствует расширению и укреплению политических, экономических, научных и культурных связей, как на межрегиональном, так и на международном уровне.
Важной формой юридического воздействия на туристскую деятельность является правовое регулирование. Последнее представляет собой регулирование отношений, складывающихся в туристской сфере,
путем установления норм права, направляющих поведение субъектов права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический период в туристской сфере жизнедеятельности общества и государства. Действующее правовое регулирование туристской деятельности носит комплексный характер, регламентируется огромным количеством актов, которые являются недостаточно проработанными, что выражается в имеющихся недочетах, пробелах, смысловых повторах, некорректных, противоречивых нормах, отличающихся низкой юридической техникой. Ряд вопросов, вызывающих проблемы на практике, остается не регламентированным на законодательном уровне, например, некоторые аспекты деятельности туристических агентств, кроме того существуют коллизии между общим и специальным законом, регулирующим туристскую сферу. Такая несбалансированность в правовом регулировании является теоретической проблемой правового регулирования туристской деятельности.
Любые теоретические недостатки правового регулирования напрямую влияют на возникновение практических проблем такого регулирования. Практическое применение правовых норм отличается неоднозначностью (суды по-разному применяют законодательство в схожих отношениях). Функционирование туристической деятельности требует большой гибкости со стороны законодателя, адекватной реакции на возникновение новых прецедентов, в том числе своевременную трансформацию нормативноправовой базы.
Представители науки в своих исследованиях не имеют единой точки зрения на характер туристских правоотношений, на их реализацию, и многое другое. В связи с этим актуальность темы исследования, несомненно, обусловлена восполнением пробелов в науке и в практике, а также направлена на создание ясности в отношениях, возникающих в связи с осуществлением туристской деятельности.
Степень разработанности темы. Так как правовое регулирование туристской деятельности дореволюционного и советского времени сильно отличается от современного, интерес представляют научные разработки постсоветского периода. В своих научных трудах, созданных в начале 90-х годов, такие авторы как Н.И. Волошина, Я.Е. Парций, Л.В. Щенникова впервые обратили внимание на проблемы правового обеспечения туризма.
Исследователи в своих трудах хоть и затрагивали те или иные проблемы правового регулирования туристских отношений, нередко ограничивались лишь рассмотрением отдельных вопросов такого регулирования, не проводя комплексного теоретического исследования. Так, Е.В. Ахтямова , А.Е. Толстова , Е.А. Батищев , Д.П. Стригунова , Н.А. Ган ,
о
А.Н. Ошноков в своих исследованиях значительное внимание уделяли правовой природе договорных отношений и вопросам юридической
ответственности в туристской сфере. В работах И.А. Табатадзе , Ю.В. Никоноровой , Е.Л. Писаревского туристская деятельность
рассматривалась как социально-экономическая категория.
Теоретическим и практическим проблемам правового регулирования туристской деятельности в наиболее полном виде посвящены работы А.А. Муталиевой , К.С. Свиридова , О.В. Ткаченко , Ю.А. Чененова .
Огромное значение для развития доктрины туристской сферы послужило монографическое исследование С.В. Завьяловой .
Многочисленные научные труды, принадлежат таким авторам как А.С. Кусков и Н. В. Сирик , которые уделяли внимание, например, проблемам квалификации договора, заключаемого между туроператором и турагентом.
Большинство научных разработок создавались давно, основывались на действовавшей в то время нормативно-правовой базе, некоторые положения которой в настоящее время устарели. В связи с этим необходимо проведение глубокой и детальной проработки актуальных в области правового регулирования туристских отношений проблем и выработки путей их решения.
Цель данной работы - сформировать комплексное представление о теоретических и практических проблемах правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации.
Указанную цель можно достичь путем решения следующих задач:
— Дать оценку понятию «туристской деятельности», определить ее правовую природу; проанализировать понятие «туристского продукта»;
— Определить круг субъектов, осуществляющих туристскую деятельность;
— Исследовать источники правового регулирования туристской деятельности в нашей стране;
— Рассмотреть договорное регулирование в сфере туристской деятельности;
— Дать оценку государственному регулированию туристской деятельности, как необходимой формы воздействия на отношения в названной сфере;
— Установить специфику саморегулирования в сфере туристской деятельности, как особой формы организации предпринимательских отношений в данной сфере;
— Проанализировать ответственность при ненадлежащем исполнении обязанностей по договору возмездного оказания туристских услуг;
— Рассмотреть гражданско-правовую ответственность иных участников туристской деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках правового регулирования туристской деятельности.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие туристскую деятельность, практика их применения субъектами туристской деятельности, положения науки, посвященные вопросам и проблемам правового регулирования отношений, возникающих в этой сфере.
Рассмотрение предмета настоящей диссертации основывается на следующих методах исследования: диалектический, исторический,
логический, нормативно-аналитический, конкретно-социологический, системный, статистический, сравнительный, формально-юридический. Таким образом, методологическую основу диссертационного исследования составили как общенаучные, так и частно-научные методы исследования.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых в области теории государства и права, гражданского и предпринимательского права, правового регулирования туристкой деятельности: С.С. Алексеева, В.К. Андреева, Л.В. Андреевой, В.А. Белова, И.С. Белых, М.И. Брагинского, С.Н. Братусь, В.В Витрянского, Е.П. Губина, М.А. Егоровой, В.В. Ершовой, О.В. Ефимовой, О.С. Иоффе, А. Е. Кирпичева, О.А. Красавчикова, В. В. Кулакова, А.С. Кускова, В. В. Лаптева, П.Г. Лахно, А.А. Муталиевой, О.М. Олейник, Е.Л. Писаревского, В.Ф. Попондопуло, К.С.
Свиридова, Н. В. Сирик, Е.А. Суханова, Ю.А.Тихомирова, О.В. Ткаченко, Ю.А. Чененова, Г.Ф. Шершеневича и других.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, а также различные федеральные законы (далее-ФЗ), законы субъектов РФ, подзаконные нормативно-правовые акты, международные акты,
регулирующие правоотношения, возникающие в сфере туристской деятельности.
Эмпирической базой исследования послужили материалы судебной и иной юридической практики, связанные с осуществлением туристской деятельности, анализ хозяйственной работы туристских фирм,
статистические данные качественных и количественных показателей развития туристской отрасли.
Апробация работы и внедрение результатов диссертационного исследования. Результаты настоящего исследования использованы в процессе прохождения преддипломной практики в ООО «Випсервис Трэвел». Основные положения и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе освоения курсов «Г ражданского права», «Предпринимательского права», «Потребительского права». Также работу можно использовать и на специальном курсе «Правовое регулирование туристской деятельности в РФ», который можно внедрять не только в рамках профессионального обучения специалистов в области юриспруденции, но и при обучении специалистов в сфере сервиса и туризма. Содержащиеся в диссертации положения, выводы и рекомендации могут быть учтены в процессе дальнейших научных изысканий механизмов повышения эффективности правового регулирования туристской деятельности, в том числе в части устранения теоретических и практических проблем такого регулирования, а также использованы в законотворческой и правоприменительной деятельности.
Подводя итог настоящему исследованию, необходимо еще раз подчеркнуть, что важной формой юридического воздействия на туристскую деятельность является правовое регулирование. Оно представляет собой регулирование отношений, складывающихся в туристской сфере, путем установления норм права, направляющих поведение субъектов права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический период в туристской сфере жизнедеятельности общества и государства.
В процессе формирования комплексного представления о теоретических и практических проблемах правового регулирования туристской деятельности в РФ были подробно рассмотрены: понятие туристской деятельности и туристского продукта, определена их правовая природа; установлен круг субъектов осуществляющих туристскую деятельность; исследованы источники правового регулирования туристской деятельности в нашей стране; определены и рассмотрены формы правового регулирования туристской деятельности, раскрыта их специфика; проанализирована ответственность при ненадлежащем исполнении обязанностей по договору возмездного оказания туристских услуг и ответственность иных участников туристской деятельности.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
— Необходимо формировать у потребителей культуру в сфере туризма, что можно достичь, например, с помощью деятельности различных общественных организаций;
— Обоснована необходимость включения в Закон о туристской деятельности главы, посвященной правам и обязанностям туроператоров и турагентов;
— Следует поддержать мнение ученых, доказывающих необходимость разработки Концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности, в которой также необходимо уделить внимание разделу, посвященному особенностям осуществления туристской деятельности;
— Договор, заключаемый между туроператором и турагентом, по своей природе является агентским, в связи с этим необходимо закрепить в Законе о туристской деятельности права и обязанности по нему;
— Необходимо разработать нормативно-правовую базу,
регламентирующую введение в действие электронной путевки;
— В целях усиления защиты прав потребителей целесообразно наделить дополнительными полномочиями по усилению контроля за туроператорской и турагентской деятельности соответствующие государственные органы, например, Ростуризм;
— Обоснована необходимость внесения в Закон о туристской деятельности нововведений, связанных с созданием реестра турагентов;
— Доказана необходимость внесения в Закон о туристской деятельности изменений, связанных с повышением требований для осуществления турагентской деятельности в виде наличия у турагентов финансового обеспечения и внесения всеми турагентами сведений о себе в реестр турагентов;
— В целях защиты прав потребителей и упрощения договорных связей в туристской деятельности необходимо внести в Закон о туристской деятельности запрет на осуществление субагентской деятельности;
— С целью стимулирования создания добровольных СРО целесообразно ввести налоговые льготы для членов добровольных саморегулируемых организаций;
— Доказана целесообразность изменения ст.10 Закона о туристской деятельности путем увеличения сроков рассмотрения туроператором претензии туриста с 10 дней до 20 дней;
— Правовое регулирование туристской деятельности должно быть направлено на обеспечение баланса интересов между потребителем и исполнителем. С целью исключения недобросовестных действий со стороны туристских фирм и туристов по отношению друг к другу, необходимо усовершенствовать механизм защиты субъектов туристской деятельности;
— Принять поправки в Закон о туристской деятельности и КоАП РФ, в части установления административной ответственности за отказ потребителю в доступе к услугам по причинам, связанным с состоянием его здоровья и/или возрастом;
— Аргументирована необходимость выработки единого подхода к регулированию вопросов ответственности туроператора и турагента.
Изложенные в настоящем исследовании проблемы свидетельствуют о необходимости, как на уровне правотворчества, так и на уровне правореализации способствовать приведению туристской сферы на качественно новый уровень, соблюдая баланс интересов всех участников туристской деятельности, что возможно достигнуть путем совершенствования законодательства и становления однозначной практики в данной области правоотношений.
Теоретические и практические проблемы правового регулирования туристской деятельности будут и в дальнейшем подвергаться всестороннему исследованию и анализу в различных научных работах и трудах. Возможно, появятся новые идеи, направления, научные подходы к рассмотрению тех или иных проблем, различные мнения и представления, как о туристской деятельности, так и о туризме в целом.
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [Текст] // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - N 17(1831).
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [Текст] // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
3. Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям о развитии туризма (принята Генеральной Ассамблеей ООН 21 августа 1963) [Электронный ресурс]: // электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Техэксперт // URL: http://docs.cntd.ru/document/901813699 (дата обращения 07.07.2018).
4. Хартия туризма (принята 22 сентября 1985 года) [Электронный
ресурс]: // электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации Техэксперт // URL: http://docs.cntd.ru/document/901756802 (дата обращения 07.07.2018).
Нормативные правовые акты РФ
5. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. [Текст]: [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
6. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей. [Текст]: [закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 1992. - 7 апреля.
7. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ с изменениями и дополнениями] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4552; 2006. № 52 (часть 1). - Ст. 5496.
8. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изменениями и дополнениями] // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
9. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 1996. - 3 декабря. - № 231.
10. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 1997. - 26 марта. - № 59-60.
11. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью. [Текст]: [федеральный закон РФ от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 1998. - 17 февраля. - № 30.
12. Российская Федерация. Законы. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 2001. - 13 марта. - № 50.
13. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Текст]: [федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 2001. - 31 декабря. - № 256.
14. Российская Федерация. Законы. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 2003. - 18 января. - № 8.
15. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ с изменениями и дополнениями] // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
16. Российская Федерация. Законы. О рекламе. [Текст]:
[федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ с изменениями и
дополнениями] // Российская газета. - 2006. - 15 марта. - № 51.
17. Российская Федерация. Законы. О саморегулируемых
организациях. [Текст]: [федеральный закон РФ от 01 декабря 2007 г. № 315- ФЗ с изменениями и дополнениями] // СЗ РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6076.
18. Российская Федерация. Законы. Об особо охраняемых природных территориях. [Текст]: [федеральный закон РФ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 1995. - 22 марта. - № 57.
19. Российская Федерация. Законы субъектов. О туристской деятельности на территории Ленинградской области. [Текст]: [областной закон Ленинградской области от 31 декабря 1997 г. № 73-оз с изменениями и дополнениями] // Вестник Правительства Ленинградской области. - 1998. - 30 апреля. - № 3. - Стр. 4.
20. Российская Федерация. Указы Президента РФ. О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма. [Текст]: [указ Президента РФ от 25 апреля 1994 г. № 813 с изменениями и дополнениями] // Российские вести. - 1994. - 27 апреля. - № 76.
21. Российская Федерация. Указы Президента РФ. О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности. [Текст]: [указ Президента РФ от 14 сентября 2018 г. № 514] // СЗ РФ. - 2018. - № 38. - Ст. 5834.
22. Российская Федерация. Указы Президента РФ. О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации. [Текст]: [указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284] // СЗ РФ. - 1995. - № 52. - Ст. 5137 (утратил силу).
23. Российская Федерация. Постановления Совета Министров - Правительства РФ. О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации. [Текст]: [постановление Совета Министров - Правительства РФ от 25 декабря 1993 г. № 1343 с изменениями и дополнениями] // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1994. - 3 января. - № 1. - Ст. 12 (утратил силу).
24. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации. [Текст]: [постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 252] // СЗ РФ. - 2017. - № 11. - Ст. 1569.
25. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации. [Текст]: [постановление Правительства РФ от 08 июля 1997 г. № 828 с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 1997. - 16 июля. - № 135.
26. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму. [Текст]: [постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 2005. - 21 января. - № 10.
27. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта.
[Текст]: [постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 2007. - 25 июля. - № 159.
28. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы. [Текст]: [постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317 с изменениями и дополнениями] // СЗ РФ. - 2014. - № 18 (часть II). - Ст. 2163.
29. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. [Текст]: [постановление Правительства РФ от 09 октября 2015 г. № 1085 с изменениями и дополнениями] // Российская газета. - 2015. - 19 октября. - № 235.
30. Российская Федерация. Акты Министерства транспорта РФ. Об
утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию
пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». [Текст]: [приказ
Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82] // Российская газета. - 2007. - 10 октября. - № 22.
31. Российская Федерация. Акты Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии. ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». [Электронный ресурс]: [приказ Росстандарта от 26 марта 2014 г. № 228-ст] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200110997 (дата обращения 07.07.2018).
32. Российская Федерация. Акты Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии. ГОСТ Р 50690-2017 «Туристские услуги. Общие требования». [Электронный ресурс]: [приказ Росстандарта от 31 октября 2017 г. № 1561-ст] // Доступ из информационноправовой системы «КонсультантПлюс».
33. Российская Федерация. Акты Государственного комитета Республики Татарстан по туризму. Об утверждении стратегии развития туризма до 2021 года и плановый период до 2030 года. [Электронный ресурс]: [приказ Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 24 июля 2017 года №109] // электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Техэксперт // URL: http://docs.cntd.ru/document/545687732 (дата обращения 07.07.2018).
Иные акты
34. Российская Федерация. Распоряжения Правительства РФ. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. [Текст]: [распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р с изменениями и дополнениями] // СЗ РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
35. Российская Федерация. Распоряжения Правительства РФ. О присвоении ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» статуса объединения туроператоров в сфере выездного туризма [Текст]: [распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. № 2130-р] // СЗ РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6724.
36. Российская Федерация. Распоряжения Правительства РФ. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. [Текст]: [распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р с изменениями и дополнениями] // СЗ РФ. - 2014. - № 24. - Ст. 3105.
37. Российская Федерация. Распоряжения Правительства РФ. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы) [Текст]: [распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р с изменениями и дополнениями] // СЗ РФ. - 2018. - № 21. - Ст. 3035.
38. Российская Федерация. Акты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания. [Электронный ресурс]: [письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 августа 2007 г. № 0100/8935-07-32]. URL: https: //base.garant.ru/6380466/
39. Российская Федерация. Акты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг. [Электронный ресурс]: письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 августа 2009 г. № 01/11347-9-32 (Текст письма официально опубликован не был) // Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
2. Материалы судебной и иной юридической практики
1. Российская Федерация. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // Верховный Суд Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.supcourt.ru/ (дата обращения: 09.08.2018).
2. Российская Федерация. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 сентября 2016 г. № Ф10-3253/16 по делу № А54- 5650/2015 [Электронный ресурс] // Доступ из информационно-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Российская Федерация. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2017 г. № 09АП-4699/17 по делу № А40- 154511/16 [Электронный ресурс] // Девятый арбитражный апелляционный суд: [сайт]. URL: http://9aas.arbitr.ru/ (дата обращения 07.07.2018).
4. Российская Федерация. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2017 г. № 15АП-14423/17 по делу № А53-14337/2017 [Электронный ресурс] // Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд: [сайт]. URL: http://15aas.arbitr.ru/ (дата обращения 07.07.2018).
5. Российская Федерация. Решение Арбитражного суда Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 26 апреля 2012 г. № А56-10859/2012 [Электронный ресурс] // Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
6. Российская Федерация. Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2015 г. по делу № 33-10439/2015 [Электронный ресурс] // Московский областной суд: [сайт]. URL: http://www.mosoblsud.ru/ (дата обращения 07.07.2018).
7. Российская Федерация. Апелляционное определение СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 20 января 2015 г. по делу № 33-64 [Электронный ресурс] // Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
8. Российская Федерация. Апелляционное определение
Свердловского областного суда от 30 мая 2014 г. по делу № 33-5122/2014 [Электронный ресурс] // Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
9. Российская Федерация. Апелляционное определение
Магаданского областного суда от 07 июня 2016 г. по делу № 33-481/2016 [Электронный ресурс] // Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
10. Российская Федерация. Апелляционное определение
Свердловского областного суда от 28 марта 2017 г. по делу № 33-5495/2017
[Электронный ресурс] // Свердловский областной суд: [сайт]. URL:
https://oblsud--svd.sudrf.ru/ (дата обращения 08.09.2018).
11. Российская Федерация. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2000 г. № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении» [Электронный ресурс] // Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
12. Российская Федерация. Решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 21 сентября 2018 г. по делу № 2-1294/2018 [Электронный ресурс] // Кинешемский городской суд Ивановской области: [сайт]. URL: http://kineshemsky.iwn.sudrf.ru/ (дата обращения: 01.11.2018).
13. Российская Федерация. Апелляционное определение
Московского городского суда от 30 июня 2016 г. № 33-25502/16 [Электронный ресурс] // Московский городской суд: [сайт]. URL:
https://www.mos-gorsud.ru/ (дата обращения: 09.08.2018).
14. Российская Федерация. Апелляционное определение
Московского городского суда от 30 января 2017 г. по делу № 33-3950/2017 [Электронный ресурс] // Московский городской суд: [сайт]. URL:
https://www.mos-gorsud.ru/ (дата обращения 07.08.2018).
15. Российская Федерация. Апелляционное определение
Московского городского суда от 26 апреля 2017 г. по делу № 33-12231/2017 [Электронный ресурс] // Московский городской суд: [сайт]. URL:
https://www.mos-gorsud.ru/ (дата обращения 07.08.2018).
16. Российская Федерация. Апелляционное определение
Московского городского суда от 22 декабря 2016 г. по делу № 33-39245/2016 [Электронный ресурс] // Московский городской суд: [сайт]. URL:
https://www.mos-gorsud.ru/ (дата обращения 13.08.2018).
17. Российская Федерация. Апелляционное определение
Московского городского суда от 28 апреля 2014 г. № 33-15340/14
[Электронный ресурс] // Московский городской суд: [сайт]. URL:
https://www.mos-gorsud.ru/ (дата обращения 13.08.2018).
18. Российская Федерация. Приговор Советского районного суда г. Казани от 13 февраля 2018 г. по делу № 1-117/2018 [Электронный ресурс] // Советский районный суд г. Казани: [сайт]. URL: http://sovetsky.tat.sudrf.ru/ (дата обращения 23.07.2018).
19. Российская Федерация. Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 25 декабря 2017 г. по делу № 2-352/2018 [Электронный ресурс] // Ленинский районный суд г. Кирова: [сайт]. URL: http://leninsky.kir.sudrf.ru/ (дата обращения 19.11.2018).
20. Российская Федерация. Решение Ленинского районного суда г.
Новосибирска от 19 июля 2017 г. по делу № 2-2358/2017 [Электронный ресурс] // Ленинский районный суд г. Новосибирска: [сайт]. URL:
http://leninsky.nsk.sudrf.ru/ (дата обращения 19.06.2018).
21. Российская Федерация. Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 27 июля 2018 г. по делу № 2-2346/18 [Электронный ресурс] // Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга: [сайт]. URL: http://primorsky.spb.sudrf.ru/ (дата обращения 12.10.2018).
22. Российская Федерация. Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 17 мая 2018 г. по делу №2-1239/2018 [Электронный ресурс] // Первомайский районный суд г. Ижевска: [сайт]. URL: http://pervomayskiy.udm.sudrf.ru/ (дата обращения 14.08.2018).